Научная статья на тему 'Психологическая Саморегуляция, субъективное благополучие и копинг-стратегии у профессиональных спортсменов'

Психологическая Саморегуляция, субъективное благополучие и копинг-стратегии у профессиональных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
717
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рассказова Е.И., Леонов С.В., Ениколопова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая Саморегуляция, субъективное благополучие и копинг-стратегии у профессиональных спортсменов»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ, СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

СПОРТСМЕНОВ

Е.И. РАССКАЗОВА*, С.В. ЛЕОНОВ, Е.В. ЕНИКОЛОПОВА Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва

Цель работы - выявление особенностей психологической саморегуляции, связанных с психологическим благополучием и копинг-стратегиями у спортсменов разного уровня мастерства. 81 спортсмен 1-2 разряда и кандидат в мастера спорта/мастеров спорта (кмс/мс) по плаванию, спортивной аэробике или фигурному катанию и 492 студента гуманитарных специальностей заполняли методики диагностики благополучия, саморегуляции, копинг-стратегий. У спортсменов более высокие показатели по ориентированным на переоценку или активное разрешение проблемы копинг-стратегиям могут частично объясняться высоким уровнем саморегуляции, более низкие показатели по эмоционально-ориентированным - высоким уровнем чувствительности к себе, а низкие показатели по избеганию - высоким уровнем волевой регуляции.

Ключевые слова: спортивная психология, спортивное мастерство, субъективное благополучие, копинг-стратегии, психологическая саморегуляция.

Введение

Позитивные эффекты активного образа жизни и физической активности широко известны (Handbook of Leisure..., 2018 [19]; Bailey et al., 2013 [11]; Hassmen et al., 2000 [20]), в том числе, психологические эффекты, относящиеся к когнитивным и эмоциональным процессам (Erikson, 2012) [18] и психическому здоровью (Raglin, Wilson, 2012) [24]. Психологическая саморегуляция как по экспертным оценкам, так и по оценкам самих спортсменов выступает важнейшей составляющей успешности в спорте и субъективного благополучия (Kitsantas et al., 2018) [21].

Психология саморегуляции предложила немало моделей, объясняющих эффективность деятельности, возможности регуля-

© Рассказова Е.И., Леонов С.В., Ениколопова Е.В., 2018

* Для корреспонденции:

Рассказова Елена Игоревна

канд. психол. наук, доцент факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: e.i.rasskazova@gmail.com.

ции состояния, психологическое благополучие и заболевания в различных условиях (Моросанова, Бондаренко, 2016 [5]; Леонова, Кузнецова, 2013 [2]; Личностный потенциал..., 2011 [3]; Корнилова, 2016 [1]; Ryan, Deci, 2017 [25]; Maranges, Baumeister, 2016 [23]; Carver, Scheier, 2016 [12]). Тем не менее вопрос о том, какие именно особенности психологической саморегуляции обеспечивают различные возможности совладания в стрессогенной ситуации и сопряжены с психологическим благополучием в спорте, остается открытым. Не менее важен вопрос о том, являются ли эти факторы общепсихологическими или специфичными для спортсменов, а также зависят ли они от уровня спортивных достижений.

Цель данного исследования - выявление особенностей психологической саморегуляции, связанных с психологическим благополучием и копинг-стратегиями у спортсменов разного уровня мастерства (не ниже 2-го разряда). Методологической основой работы выступили модель самоуправления Ю. Куля (Kuhl, Fuhrman, 1998) [22] и теория саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера

(Carver, Scheier, 2016) [13]. Модель Ю. Куля была выбрана, поскольку созданная на ее основе методика позволяет исследовать как психологические особенности (ресурсы, компоненты), традиционно относящиеся к самодетерминации и самомотивации (Ryan, Deci, 2017 [25]; Личностный потенциал..., 2011 [3]), так и особенности, относящиеся к волевой регуляции (Maranges, Baumeister, 2016) [23], регуляции состояния и чувствительности к себе (Леонова, Кузнецова, 2013) [2]. Теория саморегуляции дополняет эту модель, делая акцент на важность обратной связи и отказа от цели, а также поиска новой цели в случае выраженной негативной обратной связи.

Выдвигались следующие гипотезы:

1. Психологическое благополучие у спортсменов выше, чем в контрольной группе; для атлетов также более характерно использование активных стратегий совла-дания со стрессом, а также те особенности психологической саморегуляции, которые связаны с выбором значимой цели (самодетерминация) и ее достижением (волевая регуляция).

2. Выделяются общие для всех респондентов и специфические для спортсменов факторы психологической саморегуляции, сопряженные с психологическим благополучием и продуктивными стратегиями со-владания со стрессом.

3. При высоком уровне спортивного мастерства (кмс/мс по сравнению с 1-2 спортивным разрядом) благополучие и выбор продуктивных стратегий совладания могут быть связаны со специфическими факторами психологической саморегуляции (в связи с изменением образа себя в профессии, круга возможностей, высокой автоматизацией деятельности и др.).

Методика

95 спортсменов, занимающиеся спортивной аэробикой (28 человек), плаванием (32 человека) или фигурным катанием (35 человек), приняли участие в исследовании.

Из них были исключены 14 гимнастов, не имевших спортивных разрядов или имевших третий разряд. Итоговая группа спортсменов включила 81 человека в возрасте от 16 до 27 лет, имеющих 1-2 разряд (43 человек) или кмс/мс (38 человек) по плаванию, спортивной аэробике или фигурному катанию. Все гимнастки были женского пола от 17 до 27 лет, средний возраст составил 19,64±2,79 лет. У пяти человек были 1-2 разряды, девять были кандидатами или мастерами спорта (кмс/мс). Все пловцы были также женщины в возрасте от 16 до 21 года (средний возраст 18,66±1,15 лет). У троих был 1 спортивный разряд (9,4%), тогда как большинство было кмс или мс. Среди фигуристов было 13 мужчин (37,1%), возраст этой группы варьировал 16-21 год (19,94±2,58 лет). У всех были 1-2 спортивные разряды.

Контрольную группу по всем методикам, кроме опросника когнитивной регуляции эмоций, составили 212 студентов гуманитарных специальностей - из них 26 мужчин (12,3%) в возрасте от 16 до 27 лет, средний возраст 19,46±1,74 лет.

Контрольную группу по опроснику когнитивной регуляции эмоций составили 280 студентов гуманитарных специальностей -из них 48 мужчин (17,1%) в возрасте от 17 до 26 лет, средний возраст 19,91±1,77 лет.

Поскольку первые две группы состояли исключительно из женщин, анализ был повторен с исключением из контрольной группы мужчин; общие паттерны результатов не изменились, и поэтому они не описаны ниже.

