Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА В. ВУНДТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА В. ВУНДТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
306
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ПРАВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА / ВУНДТ / КЕЛЬЗЕН / ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / НАРОДНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПОНЯТИЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савенков Дмитрий Александрович

В статье рассматривается проблематика формирования психологии права в творчестве одного из наиболее влиятельных и известных социальных философов, психологов, культурологов второй половины XIX - начала XX в. В. Вундта, которого в истории психологической мысли традиционно называют создателем психологии как науки. Работы В. Вундта по общим вопросам философии, психологии, этики были в целом известны в отечественной науке, однако его сочинения о социально-психологической трактовке права составляют библиографическую редкость и не изучались ранее в отечественной юридической науке. В статье дается общая характеристика творчества данного ученого, прослеживается связь его идей с работами некоторых известных юристов соответствующей эпохи, разъясняется основное содержание его социально-психологической теории права, образующей органическую часть его многотомного труда по психологии народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL THEORY OF LAW BY W. WUNDT

The article examines the issues of law psychology formation through the works of one of the most influential and well-known social philosophers, psychologists, cultural scientists of the second half of the XIXth -early XXth century. Psychological science is a traditional discipline of Wundt, who has been referred to in the history of psychological thought as the creator of psychology as a science. W. Wundt's works on general issues of philosophy, psychology and ethics were generally known in Russian science, but his works on the socio-psychological interpretation of law are bibliographic rarities and have not been studied before in domestic legal science. The article gives a general description of the scholar's work, establishes a correlation between his ideas and the works of some famous legal scholars of the relevant era by explaining the basic content of his socio-psychological theory of law, which forms an organic part of his multi-volume work on the psychology of peoples.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА В. ВУНДТА»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 3. С. 103-108. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 3. P. 103-108.

Научная статья УДК 340.124/. 125

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.3.13

Психологическая теория права В. Вундта Дмитрий Александрович Савенков

Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, dmitryasavenkov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2720-919X

Аннотация. В статье рассматривается проблематика формирования психологии права в творчестве одного из наиболее влиятельных и известных социальных философов, психологов, культурологов второй половины XIX - начала XX в. В. Вундта, которого в истории психологической мысли традиционно называют создателем психологии как науки. Работы В. Вундта по общим вопросам философии, психологии, этики были в целом известны в отечественной науке, однако его сочинения о социально-психологической трактовке права составляют библиографическую редкость и не изучались ранее в отечественной юридической науке. В статье дается общая характеристика творчества данного ученого, прослеживается связь его идей с работами некоторых известных юристов соответствующей эпохи, разъясняется основное содержание его социально-психологической теории права, образующей органическую часть его многотомного труда по психологии народов.

Ключевые слова: психология права, психологические теории права, Вундт, Кельзен, психология народов, индивидуальное правосознание, народное правосознание, понятие нормы

Для цитирования: Савенков Д.А. Психологическая теория права В. Вундта // Теория и практика общественного развития. 2022. № 3. С. 103-108. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.3.13.

Original article

Psychological theory of law by W. Wundt

Dmitry A. Savenkov

V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, dmitryasavenkov@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2720-919X

Abstract. The article examines the issues of law psychology formation through the works of one of the most influential and well-known social philosophers, psychologists, cultural scientists of the second half of the XIXth -early XXth century. Psychological science is a traditional discipline of Wundt, who has been referred to in the history of psychological thought as the creator of psychology as a science. W. Wundt's works on general issues of philosophy, psychology and ethics were generally known in Russian science, but his works on the socio-psychological interpretation of law are bibliographic rarities and have not been studied before in domestic legal science. The article gives a general description of the scholar's work, establishes a correlation between his ideas and the works of some famous legal scholars of the relevant era by explaining the basic content of his socio-psychological theory of law, which forms an organic part of his multi-volume work on the psychology of peoples.

Keywords: psychology of law, psychological theories of law, Wundt, Kelsen, psychology of peoples, individual legal consciousness, national legal consciousness, notion of norm

For citation: Savenkov, D.A. (2022) Psychological theory of law by W. Wundt. Theory and Practice of Social Development. (3), 103-108. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.3.13 (In Russian).

