Личность в условиях экстремальной ситуации и в условиях обыденной жизни
Ирина Андреева
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ: СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА НА ДОНБАССЕ
Аннотация. Представлена характеристика психологических составляющих самосознания личности человека, попавшего в экстремальные условия военных действий. Проанализированы специфические проявления притязаний, психологического пространства и времени личности, проживающей в ситуации гражданской войны. Предложены эмпирические данные специальной литературы по проблеме специфических особенностей жизни людей в условиях военных действий. Делается попытка представить психологические составляющие самосознания личности в экстремальных условиях гражданской войны. Эмпирические данные получены с помощью метода включенного наблюдения.
Ключевые слова: экстремальная ситуация; военный конфликт; самосознание личности; психологическое пространство личности; психологическое время личности; притязания на признание.
Abstract. The article presents the characteristics of the psychological components of self-consciousness. The specific manifestations of psychological space of personality, psychological time of personality, claims to recognition of people living in a situation of civil war are analyzed. Some specificity of modern military conflicts is revealed. The relevance of this study is an attempt to present the psychological components of self-consciousness in extreme conditions of civil war. Purpose: to present the characteristics of modern life in a situation of civil war. The article is based on the results of theoretical and
experimental studies of domestic scientists on the characteristics of self-consciousness and its structure. The data were obtained using the theoretical method of research of literary sources, as well as using socio-psychological research methods.
Keywords: extreme situation; military conflict; self-consciousness of the person; psychological space of the person; psychological time of the person; claims for recognition at people.
Современные проблемы человека XXI века
Современная безопасность человека
Экстремальные ситуации в жизни человека XXI века встречаются так же часто, как и в XX веке. В науке описано, изучено и проработано большое количество ситуаций пребывания человека в экстремальных условиях. С точки зрения современных ученых, сегодня мы сталкиваемся с новыми проблемами, а именно: свободы и безопасности, сложности социальной адаптации в информационной среде, изменения в мировосприятии. Значительное внимание уделено созданным на заре информационной эпохи концепциям, актуальность которых за прошедшие десятилетия значительно возросла [1].
Однозначно, что в экстремальной ситуации каждый человек может испытывать страх, тревогу, отсутствие чувства безопасности, нервозность, что приведет к росту количества психических расстройств и появлению защитных, компенсаторных механизмов. Многие отечественные ученые (В.С. Мухина, А. Волосников [1], В.А. Бодров [2], М.Ш. Магомед-Эминов [3], Ю.С. Шойгу [4] и др.) внесли значимый вклад в изучение способов повышения безопасности человека в сложных условиях жизнедеятельности.
Каждый из нас осознает, что изо дня в день, даже в самых благоприятных условиях жизни, возрастает потребность в обретении новых способов успешного существования. Ежедневные влияния окружающей реальности ставят перед человеком задачу перестройки психологической готовности к преодолению экстремальных условий.
Изменениям подвергаются все внешние реалии, которые описала и обсудила В.С. Мухина в своей известной монографии. Речь идет о четырех реальностях, сложившихся в истории человечества (предметный мир, мир природы, мир образно-знаковых систем, мир социально-нормативного пространства) [5, с. 43—271]. Реалии мирного времени и реалии военных действий — две амбивалентные реальности возможного бытия человека, которые требуют от человека разных психических состояний и разной готовности к жизни.
Война — это всегда для любого человека разрушение его жизни, его представлений о себе, о мире. Это, прежде всего, угроза безопасности жизни, это страх перед угрозой жизни [6; 7].
В научной и публицистической литературе, мы все чаще встречаемся с таким понятием как «гибридные войны», «затянувшийся вооруженный конфликт».
«Гибридная война» в научной литературе рассматривается как вид военного противостояния отдельного государства, которое втягивает в данный вооруженный конфликт не только армию, а и специальные миссии, спецслужбы, наемных военных, партизанские движения, террористические атаки, массовые акции протеста. Основные цели этих способов борьбы:
• изменение политического режима или государственных устоев в стране, которая подвергается нападению;
• воздействие на массовое сознание общества и отдельные властные структуры;
• формирование новой ценностно-ориентационной направленности населения данных регионов;
• испытание определенных видов вооружения [8; 9]. Виды вооруженных Следует отметить, что описанные военные действия конфликтов могут протекать длительно без продвижения вглубь той
или иной территории. Как правило, в конфликтах, в нынешнее время, используют не только традиционные виды оружия, а и специальные технологии: информационные, технические, глобальные сетевые устройства. В современной науке гибридные военные конфликты подразделяются на следующие виды:
1. Вооруженный конфликт низкой интенсивности — это противостояние сил, связанное с религиозными, этическими, политическими или иными причинами, при этом количество погибших не более 50 человек в год.