В исследовании использовались следующие методы:

1. Метод исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана (Митина, Рас-сказова, 2019 [4]; КиЫ, БиЬгшап, 1998 [22]) предложен Ю. Кулем в рамках его теории взаимодействия личностных систем для диагностики самоуправления как высшего уровня сложных когнитивных процессов, источника волевого поведения. При этом волевое поведение включает в себя не

только организацию целенаправленной активности, но и способность договориться с собой, услышать себя, выделить и следовать тому, что важно и полезно человеку. В метод входит 13 первичных шкал, сгруппированных в пять блоков: саморегуляции (шкалы самоопределения, самомотивации и саморелаксации), самоконтроля (когнитивного и аффективного), развития воли (шкалы инициативности, волевой активности, способности к концентрации), чувствительности к себе (шкалы ориентации на действие после неудач, конгруэнтности, интеграции противоречий), переживания общего жизненного стресса (шкалы преодоления неудач и ориентации на действие в ожидании успеха).

2. Шкала отказа и смены цели (Рассказова, 2018 [7]; Wrosch et al., 2003 [27]) предложена в рамках теории саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера, согласно которой способность и возможность отказаться от недостижимого, изменить свои планы -важная регуляторная способность личности. Шкала включает в себя две субшкалы

- готовность к отказу от трудно- или недостижимых целей и готовность к поиску и выбору новых целей.

3. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (SWLS, Diener et al., 1985 [16]; Осин, Леонтьев, 2008 [6]) и Шкала позитивных и негативных переживаний Э. Динера (SPANE, Diener et al., 2010 [17]; Рассказова, Лебедева, 2019 - в печати [9])

- скрининговый инструмент оценки удовлетворенности жизнью как когнитивной составляющей психологического благополучия и позитивных и негативных эмоций как эмоциональной составляющей.

4. Для оценки совладающего поведения применялся опросник COPE (Рассказова и соавт., 2013) [8] и опросник когнитивной регуляции эмоций (CERQ, Рассказова и соавт., 2011) [10]. Первый из них разработан в рамках теории саморегуляции (Carver et al., 1989) [12] и направлен на оценку выраженности 15 копинг-стра-тегий: 1) активное совладание; 2) планиро-

вание; 3) подавление конкурирующей деятельности; 4) сдерживание совладания; 5) поиск инструментальной социальной поддержки; 6) поиск эмоциональной социальной поддержки; 7) концентрация на эмоциях; 8) позитивное переформулирование; 9) отрицание; 10) принятие; 11) обращение к религии; 12) использование «успокоительных» (алкоголя, успокоительных средств, лекарств); 13) юмор; 14) поведенческий уход от проблемы; 15) мысленный уход от проблемы. Опросник когнитивной регуляции эмоций ориентирован в большей степени на дифференциацию «продуктивных» и «непродуктивных» способов совладания с эмоциональным состоянием (Garnefski et al., 2002) [15] и включает в себя шкалы: 1) самообвинения, 2) принятия, 3) румина-ций, 4) позитивной перефокусировки, 5) фокусирования на планировании, 6) позитивной переоценки, 7) рассмотрения в перспективе, 8) катастрофизации, 9) обвинения других.

Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 23.0. Для выявления предикторов благополучия и совладания применялся анализ модерации (Chaplin, 2007) [14], рассчитывавшийся отдельно для каждой стратегии на общей выборке (для выявления особенностей связей у спортсменов по сравнению со студентами) и на выборке спортсменов (для выявления роли спортивного мастерства). На первом шаге анализа модераций в модель включалась переменная, характеризующая группу (спортсмены / студенты, кодировались как «1» / «0») или разряд (1-2 разряд / кмс или мс, кодировались как «-1» / «1»), соответственно, а также все переменные (центрированные) психологической саморегуляции. Из них отбирались те, чей эффект в отношении зависимой переменной достигал значимости p<0,05. На втором шаге добавлялись переменные-модераторы, характеризующие взаимодействие группы или разряда с каждой из переменных саморегуляции; отбор проводился таким же образом.

Результаты

Психологическая саморегуляция, со-владание со стрессом и благополучие у спортсменов в сравнении с контрольной группой

По всем показателям субъективного благополучия спортсмены «опережают» контрольную группу (табл. 1). Кроме того, для них более характерно использование инструментальной (но не эмоциональной) социальной поддержки, активное совлада-ние, подавление конкурирующей деятельности, хотя и отрицание, но менее характерна концентрация на эмоциях и поведенческий уход от проблемы. В отношении стратегий когнитивной регуляции эмоций спортсмены демонстрируют более высокий уровень позитивного рефокусирова-

ния, но более низкие показатели самообвинения, принятия, руминаций в сравнении с контрольной группой.

В отличие от контрольной группы, у спортсменов выше показатели по всем трем компонентам блока саморегуляции - самоопределению, саморелаксации и самомотивации (=-4,82 - -3,23, р<0,01, г|=0,20-0,26), трем компонентам блока развития воли -инициативности, волевой активности, способности к концентрации 0=-4,22 - -3,04, р<0,01, п=0,19-0,26), трем компонентам блока чувствительности к себе - ориентации на действие после неудач, конгруэнтности собственным чувствам, интеграции противоречий 0=-3,58 - -2,35, р<0,01, г|=0,15-0,22). Не выявлено различий по компонентам блоков самоконтроля и жизненного стресса, а также субшкалам отказа и изменения цели.

Таблица 1

Различия между спортсменами и студентами в благополучии, копинг-стратегиях и особенностях саморегуляции (представлены лишь результаты, достигающие p<0,05)

Методы и шкалы Студенты Спортсмены t-критерий Стьюдента Величина статистического эффекта П

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

SWLS -Удовлетворенность жизнью 18,53 5,76 25,37 5,01 -9,18** 0,50

SPANE - Позитивные эмоции 21,49 4,47 24,14 4,45 -4,40** 0,27

SPANE - Негативные эмоции 15,96 4,82 12,98 4,74 4,62** 0,28

COPE - Концентрация на эмоциях и их активное выражение 2,68 0,80 2,47 0,77 2,00* 0,12

COPE - Использование инструментальной социальной поддержки 2,65 0,78 2,85 0,70 -2,01* 0,13

