Научная статья на тему 'Психологическая модель личности с комплексом гандикапа'

Психологическая модель личности с комплексом гандикапа Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
153
45
Поделиться
Ключевые слова
ГАНДИКАПИЗМ / КОМПЛЕКС ГАНДИКАПА / ИНВАЛИДНОСТЬ / ГАНДИФОБНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Ставицкий Олег Алексеевич

Статья посвящена презентации понятия «комплекс гандикапа» как одного из видов гандикапизма психологического феномена, негативной социальной установки по отношению к инвалидизированным. На основе эмпирически определенных структурных компонентов проявлений комплекса гандикапа создана целостная система их взаимодействия, которая дала основание для определения ее психологической модели.

PSYCHOLOGICAL MODEL OF A PERSONALITY WITH A HANDICAP COMPLEX

The article is devoted to the presentation of the concept of “handicap complex” as a kind of handicaps a psychological phenomenon, a negative social attitude towards disabled people. Based on empirically defined structural components of handicap complex signs there has been created an entire system of interaction which gave the basis for defining its psychological model.

Текст научной работы на тему «Психологическая модель личности с комплексом гандикапа»

АФ 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ С КОМПЛЕКСОМ ГАНДИКАПА

Ставицкий Олег Алексеевич

канд. психол. наук, доцент Национального университета водного хозяйства и природоохраны,

Украина, г. Ровно E-mail: docent@meta.ua

PSYCHOLOGICAL MODEL OF A PERSONALITY WITH A HANDICAP COMPLEX

Stavitsky Oleg

Candidate of Psychological Sciences, associate professor of National University of Water Management and Nature Resources Use, Ukraine, Rivne

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена презентации понятия «комплекс гандикапа» как одного из видов гандикапизма — психологического феномена, негативной социальной установки по отношению к инвалидизированным. На основе эмпирически определенных структурных компонентов проявлений комплекса гандикапа создана целостная система их взаимодействия, которая дала основание для определения ее психологической модели.

ABSTRACT

The article is devoted to the presentation of the concept of “handicap complex” as a kind of handicaps — a psychological phenomenon, a negative social attitude towards disabled people. Based on empirically defined structural components of handicap complex signs there has been created an entire system of interaction which gave the basis for defining its psychological model.

Ставицкий О.А. Психологическая модель личности с комплексом гандикапа // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 3(4) . URL: http://www.7universum.com/en/psy/archive/item/1087

Ключевые слова: гандикапизм, комплекс гандикапа, инвалидность, гандифобность, человек с особыми потребностями.

Keywords: handicaps, handicap complex, disability, handiphobicity, person with special needs.

Постановка проблемы. Сегодня все больше людей с недостатками здоровья стремятся обеспечивать себя сами, повышать уровень своей жизни за счет приложения собственных усилий, ищут пути самореализации в социуме. Роль государства заключается в создании условий для трудоустройства инвалидизированных, преодоления пространственно-архитектурных барьеров для расширения возможностей интеграции инвалидов в общество.

Именно изоляция людей с ограниченными возможностями, поддержание государством их зависимой позиции является одной из предпосылок возникновения и распространения гандикапизма. Инвалидизированные остро чувствуют свою неполноценность, подавляется их инициативность.

Понятие «гандикапизм» мы рассматриваем как социально-

психологическое явление, которое актуализируется за счет негативных представлений о людях с ограниченными возможностями. Эти взгляды содержатся в общественном сознании и проявляются на неосознаваемом уровне как коллективное бессознательное (архаичные стереотипы), функционирующее благодаря архетипам. Гандикапизм по своей психологической сути является негативной социальной установкой по отношению к инвалидизированным людям [4, с. 24].

Дисгармонизация «Я-концепции» является наиболее веской причиной возникновения комплекса гандикапа, поскольку именно изменения самооценки, самоотношения, когнитивной полноты образа «Я» свидетельствуют

о появлении гандикапных реакций [5].

Гандикап является симптомокомплексом, который свойствен

инвалидизированному и проявляется в чувстве неполноценности.

Сопровождается он наличием негативных эмоциональных состояний, изменениями в структуре «Я-концепции» личности, снижением самооценки и социальной активности, возникших в результате переживаний по поводу инвалидизации.

Вопросы, связанные с сущностью комплекса гандикапа, его структурой, особенностями проявления, и мотивировали нас к детальному изучению этого феномена. Целью статьи является презентация специалистам в области психологии модели человека, имеющего признаки комплекса гандикапа.

