Научная статья на тему 'Психологическая трансформация стратегий совладающего поведения осужденных молодежного возраста, пользующихся правом бесконвойного передвижения'

Психологическая трансформация стратегий совладающего поведения осужденных молодежного возраста, пользующихся правом бесконвойного передвижения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ / БЕСКОНВОЙНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ / КОПИНГСТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / YOUNG AGES / NON-CONVOY MOVEMENT / COPING-STRATEGY / STRATEGY OF EXPERIENCING CRISIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлов Алексей Николаевич

В статье приводятся данные выбора стратегий совладающего поведения осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения. Прослеживается трансформация стратегий совладающего поведения осужденных, находящихся разное время в условиях бесконвойного передвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайлов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article provides representative sample of coping strategies by prisoners having the right of nonconvoy movement. Coping strategies can be traced the transformation of prisoners held at different times of non-convoy movement.

Текст научной работы на тему «Психологическая трансформация стратегий совладающего поведения осужденных молодежного возраста, пользующихся правом бесконвойного передвижения»

1. Факт субъективного дефицита личностного пространства, переживаемый женщиной, вероятнее всего приводит ее к подсознательному гипертрофированному стремлению оберегать свое личностное пространство и подсознательному стремлению избавиться от ребенка.

2. Данные испытуемые чаще испытуемых из других групп имели младших братьев или сестер и старших сестер и были вынуждены постоянно делить свое личное пространство с другим человеком, конкурировать с ним за внимание близких, дефицит которого также характерен для этих испытуемых.

3. Функцию нормативной социализации в семьях испытуемых осуществляют в основном матери.

4. Общение испытуемых, совершивших насилие в отношении детей, характеризуется чрезвычайной бедностью, прежде всего эмоциональной, они го-

товы включаться в общение, при этом эмоционально не реагируя и не беря на себя ответственность за контроль результатов общения.

5. Динамика самоотношения испытуемых женщин, осужденных за насилие над собственными детьми, заключается в действии полярных сил — стремления к самоуправлению и собственной активности при постоянном обесценивании собственного «Я» на фоне остро выраженной внутренней конфликтности.

Литература

1. Молоствов А.В., Канчурина А.А. Особенности семейного воспитания и межличностного общения осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы за насильственные преступления, совершенные в отношении близких родственников // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 3. — С. 91- 100.

2. Сочивко Д.В. Психодинамика. — М.: МПСИ; 2006.

3. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. — СПб.: Питер, 2008.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ МОЛОДЕЖНОГО ВОЗРАСТА, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ПРАВОМ БЕСКОНВОЙНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

А. Н. Михайлов

Аннотация: в статье приводятся данные выбора стратегий совладаю-щего поведения осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения. Прослеживается трансформация стратегий совладающего поведения осужденных, находящихся разное время в условиях бесконвойного передвижения.

Ключевые слова: молодежный возраст, бесконвойное передвижение, копинг-

стратегии, совладающее поведение.

The summary: the article provides representative sample of coping strategies by prisoners having the right of non-convoy movement. Coping strategies can be traced the transformation of prisoners held at different times of non-convoy movement.

Keywords: young ages, non-convoy movement, coping-strategy, strategy of experiencing crisis.

Согласно ст. 96 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), право бесконвойного передвижения может быть предоставлено положительно характеризующимся осужденным, отбывающим наказание в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы [6]. При этом ведомственная статистика свидетельствует, что администрация исправительных учреждений (ИУ) предоставляет подобное право преимущественно осужденным молодежного возраста. Однако в последние годы количество нарушений установленного порядка отбывания наказания среди этой категории осужденных остается достаточно высоким и наблюдается у 10-15 % [4]. Кроме того, при нахождении в условиях бесконвойного передвижения у осужденных нередко возникают деструктивные личностные трансформации, в том числе под сохраняющимся воздействием негативных социально-психологических явлений, характерных для пенитенциарной среды. В связи с этим осужденные, пользующиеся правом бесконвойного передвижения за пределами исправительного учреждения, продолжают оставаться одной из групп повышенного внимания как в целом, так и в вопросах профилактики готовящихся побегов из мест лишения свободы.

В научных публикациях юристов (Г.А. Аванесов, 1968; А.И. Васильев, 1981; Н.А. Стручков, П.А. Папуашви-ли, 1985; А.В. Бриллиантов, 1995; Б.З. Маликов, Ю.В. Пленкин, 2005; А.И. Дроздов, 2010 и др.), изучавших

узкие места практики применения института бесконвойного передвижения, обоснованы правовые и организационные требования, влияющие на эффективность функционирования данного пенитенциарного института. Однако в контексте международных правовых актов и имеющегося передового опыта деятельности исправительных учреждений европейских стран можно констатировать, что в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС России) предоставление осужденным права бесконвойного передвижения не всегда является ключевым этапом их ресоциализации, а также не всегда выступает связующим звеном между нахождением в условиях «закрытой зоны» и колонией-поселением.

