Научная статья на тему 'Психологическая подготовка спортсменов рукопашного боя к соревнованиям'

Психологическая подготовка спортсменов рукопашного боя к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
525
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕН / МОТИВАЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / ATHLETE / MOTIVATION / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Валерий Сергеевич, Шарагин Виктор Иванович, Аленуров Эльдар Асафович, Козьяков Роман Валерьевич

В статье приводятся данные исследования по изменению уровней мотивации и тревожности спортсменов по рукопашному бою в ходе их подготовки к соревнованиям при реализации предложенной программы психологической подготовки. Было обследовано 40 человек из спортивного клуба единоборств «Эквит» с применением комплекса диагностического исследования, состоящего из четырех методик, измеряющих личностную соревновательную тревожность и стрессоустойчивость, мотивацию успеха (победы), боязни неудачи (проигрыша) и уровень мотивации достижения (наилучшего результата) для спортсменов-единоборцев. На основании полученных данных исследования делается вывод о том, что разработанная программа психологической подготовки спортсменов, рассчитанная на месяц, положительно влияет на психическое состояние спортсменов рукопашного боя при подготовке их к соревнованиям путем повышения уровня мотивации на победу, снижения уровня стрессоустойчивости и личностной тревожности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Валерий Сергеевич, Шарагин Виктор Иванович, Аленуров Эльдар Асафович, Козьяков Роман Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological preparation of hand-to-hand fighters for competitions

The article presents the research data on the change in the levels of motivation and anxiety of athletes in hand-to-hand combat during their preparation for competitions when implementing the proposed program of psychological preparation. 40 people from the “Ekvit” martial arts club were examined using a complex of diagnostic studies, consisting of four methods that measure personal competitive anxiety and stress resistance, success (victory) motivation, fear of failure (loss) and the level of achievement motivation (best result) for athletes hand-to-hand fighters. Based on the findings of the study, it's concluded that the developed psychological training program for athletes, designed for a month, has a positive effect on the mental state of hand-to-hand fighters in preparing them for competitions by increasing the level of motivation to win, reducing stress resistance and personal anxiety.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка спортсменов рукопашного боя к соревнованиям»

4. Tkacheva, V.V. (2006), Technologies of psychological study offamilies raising children with developmental disabilities, UMK "Psychology", Moscow.

Контактная информация: antonina.elistony@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.02.2020

УДК 796.8:159.943.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ РУКОПАШНОГО БОЯ

К СОРЕВНОВАНИЯМ

Валерий Сергеевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент Московский государственный психолого-педагогический университет; Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Роман

Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет

Аннотация

В статье приводятся данные исследования по изменению уровней мотивации и тревожности спортсменов по рукопашному бою в ходе их подготовки к соревнованиям при реализации предложенной программы психологической подготовки. Было обследовано 40 человек из спортивного клуба единоборств «Эквит» с применением комплекса диагностического исследования, состоящего из четырех методик, измеряющих личностную соревновательную тревожность и стрессоустойчивость, мотивацию успеха (победы), боязни неудачи (проигрыша) и уровень мотивации достижения (наилучшего результата) для спортсменов-единоборцев. На основании полученных данных исследования делается вывод о том, что разработанная программа психологической подготовки спортсменов, рассчитанная на месяц, положительно влияет на психическое состояние спортсменов рукопашного боя при подготовке их к соревнованиям путем повышения уровня мотивации на победу, снижения уровня стрессоустойчивости и личностной тревожности.

Ключевые слова: психологическая подготовка, спортсмен, мотивация, тревожность. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p501-506

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF HAND-TO-HAND FIGHTERS FOR

COMPETITIONS

Valery Sergeevich Ivanov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Viktor Iva-novich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education; Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of psychological science, senior lecturer, Gzhel State University

Abstract

The article presents the research data on the change in the levels of motivation and anxiety of athletes in hand-to-hand combat during their preparation for competitions when implementing the proposed program of psychological preparation. 40 people from the "Ekvit" martial arts club were examined using a complex of diagnostic studies, consisting of four methods that measure personal competitive anxiety and stress resistance, success (victory) motivation, fear of failure (loss) and the level of achievement motivation (best result) for athletes - hand-to-hand fighters. Based on the findings of the study, it's concluded that the developed psychological training program for athletes, designed for a month, has a positive effect on the mental state of hand-to-hand fighters in preparing them for competitions by increasing the level of motivation to win, reducing stress resistance and personal anxiety.