Изложение основного материала исследования. Наличие порока, а следовательно, и нетипичная внешность или поведение приводит к маргинализации инвалидизированного, неприятие его здоровым социумом, что связано со страхом перед всем другим, необычным. Самооценивание инвалида как человека, отличного от большинства, предопределяет его неприятие социумом и навешивание на него ярлыков [2; 3]. Социум все еще не готов воспринимать инвалида как равноценного, а не как маргинала и девианта.

Инвалидизированные с признаками комплекса гандикапа демонстрируют зависимое поведение, пассивность, раздражительность и агрессивность, побуждая тем самым окружающих воспринимать их негативно. Такое поведение способствует закреплению господствующих в обществе негативных стереотипов относительно восприятия инвалидов. Они обладают более узким репертуаром социальных ролей по сравнению со здоровыми людьми, что влияет на их способность к установлению социальных контактов, блокирует и ограничивает коммуникативный потенциал. Соответственно, в окружающих формируется впечатление об изолированности людей с ограниченными возможностями, преобладание у них деструктивных форм поведения, что в свою очередь способствует возникновению гандикапности, негативного восприятия инвалидизированных, нежелание взаимодействовать

с ними.

Итак, у многих инвалидизированных выявлено отсутствие стремления к интеграции со здоровыми людьми [5], поскольку именно здоровое общество не создает условий, необходимых для этой интеграции, и психологически не готово к активному взаимодействию, что, в свою очередь, является условием формирования комплекса гандикапа у инвалидов. Социальную дистанцию между инвалидами и социумом углубляет дефицит социальной поддержки, которую испытывает человек с ограниченными возможностями. Социальная поддержка реализуется через возможность социальных контактов, которые обычно ограничиваются кругом семьи или же кругом других инвалидизированных с подобными функциональными ограничениями.

Мы рассматриваем комплекс гандикапа именно как одно из свойств или новообразований психики, которое выражается в уменьшении социальной активности, ограничении круга общения инвалидизированных, изменении самооценки и самоотношения.

Вместе с тем гандикап нельзя приписывать всем инвалидам, поскольку среди них есть много людей, которые не воспринимают свой недостаток как препятствие к самореализации. Они живут полноценной жизнью, которая практически не отличается от жизни здоровых индивидов.

О наличии симптомокомплекса гандикапа говорим тогда, когда инвалидизированный воспринимает себя как человека неполноценного, неспособного адаптироваться в социуме, имеет низкую самооценку и склонность к самоизоляции. Гандикап не является обязательной реакцией на инвалидизацию и отражает субъективное восприятие человеком с ограниченными возможностями своих недостатков.

Формированию гандикапа способствуют те изъяны, которые замечаются окружающими и приводят к идентификации человека как инвалида. Согласно представленной международной классификации функциональных отклонений жизнедеятельности и здоровья [1], сюда можно отнести нарушение статодинамической функции и сенсорные нарушения. Комплекс гандикапа предопределяется также и тяжестью определенного дефекта. При значительных

недостатках встречается фрустрация многих значимых потребностей личности, ее изоляция от общественной жизни, особенно при наличии тех дефектов, которые ограничивают сферы деятельности человека, возможности передвижения или общения. Такой человек остро чувствует свою неполноценность, неспособность быть «таким, как все».

При наличии недостатков, которые не ограничивают свободу передвижения личности и не влияют на ее функциональные возможности, человек может игнорировать инвалидность. Такая личность часто пытается скрыть факт инвалидизации от окружающих, опасаясь негативной реакции и дистанцирования. Она отвергает представление «Я-инвалид», не желая принимать реальность. Это приводит к противоречивой «Я-концепции», поскольку личность, с одной стороны, постоянно сталкивается с особыми требованиями, продиктованными недостатком, а с другой — не желает принять его как часть себя. Это порождает внутренние конфликты и приводит к негативным переживаниям, появлению невротических состояний.

Проявления гандикапа варьируются и в зависимости от того, является инвалидность врожденной или приобретенной. Люди, попавшие под инвалидизирующее воздействие в раннем детстве или являющиеся инвалидами с рождения, меньше подвержены формированию гандикапа. Это связано с тем, что люди, у которых инвалидность является приобретенной, глубоко переживают несоответствие собственных представлений о себе, «Я-образа» до и после трагедии. Им трудно смириться с необратимостью порока, осознать, что они уже никогда не смогут быть такими, как раньше. Особенно ярко эти переживания проявляются на первых этапах осознания своей инвалидности и становятся фундаментом формирования гандикапа, который может развиваться и укрепляться или же будет преодолен человеком.

