Научная статья на тему 'Психологическая подготовка детей перед стоматологическим вмешательством – первый шаг благоприятного исхода лечения'

Психологическая подготовка детей перед стоматологическим вмешательством – первый шаг благоприятного исхода лечения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
412
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Терещук О. С.

Психоэмоциональное напряжение, возникающее у детей при стоматологических вмешательствах, проявляется в разной степени выраженности, и это зависит от личностных особенностей пациента. Перед авторами стояла цель определить группу пациентов в возрасте 5-7 лет, нуждающихся в психотерапевтической подготовке перед стоматологическим вмешательством методами тестирования и анкетирования. Анализ полученных результатов позволяет сказать, что личностная тревожность определяет характерные поведенческие реакции пациентов; критерием адекватности психологического комфорта при лечении детей у стоматолога, является лишь его самостоятельное желание посетить врача в следующий раз. Поэтому, необходим поиск индивидуально-типологического подхода к управлению поведением детей каждой группы до стоматологического вмешательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Терещук О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка детей перед стоматологическим вмешательством – первый шаг благоприятного исхода лечения»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150) 2013. Volume 3. Issue 2

Ю: 2013-02-5-А-2527

Терещук О.С.

Психологическая подготовка детей перед стоматологическим вмешательством

благоприятного исхода лечения

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России Научный руководитель: асс., к.м.н. Казакова Л.Н.

Резюме

Психоэмоциональное напряжение, возникающее у детей при стоматологических вмешательствах, проявляется в разной степени выраженности, и это зависит от личностных особенностей пациента. Перед авторами стояла цель определить группу пациентов в возрасте 5-7 лет, нуждающихся в психотерапевтической подготовке перед стоматологическим вмешательством методами тестирования и анкетирования. Анализ полученных результатов позволяет сказать, что личностная тревожность определяет характерные поведенческие реакции пациентов; критерием адекватности психологического комфорта при лечении детей у стоматолога, является лишь его самостоятельное желание посетить врача в следующий раз. Поэтому, необходим поиск индивидуально-типологического подхода к управлению поведением детей каждой группы до стоматологического вмешательства.

Ключевые слова: личностная тревожность, психоэмоциональное напряжение, дети

Психоэмоциональное напряжение испытывают все пациенты, независимо от возраста, при посещении стоматологического кабинета, у многих неприятные ощущения возникают даже при мысли о необходимости прийти на прием. Негативное воздействие острого стресса, формирующегося во время стоматологического вмешательства на организм ребенка и его последствия, до сегодняшнего дня до конца не изучены, но изменения возникают на всех уровнях: молекулярном, клеточном, тканевом, органном [1, 2]. Пусковым механизмом в данной ситуации является всеобъемлющий страх, который испытывают пациенты всех возрастов. По классификации Грея, во время стоматологического приема можно выделить 2 категории причин страха: интенсивность и новизну. Незнакомые люди в кабинете, незнакомые предметы вызывают и усиливают чувство страха из-за новизны, а громкий звук бормашины и боль, являются примерами слишком интенсивных стимулов. Внешние проявления панического страха у детей перед лечением достаточно разнообразны: эмоциональный компонент в виде чувства волнения, беспокойства, испуганное выражение лица, слезы, истерика, замкнутость - проявляются у детей в разной степени выраженности, и это зависит от личностных особенностей пациента [3, 4].

Цель работы: определить группу пациентов в возрасте 5-7 лет, нуждающихся в психотерапевтической подготовке перед стоматологическим вмешательством.

Материалы и методы

Нами было проведено анкетирование и тестирование 52 пациентов в возрасте 5-7 лет на амбулаторном стоматологическом приеме.

Методом тестирования дети (52 человека) были разделены по типу личностной тревожности на четыре группы: активную, гиперактивную, тревожную и аутичную.

Результаты

В группу аутичных пациентов, с абсолютно негативным отношением к лечению, вошли 14 человек, что составило 27% от общего количества обследованных детей, в группу гиперактивных детей - 17 человек (33%) - с негативным отношением к лечению, принимающий его с неохотой, в группу тревожных детей - 14 человек (27%) - принимающие лечение с настороженностью и в группу активных - 7 человек (13%), имеющих позитивное отношение к лечению. Методом анкетирования после первого посещения определяли степень желания ребенка посетить стоматологический кабинет повторно: из 52 пациентов (100%) - 40 человек (77%) не захотели больше прийти на прием, 12 человек (23%) были настроены лояльно. При этом следует отметить, в последнюю группу вошли 5 пациентов из активной группы (42% от числа детей, настроенных лояльно на повторное посещение), 4 из аутичной (33%), 2 из тревожной (17%) и 1 из гиперактивной (8%).

Анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующие выводы: 2/3 анкетированных детей в возрасте 5-7 лет (77%) после первичного посещения стоматологического кабинета не хотят приходить на прием повторно. Большая часть отказавшихся детей входят в группу тревожные (30%) и группу гиперактивные (40%). Личностная тревожность определяет характерные поведенческие реакции пациентов; критерием адекватности психологического комфорта при лечении детей у стоматолога, является лишь его самостоятельное желание посетить врача в следующий раз.

В связи с этим, необходим поиск индивидуально-типологического подхода к управлению поведением детей каждой группы до стоматологического вмешательства. В активной группе детей достаточно беседы перед лечением и адекватной анестезии при лечении. Детей аутичной и гиперактивной групп сначала необходимо отвлечь от проблемы, создать условия эмоционального покоя. Пути реализации могут быть различными: наличие детских игровых комнат и прослушивание спокойной музыки, показ интересных мультфильмов, дарение призов за хорошее поведение - все, что интересно детям. В конечном итоге детей привлекают не цены и высокий профессионализм врачей, а социальные условия комфорта.

Краткое сообщение

- первый шаг

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2013

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2013. Том 3. № 2

Дифференцированное планирование мер профилактики ПЭН различной степени выраженности у детей, коррекция чрезмерного напряжения адаптационных механизмов существенно повысит эффективность диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

Рисунок 1. Представитель активной группы

□ аутичные дети

■ гиперактивные дети

□ тревожные дети

□ активные дети

Рисунок 2. Группы детей по типу личностной тревожности (%)

Рисунок 3. Результаты анкетирования, отражающие степень желания детей повторно посетить стоматологический кабинет

Литература

1. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1982.- 232 с.

2. Skosnik P.D., Chatterton RR.J. Jr., Swisher T., Park S.//Int. J. Phychophysiol., 2000.-59-68с.

3. Казакова Л.Н. Тестирование - простой и эффективный метод определения уровня личностной напряженности детей //Материалы 8 Всероссийской конференции «Новые технологии в стоматологии». - Москва, 2006.- 129 -131с.

4. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. - М., 1996.

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2013

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.