COPE - Активное совладание 2,93 0,54 3,25 0,53 -4,51** 0,27

COPE - Отрицание 1,88 0,60 2,19 0,68 -3,71** 0,23

COPE - Поведенческий уход от проблемы 1,83 0,51 1,67 0,56 2,24* 0,14

COPE - Подавление конкурирующей деятельности 2,41 0,63 2,66 0,73 -2,76* 0,17

CERQ - Самообвинение 3,29 0,87 3,05 0,83 2,15* 0,11

CERQ - Принятие 3,01 0,81 2,66 0,85 3,40** 0,18

CERQ - Руминации 3,36 0,95 3,01 0,91 2,94** 0,15

CERQ - Позитивное рефокусирование 2,60 0,90 2,87 1,00 -2,25* 0,12

CERQ - Обвинение других 2,27 0,58 2,05 0,69 2,86** 0,15

SSI - Блок саморегуляции 30,49 6,30 34,51 5,32 -5,29** 0,30

SSI - Блок развития воли 28,80 6,51 32,75 7,06 -4,38** 0,27

SSI - Блок чувствительности к себе 28,15 7,19 31,77 6,47 -3,85** 0,24

Примечание: * - p<0,05, ** - p<0,01

Подгруппа кмс и мс не отличается от спортсменов 1-2 разрядов в отношении психологического благополучия, хотя они реже используют стратегию подавления конкурирующей деятельности и планирование, чаще - прием «успокоительных», а также на уровне тенденции реже - активное совладание, а по CERQ - принятие и руминации (табл. 2). В отношении саморегуляции различия заключаются в более высоком уровне самомотивации и ориентации на действие в ожидании успеха у спортсменов 1-2 разряда, в сравнении с кмс и мс, а также на уровне тенденции - в более высоком уровне общего жизненного стресса. Сравнение различных видов спорта показывает, что ни одно из выявленных различий не может объясняться различиями в саморегуляции, совладании и благополучии у пловцов, фигуристов и гимнастов: лишь по шкале использования «успокоительных» различия между видами спорта достигают уровня 0,10. При этом различие в приеме «успокоительных» (F=3,81, p<0,05, П=0,30) заключается в том, что средний показатель пловцов выше среднего показателя фигуристов (post hoc сравнение по критерию Шеффе, p<0,05), а средние значения и стандартные отклонения для спортивной аэробики, плавания и фигурного катания составляют 1,61±0,84, 1,62±0,80, 1,19±0,50, соответственно. Интерпретируя эти результаты (балл по шкале от 1 до 4), следует признать, что в целом люди крайне редко говорят о принятии «успокоительных» для совладания со стрессом (у неспортсменов 1,38±0,66), и показатели в фигурном катании немного ниже неспортсменов, а в плавании и аэробике - немного выше.

Другие различия в уровне благополучия и совладающем поведении в зависимости от вида спорта заключаются в том, что пловцы наиболее удовлетворены жизнью (F=5,00, p<0,01, п=0,34) и на уровне тенденции испытывают меньше негативных эмоций (F=2,43, p<0,10, п=0,24), а те, кто занимается спортивной аэробикой, наименее удовлетворены и на уровне тенденции

- более негативно настроены. Показатели катастрофизации максимальны у занимающихся спортивной аэробикой и минимальны у фигуристов, но эти различия достигают лишь уровня тенденции (F=2,94, p<0,06, П=0,26). Post hoc сравнение по критерию Шеффе показывает, что единственные попарные различия, достигающие уровня значимости p<0,05, - большая удовлетворенность жизнью у пловцов по сравнению с гимнастами. Уровень психологической саморегуляции практически не различается в разных видах спорта: лишь в двух случаях показатель достиг уровня тенденции. Общий показатель по блоку самоконтроля был на уровне тенденции выше у фигуристов по сравнению с гимнастами, тогда как пловцы занимали промежуточное положение (F=2,94, p<0,06, п=0,26). Ориентация на действие в ожидании успеха (F=2,89, p<0,06, п=0,26) была максимальна у фигуристов и минимальна у пловцов, хотя и это не достигало различия принятого уровня значимости.

Психологическая саморегуляция как предиктор благополучия и совладания у спортсменов

Психологическое благополучие. Хотя в среднем удовлетворенность жизнью и эмоциональное благополучие выше у спортсменов, психологические предикторы благополучия общие для студентов и спортсменов и включают в себя высокий уровень саморегуляции, низкий уровень жизненного стресса. Удовлетворенность жизнью дополнительно связана с большей готовностью к выбору новой цели, тогда как негативные эмоции - с худшей чувствительностью к себе (табл. 3).

Единственное различие между студентами и спортсменами заключалось в том, что лучшая чувствительность к себе у студентов была парадоксально связана с неудовлетворенностью жизнью, а у спортсменов такой связи не было (эффект модерации: чувствительность к себе - р=-0,23, p<0,01, взаимодействие группы и чувствительности к себе

- в=0,18, p<0,01, AR2=2,6%, p<0,01; простые

регрессии: у студентов эффект чувствительности к себе - в=-0,26, р<0,05, у спортсменов - в=0,11, р>0,15). Психологическое благополучие у спортсменов 1-2 разряда не отличается от кмс/мс, и его предикторы те же, что и выявленные ранее. Однако у спортсменов 1-2 разряда лучший самоконтроль связан (хотя и незначимо) с неудовлетворенно-

Различия между спортсменами 1-2 разряда и особенностях саморегуляции (представлю

стью, а у кмс и мастеров спорта - с большей удовлетворенностью жизнью (эффект модерации: самоконтроль - в=0,00, р>0,20, взаимодействие разряда и самоконтроля -в=0,23, р<0,05, ДЯ2=2,6%, р<0,01; простые регрессии: у 1-2 разряда эффект самоконтроля - в=-0,27, р>0,15, у кмс/мс - в=0,21, р>0,15).

Таблица 2

кмс/мс в благополучии, копинг-стратегиях [ы лишь результаты, достигающие р<0,05)

Методы и шкалы 1-2 разряд Кмс и мс t-критерий Стьюдента Величина статистического эффекта п

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

COPE - Активное совладание 3,35 0,52 3,14 0,52 1,86 Т 0,21

COPE - Использование «успокоительных» 1,22 0,51 1,66 0,84 -2,82** 0,31

COPE - Подавление конкурирующей деятельности 2,85 0,66 2,44 0,75 2,66** 0,29

COPE - Планирование 3,41 0,64 3,03 0,58 2,75** 0,30

CERQ - Принятие 2,83 0,92 2,47 0,74 1,92 Т 0,21

CERQ - Руминации 3,17 0,86 2,83 0,94 1,70 Т 0,19

SSI - Самомотивация 11,98 2,54 10,95 2,20 1,95* 0,21

SSI - Ориентация на действие в ожидании успеха 10,28 2,86 8,68 2,80 2,53** 0,27

SSI - Блок общего жизненного стресса 18,91 4,73 17,13 4,92 1,65Т 0,18

Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01

Стратегии совладания, направленные на активное решение или переоценку проблемы. В отношении стратегий позитивного переформулирования, активного совлада-ния, юмора, подавления конкурирующей деятельности и планирования результаты были схожими: не различаясь у студентов и спортсменов (кроме активного совлада-ния, более характерного для спортсменов), они у всех респондентов были связаны с лучшей саморегуляцией и (кроме юмора) готовностью к смене цели. Планирование, подавление конкурирующей деятельности и активное совладание также были выше у тех, кто не был готов легко отказываться от поставленных целей. Активное совладание было еще и более характерно, а юмор - менее характерен для лиц с высокими показателями волевой регуляции (развития воли).

Различия между студентами и спортсменами заключались в следующем.

