Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СГУПС С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СГУПС С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселкова Елена Александровна

В статье анализируются психологические аспекты профессионального становления студентов с ограниченными возможностями здоровья как сложный и многофакторный процесс. Материал статьи включает в себя анализ психологических особенностей студентов с ограниченными возможностями, проводимый в рамках проекта «Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, обучающихся в СГУПС». Целью исследования является изучение адаптационных возможностей студентов СГУПС с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Методологической базой исследования являются системно-деятельностный и интегральный подходы, позволяющие ориентироваться на гармоничные и межфункцио-нальные связи и отношения в системе вуза. Область применения результатов работы была направлена на активный поиск личностных потенциалов для возможной реализации студентов как полноценных участников профессионального образовательного процесса. Было выявлено, что студенты с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются не столько с физиологическими ограничениями, инвалидностью, сколько с психологическими трудностями. Данная категория студентов обладает личностными особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Студенты с ограниченными возможностями имеют средний уровень коммуникативных способностей, респондентам не составляет труда устанавливать межличностные отношения, однако в них они проявляют осторожность и избирательность, а также испытуемые зачастую занимают зависимую позицию. Студенты имеют средний уровень моральной ответственности, адекватно оценивают свою роль в обществе, следуют общепринятым нормам, стремятся к гармоничным общественным взаимодействиям, при этом для них характерны неустойчивые нервно-психические проявления. Данные факторы формируют сложную и противоречивую структуру профессионального становления, что в свою очередь актуализирует научный поиск оптимальных вариантов решений. В ходе исследования был сделан вывод о том, что основной потенциал для студентов с ограниченными возможностями здоровья связан с мобилизационными возможностями личности, уровнем саморегуляции и ориентацией на определенный уровень жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веселкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES AT THE SIBERIAN TRANSPORT UNIVERSITY

The article regards psychological aspects of professional development of students with disabilities as a complex and multifactorial process. The author has conducted analysis of psychological characteristics of students with disabilities within the framework of the project “Psychological support of students with disabilities studying at Siberian Transport University (STU)”. The purpose of the research is to study the adaptive capabilities of the STU students with disabilities or reduced mobility. The methodological basis of the research is the system-and activity-based approach and the integral approach, which allows focusing on the harmonious and crossfunctional links and relationships in the university system. The application of the results of the study is aimed at an active search for personal potentials, for the possible self-realization of students as full-fledged participants in the professional educational process. The study revealed that the students with disabilities were mainly faced not with physiological or physical limitations, but with psychological difficulties. Such students have specific personal characteristics that need to be taken into account in the teaching and learning process. The students with disabilities have an average level of communicative skills, it is not difficult for them to establish interpersonal relationships. However, the respondents show caution and selectivity in establishing relations, and they often take a dependent position. The disabled students have an average level of moral responsibility, adequately assess their role in the community, follow generally accepted norms, strive for harmonious social interactions. At the same time, they are characterized by unstable neuropsychic manifestations. These factors influence the formation of a complex and contradictory structure of their professional development, which in turn actualizes the scientific search for optimal solutions. The author concludes that the main potential for students with disabilities is associated with their personal mobilization capabilities, the level of self-regulation and the orientation to a certain standard of living.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СГУПС С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (13). С. 52-59.

The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022. No. 2 (13). Р. 52-59.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья

УДК 378.178:665.62

doi 10.52170/2618-7949_2022_13_52

Психологические аспекты адаптации студентов СГУПС с ограниченными возможностями здоровья

