Научная статья на тему 'Психологическая помощь в профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций МВД России: проблемы и пути решения'

Психологическая помощь в профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций МВД России: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / АДАПТАЦИЯ / КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SERVICE / ADAPTATION / COPING MECHANISMS / PSYCHOLOGICAL DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Свистильников А. Б., Муравьева О. В.

В статье отражены проблемы психологической адаптации выпускников образовательных организаций МВД России и возможные пути их преодоления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Свистильников А. Б., Муравьева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological assistance of professional adaptation of graduates of educational institutions of Ministry of Inter-nal Affairs of Russia: problems and solutions1the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia

The article reflects the problem of psychological difficulties arising at graduates of HEI the Ministry of the Interior, and also possible solution

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь в профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций МВД России: проблемы и пути решения»

8. Chirkov E.N. Ways and means of forming the regulatory consciousness of students of high schools

in the teaching of the Interior Ministry autotechnical disciplines // Proceedings of the Herzen State Pedagogical University. A.I. Herzen: Postgraduate notebook. - St. Petersburg., 2007. № 17.

9. Nevmovenko AA Formation of a professional orientation specialist (on the experience of students of

the university Russian Ministry of Internal Affairs) // Proceedings of the Herzen State Pedagogical University. A.I. Herzen: Postgraduate notebook. - St. Petersburg., 2007. № 17. P.182-185.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTER-NAL AFFAIRS OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

УДК 159.944:378.6:351.74-057.85(470)

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России);

О.В. МУРАВЬЕВА,

студентка 5 курса __________________________(НИУ «БелГУ»)

Аннотация: в статье отражены проблемы психологической адаптации выпускников образовательных организаций МВД России и возможные пути их преодоления.

Ключевые слова: психологическая служба, адаптация, копинг-механизмы, психологические трудности.

A.B. Svistilnikov, the candidate of jurisprudence, assistant professor the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

O.V. Muravyova, student NRU «BelSU».

Abstract: the article reflects the problem of psychological difficulties arising at graduates of HEI the Ministry of the Interior, and also possible solution.

Keywords: psychological Service, adaptation, coping mechanisms, psychological difficulties.

Современное российское общество остро нуждается в квалифицированных сотрудниках для органов внутренних дел (далее - ОВД), способных на высоком уровне исполнять свои должностные обязанности. Это обусловлено экономической и социальной нестабильностью, сложной криминогенной обстановкой и иными факторами. В

этой связи особое значение представляет решение вопроса подготовки квалифицированных специалистов для ОВД, повышения их профессионального уровня, психологической устойчивости и адаптации.

В период вхождения в должность перед выпускниками образовательных организаций МВД России возникает множество факторов,

201012

затрудняющих процесс профессионального становления. Среди этих факторов могут быть: смена социального окружения, напряженный график службы, груз ответственности исполняемых должностных обязанностей и т.д. Вышеуказанные и иные сложности профессиональной адаптации могут привести к таким негативным явлениям, как: возникновение эмоционального стресса, снижение эффективности деятельности в занимаемой должности и т.п. Изложенные последствия отрицательно сказываются в достижении целей и решении задач, поставленных перед молодыми специалистами. В этой связи актуальной представляется проблема успешной адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел и выпускников образовательных организаций МВД России к особенностям профессиональной деятельности, а также оказания им психологической помощи и поддержки [3, с. 36-38].

Для её решения Министерством внутренних дел Российской Федерации принят ряд нормативных документов, в которых уделяется особое внимание профессиональному становлению молодых сотрудников органов внутренних дел, а также вопросам повышения эффективности работы по их профессиональному развитию и личностному росту, созданию благоприятных условий для реализации в профессии. В целях повышения профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел 3 июля 2012 г. подписан приказ МВД России № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», в котором указано, что «овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [7, с.1]. Важная роль в подготовке к служебной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России и тем проблемам, с которыми им придется столкнуться, принадлежит существующей практике стажировки выпускников в практических органах внутренних дел, где слушатель получает возможность быстрее адаптироваться к новым для него условиям служебной деятельности.

