Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛА НА МОРСКИХ СУДАХ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МОРСКОЙ МЕДИЦИНЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛА НА МОРСКИХ СУДАХ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МОРСКОЙ МЕДИЦИНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОЙ МЕДИЦИНЕ / МОРСКОЙ ТРУД / МЕДИЦИНСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кубасов Р.В., Спирин И.А., Барчишин В.И., Лупачев Валерий Валентинович, Кубасова Елена Дмитриевна

В связи с важным стратегическим значением морской транспортной системы представляется актуальным вопрос обеспечения различных видов безопасности (особенно, медицинской, психологической) для персонала, работающего в этой отрасли народного хозяйства. Морская доктрина РФ и соответствующий Указ Президента Российской Федерации № 512 от 31 июля 2022 года является ведущим документом, регламентирующим эти вопросы. В статье представлены различные группы факторов, которые воздействуют на здоровье моряков (генетические, медицинское обеспечение, условия и образ жизни, состояние окружающей среды). Перечислены отрицательные аспекты данных факторов, подрывающие здоровье плавсостава: расстройства адаптивных процессов в организме, вплоть до стрессовых состояний; возникновение заболеваний систем организма (сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной, сенсорной, опорно-двигательного аппарата); приобретение разного рода зависимых состояний (алкогольная и никотиновая); снижение физической активности, особенности пищевого поведения, удовлетворение от своей работы, психологическое и эмоциональное напряжение, социальная изоляция, усталость. Подчеркнута проблема в нехватке специалистов в области морской медицины, несмотря на требования международных стандартов. В этой связи поднимается вопрос о подготовке специализированных медицинских кадров (в т.ч. и в сфере психологического сопровождения) в медицинских образовательных организациях для профилактики, санитарно просветительской и гигиенической работы с персоналом, мониторинга состояния здоровья моряков, своевременного выявления преморбидных состояний, качественного лечения и реабилитации. Для его решения, прежде всего, необходим комплексный подход на государственном уровне. Прежде всего предлагается совершенствовать законодательную базу, а затем реализация документов на всех уровнях исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кубасов Р.В., Спирин И.А., Барчишин В.И., Лупачев Валерий Валентинович, Кубасова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND MEDICAL SAFETY OF PERSONNEL ON SHIPS AND EDUCATION OF SPECIALISTS IN MARINE MEDICINE

Due to the significant strategic importance of the marine transport system, the issue of ensuring various types of security (especially medical, psychological) for personnel working in this branch of the national economy seems relevant. The Marine Doctrine of the Russian Federation and the corresponding Decree of the President of the Russian Federation No. 512 dated July 31, 2022 is the leading document regulating these issues. The article presents various groups of factors that affect the health of seafarers (genetic, medical support, living conditions and lifestyle, the state of the environment). The negative aspects of these factors that impair the health of the crew are listed: disorders of adaptive processes in the body, up to stressful conditions; the occurrence of diseases of the body systems (cardiovascular, endocrine, nervous, sensory, musculoskeletal system); the purchasing of various kinds of dependent states (alcohol and nicotine); decreased physical activity, eating habits, satisfaction from their work, psychological and emotional stress disorders social isolation, fatigue. The problem of the shortage of specialists in the marine medicine, despite the requirements of word standards, is emphasized. In this regard, the problem is raised about the training of specialized medical personnel (including in the field of psychological support) in medical educational organizations for prevention, sanitary, educational and hygienic work with personnel, monitoring the health of seafarers, timely identification of premorbid conditions, quality treatment and rehabilitation. To solve it, first of all, an integrated approach at the state level is needed. First of all, it is proposed to improve the legislative basis, and then the implementation of documents at all levels of administrative authority.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛА НА МОРСКИХ СУДАХ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МОРСКОЙ МЕДИЦИНЕ»

Educational bulletin "Consciousness"/ Образовательный вестник "Сознание"

о

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ © Kubasov R.V., Spirin I.A., Barchishin V.I., Lupachev V.V., Kubasova E.D., 2022

ч ) http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-7-12-21

Ч Accepted 05.07.2022 | ***

а УДК 1 159.923

PSYCHOLOGICAL AND MEDICAL SAFETY OF PERSONNEL ON SHIPS AND EDUCATION OF SPECIALISTS IN MARINE MEDICINE

Kubasov R.V., Spirin I.A., Barchishin V.I., Lupachev V.V., Kubasova E.D.