Елена Александровна Веселкова

Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия, Veselkovs59@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются психологические аспекты профессионального становления студентов с ограниченными возможностями здоровья как сложный и многофакторный процесс. Материал статьи включает в себя анализ психологических особенностей студентов с ограниченными возможностями, проводимый в рамках проекта «Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, обучающихся в СГУПС». Целью исследования является изучение адаптационных возможностей студентов СГУПС с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Методологической базой исследования являются системно-де-ятельностный и интегральный подходы, позволяющие ориентироваться на гармоничные и межфункциональные связи и отношения в системе вуза. Область применения результатов работы была направлена на активный поиск личностных потенциалов для возможной реализации студентов как полноценных участников профессионального образовательного процесса. Было выявлено, что студенты с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются не столько с физиологическими ограничениями, инвалидностью, сколько с психологическими трудностями. Данная категория студентов обладает личностными особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Студенты с ограниченными возможностями имеют средний уровень коммуникативных способностей, респондентам не составляет труда устанавливать межличностные отношения, однако в них они проявляют осторожность и избирательность, а также испытуемые зачастую занимают зависимую позицию. Студенты имеют средний уровень моральной ответственности, адекватно оценивают свою роль в обществе, следуют общепринятым нормам, стремятся к гармоничным общественным взаимодействиям, при этом для них характерны неустойчивые нервно-психические проявления. Данные факторы формируют сложную и противоречивую структуру профессионального становления, что в свою очередь актуализирует научный поиск оптимальных вариантов решений. В ходе исследования был сделан вывод о том, что основной потенциал для студентов с ограниченными возможностями здоровья связан с мобилизационными возможностями личности, уровнем саморегуляции и ориентацией на определенный уровень жизни.

Ключевые слова: психологическая адаптация, профессиональное становление, студенты, ограниченные возможности здоровья, саморегуляция

Для цитирования: Веселкова Е. А. Психологические аспекты адаптации студентов СГУПС с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (13). С. 52-59. DOI 10.52170/2618-7949_2022_13_52.

PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Original article

Psychological aspects of adaptation of students with disabilities at the Siberian Transport University

Elena A. Veselkova

Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia, Veselkovs59@mail.ru

Abstract. The article regards psychological aspects of professional development of students with disabilities as a complex and multifactorial process. The author has conducted analysis of psychological characteristics of

© Веселкова Е. А., 2022

students with disabilities within the framework of the project "Psychological support of students with disabilities studying at Siberian Transport University (STU)". The purpose of the research is to study the adaptive capabilities of the STU students with disabilities or reduced mobility. The methodological basis of the research is the system-and activity-based approach and the integral approach, which allows focusing on the harmonious and cross-functional links and relationships in the university system. The application of the results of the study is aimed at an active search for personal potentials, for the possible self-realization of students as full-fledged participants in the professional educational process. The study revealed that the students with disabilities were mainly faced not with physiological or physical limitations, but with psychological difficulties. Such students have specific personal characteristics that need to be taken into account in the teaching and learning process. The students with disabilities have an average level of communicative skills, it is not difficult for them to establish interpersonal relationships. However, the respondents show caution and selectivity in establishing relations, and they often take a dependent position. The disabled students have an average level of moral responsibility, adequately assess their role in the community, follow generally accepted norms, strive for harmonious social interactions. At the same time, they are characterized by unstable neuropsychic manifestations. These factors influence the formation of a complex and contradictory structure of their professional development, which in turn actualizes the scientific search for optimal solutions. The author concludes that the main potential for students with disabilities is associated with their personal mobilization capabilities, the level of self-regulation and the orientation to a certain standard of living.

Keywords: psychological adaptation, professional development, students, disabilities, self-regulation

For citation: Veselkova E. A. Psychological aspects of adaptation of students with disabilities at the Siberian Transport University. The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022;(13):52-59. (In Russ.). DOI 10.52170/2618-7949_2022_13_52.

Обучение в вузе студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей стране становится все более распространенным явлением, хотя это серьезное испытание для личности. Психологическая адаптация профессионального становления представляет собой многоэтапный, длительный процесс личностного роста и профессионального созревания. Высшее образование не только дает человеку высокий уровень профессиональных знаний и навыков, но и меняет отношение к себе и окружающим.

Цель работы заключается в исследовании психологических адаптационных возможностей личности студентов Сибирского государственного университета путей сообщения с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В ходе данного исследования были поставлены задачи: изучение научной литературы по интересующей нас тематике; проведение практического исследования, определяющего личностные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья; определение рекомендательных направлений в профессиональном становлении студентов.

