Научная статья на тему 'Психологическая структура художественного вкуса как профессионального качества будущего учителя изобразительного искусства (psychological structure of artistic taste as professional quality of future fine art teacher)'

Психологическая структура художественного вкуса как профессионального качества будущего учителя изобразительного искусства (psychological structure of artistic taste as professional quality of future fine art teacher) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / TASTE / ARTISTIC ABILITIES / THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF ARTISTIC TASTE / ARTISTIC-AESTHETIC TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушина Алина Павловна

В статье раскрывается смысл феномена «художественный вкус» как сложного интегративного личностного образования учителя изобразительного искусства, являющегося его профессионально-педагогическим качеством. Определяется место художественного вкуса в структуре личности, основываясь на концепцию динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова. Выявлены компоненты психологической структуры профессионального художественного вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of the artistic taste phenomenon as a fine art teacher's complex integrative personality component being his professional-pedagogical quality is considered in the article. The place of artistic taste in the personality structure is determined basing on K.K. Platonov's conception of dynamic functional structure of the personality The components of professional artistic taste psychological structure have been revealed.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура художественного вкуса как профессионального качества будущего учителя изобразительного искусства (psychological structure of artistic taste as professional quality of future fine art teacher)»

ШОПЧЕШЕ ННУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

А. П. Лушина

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF ARTISTIC TASTE AS PROFESSIONAL QUALITY OF FUTURE FINE ART TEACHER

Lushina A. P.

The essence of the artistic taste phenomenon as a fine art teacher's complex integrative personality component being his professional-pedagogical quality is considered in the article. The place of artistic taste in the personality structure is determined basing on K.K. Platonov's conception of dynamic functional structure of the personality The components of professional artistic taste psychological structure have been revealed.

Key Words: artistic taste, artistic abilities, the psychological structure of artistic taste, artistic-aesthetic training.

В статье раскрывается смысл феномена «художественный вкус» как сложного интегративного личностного образования учителя изобразительного искусства, являющегося его профессионально-

педагогическим качеством. Определяется место художественного вкуса в структуре личности, основываясь на концепцию динамической функциональной структуры личности К. К Платонова. Выявлены компоненты психологической структуры профессионального художественного вкуса.

Ключевые слова: художественный вкус, художественные способности, психологическая структура художественного вкуса, художественно-эстетическая подготовленность.

УДК 37.Q1

Формирование любого профессионального качества будущего специалиста основывается на том, что психика человека - это неразрывное единство мотивов, ума, чувств и воли. Игнорирование данного положения, акцент лишь на какой-либо одной стороне развития личности оказывает отрицательное влияние на подготовку специалиста. Личность человека в процессе его подготовки к профессиональной деятельности подвергается в известной степени «профессионализации». В педагогической науке различают собственно профессиональные качества, без которых не могут быть реализованы профессиональные функции, и профессионально значимые свойства. Последними являются не только специальные знания и умения, но и личностные качества и свойства. В связи с этим возникает необходимость в развитии качеств личности и в приспособлении индивидуально-психологических особенностей личности учителя к его труду (1).

Отдельные качества в процессе активного взаимодействия между собой создают устойчивую систему индивидуальных проявлений личности. Являясь целостным ее выражением, они представляют собой систему мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Эти компоненты находятся в своеобразном сочетании по содержанию, уровню и форме проявления. Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно с наибольшей эффективностью использовать воспитательные возможности различных

предметов и условий вуза в целом. Возникает проблема четкой конкретизации качеств личности, развиваемых в процессе обучения, и определения их структуры как необходимого условия для последовательного формирования. Вариант решения этой проблемы заключается в построении модели формируемых профессиональных качеств будущего специалиста.