Northern State Medical University, Archangelsk, Russian Federation

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛА НА МОРСКИХ СУДАХ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МОРСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Кубасов Р.В., Спирин И.А., Барчишин В.И., Лупачев В.В., Кубасова Е.Д.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск, Российская Федерация

Abstract. Due to the significant strategic importance of the marine transport system, the issue of ensuring various types of security (especially medical, psychological) for personnel working in this branch of the national economy seems relevant. The Marine Doctrine of the Russian Federation and the corresponding Decree of the President of the Russian Federation No. 512 dated July 31, 2022 is the leading document regulating these issues. The article presents various groups of factors that affect the health of seafarers (genetic, medical support, living conditions and lifestyle, the state of the environment). The negative aspects of these factors that impair the health of the crew are listed: disorders of adaptive processes in the body, up to stressful conditions; the occurrence of diseases of the body systems (cardiovascular,

связи

важным

Аннотация. В

стратегическим значением морской транспортной системы представляется актуальным вопрос обеспечения различных видов безопасности (особенно, медицинской, психологической) для персонала, работающего в этой отрасли народного хозяйства. Морская доктрина РФ и соответствующий Указ Президента Российской Федерации № 512 от 31 июля 2022 года является ведущим документом, регламентирующим эти вопросы. В статье представлены различные группы факторов, которые воздействуют на здоровье моряков (генетические, медицинское обеспечение, условия и образ жизни, состояние окружающей среды). Перечислены

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

endocrine, nervous, sensory, musculoskeletal system); the purchasing of various kinds of dependent states (alcohol and nicotine); decreased physical activity, eating habits, satisfaction from their work, psychological and emotional stress disorders social isolation, fatigue. The problem of the shortage of specialists in the marine medicine, despite the requirements of word standards, is emphasized. In this regard, the problem is raised about the training of specialized medical personnel (including in the field of psychological support) in medical educational organizations for prevention, sanitary, educational and hygienic work with personnel, monitoring the health of seafarers, timely identification of premorbid conditions, quality treatment and rehabilitation. To solve it, first of all, an integrated approach at the state level is needed. First of all, it is proposed to improve the legislative basis, and then the implementation of documents at all levels of administrative authority.

Keywords: education of specialists in marine medicine, marine labor, medical and psychological safety

отрицательные аспекты данных факторов, подрывающие здоровье плавсостава: расстройства адаптивных процессов в организме, вплоть до стрессовых состояний; возникновение заболеваний систем организма (сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной, сенсорной, опорно-двигательного аппарата); приобретение разного рода зависимых состояний (алкогольная и никотиновая); снижение физической активности, особенности пищевого поведения,

удовлетворение от своей работы, психологическое и эмоциональное напряжение, социальная изоляция, усталость. Подчеркнута проблема в нехватке специалистов в области морской медицины, несмотря на требования международных стандартов. В этой связи поднимается вопрос о подготовке специализированных медицинских кадров (в т.ч. и в сфере психологического сопровождения) в медицинских образовательных организациях для профилактики, санитарно-

просветительской и гигиенической работы с персоналом, мониторинга состояния здоровья моряков, своевременного выявления преморбидных состояний, качественного лечения и реабилитации. Для его решения, прежде всего, необходим комплексный подход на государственном уровне. Прежде всего предлагается совершенствовать

законодательную базу, а затем реализация документов на всех уровнях исполнительной власти.

Ключевые слова: обучение специалистов морской медицине, морской труд, медицинская и психологическая безопасность

REFERENCES

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] BIMCO and International Chamber of Shipping Seafarer Workforce Report - The global supply and demand for seafarers in 2021. https://www.bimco.org/About-us-and-our-members/Publications/Seafarer-Workforce-Report

[2] Ukaz Prezidenta Rossij skoj Federacii «Ob utverzhdenii _Morskoj doktriny' Rossijskoj Federacii» № 512 ot 31

[1] BIMCO and International Chamber of Shipping Seafarer Workforce Report - The global supply and demand for seafarers in 2021. https://www.bimco.org/About-us-and-our-members/Publications/Seafarer-Workforce-Report

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

iyulya 2022 goda. (In Russ.). http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 02207310001

[3] Lantseva V.Yu., Migda N.S. The legal regulation and organization of health protection and medical care of sailors of merchant marine ships // Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2022. 30(1). 65-71. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-1-65-71

[4] Kodeks torgovogo moreplavaniya Rossijskoj Federacii / Kodeks RF ot 30 aprelya 1999 g. №№ 81-FZ. (In Russ.). http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102059 464

[5] Mosyagin I.G., Kazakevich E.V., Boyko I.M.. Role and place of maritime medicine in russian healthcareservice // Marine medicine. 2019. 5(1). 17-27. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-1-17-27.

