DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-37 УДК 159.9:316.356.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ С КРОВНО-РОДСТВЕННОЙ ФОРМОЙ ОПЕКИ
Тузова О.Н., Кардакова И.Н.
Предлагаемая к обсуждению статья содержит опыт работы с опекунскими семьями. Проблема психологической реабилитации детей в процессе сопровождения семей с кровно-родственной формой опеки заключается в специфичности возрастных и ролевых характеристик опекунов. Особенности взаимоотношений в системе опе-кун-опекаемый предполагает разработку специальных методов психологического сопровождения и реабилитации. В данной статье описывается метод «Книга жизни», который позволяет эффективно осуществлять психологическую реабилитацию детей в возрасте до 12 лет, находящихся под кровно-родственной опекой.
Ключевые слова: психологическая реабилитация ребенка; метод психологической реабилитации; «Книга жизни»; опекун; кровно-родственная форма опеки.
CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL REHABILITATION IN THE PROCESS OF ACCOMPANYING TUTORIAL FAMILIES BASED
ON BLOOD RELATIONSHIPS
Tuzova O.N., Kardakova I.N.
The proposed article contains the description of practical experience with tutorial families. The problem of children's psychological rehabilitation in the process of accompanying tutorial families based on blood relationships is concluded in specificity of the tutor's age-related and role characteristics. The peculiarities of relationship in the system tutor - child suppose the developing of special methods ofpsychological accompanying and rehabilitation.
The new method «The book of my life» is described in this article. It allows realizing psychological accompanying and rehabilitation of children less than 12 years in tutorial families based on blood relationship.
Keywords: psychological rehabilitation of a child; method of psychological rehabilitation; «The book of my life»; tutor; tutorial families.
Психологическое сопровождение семей с кровно-родственной формой опеки является достаточно молодым направлением в практике социально-психологической работы. Актуальность выдвинутой темы обусловлена, с одной стороны, новыми требованиями и запросами общества, а с другой - отсутствием теоретико-методологического обоснования особенностей психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения опекунских семей.
За последние десятилетия выросло количество социально-психологических исследований, посвященных различным проблемам замещающих семей. Среди них следует отметить работы таких отечественных ученых как Аладьин А.А., Власенко Николаева Е.И., Олей-ник В.В., Ослон В.Н., Петрановская Л.А., Фурманов И.А., Япарова О.Г. Однако, практика психологического сопровождения семей с кровно-родственной формой опеки показала, во-первых, недостаточность теоретической разработанности психологических характеристик опекунства как психологического феномена, во-вторых, отсутствие материала, отражающего опыт работы с опекунами, в-третьих, следует признать, наличие несогласованности различных служб в организации системного и комплексного решения проблем опекунской семьи. Перечисленные факты обуславливают проблему данной темы, которая состоит в отсутствии методов психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения опекунской семьи.
В процессе психологического сопровождения опекунских семей были выявлены специфические проблемы, которые для их решения требовали как их теоретического обоснования, так и разработки программы и методологического инструментария. Данная работа представляет результат практического опыта психологического сопровождения опекунских семей.
В качестве объекта исследования выступили дети, воспитывающиеся в семьях с кровнородственной формой опеки, предметом исследования стала психологическая реабилитация ребенка в процессе сопровождения опекунской семьи.
В связи с вышесказанным была сформулирована цель работы, которая состояла в разработке метода психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения семей с кровнородственной формой опеки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) дать теоретическое обоснование проблеме психологической реабилитации детей в процессе сопровождения семей с кровно - родственной формой опеки;
2) дать описание программы психологического сопровождения опекунской семьи;
3) раскрыть метод психологической реабилитации ребенка «Книга жизни»;
4) представить результаты психологической реабилитации детей.
Теоретико-методологической основой данной работы являются: теория семейных систем М. Боуэна, эпигенетическая концепция Э. Эриксона, теория привязанности Дж. Боулби, теория поля К. Левина, концепция незавершенного действия Б.В. Зейгарник.
В качестве методов использовались:
- теоретические: теоретический анализ социально-психологической литературы;
- эмпирические: анализ документов, беседа, наблюдение.
