Научная статья на тему 'Психологическая модель деловой успешности как базовый компонент системы оценки профессионала (на примере менеджера высшего звена)'

Психологическая модель деловой успешности как базовый компонент системы оценки профессионала (на примере менеджера высшего звена) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
276
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ УСПЕШНОСТИ / МЕНЕДЖЕР ВЫСШЕГО ЗВЕНА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОЙ УСПЕШНОСТИ / РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРОВ ВЫСШЕГО ЗВЕНА / ASSESSMENT CENTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клиников Станислав Викторович

От степени успешности деятельности руководителя зависит, в конечном счете, эффективность всей организации. В этой ситуации принципиальное значение приобретает система деловой оценки менеджеров высшего звена, в основу которой должна лежать эффективная психологическая модель деловой успешности. Предлагаем рассмотреть теоретические модели деловой успешности, и эмпирически проверить наиболее подходящую под российскую специфику менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL MODEL OF BUSINESS SUCCESS AS THE BASE SUBSYSTEM OF THE ESTIMATION OF THE PROFESSIONAL (ON AN EXAMPLE OF THE MANAGER OF THE TOP ECHELON)

Efficiency of all organisation depends on degree of success of activity of the head. In this situation basic value is got by system of a business estimation of managers of the top echelon in which basis the effective psychological model of business success should lie. We suggest to consider theoretical models of business success, and to check up empirically the most suitable under the Russian specificity of management.

Текст научной работы на тему «Психологическая модель деловой успешности как базовый компонент системы оценки профессионала (на примере менеджера высшего звена)»

IV. ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 159.9:331.101.3

С. В. Клиников1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ УСПЕШНОСТИ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛА (на примере менеджера высшего звена)

От степени успешности деятельности руководителя зависит, в конечном счете, эффективность всей организации. В этой ситуации принципиальное значение приобретает система деловой оценки менеджеров высшего звена, в основу которой должна лежать эффективная психологическая модель деловой успешности. Предлагаем рассмотреть теоретические модели деловой успешности, и эмпирически проверить наиболее подходящую под российскую специфику менеджмента.

Ключевые слова: психологическая модель деловой успешности, менеджер высшего звена, психологические характеристики деловой успешности, развитие менеджеров высшего звена, Assessment center.

1 © Станислав Викторович Клиников, аспирант кафедры Философии и психологии ИМОСТ Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, ауд.1309, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: leader.vl@mail.ru, тел.: +79242325566, www.klinikov.ru.

Одним из новых и активно развивающихся сегодня в рамках психологии труда направлений является психология профессиональной деятельности менеджера, изучающая широкий спектр

междисциплинарных проблем деятельности руководителей компании в условиях рыночных отношений. Руководитель современной компании отвечает за достижение стратегических целей организации, а степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно используются все организационные ресурсы. От степени успешности деятельности руководителя зависит, в конечном счете, эффективность всей организации. В этой ситуации принципиальное значение приобретает система деловой оценки менеджеров высшего звена, в основу которой должна лежать эффективная психологическая модель деловой успешности.

В настоящее время существуют различные подходы к оценке менеджеров высшего звена, реализующиеся на практике, но необходимо отметить, что они не имеют, как правило, в своей основе серьезной проработанной методической базы. В этой связи особую актуальность приобретает разработка инвариантной модели деловой успешности, которую можно применить для решения целого ряда важных задач: оценка, перемещение и развитие персонала.

Говоря об особенностях ведения бизнеса в Дальневосточном регионе, следует отметить, что до недавнего времени среди собственников и инвесторов компаний доминировала стратегия привлечения на позиции менеджеров высшего звена людей по принципу родства или знакомства. Сегодня же для успешно развивающегося среднего и крупного бизнеса более предпочтительными становятся технологические, сравнительно объективные методы оценки и развития персонала высшего звена, опирающиеся на эмпирически проверенную и обоснованную теоретическую модель деловой успешности.

Методы и формы оценки рядового персонала и персонала низших управленческих звеньев уже достаточно широко описаны в отечественной специализированной литературе (Иванова О.В., Максименко В. С., и др.), и эту тему можно считать хорошо «освоенной» в современной психологии труда. При этом оценка высшего управленческого персонала (директоры, антикризисные управляющие, генеральные директоры) остается серьезной проблемой для психологов и менеджеров по персоналу служб управления персоналом крупных российских организаций, в том числе дальневосточных.

