8. Chirkov E.N. Ways and means of forming the regulatory consciousness of students of high schools
in the teaching of the Interior Ministry autotechnical disciplines // Proceedings of the Herzen State Pedagogical University. A.I. Herzen: Postgraduate notebook. - St. Petersburg., 2007. № 17.
9. Nevmovenko AA Formation of a professional orientation specialist (on the experience of students of
the university Russian Ministry of Internal Affairs) // Proceedings of the Herzen State Pedagogical University. A.I. Herzen: Postgraduate notebook. - St. Petersburg., 2007. № 17. P.182-185.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTER-NAL AFFAIRS OF RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS
УДК 159.944:378.6:351.74-057.85(470)
А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России);
О.В. МУРАВЬЕВА,
студентка 5 курса __________________________(НИУ «БелГУ»)
Аннотация: в статье отражены проблемы психологической адаптации выпускников образовательных организаций МВД России и возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: психологическая служба, адаптация, копинг-механизмы, психологические трудности.
A.B. Svistilnikov, the candidate of jurisprudence, assistant professor the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;
O.V. Muravyova, student NRU «BelSU».
Abstract: the article reflects the problem of psychological difficulties arising at graduates of HEI the Ministry of the Interior, and also possible solution.
Keywords: psychological Service, adaptation, coping mechanisms, psychological difficulties.
Современное российское общество остро нуждается в квалифицированных сотрудниках для органов внутренних дел (далее - ОВД), способных на высоком уровне исполнять свои должностные обязанности. Это обусловлено экономической и социальной нестабильностью, сложной криминогенной обстановкой и иными факторами. В
этой связи особое значение представляет решение вопроса подготовки квалифицированных специалистов для ОВД, повышения их профессионального уровня, психологической устойчивости и адаптации.
В период вхождения в должность перед выпускниками образовательных организаций МВД России возникает множество факторов,
201012
затрудняющих процесс профессионального становления. Среди этих факторов могут быть: смена социального окружения, напряженный график службы, груз ответственности исполняемых должностных обязанностей и т.д. Вышеуказанные и иные сложности профессиональной адаптации могут привести к таким негативным явлениям, как: возникновение эмоционального стресса, снижение эффективности деятельности в занимаемой должности и т.п. Изложенные последствия отрицательно сказываются в достижении целей и решении задач, поставленных перед молодыми специалистами. В этой связи актуальной представляется проблема успешной адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел и выпускников образовательных организаций МВД России к особенностям профессиональной деятельности, а также оказания им психологической помощи и поддержки [3, с. 36-38].
Для её решения Министерством внутренних дел Российской Федерации принят ряд нормативных документов, в которых уделяется особое внимание профессиональному становлению молодых сотрудников органов внутренних дел, а также вопросам повышения эффективности работы по их профессиональному развитию и личностному росту, созданию благоприятных условий для реализации в профессии. В целях повышения профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел 3 июля 2012 г. подписан приказ МВД России № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», в котором указано, что «овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [7, с.1]. Важная роль в подготовке к служебной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России и тем проблемам, с которыми им придется столкнуться, принадлежит существующей практике стажировки выпускников в практических органах внутренних дел, где слушатель получает возможность быстрее адаптироваться к новым для него условиям служебной деятельности.
Главным координационным центром, объединяющим все направления работы по профессиональному становлению молодых сотрудников, является психологическая
служба, где ведется работа в двух направлениях: собственно с молодыми сотрудниками и через деятельность субъектов, принимающих участие в процессе профессионального становления молодых специалистов.
Психологические трудности профессионального становления и адаптации молодых сотрудников органов внутренних дел - выпускников образовательных организаций МВД России представляют собой особый вид проблемных ситуаций. Особенностью данных ситуаций является рассогласованность между различными проявлениями личности и профессиональной средой, для преодоления которой сотруднику необходимо найти и использовать новые для себя средства мобилизации и способы поведения. Психологические проблемы профессионального становления и адаптации выпускников образовательных организаций МВД России можно классифицировать по их содержанию и представленности в сознании молодого сотрудника органов внутренних дел. В таком случае трудности профессионального становления подразделяются на следующие группы: организационно-психологические, социально-психологические, индивидуально-психологические [4, с. 3-4].