Немецкий психолог, философ, социолог В. Вундт (1832-1920) относится к числу наиболее влиятельных фигур в истории психологической мысли. Вообще как в отечественных, так и зарубежных работах по истории психологии часто можно видеть отсылку к тому, что развитие психологии как науки началось с середины 1879 г., когда Вундтом была создана лаборатория психологии в Лейпциге. Возможно, для канонов трактовки истории психологической мысли это вполне объяснимо и достаточно. Однако для истории правовой мысли и формирования психологии права как самостоятельного направления или даже в некоторых интерпретациях парадигмы правоведения творчество Вундта остается важной вехой, но отнюдь не исчерпывает вопроса о происхождении и направлениях психологических теорий права. Вместе с тем как в области развития

© Савенков Д.А., 2022

психологии, в частности экспериментальной психологии, и ее влияния на психологизацию теоретико-методологических приемов правоведения, так и непосредственно в области правовой мысли заслуги Вундта существенны, но остаются пока совершенно неизученными. Например, имеются переводы его многочисленных работ по психологии, философии, этике на русский язык, притом сделанные еще при жизни автора. Однако часть его обширной десятитомной работы о «психологии народов», а именно 9-й том, который называется «Право», так и не была переведена на русский язык. Да и вряд ли найдется хоть одно исследование, в котором правовые взгляды Вундта были бы надлежащим образом проанализированы. Эта задача остается чрезвычайно непростой. Ведь для того, чтобы решить ее, необходимо выяснить принципы его фундаментальной психологической теории, частью которой стала «психология народов», а это весьма сложно как по объему материала, так и с точки зрения его доступности.

В. Зауер приводит пример работ по «психологии народов» В. Вундта, называя его «немецким Гербертом Спенсером» (Sauer, 1949). Согласно характеристике, данной В. Зауером, главный труд третьего периода жизни Вундта стал «огромной энциклопедией, содержащей, в сущности, не что иное, как социологическое сырье всех явлений, изучаемых гуманитарными науками. И так объясняется, что юрист с мощным томом, посвященным только праву, сравнительно мало выигрывает; и столь же неудовлетворенными будут и другие представители гуманитарных наук - экономист, теолог, эстетик, филолог. С точки зрения самого Вундта, все это не является недостатком; он считал свой метод исключительно "точно-научным". ...Почти симптоматично, что социологические исследования, которые, учитывая огромное, постоянно прирастающее изобилие материала исто-рико-социальной жизни, никогда не могут быть завершены, легко пренебрегают закономерностями и сутью духовно-исторических явлений и отодвигаются на задний план» (Sauer, 1949: 29).

В других оценках указывается на то, что «психология народов» Вундта «часто ошибочно понимается как этнология, вместо того чтобы видеть в ней психологию культуры и таким образом основу психологической теории развития духа» (Hans Kelsen, 2005: 8).

В предисловии к сборнику «Другое наследие Вильгельма Вундта» Г. Ютерманн называет три составляющие духовного наследия Вундта: это несомненная заслуга научно-институционального учреждения психологии и способствования ее всемирному признанию; последовательно антиматериалистически ориентированное гуманитарно-научное обоснование психологии и учреждение исторической психологии культуры и социальной психологии (Wilhelm Wundts anderes Erbe, 2006).

Наследие В. Вундта имеет значение для объяснения формирования самых разнообразных областей социокультурных знаний. Даже объем его работ по-прежнему вызывает удивление. О творчестве немецкого ученого можно было бы говорить много. Однако нас в данном случае интересует прежде всего связь его творчества с развитием юридической мысли и теории права, а также выявление особенностей, по необходимости лишь в некотором схематичном изложении, психологической или даже социально-психологической теории права. Вундт не был профессиональным юристом и не мыслил догматически в данной области, но характер и содержание, а также теоретическая оформленность его представлений о праве - все это позволяет с уверенностью отнести его творчество к заметным и важным событиям в новейшей истории правовой мысли. Влияние Вундта на юридическую мысль прослеживается в различных направлениях. Для примера можно сослаться на работы Л.И. Петражицкого, особенно в части методологии исследования права, интерпретации права как психического факта, роли и значения народной психики (Петражицкий, 1907).