В связи с ресурсозатратностью привлечения специалистов по оценке высшего управленческого звена из центральных регионов Российской Федерации (преимущественно специалистов из г. Москвы и г. Санкт-Петербурга) с одной стороны, и развитием сферы управления

персоналом в крупных компаний - с другой, консалтинговые компании и кадровые агентства Дальневосточного региона уже ощущают большой дефицит знаний и опыта в данной сфере. Особенно следует отметить, что даже при наличии специалистов достаточной квалификации проблема решена полностью не будет. Отсутствуют основные составляющие любой оценочной процедуры - эталонные профили как составная часть психологической модели деловой успешности, основанные на исследованиях региональной специфики.

В связи с этим основная цель нашего исследования - разработать психологическую модель деловой успешности менеджеров высшего звена.

Объект исследования - система психологической оценки менеджеров высшего звена.

Предмет исследования - психологическая модель деловой успешности менеджеров высшего звена, как основа системы оценки профессионала.

Предлагаем исходить из предпосылки, что деловая успешность -структурный элемент профессиональной успешности, обеспечивающий достижение высоких результатов деятельности менеджера высшего звена. В свою очередь, профессиональная успешность содержит в себе как собственно профессиональные аспекты (связанные с профессией, и профессиональными знаниями, умениями и навыками), так и аспекты деловые (универсальные качества профессионала, необходимые в большинстве профессий). С этой точки зрения структура профессиональной успешности рассматриваема более детально и поэлементно. Именно таким образом деятельность менеджера высшего звена рассматривается нами безотносительно конкретной области деятельности, что соответствует задачам нашего исследования.

Далее, следует взять структуру самого субъекта управления -руководителя, структуру его психической организации. Тем самым объектный (организационно-деятельностный) план изучения деятельности менеджера высшего звена будет дополнен субъектным, личностным. Одновременно он позволит перейти от описания проявления психических особенностей и закономерностей субъекта в его деятельности к анализу собственно психологических особенностей и характеристик профессиональной деятельности менеджера высшего звена.

Менеджер - ключевая фигура в организации, сотрудник, которому собственниками или высшим руководством организации делегируется какая-то часть задач, полномочий, прав и ответственности в управлении организацией или подразделением: в постановке целей; в разработке организационной структуры; в создания системы контроля.

В зависимости от уровня должностной позиции (высший, средний или низший уровни управленческой иерархии) любое из этих направлений деятельности менеджера может быть основным или вовсе отсутствовать.

Первое направление - разработка системы целей организации и подразделения - образует концептуальный уровень деятельности менеджера. Основное содержание концептуальной работы - анализ внешней среды и потенциалов организации, основной результат -разработка корпоративной политики, краткосрочных и долгосрочных целей, задач и планов деятельности организации, т. е. стратегический менеджмент.

Второе направление деятельности менеджера - организация. Для обеспечения достижения поставленных целей необходимо рационально распределить работу среди сотрудников и подразделений организации. Таким образом, организация соответствует второму уровню деятельности менеджера - уровню реализации поставленных целей и решения поставленных задач. Эта деятельность основывается на анализе внутренней среды организации с позиций ее целей. Внутренняя среда организации включает в себя пять компонентов (рис. 1, С3), а именно:

1) задачи;

2) структуру организации;

3) технологию;

4) персонал;

5) организационную культуру.

Третье направление и третий уровень структурной работы менеджера в организации - создание эффективной системы контроля. Различают контроль результатов и контроль действий: на уровне организации как целого к контролю результатов можно отнести финансовый и маркетинговый контроль, к контролю действий -производственный контроль и контроль качества. На уровне подразделений система контроля строится менеджером в строгом соответствии в организационной структурой и структурой процесса: делегирование задач и ответственности сопровождается установлением для сотрудников требуемых стандартов действий и результатов, соответствие которым и является основным содержанием контроля. Число контролируемых показателей и периодичность контроля выбираются так, чтобы минимизировать затраты времени и средств на контроль при сохранении заданного уровня его эффективности. Таким образом, контроль должен вестись по минимальному числу показателей и через возможно большие интервалы времени.

Основа контроля - четкий стандарт требуемых результатов и действий. Поскольку при этом проводится граница между требуемыми и нежелательными (или недопустимыми) действиями и результатами, возникает необходимость реагировать на соответствие или несоответствие стандарту. Очевидно, что действия и результаты сотрудников, соответствующие стандарту, должны вызывать позитивную реакцию, а нарушающие стандарт - негативную. Таким образом, система контроля находит свое естественное продолжение в системе поощрений и наказаний, или системе стимулирования сотрудников как форме организационного контроля за поведением сотрудников в организации.

