Генезис и теоретико-методологические основы
педагогики профессионального образования
Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 30-39. Innovative projects and programs in education. 2022:2(80):30-39.
УДК 378
Г. Б. Корнетов
Психологическая педагогика Эдварда Ли Торндайка. Статье 1. Оценка значения научного наследия американского ученого современными психологами и педагогами
Аннотация
Обзор современных трактовок значения педагогического наследия Э. Торндайка, содержащихся в отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературе последних десятилетий, позволяет утверждать, что идеи, эксперименты, статьи, книги американского мыслителя и сегодня признаются выдающимся вкладом в развитие наук о человеке, о психических процессах, о методах их исследования, о путях и способах педагогической организации образования новых поколений.
I Ключевые слова: Эдвард Ли Торндайк, науки о психике человека, психологические и педагогические идеи Э. Торндайка
Для цитирования: Корнетов Г. Б. Психологическая педагогика Эдварда Ли Торндайка. Статья 1. Оценка значения научного наследия американского ученого современными психологами и педагогами // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 30-39.
G. B. Kornetov
Psychological pedagogy of Edward Lee Thorndike. Article 1. Assessment of the value of the scientific heritage of the American
scientist by modern psychologists and educators
Abstract
A review of modern interpretations of the significance of the pedagogical heritage of E. Thorndike, contained in Russian and foreign pedagogical and psychological literature of recent decades, suggests that the ideas, experiments, articles, books of the American thinker are today recognized as an outstanding contribution to the development of sciences of a human, of mental processes, methods of their research, ways and means of pedagogical organization of education of new generations.
I Keywords: Edward Lee Thorndike, sciences of the human psyche, psychological and pedagogical ideas of E. Thorndike
For Citation: Kornetov, G.B. (2022). Psychological pedagogy of Edward Lee Thorndike. Article 1. Assessment of the value of the scientific heritage of the American scientist by modern psychologists and educators.. Innovative projects and programs in education, 2, 30-39 (In Russian)
В стремительно меняющемся постиндустриальном информационном обществе знаний XXI века всё более актуализируется задача поиска эффективных путей, моделей, способов и средств воспитания и обучения человека, который, с одной стороны, готов встраиваться в динамичное пространство социальной жизни, продуктивно сотрудничать с другими людьми, быть полезным государству, а с другой стороны, способен самоопределяться в окружающей его богатейшей социокультурной среде, интенсивно саморазвиваться, с максимальной полнотой реализовывать свой потенциал [9; 22; 25; 28]. Успешное решение этой задачи предполагает не только глубокое понимание особенностей ситуации, которая сложилась в современном мире, не только знание новейших достижений наук, изучающих человека, его бытие и сознание, процесс его образования, не только наличие смелого инновационного мышления, но также обращение к педагогическому наследию, к историческому опыту постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений, к анализу причин тех педагогических успехов и неудач, тех уроков, которыми так богато прошлое человечества [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 16; 17; 20; 26; 29].
История учит, что наибольший интерес представляют те педагогические идеи, концепции, теории, системы, технологии и методики, в основе которых лежит четкая педагогическая рефлексия природы человека, позволяющая понять, какие антропологические особенности процессов взросления, функционирования и развития индивидуумов в пространстве общества и культуры могут и должны стать фундаментом представлений о путях, способах и средствах их воспитания и обучения [1; 19; 27]. Педагогика начинает по-настоящему работать только тогда, когда она исходит из природы человека, т. е. когда она природосообразна. По словам академика РАО Б. М. Бим-Бада, «спасение человечества заключено в правильном, природосообразном образовании. Одно оно способно подарить человечеству сознательные цели совместной деятельности. Это — всемирно-историческая задача» [10, с. 170].
Природа человека, по-разному интерпретируемая различными мыслителями, во все времена в явном или неявном виде лежала, лежит и всегда будет лежать в основании педагогических размышлений мыслителей разных народов и стран, эпох и культур, формаций и цивилизаций независимо от того, стремятся ли они создать максимально благоприятные условия для самоосуществления человека или пытаются с максимально возможной полнотой встроить его в систему существующих общественных отношений, государственных порядков, идеологиче-
ских схем, моральных норм. При этом человек может трактоваться либо как «чистая доска», как продукт воздействующих на него влияний окружающего мира, в том числе и влияний педагогически организованных, целесообразных, либо как существо, развитие которого генетически запрограммировано и во многом предопределено генетической наследственностью, а окружающая его среда лишь способствует или тормозит реализацию присущего ему от рожденного потенциала, либо как индивидуум, сочетающий в себе оба указанных пути развития [21; 23; 24].
Сегодня все три указанные трактовки природы человека, как антропологического фундамента его воспитания и обучения, реализуются во множестве педагогических подходов и систем, концепций и теорий, технологий и методик. Их современные интерпретации стали складываться во многом благодаря экспериментальному прорыву в изучении физиологии и психологии человека на рубеже XIX-XX веков. Их становление шло на протяжении всего прошедшего столетия и подверглось существенному влиянию открытий генетиков в последней трети ХХ — первых двух десятилетиях XXI века. В начале третьего десятилетия XXI века почти всеми теоретиками и практиками образования признается, что от того, как мы интерпретируем процесс научения, зависит наше понимание того, как происходит обучение человека, как осуществляется его образование, как оно должно быть педагогически организовано для достижения поставленных педагогических целей. В этом контексте исключительный интерес представляет научное наследие американского ученого Э. Торндайка (1874-1949), теоретические идеи и экспериментальные исследования которого, не утратив своего значения и сегодня, составили целую эпоху в психологии и педагогике.