Большое влияние работы Вундта отказали на взгляды Г. Кельзена, что легко обнаруживается в том числе в частых непосредственных ссылках, которые делал Кельзен на работы своего предшественника. Весьма показательно в этом отношении сравнение кельзеновской работы «Социологическое и юридическое понятие государства: критическое исследование отношения государства и права» (Kelsen, 1922) и, например, вводной части «Этики» В. Вундта (Вундт, 1884: 1-10), особенно представлений о делении наук на описывающие и нормативные, о центральной роли понятия нормы для формирования социальных наук, о соотношении понятий нормы и факта в естественных и социальных науках. Так, еще в 1886 г. В. Вундт писал, что для объекта науки права, правовых норм действуют общие закономерности, присущие всем нормативным наукам и проявляющиеся наглядно в области языкознания (грамматики): «нормативными в истинном значении слова можно считать здесь только логические элементы грамматики, которые занимают в грамматике весьма малое место в сравнении с построением языка под влиянием изменчивых психологических условий» (Вундт, 1884: 11). Наряду с идеями В. Вундта в «Основных проблемах учения о государстве» Кельзена проявляется влияние В. Виндельбанда и Г. Зиммеля. В частности, на Виндельбанда и Вундта Кельзен ссылается при объяснении разграничения объясняющих и нормативных дисциплин (Hans Kelsen, 2005: 206). Эта тема стала одной из центральных во всей совокупности идей Кельзена.

Фундаментальный труд В. Вундта под общим названием «Психология народов» охватил широчайший комплекс вопросов языкознания, культуры, религии, обществоведения, права и др. По мнению В. Вундта, «психология народов» представляет собой популярное название, но не имеет ясного разъяснения в качестве новой и важной научной дисциплины. Он полагал, что языки, нравы, культурное состояние, религиозные представления, правовые воззрения и т. п. давно изучаются отдельными науками, хотя в то же время все более возрастающей является потребность изучения этих объектов «в их общем отношении к природе человека» (Вундт, 1912: 2). Вундт отмечал, что в изучении общей связи их объектов с природой человека доминировала антропологическая точка зрения, которая интересуется двумя аспектами при освещении вопроса о психологических отличиях народов: генетическим и этнографическим. В противоположность этому он утверждал, что надлежащая оценка всех психических явлений, связанных с совместной жизнью людей, может опираться только на одну единственную точку зрения - психологическую. Вундт писал: «...так как задачей психологии является описание данных состояний индивидуального сознания и объяснение связи его элементов и стадий развития, то и аналогичное генетическое и причинное исследование фактов, предполагающих для своего развития духовные взаимоотношения, существующие в человеческом обществе, несомненно, также должно рассматриваться как объект психологического исследования» (Вундт, 1912: 3); «.нельзя изучать общее языковедение, всеобщую историю без основательного знакомства с отдельными языками и отдельными историческими эпохами. В развитии душевной жизни частное, единичное несравненно более непосредственным образом является составной частью целого, чем в природе» (Вундт, 1912: 7).

«Предметом психологического исследования - которое имеет своим содержанием народное сознание в том же смысле, в каком индивидуальная психология имеет содержанием индивидуальное сознание - может быть .лишь то, что для народного сознания обладает таким же общим значением, какое для индивидуального сознания имеют исследуемые в индивидуальной психологии факты. В действительности .язык, мифы и обычаи представляют собой не какие-либо фрагменты творчества народного духа, но самый этот дух народа в его относительно еще незатронутом индивидуальными влияниями отдельных процессов исторического развития виде» (Вундт, 1912: 35).

В. Вундт писал: «.задача этой области психологии [психологии народов] состоит в изучении тех психических процессов, которые лежат в основе общего развития человеческих сообществ и возникновения общих духовных результатов, имеющих общезначимую ценность» (Wundt, 1900: 1).