[6] Konvenciya 2006 goda o trude v morskom sudohodstve / Konvenciya ot 23 fevralya 2006 g. (In Russ.). https://docs.cntd.ru/document/902116833

[7] Bumay O.K., Ivanchenko A.V., Abakumov A.A., Konstantinov R.V., Sosukin A.E., Verveda A.B. Legal framework preparation of the medical and sanitary services provided to the crew personnel at sea and river crafts: the analysis of problems, suggestions and opportunities // Medicine of extremal conditions. 2017. 59(1). С. 65-77. (In Russ.).

[8] Barachevskiy Yu.E., Soloviev A.G., Kubasov R.V. Toxicological competence of students as principle of educating improvement in medical university // Health Care of the Russian Federation. 2020. 64(2). 97-104. (In Russ.). https://doi.org/10.18821/0044-197X-2020-64-2-97-104

[9] Neumann FA, Belz L, Dengler D, Harth V, von Münster T, Westenhöfer J, Oldenburg M, Zyriax BC. Eating behaviour and weight development of European and Asian seafarers during stay on board and at home. J Occup Med Toxicol. 2021. 16. 41 https://doi.org/10.1186/s12995-021-00329-9

[10] Baygi F, Djalalinia S, Qorbani M, Dejman M, Nielsen JB. Lifestyle interventions in the maritime settings: a systematic review. Environ Health Prev Med. 2020. 25(1). 10. https://doi.org/10.1186/s12199-020-00848-7

[11] Svetlitchnaya T.G., Mosyagin I.G., Gubernitskaya S.V. The risk factors of tobacco smoking and its effect on quality of life of navies // Sociology of Medicine. 2014. 24(1). 42-46. (In Russ.).

[12] Gribble R., Thandi G.K., Goodwin L., Fear N.T. Hazardous alcohol consumption among spouses or partners of military service personnel: a systematic review of the literature // J R Army Med Corps. 2018. 164(5). 380-388. https://doi.org/10.1136/jramc-2017-000845

[13] Youn IH, Lee JM. Seafarers' Physical Activity and _Sleep Patterns: Results from Asia-Pacific Sea Routes //

[2] Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации» № 512 от 31 июля 2022 года. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0 001202207310001

[3] Ланцева В.Ю., Мигда Н.С. Правовое регулирование и организация охраны здоровья и медицинского обслуживания моряков на судах торгового флота // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. 30(1). 65-71. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-1-65-71

[4] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации / Кодекс РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10 2059464

[5] Мосягин И.Г., Казакевич Е.В., Бойко И.М. Роль и место морской медицины в российском здравоохранении // Морская медицина. 2019. 5(1). 17-27. http://dx.doi.org/10.22328/2413-5747-2019-5-1-17-27.

[6] Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве / Конвенция от 23 февраля 2006 г. https://docs.cntd.ru/document/902116833

[7] Бумай О.К., Иванченко А.В., Абакумов А.А., Константинов Р.В., Сосюкин А.Е., Верведа А.Б. Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы // Медицина экстремальных ситуаций. 2017. 59(1). С. 65-77.

[8] Барачевский Ю.Е., Соловьев А.Г., Кубасов Р.В. Токсикологический базис студентов, как основа совершенствования преподавания токсикологии в медицинском вузе // Здравоохранение РФ. 2020. 64(2). С. 97-104. https://doi.org/10.18821/0044-197X-2020-64-2-97-104

[9] Neumann FA, Belz L, Dengler D, Harth V, von Münster T, Westenhöfer J, Oldenburg M, Zyriax BC. Eating behaviour and weight development of European and Asian seafarers during stay on board and at home. J Occup Med Toxicol. 2021. 16. 41 https://doi.org/10.1186/s12995-021-00329-9