Эдвард (Эдуард) Ли Торндайк (Edward Lee Thorndike) вошел в историю науки и образования как психолог и педагог, который сфокусировал свои исследования прежде всего на проблеме научения животных и человека, на создании программы ее экспериментального изучения, на поиске эффективных путей, методов и форм обучения новых поколений, на разработке способов измерения успешности обучающихся. Он ставил и решал исключительно масштабные задачи, которые и сегодня находятся в центре психологии и педагогики, затрагивают многие важнейшие вопросы теории и практики образования. При этом Э. Торндайк последовательно стремился строить свои педагогические концепции, теории, технологии, методики на основе изучения природы человека, на прочном антропологическом фундамен-
те, на изучении особенностей формирования, функционирования и развития психических процессов и у людей, и у животных, признавая, как последовательный эволюционист, их принципиальное сходство.
Э. Торндайк стоит у истоков многих современных теорий научения и концепций образования. Он первым поставил исследования в этой области на прочную экспериментальную основу и сформулировал положения, которые и сегодня продолжают влиять на психологические и педагогические разработки и, одновременно, вызывают ожесточенную полемику. «Примечательно, — пишут американские психологи Б. Хе-генхан и М. Олсон в своем фундаментальном труде «Теории научения», — что начинаем наше повествование о теоретиках научения с Эдварда Ли Торндайка, возможно, самого выдающегося ученого всех времен, занимавшегося теорией научения. Он был новатором не только в области теории научения, но также и в разработке образовательных методик, изучении вербального поведения, сравнительной психологии, исследовании умственной деятельности. Он интересовался соотношением в человеке врожденных и приобретенных качеств, переноса научения и применения метода количественных измерений к социопсихологическим вопросам. <...> Его исследовательская работа началась с изучения психической телепатии у маленьких детей. <...> К его последующим экспериментам были привлечены птенцы, кошки, крысы, собаки, рыбы, обезьяны и, наконец, взрослые люди. <...> Научная продуктивность Торндайка была воистину невероятной. На момент смерти в 1949 г. его библиография включала 509 книг, монографий и журнальных статей» [45, с. 60].
Сегодня имя Э. Торндайка широко представлено в отечественной литературе по психологии и ее истории. Оно упоминается в статьях и учебных пособиях по истории педагогики. Но наследие Э. Торндайка за редким исключением оказывается вне поля зрения современных российских дидактов, о чем, например, свидетельствуют изданные в 2021 году пособия «Дидактика» и «История дидактики», соответственно, написанные доктором педагогических наук, заведующей лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования, членом Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии И. М. Осмоловской и доктором педагогических наук, профессором, членом-корреспондентом РАО, директором Института образования человека А. В. Хуторским [34; 47]. В этих интересных и глубоких книгах имя Э. Торндайка даже не упоминается.
Обратимся к наследию Э. Торндайка, попытаемся в этой статье представить те оценки,
которые дают его идеям и концепциям, экспериментам и разработкам современные психологи и педагоги, а также то, как они сегодня трактуют значение методологии и результатов его исследований.
В посвященной Э. Торндайку статье «Психологический лексикон», авторами которой являются Л. А. Карпенко и М. Г. Ярошевский, говорится о том, что он — «американский психолог и педагог, специалист в области психологии образования, экспериментальной психологии, методов оценки и измерения. Создатель парадигмы обучения методом проб и ошибок. Член Национальной академии наук (1917), президент Американской ассоциации развития науки (1934). Почетный доктор наук Уэслианского, Колумбийского, Чикагского, Гарвардского и ряда других университетов» [18, с. 472].
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» об Э. Торндайке сказано, что он — «профессор Колумбийского университета (с 1904). С 1924 один из редакторов "Журнала генетической психологии". Способствовал внедрению объективных методов в исследование процесса научения. Работа Торндайка "Педагогическая психология" (1903) оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в том числе на концепции программированного обучения» [36, с. 412].
В 1912 году 38-летний Э. Торндайк был избран президентом основанной в 1892-м Американской психологической ассоциации. Этот ежегодно обновляемый почетный пост в разное время занимали Г. Ст. Холл (1892, 1924) и У. Джеймс (1894, 1904), Дж. Дьюи (1899) и Дж. Б. Уотсон (1915), К. Роджерс (1947) и другие авторитетнейшие мыслители того времени. Академик РАО В. С. Мухина обращает внимание на то, что Э. Торндайк, исходя из идей великих физиологов и психологов-новаторов И. М. Сеченова (1829-1905) и И. П. Павлова(1849-1836), пришел «к выводу о возможности описать поведение в физиологических терминах стимула и реакции» [33, с. 148]. Причем сделал он это в психологии и в педагогике первым, предвосхитив представителей бихевиоризма.
Идеи, концепции и методические разработки Э. Торндайка вызвали огромный интерес и получили распространение на Западе уже в первые два десятилетия ХХ века. В нашей стране результаты его исследований стали широко известны и были признаны выдающимися научными достижениями в 1920-1930-е годы. Так, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, академик И. П. Павлов в изданной в 1923-м книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных», обобщая результаты своих новаторских экспериментальных исследо-
ваний психических процессов у представителей зоологического мира, писал, что «честь первого по времени выступления на новый путь должна быть предоставлена Торндайку, который... предупредил наши опыты1 и книга2 которого должна быть признана классической как по смелому взгляду на всю предстоящую грандиозную задачу, так и по точности полученных результатов» [35, с. 10].
В 1926 году создатель культурно-исторической психологии Л. С. Выготский (1896-1934) высказал убеждение, что «Э. Торндайк — один из виднейших психологов-экспериментали-стов современности» [14, с. 14]. В 1935-м ведущий российский теоретик трудовой школы П. П. Блонский (1884-1941) отмечал, что Э. Тор-ндайк — «крупнейший представитель современной педагогической психологии в США и, пожалуй, во всем мире» [12, с. 3]. В 1920 — 1930-е годы в СССР были изданы, а в некоторых случаях и переизданы, такие книги Э. Торндайка, как «Вопросы преподавания алгебры», «Новые методы преподавания арифметики», «Психология арифметики», «Принципы обучения, основанные на психологии», «Процесс учения у человека», «Психология обучения взрослых» (соавтор) [37; 39; 40; 41; 42; 43; 44].