Теоретической посылкой к педагогическому обоснованию структуры художественного вкуса является положение о том, что эстетическая творческая способность является наиболее общей способностью и имеет генерализованный характер. Составляющие ее психические свойства и качества личности органически дополняют как частные, специальные, так и общие способности. «Инвариантность рассматриваемой способности каждый раз обусловливается тем видом деятельности, в которой она проявляется и на который она ... накладывает свой отпечаток» (2). Среди всех составляющих элементов эстетически-творческой способности именно художественный вкус представляет ее сущностный и гносеологический аспект.

В исследовании структуры художественного вкуса как профессионального качества учителя мы опираемся на концепцию динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова. Согласно этой концепции структура личности состоит из четырех подструктур: направленности личности как социально обусловленной подструктуры, отражающей индивидуально преломленное групповое общественное сознание; опыта, или индивидуальной подготовленности (знания, навыки, умения); особенностей психических процессов; биопсихических свойств как отражения в структуре личности общего, особенного и единичного (3).

Художественный вкус относится в основном к первой подструктуре, наиболее существенной для личности в целом, в которую входят социально обусловленные содержательные черты личности. В то же время он является и «результатом взаимодействия различных собственных подструктур», поскольку «каждая черта личности также

имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи» (3).

Исходя из такого подхода, психологическую структуру у профессионального художественного вкуса можно представить как единство пяти компонентов: потребностно-мотивационного, художественно-эстетического, перцептивно-эмоционального, интеллектуального, волевого.

I. Потребностно-мотивационный

компонент художественного вкуса характеризуется, прежде всего, наличием, эстетической потребности,__выступающей побуди-

тельным мотивом к художественному восприятию и творчеству. Она является мотивационной стороной эстетической творческой способности и существует в двух видах: собственно потребительском (восприятие, переживание, наслаждение художественными ценностями) и созидательном (художественное творчество). В процессе художественно-эстетического развития человека на основе совершенствующихся перцептивно-эмоциональных способностей эстетическая потребность перерастает в способность к эстетической творческой деятельности.

В. С. Кузин характеризует художественную потребность как «... потребность в накоплении знаний, в активном познавании мира» (4, с. 46), а также потребность в постоянном труде с целью развития способностей и необходимых умений и навыков.

Элементами данного компонента художественного вкуса являются также интерес как конкретизация данной потребности, установка как интуитивно-избирательная предрасположенность личности к восприятию и созиданию художественных ценностей, а также художественные ценностные ориентации. Мировоззрение, оказывая воздействие на цели и мотивы художественнотворческой деятельности студентов, влияет на развитие, становление и совершенствование качественной стороны их художественного вкуса.

II. Перцептивно-эмоциональный компонент художественного вкуса может быть представлен, прежде всего, эмоциональной отзывчивостью. Это, собственно,

переживание в момент непосредственного восприятия произведения искусства, на основе которого формируется способность к прочувствованию художественного образа как синтеза чувства и мысли. Эмоциональная отзывчивость в сочетании с интуицией стимулирует ассоциативное мышление, воображение, фантазию и актуализирует сформированные ранее эстетические чувства, благодаря которым на логический уровень познания поступает избирательный чувственный материал. Перцептивноэмоциональным компонентом художественного вкуса является также собственно эмоциональное восприятие (эмоциональный отклик), который образуется с помощью видения и восприятия средств изобразительной выразительности.

Гедонистический элемент художественного вкуса предполагает способность испытывать чувство удовольствия, наслаждения при восприятии высокохудожественных произведений искусства.

Элементами перцептивно-эмоционального компонента художественного вкуса являются и сенсорная чуткость, эмоциональная память, восприимчивость, способность к интуитивному постижению и ассоциативное чувствование. Многие исследователи к числу перцептивных особенностей личности относят наблюдательность, впечатлительность, напряженность внимания, воображение, трактуя последнее как связующий элемент между чувственным и интеллектуальным уровнями познания и творчества. В. С. Кузин отмечает, что «творческое воображение художника позволяет зрительно воссоздать картины прошлого, исторические события из жизни общества, а так же будущего, подчас только предполагаемого. А творчество представляет собой деятельность, в результате которой человек создает новые, оригинальные произведения, имеющие общественное значение» (4, с. 230).