[10] Baygi F, Djalalinia S, Qorbani M, Dejman M, Nielsen JB. Lifestyle interventions in the maritime settings: a systematic review. Environ Health Prev Med. 2020. 25(1). 10. https://doi.org/10.1186/s12199-020-00848-7

[11] Светличная, Т.Г., Мосягин И.Г., Губерницкая С.В. Факторы риска табакокурения и его влияние на качество жизни военных моряков // Социология медицины. 2014. 24(1). 42-46.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Int J Environ Res Public Health. 2020. 17(19). 7266. https://doi.org/10.3390/ijerph17197266

[14] Postanovlenie PraviteF stva RF ot 29.12.2007 N 946 «O prodovoF stvennom obespechenii voennosluzhashhix i nekotoryx drugix kategorij licz, a takzhe ob obespechenii kormami (produktami) shtatnyx zhivotnyx voinskix chastej i organizacij v mirnoe vremya» (In Russ.). https://docs.cntd.ru/document/902081096

[15] Smetanin A.L., Korosteleva O.G., Subbotina T.I., Dar'ina H.H., Shchukina N.A. Change in vitamin metabolism of navy specialists during long trip // Izvestiya Rossiyskoy voenno-medicinskoy akademii. 2020. 39(S3-5). 156-160. (In Russ.).

[16] Yaribeygi H, Panahi Y, Sahraei H, Johnston T.P. The impact of stress on body function: a review //EXCLI J. 2017. 16. 1057-1072. https://doi.org/10.17179/excli2017-480

[17] Yatmanov A.N., Bleer A.N. Value-motivative structure of the courses of the military-maritime academy // Sportivny psiholog. 2017. 46(3). 24-26. (In Russ.).

[18] Orru H, Luha A, Pindus M. Hearing loss among military personnel in relation to occupational and leisure noise exposure and usage of personal protective equipment // Noise Health. 2020. 22(107). 90-98. https://doi.org/10.4103/nah.NAH_12_19

[19] GOST R ISO 2041-2012. Vibraciya, udar i kontroF tehnicheskogo sostoyaniya. Terminy' i opredeleniya. (In Russ.). https://docs.cntd.ru/document/1200097432

[20] Kaminsky V.Yu., Skorokhodov D.A. Systematization of environmental factors of the environment ship's crew // Sea intellectual technologies. 2021. 51(1-1). 53-63. (In Russ.). https://doi.org/10.37220/MIT.2021.51.L008

[21] Mizgirev D.S., Borisov M.A., Vlasov V.N. The actuality of improving systems for maintenance of the microclimate of ship spaces to meet modern regulatory requirements // Bull. Volga State University of Water Transport. 2019. 58. 24-39. (In Russ.).

[22] Nikitina V., Lyashko G., Kalinina N. Normative and methodological support of control of electromagnetic fields at the ships // Occupational Health and Industrial Ecology. 2021. 6. 402-407. (In Russ.). https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-6-402-407

[23] Harrison EM, Easterling AP, Schmied EA, Hurtado SL, Glickman GL. Chronotype and self-reported sleep, alertness, and mental health in U.S. sailors //Mil Med Res. 2021. 8(1). 43. https://doi.org/10.1186/s40779-021-00335-2

[24] Gupta AK, Kumar BV, Rajguru R, Parate KD. Assessment of Sea Sickness in Naval Personnel: Incidence and Management //Indian J Occup Environ Med. 2021. 25(2). 119-124. https://doi.org/10.4103/ijoem.IJOEM_94_200366

[12] Gribble R., Thandi G.K., Goodwin L., Fear N.T. Hazardous alcohol consumption among spouses or partners of military service personnel: a systematic review of the literature // J R Army Med Corps. 2018. 164(5). 380-388. https://doi.org/10.1136/jramc-2017-000845

[13] Youn IH, Lee JM. Seafarers' Physical Activity and Sleep Patterns: Results from Asia-Pacific Sea Routes // Int J Environ Res Public Health. 2020. 17(19). 7266. https://doi.org/10.3390/ijerph17197266

[14] Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время» https://docs.cntd.ru/document/902081096

[15] Сметанин А.Л., Коростелева О.Г., Субботина Т.И., Дарьина Н.И., Щукина Н.А. Изменение витаминного обмена у военнослужащих в длительном морском походе // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. 39(S3-5). 156-160.