Сегодня научное наследие Э. Торндайка продолжает привлекать к себе пристальное внимание исследователей. Каким образом трактуют и оценивают его идеи современные психологи и педагоги из различных стран мира? На каких аспектах его наследия они акцентируют внимание в современных условиях?
В обзоре основных концепций преподавания и обучения американский психолог и ди-дакт Р. Хорн отмечает, что «Торндайк внес значительный вклад в понимание многих проблем образования и психологии». Он подчеркивает, что «идеи Торндайка были исключительно многообразны: он опубликовал более 500 книг и статей на такие темы, как педагогическая практика, тестирование, статистика, научение, преподавание специальных дисциплин. Он считается первым психологом образования, так как многие из его рекомендаций и практических приложений его теории научения связаны с образованием» [46, с. 41, 44].
1 Д. П. Шульц и С. Э. Шульц пишут о том, что «работы Торндайка и Ивана Павлова явились примером одновременного независимого открытия. Торндайк открыл свой закон эффекта в 1898 году, а Павлов открыл аналогичный закон подкрепления в 1902 году, но прошло еще много лет, прежде чем психологи заметили сходство между ними» [48, с. 264].
2 Речь идет об изданной в 1898 году книге Э. Торндайка
«Animal intelligence» («Интеллект животных», «Разум животных», «Ум животных»), в основе которой лежал текст его одноименной докторской диссертации, защищенной им в том же году.
Немецкий историк психологии Х. Люк обращает внимание на то, что «независимо от Павлова и несколькими годами раньше в США Эдвард Ли Торндайк провел ряд экспериментов с животными, которые были спланированы совсем по-другому, чем у Павлова, но в которых речь также шла о процессах обучения. <...> Эксперименты Торндайка с животными привели его к теории научения путем проб и ошибок». Х. Люк отмечает, что «опыты Торндайка по времени предшествовали системе бихевиоризма Уотсо-на3. Но Уотсон гораздо более тяготел к Павлову, чем к Торндайку; очевидно Уотсону мешало то, что движущей силой у Торндайка было стремление к удовольствию, а не физиология рефлексов» [30, с. 138-139].
Американские историки педагогики Д. П. Шульц и С. Э. Шульц следующим образом оценивают вклад Э. Торндайка в науку: «Исследования Торндайка в области обучения людей и животных являются выдающимися достижениями в истории психологии. <...> Торндайк, который так никогда и не научился водить машину, был одним из наиболее авторитетных исследователей зоопсихологии. Он разработал объективную, механистическую теорию научения, в которой основное внимание уделялось внешнему поведению. Он полагал, что психология должна изучать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. Торндайк усилил тенденцию к большей объективности, о которой говорили еще функционалисты. Он интерпретировал научение не в субъективных терминах, но в терминах конкретных связей между раздражением и реакцией — хотя иногда и допускал некоторые ссылки на сознание и психические процессы» [48, с. 264, 269].
Отмечая, что «Э. Торндайк впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения», историк психологии, педагог и детский психолог Т. Д. Марцинковская пишет: «Работы Торндайка получили высокую оценку благодаря тому, что он доказал возможность экспериментального и количественного изучения закономерностей поведения целостного организма в проблемной ситуации безотносительно к тому, как представлена эта ситуация в сфере сознания» [31, с. 299, 301].
Психолог А. В. Юревич и Т. Д. Марцинков-ская следующим образом характеризуют его новаторский вклад в науку: «Э. Торндайк впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя кон-некцию (связь) между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями — ответными реакциями» [32, с. 334-335].
3 Джон Бродес Уотсон (1878-1958) — американский психолог, основоположник бихевиоризма.
Раскрывая смысл концепции Э. Торндай-ка сквозь призму понятия коннексия, психолог Л. В. Губанова пишет: «Теория научения (теория стимулов и реакций) Эдварда Ли Торндайка предстает как разновидность коннекционизма (от англ. connection — связь), поскольку она выступает за признание тесных связей, возникающих между стимулами и реакциями. Торндайк считал, что научение ведет к формированию связей (коннекций) между чувственным опытом и импульсами к их действию (реакциями)» [15, с. 9].
Норвежский историк психологии П. Сауг-стад, говоря о том, что «Торндайк внес большой вклад в изучение процессов научения, а также в развитие сравнительной психологии и американской педагогики», указывает: «Торндайк был убежден, что наукой уже разработаны конкретные методы, которые способны помочь быстрому и эффективному решению психологических проблем педагогики, и весьма энергично приступил к формированию того, что, по его мнению, составляет фундамент научного мышления». П. Саугстад пишет, что «Торндайк рассматривал научение как результат возникающих ассоциативных связей и утверждал, что такого рода связи формируются при наступлении определенного рода ситуаций или при определенного рода ответных реакциях». Э. Торндайк, по словам П. Саугстада, осуществляя свою экспериментальную работу, занимался не только изучением поведения животных. Он «с головой погрузился в исследовательскую деятельность, связанную с психологическими проблемами обучения детей. <...> Торндайк проводил основательные исследования с тем, чтобы выяснить, какие условия являются оптимальными для лучшего усвоения ребенком навыков чтения и счета, а также какие условия обучения в целом могут считаться наиболее благоприятными для того, чтобы школьное образование стало максимально эффективным». Оценивая его исследования, П. Саугстад отмечает, что «научная деятельность Торндай-ка имела большое значение. <...> Свою концепцию научения он создавал, не предполагая наличия у животных какой-либо умственной деятельности. Торндайк считал, что эффективность обучаемости зависит от положительных или отрицательных эмоций, испытываемых организмом, и не пытался более или менее убедительно представить исходные посылки своей научной системы. Его научная концепция основывалась в основном на изучении поведения животных. Таким образом, он проложил путь к области психологии, которая занимается изучением поведения. Введя понятие коннексии, Торндайк, вольно или невольно, вошел в русло того направления психологической науки,
фундаментом которого являются ассоциативные связи между стимулом и реакцией. Подобно Павлову и другим представителям русской рефлексологии, он выдвинул на передний план то, что получило название эффект "стимул — реакция"» [38, с. 328, 344].
