Научная статья на тему 'Психологическая помощь студентам в развитии представлений об эффективных стратегиях супружества'

Психологическая помощь студентам в развитии представлений об эффективных стратегиях супружества Текст научной статьи по специальности «Психология»

476
117
Поделиться

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Шкрябко И.П.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь студентам в развитии представлений об эффективных стратегиях супружества»

И.П. Шкрябко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ В РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭФФЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ СУПРУЖЕСТВА

Супружество, представляя собой специфическую форму отношений, складывающихся между людьми, попадает в пространство исследования ряда научных отраслей: социологии, этнографии, юриспруденции, педагогики, психологии. Относясь к проблематике частной жизни, в отечественной науке оно достаточно длительный период истории обладало статусом «табу», получая определенный «выход» только при изучении особенностей деятельности таких социальных институтов как семья и брак.

В силу длительного периода употребления понятий «супружество», «брак» и «семья» как тождественных, супружество в современной психологии рассматривается как особый вид межличностных отношений, характеризующихся определенными психологическими характеристиками - эмоциональной близостью, эмпатией, любовью, совместимостью и т.д. (К. Василев, Э. Гидденс, Т.И. Дымнова, Н.Н. Обозов, Я. Щепаньский и др.) Брак - это форма отношений, которая особым образом инициирует новое качество взаимодействия людей и оформляет особенности реализации супружества (Е.Г. Гукова, И.Ф. Дементьева, И.В. Дорно, В.А. Кишинец, Н.В. Малярова, Ю.И. Семенов и др.).

Семья - это социально-психологическое пространство оформления взаимодействия некоторой группы людей, в рамках которого реализуются супружеские отношения (Ю.Е. Алешина, Л.С. Андреева, В.В. Бойко, Э.К. Васильева, Л.Я. Гозман и др.). Кроме того, брак - это институт, регулирующий отношения между супругами, как носителями определенного пола, а семья - это институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми. Таким образом, супружество является родовым для раскрытия понятий «брак» и «семья», феноменологическое содержание которых обеспечивает своеобразие самих супружеских отношений.

Обладая многообразием проявлений, позволяющих выделить его разные виды (моногамное и полигамное супружество; эмоционально отчужденные, напряженно-диссоциированные, симбиотические, псевдосолидарные, гиперпротективные и хаотические супружеские отношения; патриархальные матриархальные и эгалитарные супружеские отношения; гомогенные, гетерогенные, гомогамные и гетеро-гамные супружеские диады; конгруэнтные, комплиментарные и конфликтные супружеские отношения и т.д.), супружество характеризуется рядом психологических феноменов, делающим его привлекательным для психологического исследования.

В рамках супружеской проблематики в психологии изучаются мотивы брака, трудности его заключения, психологическое пространство удачного и неудачного супружества, особенности влияния супружеских отношений на самих супругов и их детей, психологические причины развода как следствия неблагоприятных супружеских отношений и т.д. (Н.В. Малярова, Ю.Н. Олейник, В.А. Смехов, M. Batten, E.M. Magar и др.).

Современные отечественные и зарубежные психологи, занимающиеся проблемами семьи и брака, все чаще стали делать акцент на анализе такой ее стороны как внутренние взаимоотношения в супружеской диаде, их психологическом аспекте. Проблемы отношений со значимым Другим составляют один из востребованных векторов исследований современной психологии. К их рассмотрению обращались как зарубежные (Ч. Кули, Г. Лотце, Дж. Мид, Г. Хайман и др.), так и отечественные

психологи (А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, А.Ф. Лазур-ский, В.Н. Мясищев, К. Ясперс и др.). В частности, В.Н. Мясищев определял понятие «психологическое отношение» как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, как систему, которая складывается в ходе исторического развития человека, выражая его личный опыт, определяя действия и переживания.

Супружеские отношения, продолжающиеся достаточно длительный период времени, не могут оставаться абсолютно неизменными. Исследователи исходят из того, что супружеские отношения постоянно развиваются и меняются (Т.Б. Карцева, В. Сатир, В.В. Столин, Ю.В. Филиппова, Л.Б. Шнейдер и др.).

