Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая помощь / SG (Seriousgame) / созависимость / cообщество ВДА / помощь по cкайпу / e-mail / ICQ / psychological assistance / SG (Serious game) / codependency / community VDA / assistance by Skipe / e-mail / ICQ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барцалкина В.В.

В статье дано представление о некоторых отечественных и зарубежных технологиях оказания психологической помощи в практике интернет-общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE WHILE PRACTICE OF INTERNET COMMUNICATION: MODERN TECHNOLOGIES

The article gives a conception of some domestic and foreign technologies aimed at providing psychological assistance for field of Internet communication working.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ОБЩЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ПРАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

БарцалкинаВ.В.(Москва, МГППУ) bartsalkina50@mail.ru

Аннотация. В статье дано представление о некоторых отечественных и зарубежных технологиях оказания психологической помощи в практике интернет-общения.

Ключевые слова: психологическая помощь, SG (Seriousgame),созависимость, сообщество ВДА, помощь по скайпу, e-mail, ICQ.

PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE WHILE PRACTICE OF INTERNET COMMUNICATION: MODERN TECHNOLOGIES BartsalkinaV.V. (Moscow, MSUPE) bartsalkina50@mail.ru

Abstract. The article gives a conception of some domestic and foreign technologies aimed at providing psychological assistance for field of Internet communication working.

Keywords: psychological assistance; SG (Serious game); codependency; community VDA; assistance by Skipe; e-mail; ICQ.

Интернет и социальные сети становятся неотъемлемой частью жизни человека. Развиваются технологии интернет-общения, и, вслед за ними, появляется возможность использования этих технологий для оказания психологической помощи. Отсюда и обращение за помощью в онлайн-формате уже перестает быть чем-то необычным.

Появление и развитие дистанционных технологий, прежде всего, были связаны с компьютерными играми, которые сразу нашли массу поклонников как среди детей, так и взрослых. Постепенно расширялся функционал и область их применения: от развлекательных до серьезных компьютерных или прикладных игр (Seriousgame - SG), т.е. игр, предназначенных для конкретной цели, кроме чистого развлечения, например, для психодиагностики и некоторых методов психотерапии и педагогики.

Интерактивные симуляторы ролевых игр используются для просвещения на актуальные темы, а также тренировки навыков общения с целью улучшения социального климата. Они рассчитаны на разные целевые аудитории и применяются во многих зарубежных государственных учреждениях образования и здравоохранения. Например, подросткам и молодежи предлагается информирование на такие темы, как психическое здоровье, эмоциональное благополучие, профилактика употребления алкоголя и психоактивных веществ, предотвращение суицидов (URL:https://kognito.com/products).

Многие игры применяются в качестве самопомощи, преимущества которых заключаются в доступности в любое время и на более «безопасном» уровне по сравнению с лечением у психотерапевта. Например, «SuperSight» учит игроков преодолевать свои страхи, бороться с подавленными эмоциями, а также помогает изучить стратегии решения проблем (URL: https://www.gamesforchange.org/). "SPARX" (Smart, Positive, Active, Realistic, X-factorthoughts) обучает подростков с симптомами депрессии, стресса и тревожных расстройств выявлять и преодолевать негативные мысли (Brezinka V., 2017). «SuperBetter» помогает укрепить здоровье, восстановиться после болезни или травмы, а

также поддерживает при похудении или отказе от курения за счет повышения уровня личной устойчивости (URL:https://www.gamesforchange.org/).

SG служат дополнительным инструментом в рамках профессиональной психотерапии, но могут применяться только под контролем психотерапевта. Например, «CampCope-A-Lot» (CCAL) является вспомогательным инструментом в психотерапии детей7-13 с тревожнымии стрессовыми расстройствами. Игра включает психообразование, когнитивную реструктуризацию и обучение релаксации. Часть уровней игрок проходит с психотерапевтом и родителями, т. к. речь идет о ситуациях, вызывающих страх «Schatzsuche» («Поиск сокровищ») применяется в психотерапии детей и подростков 9-13 лет с тревожными расстройствами, депрессией и агрессивным поведением (URL: https://www.researchgate.net/publication/). Игра обучает распознавать эмоции по мимике и положению тела, а также помогает избавиться от склонности заранее предполагать враждебные намерения.

Таким образом, SG демонстрирует широкий спектр возможностей применения в области оказания психологической помощи, а также самопомощи, что делает прикладные игры очень перспективным направлением в области оказания психологической помощи.