В специальной статье, посвященной Э. Торндайку, американские педагоги У. Бью-ли и Э. Бейкер пишут: «Оглядываясь назад, на ХХ век, мы видим, что многое в практике образования можно истолковать как продолжение работы Торндайка или ее опровержение». Они следующим образом оценили вклад Э. Торндайка в науку: «Из всех американских психологов Эдуард Ли Торндайк, возможно, более всех повлиял на умы. Его ранние работы по обучению животных помогли сформировать сравнительную психологию как экспериментальную науку, он создал раздел психологии, известный как экспериментальный анализ поведения. Он ввел важные методологические инновации в поведенческую науку. Заложил методологические и философские основы поведенческой психологии Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера4. Применяя принципы познания, разработанные в лаборатории, и количественные измерения индивидуальных различий для создания образовательной психологии, Торндайк опубликовал 507 работ, из них свыше пятидесяти — книги. Толмен5 в 1938 г. заметил, что о мере его влияния можно судить по тому, что психология познания — как познания животных, так и познания человека — это в основном вопрос того, соглашаетесь вы с Торндайком или не соглашаетесь. Психология ушла вперед, но влияние Торндайка чувствуется по сей день, и это есть результат его воздействия на историческое развитие и психологии, и образования». У. Бьюли и Э. Бейкер обращают внимание на то, что «он был позитивистом и прогрессистом, он верил в улучшение человечества и в то, что научные законы, разработанные путем наблюдения и тестирования, могут обеспечить дорогу социальным преобразованиям. Эта вера привела его от исследований в области обучения животных и людей к прикладной психологии, включаю -щей тестирование умственных способностей, образовательную психологию и составление учебников по математике и детских словарей». У. Бьюли и Э. Бейкер следующим образом характеризуют психологические основания педагогической идеологии Э. Торндайка: «Концепция обучения, разработанная Торндайком, состояла в выработке ассоциативной связи
4 Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) — американский психолог и педагог, классик бихевиоризма, писатель и социальный философ.
5 Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) — американский психолог, необихевиорист.
"стимул — реакция" (С-Р). Закон эффекта гласил, что одна лишь практика не порождает ассоциации, за парой "стимул — реакция" должно идти последствие или эффект. Положительное последствие или награда укрепляет ассоциацию; отрицательное последствие или наказание ослабляет ассоциацию. В соответствии с законом упражнения ассоциации укрепляются с практикой и слабеют без практики. Торндайк верил, что эти два общих закона, при условии, что инстинкт обеспечивает первичные элементы поведения для действия законов эффекта и упражнения, достаточны, чтобы объяснить все изучаемое поведение всех видов живых существ и в том числе человека. Торндайк сформулировал это следующим образом: "Высшие животные, включая человека, не проявляют никакого особенного поведения, выходя за рамки законов инстинкта, упражнения и эффекта". Он имел в виду, что анализ эффектов награды, наказания и практики, полученных от животных, может лежать в основе общих законов познания, применяемых к человеку. К такому взгляду позднее примкнули бихевиористы Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер, он оказал колоссальное влияние на развитие психологии на всем протяжении ХХ столетия. Он также составил основу образовательной психологии Торндайка и оказал такое же влияние на образование». У. Бью-ли и Э. Бейкер, раскрывая вклад Э. Торндайка в науку, пишут: «Как не важны заслуги Торндай-ка, выраженные в самой сути его исследований, главное в том, что он установил определенный стандарт, высоко поднял планку интереса, охвата, интеллектуальной мощи, и этот стандарт действует во всей широчайшей области образования. Его внимание привлекали зоны базовой теории и прикладного исследования, а также практики и планирования» [13, с. 382-383, 386, 389].
Историк и теоретик образования, педагогический антрополог Б. М. Бим-Бад в статье «Психологическая дидактика Торндайка» указывает на то, что «Э. Л. Торндайк был, наряду с Г. Эббингаузом6, пионером систематического научного исследования учения как особого процесса, отличного от обучения, включающего в себя еще и преподавание. Его концепция учения у человека, однако, в меньшей степени основывается на обширных экспериментах, чем концепция учения у животных. Торндайк видит качественные различия между этими двумя процессами, но не признает принципи-
6 Герман Эббингауз (1850-1909) — представитель немецкой экспериментальной и ассоциативной психологии, главным образом исследовавший память человека, механизмы ее формирования, функционирования и развития.