Основные методы исследования: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин), опросник межличностных отношений В. Шутца (модификация А. А. Рукавишникова), методика «Самооценка эмоционального состояния» (А. Уэссман и Д. Рикс), опросник тревожности

Ч. Спилберга и метод математической статистики (и-критерий Манна - Уитни).

В ходе анализа отечественной и зарубежной литературы о профессиональном становлении студентов с ограниченными возможностями были выделены основные теоретические подходы адаптации к образовательному процессу, описаны психологические особенности студентов с ОВЗ, а также рекомендательные меры сопровождения.

С точки зрения системно-деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, А. Г. Асмолов) и интегрального подхода (А. А. Реан, А. Н. Жмыри-ков, Э. Ф. Зеер) можно определить адаптацию студентов с ограниченными возможностями как многофакторную, постоянно изменяющуюся систему взаимодействия личности с миром, благодаря которой развивается человек с ориентацией на гармоничные и межфункциональные связи и отношения [1, 2].

Комплексная модель адаптации студентов с ОВЗ к условиям образовательного учреждения включает в себя: пространственный компонент (обустройство среды вуза), образовательный компонент (активное взаимодействие с преподавательским составом), социально-психологический компонент (адаптация в студенческой группе, а также в системе взаимодействия с различными структурами университета) [3, 4].

Адаптивные возможности студентов с ОВЗ, по мнению О. А. Козыревой, ослабляются из-за следующих факторов:

- характер инвалидности, то есть особенности основного заболевания препятствуют обычному функционированию организма (ограничение в передвижении, невозможность получать информацию традиционными привычными способами, необходимость принимать медикаменты и другие);

- психофизиологические критерии, то есть особенности высшей нервной деятельности, возбудимость, биоритмические свойства, характер взаимодействия с окружающими, аспекты познавательных процессов при различных заболеваниях и другие;

- сложности физического здоровья, то есть сниженный иммунитет, вызванный соматической ослабленностью, не связанный с инвалидностью;

- ограничения психологических возможностей (прежде всего в коммуникации), связанные с тем, что многие студенты до поступления в университет сталкивались с настороженным отношением сверстников из-за инвалидности, часто обучались индивидуально, поэтому в вузе они могут встретиться с личностной неготовностью преподавателей и сверстников к взаимодействию с ними;

- пространственные ограничения, связанные с неудобствами архитектурных особенностей зданий (длинные переходы, крутые лестницы, строение аудиторий и другие);

- наличие внутриличностных психологических барьеров, ограничивающих возможности студентов с инвалидностью к социальному приспособлению и адаптации в высшем учебном заведении;

- отсутствие возможности в полной мере участвовать в различных видах деятельности (спортивной, трудовой, учебной), именно данный комплекс препятствует социальной адаптации и тормозит развитие личности [5].

Анализ психологических особенностей студентов с ограниченными возможностями проходил в рамках проекта «Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, обучающихся в СГУПС». Данный проект существует с 2017 года. В ходе реализации проекта в нем участвовало 46 студентов на протяжении всего срока обучения, в течение каждого учебного года - от 16 до 18 студентов.

В процессе практического исследования были проанализированы результаты проведе-

ния многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», авторами которого являются А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин. Ниже представлены результаты, полученные в группе студентов с ОВЗ за 2019/20 учебный год.

Шкала «Личностный адаптивный потенциал» является суммой шкал «Коммуникативные особенности», «Моральная нормативность», «Нервно-психическая устойчивость», в связи с этим рассмотрим их содержательную интерпретацию.

По шкале «Коммуникативные особенности» 81 % респондентов имеют средний уровень коммуникативных способностей, студентам не составляет труда устанавливать межличностные отношения, однако они проявляют осторожность и избирательность, в дружбе преданны, отзывчивы. 19 % испытуемых обладают низким уровнем коммуникативных способностей, данные результаты свидетельствуют о том, что при взаимодействии с окружающими могут возникать трудности, проявляющиеся в агрессивности, повышенной конфликтности со стороны респондентов.