[16] Yaribeygi H, Panahi Y, Sahraei H, Johnston T.P. The impact of stress on body function: a review //EXCLI J. 2017. 16. 1057-1072. https://doi.org/10.17179/excli2017-480

[17] Ятманов А.Н., Блеер А.Н. Ценностно-мотивационная структура курсантов военно-морской академии // Спортивный психолог. 2017. 46(3). 24-26.

[18] Orru H, Luha A, Pindus M. Hearing loss among military personnel in relation to occupational and leisure noise exposure and usage of personal protective equipment // Noise Health. 2020. 22(107). 90-98. https://doi.org/10.4103/nah.NAH_12_19

[19] ГОСТ Р ИСО 2041-2012. Вибрация, удар и контроль технического состояния. Термины и определения.

https://docs.cntd.ru/document/1200097432

[20] Каминский В.Ю., Скороходов Д.А. Систематизация экологических факторов среды обитания судового экипажа // Морские интеллектуальные технологии. 2021. 51(1-1). 53-63.

https://doi.org/10.37220/MIT.2021.51.L008

[21] Мизгирев Д.С., Борисов М.А., Власов В.Н. Актуальность совершенствования систем обеспечения микроклимата судовых помещений с учетом современных требований нормативной документации // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2019. 58. 24-39.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

[22] Никитина В.Н., Ляшко Г., Калинина Н. Нормативно-методическое обеспечение контроля электромагнитных полей на судах // Медицина труда и промышленная экология. 2021. 6. 402-407. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-6-402-407

[23] Harrison EM, Easterling AP, Schmied EA, Hurtado SL, Glickman GL. Chronotype and self-reported sleep, alertness, and mental health in U.S. sailors //Mil Med Res. 2021. 8(1). 43. https://doi.org/10.1186/s40779-021-00335-2

[24] Gupta AK, Kumar BV, Rajguru R, Parate KD. Assessment of Sea Sickness in Naval Personnel: Incidence and Management //Indian J Occup Environ Med. 2021. 25(2). 119-124. https://doi.org/10.4103/ijoem.IJ0EM_94_200366

Author Contributions. Kubasov R. V. - research concept and design, writing a text, its correction and approving; Spirin I.A., Barchishin V.I. - collection and processing of literature, writing a text; Lupachev V.V., Kubasova E.D. - collection and processing of literature.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

Kubasov R.V. - SPIN ID: 8780-4464; ORCID ID: 0000-0003-1698-6479

Spirin I.A. - ORCID ID: 0000-0002-3232-6887

Barchishin V.I. - ORCID ID: 0000-0001-7033-5162

Lupachev V.V. - SPIN ID: 7995-0613; ORCID ID: 0000-0002-8837-1177

Kubasova E.D. - SPIN ID: 7684-8140; ORCID ID: 0000-0001-9683-7814

Вклад авторов Кубасов Р.В.- концепция и дизайн исследования, написание текста, утверждение окончательного текста; Спирин И.А., Барчишин В.И. - сбор литературы, написание текста; Лупачев В.В., Кубасова Е.Д. - сбор и обработка материалов.

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Кубасов Р.В. - SPIN ID: 8780-4464; ORCID ID: 0000-0003-1698-6479

Спирин И.А. - ORCID ID: 0000-0002-3232-6887

Барчишин В.И. - ORCID ID: 0000-0001-7033-5162

Лупачев В.В. - SPIN ID: 7995-0613; ORCID ID: 0000-0002-8837-1177

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кубасова Е.Д. - SPIN ID: 7684-8140; ORCID ID: 0000-0001-9683-7814

For citation: Kubasov R.V., Spirin I.A., Barchishin V.I., Lupachev V.V., Kubasova E.D. PSYCHOLOGICAL AND MEDICAL SAFETY OF PERSONNEL ON SHIPS AND EDUCATION OF SPECIALISTS IN MARINE MEDICINE // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №7. P. 12-21. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-7-12-21.

Для цитирования: Кубасов Р.В., Спирин И.А., Барчишин В.И., Лупачев В.В., Кубасова Е.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛА НА МОРСКИХ СУДАХ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МОРСКОЙ МЕДИЦИНЕ // Образовательный вестник "Сознание". -2022. Т.24. №7. С. 12-21. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-7-12-21.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Морская транспортная система - важная часть политической и экономической отрасли. Несмотря на разные ограничения, связанные с пандемией COVID-19, объем грузоперевозок и пассажирооборот восстанавливается до прежнего уровня [1].