альной их противоположности, ибо ему решительно чужда идея социально-исторической детерминации человеческой психики». По мнению Б. М. Бим-Бада, для Э. Торндайка «самым важным вопросом педагогики является вопрос: «каковы должны быть изменения», т. к. от него зависит ответ на вопрос «как их осуществить». <...> Идеалом воспитания, по Торндайку, выступает развитие в человеке благожелательности, умножение суммы человеческой энергии и счастья; уменьшение суммы страданий как ныне живущих, так и будущих людей. Воспитание призвано поддерживать стремление к высшим неэгоистическим удовольствиям, благородным, чистым наслаждениям». Б. М. Бим-Бад, оценивая идеи Э. Торндайка, пишет, что «значение торндайковской модели обучения следует видеть в подчеркивании собственной познавательной деятельности учащихся. Такая модель обучения способствует, по-видимому, пробуждению любознательности, исследовательских интересов и способностей учащихся». Б. М. Бим-Бад подчёркивает, что «педагогика Торндайка призвана создавать благоприятные условия, способствовать формированию желательных и успешных реакций и предотвращать становление неправильных, нежелательных реакций. Его педагогика щедра на награды, она противостоит пенальтивной традиции, согласно которой важна не профилактика дурного поведения, а наказание за то, что было позволено стать привычкой. Под наградами Торндайк разумел не конфеты, а "высокие", сугубо человеческие положительные подкрепления — чувство успеха, чувство роста, одобрение моральное». Обращая внимание на то, что, согласно Э. Торндайку, «педагогика становится наукой <...> по мере усвоения ею количественных методов исследования», Б. М. Бим-Бад пишет: «Торндайк издал первое пособие по применению математических методов в педагогике для учителей и исследователей. В своем курсе он подробнее всего рассматривает вопросы интеллектуального тестирования, в развитие которого он внес большой вклад» [11].
Таким образом, даже краткий обзор современных трактовок значения педагогического наследия Э. Торндайка, содержащихся в отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературе последних десятилетий, позволяет утверждать, что идеи, эксперименты, статьи, книги американского мыслителя и сегодня признаются выдающимся вкладом в развитие наук о человеке, о его психических процессах, о методах их исследования, о путях и способах педагогической организации образования новых поколений.
Список источников
1. Астафьева, Е. Н. Антропологическое измерение историко-педагогического процесса в работах российских исследователей: 2010-е годы / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С.28-39.
2. Астафьева, Е. Н. Восхождение к истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2015. — № 4. — С. 57-62.
3. Астафьева, Е. Н. Задачи и способы постижения педагогического прошлого в контексте проблем теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3. — С. 31-37.
4. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. — С. 62-66.
5. Астафьева, Е. Н. Познавательный и образовательный потенциал истории педагогики / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 2. — С. 59-62.
6. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования: варианты интерпретаций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 2. — С. 41-49.
7. Астафьева, Е. Н. Российские исследователи о познавательном потенциале историко-педагогического знания: второе десятилетие XXI века / Е. Н. Астафьева / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6. — С. 36-45.
8. Астафьева, Е. Н. Эвристический потенциал историко-педагогического контекста педагогических инноваций / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 4. — С. 18-27.
9. Астафьева, Е. Н. Трактовка отечественными исследователями рисков в современной инновационной образовательной деятельности / Е. Н. Астафьева, А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2. — С. 6-16.
10. Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология: учебник и практикум для академического бакалавриата. — Москва: Юрайт, 2015. — 223 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01587-4.
11. Бим-Бад, Б. М. Психологическая дидактика Торндайка. — URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full. php?aid=205 (дата обращения: 10.06.2021).
12. Блонский, П. П. Несколько критических замечаний к книге Торндайка «Human learning» / П. П. Блонский //Процесс учения у человека / Э. Торндайк; пер. с англ. С. Е. Гайсиновича; вступ. ст. П. П. Блонского, С. Е. Гайсиновича; утверждено Наркомпросом РСФСР. — Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — С. 3-9.
13. Бьюли, У. Л. Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) / У. Л. Бьюли, Э. Л. Бейкер // Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании: от Конфуция до Дьюи / пер. с англ. Н. А. Мироновой; под научн. ред. М. С. Добряковой; Высшая школа экономики. — Москва: Высшая школа экономики, 2012. — 424 с. — (Теория и практика образования). — С. 382-390.
14. Выготский, Л. С. Предисловие к русскому переводу / Л. С. Выготский // Бихевиоризм / Э. Торндайк, Джон Б. Уот-сон; пер. с англ. [Е. В. Герье]. — Москва: АСТ-ЛТД, 1996. — (Классики зарубежной психологии). — С. 12-34.
15. Губанова, Л. В. Проблемы образования в современной зарубежной психологии: учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 58 с. — (Высшее образование — Магистратура). — ISBN 978-5-16-006364-5.
16. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: историко-педагогический контекст теории и практики современного образования. Материалы Двенадцатой Международной научной конференции. Москва, 17 ноября 2016 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2016. — 256 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 100). — ISBN 978-5-91543-206-1.
17. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: познавательный потенциал истории педагогики: материалы Девятой Международной научной конференции. Москва, 14 ноября 2013 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2013. — 216 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 68). — ISBN 978-5-91543-109-5.
18. История психологии в лицах. Персоналии / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. — Москва: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь). — ISBN 5-9292-0064-5.
19. Исходя из ребенка: антология гуманистической педагогики второй половины XIX-XX века: учебное пособие / Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики; сост. и автор вступительной статьи Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2011. — 175 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 36). — ISBN 978-5-91543-037-1.
20. Корнетов, Г. Б. Актуализация возможностей синтеза рассмотрения инновационных и исторических аспектов педагогической действительности на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 6-9.
21. Корнетов, Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса: монография / Г. Б. Корнетов. — Москва: АСОУ, 2020. — 245 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 131). — ISBN 978-5-91543-301-3.
22. Корнетов, Г. Б. Образование: чему и во имя чего учить / Г. Б. Корнетов // Народное образование. — 2009. — № 9. — С. 18-23.
23. Корнетов, Г. Б. Представление о человеке как о предмете образования: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. — С.37-43.
24. Корнетов, Г. Б. Развитие представлений о человеке как о предмете образования: XX век / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2. — С. 17-26.
25. Корнетов, Г. Б. Устное слово и письменная речь в деятельности наставника: педагогическая интерпретация диалога Платона «Федр» в эпоху ИКТ и цифровизации образования: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления; Российско-Итальянский совет по международным
исследованиям истории детства, образования и педагогики. — Москва: АСОУ, 2021. — 241 с. — (Историко-педаго-гическое знание; вып. 136). — ISBN 978-5-91543-314-3.