На психолого-педагогическом сопровождении с сентября 2012 г. по декабрь 2014 г. состояло 17 семей с кровно-родственной формой опеки: 17 детей, находящихся в условиях замещающей заботы, в возрасте от 3-х до 12 лет (из них 1 дошкольник, 9 младших школьников, 7 детей младшего подросткового возраста); 17 опекунов в возрасте от 48 до 78 лет (из них 2 опекуна в возрасте до 50 лет, 1 - до 60 лет, остальные находятся в возрастном диапазоне от 60 до 78 лет).
Психологическое исследование проводилось в рамках психолого-педагогического сопровождения замещающих (опекунских) семей в г. Мурманске.
В результате теоретического анализа проблемы было определено понятие «психологическая реабилитация ребенка». Под психологической реабилитацией ребенка мы понимаем определение его места и роли в семейной системе через восстановление структуры семьи с включением всех ее репрессированных членов.
Опыт психологического консультирования показывает, что воспитываясь в опекунской семье, дети многое знают о своих родителях. Но, к сожалению, часто так происходит, что бабушки и дедушки не выбирают выражений в определении поведения своих дочерей, приведшего к установлению опеки над ребенком. Особенно негативное отношение проявляется к бывшим женам сыновей опекунов. В семьях, где матери находятся в местах лишения свободы, либо оставили детей причины ее отсутствия скрываются объяснениями, что «мама в командировке», «уехала зарабатывать деньги». Зачастую опекуны стараются оградить ребенка от общения с родителями, опасаясь их «дурного» влияния на него. Помещение ребенка в опекунскую се-
мью порождает множество проблем психологического, педагогического и социального характера. Меняется статус всех членов расширенной семьи, происходит разрыв ранее сложившихся отношений, возникает необходимость создавать новые, перераспределять семейные роли. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. Нередко бывает так, что поведение ребенка не совпадает с ожиданиями опекунов и приводит к конфликтным ситуациям. Положение усугубляется осуждающим отношением к опекунам - родителям со стороны социума, побуждая семьи закрываться, устанавливая жесткие границы. Опекуны не знают, как помочь ребенку и часто своими неправильными действиями усиливают его психическую напряженность. Подобное положение затрудняет социальную адаптацию, порождает тревожность и пессимизм у опекунов, неуверенность в себе у детей. У детей развивается чувство неполноценности, низкая самооценка, трансформирующиеся в осложненные формы поведения, которые еще больше затрудняют общение.
Таким образом, наиболее значимыми показателями успешной психореабилитационной работы детей в опекунских семьях являются принятие ими своего прошлого, позитивное отношение к кровным родителям и успешность в получении образования.
На основании полученных данных была разработана программа психологического сопровождения семей с кровно - родственной формой опеки, в рамках которой осуществлялась психологическая реабилитация детей с помощью метода «Книга жизни». Метод предназначен для психологической реабилитации ребенка в возрасте до 12 лет в процессе сопровождения семьи с кровно-родственной формой опеки. Цель метода: создание непрерывности истории жизни ребенка, находящегося в семье с кровно-родственной формой опеки, как условие его психологической реабилитации.
Задачами метода являются:
1. Диагностика актуального эмоционального состояния ребенка.
2. Формирование положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка.
3. Удовлетворение потребности в безопасности через создание непрерывности отношений в истории жизни ребенка.
4. Формирование позитивных представлений о себе.
Следует подчеркнуть, что данный метод является важной составной частью программы психологического сопровождения семей с кровно-родственной формой опеки. Его эффективность напрямую зависит от последовательного прохождения всех этапов программы:
1 этап. На подготовительном этапе происходит знакомство с семьей, заключение договора о сотрудничестве, социально-психологический анализ проблем опекунской семьи.
2 этап. На данном этапе осуществляется постановка семейного диагноза, определение проблемы; анализируется уровень знаний опекуна о психологических особенностях детей, оставшихся без попечения родителей; выявляются факторы, стимулирующие или препятствующие развитию ребенка; формулируется гипотеза, определяется направление работы, осуществляется проектирование этапов работы.
3 этап. Формирующий этап направлен на коррекцию и реабилитацию взаимоотношений в системе опекун - опекаемый в ходе написания «Книги жизни». «Книга жизни» создается в процессе психологического сопровождения вместе с психологом, который ведет анализ динамики развития отношений, оказывает помощь в рефлексии полученных результатов, осуществляет регуляцию и коррекцию взаимоотношений.
4 этап. На заключительном этапе ассимилируется полученный опыт и осуществляется переход от психолого-педагогической помощи к самопомощи с опосредованным мониторингом благополучия развития ребенка в условиях замещающей семейной заботы куратором семьи.
