УДК 159.922.8
А.И. Мымрикова, О.Н. Истратова ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РОДИТЕЛЕЙ В СТАРШЕМ
,
ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Рассмотрены причины возникновения психологической зависимости от родителей в старшем подростковом возрасте, которые коренятся в детско-родительских отношениях и складываются с самого рождения ребенка, а также ее последствиям. Кроме того, уделено внимание самому понятию психологической зависимости от родителей и особенностям старшего подросткового возраста как сензитивного для ее формирования.
Психологическая зависимость; старший подростковый возраст; семейное воспита-; ; зависимости от родителей.
A.I. Mymrikova, O.N. Istratova PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE ON PARENTS AT THE SENIOR TEENAGE, CAUSES AND EFFECTS OF ITS OCCURRENCE
This article is about the reasons of occurrence of psychological dependence on parents at the senior teenage age which root in children-parental relations and develop since the birth of the child, and also to its consequences. Besides, the attention is paid to the concept of psychological dependence on parents and features of the senior teenage age as sensitive for its formation.
Psychological dependence; senior teenage age; family education; reasons of psychological dependence on parents; consequences of psychological dependence on parents.
Различные виды зависимости человека от чего бы то ни было всегда оказывают негативное влияние на развитие его личности, поскольку зависимость - это утрата свободы принятия решений в той или иной сфере деятельности или в жизни вообще. Особенно опасно явление зависимости в период старшего подросткового возраста, когда сам феномен свободы личности в плане принятия ею жизненно важных решений, в идеальном варианте развития должен формироваться окружением этой личности и одновременно прорастать изнутри. Суть этого идеального варианта заключается в том, что ребёнок в предродовом периоде своего развития составляет единое целое с матерью, а на психическом уровне и с отцом, но после родов всё развитие новорождённого осуществляется путем постепенного роста психофизиологической дистанции между ним и родителями, благодаря которому ребёнок обучается постепенно брать «в свои руки» решение вопросов самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации. Но в жизни идеальные варианты проявляются редко.
Учеными хорошо изучены алкогольная и никотиновая зависимости, интер-
- . -
ченное явление психологической зависимости в детско-родительских отношениях.
Психологическая зависимость от родителей представляет особую форму межлич-, -
ной близости, поддержке и защите со стороны родителей (одного из родителей) и сниженная способность к самостоятельному поведению. Неотъемлемыми чертами этого явления признаются: неуверенность в себе, чувство беспомощности и потребность в опеке, защите и опоре, несамо достаточность и сильная потребность в любви и , . двух основных формах: собственно зависимости (проявляется в смирении, подчинении, «уходе») и негативизме (проявляется в протесте, упрямстве, бунте) [1].
Феномен психологической зависимости, как и всё в человеке, является сложным. Применяя метод классификации путём деления целого на части, можно выделить несколько его характерных компонентов [1]: 1) когнитивный - проявляется в представлении о себе как о слабой, бессильной и неспособной личности, на фоне восприятия других сильными и влиятельными; 2) мотивационный - выраженная потребность в поддержке и руководстве со стороны значимых лиц; 3) эмоциональ-
- , -симого поведения, особенно при наличии внешнего оценщика; 4) поведенческий -, ,
.
Старший подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.
. . , -ную ситуацию развития. Особенностью старшего подросткового возраста является завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых, опыт принятия самостоятельных решений и ответственность за них. Все это влечет за собой необходимость развития соответствующего поведения [2, 4]. Происходит перестройка системы межличностных отношений и места подростка в ней. Отношения со сверстниками несут личностный характер и позволяют общаться «на равных». Отношения с взрослыми личностно-деловые, в которых развивается внутренняя автономия, самостоятельность старшего подростка [1, 2, 4].
Психологически зависимые от родителей старшие подростки, напротив, имеют амбивалентные отношения с родителями. С одной стороны они характеризуются
, , общению, желанием получать от родителей помощь, советы. С другой стороны -тяготением этой зависимостью при резко негативном оценивании зависимости вообще, сильной эмоциональной напряженностью [1].
Установление подлинной независимости от родителей является не простой , -, , , [1]. Но для старшего подростка важно решить задачу эмансипации от родителей, процесс которой является сложным и многомерным, также имеющим несколько характерных аспектов [4]: эмоциональный, показывающий, насколько значим для старшего подростка эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (в особенности к сверстникам); поведенческий, проявляющийся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери; нормативный, показывающий, ориентируется ли старший подросток на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие.
При рассмотрении психологической зависимости от родителей большее внимание специалистами уделяется эмоциональному аспекту эмансипации. Особенно трудной является ситуация, когда подростку не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные психологические данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и в старшем подростковом возрасте порождает устойчивую потребность в опеке. Старшие подростки не могут повзрослеть, не разорвав «пуповину» эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои отношения с ними в новую, гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей, центром которой являются не родители, а он сам [1, 4].
