Научная статья на тему 'Психологическая помощь детям с онкологическими заболеваниями: арт-терапевтические возможности'

Психологическая помощь детям с онкологическими заболеваниями: арт-терапевтические возможности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
958
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / АРТ-ТЕРАПИЯ / CHILDREN WITH CANCER / PSYCHOLOGICAL HELP / ART THERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелест А.С., Носкова М.В.

Важнейшими факторами, усугубляющими состояние больного ребенка и его семьи, являются сопутствующие онкологическому заболеванию психологические проблемы. Практико-ориентированная задача состоит в организации системы арт-терапевтической работы, направленной на преодоление комплексного влияния «экстремальной среды», ослабление психотравмирующих переживаний, негативных установок, страха рецидива болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шелест А.С., Носкова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HELP FOR CHILDREN WITH CANCER: ART-THERAPY POSSIBILITIES

The most important factors that make the condition of a sick child and his or her family worse are psychological problems following the oncological disease. The practically oriented task is to organize the system of art therapy work focused on overcoming the combinedeffect of "extreme environment", attenuation of psycho-traumatic experience as well as negative attitudes and the fear of recurrence of the disease.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь детям с онкологическими заболеваниями: арт-терапевтические возможности»

УДК 159.9.072.5 DOI: 10.23888/humJ2017156-61 © Шелест А.С., Носкова М.В., 2017

© Shelest A.S., Noskova M.V., 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ: АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

PSYCHOLOGICAL HELP FOR CHILDREN WITH CANCER: ART-THERAPY POSSIBILITIES

Аннотация. Важнейшими факторами, усугубляющими состояние больного ребенка и его семьи, являются сопутствующие онкологическому заболеванию психологические проблемы.

Практико-ориентированная задача состоит в организации системы арт-терапевтической работы, направленной на преодоление комплексного влияния «экстремальной среды», ослабление психотравмирующих переживаний, негативных установок, страха рецидива болезни.

Abstract. The most important factors that make the condition of a sick child and his or her family worse are psychological problems following the oncological disease. The practically oriented task is to organize the system of art therapy work focused on overcoming the combinedeffect of "extreme environment", attenuation of psycho-traumatic experience as well as negative attitudes and the fear of recurrence of the disease.

Ключевые слова: дети с онколо- Key words: children with cancer, гическими заболеваниями, пси- psychological help, art therapy. хологическая помощь, арт-терапия.

Ежегодно увеличивается количество детей с онкологическими заболеваниями. Под категорией «онконозология» понимается заболевания, основой которой

являются те или иные злокачественные опухоли. Причинами, вызывающие онкозаболевания, принято считать канцерогены, вирусы, ионизирующая радиация, питание, наследственные мутации и т.п. Важнейшими факторами, усугубляющих тяжесть состояния больного ребенка и его семьи, являются сопутствующие онкологическому заболеванию психологические проблемы. Так, преобладающим в это время у родителей является негативный эмоциональный фон и пессимизм. Большинство родителей испытывают тревогу (58%), неудовлетворенность (24%), подавленность (19%), раздражение (12%) и т.д. [1]. Поэтому необходимо своевременно оказывать психологическую помощь детям и их родителям, разрабатывать корректирующие занятия для адаптации детей и их родителей с помощью различных технологий. Специалисту необходимо учитывать психические особенности личности.

На базе центра детской онкологии и гематологии областной детской клинической больницы ОДКБ №1 г. Екатеринбурга было проведено исследование, направленное на выявление характерных психических особенностей детей с онконо-зологией. В обследовании приняло участие 32 ребенка в возрасте от 7 до 11 лет, имеющих онкозаболевание, из них 44% мальчиков и 56% девочек.

Для определения психических особенностей детей использовалась методика многопрофильного исследования личности Р. Кеттелла, детский вариант в адаптации Э.М. Александровской [2]. Адаптированный личностный вопросник содержит 120 вопросов, касающихся различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с окружающими людьми, отношений в семье, поведения, социальных установок, самооценки и пр.

Р. Кеттеллом приводятся следующие характеристики описания личности и их кодировку: А - общительность, В - вербальный интеллект, С - уверенность в себе, D - возбудимость, Е - склонность к самоутверждению, F - склонность к риску, G - ответственность, Н - социальная смелость, I - чувствительность, О - тревожность, Q3 - самоконтроль, Q4 - нервное напряжение.

Анализ результатов психических особенностей у детей с онконозологией свидетельствуют о таких преобладающих качествах личности, как напряженность, фрустрированность (высокий диапазон фактора Q4 ср. знач. 8,2), добросовестность, исполнительность, ответственность (высокий диапазон фактора G ср.знач. 7,7), тревожность, озабоченность (высокий диапазон фактора О ср. знач. 7,7), высокий самоконтроль, четкое понимание и следование социальных нормативов (высокий диапазон фактора Q3 ср. знач. 7,2), послушность, зависимость, уступчивость (низкий диапазон фактора Е ср. знач. 2,8) (рис.).

Остальные характеристики личности (общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, возбудимость, склонность к риску, социальная смелость, чувствительность) находятся в диапазоне нормы.

9.0 8.0 7.0 6.0 5.0 4.0 3.0 2.0 1.0 0.0

И-1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

*Примечание. 1 - А., 2 - В., 3 - С, 4- D, 5 - Е, 6 - F, 7 - О, 8 -Н, 9 - I, 10 - О, 11 - 03, 12 - 0 4.