Большая часть группы - 65 % студентов -со средним уровнем моральной ответственности адекватно оценивают свою роль в обществе, следуют общепринятым нормам, стремятся к гармоничным общественным взаимодействиям. Оставшиеся 35 % респондентов попали в группу с низкой моральной ответственностью, что говорит о проблемах с оцениванием своей роли, о возможности проявления сопротивления установленным порядкам или нарушения их.

Важно, что результаты, полученные по шкале «Нервно-психическая устойчивость», выявили следующие особенности студентов с ограниченными возможностями. Так, 65 % группы обладают низким уровнем устойчивости, то есть студенты, вошедшие в данную группу, характеризуются проявлением нервно-психических срывов, наличием неадекватной самооценки, а также негативным восприятием окружающего мира. И только 35 % испытуемых имеют средний уровень, то есть для данной группы характерны неустойчивые нервно-психические проявления.

При рассмотрении результатов по шкале «Личностный адаптивный потенциал» в нашей выборке наибольшее количество сту-

дентов - 75 % - вошли в группу удовлетворительной адаптации. Такие учащиеся обладают признаками различных акцентуаций, которые могут сглаживаться и даже исчезать в привычных для них ситуациях. Усиление акцентуированных черт чаще происходит при смене деятельности, в новых, еще не знакомых условиях. В связи с этим успешность адаптации студентов с ОВЗ во многом зависит от условий психологического и социального климата.

Также для нашей группы респондентов характерна достаточно низкая эмоциональная устойчивость. Возможны проявления эмоциональной лабильности и даже асоциальных срывов с признаками конфликтности и агрессивности (как внутренней, так и внешней). Для студентов данной группы необходимо постоянное психологическое сопровождение. Так, 25 % учащихся с низким уровнем адаптации характеризуются явными акцентуациями характера, психическое состояние может находиться в пограничном состоянии, возможны яркие вспышки агрессии и конфликтных проявлений. Данной группе необходимо периодическое консультирование у психолога, что и происходит в рамках университетского проекта [6].

Опросник межличностных отношений В. Шутца (модификация А. А. Рукавишникова) позволяет нам исследовать близкие взаимодействия. Рассмотрим подробнее основные межличностные потребности по В. Шутцу.

Среди студентов с ОВЗ пограничный уровень демонстрируемого поведения выявлен у 37,5 %, высокий - у 62,5 %. Респонденты с высоким уровнем комфортно чувствуют себя в группе, активно с ней взаимодействуют, не испытывая дискомфорта, стремятся быть больше и чаще среди людей, активно вовлекать их в свою деятельность, привлекать их внимание к себе, максимально стараются принадлежать к различным социальным группам. Пограничные показатели указывают на тенденцию поведения, колеблющуюся между признаками низкого уровня и высокого уровня в потребностях включения, контроля и аффекта.

Таким образом, вне зависимости от степени ограниченных возможностей здоровья испытуемые одинаково имеют потребность создавать отношения по принципу сотрудничества и желают проявить индивидуальность.

Независимо от состояния здоровья студенты стремятся к социализации.

При анализе показателя «Включенность (требуемое поведение)» результаты распределились следующим образом: 6 % испытуемых обладают экстремально низким уровнем, 6 % -низким, 38 % - пограничным, 50 % - высоким. Лишь один человек из группы студентов с низким уровнем включенности не имеет потребности принадлежать группе, привлекать к себе внимания, старается быть незаметным и отстраненным. Большинство студентов исследуемой группы имеют высокий уровень, а значит, наоборот, стараются быть включенными в деятельность группы, то есть имеют потребность быть ею принятыми.