При различных подходах к построению периодизации развития супружеских отношений исследователи сходятся на необходимости выделения следующих этапов супружества: этап, непосредственно предшествующий заключению брака (этап ухаживания или досупружеский этап); этап, наступающий после бракосочетания и продолжающийся вплоть до рождения ребенка (начальный этап супружества, молодое супружество); этап супружества, связанный с воспитанием детей (основной этап супружества, зрелое супружество); завершающий этап супружества (этап развития гармонических супружеских отношений, наступающий после ухода детей из семьи, или конфликтный этап, связанный с разводом супругов) (Ч.С. Гризицкас, С. Кратосхвил, Н.В. Малярова, Р. Нойберт, В. Сатир, В.А. Сысенко, Дж. Хейли,

О. Ро11ак).

Проходя ряд этапов, супружеские отношения не могут оставаться неизменными. Характеризуясь различными психологическими феноменами (любовь, дружба, уважение, доверие, эмпатия, с одной стороны, и конфликтность, супружеская измена, с другой стороны), они подвержены некоторым общим тенденциям к изменению, вызванным спецификой решаемых на каждом этапе супружества задач.

Содержательные особенности супружеских отношений определяются рядом факторов. Одним из таких факторов в психологии рассматриваются представления супругов о нормах, эффективности различных стратегий организации межличностных отношений в браке.

В психологии утвердилась позиция, согласно которой представления выступают в роли эталонов и мерок для актуализации процессов восприятия и ориентировки человека в окружающей действительности. «Являясь» человеку в качестве планов, концепций, мотивов и целей, они помогают ему оперировать с материальными объектами окружающего мира в рамках воплощения идеального в реальное (Г.М. Андреева, М.И. Бобнева, В.П. Зинченко, Л.М. Веккер, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский).

Установлено, что представления о браке, семье и т.д. неизбежно меняются по мере прохождения парой различных этапов супружества (Е.И. Артамонова, А.А. Бодалев, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова, В.В. Столин). Так, М. Джеймс отметил изменение представлений супругов об эффективных стратегиях воспитания детей, Л. Каслер - изменение оснований любви.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Представления о супружестве могут войти в противоречие с реальностью послебрачной ситуации, способствуя трансформации представлений об эффективных стратегиях поведения в браке или разрушению самих брачных отношений. При благоприятном разрешении данных противоречий представления супругов об эффективных жизненных стратегиях будут продолжать трансформироваться и на остальных этапах супружества: сближаться с представлениями партнера по браку, обогащаться или упрощаться, переструктурироваться и т.д. При этом они будут оказывать непосредственное влияние на сами брачные отношения.

Целью эмпирического этапа диссертационного исследования выступило

опытное изучение содержательно-смысловых особенностей развития представлений об эффективных стратегиях межличностных отношений, проявляющихся на разных этапах супружества, в контексте оказания психологической помощи супругам.

Для структурирования выборки испытуемых было выделено пять этапов развития супружеских отношений: 1) этап, непосредственно предшествующий заключению брака (временной интервал составил от 25 до 10 дней до заключения официального брака); привлечено 20 пар, которые уже подали заявление на заключение брака (и в дальнейшем его заключившие); 2) этап, охватывающий период от заключения брака до рождения первого ребенка (временной интервал охватывал промежуток от 10 дней после заключения брака до 8 месяцев его существования); привлечено 20 супружеских пар (те же, что изучались на первом, добрачном, этапе развития супружеских отношений); 3) этап, охватывающий период, связанный с рождением первенца и воспитание всех детей (обследовались супружеские пары, состоящие в браке 5-10 лет); привлечено 20 супружеских пар (пять из которых уже изучались на первых двух этапах развития супружеских отношений); 4) заключительный этап супружества (обследовались супружеские пары, состоящие в браке более 20 лет); привлечено 20 супружеских пар; 5) этап, который охватывает период, непосредственно предшествующий распаду семьи - разводу (обследовались супружеские пары от 20 дней до 1,5 месяца до слушания дела о разводе); привлечено 10 супружеских пар. В итоге в рамках эмпирического этапа исследования обследованием было охвачено 65 различных супружеских пар (130 человек).

Основным методом эмпирического обследования выступил модифицированный вариант метода семантического дифференциала Ч. Осгуда. В рамках методики были использованы шкалы, полученные с помощью метода свободных ассоциаций на предварительном этапе эксперимента среди студентов, специализирующихся в области психологии (95 человек), которым было предложено на учебных занятиях за фиксированный период времени (20 минут) обозначить словами жизненные стратегии, свойственные им и их знакомым. Отбор понятий, наиболее часто используемых ими для обозначения стратегий построения межличностных отношений, позволил составить список шкал для семантического дифференциала, использованных в нашем исследовании. Обработка итоговых матриц осуществлялась с помощью факторного анализа, который проводился по программе центроидного метода и включал подпрограмму поворота факторных структур по принципу Varimax.

