Научная статья на тему 'Психологическая компетентность руководителя как один из основополагающих факторов успешной управленческой политики медицинского учреждения. '

Психологическая компетентность руководителя как один из основополагающих факторов успешной управленческой политики медицинского учреждения. Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
компетентность / показатель эффективности / система здравоохранение / личностные качества / социально-психологические методы. / competence / performance index / health system / personality traits / integrative personality profile / socio-psychological methods

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Катахова Светлана Сергеевна

В статье рассматривается роль руководителя медицинского учреждения в принятии организационно-управленческих решений в современных условиях. Профессиональная компетентность руководителя рассматривается в сочетании с психологической компетентностью как интегративной характеристики личности. Анализ имеющегося научного материала, собственное исследование и приобретенный опыт позволяют авторам создать теоретическую модель психологической компетентности руководителя медицинского учреждения как основы эффективной управленческой работы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF A HEAD AS AN ONE OF THE FUNDAMENTAL FACTORS OF A SUCCESSFUL MANAGEMENT POLICY OF A MEDICAL INSTITUTION

The article discusses the role of the head of a medical institution in solving organizational and managerial decisions in modern conditions. The professional competence of the leader is considered in combination with the psychological competence as an integrative personality profile. Analysis of the available scientific material, the authors’ research as well as medical experience acquired allow creating a theoretical model of the psychological competence of the head of a medical institution as a fundamental factor of the effective managerial activity in modern environment.

Текст научной работы на тему «Психологическая компетентность руководителя как один из основополагающих факторов успешной управленческой политики медицинского учреждения. »

<<шушетим~^©и©мак>>#ябб),2©2© / economics

ECONOMICS

Катахова Светлана Сергеевна аспирант кафедры гуманитарных и общественных наук,

ГОУВО «РТУМИРЭА» DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11917 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ОДИН ИЗ

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Katakhova Svetlana Sergeevna

graduate student of the department of humanities and social sciences,

GOU VO "RTUMIREA "

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF A HEAD AS AN ONE OF THE FUNDAMENTAL FACTORS OF A SUCCESSFUL MANAGEMENT POLICY OF A MEDICAL INSTITUTION.

Аннотация.

В статье рассматривается роль руководителя медицинского учреждения в принятии организационно-управленческих решений в современных условиях. Профессиональная компетентность руководителя рассматривается в сочетании с психологической компетентностью как интегративной характеристики личности. Анализ имеющегося научного материала, собственное исследование и приобретенный опыт позволяют авторам создать теоретическую модель психологической компетентности руководителя медицинского учреждения как основы эффективной управленческой работы в современных условиях.

Abstract.

The article discusses the role of the head of a medical institution in solving organizational and managerial decisions in modern conditions. The professional competence of the leader is considered in combination with the psychological competence as an integrative personality profile. Analysis of the available scientific material, the authors' research as well as medical experience acquired allow creating a theoretical model of the psychological competence of the head of a medical institution as a fundamental factor of the effective managerial activity in modern environment.

Ключевые слова: компетентность, показатель эффективности, система здравоохранение, личностные качества, социально-психологические методы.

Keywords: competence, performance index, health system, personality traits, integrative personality profile, socio-psychological methods.

Президент России Владимир Путин в своей политике на первый план всегда ставил здоровье нации, уделяя пристальное внимание развитию здравоохранения в России, и в своем указе «О стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на период до 2025 года» четко обозначил два этапа реализации этой стратегии, начиная от формирования принципиально новых организационно -управленческих решений, направленных на устойчивое развитие системы здравоохранения и сохранения здоровья населения до развития инновационного потенциала в медицинской сфере.

Степень доверия населения к деятельности учреждений медицинского профиля всегда служила показателем эффективности их работы, а в наше время с эпидемиологическими вызовами мировому и отечественному здравоохранению доверие приобретает особую значимость, поскольку доверительные отношения между врачами и пациентами - потребителями медицинских услуг является основной целью для руководства такого учреждения и показателем финансовой стабильности организации.

Исходя из этого посыла возрастает роль и значимость самого руководителя медицинского учреждения, деятельность которого предполагает решение множества организационно-управленческих задач как профессиональной, так и социально-психологической направленности. Характер деятельности руководителя, определяемый совокупностью его знаний, умений и навыков вполне укладывается в понятие компетентность, которая очень важна для любого руководителя, а для руководителей таких учреждений как медицинские с их спецификой, предметом труда которых выступает человек, определяющий особенности деятельности медицинских работников, значима вдвойне. Профессиональная компетентность рассматривается как совокупность компетенций, получаемых специалистами в соответствующих учебных заведениях и их квалифицированное применение при решении задач, стоящих перед коллективом в плане организации труда членов коллектива, повышения их квалификации, воспитания и расстановки коллектива, организации совместной и состязательной работы. Не менее важными для любого медицинского работника, а для руководителя тем более яв-

ECONOMICS / <<ш^шетим~лш®мак>>#я&&)),2©2©

ляются личностные качества или личностные характеристики, которые, несомненно, не только влияют на эффективность работы медицинского учреждения, но и снижают риски при его управлении.

К одному из важнейших личностных качеств руководителя медицинского учреждения относят психологическую составляющую или психологическую компетентность, которая стала в настоящее время занимать практически одно из первостепенных мест в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Ряд исследователей, такие как А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А.Петровская, А.А. Бо-далев, Дж.Равен, М.Аргайл) не однозначно трактуют понятие психологической компетентности и считают, что это сумма психологических знаний умений и навыков со смысловым, мотивационным, эмоциональным, личностным и поведенческим уровнями.