Что касается функции контроля, то в исследуемой группе выявлены следующие показатели: 44 % студентов - с пограничным уровнем, 50 % - с высоким, 6 % - с экстремально высоким. Высокий уровень по данному критерию свидетельствует о стремлении индивидов брать на себя ответственность, принимать решения, выступать в роли руководящего лица. При этом, если сравнивать результаты с возрастной нормой учащихся в группе студентов, не имеющих ограничения, то у студентов с ОВЗ показатели ниже.

Результаты по характеристике «контроль требуемого поведения» в исследуемой группе: 6 % студентов - с пограничным уровнем, 81 % - с высоким, 13 % - с экстремально высоким. Высокий уровень шкалы сигнализирует о выстраивании зависимых отношений с опорой на авторитет других, позволяя им делать выбор в ведущих вопросах.

Анализируя аффективную сферу в группе студентов с ограниченными возможностями, было выявлено, что 12,5 % имеют низкий уровень, 37,5 % - пограничный, 50 % - экстремально высокий. Тогда как респонденты с условной нормой здоровья склонны сближаться с людьми, устанавливать более интимные отношения, не испытывая трудностей.

По показателю «Аффект (требуемое поведение)» результаты распределились следующим образом: 6 % студентов с ОВЗ - с низким уровнем, 19 % - с пограничным, 81 % - с высоким. Испытуемые из исследуемой группы с низким уровнем рассматриваемого показателя аккуратно подходят к вопросу выбора парт-

нера для построения семейных отношений, осторожны в установлении глубоких эмоциональных связей. Респонденты, попавшие в группу с высоким уровнем, требуют, чтобы окружающие «без разбора» устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.

Рассмотрим результаты опроса, раскрывающие индивидуальные особенности респондентов, полученные при применении методики «Самооценка эмоционального состояния» (А. Уэссман и Д. Рикс) у студентов СГУПС за 2019/20 учебный год*.

По шкале «Спокойствие - тревожность» большинство студентов - 56 % - имеют высокий уровень самооценки, что характеризует испытуемых как сдержанных, степенных, терпеливых, невозмутимых и уравновешенных. Средний уровень самооценки, присущий 38 % опрошенных, говорит о показателях без явного преобладания одного из полюсов (низкий - высокий).

По шкале «Чувство уверенности в себе -беспомощность» 6 % респондентов имеют низкий уровень самооценки, что характеризует их как людей беспомощных, слабых, нерешительных и стеснительных; 38 % студентов имеют высокий уровень самооценки, то есть респондентам присущи такие особенности, как решительность, твердость, уверенность и упорство; средний уровень самооценки, присущий 56 % опрошенных, говорит о показателях без явного преобладания одного из полюсов (низкий - высокий).

Опираясь на шкалу «Суммарная оценка состояния», преобладающее количество респондентов - 62,5 % - имеют средний уровень самооценки общего эмоционального состояния, то есть большинство испытуемых находятся в нейтральной позиции, проявляя те или иные качества в зависимости от ситуации. Оставшиеся 37,5 % студентов обладают высоким уровнем общего эмоционального состояния: данная группа студентов высоко оценивает свое эмоциональное состояние, что может обеспечивать высокую продуктивность, позитивное отношение к жизни, готовность без затруднений решать возникающие задачи.

* Данные получены в ходе выполнения практической части выпускной квалификационной работы «Психологические особенности адаптации

Рассматривая результаты тревожности по Ч. Спилбергу, сопоставим данные группы студентов с ограниченными возможностями здоровья (экспериментальная группа) и данные группы студентов без ограничений (контрольная группа) за 2019/20 учебный год. Для нас было важно определить разный уровень тревожности, как ситуационной, так и личностной, для выявления факторов эмоционального совлада-ния и определения направления психологического консультирования.

Анализируя уровень ситуационной тревожности, мы определяли степень реагирования на стресс и фрустрационные ситуации. Важно, что 81 % респондентов - студентов с ОВЗ и 50 % студентов без ограничений имеют высокий уровень ситуативной тревожности, что свидетельствует о том, что респонденты на момент проведения тестирования испытывали состояние высокой тревожности. 19 % респондентов экспериментальной группы и 31 % респондентов контрольной группы обладали средним уровнем тревожности. В группе студентов с ОВЗ низкого уровня ситуативной тревожности выявлено не было, а в контрольной группе его имели 19 % опрошенных. Данный показатель может говорить о том, что респонденты могли вытеснять высокую тревожность, стараясь казаться лучше.