Рассматривая, адаптированный в России, международный опыт оценки деловых характеристик (универсальных качеств профессионала, необходимых в большинстве профессий) профессиональной успешности менеджеров высшего звена мы обнаружили следующие две используемые практиками классификации деловых факторов, условно разбитые на блоки:+

Первая - это модель консалтинговой компании «Контур 21 ВЕК» (Т.Ю. Базаров, Е.А. Аксенова): Мыслительный; Коммуникативный; Организаторский; Личностный.

Модель консалтинговой компании «БеТесЬ» (стандартная модель компетенций компании А&БС последний раз пересматривалась в 2004 г.): Управление собой; Управление другими; Принятие решений;

Взаимодействие; Мотивация.

Каждый блок, в свою очередь, разбит на несколько характеристик, каждая из которых характеризуется теми или иными поведенческими

проявлениями в профессиональной деятельности. Рассмотрим подробнее каждый из блоков психологических характеристик деловой успешности.

Модель психологов Т.Ю. Базарова, Е.А Аксеновой (консалтинговая компания «Контур 21 ВЕК»).

1. Мыслительный блок.

1.1. Системность мышления: привлекает для анализа

разнообразные источники информации; перерабатывает большие объемы информации; выделяет причины, стоящие за первичными данными; структурирует и классифицирует информацию; прогнозирует развитие ситуации и выделяет проблемы; предлагает варианты решения проблем.

1.2. Динамичность мышления: способен одновременно

отслеживать и решать проблемы разного плана; легко и быстро переключается от одного типа проблем к другому.

1.3. Нестандартность и гибкость мышления: способен

отказаться от традиционных путей решения проблем; предлагает неочевидные способы решения проблем; предлагает неожиданные идеи, которые могут быть воплощены на практике.

2. Организаторский блок.

2.1. Ориентация на конкретный результат деятельности: достигает поставленных целей, преодолевая возникающие препятствия; выработанные стратегии воплощает в конкретные планы действий; оценивает степень завершенности результата и соответствие его поставленной цели.

2.2. Способность планировать и проектировать: прогнозирует варианты развития событий, предвидит трудности и предполагает варианты путей по их преодолению; создает различные организационные структуры, эффективные для осуществления конкретных деятельностей в конкретных ситуациях.

2.3. Руководство группой: создает эффективную систему

взаимосвязей и обмена информацией; распределяет задачи и ответственность за их выполнение; регулярно уточняет задачи и организует эффективную обратную связь; способен менять стиль руководства в зависимости от возможностей, ресурсов и состояния рабочей группы; создает и поддерживает в группе рабочую атмосферу.

3. Коммуникативный блок.

3.1. Эффективность взаимодействия с людьми: заинтересован в результативности взаимодействия с людьми; умеет достигать своих целей в процессе непосредственного общения; успешно взаимодействует с людьми, имеющими иную точку зрения, ценности, индивидуальные или культурные особенности; умеет не вызывать раздражения у

собеседников, представляя свою точку зрения; вызывает у собеседника благоприятное впечатление и уважение, начиная с первого контакта.

3.2. Гибкость в общении: в общении с людьми использует разнообразный репертуар коммуникативных средств; адаптирует свой стиль общения к различным ситуациям и партнерам; в конфликтных ситуациях находит конструктивные пути выхода.

3.3. Способность к ведению переговоров; умеет слушать и точно воспринимать смысл устного и письменного сообщения; задает вопросы собеседнику в точном соответствии с темой разговора; в общении добивается своих целей через достижение согласия с другими людьми.

4. Личностный блок.

4.1. Обоснованность и самостоятельность в принятии решений: стремится самостоятельно определять свои цели; осознает пределы Собственных полномочий; при принятии решения оценивает степень риска; готов взять на себя ответственность за последствия предлагаемого решения проблемы; действует, исходя из принятых на себя обязательств.

4.2. Мотивация к достижению: способен достигать

поставленной цели, несмотря на препятствия; стремится к получению наилучшего результата из ряда возможных; стремится в полной мере применить свои способности для решения задач.

4.3. Готовность к изменениям: признает ограниченность своих знаний, умений и навыков; использует возможности для расширения своих знаний, умений и навыков; владеет эффективными методами самообучения и развития.