2. Вооруженный конфликт средней интенсивности — характеризуется эпизодически осуществляемыми террористическими актами и боевыми действиями, число жертв подобных конфликтов не превышает 500 человек в год.
3. Вооруженный конфликт высокой интенсивности — это активное противостояние сторон с практически постоянными боевыми действиями, с применением обычного вооружения и оружия массового поражения, с привлечением иностранных государств, число погибших превышает 500 человек в год [8; 10].
Специалистами военной сферы доказано, что как правило, подобным войнам предшествует серьезная подготовка массового сознания. Люди, попадающие в
Война в жизни человека
Основные цели способов борьбы
Специфика вооруженного конфликта на Донбассе
Общая
характеристика современных жителей Донбасса
Феномен
самосознания
личности
Структурные звенья самосознания
ситуацию военного конфликта, подвергаются массированному внешнему воздействию, что приводит к изменению психоэмоционального состояния каждого находящегося в этой ситуации человека [11—21].
В настоящее время в мире в активном состоянии находятся более двух десятков затяжных вооруженных конфликтов. Одним из примеров затяжного вооруженного конфликта является конфликт на Донбассе. Этот военный конфликт относится к вооруженному конфликту высокой интенсивности, поскольку, за весь период вооруженного конфликта боевые действия не прекращались практически никогда, а количество жертв составило более 10 тыс. человек.
Я хочу обсудить психологическую составляющую жизнеобеспечения личности в экстремальных условиях — в условиях современной войны на Донбассе и влияние вооруженного конфликта на жителей Донбасса.
С 2014 года население отдельной части Украины (Донбасса), пребывает в состоянии войны со своим же государством. Наблюдая за спецификой поведения людей, проживающих в данном регионе за указанный период времени, я пришла к выводу:
1. В ДНР живут люди, которые ни на один день не покинули свою родную землю. В большинстве случаев граждане ДНР были активными участниками революционных событий 2014 г. И сегодня население продолжает прилагать усилия, чтобы помочь своим семьям и согражданам.
2. В ДНР живут люди, которые принимали и принимают активное участие в разворачивавшихся с 2014 г. событиях, покинувшие территорию буквально в течение полугода, однако позже, через какой-то период времени, вернувшиеся на свою родину и продолжающие жить в своих городах, поселках и деревнях.
3. В ДНР живут мирные жители, которые с 2014 г. пребывают в состоянии стресса в условиях постоянных боевых действий.
Самосознание личности В.С. Мухина определяет как: «... знание нашего присутствия в мире, уверенность в том, что я есть и должен быть, что я представляю собой особое бытие, обладающее особым характером, отличающим меня от всего существующего вне меня» [5, с. 28]. Самосознание, согласно В.С. Мухиной, формируется под влиянием генотипических факторов, а также под влиянием общественного сознания.
Следует признать правомерным видение структуры самосознания личности человека, которое предлагает
Структурные звенья
самосознания
отражают
историческое время
Структура самосознания включает в себя пять звеньев
Личное имя и внешний физический тип
В.С. Мухина. Психолог утверждает: «Структура самосознания личности — совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественности самому себе. Структура самосознания личности, предполагая сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, строится внутри порождающей ее системы — той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность» [5, с. 812].
И далее психолог продолжает: «Структурные звенья самосознания наполняются знаками, возникающими в процессе исторически обусловленной реальности существования человека. Системы знаков культуры, к которой принадлежит человек, являются условием его развития и "движения" внутри этой системы...» [5, с. 284]. Каждый человек в известном смысле индивидуально присваивает значения и смыслы культурных знаков, которые порождаются в периоды мирного развития и периоды военных, социально опосредованных конфликтов. В то же время каждый человек живет и действует в контексте поглощающего его мысли и чаяния социума.
Наше самосознание весьма зависимо от истории развития условий, в которых нам доводится жить, развиваться, взрослеть и набираться конкретного опыта.
Теперь следует перейти к обсуждению развития структурных звеньев самосознания.
Согласно видению В.С. Мухиной структура самосознания состоит из пяти базовых звеньев: 1) представлений о своем имени и теле; 2) притязаний на признание; 3) половой идентификации; 4) психологического времени личности; 5) психологического пространства личности.