Уровень личностной тревожности в группах можно описать следующем образом: у 56 % студентов с ОВЗ и 6 % студентов без ограничений был выявлен высокий уровень. Такая тревожность ярко проявляется в ситуациях оценки компетенций, способностей и так далее. Стоит отметить, что высокий уровень личностной тревожности может стать одним из факторов развития психосоматических заболеваний и проявления нервных срывов. Респонденты со средним уровнем личностной тревожности (38 % экспериментальной группы и 63 % контрольной группы) характеризуются тем, что могут вовремя мобилизоваться, действовать рационально и эффективно. И лишь 6 % студентов с ОВЗ и 31 % студентов без ограничений обладают низким уровнем личностной тревожности. Испытуемые не склонны воспринимать большой спектр ситу-

студентов с ограниченными возможностями здоровья (на примере СГУПС)» (автор работы - студентка В. Д. Пименова).

аций как угрожающие и проявлять признаки тревожности.

Сопоставляя полученные результаты по методикам Ч. Спилберга, А. Уэссман и Д. Рикс, можно сделать вывод, что студенты с ОВЗ завышают самооценку своего эмоционального состояния, характеризуя себя как сдержанных и уравновешенных, однако в действительности подвержены сильным проявлениям тревожности.

Сравнительный анализ (установление различий) психологических особенностей студентов с ограниченными возможностями здоровья с данными контрольной группы студентов без ограничений проводился с помощью метода математической статистики - и-критерия Манна -Уитни. Критерий применялся к шкалам: личностный адаптивный потенциал, демонстрируемые и требуемые показатели - включенность, аффект и контроль, суммарная оценка эмоционального состояния, ситуативная и личностная тревожность, самооценка силы воли.

В результате применения математической статистики при анализе полученных данных можно сделать вывод, что существуют статистические различия в показателях адаптации, самооценки эмоционального состояния, тревожности; неопределенные различия - в волевой сфере и частично в межличностных отношениях (р < 0,05).

Результаты консультативной работы позволяют заглянуть в структуру межличностных отношений и обнаружить, что студенты с ограниченными возможностями наиболее часто в межличностном плане «застревают» в детско-роди-тельской конфигурации, попеременно меняя роль Родителя и Ребенка.

Взаимодействия в студенческом сообществе характеризуются пограничным уровнем, что свидетельствует о проявлении некой нестабильности в отношении включения в группу, взаимодействия с ней, принятия зависимой позиции.

Подобный результат может свидетельствовать о том, что существует сформированное обществом осторожное отношение к лицам с ОВЗ, которое является барьером в установлении более близких взаимоотношений. Однако сами испытуемые готовы выстраивать межличностные отношения, становиться преданными друзьями и партнерами, проявлять свои лидерские качества.

Студенты с ОВЗ обладают более высокими мотивационными параметрами, относятся к себе с повышенным контролем, ставят перед собой более высокие критерии успеха, так как им необходимо обладать конкурентными преимуществами в социальной действительности. Каждый промах воспринимается болезненно и быстро переходит на личностный уровень.

Потенциал личности, с точки зрения В. Е. Клочко и Э. В. Галажинского, включает: личностные качества, компетенции, особую ценностно-смысловую организацию жизненного мира субъекта [7].

В ходе реализации потенциалов личности в определении образовательно-профессиональных достижений студентам с ОВЗ приходится одновременно сталкиваться с преградами и находить возможности достижения задуманного. Кроме традиционных запросов, динамическая среда университета ставит перед личностью студента задачи развития таких сторон профессионально-личностной активности, как творческий потенциал, профессионализм и эрудиция.