Keywords: psychological preparation, athlete, motivation, anxiety.

ВВЕДЕНИЕ

Соревновательная деятельность на крупнейших международных соревнованиях проходит на грани человеческих возможностей. В этом случае огромное значение приобретает психологическая подготовка, которая относится к составным элементам построения тренировочного процесса в единоборствах. Мотивационные и эмоциональные ресурсы, как одни из ведущих элементов психологических ресурсов, относятся к решающим факторам спортивной результативности и важны для всех основных участников соревновательной деятельности [1].

Исследователи Уэльского университета рассматривали энергостоимость эмоциональных и поведенческих реакций спортсменов, а также организационные факторы стресса, с которыми они сталкиваются в соревновательной среде. Было установлено, что отрицательные негативные эмоции были интерпретированы как неблагоприятно влияющие на поведение из-за отсутствия контроля над своими мыслями и реакциями [6].

В исследованиях университета Бургундии (Франция) и Оттавского университета (Канада) была рассмотрена взаимосвязь между субъективно воспринимаемым спортсменами поведением тренера, их поведением по преодолению стресса во время спортивных соревнований и спортивными достижениями [7]. Было установлено, что она имеет, в основном, прямо пропорциональную зависимость. Существующие теоретические модели психологической подготовки опираются на разноплановые концепции: личности, ресурсов, жизнестойкости и др. [2].

Являясь комплексным психолого-педагогическим процессом, программа психологической подготовки, направленная на всестороннее развитие и управление психическим состоянием спортсмена, рассматривается как один из видов подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям [3].

В современной спортивной литературе, посвященной подготовке спортсменов-единоборцев, вопросу психологической подготовке отводится одно из важнейших мест [4]. Согласно взглядов спортивных специалистов и спортивных психологов на ее проведение, она подразделяется на общую, которая направлена на развитие и совершенствование психических качеств, которые необходимы для успешного овладения избранным видом спорта; целевую, которая начинается примерно за месяц до соревнования и направлена на создание состояния психической готовности спортсмена к выступлению в соревнованиях; непосредственную, которая начинается перед выступлениями, осуществляется между отдельными «схватками» и направлена на поддержание «боевого» психологического состояния спортсмена [5].

Состояние готовности спортсмена к соревнованиям и его «боевое» психологическое состояние складывается из многих элементов, к которым относятся мотивация спортсмена на победу и низкий уровень тревожности [3, 5]. Опираясь на исследования зарубежных и российских ученых в области психологии спорта [1, 4, 5, 6, 8, 9], было установлено, что целью психологической подготовки в единоборствах является формирование и совершенствование психических явлений (процессов, состояний, свойств личности) в выбранном виде спорта. Особенно важным, на наш взгляд, является осуществление контроля за состоянием, развитием и совершенствованием психических явлений спортсмена в период тренировочного процесса.

При рассмотрении психологической подготовки спортсменов-единоборцев большое внимание должно уделяться вопросам формирования мотивации к победе и снижению тревожности, как ведущим элементам готовности к соревнованиям.

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Разработанная программа психологической подготовки предполагает включенность спортсменов в тренировочный процесс. Исходя из данной посылки, все мероприятия психологической подготовки проводятся в дни тренировочных занятий.

Теоретическая часть программы включает проведение бесед, объясняющих спортсменам психологические упражнения, их направленность и методики, которые будут прорабатываться далее.

Практическая часть программы включает психологические упражнения, повышающие эффективность тренировочного процесса, и включает: обучение спортсменов упрощенной аутогенной тренировке (по О.А. Черниковой и О.В. Дашкевичу); комплекс упражнений на мышечную релаксацию (по Г.М. Морозову); комплекс медитативных практик и дыхательных упражнений.