Обобщая результаты факторизации итоговых матриц оценок стратегий построения межличностных отношений, выполненных на разных этапах развития супружеских отношений, отметим, что на первом этапе развития супружеских отношений (непосредственно в период, предшествующий заключению брака) используются стратегии «сближение с любовным идеалом», «поиск ресурсов в партнере» и «стремление к разделению ответственности»; на втором этапе (период между заключением брака и рождением первого ребенка) - стратегии «сближение с партнером», «делегирование ответственности партнеру» и «поиск ресурсов в родителях»; на третьем этапе (период рождения первенца и воспитания детей) - стратегии «единение с семьей», «разделение ответственности с супругом»; «отдача ресурсов семье»; на четвертом этапе (после ухода последнего ребенка из семьи) - стратегии «поиск ресурсов в партнере», «сближение с партнером», «делегирование ответственности партнеру»; на пятом этапе (период, непосредственно предшествующий бракоразводному процессу) - стратегии «отдаление от партнера», «делегирование ответственности партнеру», «поиск ресурсов в себе». Соответственно, выделяются три стратегические линии стратегий построения межличностных отношений, выделяемых на всех этапах реализации супружеских отношений: линия сближения -удаления от некоторого объекта (идеала любви, семьи или супруга), линия поиска

ресурсов в некотором субъекте (в супруге, родителях, семье, себе) и линия делегирования в определенном объеме ответственности за складывающиеся супружеские отношения некоторому субъекту (себе, супругу).

Результаты изучения представлений об эффективных стратегиях построения межличностных отношений супругов, полученные с помощью метода семантического дифференциала, послужили основой дальнейшей эмпирической конкретизации особенностей их развития на разных этапах супружества с помощью сочетания метода субъективного шкалирования и беседы. Были изучены особенности изменений в процессе супружества представлений о четырех стратегиях построения межличностных отношений, установленных на основе психосемантического исследования содержания обыденных представлений супругов на различных этапах супружества, а именно: 1) в процессе супружества необходимо воплощать некоторый идеал; 2) в браке необходимо максимально сближаться с партнером; 3) ответственность за все происходящее необходимо в браке делить поровну между супругами; 4) жизненные ресурсы в браке необходимо искать внутри себя. В целом, было установлено, что по мере продвижения по этапам супружества происходит сближение представлений супругов об эффективных стратегиях построения межличностных отношений.

Вместе с тем, в отношении каждой стратегии построения межличностных отношений было выявлено ряд специфических особенностей:

1) в отношении стратегии воплощения в супружестве некоего идеала установлено: в наибольшей мере она востребована на этапе, непосредственно предшествующем заключению брака, а также при разрыве супружеских отношений; практически на каждом этапе супружества она более востребована женщиной (исключение

- этап супружества, связанный с рождением и воспитанием детей); наибольшие различия в оценках ее эффективности, данных мужчинами и женщинами, достигаются на этапе, предшествующему разводу;

2) в отношении стратегии максимального сближения с партнером установлено: она наиболее востребована на этапе, наступающем после заключения брака; значимость ее постепенно падает с увеличением срока супружеского стажа; оценка значимости данной стратегии у женщин обычно преобладает над оценкой, даваемой ей же ее супругом; у пар, находящихся на этапе, предшествующем разводу, наблюдается увеличение разницы в оценке значимости данной стратегии;

3) в отношении стратегии разделения ответственности за происходящее в браке поровну между супругами установлено: ее значимость в наибольшей степени проявляется на заключительном этапе супружеских отношениях, после ухода повзрослевших детей из семьи и на этапе, предшествующем разводу супругов; на начальных этапах супружества стороны склонны, в большей мере, брать ответственность на себя (мужчины) или делегировать ее партнеру (женщины);

4) в отношении стратегии поиска жизненных ресурсов в самом себе установлено: на добрачном этапе респонденты в своем большинстве склонны искать эмоциональную поддержку или в семье, или у друзей, а после заключения брака - у своего партнера; рост ее признания респондентами наблюдается по мере перехода ими на третий этап развития супружеских отношений; максимальное значение данной стратегии проявляется на этапе разрушения супружества в результате бракоразводных действий; у мужчин прослеживается большее признание этой стратегии на всех этапах супружества; на более поздних этапах супружества различия между уровнями оценок данной стратегии у мужчин и женщин, состоящих в брачных отношениях, на статистическом уровне значимо уменьшаются.