Данная классификация факторов деловой успешности была взята нами как основная модель в рамках данного диссертационного исследования, т.к. она полностью соответствует особенностям

деятельности менеджеров высшего звена и определению деловой

успешности, и является реально применяемой в сфере оценки

менеджеров высшего звена.

Модель консалтинговой компании «БеТесЬ» Управление

собой.

С - Стрессоустойчивость Г - Г ибкость А - Адаптивность Н - Настойчивость НЕЗ - Независимость СН - Следование нормам ВД - Внимание к деталям Управление другими

ПО - Планирование и организация

УК - Управленческий контроль

Д - Делегирование

Л - Лидерство

РП - Развитие подчиненных

ПоО - Понимание организации

Принятие решений

Р - Рациональность

АП - Анализ проблем

РЕШ - Решительность

Ин - Инновативность

АЧИ - Анализ числовой информации

ПБ - Понимание бизнеса

ГР - Г отовность к риску

Взаимодействие

СИ - Сбор информации

УвО - Убедительность в общении

ПК - Письменная коммуникация

МП - Межличностное понимание

В - Влияние

О - Общительность

РК - Работа в команде

Мотивация

И - Инициативность

У - У стойчивость

Э - Энергичность

СР - Стандарты работы

ПрК - Приверженности компании

НД - Нацеленность на достижение

ОК - Ориентация на клиента

Анализируя обе модели, мы пришли к выводу, что модель, предложенная консалтинговой компанией «БЕТЕСН» чрезмерно широка (включает 34 характеристики), не содержит блока, напрямую связанного с мыслительной деятельностью, и в целом не соответствует функциям и качествам менеджера, выделенным в ходе психологического анализа деятельности менеджера высшего звена.

Модель психологов Т.Ю. Базарова, Е.А Аксеновой (консалтинговой компании «Контур 21 ВЕК») видится нам более адаптированной с точки зрения психологических характеристик деятельности менеджера высшего звена, более компактна (включает 12 характеристик), и соответственно применима в практической деятельности по оценке и развитию деловых качеств менеджеров. Данная

- 120 -

модель прошла все этапы проверки на надежность, валидизирована, стандартизирована и успешно апробирована на территории РФ профессиональными психологами - сотрудниками кафедры социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Института повышения квалификации госслужащих (г. Москва).

Проведение исследования, с целью выявления психологических особенностей деловой успешности менеджеров высшего звена, проведено в несколько этапов, на выборке из 120 менеджеров высшего звена коммерческих организаций Дальневосточного Федерального округа (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 этап. 2003-2004 гг. Изучение базы знаний и опыта крупных консалтинговых компаний в области изучения особенностей деловой успешности менеджеров высшего звена коммерческих организаций Дальневосточного Федерального округа, а также других научных исследований в области профессиональной успешности в Российской Федерации. Рассмотрение моделей, методов и технологий изучения особенностей деловой успешности.

2 этап. 2005-2007 гг. Исследование особенностей деловой успешности 120 менеджеров высшего звена с помощью технологии «Центр оценки» (адаптированной Т.Ю. Базаровым при Академии Государственной службы при Президенте РФ совместно с кафедрой Психологии МГУ им. Ломоносова).

3 этап. 2006-2008 гг. Сбор информации о развитии карьеры менеджеров, прошедших оценочные процедуры на 2 этапе исследования, в течении следующего, за днем проведения оценочных процедур, года. Формирование основной и контрольной выборок.

4 этап. 2008-2009 гг. Проведение программной (программным комплексом «Ассессмент»), статистической и математической обработки психологических данных, анализа полученных данных и проверки основной гипотезы исследования.

Обработка сырых данных проведена с помощью программного комплекса «Ассессмент» (разработан при кафедре Психологи МГУ, г. Москва). Вторичная обработка данных проведена с помощью методов математической статистики (мода, медиана, среднее, размах, ранжирование). Основной метод математической обработки психологических данных, примененный нами в данном исследовании, критерий Манна-Уитни.

Нами были проведена математическая обработка данных по четырем блокам характеристик - по мыслительному блоку, по блоку организаторских характеристик, по блоку коммуникативных характе6ристик, и по блоку «личностных» характеристик.

По блоку мыслительных характеристик математическая обработка данных выявила, что уровень показателя системности мышления успешных менеджеров выше, чем уровень показателя у неуспешных. Это полностью подтверждает наше исследование.