Наполняя себя знаниями, умениями, успешные студенты с ОВЗ в ходе обучения прежде всего создают потенциальную энергию реализации накопленного. Точка роста - это способность человека быть «избыточным», больше тех ролей и функций, которые он исполняет [8].

Определяя рекомендательные направления в профессиональном становлении студентов с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь их необходимо связать с мотивацией достижений, способностью к взаимодействию с окружающими, вовлеченностью в учебный процесс и интеллектуальной инициативой, уравновешенной рефлексивностью и толерантностью. Такой набор личностных качеств определяет возможность построить для студентов с ОВЗ продуктивные отношения в коллективе, как с преподавательским составом, так и с однокурсниками.

Э. Хаген выделил понятие «личностные синдромы» - это взаимодействие структуры личности, которая включает противоречивость традиционных предписаний и новаторских изменений [9, 10]. Именно данная комбинация актуализирует потенциальные возможности личности и способствует гармонизации в изменяю-

щемся учебном процессе, создавая причины самореализации и саморазвития студентов с ОВЗ.

Таким образом, студенты с ограниченными возможностями имеют средний уровень коммуникативных способностей, респондентам не составляет труда устанавливать межличностные отношения, однако в них они проявляют осторожность и избирательность, адекватно оценивают свою роль в обществе, следуют общепринятым нормам, стремятся к гармоничным общественным взаимодействиям, при этом для них характерны неустойчивые нервно-психические проявления.

Также студенты с ОВЗ обладают признаками различных акцентуаций, которые частично компенсируются в привычных для них ситуациях и проявляются зачастую при смене деятельности.

Кроме того, мы можем сделать вывод, что студенты с ОВЗ наиболее часто встречаются с пограничным уровнем, что свидетельствует о проявлении некой нестабильности в отношении включения в группу, взаимодействия с ней, испытуемые зачастую занимают зависимую позицию.

Основной потенциал для студентов с ограниченными возможностями здоровья связан с повышенным уровнем саморегуляции, мобилизационными возможностями личности, а главное - с ориентацией на качественно высокий уровень жизни. Такие свойства индивида помогают студентам с ОВЗ реализовываться в лич-ностно-профессиональном плане. Обладание комплексом определенных качеств помогает личности решить поставленные задачи и при желании ускорить карьерный рост [11-14].

Список источников

1. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России : материалы II Международной научно-практической конференции. Кисловодск : Издательство Северо-Кавказского государственного технического университета, 2009. С. 11-16.

2. Богданов Т. Г., Степанова Н. А., Вовненко К. Б. Социальная адаптация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник для вузов. М. : Академия, 2014. 105 с.

3. Бондаренко Е. Н. Социально-педагогическая диагностика как основа сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. С. 35-40.

4. Веселкова Е. А. Психологический потенциал карьерного роста студентов СГУПСа с ограниченными возможностями // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества : материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 24 октября 2019 г.). Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2020. 250 с. ISBN 978-5-00148-107-2.

5. Козырева О. А. Проблемы инклюзивного образования: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Юрайт, 2021. 179 с. (Высшее образование). ISBN 978-5-534-14411-6.

6. Веселкова Е. А. Основные подходы к выбору профессии // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества : материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 19-20 октября 2017 г.). Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2018. 291 с. ISBN 978-5-93461-930-6.

7. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского университета. Психология и педагогика. 2009. № 325. С. 150.

8. Веселкова Е. А. Профессиональное самоопределение как фактор обучения и воспитания в высшей школе // Образование как единство обучения и воспитания : материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2016. С. 263-267.

9. Веселков А. В., Веселкова Е. А. Готовность к профессиональному самоопределению // Интерэкспо ГеоСибирь. 2016. Т. 6, № 1. С. 256-259.

10. Мотиваторы инновационной активности студенческой молодежи / О. И. Кашник, А. В. Веселков, Е. А. Веселкова, Е. Ю. Бутина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 12 (35). Ч. 1. С. 68-73.