На первом этапе программы у опекаемых детей диагностируются проблемы по основным психическим компонентам: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
На когнитивном уровне у детей выявляются негативные представления о себе, как о плохом ребенке, виновном в распаде кровной семьи. Также наблюдаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия (прилипчивость в поведении, либо другая ее крайность - отгороженность ребенка от сверстников), неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими.
Указанные проблемы обусловлены отсутствием непрерывности истории жизни ребенка, непониманием причин изъятия его из кровной семьи. Для формирования непрерывности истории жизни ребенка необходимо опираться на принципы программы психологического сопровождения опекунских семей.
Основными принципами программы являются:
1) холистический принцип, согласно которому для снятия симптоматических проявлений и нормализации эмоционального состояния ребёнка необходима работа со всей семьёй как системой;
2) принцип добровольности обращения клиента и всех членов семьи;
3) принцип конфиденциальности;
4) принцип профессиональной компетентности;
5) принцип беспристрастности;
6) принцип стереоскопичности диагноза, который позволяет увидеть объективную ситуацию семейного взаимодействия;
7) принцип реконструкции истории;
8) принцип комплексного подхода предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье в решении возникающих проблем;
9) принцип единства диагностики и коррекции.
Опираясь на данные принципы, было разработано содержание метода «Книга жизни», которое имеет свое тематическое планирование и предполагает обязательное психологическое сопровождение.
Первая тематическая встреча, названная «Линия жизни», посвящена диагностике актуального эмоционального состояния ребенка и его представлений о том, что с ним произошло. Необходимо ввести ребенка в предстоящую деятельность. Затем помогаем ему найти себя на линии жизни: - «Ты видишь линию жизни. Представь, что ты кораблик и плывешь по линии жизни как он по океану. (Предлагаем на выбор ребенка картинки-раскраски с разными моделями корабликов). Выбери и раскрась его. Покажи на линии, где сейчас находишься ты - кораблик. Как ты сюда попал?»
Вторая встреча, «Вперед в прошлое», решает задачу формирования положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка. Вместе с опекуном воспроизводим историю встречи родителей ребенка. Создаем их положительный образ. На странице ребенок приклеивает заранее выбранные фотографии отца и матери. Пишем историю «Мои родители».
Следующие встречи, так же решают задачу формирования позитивного образа прошлого. Темы «Я родился!», «Что в имени моем», «Город, в котором я родился», «Я расту» позволяют создать позитивный образ - Я ребенка. В «Книге жизни» пишем историю рождения ребенка (дата, место, рождения, знак зодиака, историю выбора имени, его значение, великие люди, рожденные под таким же знаком зодиака и носивших имя ребенка, антропометрические данные ребенка).
Тематическая встреча «Так случилось...» нацелена на создание условий для удовлетворения потребности ребенка в безопасности через создание непрерывности отношений в его исто-
рии жизни. Особое внимание уделяется работе с травмой потери кровной семьи, диагностики стадии горевания, на которой находится ребенок, а так же работе с чувствами ребенка - виной, обидой, гневом. Следует помнить, что при работе с острым горем возможно сопротивление ребенка, обусловленное его застреванием на одной из стадий горя. Обязательно проговари-вание причин изъятия ребенка из кровной семьи или ее утраты. Создаем вместе с ребенком и опекуном генеалогическое древо.
Заключительные встречи посвящены темам «Мои друзья», «Мои достижения». На этом этапе осуществляется формирование уверенного поведения ребенка с проекцией в будущее. Взращивание ресурса ребенка. Пишем истории о друзьях, о достижениях, о значимых событиях в его жизни.
В процессе работы с «Книгой жизни» необходимо учитывать следующие методические рекомендации:
1) опекун является союзником психолога в интересах ребенка;
2) работа выстраивается как совместная деятельность опекуна-родителя, ребенка и психолога;
3) на протяжении всего процесса взаимодействия с опекуном-родителем и ребенком методами беседы и наблюдения ведется диагностика актуализирующихся проблем, с дальнейшей их проработкой в индивидуальном консультировании;
4) после завершения «Книги жизни» продолжается работа с опекуном по расширению репертуара воспитательных интервенций через различные виды психологических услуг.
По окончанию психореабилитационной работы детей были получены положительные результаты. В качестве примера в таблице 1 представлены некоторые из них.