Программа составлена сроком на 1 месяц (4 недели) по 3 занятия в неделю длительностью 40-50 минут (полное тренировочное занятие составляет 2 часа). Программа психологической подготовки спортсменов представлена в таблице. 1, где этап - это одна неделя.

Таблица 1 - Программа психологической подготовки спортсменов

Этапы Мероприятия, проводимые психологом и тренером

Первая неделя Теоретическая часть: беседа «Что такое психологическая подготовка и что она дает», «Способы повысить свою эффективность в тренировочном и соревновательном процессе»; индивидуальные беседы.

Практическая часть: комплекс медитативных и дыхательных упражнений. Ознакомление и обучение спортсменов с данными упражнениями.

Вторая неделя Теоретическая часть: беседа «Соревнования как важный этап роста спортивного мастерства», «Способы саморегуляции перед соревнованиями»; индивидуальные беседы.

Практическая часть: ознакомление и обучение методу аутогенной тренировки (упрощенная версия О. А. Черниковой и О.В. Дашкевича)

Третья неделя Теоретическая часть: беседа «Проблемные состояния в период соревнований: что может быть и как справиться»; индивидуальные беседы.

Практическая часть: проведение комплекса упражнений на мышечную релаксацию.

Четвертая неделя Теоретическая часть: индивидуальные беседы со спортсменами (по необходимости).

Практическая часть: повторение упражнений из предыдущих комплексов; проведение одного занятия, максимально приближенного к условиям соревнований.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проверки эффективности программы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям по рукопашному бою был проведен формирующий психолого-педагогический эксперимент.

На констатирующем этапе определялась мотивация на победу и тревожность спортсменов. Диагностика спортсменов осуществлена с использованием четырех методик, которые определяли уровни мотивации спортсменов, их стрессоустойчивости и тревожность. На основе полученных диагностических результатов была составлена программы психологической подготовки.

На контрольном этапе проведена диагностика экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ). Результаты диагностики, полученные после реализации программы, сравнивались между собой и обрабатывались с использованием программы 8Р88-26. Критериями эффективности программы выступили: критерий знаковых рангов и критерий Вилкок-сона для связанных выборок.

Диагностика уровня мотивации успеха и боязни неудач (МУН) в ЭГ и КГ осуществлялась по методике А. А. Реана.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования основных показателей описательной статистики по данным методики МУН представлены в таблице 2.

Анализ данных основных показателей описательной статистики, показывает возрастание мотивации у спортсменов на победу (успех) после реализации программы. Обработка данных по критерию знаков и Вилкоксона подтвердила значимость изменений в мо-тивационной сфере спортсменов.

Таблица 2 - Основные показатели описательной статистики по данным методики МУН

(диагностика мотивации)

Мотивация кол-во спортсменов среднее ст. отклонение

до эксп. после эксп. до эксп. после эксп. до эксп. после эксп.

Мотивация неудачи ЭГ 1 0 11,95 15,85 3,54 2,94

КГ 2 12,65 11,15 3,78 2,96

Мотивация явно не выражена ЭГ 12 5 11,95 15,85 3,54 2,94

КГ 13 12,65 11,15 3,78 2,96

Мотивация успеха ЭГ 7 15 11,95 15,85 3,54 2,94

КГ 5 12,65 11,15 3,78 2,96

Диагностика уровня мотивации личностных спортивных достижений в ЭГ и КГ осуществлялась по методике Бабушкина Г. Д. и Назаренко Ю.Ф. Результаты исследования показаны в таблице 3.

Таблица 3 - Основные показатели описательной статистики по данным методики Бабушкина Г.Д. и Назаренко Ю.Ф. (диагностика мотивации личностных спортивных достижений)____

Уровень мотивации личностных спортивных достижений кол-во спортсменов среднее ст. отклонение

до эксп. после эксп. до эксп. после эксп. до эксп. после эксп.