Во-первых, позитивное переформулирование было сильнее связано с изменением цели у студентов, чем у спортсменов (эффект модерации: р=-0,25, р<0,01, ДЯ2=3,6%, р<0,01). Во-вторых, активное совладание у спортсменов было на уровне тенденции выше при более высоком уровне жизненного стресса, а у студентов такой связи не было (эффект модерации: жизненный стресс - в=-0,01, р>0,20, взаимодействие группы и стресса - в=0,14, р<0,05, ДЯ2=1,4%; простые регрессии: у студентов эффект стресса - р=-0,02, р>0,15, у спортсменов - в=0,19, р<0,07). Тот же эффект модерации получен в отношении планирования (эффект модерации: жизненный стресс - в=-0,04, р>0,20, взаимодействие группы и стресса - в=0,15, р<0,05, ДЯ2=1,6%; простые регрессии: у студентов эффект стресса - в=-0,03, р>0,15, у спортсменов - р=0,20, р<0,05).

Таблица 3

Психологическая саморегуляция как предиктор благополучия и совладания: первый шаг анализа модераций при сравнении спортсменов и студентов и спортсменов

1-2 разряда с кмс и мс

Зависимые переменные Сравнение спортсменов и студентов: Шаг 1 анализа модерации Сравнение спортсменов 1-2 разряда с кмс и мс: Шаг 1 анализа модерации

Независимые переменные и в AR2 Независимые переменные и в AR2

SWLS - Удовлетворенность жизнью Группа в=0,40**, Саморегуляция в=0,27**, Жизненный стресс в=-0,11*, Изменение цели в=0,12* 37,0%** Разряд в=0,17, Саморегуляция в=0,34**, Жизненный стресс в=-0,25**, Изменение цели в=0,22** 2,6%**

SPANE - Позитивные эмоции Группа в=0,11*, Саморегуляция в=0,42**, Жизненный стресс в=-0,29** 35,6%** Разряд в=-0,01, Саморегуляция в=0,47**, Жизненный стресс в=-0,38** 37,9%**

SPANE - Негативные эмоции Группа в=-0,13*, Саморегуляция в=-0,28**, Чувствительность к себе в=-0,19**, Жизненный стресс в=0,30** 39,7%** Разряд в=-0,05, Саморегуляция в=-0,24*, Чувствительность к себе в=-0,32**, Жизненный стресс в=0,14 28,4%**

COPE - Позитивное переформулирование и личностный рост Группа в=-0,09, Саморегуляция в=0,35**, Изменение цели в=0,19* 17,8%** Разряд в=0,11, Саморегуляция в=0,23, Изменение цели в=-0,02 5,5%**

COPE - Активное совладание Группа в=0,13*, Саморегуляция в=0,29**, Развитие воли в=0,15*, Отказ от цели в=-0,21**, Изменение цели в=0,25** 39,4%** Разряд в=-0,22*, Саморегуляция в=0,12, Развитие воли в=0,13, Отказ от цели в=-0,38**, Изменение цели в=0,17 31,3%**

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COPE - Юмор Группа в=-0,08, Саморегуляция в=0,44**, Развитие воли в=-0,20** 12,6%** Разряд в=0,21*, Саморегуляция в=0,37** Развитие воли в=-0,21 19,0%**

COPE - Подавление конкурирующей деятельности Группа в=0,06, Саморегуляция в=0,30**, Отказ в=-0,12*, Изменение цели в=0,14* 16,7%** Разряд в=-0,29**, Саморегуляция в=0,27**, Отказ от цели в=-0,30**, Изменение цели в=0,01 27,0%**

COPE - Планирование Группа в=0,01, Саморегуляция в=0,30**, Отказ от цели в=-0,22**, Изменение цели в=0,29** 26,7%** Разряд в=-0,30**, Саморегуляция в=0,19, Отказ от цели в=-0,31**, Изменение цели в=0,19 29,6%**

COPE - Мысленный уход от проблемы Группа в=0,15*, Развитие воли в=-0,17**, Чувствительность к себе в=-0,25** 12,0%** Разряд в=0,13, Развитие воли в=-0,15, Чувствительность к себе в=-0,33** 19,6%**

COPE - Отрицание Группа в=0,30**, Самоконтроль в=-0,24**, Развитие воли в=-0,19** 16,7%** Разряд в=0,12, Самоконтроль в=-0,13, Развитие воли в=-0,24* 13,4%**

COPE - Поведенческий уход от проблемы Группа в=-0,05, Развитие воли в=-0,36**, Отказ от цели в=0,22** 21,8%** Разряд в=0,08, Развитие воли в=-0,37**, Отказ от цели в=0,28** 25,3%**

COPE - Сдерживание Группа в=0,00, Развитие воли в=0,18** 3,3%* Разряд в=-0,11, Развитие воли в=0,18 4,5%

COPE - Использование «успокоительных» Группа в=0,06, Жизненный стресс в=0,22** 4,8%** Разряд в=0,35**, Жизненный стресс в=0,22* 14,1%**

COPE - Принятие Группа в=0,10, Жизненный стресс в=0,19** Изменение цели в=0,14* 5,6%** Разряд в=0,11, Жизненный стресс в=0,26* Изменение цели в=0,23* 14,5%**

COPE - Концентрация на эмоциях и их активное выражение Группа в=0,03, Саморегуляция в=-0,21**, Чувствительность к себе В=-0,41** 30,4%** Разряд в=0,09, Саморегуляция в=-0,15**, Чувствительность к себе В=-0,58** 45,0%**

COPE - Использование инструментальной социальной поддержки Группа в=0,22**, Самоконтроль в=-0,14**, Чувствительность к себе в=-0,21**, Изменение цели в=0,27** 13,7%** Разряд в=-0,09, Самоконтроль в=-0,01, Чувствительность к себе в=-0,14, Изменение цели в=0,20 5,4%

COPE - Обращение к религии Группа в=0,10, Чувствительность к себе в=-0,23**, 5,3%** Разряд в=0,02, Чувствительность к себе в=-0,38**, 14,2%**

COPE - Использование эмоциональной социальной поддержки Группа в=0,08, Чувствительность к себе в=-0,28**, Изменение цели в=0,19** 8,9%** Разряд в=-0,12, Чувствительность к себе в=-0,31**, Изменение цели в=0,07 10,2%*

Примечание: * - p<0,05, ** - p<0,01

Кмс и мс, по сравнению со спортсменами 1-2 разряда, реже говорят о подавлении конкурирующей деятельности, планировании и активном совладании и чаще - о юморе, но психологические факторы саморегуляции в совладании у спортсменов в целом те же, хотя роль готовности к смене цели ни в одном случае не достигает значимости р<0,05. Различие в предикторах совладания состоит в том, что отрицательная связь отказа от цели и планирования более выражена у кмс и мс, по сравнению со спортсменами 1-2 разряда (эффект мо-дерации: в=0,24, р<0,05, АЯ2=5,3%, р<0,01).