В России насчитывают свыше более 1 млн моряков, и эта цифра с годами будет только увеличиваться. Для того чтобы качество их труда было максимальным и безопасным, существует свод правил и законов. Основным современным законодательным актом в сфере морской безопасности выступает Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ Указом № 512 от 31 июля 2022 года [2].

Морской транспорт, как и море, является зоной повышенной опасности поэтому к морякам предъявляют очень жёсткие требования. Для того, чтобы их здоровье не ухудшилось, а качество работы не падало необходим грамотный подход к организации труда с обеспечением максимальной безопасности и комфортных условий [3]. Существует ряд факторов, влияющих на здоровье моряков:

• генетические факторы (наследственность);

• медицинское обеспечение (наличие/отсутствие первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи);

• условия и образ жизни (монотонность трудовой деятельности и образа жизни, психоэмоциональное напряжение и социальная изоляция, вредные привычки) ;

• состояние окружающей среды (укачивание, воздействие электромагнитных и электростатических полей, вибрация и шум механизмов, смена часовых поясов).

Генетические факторы (наследственность) - Этот фактор оказывает наименьшее влияние на здоровье моряков, так как каждый человек, согласно международным конвенциям, которых придерживаются законодательные акты РФ, желающий получить допуск к работе на корабле должен пройти обязательную медицинскую комиссию. По результатам этой комиссии ему будет присвоена определенная группа здоровья, разрешающая осуществлять свою профессиональную деятельность на морских судах. Периодические медицинские осмотры плавсостава (не реже одного раза в год) препятствуют возникновению, развитию и прогрессированию различных заболеваний [4].

На территории РФ нет организаций, которые могут осуществлять медицинскую деятельность по специальности «морская медицина». При этом существует ряд медицинских организаций, которые ответственны за допуск на выход в море и, зачастую, в них не хватает специалистов, что является важной проблемой для отрасли мореплавания [5]. Медицинское обеспечение - На данный момент многие специалисты отмечают нормативно-правовой вакуум в сфере морской медицины.

В связи с сокращением за последние 30 лет флота уменьшилось количество судовых врачей. Согласно положениям международной конвенции о труде в морском судоходстве, для судов, экипаж которых составляет 100 и более, наличие врача обязательно П6П. Однако не всегда данное требование соблюдается. На территории РФ не существует отдельной специализации «морская медицина», в данный момент должность судовой врач может занимать специалист, закончивший ординатуру по специальности: терапия, хирургия и врач общей практики. Знания этих специалистов о состоянии качества и укреплении здоровья

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 17 ~

населения, проживающего на приморских территориях, и моряков не соответствуют желаемому уровню, а их переквалификация или повышение квалификации по новой специализации проблематичны в связи с отсутствием учебно-методической и научной базы

[7].

Особое внимание при подготовке специалистов в области морской медицины следует обратить на токсикологические аспекты морского труда. Определяется это, прежде всего, многообразием форм токсических процессов, развивающихся при воздействии на организм человека химических веществ, присутствующих на судне. В частности, для отдельного индивидуума это могут быть острые и хронические интоксикации, транзиторные токсические реакции, снижение реактивности к действию физических, биологических, психических факторов, аллергизация и астенизация организма, химический канцерогенез. С проявлениями токсического процесса в своей деятельности могут столкнуться врачи, работающие с морским персоналом. Это диктует необходимость обязательного изучения токсикологии студентами различных факультетов медицинских вузов после получения базовых знаний по анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии, биохимии, фармакологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, а также овладевшими основами терапевтической и хирургической патологии. Кроме того, на морском транспортном судне возможно возникновение нештатных и чрезвычайных ситуаций, а также одиночных, групповых отравлений или масштабных поражений при катастрофах D8D.

На судах малой комплектации или при отсутствии врача на судне, его должность занимает совместитель. Чаще всего это представитель из командного состава корабля, который нередко не знаком с различными видами патологии и имеющий в арсенале умений лишь способы оказания первой помощи.

