ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
М.И. МАРЬИН,
профессор кафедры психологии и организации работы с кадрами, доктор психологических наук, профессор (Академия управления МВД России)
M.I. MARYIN,
professor of chairs of psychology and the work organization with shots,
doctor of psychological sciences, professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 37.015.3
Психологическая служба как ресурс повышения эффективности деятельности органов внутренних дел
Psychological service as a resource of increase of efficiency activity of law-enforcement bodies
Статья посвящена основным направлениям деятельности психологической службы органов внутренних дел, актуальным для системы МВД России в период ее реформирования. Представлены материалы, свидетельствующие о необходимости дальнейшего развития психологического обеспечения, предложен комплекс организационных мероприятий, позволяющий повышать эффективность деятельности психологов.
Психологическое обеспечение, эффективность деятельности, психологическая служба, органы внутренних дел.
Article is devoted to the main activities of psychological service of the law-enforcement bodies, which are actual for the Ministry of Internal Affairs of Russia system during its reforming. The materials point to need of further development of psychological providing, the complex of the organizational actions is presented, allowing to increase efficiency of activity of psychologists.
Psychological ensuring operational and service activity, psychological stability, psychological culture, social and psychological research.
Управленческая деятельность руководителей органов внутренних дел характеризуется разнообразием, сопровождается множеством деловых и межличностных контактов, а также сменой событий, многообразием выполняемых действий [5, 6, 9].
Особое внимание к психологическим аспектам управленческой деятельности позволяет понимать управление как сложный механизм психологического взаимодействия между людьми. Все управленческие и иные действия руководителя должны основываться на хорошем зна-
03
о
X
£
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
о ва
ьй <
Ä а S С
И О bS
и и
У S
I—
о
U-
ы о
03
о а
5
S н и
0
1
л
<
и н
¡3 $
и , с Ы ' S
Р S
< £ Sc:
S и и ш с О
110
нии подчиненных, умении поставить себя на их место, способности анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, осознании необходимости совершать те или иные поступки. В обеспечении управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел важную роль играют подразделения психологического обеспечения МВД России [4, 7, 8]. Данные подразделения прошли сложный этап становления, сумели подтвердить свою значимость, внеся заметный вклад в совершенствование работы с кадрами, управление органами внутренних дел, повышение эффективности выполнения оперативно-служебных задач [7, 9].
Общей целью психологического обеспечения является повышение эффективности оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел в повседневных и экстремальных условиях на основе мобилизации психологического потенциала личности сотрудника, служебных коллективов, совершенствования организационной структуры и системы управления подразделениями органов внутренних дел. Показателем эффективности деятельности психологической службы является достижение органами внутренних дел общественно приемлемого результата с оптимальными затратами, критериями которых являются масштабы безвозвратных потерь (гибель сотрудников при исполнении служебного долга), показатели заболеваемости среди личного состава, состояние текучести кадров (в том числе по отрицательным мотивам), случаи нарушений закона, служебной дисциплины и совершения преступлений среди сотрудников.
В МВД России разработана концепция развития психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, принципами которой являются: системный и комплексный подход, опора на использование достижений современной психологии и психологической практики; непрерывность психологической работы, доступность для личного состава мероприятий по психологическому обеспечению; соблюдение профессиональной этики в психологической работе; опора на духовно-нравственные и культурные ценности личности, ее активность; участие в проведении психологической работы множества субъектов, ее многогранность; совершенствование научно-методического обеспечения, разработка и внедрение в психологическую работу современных инновационных психологических технологий [3, 5, 9].
К субъектам психологического обеспечения относятся прежде всего руководители всех уровней управления, психологи органов и подразделений внутренних дел, сотрудники под-
разделений морально-психологического обеспечения. Выполняя управленческие функции, руководители ставят задачи подчиненным по проведению мероприятий психологической работы, одновременно сами (как субъекты психологического обеспечения) принимают непосредственное участие в проведении отдельных мероприятий (например, по сплочению служебного коллектива, разрешению конфликтных ситуаций), контролируют качество их выполнения.