Психология народов, по замыслу Вундта, избирает своим предметом человека во всех отношениях, которые выходят за пределы индивидуального бытия и сводит их к духовному взаимодействию как общему условию, и с точки зрения полноты термина не может приниматься исчерпывающим образом. Человек включен во множество связей и взаимодействий, он не просто член национальной общности. «Следующим кругом его окружает семья; по месту, рождению и судьбам жизни он находится среди других, разнообразно пересекающихся ассоциаций, каждая из которых снова зависит от достигнутого особого уровня культуры с ее тысячелетними достижениями и наследием» (Wundt, 1900: 1).

Вундт полагал, что название «социальная» психология не может служить удовлетворительно для целей и задач, которые ставит перед собой психология народов. Причем следует обратить внимание на такое обстоятельство: немецкий термин Völkerpsychologie должен означать не психологию народа, а психологию народов. В противном случае это может создать ложное впечатление, что речь идет о психологии конкретного народа, о, своего рода, историко-наци-ональном понимании природы и потенциала психологии. По замыслу Вундта, основным научным методом, который может привести к обобщению и анализу «народно-психологических» данных, является сравнительный метод, так же как и в области языкознания и религии, что позволило бы сравнивать национальные психоментальные качества и особенности и выявлять общее и общезначимое в духовной жизни народов. Хотя Вундт старался прямо не делать таких утверждений, однако повсеместно в его работах читается стремление превратить психологию в некую всеобъемлющую область знаний о духовной жизни человечества. Причем отдельные науки служат и могут служить подготовительным средством для получений наиболее общих и целостных результатов. В более широком историческом контексте развития мысли здесь читается идея национального духа исторической школы права, которая в значительной степени была инспирирована процессом отвоевывания себе возможности национального внутреннего развития правовой культуры, правосознания и законодательства, так как внешнее (французское) гражданское законодательство, как полагал Савиньи, просто уничтожит национальную юридическую мысль и культуру. К концу XIX в. идея «народной психики» в юридических исследованиях чрезвычайно

популярна. Показательными являются работы Л.И. Петражицкого, который различал как два самостоятельных явления (и даже, что явно противоречило его основному методу, по закону причинности действующих друг на друга) индивидуальную правовую и народную правовую психику. В этом контексте не следует забывать и о той фундаментальной роли, которую играла социология в деле формирования представлений о роли масс, массового сознания, представлений о социальной структуре, мотивах социальных поступков и т. п. Поэтому, если в представлениях исторической школы права «народный дух» пока еще нечто загадочное, самораскрывающийся феномен, то на рубеже XIX-XX вв. народная психика рассматривалась как вполне корректируемый феномен. Тот же Петражицкий в качестве одного из двух способов действия права как психического фактора общественной жизни вел речь об «укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлений (педагогическое действие права)» (Петражицкий, 2010: VII).

Следует отметить, что тематика ментальности в праве, типов правового менталитета, которая, по крайней мере, в самом общем виде явно продолжает логику психологии народов, на протяжении последних двух десятилетий стала чрезвычайно популярной в отечественной юридической литературе (Лановая, 2015; Меняйло, 2003; Резников, 2017).

Вундт писал: «Психология народов обращала свое внимание на психологическую закономерность сосуществования людей. Местные и национальные различия его оформления ей безразличны, поскольку они никоим образом не проливают свет на эту закономерность» (Wundt, 1900: 3).

С позиции психологии права Вундта «развитие права выражается в психологических процессах сознания, которые образуют важную сторону самого этого развития, и которые мы обозначаем как правосознание» (Wundt, 1918: 13).