Низкий ЭГ 7 3 37,2 55,8 11,66 13,13

КГ 5 7 45,1 45,45 14,15 16,34

Средний ЭГ 8 4 37,2 55,8 11,66 13,13

КГ 10 6 45,1 45,45 14,15 16,34

Высокий ЭГ 5 13 37,2 55,8 11,66 13,13

КГ 5 7 45,1 45,45 14,15 16,34

Анализ данных основных показателей описательной статистики показывает возрастание уровня мотивации у спортсменов после реализации программы. Обработка данных по критерию знаков и Вилкоксона подтвердила значимость изменений в уровне мотивации личностных спортивных достижений у спортсменов.

Диагностика уровня стресса в ЭГ и КГ осуществлялась по методике, разработанной исследователями Медицинского центра Университета Бостона «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест стрессоустойчивости). Результаты исследования представлены в таблице 4. Таблица 4 - Основные показатели описательной статистики по данным методики Бостон-

Уровень стрессоустойчивости кол-во спортсменов среднее ст. отклонение

до эксп. после эксп. до эксп. после эксп. до эксп. после эксп.

Низкий ЭГ 3 0 22,9 15,9 15,95 6.41

КГ 4 4 21,3 21,1 8,62 8,16

Средний ЭГ 16 16 22,9 15,9 15,95 6.41

КГ 13 14 21,3 21,1 8,62 8,16

Высокий ЭГ 1 4 22,9 15,9 15,95 6.41

КГ 4 2 21,3 21,1 8,62 8,16

Анализ данных основных показателей описательной статистики показывает нормальный уровень стресса, который соответствует напряженной спортивной жизни спортсмена. Обработка данных по критерию знаков и Вилкоксона подтвердила значимость изменений в уровне стрессоустойчивости у спортсменов ЭГ.

Диагностика уровня личностной тревожности в ЭГ и КГ осуществлялась по методике «Модифицированная шкала соревновательной личностной тревожности Р. Мартене» (СЛТ). Результаты исследования показаны в таблице 5. Анализ данных основных показателей описательной статистики показывает снижение уровня тревожности. Обработка данных по критерию знаков и Вилкоксона подтвердила значимость изменений в уровне тревожности у спортсменов ЭГ. По итогам анализа полученных данных выявлено, что предложенная программа психологической подготовки оказывает влияние на состояние спортсменов, а именно: повышается спортивная мотивация, снижается уровень

стрессоустойчивости и личностной спортивной тревожности у спортсменов.

Таблица 5 - Основные показатели описательной статистики по данным методики «Модифицированная шкала соревновательной личностной тревожности» _

Уровень СЛТ кол-во спортсменов среднее ст. отклонение

до эксп. после эксп. до эксп. после эксп. до эксп. после эксп.

Низкий ЭГ 3 9 22,2 17,5 5,76 5,33

КГ 4 4 21,3 21,1 5,8 5,59

Средний ЭГ 7 7 22,2 17,5 5,76 5,33

КГ 7 8 21,3 21,1 5,8 5,59

Высокий ЭГ 10 4 22,2 17,5 5,76 5,33

КГ 9 8 21,3 21,1 5,8 5,59

ВЫВОДЫ

Психологическая подготовка является составной частью построения тренировочного процесса в единоборствах, поэтому от ее эффективности зависит победа спортсмена. Целью психологической подготовки спортсменов рукопашного боя является совершенствование психических состояний и отдельных качеств личности. Эффективность программы психологической подготовки спортсменов рукопашного боя доказана результатами формирующего эксперимента и направлена на совершенствование таких составляющих психологической готовности к соревнованиям, как мотивация и тревожность. Перспективы дальнейших исследований мы видим в использовании других методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям по рукопашному бою.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобрищев, А.А. Психолого-акмеологическая концепция психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Бобрищев, А. А. - Белгород, 2009. - 42 с.

2. Взаимосвязь уровня самооценки и тревожности в предстартовых состояниях начинающих бадминтонистов / М.Р. Сафиулина, А.С. Болдов, К.Б. Илькевич, Е.С. Логинова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - No 5 (171). - С. 463-467.