Рисунок 1. Среднестатистические значения психических особенностей у детей с онкозаболеваниями

У 87 % детей психические особенности находятся в пределах нормы, 8,6% -выше нормы или акцентуированы и 4,4 % - ниже нормы.

Таким образом, все эти особенности необходимо учитывать родителям, врачам, клиническим психологам при общении и взаимодействии с детьми, имеющим статус онкобольных. Несмотря на то, что в настоящее время существуют все возможности современной медицины, дети с онконозологией, нуждаются в психологической помощи и поддержке. Возникает проблема разработки эффективных инновационных направлений психологической помощи, обращенные на оптимизацию качества жизни детей. Одним из направлений является арт-терапевтическая работа. Практико- ориентированная задача состоит в организации системы арт-терапевтической работы, направленной на преодоление комплексного влияния «экстремальной среды», ослабление последствий психотрав-мирующих переживаний, негативных установок, страха рецидива болезни. Поскольку арт-терапия способствует высвобождению чувств раздражения, обиды, отчаяния и др., логично предположить, что свободное выражение спонтанных переживаний в невербальном семиотическом поле с использованием художественных материалов откроет новые ресурсы в дополнение к вербальным способам психологической помощи [3]. Арт-терапевтическое направление в психологической помощи имеет несколько направлений: рисуночная терапия, игровая терапия,

сказкотерапия,

- музыкотерапия,

- песочная терапия,

цветотерапия, - коллажирование.

Арт-терапия в работе с детьми с онкологическими заболеваниями широко представлены в трудах отечественных психологов М.В.Киселевой, Л.Д.Лебедевой, А.А. Осиповой и др.

Преимуществом таких техник является «мягкое» психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие на личность. Они направлены на осознание эмоциональных состояний, творческое самовыражение, укрепление психического здоровья, получение психологической поддержки, гармонизацию внутреннего состояния [4]. Арт-терапевтические техники способствуют изменению психических состояний в сторону улучшения и снижая напряженность, тревожность, фрустри-рованность.

Результаты исследования могут служить в помощь клиническим психологам, специалистам по социальной работе в качестве разработки рекомендаций и корректирующих программ для детей с онкологическими заболеваниями.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Моисеенко Е.И. Медико-социальная служба в онкологии - новый ресурс помощи детям с онкологическими заболеваниями /Е.И. Моисеенко // Теоретический и научно-практический журнал. № 1. 2003. С.23-29.

2. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. /А.Н. Капустина. - СПб.: Речь, 2001. 36 с.

3. Лебедева Л.Д. Восстановительная арт-терапия эмоциональных состояний онкобольных /Л.Д. Лебедева // Клиническая и специальная психология, 2012. №3.

4. Шихова Е.П., Носкова М.В., Кропанева Е.М. Использование арт-терапевтических техник в учебном процессе медицинского вуза /Е.П. Шихова, М.В. Носкова, Е.М. Кропанева // Педагогика, 2016. № 5. С. 55-60.

5. Русина Н.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС И АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ [Электронный ресурс] / Н.А. Русина// Российский медико-биологический вестник 2012. № 3. Режим доступа: http://journals.eco-vector.com/index.php/pavlovj/article/view/5111 (дата обращения: 21.12.2016).

REFERENCES:

1. Moiseenko EI. Mediko-social'naja sluzhba v onkologii - novyj resurs pomosh-hi detjam s onkologicheskimi zabolevanijami [Medico-social service in oncology - a new resource for helping children with cancer]/EI. Moiseenko // Teoreticheskij i nauch-no-prakticheskij zhurnal [Theoretical and scientific-practical journal]. № 1. 2003. S.23-29. (in Russian)

2. Kapustina AN. Mnogofaktornaja lichnostnaja metodika R. Kjettellla.[ Multifactorial personal technique R. Cattell] /AN. Kapustina. - SPb.: Rech', 2001. 36 s. (in Russian)

3. Lebedeva LD. Vosstanovitel'naja art-terapija jemocional'nyh sostojanij onko-bol'nyh [Restorative art therapy of emotional conditions of cancer patients]/LD. Lebedeva // Klinicheskaja i special'naja psihologija [Clinical and special psychology], 2012. №3. (in Russian)

4. Shihova EP., Noskova MV., Kropaneva EM. Ispol'zovanie art-terapevticheskih tehnik v uchebnom processe medicinskogo vuza [Use of art-therapeutic techniques in the educational process of medical school]/EP. Shihova, MV. Noskova, EM. Kropaneva // Pedagogika [Pedagogy], 2016. № 5. S. 55-60. (in Russian)

5. Rusina NA. PSIHOLOGIChESKIJ STATUS I ADAPTACIONNYE RESUR-SY ONKOLOGIChESKIH BOL'NYH [Jelektronnyj resurs] [PSYCHOLOGICAL STATUS AND ADAPTATION RESOURCES OF ONCOLOGICAL PATIENTS]/ NA. Rusina// Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik [Russian Medical and Biological Herald] 2012. № 3. Rezhim dostupa: http://journals.eco-vector.com/index.php/pavlovj/article/view/5111 (data obrashhenija: 21.12.2016). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.