Таблица 1
Результаты психологической реабилитации детей по основным психическим компонентам
Опекунские семьи Основные психические компоненты как критерии оценки эффективности психологической реабилитации
Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий компонент
Семья №1 (опекун - 73 года, опекаемая - 10 лет) Принятие потери кровной матери, отца Эмоциональная стабильность, достаточный уровень сформированности самоконтроля Уверенное поведение, умение планировать свою деятельность
Семья №2 (опекун - 65 лет, опекаемый - 8 лет) Воссоединение с кровной матерью, включение в семейную систему умершего отца ребенка Эмоциональная стабильность, снижение тревожности Уверенное поведение
Семья №3 (опекун - 56 лет, опекаемая - 8 лет) Сформировано принятие потери кровных родителей опекаемой Наблюдается положительная динамика в снижении невротических реакций Тенденция к снижению «прилипчивости», возрастанию уверенности в себе
На основании полученных результатов был сформулирован ряд выводов:
1. Психологическая реабилитация детей с кровно - родственной формой опеки - это создание непрерывности истории жизни ребенка, формирующее у него ощущение безопасности, с проекцией на достижения в настоящем и отдаленном будущем.
2. Программа психологического сопровождения опекунской семьи раскрывает алгоритм и особенности работы с данной категорией замещающих семей.
3. Метод психологической реабилитации ребенка «Книга жизни» является надежным инструментом в создании непрерывности истории жизни ребенка в ее позитивной коннотации.
4. Результаты практической работы подтверждают эффективность метода «Книга жизни» как инструмента психологической реабилитации ребенка в процессе сопровождения семьи с кровно-родственной формой опеки.
В заключение следует отметить, что метод «Книга жизни» был представлен на конкурсе «Золотая Психея» в 2014, где стал победителем в номинации читательских симпатий.
В перспективе авторы ставят перед собой задачу представить программу психолого-педагогического сопровождения семей с кровно-родственной формой опеки в полном объеме.
Список литературы
1. Адлер, А Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - Академический
Проект, 2011. 240 с.
2. Власенко И.И. Технология организации и ведения группы взаимоподдержки опекунов //
Вестник практической психологии образования 2006 № 2, 3, 4.
3. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2012. 496 с.
4. Эйдемиллер З.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия / уч. пособие для врачей и психологов. Изд. 3-е. - СПб.: Речь, 2007. 352 с.
5. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб., 2000.
References
1. Adler A. Praktika i teoriia individual'noi psikhologii [Practice and theory of individual psycholog]. Akademicheskii Proekt Publ., 2011. 240 p.
2. Vlasenko I.I. Tekhnologiia organizatsii i vedeniia gruppy vzaimopodderzhki opekunov [Tech-no-logy of the organization and maintaining group of mutual support of trustees]. Vestnik prak-ticheskoi psikhologii obrazovaniia - The messenger of a practical psychology of education. 2006, no. 2, 3, 4.
3. Teoriia semeinykh sistem Miurreia Bouena: Osnovnye poniatiia, metody i klinicheskaia praktika [Theory offamily systems of Murray Bowen: Basic concepts, methods and clinical practice]. -Moscow, Kogito-Tsentr, 2012. 496 p.
4. Eidemiller Z.G., Dobriakov I.V., Nikol'skaia I.M. Semeinyi diagnoz i semeinaiapsikhoterapiia [Family diagnosis and family psychotherapy]. - Saint Petersburg,: Rech', 2007, 352 p.
5. Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. - Saint Petersburg, 2000.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Тузова Ольга Николаевна, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук
Мурманский государственный гуманитарный университет
ул. Капитана Егорова, 15, г. Мурманск, 183038, Россия
e-mail: [email protected]
Spin-код: 4718-2498
Кардакова Инна Николаевна, психолог Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции ул. Баумана, 1, г. Мурманск,183014, Россия e-mail: innakardakova@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Tuzova Olga Nikolaevna, associate Professor of psychology, Ph.D. in Psychological Science
Murmansk State Humanities University
Capitan Yegorov street, 15, Murmansk, 183038, Russia
e-mail: [email protected]
Kardakova Inna Nikolaevna, psychologist
Psychological and pedagogical rehabilitation and correction centre Bauman street, 1, Murmansk, 183014, Russia e-mail: innakardakova@rambler. ru