Вместе с тем основным субъектом психологического обеспечения является психолог подразделения. Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, он несет личную ответственность за содержание и научное обоснование мероприятий психологического обеспечения, а также за качество, достоверность и эффективность психологических рекомендаций, осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание психологической помощи иным должностным лицам [6].
В настоящее время психологическая служба успешно решает ряд актуальных практических задач, к числу которых относятся следующие: совершенствование управленческих навыков руководящего состава, внедрение достижений психологической науки и практики, передовых форм и методов работы; совершенствование навыков общения сотрудников с различными категориями граждан и эффективного решения оперативно-служебных задач психологическими средствами; поддержание у сотрудников постоянной готовности умело пресекать различные противоправные проявления, грамотно используя психологическое воздействие, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Руководители органов внутренних дел учитывают рекомендации психологов при решении множества управленческих задач: формирование резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности; перемещение по службе с изменением категории предназначения; прием на службу; командирование сотрудников в регионы со сложной криминогенной обстановкой; допуск к постоянному ношению и хранению табельного оружия и др.
Профилактика и устранение негативных социально-психологических явлений в коллективе возможны только тогда, когда принимаемые руководителем управленческие решения базируются на объективном анализе конкретной ситуации. Для этого необходимы не только управленческая грамотность руководителя, но и специальные знания и объективная информация, полученная с использованием научно-обоснованных пси-
хологических методов, в частности посредством изучения социально-психологических процессов и явлений на всех стадиях формирования служебного коллектива [5, 9].
Данные социально-психологических исследований позволяют руководителю повышать системность управленческой деятельности, получать обратную информацию об эффективности принимаемых управленческих решений, отслеживать настроения личного состава и своевременно их корректировать.
Психологическое обследование кандидатов при поступлении на службу является важнейшей предпосылкой повышения эффективности деятельности органов внутренних дел. Определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач позволяет руководителю принимать правильное управленческое решение по кандидату на должность, о длительности испытательного срока, по включению в группу повышенного внимания, организации психологического сопровождения адаптации к условиям труда и коллективу. Руководителям важно учитывать рекомендации психологов потому, что потенциальными кандидатами на службу могут быть лица, злоупотребляющие алкоголем, наркотическими и токсическими средствами. Нередко хотят поступить на службу кандидаты с неопределенной мотивацией, имеющие явный или скрытый корыстно-утилитарный интерес, асоциальные установки или связанные с криминальной средой. Поэтому профессиональный психологический отбор призван поставить барьер перед людьми, непригодными для службы в органах внутренних дел [1].
Руководствуясь практическим опытом, можно сделать вывод о том, что в тех подразделениях, где предварительная психодиагностическая работа с кандидатами на службу организована слабо, больше количество уволенных по отрицательным мотивам на первом году службы, а также ниже уровень соблюдения законности и дисциплины, чаще происходят чрезвычайные происшествия.
Организация мероприятий по психологической реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности сотрудников являются неотъемлемой частью организационной работы руководителя. Выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, вызывает у значительного числа сотрудников развитие состояния психической дезадаптации, приводит к социально-психол о -гическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, которые
в дальнейшем отрицательно сказываются на состоянии здоровья, служебных взаимоотношениях, в семейно-бытовой сфере личного состава, увеличивают риск самоубийств.
Анализ многолетнего опыта работы свидетельствует, что чем больше сотрудников охвачены психологическими реабилитационными мероприятиями, тем ниже показатели их увольнений по отрицательным мотивам, нарушений дисциплины и законности, конфликтных ситуаций, семейных проблем, меньше число чрезвычайных происшествий среди личного состава органов внутренних дел.
Высокую эффективность показывает проведение психологической реабилитации личного состава в течение одной — двух недель в условиях профилактория, имеющего медико-психологический комплекс, если для этого специально собирается вместе группа сотрудников, работавших вместе, переживших одни и те же события или, по крайней мере, со сходной спецификой профессиональной деятельности и психологических проблем.