На мой взгляд, каждое из звеньев структуры самосознания у населения Донецкой Народной Республики, проживающего в ситуации военного конфликта, имеет свои особенности. Остановимся подробнее на каждом звене.
Известно, что каждый народ имеет свой именник и свой антропологический тип. На Донбассе его коренные жители в этом отношении не изменяют общей для человечества тенденции: здесь сформировано знаковое отношение к своим, независимое от этнической принадлежности, но зависимое от ближайшего исторического времени, соединяющего воедино всех тех, кто проживает здесь свою жизнь, кто укореняется рожденными здесь детьми и внуками.
Притязание на признание
Идентификация жителей Донбасса в настоящее время
Современная типология идентификаций жителей Донбасса
Притязание на признание — второе звено структуры самосознания личности.
Обращает на себя внимание тот факт, что исторически Донбасс — многонациональный регион. С момента его образования население было представлено представителями разных народов — сюда приезжали работать на добычу угля люди с разных уголков России. Население региона по численности той или иной нации: русские, украинцы, греки, татары, армяне, евреи, азербайджанцы, молдаване, грузины, болгары и т.д. На Донбассе несмотря на проживание более ста национальностей никогда не было конфликтов на почве межэтнических напряжений.
В настоящее время Донбасс продолжает быть многонациональным. Между тем, одновременно люди не забывают о своих исторических корнях. Проведенное нами в 2016—2017 годах исследование национального состава населения ДНР показало следующие результаты:
52,4 % испытуемых считают себя русскими;
28,2 % — украинцами;
3,2 % - белорусами;
1,6 % — греками;
12,9 % относят себя к славянам;
по 0,8% — к туркменам и молдаванам.
Однако в условиях вооруженного конфликта в Донецкой Народной Республике ситуация идентификации значительно изменилась: сегодня жители этого региона прежде всего считают себя гражданами ДНР.
Многие жители Донбасса в графе национальная идентичность писали — «гражданин Донбасса». Можно сказать, что за пять лет войны и противостояния в условиях экстремальной жизни сформировался новый этнос — «народ Донбасса». На мой взгляд, произошло разительное преломление общего понимания общности: можно говорить об общих нормах, правилах, традициях и обычаях. Так, за последние пять лет в регионе сложились свои правила жизни. Среди новых традиций можно отметить:
• празднование Дня Республики;
• Дни памяти погибших детей, воинов и мирных жителей.
Сегодня стало возможным говорить и о формировании своеобразной культуры. Ориентируясь на пример предков (период Великой Отечественной войны), мужчины, проживающие на Донбассе, стали на защиту своей земли, а также традиций, обычаев, взглядов и моральных ценностей.
У жителей ДНР происходит преломление идеологии, норм и ценностных ориентаций
Отношение к обществу
Отношение к природе
Психологическое время личности
У жителей ДНР однозначно происходит преломление идеологии, норм, ценностных ориентаций в контексте индивидуальной истории граждан. Общественное самосознание становится все более определенным — оно складывается в принимаемые большинством конструкты.
Основные характеристики общественного самосознания жителей ДНР
Отношение к обществу — характеризуется выраженным стремлением жителей ДНР поддерживать друг друга, большим желанием показать свое единство, трепетным отношением к памятникам истории и к историческим фактам. Появляется все больше людей, примыкающих к волонтерскому движению, стремящихся помочь другим. При этом, стоит отметить глубокое разочарование жителей ДНР по отношению к мировому сообществу.
Люди, видя процессы, происходящие в других странах, не понимают, почему прошедший референдум, на который имеют право любые представители мирового сообщества, привел к таким ужасающим результатам. И особенно стоит отметить тот факт, что в данном регионе речь идет скорее не о том, хочет ли каждый отдельный человек быть признанным обществом, социумом, хотя это природное естественное стремление человека, а о том, чтобы «мы» как общество, со своими взглядами, смыслами, идеями, были приняты и замечены мировым сообществом.
Отношение к природе — за последние два года у большинства людей появилось стремление: к созданию уютных уголков во дворах своих домов, к уходу за ближайшей территорией. Я полагаю, что здесь включается определенный механизм компенсации потерянного с целью сохранения утерянного благополучия. Реально: местный ландшафт разрушен, не работающие шахты могут привести к движению грунта. Осознавая данные проблемы, население старается по возможности внести посильный вклад в сохранение гармонии природы и города.