Одна из причин этого заключается в том, что осужденные, получившие право бесконвойного передвижения, в течение длительного времени ощущают себя «людьми на перепутье» [5], так как сохраняется постоянная тесная взаимосвязь осужденных-бесконвойников с другими лицами, отбывающими наказания (в том числе с криминальными «авторитетами», оказывающими на них определенное воздействие), а новая внешняя просоциальная активность строго регламентируется и контролируется администрацией учреждения. Подобная двойственность в самоидентификации у осужденных-бесконвойников часто приводит к психической напряженности и неадекватным поведенческим проявлениям.

С целью изучения стратегий совла-дающего поведения осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения, на различных сроках нахождения в указанных условиях и по-

строения классификации осужденных молодежного возраста, пользующихся правом бесконвойного передвижения, была использована методика SACS С. Хобфолла. [6]

Согласно результатам анализа практической деятельности исправительных учреждений, осужденные находятся на бесконвойном передвижении в среднем от полугода до двух лет. По мнению ряда авторов (З. Фрейд, К.Г. Юнг, М.Ш. Магомед-Эминов и др.), целесообразно выделять три стадии в исследовании трансформации личности: 1) стадия различения; 2) латентная стадия; 3) стадия связывания [2].

В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности трансформации стратегий совладающего поведения осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения, на различных сроках нахождения в данных условиях. В дальнейшем в нашем исследовании осужденных с различными периодами нахождения на бесконвойном передвижении будем обозначать следующим образом:

- группа № 1 — осужденные, находящиеся на бесконвойном передвижении до 6 месяцев (48 респондентов);

- группа № 2 — осужденные, находящиеся на бесконвойном передвижении от 6 до 18 месяцев (42 респондента);

- группа № 3 — осужденные, находящиеся на бесконвойном более 18 месяцев (34 респондента).

Обратимся к анализу результатов по методике С. Хобфолла, позволяющей оценить стратегии преодолевающего поведения (рис. 1).

Из рисунка 1 видно, что у испытуемых группы № 1 имеются пики «ас-сертивной» и «осторожной» стратегии совладающего поведения. В группе № 3 возрастают показатели по шкалам «манипулятивность», «асоциальное поведение» и «агрессия». На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что длительное пребывание в условиях бесконвойного передвижения ведет к негативным трансформациям личности, проявляясь в изменении стратегий со-владающего поведения и возможном

Рис. 1. Средние показатели по методике С. Хобфолла в группах осужденных с разным сроком нахождения в условиях бесконвойного передвижения

блокировании у этих осужденных, в том числе за счет трансформации личности в асоциальном направлении.

Рассмотренный факт указывает на то, что позитивные трансформации личности происходят в первые шесть месяцев пребывания осужденного в условиях бесконвойного передвижения, далее следует кризис, который может стать основой личностного роста и ресоци-ализации, а длительное пребывание в условиях бесконвойного передвижения ведет к деструктивным трансформациям личности в области стратегий преодолевающего поведения. Результаты нашего исследования подтверждаются также теоретическими данными о трехфазной трансформации личности.

Для построения классификации осужденных с правом передвижения без конвоя обратимся к многомерному анализу результатов показателей теста С. Хобфолла. Факторный анализ результатов по общей матрице психодиагностических методик всех трех групп осужденных показал три существенных латентных переменных, которые составляют интрапсихическую структуру преодолевающего поведения личности осужденного в условиях бесконвойного передвижения.

Первый фактор, представленный шкалами «поиск социальной поддерж-

ки», «манипулятивность», «агрессивность», может быть условно назван «манипулятивно-агрессивный», так как характеризует, с одной стороны, поиск поддержки в тех случаях, когда осужденный сам не может защитить свои интересы, а с другой — агрессивность, когда он чувствует себя достаточно сильным. Довольно высокой является и нагрузка шкалы «поиск социальной поддержки», что при учете общей картины тоже, видимо, носит манипулятивный характер.

Второй фактор включает в себя шкалы «ассертивность», «поиск контакта», «осторожность» и «асоциальность». Этот фактор можно было бы условно назвать фактором «ассертивности», однако мы сочли необходимым подчеркнуть, что ас-сертивность осужденного носит специфический, асоциально окрашенный характер, следовательно, получается «ассертивно-асоциальный фактор».

Третий фактор состоит из шкал «импульсивность» и «избегание», поэтому был назван фактором «импульсивности-избегания». В ИУ осужденные с таким типом поведения, как свидетельствуют наблюдения, быстро вспыхивают по разным поводам, но тут же пугаются последствий и избегают всякого продолжения конфликтной ситуации.