В органах внутренних дел предусмотрены мероприятия по профилактике негативных психологических последствий профессиональной деятельности. Они заключаются в активном выявлении признаков начальных проявлений нервно-психической неустойчивости, различных функциональных нарушений, в том числе острых стрессовых и посттравматических стрессовых расстройств у личного состава. Главная цель профилактики — активное предупреждение нарушений психической деятельности, возникновения психических расстройств. Она реализуется не только при обращении сотрудника к психологу, но и в процессе регулярных обследований и коррекционной работы. Задача психологической службы состоит не в том, чтобы пассивно дожидаться серьезных психопатологических явлений и процессов, а в необходимости прогнозировать и не допускать их возникновения и развития. Опыт профилактической работы показывает, что вмешательство в ход кризисной ситуации, возникшей у человека, часто позволяет не только купировать ее, но и предотвращать возникновение необратимых последствий и расширять исходный диапазон адаптивных возможностей человека.
Среди направлений работы с личным составом важное место занимает оценка персонала для аттестации и принятия решения о зачислении в резерв руководящих кадров, назначении на вышестоящую должность. Формирование резерва на выдвижение предполагает следующее: оценку личностных качеств сотрудника и определение степени их соответствия требованиям планируемой деятельности; оценку знаний и умений работников и возможностей их
ва
0
1
£
а
0 *
3
1
л <
и:
г-5
[т1 X
« ъ
о X а О
до
< еа а <
к с
к н и
0
1
л <
'X, г-
к
м ^
ы К I ы ¡т ы с и ы л о
111
03
о
X
£
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
0
03 ьй <
Ä а S С
И S о н
* у
и о и I
и 2 S
1
и
У
И
с
ы о
03
о а
5
S UJ
и ш С О
112
развития для достижения необходимого уровня квалификации при зачислении в резерв; индивидуальную коррекцию личностных и управленческих качеств претендентов, не соответствующих существующим требованиям, но способных к их развитию [2].
Организация психологического обеспечения работы с управленческим резервом разделяется на следующие этапы: выявление перспективных сотрудников, способных к управленческой деятельности (этап селекции); оценка степени психологической готовности резервиста к управленческой деятельности (этап диагно-стихи); обучение и психологическая подготовка перспективных сотрудников в резерве управленческих кадров непосредственно на должности руководителей (этап психологической подготовки); период адаптации и освоения вновь назначенным руководителем порученного участка служебной деятельности (этап вхождения в должность).
Таким образом, психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение — это целенаправленная деятельность психологов органов внутренних дел, решающая задачи исключительной важности — формирования кадрового корпуса перспективных руководителей органов внутренних дел. Квалифицированная помощь и индивидуальные консультации психолога на всех этих этапах имеют поистине судьбоносное значение не только для резервистов, но и для органов внутренних дел в целом.
Вместе с тем потенциал подразделений психологического обеспечения реализован не в полной мере, организация их деятельности нуждается в совершенствовании. На современном этапе развития у подразделений психологического обеспечения существуют проблемы, не способствующие повышению эффективности деятельности как в области профилактики различного рода чрезвычайных происшествий среди сотрудников полиции, так и в области психологического обеспечения их оперативно-служебной деятельности [10].
Подразделение психологического обеспечения как структурное подразделение аппаратов по работе с личным составом в ряде случаев осуществляет решение несвойственных ему задач. По выборочным исследованиям установлено, что общие временные затраты на выполнение не психологической работы составляет до 60 % от общего служебного времени психологов. Подчиненность практических психологов органов внутренних дел аппаратам морально-психологического обеспечения, вхождение в структуру этих аппаратов на уровне МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, нацеленность на решение текущих повседневных задач по направлению
воспитательного процесса сотрудников не позволяют в полной мере использовать потенциал психологической службы.