Главным координационным центром, объединяющим все направления работы по профессиональному становлению молодых сотрудников, является психологическая

служба, где ведется работа в двух направлениях: собственно с молодыми сотрудниками и через деятельность субъектов, принимающих участие в процессе профессионального становления молодых специалистов.

Психологические трудности профессионального становления и адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел - выпускников образовательных организаций МВД России представляют собой особый вид проблемных ситуаций. Особенностью данных ситуаций является рассогласованность между различными проявлениями личности и профессиональной средой, для преодоления которой сотруднику необходимо найти и использовать новые для себя средства мобилизации и способы поведения. Психологические проблемы профессионального становления и адаптации выпускников образовательных организаций МВД России можно классифицировать по их содержанию и представленности в сознании молодого сотрудника органов внутренних дел. В таком случае трудности профессионального становления подразделяются на следующие группы: организационно-психологические, социально-психологические, индивидуально-психологические [4, с. 3-4].

С целью преодоления проблем, возникающих в процессе профессионального становления, выпускники образовательных организаций МВД России используют либо аутопреодоление, либо гетеропреодоление. Процесс аутопреодоления трудностей состоит из следующих шагов: осознание трудностей (когнитивная составляющая), эмоциональное переживание (эмоциональная составляющая), выработка решения по преодолению, реализация действий по преодолению (поведенческая составляющая), оценка результата и его коррекция. К аутопределению относятся используемые выпускниками образовательных организаций МВД России копинг-стратегии. Копинг-стратегии - это когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются для того, чтобы справиться со стрессом. Наиболее часто используемыми выпускниками образовательных организаций МВД России видами копинг-стратегий являются: аффективно-обвиняющее уклонение, принимающе-приспособленческое поведение, активно-принимающее поведение, сдержива-юще-игнорирующее поведение и пассивное самообвиняющее поведение. Из вышеперечисленных видов копинг-стратегий только такая стратегия, как активно-принимающее поведение, является эффективной в преодо-

лении психологических трудностей профессионального становления [6, с. 40-43].

Гетеропреодоление, направленное на помощь молодым сотрудникам в эффективном преодолении психологических трудностей, осуществляется в рамках психологического сопровождения деятельности личного состава органов внутренних дел. Направлениями психологического сопровождения деятельности личного состава органов внутренних дел является проведение тренинга, направленного на развитие умений преодоления проблем профессионального становления и оказание психологической помощи выпускникам образовательных организаций МВД России. Данные мероприятия способствуют активизации личностного потенциала молодого сотрудника, профессиональному развитию и оптимизации процесса профессионального становления.

Тренинг развития умений преодоления психологических трудностей, возникающих в процессе профессионального становления, включает в себя развитие готовности к преодолению (установочный уровень) и подготовленности к преодолению (технологичный уровень). Он направлен на активизацию личностного потенциала, а именно на трансформацию способов взаимодействия с окружающей средой и способностей преодолевать затруднения, а также на расширение и изменение арсенала используемых стратегий преодоления психологических трудностей в профессиональной деятельности. Участие в тренинге дает молодому сотруднику возможность и ресурсы подниматься на более высокий уровень профессионального развития [9, с. 58-59].

Психологическая помощь является видом практической помощи и заключается в содействии молодым сотрудникам органов внутренних дел в эффективном преодолении психологических затруднений при осуществлении оперативно-служебной деятельности. Психологическая помощь в процессе профессионального становления молодых сотрудников заключается не только в содействии преодоления трудностей в профессиональной деятельности, но и косвенно в недопущении возникновения трудностей или реализации организационных мер и управ-

ленческих воздействий по их снижению.

Существует необходимость комплексного подхода к организации и осуществлению психологического сопровождения процесса психологической адаптации в профессиональной деятельности выпускников высших образовательных учреждений МВД России. В целях повышения эффективности этой деятельности действия всех субъектов управления процессом профессионального становления молодых сотрудников органов внутренних дел должны быть четко скоординированы.

Для оптимизации психологического сопровождения процесса преодоления психологических проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов органов внутренних дел, в том числе выпускников образовательных организаций МВД России, в качестве рекомендаций предлагаются следующие меры:

1. Использовать современные психотехнологии для формирования психологической готовности выпускников образовательных организаций МВД России к решению оперативно-служебных задач в профессиональной деятельности.