26. Круглый стол «Историко-педагогический контекст теории и практики образования» // Педагогика. — 2017. — № 3. — С. 84-118.
27. Лубский, А. А. Антропологический переход как основание гуманистического обновления современной российской школы / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 4. — С. 12-20.
28. Лубский, А. А. Обзор цифровых компетенций будущих специалистов, востребованных в современном социуме / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 10-15.
29. Лубский, А. А. Уроки историко-педагогических исследований в Академии социального управления для теории и практики современного образования: обзор публикаций второй половины 2010-х годов / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 2. — С. 12-20.
30. Люк, Х. Е. История психологии. Течения, школы, пути развития / Х. Е. Люк; пер. с нем. М. В. Волкова. — Москва: Научный мир, 2012. — 272 с. — ISBN 978-5-91522-271-6.
31. Марцинковская, Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Д. Мар-цинковская. — 4-е изд., стереотип. — Москва: Академия, 2004. — 544 с. — (Высшее профессиональное образование). — ISBN 5-7695-1994-0.
32. Марцинковская, Т. Д. История психологии: учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская, А. В. Юревич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Академический проект, 2011. — 521 с. — (Gaudeamus). — ISBN 978-5-8291-1265-3; ISBN 9785-904954-08-6.
33. Мухина, В. Американские коллеги — истинные представители традиционного бихевиоризма / В. Мухина // Развитие личности. — 2013. — № 3. — С. 147-151.
34. Осмоловская, И. М. Дидактика: учебное пособие / И. М. Осмоловская; Министерство просвещения РФ, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Кафедра по глобальному образованию. — Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. — 232 с. — ISBN 978-5-905736-71-1.
35. Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. — Москва: Наука, 1973. — 659 с. — (Классики науки).
36. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с. — ISBN 5-85270-230-7.
37. Психология обучения взрослых / Э. Торндайк, Э. Бриджмент, Н. Тилтон, Э. Будъярд; пер. с англ. под ред. Е. В. Гурьянова. — Москва: Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. — 164 с.
38. Саугстад, П. История психологии. От истоков до наших дней / П. Саугстад; пер. с норвежск. Э. Панкратовой. — Самара: Бахрах-М», 2008. — 544 с. — ISBN 978-5-94648-063-5.
39. Торндайк, Э. Л. Вопросы преподавания алгебры / Э. Л. Торндайк; пер. с англ. А. С. Долговой; под ред. И. К. Андронова, Д. Л. Волковского. — Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. — 192 с.
40. Торндайк, Э. Новые методы преподавания алгебры / Э. Торндайк; пер. А. С. Долговой; под ред. Д. Л. Волковского; [предисл.: И. Андронова]. — 2-е изд., испр. — Москва: Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1932. — 218 с.
41. Торндайк, Э. Новые методы преподавания арифметики / Э. Торндайк; пер. с англ. А. С. Долговой; под ред. и с предисл. Д. Л. Волковского. — Москва: Работник просвещения, 1930. — 296 с.
42. Торндайк, Э. Л. Психология арифметики / Э. Л. Торндайк; пер. с англ. А. С. Долговой; под ред. Д. Л. Волковского. — Москва: Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. — 304 с.
43. Торндайк, Э. Принципы обучения, основанные на психологии / Э. Торндайк; пер. с англ. [Е. В. Герье]; предисл. Л. С. Выготского. — Москва: Работник просвещения, 1926. — 240 с.
44. Торндайк, Э. Процесс учения у человека / Э. Л. Торндайк; пер. с англ. С. Е. Гайсиновича; вступ. статьи П. П. Блон-ского, С. Е. Гайсиновича; утверждено Наркомпросом РСФСР. — Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 160 с.
45. Хегенхан, Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон; пер. с англ. Л. Бутылина и др. — 6-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2004. — 474 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-003-Х.
46. Хон, P. Л. Педагогическая психология: принципы обучения: учебное пособие для высшей школы / Р. Л. Хон; [пер. с англ. А. А. Волкова, А. В. Фролова]. — 2-е изд. — Москва: Академический Проект: Культура, 2005. — 736 с. — (Gaudeamus). — ISBN: 5-8291-0266-8.
47. Хуторской, А. В. История дидактики. Инновационные системы обучения от Античности до наших дней: учебно-методическое пособие / А. В. Хуторской. — Москва: ФЛИНТА, 2021. — 536 с. — ISBN 978-5-9765-4559-5.
48. Шульц, Д. П. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц; пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук. — 2-е изд. на русском языке, перераб. и доп. — Санкт-Петербург: Евразия, 2002. — 532 с. — ISBN 5-80710007-7.
References
1. Astafyeva, E. N. (2021). An anthropological aspect of education in history in works of Russian researchers: the 2010-s. Innovative projects and programs in education, 1, 28-39. (In Russian).
2. Astafieva, E. N. (2015). Going back to pedagogy history. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskovia, 4, 57-62. (In Russian).
3. Astafyeva, E. N. (2021). Tasks and methods of studying the past of education in the context of the issues of modern education theory and practice. Innovative projects and programs in education, 3, 31-37. (In Russian).
4. Astafyeva, E. N. (2019). Inquiry into pedagogical innovations through pedagogical history. Innovative projects and programs in education, 1, 62-66. (In Russian).
5. Astafyeva, E. N. (2016). Cognitive and educational potential of the history of pedagogics. Academia. Pedagogicheskiy zhurnal Podmoskovya, 2, 59-62. (In Russian).
P
38
KHHOBauHOHHue npoeKiu h nporpaMMM B oQpa3GBaHHH № 2, 2022
6. Astafieva, E. N. (2019). Retro-innovations in education theory and practice: interpretation variant. Innovative projects and programs in education, 2, 41-49. (In Russian).