3. Гордон, С.М. Оценка психической готовности к соревновательной деятельности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств) / С.М. Гордон, А.Б. Ильин // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 46-49.

4. Грибкова, О.В. Влияние информационных технологий в сфере управления человеческими ресурсами / О.В. Грибкова // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей. - Пенза : Изд-во «Наука и просвещение», 2016. - С. 156-158.

5. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Г. Логинов, А.Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - No 11 (129). - С. 144-149.

6. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности / Б.П. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 5. -С. 25-41.

7. Суханов, А.Д. Динамика мотивации борцов вольного стиля / А. Д. Суханов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 41-44.

8. Ken, H. Prosocial and antisocial behavior in sport: the role of coaching style, autonomous vs. controlled motivation and moral disengagement / H. Ken, C. Lonsdale // J of sport and exercise psych. -2011. - Vol .33.4. - P. 98-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Laborde, S. Emotions and performance: Valuable insights from the sports domain / S. Laborde, M. Raab, F. Dosseville // Handbook of psychology of emotions: recent theoretical perspectives and novel empirical findings. - 2013. - Vol. 1. - P. 325-358.

REFERENCES

1. Bobrischev, A.A. (2009), Psychological and acmeological concept of psychological readiness of athletes of the highest qualification of martial arts, dissertation, Belgorod.

2. Safiulina, M.R., Boldov, A.S., Ilkevich, K.B. and Loginova, E.S. (2019), "Interrelation of self-esteem level and anxiety at beginner badminton athletes pre-starting conditions", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 171, No. 5, pp. 463-467.

3. Gordon, S.M. and Ilyin, A.B. (2004) "Assessment of mental readiness for competitive activity of athletes of various specializations and qualifications (on the example of cyclic, game types and martial arts)", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 46-49.

4. Gribkova, O.V. (2016) "The impact of information technology in the field of human resource management", Modern pedagogy: current issues, achievements and innovations: collection of articles, publishing house "Science and Education", Penza, pp. 156-158.

5. Loginov O.N., Volobuev A.L., Karpov V.Yu. and Romanova A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 102-106.

6. Yakovlev, B.P. (2005), "Mental load: practical aspects of her research in sports", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 25-41.

7. Sukhanov, A.D. (2003), "Motivation dynamics of freestyle wrestlers", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 41-44.

8. Ken H. and Lonsdale, C. (2011), "Prosocial and antisocial behavior in sport: the role of coaching style, autonomous vs. controlled motivation and moral disengagement", Journal of sport and exercise psychology, Vol. 33.4., pp. 98-105.

9. Laborde S., Raab, M. and Dosseville, D. (2013), "Emotions and performance: Valuable insights from the sports domain", Handbook ofpsychology of emotions: Recent theoretical perspectives and novel empirical findings, Vol. 1, pp. 325-358.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2020

УДК 796.332:159.9

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ФУТБОЛИСТОВ В

КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Ирина Александровна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

Ориентация общества на «бесконфликтное» развитие привела проблему конфликтов к ее фактическому исключению из области научного исследования. Некомпетентность в вопросе разрешения конфликтов, особенно в спорте, отражается на эффективности профессиональной деятельности. Целью исследования стало изучение конфликтного поведения и его взаимосвязи с уровнем субъективного контроля у юных спортсменов-футболистов. Указанный феномен недостаточно исследовался у подростков-спортсменов, которые принадлежат к различным спортивным командам, функционирующим на базе учебно-воспитательных учреждений. Познание специфики возможных конфликтов в группе юных спортсменов-футболистов и условий реализации их конструктивной функции даст возможность углубить представление об особенностях регулирования процесса конфликтного взаимодействия спортсменов подросткового возраста. Результаты исследования позволят расширить спектр воспитательных возможностей тренеров в плане дальнейшего формирования спортсменов как личностей, а также в плане развития групповых и деятельностных отношений.

Ключевые слова: юные спортсмены, подростковый возраст, конфликтное поведение в спортивной деятельности, индивидуально-психологические особенности поведения личности, уровень конфликтности, спортивная команда, спортсмены-футболисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.