11. Веселков А. В. Инновационная активность как фактор карьерного роста // Актуальные проблемы про-фориентологии на современном этапе развития общества : материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 22-23 октября 2015 г.). Новосибирск : Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2016. 340 с.

12. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2003. 480 с.

13. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе : учебное пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмон-таса. М. : Издательство Московского государственного психолого-педагогического университета, 2013. 196 с.

14. Naidoo P. Potential contributions to disability theorizing and research from Positive Psychology // Disability and Rehabilitation. 2006. Vol. 28, no. 9. P. 595-602. DOI: 10.1080/0022930500219027.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Alexandrova L. A., Lebedeva A. A., Leontiev D. A. Self-regulation resources of students with disabilities as a factor of inclusive education effectiveness. Personal resources of labor force in the changing Russia: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference. Kislovodsk: Publishing House of North Caucasian State Technical University; 2009. Р. 11-16. (In Russ.).

2. Bogdanov T. G., Stepanova N. A., Vovnenko K. B. Social adaptation and professional orientation of persons with disabilities: textbook for universities. Moscow: Academia; 2014. 105 p. (In Russ.).

3. Bondarenko E. N. Socio-pedagogical diagnostics as a basis for guidance of students with disabilities. Modern scientific research and innovation. 2016;(1):35-40. (In Russ.).

4. Veselkova E. A. Psychological potential of career growth of students of STU with disabilities. Actual issues of vocational guidance at the present stage of development of society: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Oct 24, 2019). Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2020. 250 р. (In Russ.).

5. Kozyreva O. A. Problems of inclusive education: textbook for universities. Moscow: Urait; 2021. 179 p. (In Russ.).

6. Veselkova E. A. Basic approaches to choosing a profession. Actual issues of vocational guidance at the present stage of society development: Proceedings of the International Scientific and Practical conference (Oct 19-20, 2017). Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2018. 291 p. (In Russ.).

7. Klochko V. E., Galazhinsky E. V. Innovative potential of personality: systemic-anthropological context. Tomsk State University Journal: Psychology and Pedagogy. 2009;325:150 (In Russ.).

8. Veselkova E. A. Professional self-determination as a factor of education and upbringing in higher school. Education as a unity of training and mentoring: Proceedings of the International Scientific and Methodological Conference. Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2016. P. 263-267. (In Russ.).

9. Veselkov A. V., Veselkova E. A. Readiness for professional self-determination. Interexpo Geo-Siberia. 2016;6(1):256-259. (In Russ.).

10. Kashnik O. I., Veselkov A. V., Veselkova E. A., Butina E. Y. Motivators of innovative activity of student youth. Personality, family and society: issues ofpedagogy and psychology. 2013;12(35):68-73. (In Russ.).

11. Veselkov A. V. Innovative activity as a factor of career growth. Actual problems of vocational guidance at the present stage of society development: Proceedings of the International Scientific and Practical conference (22-23 Oct 2015). Novosibirsk: Publishing House of Siberian Transport University; 2016. 340 p. (In Russ.).

12. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Y. Psychology of labor and human dignity: textbook for university students. Moscow: Academia; 2003. 480 р. (In Russ.).

13. Aismontas B. B., ed. Psychological and pedagogical foundations of teaching students with disabilities at university: guidebook for university lecturers working with students with disabilities. Moscow: Publishing House of Moscow State Psychology and Pedagogy University; 2013. 196 р. (In Russ.).

14. Naidoo P. Potential contributions to disability theorizing and research from Positive Psychology. Disability and Rehabilitation. 2006;28(9):595-602. DOI: 10.1080/0022930500219027.

Информация об авторе

Е. А. Веселкова - доцент кафедры «Профессиональное образование, педагогика и психология» Сибирского государственного университета путей сообщения, кандидат медицинских наук.

Information about the author

E. A. Veselkova - Associate Professor of the Department of Professional Training, Pedagogy and Psychology, Siberian Transport University, Candidate of Medical Sciences.

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 26.01.2022; принята к публикации 30.03.2022.

The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 26.01.2022; accepted for publication 30.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.