Мы полностью согласны с определением таких ученых как К.А. Абульханова, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А Маслоу, А.В. Петровского, рассматривающих психологическую компетентность руководителя как сложную интегративную характеристику личности, которая обеспечивает руководителю продуктивность его самореализации за счет активного, конструктивного использования внутренних ресурсов, определяемых условиями внешней, в том числе профессиональной среды и профессиональной деятельности.

Сфера медицины всегда считалась особой сферой деятельности, имеющей свою специфику, характер и содержание трудовых действий, предметом которых выступает человек. На руководящее лицо медицинского учреждения возлагаются функция управления коллективом и организация его деятельностью, что, в конечном счете, и определяет успех функционирования всего учреждения. Результаты исследований таких ученых как И.М. Сон, И.А. Купеева, А.В. Гажаева, З.Н. Ижаева, а также мнения самих руководителей показывают, что наиболее важным фактором эффективности работы медицинского учреждения являются прежде всего команда профессионалов, формируемых и взращиваемых руководителем, обладающим такими личностными качествами как целеустремленность, оперативность, умение мотивировать сотрудников, ответственность, а также наличие у него опыта и навыков управления, а скорее даже таланта управления при наличии высшего медицинского образования, клинической практики, дополнительного образования, включающего в себя юридическое, экономическое, психологическое, менеджмент в здравоохранении, зарубежный опыт, государственно-муниципальное управление и др.

Поиск и определение оптимального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель медицинского учреждения все еще являются сферой научных исследований, которые рассматриваются как необходимые для обозначения целей прогнозирования эффективной работы такого рода учреждений.

Намеченные и намечаемые в связи с возникшими новыми реалиями реформы в сфере здравоохранения позволяют относиться к вопросу о включении социально-психологических методов в управление учреждениями медицинского профиля еще серьезнее, поскольку именно они будут способствовать развитию личностных качеств руководителя, и прежде всего, его психологической компетентности, его потенциальных возможностей по их формированию в процессе своей практической деятельности.

В рамках проводимого нами исследования о влияния психологической компетентности на эффективное управление руководителя медицинского учреждения в современных условиях мы рассматривали его компетентность не только в сфере управленческой деятельности, но и психологические особенности его личности, которые позволяют ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Согласно теоретическому анализу имеющейся литературы по данному вопросу на сегодняшний день не существует единого подхода к оценке психологической компетентности руководителя медицинского учреждения. Понимая, что психологическая компетентность включает в себя много компонентов или компетенций, мы в целях демонстрации единства этих компонентов использовали комплекс методик, каждая из которых позволила бы оценить компоненты психологической компетентности или хотя бы содержала в себе несколько таких компонентов. В качестве примера, приведем некоторые из 7 использованных тестов в качестве конкретных и наиболее значимых на наш взгляд психодиагностических методик. «Индивидуально-типологический опросник» ИТО + Л.Н. Собчик использовался в ряде научно-исследовательских и практических работах для изучения профессионально важных личностных свойств и толерантности к стрессу для категории лиц, профессиональная деятельность которых проходит в особо сложных условиях, а также в сфере межличностной коммуникации в рамках управленческих структур; Калифорнийский психологический опросник (CPI) ( модификация ЛОР - личностный опросник руководителя), который часто применяется в работе с персоналом, поскольку именно он дает показатели, позволяющие прогнозировать успешность овладения сотрудниками теми или иными профессиональными навыками; Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклаковой и С.В. Чермяниной, предназначенный для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик личности. Нами также была разработана анкета экспертной оценки психологической компетентности руководителя, включающая в себя три блока, каждый из которых содержал вопросы, направленные на разные категории респондентов, работающих в сфере медицины.

Проведенное исследование и пятнадцатилетний опыт работы в медико- хирургическом Центре

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Я66),2©2© / ECONOMICS

г. Москвы позволило нам дать определение психологической компетентности руководителя медицинского учреждения как интегральное системное личностное образование, включающее в себя психологические знания, умения и навыки, позволяющие эффективно управлять не только своим поведением и внутренним состоянием, но и управлять и психологически воздействовать на деятельность и поведение членов коллектива для конструктивного решения задач личного, профессионального и социального характера на качественно высоком уровне, то есть прежде всего быть компетентным в области медицины, где проходит его деятельность, умело сочетать в себе качества лидера, организатора, психолога. С учетом специфики медицинской деятельности важно при руководстве медицинским учреждением интегрировать принципы руководства или менеджмента с профессиональными, психологическими, этическими принципами медицинского труда, порождая инновационный вид управления, называемый «Управление в здравоохранении или медицинский менеджмент».

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что полученные результаты исследования позволяет создать теоретическую модель психологической компетентности руководителя медицинского учреждения как основы его эффективной управленческой работы в современных условиях. Такая модель должна включать в себя ряд компонентов, скажем, от когнитивного до эмоционального с обязательным психологическим содержанием по каждому компоненту.

Список литературы

1. Сорока А.В. Модели профессиональной компетентности современных руководителей. Экономика Крыма 2006 (16): 16-19

2. Михайлова Ю.В., Сибурина Т.А., Мирош-никова Ю.В. Теоретические и прикладные аспекты формирования должностной модели руководителя медицинской организации htth://vestmk.med-net.ru/content/view/739/30/

3. Вербицкий А.А.Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. М.:2004. - 85с.

4. Терехова Т.А., Михайлова Л.Л. Ас-сессмент-центр как метод оценки компетентности руководителя. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011 -206 с.

5. Гайдамашко И.В. Психологические. детерминанты процесса принятия управленческого решения руководителем Гайдамашко И.В., Сысоев В.В., Конюхов Н.И. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2012. № 2.

6. Гайдамашко И.В., Зазыкин В.Г., Пугачева Е.В. Психологические инварианты профессионализма руководителей: Монография. М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2018. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.