В отечественной практике получило широкое распространение общение в он-лайн-формате групп самопомощи для лиц с аддиктивными расстройствами (химические и нехимические аддикции). Посещение групп самопомощи является одним из главных инструментов, обеспечивающих аддикту длительную ремиссию. Например, уже в начале 2000-х годов был создан сайт «Детки-в-сетке» (URL: https://www.detki-v-setke.ru/) для обеспечения возможности работы по программе «взрослых детей алкоголиков» (ВДА) для русскоговорящих людей в любой точке мира. В научной литературе синдром ВДА рассматривается, как правило, в связи с особенностями развития детей в алкогольной семье, которая порождает существенные личностные дефициты, лежащие в основе такого интегрального показателя, как созависимость (Базовый текст сообщества ВДА, 2017). При этом созависимость понимается как психологическое пристрастие к другому человеку, жизнь и проблемы которого становятся первичными для соза-висимого, т.е. его жизнь из активной превращается в реактивную. Происходит своеобразная подмена: созависимый перестает жить своей жизнью.

Необходимо отметить, что, поскольку в настоящее время группы самопомощи ВДА есть только в ряде крупных городов РФ, были созданы дистанционные формы собраний этих групп. Прежде всего, это скайп-собрания, которые проходят по той же схеме, что и «живые группы общения». При этом существуют особенности, связанные с техническими ограничениями: связь проходит без видео (соблюдение анонимности), собрание ограничено несколькими десятками участников, вводится особый регламент подключения на собрание, существует особый регламент определения очередности.

В числе преимуществ сайта «Детки-в-сетке», по сравнению с другими формами общения, можно отметить его доступность в любое время и в любом месте, в то время как скайп-группы проходят в определенное время, а «живые группы» требуют физического присутствия в определенное время в определенном месте. Кроме того, преимуществом скайп-общения ВДА, по сравнению с «живыми группами», является доступность их в любом месте, где есть доступ в интернет, а также отсутствие временных и финансовых затрат на проезд к тем местам, где собирается «живая группа». Также преимуществом может являться возможность читать высказывания и диалоги участников и свои собственные, написанные ранее. Однако, это же может быть и недостатком, если участник не хочет, чтобы его мысли оставались в интернете.

Среди недостатков также можно выделить отсутствие живого контакта с членами группы, что, однако, может оказаться преимуществом для людей с высоким уровнем тревожности, затрудняющим реальное взаимодействие. Кроме того, недостатком скайп-групп может являться риск подслушивания со стороны людей, проживающих

рядом, а также меньшая интенсивность непосредственного контакта с членами Сообщества ВДА.

К дистанционной поддержке ВДА можно отнести также распространенную психологическую помощь по E-mail, которая подразумевает общение специалиста (в нашем случае чаще всего - психолога) с клиентом. При такой форме помощи клиент пишет психологу письма, в которых описывает свою проблему, эмоциональное состояние и мысли, а психолог дает на них компетентные ответы со своим видением его проблем, рекомендации и т.д. Однако, как показывает опыт, электронная почта может быть лишь дополнительным инструментом для продуктивной непосредственной работы со специалистом.

Необходимо также упомянуть возможность общения психолога и клиента по ICQ, другим видам мессенджеров и в социальных сетях, которые происходят в режиме реального времени, поэтому психолог может оперативно задавать уточняющие вопросы и оперативно получать на них ответы. Но на этом преимущества этого общения заканчиваются.

К недостаткам общения по E-mail с помощью мессенджеров и социальных сетей можно отнести тот факт, что общение в таких формах предполагает только обмен текстом. При этом все невербальные компоненты общения, такие как интонация и тембр голоса, поза, мимика исключаются из диалога и не позволяют психологу вовремя обнаружить так называемые психологические защиты у клиента.

В заключение необходимо констатировать, что, конечно, лучше получать психологическую помощь в непосредственном общении, однако надо отдать должное тому, что дистанционные технологии и электронные средства коммуникации значительно расширяют возможности оказания психологической помощи нуждающимся, однако, дистанционные технологии можно рассматривать только как дополнительные инструменты взаимодействия и общения людей.

Литература

1. Базовый текст сообщества ВДА «Взрослые дети из алкогольных/дисфункциональных семей». М.: ACA WSO, 2017. - 720 с.

2. Сайт компании Kognito [Электронный ресурс]. URL: https://kognito.com/products (дата обращения: 24.10.2020).

3. Сайт некоммерческой организации GAMES FOR CHANGE [Электронный ресурс]. URL: https://www.gamesforchange.org/ (дата обращения: 26.10.2020).

4. Brezinka V. ComputerspieleinderPsychotherapie-neueEntwicklungen // PraxisderKinderpsychologieundKinderpsychiatrie

2016.URL:https://www.researchgate.net/publication/295898834_Computerspiele_in_de

r_Psychotherapie_neue_Entwicklungen_New_Developments_in_Video_Games_for_P

sychotherapy (date of access: 28.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.