С целью преодоления проблем, возникающих в процессе профессионального становления, выпускники образовательных организаций МВД России используют либо аутопреодоление, либо гетеропреодоление. Процесс аутопреодоления трудностей состоит из следующих шагов: осознание трудностей (когнитивная составляющая), эмоциональное переживание (эмоциональная составляющая), выработка решения по преодолению, реализация действий по преодолению (поведенческая составляющая), оценка результата и его коррекция. К аутопределению относятся используемые выпускниками образовательных организаций МВД России копинг-стратегии. Копинг-стратегии - это когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются для того, чтобы справиться со стрессом. Наиболее часто используемыми выпускниками образовательных организаций МВД России видами копинг-стратегий являются: аффективно-обвиняющее уклонение, принимающе-приспособленческое поведение, активно-принимающее поведение, сдержива-юще-игнорирующее поведение и пассивное самообвиняющее поведение. Из вышеперечисленных видов копинг-стратегий только такая стратегия, как активно-принимающее поведение, является эффективной в преодо-
лении психологических трудностей профессионального становления [6, с. 40-43].
Гетеропреодоление, направленное на помощь молодым сотрудникам в эффективном преодолении психологических трудностей, осуществляется в рамках психологического сопровождения деятельности личного состава органов внутренних дел. Направлениями психологического сопровождения деятельности личного состава органов внутренних дел является проведение тренинга, направленного на развитие умений преодоления проблем профессионального становления и оказание психологической помощи выпускникам образовательных организаций МВД России. Данные мероприятия способствуют активизации личностного потенциала молодого сотрудника, профессиональному развитию и оптимизации процесса профессионального становления.
Тренинг развития умений преодоления психологических трудностей, возникающих в процессе профессионального становления, включает в себя развитие готовности к преодолению (установочный уровень) и подготовленности к преодолению (технологичный уровень). Он направлен на активизацию личностного потенциала, а именно на трансформацию способов взаимодействия с окружающей средой и способностей преодолевать затруднения, а также на расширение и изменение арсенала используемых стратегий преодоления психологических трудностей в профессиональной деятельности. Участие в тренинге дает молодому сотруднику возможность и ресурсы подниматься на более высокий уровень профессионального развития [9, с. 58-59].
Психологическая помощь является видом практической помощи и заключается в содействии молодым сотрудникам органов внутренних дел в эффективном преодолении психологических затруднений при осуществлении оперативно-служебной деятельности. Психологическая помощь в процессе профессионального становления молодых сотрудников заключается не только в содействии преодоления трудностей в профессиональной деятельности, но и косвенно в недопущении возникновения трудностей или реализации организационных мер и управ-
ленческих воздействий по их снижению.
Существует необходимость комплексного подхода к организации и осуществлению психологического сопровождения процесса психологической адаптации в профессиональной деятельности выпускников высших образовательных учреждений МВД России. В целях повышения эффективности этой деятельности действия всех субъектов управления процессом профессионального становления молодых сотрудников органов внутренних дел должны быть четко скоординированы.
Для оптимизации психологического сопровождения процесса преодоления психологических проблем в профессиональной деятельности молодых специалистов органов внутренних дел, в том числе выпускников образовательных организаций МВД России, в качестве рекомендаций предлагаются следующие меры:
1. Использовать современные психотехнологии для формирования психологической готовности выпускников образовательных организаций МВД России к решению оперативно-служебных задач в профессиональной деятельности.
2. Организовать осуществление психоло-го-педагогического обучения сотрудников, участвующих в процессе профессионального становления молодых специалистов.