Используя метод кластеризации факторных оценок можно построить

Таблица 1

Процентное распределение ассертивного и манипулятивного типа в разных группах осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения

Ассертивная группа Манипулятивная группа Значимость различий

Группа № 1 45 % 55 % -

Группа № 2 72 % 28 % 0,0014

Группа № 3 59 % 41 % -

обобщенную бинарную классификацию осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения: 1) «ассер-тивный» и 2) «манипулятивный».

Обратимся теперь к вопросу о том, как соотносится построенная нами методами многомерного анализа данных классификация осужденных с правом бесконвойного передвижения со временем их пребывания в этих условиях отбывания наказания (табл. 1).

Из таблицы 1 можно видеть, что условия бесконвойного передвижения существенно способствуют росту ассер-тивного поведения, которому предшествует преобладание манипулятивного поведения в тот период, когда осужденный только выведен в данные условия. Снижение ассертивного поведения происходит под воздействием новых стрес-согенных факторов, таких, например, как перспектива скорого освобождения, неудовлетворенные материальные потребности при длительных трудовых нагрузках, порождающих усталость; монотонность условий труда и необходимость постоянно выполнять все новые требования администрации учреждения; нахождение «на грани между свободой и несвободой»; соблазн нарушения установленных правил отбывания наказания (употребление алкогольных напитков, наркотических средств, пронос в исправительные учреждения запрещенных предметов и т. д.).

В то же время можно говорить и о том, что закономерно происходит и снижение манипулятивного поведения в процессе пребывания в условиях бесконвойного передвижения. Конечно, не следует рассматривать классификацию ассертив-ности и манипулятивности осужденных как систему сообщающихся сосудов. Может происходить и одновременное повышение или понижение в группе процента обоих типов поведения. С этой точки зрения следует рассмотреть распределение самих типов в разных группах по всей выборке осужденных в условиях бесконвойного передвижения.

Из таблицы 2 следует, что ассертив-ный тип преобладает на первых этапах нахождения осужденного в условиях бесконвойного передвижения, а манипуля-тивный — когда осужденный закрепился на этих условиях отбывания наказания. Эту трансформацию можно описать следующим образом: в процессе пребывания в условиях бесконвойного передвижения в течение первых шести месяцев происходит резкая смена ассертивного типа на манипулятивный.

Профилактика и коррекция настоящих негативных явлений возможна с учетом дифференцированного подхода к полученным классификационным группам осужденных в условиях бесконвойного передвижения.

Психокоррекция манипулятивного поведения должна происходить в эмо-

Таблица 2

Процентные показатели представленности в разных группах осужденных,

пользующихся правом бесконвойного передвижения, типов совладающего поведения, полученных методом кластерного анализа

Группа № 1 Группа № 2 Группа № 3

Манипулятивный 29 % 44 % 27 %

Ассертивный 50 % 24 % 26 %

циональной сфере и быть направлена на повышение открытости, затрагивания глубинных пластов переживаний, подведения клиента к осознанию тщательно подавляемых как мешающих манипуляции чувств и эмоций.

В свою очередь, основным моментом ассертивности осужденного выступает взаимосвязь с асоциальными проявлениями, вследствие чего необходима работа с жизненным планом и духовно-нравственной сферой личности осужденного.

Таким образом, пребывание в условиях бесконвойного передвижения сопряжено с рядом стресс-факторов, характерных как для мест лишения свободы в целом, так и для бесконвойного передвижения в частности. Пребывание в подобных условиях приводит к трансформации стратегий совладающего поведения. В связи с этим при изучении особенностей данной трансформации личности осужденных можно отметить, что только первые периоды отбывания наказания в таких условиях оказывают положительное влияние на личность осужденного, а в дальнейшем начинают развиваться негативные процессы. Психологическое сопровождение личности осужденного прежде всего должно быть основано на четком понимании пробле-

мы трансформации совладающего поведения осужденных, находящихся на бесконвойном передвижении, которое устраивает личность на первых порах, но далее дает ее потерю (личности). В связи с этим возникает необходимость в двух взаимодополняющих направлениях пси-хокоррекционной работы: демпфирование манипулятивного поведения (через психотехники гештальт-терапии, в первую очередь направленные на снижение агрессивности) [3] и работу с жизненными планами (посредством структурирования жизненных планов и перспектив психотехниками логотерапии) [1].

Литература

1. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерапия. — 3-е изд. — М.: Генезис, 2009. — 128 с.

2. Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 2009. — 679 с.

3. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношения и практика. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 304 с.

4. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России. — Тверь: ФБУ НИИИиПТ ФСИН России, 2009-2011.

5. Смирнов С.А. Проблема культурного развития человека. Философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. — М., 2004. — 44 с.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. — № 2. — Ст. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.