7. Astafyeva, E. N. (2021). Cognitive and educational potential of the history of pedagogy. Innovative projects and programs in education, 6, 36-45. (In Russian).
8. Astafyeva, E. N. (2019). Heuristic potential of the historical approach to educational innovations. Innovative projects and programs in education, 4, 18-27. (In Russian).
9. Astafyeva, E. N. & Lubsky, A. A. (2020). Risks in modern innovative education: ideas of Russian researchers. Innovative projects and programs in education, 2, 6-16. (In Russian).
10. Bim-Bad, B. M. (2015). Pedagogicheskaia antropologiia: uchebnik ipraktikum dlia akademicheskogo bakalavriata [Pedagogical anthropology]. Moskva: Yurait.
11. Bim-Bad, B. M. (s.d.). Psikhologicheskaia didaktika Torndaika [Psychological didactics of Thorndike]. Retrieved June 10, 2021, from http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=205
12. Blonsky, P. P. (1935). Neskolko kriticheskikh zamechanii k knige Torndaika «Human learning» [Some criticism of Thorn-dike's book "Human learning"]. In Torndaik E. Protsess ucheniia u cheloveka [Human learning]. S. E. Gaisinovich (Tr. from English). Blonsky, P. P. & Gaisinovich E.S. (Foreword). (Pp. 3-9). Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatelstvo.
13. Bewley, W. & Baker, L. (2012). EdvardLi Torndaik (1874-1949) [Edward Lee Thorndike (1874-1949)]. In Joy A. Palmer (Ed.) Piatdesiat krupneishikh myslitelei ob obrazovanii: ot Konfutsiia do Diui [Fifty major thinkers on education: from Confucius to Dewey]. N. A. Mironova (Tr. from English). (Pp. 382-390). Moskva: Vysshaia shkola ekonomiki.
14. Vygotsky, L. S. (1996). Predislovie k russkomu perevodu [Foreword to the Russian translation]. In Thorndike E., Watson J. B. Bikheviorizm [Biheviorism]. Tr. from English. (Pp. 12-34). Moskva: AST-LTD.
15. Gubanova, L. V. (2019). Problemy obrazovaniia v sovremennoi zarubezhnoipsikhologii: uchebnoeposobie [Problems of education in modern foreign psychology]. Moskva: INFRA-M.
16. Kornetov, G. B. (Ed.). (2016). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniia. Materialy Dvenadtsatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii: Moskva, 17 noiabria 2016g. [History of education at the beginning of the III millennium: education theory and practice in the context of education history. Proceedings of the 12th int. sc. conf.: Moscow, 12 November, 2016]. Moskva: ASOU.
17. Kornetov, G.B. (Ed.). (2013). Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysiacheletiia: poznavatelnyipotentsial istoriiped-agogiki: materialy Deviatoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moskva, 14 noiabria 2013 g. [Education history at the beginning of the III millennium: the cognitive potential of the history of pedagogy: materials of the Ninth International Scientific Conference. Moscow, November 14, 2013]. Moskva: ASOU.
18. Petrovsky, A. V. (Ed.) & Karpenko, L. A. (Comp. Ed.).(2005). Istoriiapsikhologii v litsakh. Personalii [The history of psychology in faces. Personalities]. Moskva: PER SE.
19. (2011). Iskhodia iz rebenka: antologiia gumanisticheskoi pedagogiki vtoroi poloviny XIX-XX veka: uchebnoe posobie [Starting from the child: an anthology of humanistic pedagogy of the second half of the 19th-20th centuries]. G. B. Kornetov (Comp. and foreword). Moskva: ASOU.
20. Kornetov, G. B. (2021). On realizing the potential of the synthesis of innovative and historical aspects of educational reality in the journal "innovative projects and programs in education". Innovative projects and programs in education, 1, 6-9. (In Russian).
21. Kornetov, G. B. (2020). Obrazovanie cheloveka v kontekste antropologicheskogo izmereniia istoriko-pedagogicheskogo prot-sessa: monografiia [Human education in the anthropological context of education history: monograph]. Moskva: ASOU.
22. Kornetov, G. B. (2009). Obrazovanie: chemu i vo imia chego uchit [Education: what and in the name of what to teach]. Narodnoe obrazovanie, 9, 18-23.
23. Kornetov, G. B. (2020). Man as the subject of education: the context of pedagogy history. Innovative projects and programs in education, 1, 37-43. (In Russian).
24. Kornetov, G. B. (2020). Development of the ideas about man as the subject of education: the XX century. Innovative projects and programs in education, 2, 17-26. (In Russian).
25. Kornetov, G. B. (2021). Ustnoe slovo ipismennaia rech v deiatelnosti nastavnika: pedagogicheskaia interpretatsiia dialoga Pla-tona «Fedr» v epokhu IKT i tsifrovizatsii obrazovaniia: monografiia [Spoken word and written speech in a mentor's activities: educational interpretation of Plato's dialogue "Phaedrus" in the era of ICT and education digitalization: monograph]. Moskva: ASOU.
26. (2017). Kruglyi stol «Istoriko-pedagogicheskii kontekst teorii i praktiki obrazovaniia» [Round-table discussion "Education theory and practice in the context of education history]. Pedagogika, 3, 84-118.
27. Lubsky, A. A. (2021). Anthropological transition as the basis for humanistic renewal of modern Russian school. Innovative projects and programs in education, 4, 12-20. (In Russian).
28. Lubsky, A. A. (2021). A review of graduate student digital competencies in demand in modern society. Innovative projects and programs in education, 1, 10-15. (In Russian).
29. Lubsky, A. A. (2021). Value of research on education history at the academy of public administration for the theory and practice of modern education: overview of publications of the second half ofthe 2010s. Innovative projects and programs in education, 2, 12-20. (In Russian).