Существуют проблемы и в стабилизации кадрового ядра психологической службы: ежегодно до 20 % состава психологической службы обновляется. Высокая текучесть кадров, по данным специальных исследований, обусловлена отсутствием перспектив для служебного роста, низким уровнем специальных званий и в ряде случаев с невостребованностью руководителями результатов психологической работы при организации работы с кадрами. Квалифицированные специалисты вынуждены переходить в другие ведомства (прокуратура, ФСИН), в частные коммерческие структуры или же они продвигаются по службе в органах внутренних дел, покидая психологическую работу. Необходимы мероприятия по удержанию специалистов психологической службы.
В настоящее время в целях повышения эффективности психологической работы, преодоления сложившихся негативных тенденций в системе психологического обеспечения необходим поиск новых подходов к развитию психологической службы МВД России. В данном направлении представляется перспективным создание самостоятельной психологической службы МВД России, обеспечивающей решение задач как по направлению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, так и по направлению работы с личным составом; выделение психологов из состава подразделений по морально-психологическому обеспечению и подчинение их непосредственно руководителю органа или подразделения внутренних дел. Необходимо более активное участие психологов в обеспечении оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в частности, в проведении различных видов психологических экспертиз (подозреваемых, свидетелей, потерпевших); составлении психологических портретов преступников или подозреваемых в совершении преступлений, раскрытии насильственных преступлений; осуществлении переговорного процесса в ситуации захвата заложников и угрозы совершения террористических актов; проведении специальных психофизиологических исследований лиц, подозреваемых в причастности к совершению преступлений, и т. д. Для развития данного направления необходимо организовать специальную подготовку и повышение квалификации психологов и их специализацию по всему спектру вопросов психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. Это возможно при условии введения в штаты оперативных подразделений полиции собственных специалистов-психологов.
В рамках мероприятий психологического сопровождения кандидатов, включаемых в резерв на выдвижение или назначаемых на вышестоящие должности, необходимо предусмотреть более углубленное изучение лидерского и организационно-управленческого потенциала личности, уровня социально-психологической компетентности; изучение социально-психологических особенностей взаимоотношений и поведения в быту.
Совершенствование организационной структуры и в целом системы психологического обеспечения деятельности личного состава органов
Список литературы
1. Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259.
2. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660.
3. Проблемы психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в современных условиях // Психологические проблемы в правоохранительной деятельности в современных условиях: сб. матер. межвузовской научн.-практ. конф. М., 2012.
4. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учеб.-практ. пособ. / под ред. В. В. Рубцова, А. М. Столяренко. М., 2013.
5. Психологическая оценка и прогнозирование эффективности управленческой дея-
внутренних дел способствует консолидации сил и средств, росту взаимопонимания, согласованности действий различных субъектов работы с сотрудниками органов внутренних дел. Психолог в этих условиях становится не просто субъектом комплексной работы с личным составом, но и ее связующим звеном, гуманистическим началом, генератором новых идей и подходов в этой работе, а руководитель при этом — умелым организатором не только оперативно-служебной деятельности, но и образцом высокой психолого-педагогической, управленческой культуры для подчиненных.
тельности руководителей органов внутренних дел: учеб.-практ. пособ. М., 2013.
6. Психологическая служба в системе управления органами внутренних дел: учеб. пособ. М., 2012.
7. Психологическая служба как ресурс безопасности правоохранительной деятельности // Медико-психологическое обеспечение деятельности ОВД РФ: сб. матер. научн. конф. Домодедово, 2013.
8. Психологическое обеспечение контртеррористической деятельности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики // Труды Института психологии РАН. М., 2013.
9. Психология управления: учебник / под ред. В. И. Черненилова. М., 2011.
10. Сергачева О.В., Марьин М. И. Правосознание сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 2.
E-mail: marin misha@mail.ru
еа О X
à а
0
X 3
1
л <
и:
г-
5
[т1 X
« ъ
о х
а. О ЧО < еа а <
s с
—
S
ы с
s
H
и
0
1
л <
'X,
ъ-
к —
ы s
I
ы ¡т
ы с и ы л о