Научная статья на тему 'Психологическая травма и чувство общности'

Психологическая травма и чувство общности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2393
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЧУВСТВО И ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берекенова Ж.Д.

В статье рассматриваются понятия психологическая травма, чувство и чувство общности. Акцентируется внимание на важности развития чувства общности для устранения сдерживания и отклонений развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая травма и чувство общности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.923.2

Ж.Д. Берекенова

бакалавр 4 курса обучения «Психолого-педагогическое образование» Астраханский государственный университет, факультет психологии

Г. Астрахань, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА И ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются понятия психологическая травма, чувство и чувство общности. Акцентируется внимание на важности развития чувства общности для устранения сдерживания и отклонений развития личности.

Ключевые слова

Психологическая травма, нравственность, чувство и чувство общности

Психологическая травма может быть настолько затеряна в раннем детстве, что ее анализ может оказаться совершенно недоступным даже самым остроумным ухищрениям психоаналитической технологии. Она может вообще не выступать в качестве какого-то события, которое эмоционально вспоминается и негативно переживается субъектом. Более того, она способна поражать не индивида, а семью как определенный целостный социальный организм и тем самым обнаруживать свою социально-психологическую природу, в отличие от индивидуально-психологической. Последствия травмы могут передаваться от родителей к детям [4, с.29].

Психологическая травма - это субъективно-объективный событийный фактор, сдерживающий или отклоняющий развитие личности [4, с.177].

Психологическая травма вообще не бывает отдельным событием. Это действительная возможность реализации комплекса факторов риска. Психологическая травма, во-первых, - это всегда взаимоотношения, а не только их отражение в психике потерпевшего. Во-вторых, психологическая травма - это, как правило, навязанные взаимоотношения пострадавшего с социальным невротиком. Психологическая травма тем и опасна, что угрожает существенным связям личности с культурно-историческими ценностями, которые являются для нее смыслообразующими.

Развитие чувств является неотъемлемой частью развития человека. Чувство - психологическая функция, которая информирует субъекта о ценности для него тех или иных вещей, об их значимости [3, с. 40]. Чувство - особая форма отражения действительности, они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру [7, с. 445]. Чувство - одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, - эмоциональные переживания, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира [6, с. 760]. Чувства -эмоциональные переживания, содержащие устойчивые отношения человека к определенным предметам или процессам внешнего и внутреннего мира человека, которое развивается у него в процессе жизнедеятельности [1, с. 208].

Каждая новая травматическая ситуация вовсе не угрожает ни жадности, ни предательству, ни стремлению к эксплуатации других. Они все время нарастают, становятся крепче и, лишь временно распадаясь на части, не ломаются, а обрушиваются и давят в глубине личности пострадавшего самое ценное - чувство общности, на месте которого после ряда подобных травматических испытаний формируется некрофильская жажда власти [4, с.73].

Чувство общности - это готовность к общению, к сопереживанию, к взаимопониманию, к ответственности, готовность ставить общественные интересы выше узколичных, иногда готовность к самопожертвованию. Чувство общности является главной моральной ценностью для человека [5, с. 92].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

Нравственные ценности, социальные стандарты - все то, что способствуют чувству общинности и сосуществования приобретают для индивидов особый смысл и играют ключевую роль в нормальном функционировании социальных структур.

Чувство общности, наряду с душевностью, творением добра, самовоспитания и воспитания на основе общечеловеческих ценностей и принципах всеобщности, свидетельствуя о нравственном развитии человека, способствуют развитию у него умения поставить себя на место других, сочувствовать и помогать [2, с. 289].

Таким образом, если мы поставим в центре нашей заботы развитие личности по пути социализации, развития чувства общности, то возможная психологическая травма перестанет казаться обычным эмоциональным шоком или физиологическим стрессом, сопровождающим болезненные поступки и переживания. Чувство общности как проявление нравственности личности человека способствует устранению сдерживания и отклонений развития личности. Развитие чувство общности может предотвращать появление психологической травмы, и способствовать их проработке.

Список использованной литературы: 1.Берекенова Ж.Д. Психологические особенности развития чувств и эмоций человека / Наука: прошлое, настоящее и будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. С. 203-208. 2.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С.289-301.

З.Зеленский В. Словарь аналитической психологии, М., Когито - Центр, 2008.

4.Красило А. И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. - 504 с.

5.Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 240 - 92с.

6.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997. - 800с.

7.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981. - 445с.

© Берекенова Ж.Д., 2015

УДК 159.9

А.Д. Виллемсон

Факультет Социальных Технологий и Педагогики кандидат педагогических наук, доцент кафедры СГД Т. Г. Пронюшкина Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и

Николая Григорьевича Столетовых» г. Муром, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА И ИНТЕРНАТА

В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема организации досуга детей в условиях детского дома и интерната в каникулярное время. Авторы исследования представили практические рекомендации для достижения организации полноценного досуга детей: обязательно нужно исключить авторитарность в отношении детей, жесткую регламентацию деятельности; досуговая деятельность должна быть совместной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.