Основной целью развития эффективных стратегий межличностных отношений студентов на разных этапах супружества в рамках оказания психологической

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

помощи нами видится создание такого психологического пространства супружеских отношений, которое поддерживает реализацию функций конкретного этапа супружества и способствует личностному развитию самих супругов.

Задачи развития стратегий межличностных отношений супругов:

1. Овладение студентами пониманием проблемных аспектов развития межличностных отношений на каждом этапе реализации супружеских отношений (когнитивный аспект развития).

2. Осознание студентами важности освоения и использования в практике супружеского взаимодействия эффективных стратегий построения межличностных отношений и образование у них готовности приложить к этому определенные усилия (эмоционально-волевой аспект развития).

3. Овладение студентами эффективными стратегиями построения межличностных отношений (технологический аспект развития).

Принципы развития эффективных стратегий межличностных отношений супругов в рамках оказания им психологической помощи студентам:

1. Принцип системности - ориентирует

- на выявление всей системы представлений супружеских сторон о складывающихся между ними отношениях;

- на учет в работе психолога особенностей всех сторон, оказывающих влияние на организацию межличностных отношений супругов (детей, родителей, друзей, товарищей по студенческой группе и т.д.);

- на применение всего возможного арсенала психологических техник для развития эффективных межличностных отношений супругов.

2. Принцип учета общего и специфичного - предполагает

- выявление общих для супружеской пары и специфичных для каждого из супругов причин нарушения межличностных отношений;

- учет общих для супружества и специфичных для конкретного этапа его развития причин нарушения межличностных отношений.

3. Принцип оптимизации основных линий, составляющих стратегию межличностных отношений студентов, состоящих в браке, исходит из необходимости формирования у супружеской пары умений и навыков нахождения наиболее приемлемого для каждой ситуации супружества оптимума в континууме состояний, порожденных крайностями сближения - удаления (от идеалов, партнера, семьи), нагрузки

- лишения ответственности (себя, партнера), изъятия жизненных ресурсов (у себя, партнера, родителей).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Принцип обращения к внутренним ресурсам каждого студента для решения возникающих у них в браке проблем предполагает, что только осознание каждым из супругов своих возможностей совладания с проблемами в сфере межличностных отношений позволяет совместно решить возникающие перед ними проблемы.

5. Принцип сочетания индивидуальной и диадной работы по развитию у студентов эффективных стратегий межличностных отношений предполагает использование достоинств и недостатков работы с каждым из супругов по отдельности и с обоими вместе.

Результатом работы психолога со студентами, испытывающими трудности разработки эффективных стратегий построения межличностных отношений в браке, должны выступить:

1. Ориентация студентов на равноправие в супружеских отношениях: принятие как само собой разумеющееся отсутствия подчиненности в супружестве, справедливое распределение ответственности и благ.

2. Развитое уважение к личной жизни партнера, сочетающееся с признанием ему права иметь свое мнение и свои вкусы.

3. Готовность студентов, состоящих в брачных отношениях, не только планировать будущее, но и радоваться настоящему.

4. Принятие студентами принципов открытого общения (не ждать, когда супруг угадает ваши мысли и переживания, а открыто сказать ему о них, делиться с ним положительными и отрицательными чувствами, не давать оценок его словам).

5. Овладение навыками оперативного изменения ролей (не слепо следовать стереотипам мужских и женских ролей, а пробовать варьировать их).

6. Принятие студентами, состоящими в браке, позиций открытого партнерства (принимать право каждого на собственные интересы и увлечения, на собственный круг друзей, в том числе и противоположного пола).

7. Ориентация на построение жизни, исходя из настоящего и на основе реалистических желаний, на основе собственного стиля жизни.

8. Достижение студентами состояния аутентичности: предоставление другому возможности жить согласно его представлениям, а не стремиться переделать их против его воли; знать себе цену и позволять другому принижать себя.

9. Упрочение у студентов доверия к брачным партнерам, которое предполагает веру в партнера и доверие его личности; при этом статическое доверие (вера в определенное поведение партнер) должно сочетаться с динамическим доверием (уважение к внесемейным интересам супруга).

Данное исследование не претендует на окончательное «закрытие» соответствующей проблематики и оставляет возможность ее дальнейшего освещения с использованием иных теоретических подходов и методического инструментария.