Отсутствуют нормативные акты Минздрава РФ, регламентирующие оснащение судов медицинским оборудованием и медицинскими препаратами, поэтому судовладельцы для комплектации своих судов используют перечень лекарственных препаратов, указанный в «Международном руководстве по судовой медицине» (2007 год), что является недостаточным на больших морских судах [5].

Качественная медицинская подготовка плавсостава, также может повысить уровень безопасности на судне, за счет приобретенных умений оказания первой помощи.

Условия и образ жизни - Условия и образ жизни на морском корабле и дома значительно отличаются, что может сказываться как на ментальном, так и на физическом состоянии плавсостава [9].

Выделяют следующие негативные факторы, влияющие на здоровье плавсостава: вредные привычки (алкогольная и никотин зависимость), снижение физической активности, пищевое поведение во время морского рейса, стресс и удовлетворение от своей работы, психоэмоциональное напряжение и социальная изоляция, усталость [10].

Отмечается, что распространённость табак зависимого поведения среди моряков и гражданского населения практически не отличаются. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 15-ФЗ, курить (в том числе электронные сигареты) можно только в специально отведенном месте на судне. Курение снижает аэробную и анаэробную выносливость среди моряков, что,

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 18 ~

следовательно, понижает профессиональную работоспособность и качество их здоровья, а также является причиной многих заболеваний, поэтому нужно проводить санитарно-просветительную работу или поощрять отказ от курения среди плавсостава [11].

Серьёзную проблему представляет злоупотребление алкоголем. Помимо всем известного негативного влияния алкоголя на организм, он также негативно сказывается и на тех, кто окружает данного человека (семья, друзья, сослуживцы), моряки - не исключение. Как отмечают авторы, злоупотребление алкогольными напитками плавсоставом является частой проблемой, к чему приводит стресс, особенности службы и окружение [12].

В связи с модернизацией кораблей объём физического труда плавсостава уменьшился. Кроме того, продолжительные морские рейсы ограничивают регулярную физическую активность моряков. Это, в свою очередь нарушает обмен веществ и приводит к расстройству липидного обмена в организме, к нарушениям функций сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Регулярное выполнение специальных физических упражнений позволит не только поддерживать и укреплять своё здоровье, но и приспосабливаться к неблагоприятным экологическим и профессиональным факторам [13].

Рацион питания плавсостава должен коррелировать с продолжительностью и регионом плавания. Существуют паек № 3 (морской паек) и паек № 4 (подводный паек), которые выдаются военнослужащим ВМФ [14]. Эти пайки разработаны специально для тяжелой и долговременной службы на море, но многие исследователи отмечают, что их нужно усовершенствовать в плане различных микроэлементов и витамин комплексов [15].

Адаптивные перестройки в организме - сложные нейропсихологические процессы, возникающие из-за внутреннего или внешнего раздражителя, которые оказывают как благоприятные (укрепляет иммунитет, тренирует сердечно-сосудистую систему и т.д.), так и отрицательные воздействия на организм, активируя различные патологические процессы [16]. Как известно, психоэмоциональная сфера плавсостава подвергается регулярным тяжелым нагрузкам, причинами этого могут быть: тяжелые условия труда, продолжительная разлука с близкими, отдаленность от дома, межличностные конфликты внутри команды, ответственность за команду и груз и т.д.. Поэтому очень важно ещё со студенческой скамьи готовить будущих работников судна к таким психоэмоциональным нагрузкам. Стоит отметить, что психологическая подготовка плавсостава крайне необходима, так как в чрезвычайных ситуациях нужно не только не потерять самообладание, но и успокоить пассажиров [17]. Если рассматривать вопрос разлуки с родными людьми и домом, то в современном мире почти в любой точке мира можно воспользоваться различными мессенджерами и девайсами, с помощью которых можно пообщаться с близкими.

Состояние окружающей среды - Во время плавания на человека воздействуют факторы окружающей среды, возникающие внутри корабля (шум, вибрации, микроклимат корабля, воздух в рабочей зоне, электромагнитные волны) и вне судна (смена часовых поясов, качка, геомагнитное поле, погодные и климатические условия), а также их сочетание.

В исследованиях, проведенных среди представителей морских специальностей, выяснилось, что проблемы со слухом встречаются более, чем у половины моряков. Авторы

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

отмечают, что правильное использование качественных средств индивидуальной защиты может способствовать профилактике и уменьшению заболеваемости сенсорных органов [18].