В основе психологической зависимости в детско-родительских отношениях, как одном из отклонений в семейном воспитании, лежат психологические, чаще всего неосознаваемые, проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. Проанали-
зировав отечественную и зарубежную литературу, мы выделили ряд проблем в
( ), которые дают нам понимание причин возникновения психологической зависимости от родителей.
Расширение сферы родительских чувств - желание родителя, чтобы ребенок стал для него чем-то большим, нежели просто ребенок. Этот тип нарушений во взаимоотношениях с подростком возникает чаще всего, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо оказываются нарушенными. У родителя возникает желание того, чтобы подросток удовлетворил хотя бы часть его потребностей во взаимоисключительной привязанности, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов.
Предпочтение в подростке детских качеств и стремление к сохранению ранта форм детско-родительских отношений - создание «роли маленького ребенка», игнорирование факта взросления детей. Родителем стимулируется сохранение дет, , , . подростком родитель старается, чтобы подросток нуждался в нем так же, как и в , .
Фобия утраты ребенка - неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о <«рупкости» ребенка, его болезненности, беззащитности. Источники таких переживаний родителей коренятся в истории появления ребенка на свет и развитием: были проблемы с зачатием, ребенок родился болезненным, перенесенные ребенком тяжелые болезненные переживания. Также источниками может служить собственные травмирующие переживания родителей, перенесенные на сферу детско-родительских отношений.
Недостаточное проявление родительских чувств бывает в двух случаях: неразвитости родительских чувств и занятость родителей. В первом случае происходит эмоциональное отвержение ребенка, нежелание иметь с ним дело, плохо переносится его общество, налицо поверхностность интереса к его делам. Встречается у родителей с отклонениями характера (чаще всего с шизоидностью). Также причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве. В случае своей чрезмерной занятости родители ребенка не отвергают, но родитель, « ». -нок становится зависимым от любых редких проявлений родительской любви, и пытается всеми способами (иногда очень печальными) обратить на себя внимание, что формирует его психологическую зависимость от фигуры родителя в целом.
Стремление к симбиотическим отношениям с ребенком проявляется в стрем, , .
« ». - -, .
Ребенок как «должник» родителям. При таких отношениях ребенку постоянно указывают на то, что он должен родителям за то, что они его воспитали. При этом культивируется чувства долга, обязательства и вины, которые не дает старшему подростку отделиться от родителей. В основе такого поведения лежит страх родителей остаться одинокими и никому не нужными, потерять свою значимость или власть.
Воспитательная незрелость и лень - родитель чувствует себя неуверенно, как - , , , самым, снижая требования к ребенку, всячески потворствует ему. Либо родитель ленится прилагать усилия к воспитанию ребенка, ведь проще сделать самому то, чего нужно добиться от ребенка, мотивируя, обучая его. Такое поведение родителя
довольно комфортно для ребенка, и, как правило, в подобных ситуациях чаще проявляется поведенческая зависимость от родителей, чем эмоциональная.
Мы выделили наиболее типичные варианты дисгармоничных детско-, . Но не исчерпывают, разумеется, всего спектра причинности проявления данного фе, , наблюдается не одна психологическая проблема, а их комплекс, который родитель или родители пытаются преодолеть, используя отношения со своим ребенком. Это отражается и в доминировании определенного стиля воспитания.
- -ственного достоинства у ребенка, чрезмерной опеке, мелочном контроле, непре-, . В результате усиливается несамостоятельность, неуверенность в себе, нереши-, .
Опека, способна привести к собственно зависимости, так как подростки оказываются неприспособленными к взрослой жизни, неспособными к личной и кол. . проявляется в пассивности, безынициативности и постоянной потребности в опеке со стороны окружающих.
Стиль воспитания «невмешательство» способствует формированию эмоционально-ценностного компонента психологической зависимости. Дефицит вни-, -, , -ные, зависимые реакции. Такой человек будет зависимым от той оценки окру, .
Смешанный стиль служит фундаментом для формирования невротических
,
зависимости от этого ожидания.
Противоречивый стиль семейного воспитания способствует формированию личности, зависимой от оценки окружающих, всевозможных внешних перемен, приближение которых такой человек всегда остро предчувствует и стремится «подстроится» к ним.
Наиболее оптимальным для воспитания независимости как черты личности подростка является сотрудничающий стиль семейного воспитания, предполагающий опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными .
Рассмотренные нами и дисгармоничные стили семейного воспитания, и отношения родителя и ребенка, обусловленные психологическими проблемами родителя, , . Но это лишь «одна сторона медали»! Еще нужно учитывать и индивидуальнопсихологические качества ребенка (подростка) и его внутреннюю активность [4]. Та,
совокупность внешних (влияние семейного воспитания и взаимоотношений) и внутренних оснований, которые приводят, по мнению О.П. Макушиной, к фрустрирова-нию потребности в самоактуализации [1].
При нормальном ходе развития ребенка связь между ним и родителем ослабева-
,
. -
, , , -, , ,
[2]. Но когда родители, по тем или иным причинам, своим воспитанием и отношением к ребенку фрустрируют эту потребность, а ребенку не хватает внутренней активности сопротивляться этому, возникает ситуация, в которой, будучи , -хологически зависимым [1, 3, 4].
У психологически зависимых старших подростков не решены возрастные , , также проблемы социализации. Эти проблемы усугубляются во взрослой жизни и на каждой ступени развития носят определенный характер, соответствующий .
, -
висимости от родителей, чаще всего у старших подростков связаны с образом Я и самооценкой. Они имеют представление о себе как о несамостоятельном, незрелом, несамодостаточном и т.п. человеке [1]. Повзрослев, такие люди испытывают повышенную тревожность перед миром, остро чувствуют собственную незащищенность . , . , подозрительны, ожидая от окружающих людей каких-либо неблаговидных поступков. Часто такие негативные ожидания преувеличены и не связанны с реальным отношением к ним людей. Очень зависимы от мнения и оценки других людей.
Проблемы в сфере межличностных отношений у психологически зависимых от родителей старших подростков проявляются в отношениях со сверстниками и взрослыми. В отношениях со сверстниками существует неудовлетворенность, что выражается в негативных эмоциональных переживаниях. Появляются проблемы, связанные с избирательностью, эмоциональной близостью и дистанцией, умением и желанием устанавливать контакты, особенностями выражений эмоций и другие. Также существуют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками противоположного пола. От взрослых они ждут, с одной стороны, заботы и опеки, с другой - такое положение (положение ребёнка) их раздражает и не устраивает [1, 4].
, , -зации. Психологически зависимые от родителей люди, у которых в старшем подростковом возрасте не сформировалась социальная зрелость, так никогда и не об. , , -буют самостоятельности, ответственности. Они не способны самостоятельно выбрать профессию и так никогда не научатся воспринимать себя как взрослого и самостоятельного человека [3, 4].
, - -ской зависимости подростков от родителей и особенности старшего подросткового возраста как сензитивного к её формированию, необходимо констатировать, что ,
,
психологической безграмотности родителей как главных действующих лиц в системе воспроизводства этого общества и общественных отношений.
Наш опыт психологического консультирования родителей и реализации соответствующих корректирующих программ показывает, что большинство родителей, осознающих наличие проблем в сфере воспитания ими детей, способны осмыслить свои взаимоотношения с детьми и сделать серьёзные шаги по их конст-
.
БИБЛИОГРДФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Макушина ОМ. Психологическая зависимость подростков от родителей: дис. ... канд. псих. наук. - М., 2001.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
3. Кон КС. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.
- М., 1994.
Мымрикова Анна Игоревна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347922, . , . , 2.
Тел.: +78634312016. "
Истратова Оксана Николаевна
E-mail [email protected].
Mymrikova Anna Igorevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
2, Chehova St., Taganrog, 347922, Russia.
Phone: +78634312016.
Istratova Oksana Nikolaevna
E-mail: [email protected].
УДК 517.1/.2 : 372.851
..
НОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ФУНКЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате анализа существующего в настоящее время подхода к исследованию функций на убывание и возрастание, в данной статье делается вывод о наличии неустранимых в рамках этого подхода противоречий. В качестве альтернативного подхода в контексте фундаментализации математического образования автором предлагаются новая концепция, в основу которой положены не определения монотонных функций, а определения точек убывания (возрастания) и постоянства функций. Предложены инструментарий и схема исследования функций на убывание и возрастание, применимые в вузовских и школьном курсах математического анализа. Классификация точек области определения функции рассматривается как конечный результат исследования.
Методика преподавания математики; возрастание; убывание и постоянство функ; .
A.D. Novikov
A NEW APPROACH TO THE STUDY OF FUNCTIONS IN THE CONTEXT THEORIZATION MATHEMATICAL EDUCATION
An analysis of currently existing approaches to the study of functions on the decrease and increase, this article concludes that there is unrecoverable under this approach contradictions. As an alternative approach in the context of the fundamental nature of mathematical education of the author proposes a new concept that draws on its determination not monotone functions, and determining the points of decrease (increase) and the constant functions. Proposed tools and study design features on the decrease and increase, applicable to university and school course in ma-