Направленностью на активное решение и переформулировку проблемы обладают также шкалы позитивного рефоку-сирования, фокусирования на проблеме, позитивной переоценки, рассмотрения в перспективе опросника когнитивной регуляции эмоций, который применялся у спортсменов. Две из этих четырех стратегий у спортсменов - фокусирование на проблеме и позитивная переоценка - зависят от саморегуляции ф=0,27, р<0,01 и в=0,44, р<0,01, соответственно) и две - фокусирование на проблеме и рассмотрение в перспективе - от готовности к изменению цели (в=0,33, р<0,01 и р=0,26, р<0,05, соответственно). Как и активное совладание, позитивное рефокусирование связано с лучшим развитием воли ф=0,28, р<0,05), а у кмс и мс - еще и чувствительностью к себе (эффект модерации: чувствительность к себе - в=0,17, р>0,15, взаимодействие разряда и чувствительности к себе -в=0,25, р<0,05, АЯ2=6,8%). Наоборот, как и в отношении юмора, позитивная перео-

ценка по опроснику когнитивной регуляции эмоций была отрицательно связана с развитием воли ф=-0,33, р<0,01).

Ни одна из этих стратегий не связана со спортивным разрядом.

Стратегии совладания, направленные на избегание / принятие / сдерживание реакции. Стратегии отрицания, мысленного и поведенческого ухода объединены темой избегания столкновения как с проблемой, так и с переживаниями по ее опыту. В этом же смысле «примыкает» к этой группе использование «успокоительных», а противостоят стратегии принятия и сдерживания, которые требуют именно признания проблемы. Мысленный уход и отрицание более типичны для спортсменов, чем для студентов, тогда как по другим стратегиям различий между группами нет. Общим предиктором мысленного, поведенческого ухода, отрицания и отказа от сдерживания реакции и у спортсменов, и студентов являются трудности волевой регуляции (развития воли). Дополнительно мысленный уход связан с дефицитом чувствительности к себе, отрицание - с худшим самоконтролем, а поведенческий уход - с легкостью отказа от цели. Заметим, что прием «успокоительных» и принятие, по всей видимости, характеризуют иной аспект совлада-ющего поведения, поскольку связаны не с волевой регуляцией, а с высоким уровнем жизненного стресса в целом. К принятию случившегося как стратегии совладания также чаще прибегают те, кто готов активно менять свои цели. Различие между студентами и спортсменами заключается в том, что у спортсменов сдерживание свя-

зано с более высоким уровнем жизненного стресса, а у студентов - нет (эффект модерации: жизненный стресс - в=-0,01, p>0,20, взаимодействие группы и стресса - в=0,20, p<0,01, AR2=3,8%; простые регрессии: у студентов эффект стресса - в=-0,01, p>0,15, у спортсменов - в=0,31, p<0,01).

Ни одна из этих стратегий не зависит от разряда спортсменов, а их психологические предикторы у спортсменов 1-2 разряда и кмс/мс в целом те же, что и у студентов. Эффект модерации при сравнении спортсменов разных разрядов выявлен в отношении связи отказа от цели и отрицания: у спортсменов 1-2 разряда легкость отказа от цели связана с риском отрицания, а у кмс/мс - нет (эффект модерации: отказ от цели - в=0,12, p>0,20, взаимодействие разряда и отказа от цели - в=-0,21, p<0,05, AR2=6,5%; простые регрессии: у спортсменов 1-2 разряда эффект отказа от цели -в=0,34, p<0,05, у кмс/мс - в=-0,11, p>0,20). Шкала принятия по опроснику когнитивной регуляции эмоций, в отличие от принятия COPE, связана с более высоким уровнем саморегуляции ф=0,25, p<0,05) у всех спортсменов (и не зависит от разряда), а у спортсменов 1-2 разряда - с отказом от цели (эффект модерации: отказ от цели -в=0,11, p>0,15, взаимодействие разряда и отказа - в=-0,24, p<0,05, AR2=7,5%, p<0,05).

Стратегии, связанные с поиском поддержки и выражением эмоций. И у студентов, и у спортсменов общим предиктором поиска инструментальной и эмоциональной поддержки, концентрации на эмоциях и их выражении и обращения к религии выступает низкий уровень чувствительности к себе. При этом лишь использование инструментальной поддержки зависит от группы: эта стратегия более распространена среди спортсменов, чем среди студентов. Концентрация на эмоциях дополнительно связана с более низкими показателями саморегуляции, использование как инструментальной, так и эмоциональной поддержки - с большей готовностью к смене цели. Инструментальная поддерж-

ка, кроме того, сопряжена с более низкими показателями по блоку самоконтроля. Различие между спортсменами и студентами касается связи отказа от цели и обращения за эмоциональной поддержкой: спортсмены, легко отказывающиеся от целей, не склонны обращаться за эмоциональной поддержкой, тогда как у студентов этой связи нет (эффект модерации: отказ от цели в=0,06, р>0,20, взаимодействие группы и отказа в=-0,16, р<0,05, ДЯ2=1,8%; простые регрессии: у студентов эффект отказа - в=0,04, р>0,15, у спортсменов - р=-0,23, р<0,05).

Сравнение спортсменов разных разрядов показывает, что ни одна из стратегий этого типа не зависит от разряда. Как и ранее, готовность к изменению цели у спортсменов практически не связана с ко-пинг-стратегиями. Интересно, что использование инструментальной поддержки спортсменами в целом не связано с особенностями психологической саморегуляции. Различия между спортсменами 1-2 разряда и кмс/мс касаются стратегии концентрации на эмоциях: кмс и мс, независимо от их уровня чувствительности к себе, чаще прибегают к концентрации на эмоциях и их выражении при более высоком уровне жизненного стресса и трудностях волевой регуляции, тогда как спортсмены 1-2 разряда, наоборот, выражают эмоции при более высоких показателях волевого развития и низких показателях чувствительности к себе, а от стресса эта стратегия у них не зависит (три эффекта модерации: развитие воли - в=-0,01, р>0,20, жизненный стресс - в=0,14, р>0,20, взаимодействие разряда и развития воли - в=-0,34, р<0,01, взаимодействие разряда и чувствительности к себе - в=0,35, р<0,01, взаимодействие разряда и стресса -^=0,21, р<0,05, ДЯ2=15,2%; простые регрессии: у 1-2 разряда эффект развитие воли - в=0,43, р<0,01, чувствительность к себе - в=-0,78, р<0,01, стресс - в=-0,06, р>0,15, у кмс/мс - в=-0,34, р<0,05; в=-0,11, р>0,20; р=0,35, р<0,05, соответственно).