В блоке организаторских характеристик математическая обработка выявила, что уровень характеристик ориентации на конкретный результат деятельности и уровень показателя, планировать и проектировать в группе успешных менеджеров выше, чем в группе неуспешных. Это полностью подтверждает наше исследование.

В блоке коммуникативных и «личностных» характеристик уровни показателей оказались почти равными в группе успешных и неуспешных менеджеров. Что полностью подтверждает наше исследование.

Сравнительный профиль развитости факторв успешных и неуспешных

менеджеров

О

Факторы

сисистемность мышления гибкость мышления ориентация на к результат руководство группой эффективностьвзаимодей ствия способность к ведению переговоров обоснованость и самостоятельность в готовность к изменениям

Баллы

■неуспешные

Рисунок.2 - Сравнительный профиль развитости характеристик успешных и неуспешных менеджеров высшего звена

Анализируя подробнее данные, полученные в ходе исследования, стоит обратить внимание на диаграммы минимальных и максимальных значений по характеристикам. Т.е. были найдены минимальные и максимальные значения по всей выборке каждого из характеристик в блоке. Данные в этом разрезе приобретают особую ценность для дальнейшего анализа, так как теперь мы можем увидеть весь диапазон

(размах) разброса значений, и определится с минимальными границами развитости каждого из характеристик деловой успешности менеджеров высшего звена. Также подобные данные помогают нам «отойти от шаблонного восприятия» успешности и ее особенностей.

Минимальные значения по факторам

Баллы

0 12 3 4

сисистемность мышления гибкость мышления ориентация на к результат руководство группой

Факторы

эффективность взаимодействия

способность к ведению переговоров обоснованость и готовность к изменениям

Рисунок.3 - Минимальные значения по характеристикам в блоках

□неуспешные

Максимальные значения по факторам

Баллы

0 1 2 3 4 5 6 7

сисистемность мышления гибкость мышления

ориентация на к результат руководство группой

Факторы

эффективность взаимодействия

способность к ведению переговоров обоснованостьи

готовность к изменениям

□ неуспешные

Рисунок.4 - Максимальные значения по характеристикам в блоках

На основе теоретических и эмпирических результатов диссертационной работы сформулированы следующие выводы:

1) Профессиональная успешность содержит в себе как собственно профессиональные аспекты (связанные с профессией, и профессиональными знаниями, умениями и навыками), так и аспекты деловые (универсальные качества профессионала, необходимые в большинстве профессий для достижения успеха в них).

2) Для оценки деловой успешности менеджера высшего звена необходима простая и объективная психологическая модель деловой успешности (как базовый компонент системы оценки профессионала), а также надежная и валидная технология комплексной оценки деловых характеристик.

3) Психологическая модель деловой успешности включает в себя четыре блока характеристик: «мыслительный», «организаторский», «коммуникативный», «личностный».

4) Существует связь, подтвержденная с помощью методов

математической обработки психологических данных, между характеристиками успешности и степенью развитости психологических блоков характеристик (мыслительных, организаторских,

коммуникативных и личностных) у менеджеров высшего звена.

5) Характеристиками, определяющими особенности

психологической модели деловой успешности менеджеров высшего звена можно называть «системность мышления», «ориентация на конкретный

результат» и «способность планировать и проектировать». Именно они более развиты у успешных менеджеров высшего звена. Статистически значимых различий в блоках «Личностный» и «Коммуникативный» не выявлено.

б) Устойчивый показатель степени выраженности каждой психологической характеристики из всех блоков, составляющих модель деловой успешности менеджеров высшего звена, составляет 4 балла.

Таким образом, определяя профиль деловой успешности менеджеров высшего звена в первом приближении можно выделить развитость системности мышления, ориентации на конкретный результат и способности планировать и проектировать.

Библиография

Базаров Т. Ю. Методы оценки управленческого персонала

государственных и коммерческих структур: Методическое пособие / Базаров Т.Ю. Беков Х.А., Аксенова Е.А. - М.: ИПК Госслужбы, 1995. -112с.

Зуев Ю.М. Мотивационно-личностные детерминанты профессиональной успешности командиров воинских подразделений / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2GG6. - 139с.

Клиников С.В. Психологические факторы деловой успешности менеджеров высшего звена / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, Ростов-на-Дону, №1G, 2009г., С. B1-BB.

Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова и Б. Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2GG3. - 56Ga

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.