К числу элементов рассматриваемого компонента мы относим также сопереживание - эмпатию, на основе которой создаются, формируются и развиваются художественно-познавательные мотивы и потребно-

сти в общении с художественными произведениями.

Процесс воспитания художественного вкуса студентов как профессионального качества предполагает развитие эмоциональной сферы личности - переживаний и сопереживаний в своей совокупности составляющих сенсорный механизм художественного восприятия.

Искусство как форма движения эмоций - тончайший инструмент для настройки эмоционально-чувственных струн в духовном мире педагога, а воспитание художественного вкуса студентов и как следствие этого - развитие их эмоциональной сферы -одно из условий развития их художественного вкуса..

III. Интеллектуальный компонент художественного вкуса выступает как способность личности к интеллектуальному осмыслению эмоциональной информации с целью перевода содержания эстетических чувств на язык оценочных понятий и суждений. В процессе интерпретации как логическом анализе и синтезе получаемых эмоциональных впечатлений происходит выделение наиболее значимых, с точки зрения воспринимающего, деталей художественного объекта и соотнесение их с социальными нормами и критериями, что является обязательным условием адекватности оценки.

Элементами интеллектуального компонента здесь выступают: особенности художественно-образного и ассоциативного мышления, особенности логического мышления, проявляющиеся в критичности суждения, его теоретичности и доказательности, а также в интеллектуально-осознанной оценке вкуса.

IV. Волевой компонент художественного вкуса в науке разработан, хотя известно, что, общаясь с произведениями искусства, человек каждый раз испытывает большее или меньшее их влияние на волевую сферу. В. С. Кузин отмечает, что «в процессе формирования личности художника особо важное значение имеет развитие целеустремленности, настойчивости; изобразительная деятельность, как и любая другая деятельность человека, требует постоян-

ного труда. Только при этом условии... возможно успешное формирование личности художника» (4, с. 276).

Содержательной стороной волевого компонента художественного вкуса выступает самостоятельность, которая проявляется в том, что студент в своих симпатиях и предпочтениях ориентируется на вкусы окружающих лишь в соответствии с личностными характеристиками, уровнем социальной адаптации и т. д. В выборе художественных ценностей он исходит, прежде всего, из личных знании и убеждений.

Настойчивость как элемент волевого компонента художественного вкуса, будущего учителя изобразительного искусства проявляется в отстаивании личных художественно-эстетических убеждений, а также в стремлении сформировать их у детей.

V. Индивидуальная художественноэстетическая подготовленность как компонент художественного вкуса может быть представлена такими элементами, как опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и индивидуальной творческой деятельности, художественно-эстетические знания, умения адекватно воспринимать произведения искусства, аргументировать эстетическое суждение, делать теоретический, эстетический, искусствоведческий анализы художественного произведения и др.

Данный компонент связан с художественной образованностью учителя изобразительного искусства. Он не только сам должен обладать сформированными на достаточном уровне умениями, знаниями, навыками в области художественно-эстетической деятельности, но и уметь обеспечивать процесс художественного образования учащихся.

Каждый из представленных компонентов художественного вкуса как профессионального качества учителя, интегрируя в себе ряд показателей и представлений об объекте, может служить единицей информации как при построении модели формирования данного качества, так и при измерении результатов этого процесса воспитания, а «корреляционные связи структурных уровней вкуса, изменения в их соотношении представ-

ляют собой источник «самодвижения» вкуса, его развития и совершенствования.