Содержательно к этой же группе стратегий относятся четыре стратегии опросника когнитивной регуляции эмоций

- самообвинение, руминации, катастро-физация, обвинение других. Ни одна из этих стратегий не зависит от спортивного разряда и все они, кроме самообвинения, связаны с худшей чувствительностью к себе (в=-0,27, p<0,05 - для руминаций, в=-0,36, p<0,01 - для катастрофизации, в=-0,43, p<0,01 - для обвинения других). Руминации также связаны с более выраженным жизненным стрессом ф=0,33, p<0,01), а обвинение других - у спортсменов 1-2 разряда, но не кмс и мс - с отказом от цели (эффект модерации: отказ от цели - в=0,17, p>0,15, взаимодействие разряда и отказа - в=-0,23, p<0,05, AR2=9,0%, p<0,05).

Обсуждение

Психологическое благополучие у спортсменов выше, чем у студентов, но не связано с их уровнем мастерства, поскольку не различается у спортсменов 1-2 разряда и кмс/мс. Частично эта разница может объясняться более высокими показателями саморегуляции и чувствительности к себе у спортсменов, с которыми благополучие связано у всех респондентов, но, поскольку эффект группы сохраняется после статистического учета особенностей саморегуляции, следует заключить, что к саморегуляции эта разница не сводится. Эти данные хорошо согласуются с исследованиями, показывающими, что физическая активность сама по себе сопряжена с улучшением эмоционального состояния, удовлетворенностью и качеством жизни (Bailey et al., 2013 [11]; Hassmen et al., 2000 [20]). По всей видимости, есть различия между видами спорта

- в частности, пловцы в данном исследовании более удовлетворены жизнью и испытывают на уровне тенденции меньше отрицательных эмоций, а гимнасты - наименее благополучная группа среди спортсменов. Однако выявление причин этих различий

требует сравнения большего числа видов спорта и их содержательных характеристик. Особенности психологической саморегуляции, сопряженные с благополучием, общие у спортсменов и неспортсменов.

Можно предполагать, что ключевую роль в субъективном благополучии играет не достижение целей, а возможность и готовность внимательно выбирать личност-но важные цели, мотивируя себя и давая себе возможность отдохнуть (саморегуляция), и то, как человек оценивает требования и угрозы в текущий момент своей жизни (жизненный стресс). Первый результат хорошо соотносится с моделью самоконгруэнтности (Sheldon, 2014) [26] и теорией самодетерминации (Ryan, Deci, 2017) [25], согласно которым автономный, внутренне мотивированный выбор целей в жизни человека играет важнейшую роль в благополучии. В процессе достижения целей на первый план выходят гибкость, готовность к поиску новых важных целей (но не отказ от них), - которые связаны с удовлетворенностью жизнью, а у неспортсменов - также внимание к своим переживаниям, противоречиям и трудностям (чувствительность к себе), поскольку игнорирование важного для себя сопряжено с нарастанием негативных эмоций.

С нашей точки зрения, высокий уровень чувствительности к себе может не быть позитивным предиктором благополучия и продуктивного совладания у спортсменов, особенно начинающих, поскольку до автоматизации спортивной деятельности им часто требуется именно пересиливать и игнорировать себя, свои желания и ощущения. По всей видимости, при высоком уровне мастерства, самоконтроль как контроль за своими ресурсами, когнитивными и аффективными, в достижении целей становится важной составляющей благополучия. У спортсменов 1-2 разряда он скорее является усилием, не связанным или даже препятствующим благополучию.

Спортсмены в целом справляются со стрессогенными ситуациями более эффек-

тивно по сравнению со студентами: для них характерны более высокие показатели по копинг-стратегиям, традиционно относимым к «продуктивным» (использование инструментальной поддержки, активное совладание, подавление конкурирующей деятельности, позитивное рефокусиро-вание), и низкие - по эмоционально-ориентированным и связанным с избеганием стратегиям (концентрация на эмоциях, поведенческий уход, самообвинение, ру-минации, обвинение других). Исключение составляют более высокий показатель по шкале отрицания и более низкий - по шкале принятия у спортсменов в сравнении со студентами, что может характеризовать общую стратегию не принимать неудачи, а бороться, порой отрицая и отказываясь их признавать. Интересно, что лишь низкие показатели по шкалам принятия и руми-наций могут объясняться не вовлечением в спорт, а быть связаны с уровнем спортивного мастерства, поскольку у кмс и мс они ниже, чем у 1-2 разряда. Более того, можно предполагать, что именно спортсмены 1-2 разряда находятся «на пике» применения активного совладания, подавления конкурирующей деятельности и планирования, например, поскольку их ситуация требует максимальной мобилизации или в силу особенностей переживаемых стрессоров, которые вновь меняются у кмс и мс, где эти показатели ниже.

Особенности психологической регуляции, связанные с предпочтением разных копинг-стратегий, по-видимому, общие у студентов и спортсменов. Хорошее развитие саморегуляции (которая действительно более выражена у спортсменов) при неготовности легко бросать начатое, но готовности искать и браться за новые цели, по всей видимости, помогают активному преобразованию и переосмыслению ситуации, то есть активному разрешению проблемы, ее переоценке, рассмотрению в перспективе. Волевая регуляция (также более характерная для спортсменов) препятствует избеганию (мысленному и поведенче-

скому уходу и совладанию) и способствует сдерживанию непосредственной реакции, сосредоточению на проблеме. Низкая чувствительность к себе может усиливать внутренние конфликты и противоречия, особенно в ситуации неуспеха, способствуя как концентрации на эмоциях, так и поиску поддержки вовне и обращению к религии, - вероятно, в стремлении к гармонии и интеграции. У спортсменов именно более высокий уровень чувствительности к себе может объяснять редкое обращение к эмоционально-ориентированным стратегиям совладания со стрессом. Высокий же уровень жизненного стресса у всех респондентов связан с попытками «самоуспокоения» - использованием «успокоительных» и принятием.

К специфическим для спортсменов ре-гуляторным возможностям относятся следующие:

1. Мобилизация и сдерживание импульсивной реакции в ситуации жизненного стресса (активное совладание, планирование и сдерживание у них выше при высоком уровне стресса, тогда как у студентов такой связи нет).

2. Готовность обращаться за эмоциональной поддержкой только в случае настойчивого следования выбранным целям (легкость отказа от цели у них связана с низкими показателями эмоциональной поддержки). Закономерно, что близкие и тренеры скорее готовы эмоционально поддержать тех спортсменов, которые не бросают начатого «во что бы то ни стало»; в то же время легко оставляющие свои цели спортсмены привыкают не просить сочувствия.

3. Напротив, можно предполагать, что активный поиск новых целей в целом слабее сказывается на выборе совладаю-щего поведения у спортсменов, вероятно, потому, что он не связан с уже выбранными ими в детском и раннем юношеском возрасте важными жизненными задачами (лишь у студентов смена цели связана с позитивным переформулированием). Сре-

ди активных, направленных на решение/ переформулировку проблемы стратегий с поиском новых целей у спортсменов связаны те, которые определяют рассмотрение проблемы в контексте других жизненных задач (фокусирование на проблеме и переоценке), тогда как активность и когнитивное преобразование проблемы в большей степени зависят у них от волевой регуляции (активное совладание, позитивное перефокусирование).