Вибрация в совокупности с шумом оказывает негативное влияние на здоровье человека. Основной источник вибрации на борту морского судна - двигатель и турбины; допустимый уровень должен соответствовать ГОСТу Р ИСО 20283-4-2017 [19]. Для уменьшения уровня вибрации используется дистанционное управление, техническая рационализация оборудования [20].

Понятие «судовой микроклимат» включает в себя ряд корабельных характеристик, таких как: температура воздуха, скорость движения воздуха, относительная его влажность и пр. При строгом соблюдении ГОСТов и санитарных норм, а также учёте особенностей морского судна при проектировании и построении судов, можно добиться положительного эффекта в создании и поддержании благоприятного и оптимального микроклимата [21].

Среди основных факторов, загрязняющих воздух, нужно отметить пыль. Качественная вентиляция способствует устранению его, как вредного фактора. Помимо этого, негативное влияние на организм человека могут оказывать электромагнитные поля (ЭМП), излучаемые от различных источников энергии на корабле. Основными источниками ЭМП на морском корабле служат: судовые электроэнергетические системы, приборы радиосвязи и радиолокации. Все они создают ЭМП широкого диапазона частот. Длительное воздействие таких частот могут вызывать: головные боли, нарушение функционального состояния нервной и сердечно-сосудистой системы, вялости, апатии и т.д. [22].

Частая смена часовых поясов ведет к нарушению циркадных ритмов у плавсостава, следовательно, у них меняется ощущение «день-ночь» и качество их сна значительно уменьшается. В связи с частой сменой климатогеографических регионов может изменяться секреторная функция эндокринной системы, что может сказаться на адаптационном процессе у моряков [23].

Морская болезнь, как вариант укачивания вызывается креном и тангажем корабля. В результате происходит конфликт вестибулярного аппарата и зрительной сенсорной информации. Часто это состояние возникает у моряков уже с молодого возраста [24].

Таким образом, на здоровье моряков оказывают влияние несколько групп факторов, но влияют они в совокупности, что осложняет их профилактику. Продолжительный труд плавсостава, особенно в экстремальных ситуациях, подрывает их здоровье, поэтому качественное оказание медицинской помощи, а также высокотехнологическое сопровождение их деятельности может защитить и предотвратить различные патологические процессы.

Учитывая значительную востребованность специалистов по морской медицине для профилактики, санитарно-просветительской и гигиенической работы с персоналом морских рыбопромышленных и транспортных средств, мониторинга состояния здоровья моряков, их психологического сопровождения, своевременного выявления преморбидных состояний, качественного лечения и реабилитации их существует необходимость совершенствования подготовки медицинских кадров. Следует активизировать учебный процесс по этому направлению на всех уровнях, как додипломного (специалитет), так и последипломного (ординатура, повышения квалификации) образования врачей. Такая подготовка должна быть

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 20 ~

плановой и комплексной. Она должна включать образовательные программы по предупреждению, снижению и ликвидации неблагоприятных медико-биологических и социально-психологических последствий морского труда, в т.ч. и с возможными поражениями при нештатных и чрезвычайных ситуациях на морском транспортном судне, а также одиночных, групповых отравлений и масштабных поражений при катастрофах. При этом следует ориентироваться на токсикологическую подготовку врачей всех профилей и провизоров, чтобы они были способны своевременно выявить поражение и предпринять грамотные действия до того, как пациент окажется в условиях специализированного стационара.

Представленные положения по подготовке специалистов в сфере морской медицины соответствуют и основным принципам фундаментальной теории безопасности личности, общества и государства в целом. Высокая профессиональная квалификация, благоприятный уровень физического и психоэмоционального состояния, способность быстрой адаптации к меняющимся условиям, восприимчивость к инновациям, общая и профессиональная культура членов общества формируют их потенциал безопасности. Напротив, дефицитарность этих качеств ставит под угрозу безопасность и эффективность профессиональной деятельности, а также способствует угрозе возникновения ЧС.

Corresponding Author: Kubasov Roman Viktorovich - candidate of biological sciences, Associate Professor of the Department of mobilization in healthcare and medicine of disasters, Northern State Medical University, Archangelsk, Russian Federation

E-mail: romanas2001@gmail.com

Ответственный за переписку: Кубасов Роман Викторович -кандидат биологических наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск

E-mail: romanas2001@gmail.com

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.