Специфика вооруженного конфликта на Донбассе состоит в его постоянных боевых действиях с изменением интенсивности.
Действия в области внешней или внутренней политики не дают никаких продвижений к миру вот уже на протяжении пяти лет. Соответственно, потребность в безопасности не удовлетворяется и, как следствие,
Психологическое пространство
личности
Изменение отношения к предметному миру
отсутствует желание строить планы на будущее, по причине неуверенности в том, что мирное будущее все же наступит.
Психологическое пространство личности в ДНР имеет специфическую характеристику. Описывая структурные звенья самосознания личности, можно выделить категорию людей, которые привязаны к одному и тому же месту, за пределы которого они не готовы перемещаться и даже необходимый переезд воспринимается ими как катастрофа. На Донбассе к этой категории людей мы можем отнести всех, кто не покинул свои дома во время войны, даже в пиковые периоды обострения военный действий. Дом для каждого, из такой категории жителей, приобрел особое символичное значение. Эти граждане стали остро чувствовать свою принадлежность именно к этому городу, именно к этой земле, именно к этому району. Те же чувства испытывают и те, кто уехал, но позже вернулся.
Обращает на себя внимание тот факт, что у населения полностью изменилось отношение к предметному миру. Пришло осознание того, что все, что имеешь, можешь потерять в мгновение ока. Все, что может остаться — это та самая «тревожная сумка», которую собрал каждый житель на случай потери дома. Эта пресловутая «тревожная сумка» находится где-то поблизости к выходу из дома. В ней собраны самые необходимые вещи и предметы на случай возможной утраты. Осознание человеком того, что его материальный мир может сузиться до размера одной сумки с бинтом, свечой, одеялом, спичками и документами, в корне изменяет отношение к восприятию предметного мира.
Можно говорить о том, что в экстремальных ситуациях, подвергающих человека стрессовым состояниям, формируются особые поля общественного самосознания, которые начинают определять индивидуальные чувства и поведение людей.
Комплекс переживаемых событий создает, так называемое, единое психологическое пространство. Каждый из перечисленных выше структурных компонентов, формирующих самосознание личности жителей Донбасса, требует дальнейшего изучения путем эмпирического наблюдения и обобщения общих закономерностей развития содержательного наполнения структурных звеньев самосознания населения ДНР.
1. Мухина В.С., Волосников А. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности. - 1999. - № 1. - С. 87-104.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. - М., 2006.
3. А. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. 2-е изд. - М., 2008.
3. Б. Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология. Т. 2. От психической травмы к психотрансформации. - М., 2006.
4. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей ред. Ю.С. Шойгу. - М., 2007.
5. Мухина В.С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2017.
6. Лазебная Е.О. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. - 1999. -№ 5. - С. 62-74.
7. Лебедев В.И. Экстремальная психология. - М., 2001.
8. Щербинина О.Е., Терешкова В.В., Сидорова Т.Ю., Павельева Э.А. Международное право (Конспект лекций), 2008. URL: http://knigi.news/mejdunarodnoe/ponya tie-vidyi-voorujennyih-50114.html (дата обращения 25.09.2018)
9. Буроменский М.В. Международное публичное право, 2006. URL: http://readbookz.net/pbooks/book-34/ ru/chapter-1845/
10. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. - Харьков, 2007.
11. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов. - М., 2008.
12. Тарабрина Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. -№ 2. - С. 14-29.
13. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 34-38.
14. Китаев-Смык Л.A. Стресс войны: фронтовые наблюдения врача-психолога. - М., 2001.
15. Богданова М.В. Взаимосвязь жизнестойкости с личностной зрелостью и уровнями жизнеобеспечения
личности // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 149-156.
16. Климов А.А. Жизнестойкость и ее взаимосвязь с личностными ценностями студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. -
2011. - № 2 (10). - С. 14-23.
17. Богданова М.В. Саморегуляция личности: от защит к созиданию: монография. - Тюмень, 2010.
18. Дудин В.А. Разработка и психометрическая проверка теста «Локус жизнеобеспечения личности» // Медицинская психология в России. - 2016. - T. 8. - № 5. - C. 4.
19. Розин В.М. Культурология. - М., 2003.
20. Дейнека О.С., Вартанова И.А. Удовлетворенность жизнью как предиктор отношения к экономической и политической стабильности студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. -
2012. - № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=7883 (дата обращения: 04.10.2018).