30. Luck, H. E. (2012). Istoriia psikhologii. Techeniia, shkoly, puti razvitiia [History of psychology. Directions, schools and ways of development]. M. V. Volkov (Tr. from German). Moskva: Nauchnyi mir. (Originally published Geschichte der psychologie).
31. Martsinkovskaya, T. D. (2004). Istoriia psikhologii: uchebnoe posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [History of psychology for university syudents], 4th edition. Moskva: Akademiia.
32. Martsinkovskaya, T. D. & Yurevich A. V. (2011). Istoriia psikhologii: uchebnik dlia vuzov [History of education: textbook for universities], 2nd edition. Moskva: Akademiche-skii proekt.
33. Mukhina, V. (2013). Amerikanskie kollegi - istinnye predstaviteli tradi-tsionnogo bikheviorizma [American colleges as true representatives of traditional behaviorism]. Razvitie lichnosti, 3, 147-151.
34. Osmolovskaya, I. M. (2021). Didaktika: uchebnoe posobie [Didactics]. Moskva: FGBNU «Institut strategii razvitiia obrazovaniia RAO».
35. Pavlov, I. P. (1973). Dvadtsatiletnii opyt obieektivnogo izucheniia vysshei nervnoi deiatelnosti (povedeniia) zhivotnykh [Twenty years of experience in the objective study of the higher nervous activity (behavior) of animals]. Moskva: Nauka.
36. Bim-Bad, B. M. (Ch. Ed.). (2002). Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar [Encyclopedic dictionary of education]. Moskva: Bolshaia Rossiiskaia entsiklopediia.
37. Gurianov, E. V. (Ed.) (1931).Psikhologiia obucheniia vzroslykh. E. Torndaik, E. Bridzhment, N. Tilton, E. Vudieiard [E. Thorn-dike, E. Bridgman, N. Tilton, F. Woodvard. Adult learning]. (Tr. from English). Moskva: Leningrad: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatelstvo.
38. Saugstad, P. (2008). Istoriiapsikhologii. Ot istokov do nashikh dnei [History of psychology. From the beginning to modern days]. E. Pankratova (Tr. from Norwegian). Samara: Bakhrakh-M».
39. Thorndike, E. L. (1934). Voprosy prepodavaniia algebry [The psychology of algebra]. A. S. Dolgova (Tr. from English). I. K. Andronov & D. L. Volkovsky (Eds.). Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatelstvo. (Originally published The psychology of algebra, 1923).
40. Thorndike, E. L. (1932). Novye metody prepodavaniia algebry [The new methods of teaching algebra]. A. S. Dolgova (Tr. from English). D. L. Volkovsky (Ed.). 2nd edition. Moskva: Leningrad: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izda-telstvo. (Originally published
41. Thorndike, E. L. (1930). Novye metody prepodavaniia arifmetiki [The new methods in arithmetic]. A. S. Dolgova (Tr. from English). D. L. Volkovsky (Ed.). Moskva: Rabotnik prosveshcheniia, 1930. (Originally published The new methods in arithmetic, 1926).
42. Thorndike, E. L. (1934). Psikhologiia arifmetiki [The psychology of arithmetic]. A. S. Dolgova (Tr. from English). D. L. Volkovsky (Ed.). Moskva: Leningrad: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatelstvo. (Originally published The psychology of arithmetic, 1922).
43. Thorndike, E. L. (1926). Printsipy obucheniia, osnovannye napsikhologii [The Principles of teaching, based on psychology]. (Tr. from English). L. S. Vygotsky (Foreword). Moskva: Rabotnik prosveshcheniia. (Originally published The Principles of teaching, based on psychology, 1906).
44. Thorndike, E. L. (1935). Protsess ucheniia u cheloveka [Human learning]. S. E. Gaisinovich (tr. from English]. P. P. Blonsky, S. E. Gaisinovich (Foreword). Moskva: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatelstvo. (Originally published Human learn ing, 1931).
45. Hergenhahn, B. R. & Olson, M. H. (2004). Teorii naucheniia [An introduction to theories of learning]. 6th edition. L. Bu-tylina et al. (Tr. from English). Sankt-Peterburg: Piter. (Originally published An introduction to theories of learning, 1934).
46. Hohn, R. L (2005). Pedagogicheskaia psikhologiia: printsipy obucheniia: uchebnoe posobie dlia vysshei shkoly [Classroom learning and teaching]. / A. A. Volkov & A. V. Frolov (Trs. from English). 2nd edition. Moskva: Akademicheskii Proekt: Kultura. (Originally published Classroom learning and teaching, 1995).
47. Khutorskoy, A. V. (2021). Istoriia didaktiki. Innovatsionnye sistemy obucheniia ot Antichnosti do nashikh dnei: uchebno-meto-dicheskoeposobie [History of didactics. Innovative learning systems from Antiquity to the present day]. Moskva: FLINTA.
48. Schultz, D. P. & Schultz, S.E (2002) Istoriia sovremennoipsikhologii [A history of modern psychology]. A. V. Govorunov, V. I. Kuzin, L. L. Tsaruk (Tr. from English). 2nd Russian edition. Sankt-Peterburg: Evraziia. (Originally published A history of modern psychology, 1969).
Информация об авторе
Григорий Борисович Корнетов
Академия социального управления (АСОУ), главный научный сотрудник Научно-методического центра педагогической риско-логии Института педагогической рискологии, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Инновационные проекты и программы в образовании», Москва, Россия, kgb58@mail.ru
About the author
G. B. Kornetov
Academy of Public Administration, Leading Researcher of Scientific and Methodological Center for Educational Riskology of the Institute of Educational Riskology, Doctor of Education, Professor, Editor-in-Chief of the journal «Innovative Projects and Programs in Education», Moscow, Russia, kgb58@mail.ru
P
P