Специфические для достигших высокого мастерства (кмс и мс) связи, по-видимому, заключаются в разных функциях умения следовать выбранной цели, не отказываться от нее. Так, у кмс и мс такая «настойчивость» может непосредственно способствовать планированию решения новых трудностей (по-видимому, как альтернатива демотивирующего желания больше не преодолевать новые трудности после столь долгого пути), а у спортсменов 1-2 разряда - препятствовать отрицанию в ситуации неуспеха, способствовать осознанию проблемы и ее важности и обвинению других (шкала принятия СЕЯО). Другое различие касается стратегии концентрации на эмоциях и их выражения и может объясняться тем, что при высоком уровне спортивного мастерства выражение эмоций свидетельствует о чрезмерном уровне стресса, сломе привычных механизмов совладания со стрессом - высоком его уровне и трудностях волевой регуляции, тогда как до этого концентрация на эмоциях и их выражение - это проявление волевых усилий на фоне внутренней дисгармонии, противоречий или конфликтов, с которыми спортсменам трудно справиться (низкой чувствительности к себе).

Заключение

В целом, субъективное благополучие у спортсменов выше, чем у студентов, и в обеих группах связано с саморегуляцией (уровень которой также выше у спортсме-

нов) и низким уровнем жизненного стресса, а удовлетворенность жизнью - еще и с активным поиском новых важных целей. У спортсменов более высокие показатели по ориентированным на переоценку или активное разрешение проблемы копинг-стра-тегиям могут частично объясняться высоким уровнем саморегуляции, более низкие показатели по эмоционально-ориентированным - высоким уровнем чувствительности к себе, а более низкие показатели по связанным с избеганием стратегиям - высоким уровнем волевой регуляции. К особенностям саморегуляции у спортсменов относятся мобилизация и сдерживание импульсивной реакции в ситуации жизненного стресса, готовность обращаться за эмоциональной поддержкой только в случае настойчивого следования выбранным целям, тогда как активный поиск новых целей связан у них со стратегиями рассмотрения в перспективе и фокусирования на проблеме, но не с активным совладанием и переоценкой.

Авторы благодарны мастеру спорта международного класса по фигурному катанию, научному сотруднику факультета психологии МГУ Климовой О.А. и выпускнице факультета Тишиной М.А. за участие в сборе данных исследования.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект 16-1810439 «Системно-динамический анализ регуляции деятельности».

Литература

1. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. - СПб.: Нестор-История, 2016. - 344 с.

2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. - М.: Смысл, 2013.

3. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011.

4. Митина О.В., Рассказова Е.И. Методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психологический журнал. - 2019. - № 1 (в печати).

5. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операцио-нализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С. 109-123.

6. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Ин-т социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. URL: http://www.isras.ru/abstract_ bank/1210190841.pdf.

7. Рассказова Е.И. Апробация русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - № 2. - С. 100-117.

8. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 82-118.

9. Рассказова Е.И., Лебедева А.А. Скрининго-вая шкала позитивных и негативных переживаний Э. Динера: апробация русскоязычной версии // Психология. Журнал ВШЭ. - 2019. - № 1 (в печати).

10. Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник психологии. Серия 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 161-179.

11. Bailey R., Hillman C., Arent S., Petitpas A. Physical activity: An underestimated investment in human capital? // Journal of Physical Activity and Health. - 2013. - Vol. 10. - P. 289-308.

12. Carver C.S., Scheier M.F. Self-regulation of action and affect / In: Vohs K.D., Baumeister R.F. (Eds.). Handbook of self-regulation. Third edition. - New-York: the Guilford Press, 2016. - P. 3-23.

13. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based

approach // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. - Vol. 56. - No. 2. - P. 267-283.

14. Chaplin W.F. Moderator and mediator models in personality research / In: Robins R.W., Fraley R.C., Krueger R.E. (Eds.). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. - N.Y.: The Guilford Press, 2007. - P. 602-632.

15. Garnefski N., Kraaij V, & Spinhoven P. Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. - Leiderdorf: DATEK, 2002.

16. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The satisfaction with life scale // Journal of Personality Assessment. - 1985. - Vol. 49. - P. 71-75.

17. Diener E., Wirtz D., Tov W., Kim-Prieto C., Choi D., Oishi S., Bisqas-Diener R. New well-being measures: short scales to assess flourishing and positive and negative feelings // Social Indicators Research. - 2010. - Vol. 97. - P. 143-156.

18. Erikson K. Physical activity and brain functions / In: Bouchard C., Blair S.N., Haskell W.L. (Eds.). Physical activity and health. Second edition. - Leeds: Human Kenetics, 2012.

- P. 317-330.

19. Handbook of Leisure, Physical Activity, Sports, Recreation and Quality of Life. / Rodriguez de la Vega L., Toscana W.N. (Eds.). -Cham: Springer, 2018.

20. Hassmen P., Koivula N., Uutela A. Physical exercise and psychological well-being: A population study in Finland // Preventive Medicine.

- 2000. - Vol. 30. - P. 17-25.

21. Kitsantas A., Kavussanu M., Corbatto D.B., van de Pol P.K.C. Self-regulation in athletes: A social cognitive perspective / In: Handbook of self-regulation of learning and performance. 2nd ed. Schunk Dale H., Greene Jeffrey A. (Eds.). - New York: Routledge/Taylor & Francis Group, 2018. - xv, 513 p. - P. 194-207.

22. Kuhl J., Fuhrman A. Decomposing self-regulation and self-control: The Volitional Components Inventory / In: Motivation and self-regulation across the life span. J. Heckhausen, C. Dweck (Eds.). - New York: Cambridge University Press, 1998. - P. 15-49.

23. Maranges H.M., Baumeister R.F. Self-control and ego-depletion / In: Vohs K.D., Baumeister R.F. (Eds.). Handbook of self-regulation.

Third edition. - New York: Guilford Press, 2016. - P. 42-61.

24. Raglin G.S., Wilson G.S. Exercise and its effect on mental health / In: Bouchard C., Blair S.N., Haskell W.L. (Eds.). Physical activity and health. Second edition. - Leeds: Human Ke-netics, 2012. - P. 331-344.

25. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. - New York: Guilford Publishing, 2017.

26. Sheldon K. Becoming oneself: the central role of self-concordant goal selection // Pesonality and Social Psychology Review. - 2014. - Vol. 18(4). - P. 349-365.

27. Wrosch C., Scheier M.F., Carver C.S., Schulz R. The importance of goal disengagement in adaptive self-regulation: When giving up is beneficial // Self and Identity. - 2003. - Vol. 2. - P. 1-20.