Для воспитания высокого уровня индивидуальной художественно-эстетической подготовленности учителем изобразительного искусства особое значение имеет выявленная А. П. Леонтьевым (5) диалектика взаимопереходов общих способностей людей в специфические. При таких «переходах» генерализированная способность, будучи общей, в то же время выступает как специфическая. При этом создается возможность трансформации эстетических качеств, в частности, художественного вкуса как общей способности в художественный вкус как профессиональное качество. Профессиональный художественный вкус преломляется в педагогической деятельности учителя посредством совокупности умений, которые, являясь личностно обусловленными действиями, получают педагогическую интерпретацию.

Таким образом, практическое преломление художественный вкус как профессиональное качество учителя находит в профессионально значимых педагогических умениях, направленных на реализацию индивидуальной художественно-эстетической подготовленности в практических эстетикопедагогических ситуациях.

Единым комплексным критерием для всех умений данного компонента является их «педагогическая проекция». Совокупность педагогических умений можно рассматривать в качестве психолого-педаго-гического механизма формирования художественного вкуса как профессионального качества в целом. Таким образом, системообразующим фактором, позволяющим трактовать художественный вкус учителя как профессиональное качество, выступают педагогические умения (их комплекс), необходимые для осуществления художественноэстетической деятельности, направленной на воспитание художественного вкуса школьников. В педагогических умениях интегрируются структурные компоненты художественного вкуса. Иными словами, структура художественного вкуса проецируется в структуре педагогических умений и пред-

стает как их содержательная сторона. Рассматривая художественный вкус учителя изобразительного искусства в контексте его педагогической деятельности, можно утверждать, что именно в ней реализуется его регулятивно-поведенческая функция.

В результате системного анализа феномена «художественный вкус» как сложного интегративного личностного образования учителя изобразительного искусства, являющегося его профессиональнопедагогическим качеством, нами построена его теоретическая модель (см. табл. 1).

Таблица 1

Психологическая структура художественного вкуса как профессионального качества учителя изобразительного искусства

Компоненты Потребностно- мотивационныш компонент Перцептивно- эмоциональный компонент Интеллектуальный компонент Волевой компонент Художественно- эстетическая подготовленность

Элементы Художестуенно-эстетические и потребности и интересы, художественные ценностные ориентации и художественные установки, мотивы общения с произведениями искусства, художественно-эстетические убеждения. Эмоциональная отзывчивость, гедонистический элемент, сенсорная чуткость, способность интуитивного постижения, восприимчивость, эмпатия, воображение, эмоциональная память, ассоциативное чувствование, впечатлительность и др. Особенности художественно-образного и ассоциативного мышления, особенности логического мышления, проявляющиеся в критичности суждения, его теоретичности и доказательности, в интеллектуально-осознанной оценке вкуса, интерпретации. Самостоятельность в выборе художественных произведений; настойчивость как волевое качество, проявляющееся в отстаивании личных художественноэстетических убеждений и предпочтений, а также в стремлении сформировать их у детей. Знания, навыки и умения в области художественноэстетической деятельности. Педагогические умения в области художественноэстетической деятельности как педагогическая проекция индивидуальных умений.

Характеристика художественного вкуса как профессионального качества учителя, где все компоненты (элементы, критерии, показатели, суммарный критерий) дают целостное понимание данного феномена. Это позволяет определить его как сложное интегративное качество личности учителя изобразительного искусства, которое представляет собой способность к адекватному восприятию и оценке произведений искусства и находит реализацию в практических эстетико-образовательных ситуациях посредством комплекса художественно-педагогических

умений (художественного мастерства),

обеспечивающих воспитание художественного вкуса школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елканов С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М.: Просвещение, 1986.

2. Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. — М.: Искусство, 1983.

3. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.

4. Кузин В. С. Психология живописи. — М.: Оникс, 2005.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. — М.: Политиздат, 1975.

6. Коган Л. Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования. — М.: Мысль, 1966.

Об авторе

Лушина Алина Павловна, Ставропольский государственный педагогический институт, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства факультета искусств. Сфера научных

интересов - теория и методика профессионального образования; художественно-эстетическое развитие личности. а1та12007@.гашЪ1ег.ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.