Суть концепции Вундта заключалась в следующем. Поскольку правосознание так же мало, как и любая другая функция сознания, является не подвижным образованием, а связью постоянно изменяющихся душевных процессов, теперь они распадаются преимущественно на две большие группы, которые соотносятся друг с другом как более ранняя, более простая и более высокая, более развитая ступень. Первая состоит в сознании отдельного права, вторая - в сознании правопорядка. Индивидуальные (отдельные) права, конечно, могут существовать без правопорядка, а следовательно, и без сознания такового. С другой стороны, существование правопорядка не обязательно исключает в себе сознание такового. Однако поскольку правопорядок возникает из постепенного соединения отдельных прав, причем этот процесс неуклонно стремится к унификации, то понятно, что, как подтверждает опыт именно фактическим существованием изоляции отдельных прав в предыдущих правовых состояниях, сознание правопорядка возникает только в ходе развития последних. В свою очередь это становится основным мотивом той унификации, которая является целью всего развития права. Таким образом, процесс, идущий от единого права к единому правопорядку, образует развитие, в котором два момента, содержащиеся в каждом праве (как субъективном, так объективном праве), представляют собой цепь меняющихся отношений, в соответствии с которыми правосознание формируется по-разному в зависимости от отношения, в котором оба фактора каждого права, уполномоченный субъект и объект, на который ему принадлежит право, находятся друг с другом (Wundt, 1918: 15-19).

Правосознание относится прежде всего к индивидуальным правам в двойном смысле: это полномочия, которые принадлежат человеку или включающей его социальной группе, и они относятся к отдельному содержанию, вещи или достижению. Таким образом, в состоянии изолированных индивидуальных прав преобладает представление о полномочиях и побуждение действовать в соответствии с ними. В сознании правопорядка возникает представление о перераспределении этих прав над индивидом сначала в ограниченной области взаимосвязанных прав, составляющих его, а затем, по мере продвижения процесса унификации прав, во все более и более всеобъемлющем объеме, содержащем их совокупность. Однако это не может произойти таким образом, чтобы в этом представлении повторение их элементов, направленных на права индивида, было бы неизменным; здесь именно к мотиву подчинения добавляется еще одно -индивид одновременно чувствует себя носителем юридических полномочий и объектом этих связанных с ними прав по отношению к другим. Таким образом, возникает представление о корреляции прав и обязанностей, которое сначала все еще преимущественно относится к другим индивидуальным носителям юридических полномочий, но затем с унификацией прав переходит к самому правопорядку. Однако с приближением к этой ступени в индивидуальном сознании сначала снова поднимается в движущей форме, а затем в ведущих личностях к ясному сознанию формируется представление об общей власти правового сообщества над своими членами.

Таким образом, здесь по отношению к полномочиям индивида возникает власть высшего порядка, которая, с одной стороны, обусловливает и ограничивает индивидов, с другой - повторяет их характер, указывающий на единство воли, только с той разницей, что не индивид, а юридическое сообщество является носителем этой власти.

В сознании правопорядка на место взаимосвязи между властью субъекта и властью над объектом выступает другая, связанная с возникновением единого юридического сообщества, связанная с унификацией права общая воля. Таким образом, полномочия отдельного субъекта права повторяются в правопорядке как власть над целым; объект, на который направлена власть, повторяется в самом сообществе. В правовом сообществе каждый индивид одновременно становится субъектом и объектом, и сознание того, что он одновременно является и тем и другим, составляет понятие правопорядка, тогда как прогрессирующая унификация одного и того же усиливает объективный фактор в этом двойном понятии по сравнению с субъективным. Это имеет важное этическое и юридическое значение, а именно, что в соотнесении понятий «право» и «долг» фактор долга становится все более преобладающим и развивается из сознания долга, связанного с мотивом добровольного подчинения, в подготовительной стадии внешнего, более или менее принудительного подчинения лицам или обычаям, переданным в более примитивных культурных условиях. Вместе с этим происходит важное изменение правопорядка. Стадия самосознания всегда, и особенно в правосознании, возникает из инстинктивного побуждения, это происходит особенно активно с сознанием правопорядка (Wundt, 1918: 20-23).

Смысл психологической теории права В. Вундта заключается в постановке комплекса вопросов, которые на протяжении уже более века формируют повестку исследований социальных и психологических оснований права. Это и вопросы различения объяснительных и нормативных наук, и логика нормы как базового определения в праве, причем предполагающей предварительный учет и обобщение социально-психологических закономерностей поступков, и идея правосознания, изучаемого социально-психологическими методами и приемами и др. Ему же принадлежит идея интерпретации права как социально-психологической эволюции сознания собственного права (индивидуальная правовая психика) и сознания правопорядка (как части юридического сообщества).