21. Савенышева С.С., ПетрашМ.Д., Стрижицкая О.Ю. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 1. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN117.pdf
REFERENCES
1. Mukhina V.S., Volosnikov A Psikhologicheskoe sopro-vozhdenie sotrudnikov specpodrazdelenij FSB In: Razvitie lichnosti = Development of personality, 1999, no. 1, pp. 87-104.
2. Bodrov V.A. Psikhologiya professional'noj prigod-nosti: textbook for high schools. Moscow, 2006.
3. A. Magomed-Eminov M.Sh. Fenomen ekstremal-nosti: 2nd ed. Moscow, 2008.
3. B. Magomed-Eminov M.Sh. Ekstremal'naya psikhologiya. Vol. 2. Ot psikhicheskoj travmy k psikhotransfor-macii. Moscow, 2006.
4. Psikhologiya ekstremal'nykh situacij dlya spasatelej ipozharnykh. General editor Yu.S. Shojgu. Mosow, 2007.
5. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i real'nost' (Al'terna-tivnyj vzglyad. Sistemnyj podkhod. Innovacionnye aspe-kty). 5th prod., revised and added. - Moscow, 2017.
6. Lazebnaya E.O. Voenno-travmaticheskij stress: oso-bennosti posttravmaticheskoj adaptacii uchastnikov boevykh dejstvij In: Psikhologicheskij zhurnal. 1999, no. 5, pp. 62-74.
7. Lebedev V.I. Ekstremal'naya psikhologiya. Moscow, 2001.
8. Shcherbinina O.E., Tereshkova V.V., Sidorova T.Yu., Pavel'eva E.A Mezhdunarodnoe pravo (compendium), 2008.
Available at: http://knigi.news/mejdunarodnoe/ponyatie-vidyi-voorujennyih-50114.html (accessed 25.09.2018)
9. Buromenskij M.V. Mezhdunarodnoe publichnoe pravo. 2006. Available at: http://readbookz.net/pbooks/ book-34/ru/chapter-1845/
10. Smirnov B.A., Dolgopolova E.V. Psikhologiya deyatel'nosti v ekstremal'nykh situaciyakh. Kharkiv, 2007.
11. Stolyarenko A.M. Ekstremal'naya psikhopedagogi-ka: textbook for high schools. — M., 2008.
12. Tarabrina N.V. Sindrom posttravmaticheskikh stressovykh narushenij: sovremennoe sostoyanie i problemy In: Psikhologicheskij zhurnal, 1992, vol. 13, no. 2, pp. 14-29.
13. Anciferova L.I. Lichnost' v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivanie, preobrazovanie situacij i psikhologicheskaya zashchita In: Psikhologicheskij zhurnal, 1994, vol. 15, no. 1, pp. 34-38.
14. Kitaev-Smyk L.A. Stress vojny: frontovye nably-udeniya vracha-psikhologa. Moscow, 2001.
15. Bogdanova M.V. Vzaimosvyaz' zhiznestojkosti s lichnostnoj zrelost'yu i urovnyami zhizneobespecheniya lichnosti In: Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 2012, no. 9, pp. 149-156.
16. Klimov A.A. ZHiznestojkost' i ee vzaimosvyaz' s lichnostnymi cennostyami studentov In: Vestnik Samar-skoj gumanitarnoj akademii. Series: Psychology, 2011, no. 2 (10), pp. 14-23.
17. Bogdanova M.V. Samoregulyaciya lichnosti: ot zashchit k sozidaniyu (monograph). Tyumen', 2010.
18. Dudin V.A. Razrabotka i psikhometricheskaya proverka testa "Lokus zhizneobespecheniya lichnosti" In: Medicinskayapsikhologiya v Rossii, 2016, vol. 8, no. 5, p. 4.
19. Rozin V.M. Kul'turologiya. Moscow, 2003.
20. Dejneka O.S., Vartanova I.A. Udovletvorennost' zhizn'yu kak prediktor otnosheniya k ekonomicheskoj i politicheskoj stabil'nosti studencheskoj molodezhi In: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=7883 (accessed: 04.10.2018).
21. Savenysheva S.S., Petrash M.D., Strizhickaya O. Yu. Udovletvorennost' zhizn'yu, psikhologicheskoe blagop-oluchie i udovletvorennost' brakom v period vzroslosti In: Mir nauki. 2017, vol. 5, no. 1. Available at: https://mir-nau-ki.com/PDF/01PSMN117.pdf
40
№ 4 - 2018