3. Объединить усилия руководителя подразделения, в котором работает молодой специалист, его наставника и психолога по оказанию помощи в преодолении психологических трудностей, что позволит не только оптимизировать процесс профессионального становления молодых сотрудников, но и заложить основу для их личностного и профессионального роста, таким образом улучшив качество работы подразделений органов внутренних дел в целом.
4. Отработать механизм взаимодействия кадрового аппарата комплектующих органов и представителей образовательных организаций МВД России, что позволит повысить качество обучения специалистов для органов внутренних дел и подготовить их к эффективному выполнению оперативно-служебных задач, исходя из их умений, навыков и психологических особенностей.
Литература
1. Адаптация курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к условиям учебной и служебной деятельности / под ред. Л.А. Власовой, В.В. Веревченко, А.И. Маркова, А.И. Лукьянова. - Ростов н/Д.: Икар, 1998. С. 25-37.
2010'2
2. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России: нор-
мативные и аналитические материалы. - М.: ЦИ и НМОКП МВД России, 1998. С. 88-123.
3. Горбач НА, Матросов ВА, Ткаченко B.C. Особенности профессиональной адаптации мо-
лодых сотрудников к службе в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 2. С. 35-40.
4. Драчева Ю.В. Психологические трудности профессионального становления выпускников
высших образовательных учреждений МВД России и пути их преодоления: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004. 258 с.
5. Ермолаев В.В. Социально-психологические факторы эффективности выбора профессио-
нальной специализации курсантами высших образовательных учреждений МВД России: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2003. 241 с.
6. Латкова ИА. Педагогические вопросы успешной адаптации сотрудников и создание условий для их закрепления в коллективе ОВД // Актуальные вопросы психологии и педагогики в деятельности ОВД. - М., 1985. С. 39-46.
7. Пирожков В.Ф. Психолого-педагогические вопросы работы наставников и проблемы раз-
вития наставничества в подразделениях и службах ОВД. - М., 1980. С. 60-63.
8. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
9. Филонов Л.В. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. - М., 1990. 368 с.
10. Погонина ЕА, Васильева Е.О. Ценностно-смысловые установки курсантов Белгородского юридического института МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2009. № 1. С. 62-66.
References
1. Adaptation of cadets and students of educational institutions to the conditions of the Russian Interior Ministry training and performance management / ed. L.A. Vlasova, V. Verevchenko, A.I. Markov, A.I. Lukyanov. Rostov-on-Don: Icarus, 1998. p. 25-37.
2. Dracheva U.V. Psychological difficulties of professional development of graduates of higher educational institutions of the Russian Interior Ministry and the ways to overcome them: Diss. cand. of psychological sciences. - M., 2004. 258 p.
3. Education and personal development of students of educational institutions of the Russian Ministry of the Interior: normative and analytical materials. - M.: CI and NMOKP the Russian Ministry of Interior, 1998. p. 88-123.
4. Ermolaev V.V. Social and psychological factors of effectiveness of choice of professional specialization students of higher educational institutions the Russian Ministry of the Interior: diss. cand. of psychological sciences. - М., 2003. 241 p.
5. Gorbach NA, Matrosov VA, Tkachenko V.S. The features of professional integration of young employees to serve in the Department of the Interior // Psycho in law enforcement.1998. № 2. P. 35-40.
6. Latkova IA. Pedagogical issues of successful adaptation of employees and facilitate their attachment to the team OVDU // Actual problems of psychology and pedagogy in the activities of the Ministry of the Interior. - М., 1985. P. 39-46.
7. Pirozhkov V.F. Psycho-educational issues of mentors and mentoring development problems in units and services of the Ministry of the Interior. - М., 1980. P. 60-63.
8. Order from the Russian Ministry of the Interior 3.07.2012g. № 663 “On approval of the instructions on training of police officers”.
9. Philonov L.V Business communication training police officers to different categories of citizens. - М., 1990. 368 p.
10. Pogonina EA, Vasilyeva E.O. The value-semantic orientations of students Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2009. № 1. P. 62-66.