Список источников:

Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912. 132 с.

Вундт В. Этика: исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб., 1887. Т. 1. 284 с.

Лановая Г.М. Типологическая характеристика современного права : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 462 с.

Меняйло Д.В. Правовой менталитет : дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 189 с.

Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология. 2-е. изд. М., 2010. 311 с.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности : в 2 т. СПб., 1907. Т. 1. 308 с.; Т. 2. 310-656 с.

Резников Е.В. Правовая идентичность и правовой менталитет. М., 2017. 237 с.

Hans Kelsen: Staatsrechtslehrer und Rechtstheoretiker des 20. Jahrhunderts / hrsg. von S. L. Paulson, M. Stolleis. Tübingen : Mohr Siebeck, 2005. 392 S.

Kelsen H. Der Soziologische und der juristische Staatsbegriff. Tübingen : Mohr, 1922. 253 S.

Sauer W. Die Soziale Funktion des Rechts. Das Soziologische Im Recht - Sozialpolitik Und Recht // Soziale Welt. 1949. Vol. 1, no. 1. S. 29-40.

Wilhelm Wundts anderes Erbe: ein Missverständnis löst sich auf / G. Jüttemann (Hg.). Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 2006. 251 S.

Wundt W. Völkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. Bd. 1, Die Sprache. Theil 1. Leipzig, 1900. 627 S.

Wundt W. Völkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. Teil: Bd. 9: Das Recht. Leipzig, 1918. 484 S.

References:

Jüttemann G. (ed.) (2006) Wilhelm Wundts anderes Erbe: ein Missverständnis löst sich auf. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht. (In German)

Kelsen, H. (1922) Der Soziologische und der juristische Staatsbegriff. Tübingen, Mohr. (In German)

Lanova, G.M. (2015) Tipologicheskaja harakteristika sovremennogo prava [Typological Characterization of Modern Law]. Moscow. (In Russian)

Menyailo, D.V. (2003) Pravovoj mentalitet [Legal Mentality]. Rostov-on-Don. (In Russian)

Paulson, S.L. & Stolleis, M. (eds.) (2005) Hans Kelsen: Staatsrechtslehrer und Rechtstheoretiker des 20. Jahrhunderts. Tübingen, Mohr Siebeck. (In German)

Petrazhitsky, L.I. (1907) Teorija prava i gosudarstva v svjazi s teoriej nravstvennosti [The Theory of Law and the State in Connection with the Theory of Morality]. St. Petersburg. 1, 2. (In Russian)

Petrazhitsky, L.I. (2010) Vvedenie vizuchenie prava i nravstvennosti: jemocional'naja psihologija [Introduction to the Study of Law and Morality: Emotional Psychology]. Moscow. (In Russian)

Reznikov, E.V. (2017) Pravovaja identichnost'i pravovoj mentalitet [Legal Identity and Legal Mentality]. Moscow, Jurlitinform. (In Russian)

Sauer, W. (1949) Die Soziale Funktion des Rechts. Das Soziologische Im Recht - Sozialpolitik Und Recht. Soziale Welt. 1 (1), 29-40. (In German)

Wundt, W. (1887) Jetika: issledovanie faktov i zakonov nravstvennoj zhizni [Ethics: a Study of the Facts and Laws of Moral Life]. St. Petersburg. 1. (In Russian)

Wundt, W. (1912) Problemy psihologii narodov [Problems of Psychology of Peoples]. Moscow. (In Russian) Wundt, W. (1900) Völkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. Leipzig, Engelmann. (In German)

Wundt, W. (1918) Völkerpsychologie: eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. Leipzig. (In German)

Информация об авторе Д.А. Савенков - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1126123.

Information about the author D.A. Savenkov - PhD in Law, Associate Professor, Department of Theory of State and Law, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1126123.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.01.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.02.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 01.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.