References

1. Kornilova TV. Intellektual'no-lichnostnyy po-tentsial cheloveka v usloviyakh neopredelen-nosti i riska. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2016: 344 (in Russian).

2. Leonova AB, Kuznetsova AS. Psikhologich-eskiye tekhnologii upravleniya sostoyaniyem cheloveka. Moscow: Smysl, 2013.

3. Lichnostnyy potentsial: struktura i dia-gnostika. Pod red DA Leont'yeva. Moscow: Smysl, 2011 (in Russian).

4. Mitina OV, Rasskazova YeI. Metodika issledo-vaniya samoupravleniya Yu Kulya i A Furma-na: psikhometricheskiye kharakteristiki russ-koyazychnoy versii. Psikhologicheskiy zhurnal 2019; 1 (v pechati) (in Russian).

5. Morosanova VI, Bondarenko IN. Obshchaya sposobnost' k samoregulyatsii: operatsional-izatsiya fenomena i eksperimental'nyy pod-khod k diagnostike yeye razvitiya. Voprosy psikhologii 2016; 2:109-123 (in Russian).

6. Osin YeN, Leont'yev DA. Aprobatsiya russ-koyazychnykh versiy dvukh shkal eks-press-otsenki sub»yektivnogo blagopoluchiya. Materialy III Vserossiyskogo sotsiologich-eskogo kongressa. Moscow: In-t sotsiologii RAN, Rossiyskoye obshchestvo sotsiologov, 2008. URL: http://www.isras.ru/abstract_ bank/1210190841.pdf (in Russian).

7. Rasskazova YeI. Aprobatsiya russkoyazych-noy versii shkaly otkaza i smeny tseli. Vestnik

Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psik-hologiya 2018; 2:100-117 (in Russian).

8. Rasskazova YeI, Gordeyeva TO, Osin YeN. Koping-strategii v strukture deyatel'nosti i samoregulyatsii: psikhometricheskiye kharak-teristiki i vozmozhnosti primeneniya meto-diki COPE. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki 2013; 10(1):82-118 (in Russian).

9. Rasskazova YeI, Lebedeva AA. Skriningovaya shkala pozitivnykh i negativnykh perezhivaniy E. Dinera: aprobatsiya russkoyazychnoy versii. Psikhologiya. Zhurnal VSHE 2019; 1 (v pechati) (in Russian).

10. Rasskazova YeI, Leonova AB, Pluzhnikov IV. Razrabotka russkoyazychnoy versii oprosnika kognitivnoy regulyatsii emotsiy. Vestnik psik-hologii. Seriya 14. Psikhologiya 2011; 4:161179 (in Russian).

11. Bailey R, Hillman C, Arent S, Petitpas A. Physical activity: An underestimated investment in human capital? Journal of Physical Activity and Health 2013; 10:289-308.

12. Carver CS, Scheier MF. Self-regulation of action and affect. In: Vohs KD, Baumeister RF (Eds). Handbook of self-regulation. Third edition. New-York: the Guilford Press, 2016: 3-23.

13. Carver CS, Scheier MF, Weintraub JK. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology 1989; 56(2):267-283.

14. Chaplin WF. Moderator and mediator models in personality research. In: Robins RW, Fraley RC, Krueger RE (Eds). Handbook of Research Methods in Personality Psychology. NY: The Guilford Press, 2007: 602-632.

15. Garnefski N, Kraaij V, & Spinhoven P. Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK, 2002.

16. Diener E, Emmons RA, Larsen RJ, Griffin S. The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment 1985; 49:71-75.

17. Diener E, Wirtz D, Tov W, Kim-Prieto C, Choi D, Oishi S, Bisqas-Diener R. New well-being measures: short scales to assess flourishing and positive and negative feelings. Social Indicators Research 2010; 97:143-156.

18. Erikson K. Physical activity and brain functions. In: Bouchard C, Blair SN, Haskell WL. (Eds). Physical activity and health. Second

edition. Leeds: Human Kenetics, 2012: 317330.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Handbook of Leisure, Physical Activity, Sports, Recreation and Quality of Life. Rodriguez de la Vega L, Toscana WN (Eds). Cham: Springer, 2018.

20. Hassmen P, Koivula N, Uutela A. Physical exercise and psychological well-being: A population study in Finland. Preventive Medicine 2000; 30:17-25.

21. Kitsantas A, Kavussanu M, Corbatto DB, van de Pol PKC. Self-regulation in athletes: A social cognitive perspective. In: Handbook of self-regulation of learning and performance. 2nd ed. Schunk Dale H, Greene Jeffrey A. (Eds). New York: Routledge/Taylor & Francis Group, 2018: 194-207.

22. Kuhl J, Fuhrman A. Decomposing self-regulation and self-control: The Volitional Components Inventory. In: Motivation and self-regulation across the life span. J Heckhausen, C Dweck (Eds). New York: Cambridge University Press, 1998: 15-49.

23. Maranges HM, Baumeister RF. Self-control and ego-depletion. In: Vohs KD, Baumeister RF (Eds). Handbook of self-regulation. Third edition. New York: Guilford Press, 2016: 4261.

24. Raglin GS, Wilson GS. Exercise and its effect on mental health. In: Bouchard C, Blair SN, Haskell WL (Eds). Physical activity and health. Second edition. Leeds: Human Kenetics, 2012: 331-344.

25. Ryan RM, Deci EL. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing, 2017.

26. Sheldon K. Becoming oneself: the central role of self-concordant goal selection. Peso-nality and Social Psychology Review 2014; 18(4):349-365.

27. Wrosch C, Scheier MF, Carver CS, Schulz R. The importance of goal disengagement in adaptive self-regulation: When giving up is beneficial. Self and Identity 2003; 2:1-20.

PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION, SUBJECTIVE WELL-BEING AND COPING STRATEGIES IN PROFESSIONAL ATHLETES

E.I. RASSKAZOVA, S.V. LEONOV, E.V. ENIKOLOPOVA Moscow State University, Moscow, Russia

The current study aimed to identify the aspects of psychological self-regulation associated with psychological well-being and coping strategies among athletes of different skill levels. The sample included 81 first- and second-category athletes, Candidates Master of Sports and Masters of Sports in swimming, sports aerobics and figure skating, and 492 humanitarian students who were assessed on subjective well-being, self-regulation, coping strategies. According to moderation analysis, athletes have higher rates of coping strategies oriented towards re-assessment or active resolution of a problem, which may be partially due to a high level of self-regulation, while lower levels of emotionally-oriented copings might be due to a high level of self-sensitivity, and low rates of avoidance might be due to a high level of volitional regulation.

Keywords: sport psychology, sportsmanship, subjective well-being, coping strategies, psychological self-regulation.

Address:

Rasskazova E.I., PhD,

assistant professor, Psychology Faculty of Moscow State University.

E-mail: e.i.rasskazova@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.