2. Организовать осуществление психоло-го-педагогического обучения сотрудников, участвующих в процессе профессионального становления молодых специалистов.

3. Объединить усилия руководителя подразделения, в котором работает молодой специалист, его наставника и психолога по оказанию помощи в преодолении психологических трудностей, что позволит не только оптимизировать процесс профессионального становления молодых сотрудников, но и заложить основу для их личностного и профессионального роста, таким образом улучшив качество работы подразделений органов внутренних дел в целом.

4. Отработать механизм взаимодействия кадрового аппарата комплектующих органов и представителей образовательных организаций МВД России, что позволит повысить качество обучения специалистов для органов внутренних дел и подготовить их к эффективному выполнению оперативно-служебных задач, исходя из их умений, навыков и психологических особенностей.

Литература

1. Адаптация курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к условиям учебной и служебной деятельности / под ред. Л.А. Власовой, В.В. Веревченко, А.И. Маркова, А.И. Лукьянова. - Ростов н/Д.: Икар, 1998. С. 25-37.

2010'2

2. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России: нор-

мативные и аналитические материалы. - М.: ЦИ и НМОКП МВД России, 1998. С. 88-123.

3. Горбач НА, Матросов ВА, Ткаченко B.C. Особенности профессиональной адаптации мо-

лодых сотрудников к службе в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 2. С. 35-40.

4. Драчева Ю.В. Психологические трудности профессионального становления выпускников

высших образовательных учреждений МВД России и пути их преодоления: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. 258 с.

5. Ермолаев В.В. Социально-психологические факторы эффективности выбора профессио-

нальной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. 241 с.

6. Латкова ИА. Педагогические вопросы успешной адаптации сотрудников и создание условий для их закрепления в коллективе ОВД // Актуальные вопросы психологии и педагогики в деятельности ОВД. - М., 1985. С. 39-46.

7. Пирожков В.Ф. Психолого-педагогические вопросы работы наставников и проблемы раз-

вития наставничества в подразделениях и службах ОВД. - М., 1980. С. 60-63.

8. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

9. Филонов Л.В. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. - М., 1990. 368 с.

10. Погонина ЕА, Васильева Е.О. Ценностно-смысловые установки курсантов Белгородского юридического института МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2009. № 1. С. 62-66.

References

1. Adaptation of cadets and students of educational institutions to the conditions of the Russian Interior Ministry training and performance management / ed. L.A. Vlasova, V. Verevchenko, A.I. Markov, A.I. Lukyanov. Rostov-on-Don: Icarus, 1998. p. 25-37.

2. Dracheva U.V. Psychological difficulties of professional development of graduates of higher educational institutions of the Russian Interior Ministry and the ways to overcome them: Diss. cand. of psychological sciences. - M., 2004. 258 p.

3. Education and personal development of students of educational institutions of the Russian Ministry of the Interior: normative and analytical materials. - M.: CI and NMOKP the Russian Ministry of Interior, 1998. p. 88-123.

4. Ermolaev V.V. Social and psychological factors of effectiveness of choice of professional specialization students of higher educational institutions the Russian Ministry of the Interior: diss. cand. of psychological sciences. - М., 2003. 241 p.

5. Gorbach NA, Matrosov VA, Tkachenko V.S. The features of professional integration of young employees to serve in the Department of the Interior // Psycho in law enforcement.1998. № 2. P. 35-40.

6. Latkova IA. Pedagogical issues of successful adaptation of employees and facilitate their attachment to the team OVDU // Actual problems of psychology and pedagogy in the activities of the Ministry of the Interior. - М., 1985. P. 39-46.

7. Pirozhkov V.F. Psycho-educational issues of mentors and mentoring development problems in units and services of the Ministry of the Interior. - М., 1980. P. 60-63.

8. Order from the Russian Ministry of the Interior 3.07.2012g. № 663 “On approval of the instructions on training of police officers”.

9. Philonov L.V Business communication training police officers to different categories of citizens. - М., 1990. 368 p.

10. Pogonina EA, Vasilyeva E.O. The value-semantic orientations of students Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2009. № 1. P. 62-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.