На формирование комплекса гандикапа и интенсивность его проявления влияет также пол личности. Женщины в большей степени подвержены гандикапу, поскольку переживают собственную инвалидность более трудно, чем мужчины. Согласно с общественными представлениями, женщина должна

быть красивой, способной родить детей и заботиться о семье. Поскольку женщина-инвалид часто не может иметь детей, имеет недостатки, которые отражаются на ее внешности, требует создания особых условий для полноценного функционирования, это существенно снижает ее значимость в глазах социума. Общество идентифицирует такую личность не как женщину, а как представителя группы инвалидов. Рефлексия такого отношения приводит к тому, что женщина начинает чувствовать свою неполноценность. Мужчина обычно уделяет своей внешности меньше внимания, поскольку для его самореализации важна не внешность, а успешность в профессиональной деятельности, материальное положение.

Одним из признаков гандикапа является наличие противоречивого самоотношения. «Я-концепция» людей с ограниченными возможностями включает противоположно обращенные «Я-образы»: «Я-инвалид» и «Я-здоров». У таких людей проявляется склонность к регрессии: представления об ограничениях, вызванных изъяном, вытесняются, и человек воспринимает себя здоровым до тех пор, пока не сталкивается с особыми требованиями или с оценкой окружающих, воспринимающих его через стигму. Человек стремится изолироваться от социума, защищая себя от негативных стереотипных оценок. Инвалид скрывается в иллюзорном мире, где он снова чувствует себя здоровым и полноценным. Такой вид психологической защиты не решает проблем, поскольку человек убегает от их осознания.

Проявлением гандикапа выступает также отсутствие желания определять перспективы своей жизни и развития. Человек не желает смотреть в будущее, считает, что ничего хорошего с ним уже не случится, что его ждет разочарование, одиночество и бедность.

Основой комплекса гандикапа является потеря целостности личности инвалидизированного, что происходит из-за нарушения структуры «Я-концепции», социальных связей, снижения функциональной активности, отсутствия возможностей самостоятельного преодоления кризиса самоидентификации с учетом новых особенностей.

При формировании комплекса гандикапа значительную роль играет «Зеркальное-Я» инвалидизированных, которое формируется за счет осознания того, как его воспринимают окружающие. А поскольку социум наполнен негативными стереотипами по отношению к инвалидам, то и оценивает их как людей неполноценных, безынициативных, нетрудоспособных и неприятных. Тогда человек и сам начинает относиться к себе через призму этого отношения, что формирует гандикап. При этом стигматизированная личность сама начинает верить в собственную неполноценность, неспособность к самореализации и начинает действовать в соответствии со стереотипными представлениями. Таким образом, со временем человек действительно меняется, трансформируя свою самооценку, самоотношение и поведение в соответствии с ожиданиями социума.

Возможна и другая ситуация влияния социума на личность инвалидизированного. Наличие комплекса гандикапа предопределяет повышенную сензитивность человека к оценкам окружающих, что приводит к неверной трактовке их поступков и слов, когда нейтральное поведение оценивается как враждебное. Соответственно, инвалидизированный может проявлять враждебность в ответ, подтверждая имеющиеся в обществе негативные стереотипы относительно него.

Наложение стигмы предусматривает неадекватную оценку личности, негативное к ней отношение, подчеркивание ее неполноценности. Стигма связана с дискриминацией людей с ограниченными возможностями, ее следствием является акцентирование их неполноценности, обесценивание общественной значимости. Под влиянием стигмы у инвалидизированных может возникать аутоагрессия, стремление к самоизоляции и проявление враждебности по отношению к себе, или же у людей с экстернальным локусом контроля появляются обвинения в своем положении других.

Стереотипизация и стигматизация представлений об инвалидах искажает их восприятие социумом, делает его необъективным. Под влиянием негативных

стереотипов меняются и представления инвалидизированных о себе, они часто демонстрируют такое поведение, которое от них ожидает социум.

Гандикап является сложным комплексом социально-психологических реакций личности на ее инвалидность, предусматривающим изменение «Я-концепции». Особенности «Я-концепции» проявляются в преобладании неприятия себя, отвращения к себе, низкой самооценки. Среди характерологических особенностей можно выделить эмоциональную

неустойчивость, уязвимость, неразвитую коммуникабельность. Доминируют депрессия, тревога, страх. Отношения с окружающими характеризуются низким уровнем самоконтроля, склонностью к самоизоляции.

«Я-концепцию» личности с проявлениями гандикапа можно

охарактеризовать, рассматривая ее когнитивный, эмоциональный и оценочноволевой компоненты. Когнитивный компонент включает представление инвалидизированных о себе и отличается нечеткостью, упрощенностью, неопределенностью. Такие представления могут быть противоречивыми, но не сочетаться друг с другом, вызывая амбивалентность «Я-концепции». Особенно противоречивы представления личности о себе после инвалидизации, когда происходит реконструкция «Я-образа», включение в «Я-концепцию» представления «Я-инвалид». В это время наблюдается противодействие принятию новой информации о себе. Личность стремится сохранить ощущение собственной значимости, но сталкивается с изменением отношения к себе окружающих. Это влияет на формирование «Я-зеркального» и вызывает необходимость перестройки представлений о себе. Это, в свою очередь, приводит к столкновению в сознании человека представлений «Я-полноценная личность» и «Я-инвалид», которые сравниваются в соответствии с господствующими стереотипами. Если при этом человек не способен принять свою инвалидность лишь как индивидуальную особенность, начинает формироваться гандикап.

Эмоциональный компонент «Я-концепции» личности с признаками гандикапа отличается преобладанием негативного самоотношения

и самоизоляции. Такой человек имеет заниженную самооценку, не способен выделить в себе достаточно положительных качеств, считает себя ничтожным и ни на что не способным. Крайним проявлением негативного самоотношения является отвращение к себе, что проявляется в восприятии собственной личности как заслуживающей презрения. Человек с гандикапными проявлениями не рассчитывает на положительное отношение окружающих и не способен сам себя воспринимать совершенно, он демонстрирует отсутствие стремления к самопознанию, собственное «Я» не вызывает интереса, углубляет когнитивную простоту и несогласованность «Я-концепции».

Рисунок 1. Психологическая модель комплекса гандикапа

О наличии гандикапа свидетельствуют особенности оценочно-волевого компонента «Я-концепции», такие как нехватка ресурсов для изменения собственного негативного отношения к себе и необъективного отношения окружающих. Остро чувствуя недовольство собой или отдельными своими чертами, человек не делает попыток изменить ситуацию, развить в себе положительные свойства или выработать оптимальную модель поведения, поскольку считает, что это не принесет нужного результата.

К характерологическим особенностям, свидетельствующим о наличии гандикапа, можно отнести неуверенность в себе, замкнутость, безынициативность. Проявляются эти качества в неспособности контролировать собственные эмоциональные реакции, а также в смене эмоционального фона и значительной импульсивности.

Исходя из сказанного выше, можем предложить модель комплекса гандикапа в структуре инвалидизированной личности (см. рис. 1).

Вывод. Теоретический и эмпирический анализ изучения психологии гандикапизма позволил выделить одно из его проявлений в виде комплекса гандикапа, который присущ самому инвалидизированному. Выражается он в чувстве неполноценности по сравнению с другими людьми, сопровождается наличием негативных эмоциональных состояний, изменениями в структуре «Я -концепции» личности, понижении самооценки и социальной активности, которая возникла вследствие переживания инвалидизации.

Перспективным направлением исследования является дальнейший поиск методов диагностики развития комплекса гандикапа, их апробация и использование в практической работе психологов, социальных работников, педагогов.

Список литературы:

1. Международная классификация функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья. — К., 2006. — 122 с.

2. Солдатова Г.У. Может ли другой стать другом? / Г.У. Солдатова, А.В. Макарчук. — М.: Генезис, 2006. — 256 с.

3. Солдатова Г.У. Психологические механизмы ксенофобии / Г.У. Солдатова // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27. — № 6. — с. 5—16.

4. Ставицкий О.А. Гандикапизм: психологический анализ: [монография] / О.А. Ставицкий. — Ровно: Принт Хаус, 2013. — 352 с.

5. Ставицкий О.А. Методика диагностики комплекса гандикапа у людей с особыми потребностями / О.А. Ставицкий // Проблемы современной психологии: сб. научн. тр. Каменец-Подольского нац. университета имени Ивана Огиенко, Института психологии имени Г.С. Костюка НАПН Украины / под ред. С.Д. Максименка, Л.А. Онуфриевой. — Каменец-Подольский: Аксиома, 2012. — Вып. 16. — с. 780—789.