Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)
УДК 159.92 (19.00.01)
Н. К. Грицкевич, А. А. Долгих, Н. Я. Большунова ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ
Материнство является одной из актуальных проблем современного российского общества. Эволюционным предназначением женщины остается рождение и воспитание детей. В данной статье отражена проблема внутреннего мира матери, ее ценностно-смысловой основы. Проведен теоретический литературный обзор исследований по изучаемой проблематике. Представлены результаты исследования ценностно-смысловой сферы женщины-матери. Определяются основные ценности женщины-матери и бездетной женщины. Анализируются различия ценностно-смысловой сферы матери и бездетной женщины. Среди матерей выявлен достоверно больший процент респондентов, испытывающих страх потери близких и одиночества в сравнении с бездетными женщинами. Мать является культурным и нравственным образцом для своего ребенка. Для женщины-матери смыслообразующим фактором жизни является ценность семьи. Женщины, не имеющие детей, обозначают свои ценности в достаточно широком спектре, они более разнообразны и разнонаправлены, чем у матерей.
Ключевые слова: материнство, материнская позиция, ценности, семья, женщина-мать, бездетная женщина.
Вопросы материнства активно исследуются в психологии, медицине, социологии и т. д. в основном в контексте процессов и закономерностей принятия женщиной роли матери и дуальной связи «мать - дитя» (3. Фрейд, М. Кляйн, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксон, Д. Пайнз, Г. Г. Филиппова,
A. Я. Варга, Е. О. Смирнова, Р. Ж. Мухамедрахимов, Е. И. Исенина, С. Ю. Мещерякова, Ю. И. Шмурак,
B. И. Брутман и др.). Многими отечественными исследователями в настоящее время подчеркивается кризис традиционного материнства [1, 2]. Но так или иначе эволюционным предназначением женщины остается рождение и воспитание детей. Продолжение рода является основой существования человечества, поэтому изучение материнства в науке весьма актуально. Тем не менее феномен материнства остается недостаточно разработанным. В психологической литературе материнство исследуется чаще всего в «ребенкоцентрированном» отношении, но редко рассматривается доминанта собственно материнской позиции [3]. В то же время несомненно, что зачатие и рождение ребенка изменяет социокультурную позицию женщины в ее отношении к миру и к себе.
Авторы в данном исследовании обращаются к проблеме внутреннего мира матери, его ценностно-смысловой основы. Совокупность ценностей личностной сферы субъекта представляет собой динамичную и устойчивую систему, формирующуюся в течение всего периода воспитания, жизнедеятельности и социализации. В то же время она может существенно изменяться в значимые, переломные моменты жизни. Система ценностей выступает как мера, с которой человек соизмеряет свои выборы, решения и поступки. Появление ребенка рассматривается как такой переломный момент в жизни женщины, при котором может происходить изменение в системе ценностей [4]. Необходимость изучения ценностно-смысловой сферы, в том числе специфики ценностей женщины-матери,
обусловлена тем, что они являются своеобразными ориентирами во всей дальнейшей жизнедеятельности человека, определяя устойчивое отношение ко всем базовым сферам жизни - к другим людям, к миру и самому себе.
В современной науке ценности и ценностные ориентации женщин изучаются в разных контекстах: в системе общественных (социальных) отношений (С. А. Шхалахова); выявляются связи ценностных ориентаций с социальными ролями женщины (Н. С. Газанчян); в перинатальной психологии и психологии родительства (Т. В. Скрицкая); исследуются ценностные ориентации одиноких матерей; система ценностных ориентаций современных российских женщин исследуется в контексте «феминизации» (С. Н. Карасева), во взаимосвязи ценностных и карьерных ориентаций и т. д. [5]. Однако остается малоизученной ценностно-смысловая сфера женщины-матери с точки зрения трансформации ее мировоззрения, связанного с появлением материнской позиции. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить систему ценностей женщины-матери в сопоставлении с ценностями женщин, не имеющих детей.
Ценностно-смысловые ориентации личности понимаются авторами как избирательное отношение человека к ценностям, выступающим как ориентир и мера человеческого поведения [2]. Авторы исходят из предположения, что система ценностей у женщины-матери может отличаться от таковой у бездетной женщины.
Научная новизна и теоретическое значение работы состоят в углубленном изучении психологических аспектов ценностно-смысловой сферы женщины-матери, впоследствии позволяющем осуществить многостороннее исследование феномена материнства в контексте социокультурной позиции и субъектности, включая культурные и индивидуальные особенности. Практическая значимость работы заключается в обосновании содержания цен-
ностно-смысловой сферы матери. Полученные в исследовании данные позволяют дополнить научные основы и методическое обеспечение практической психологической работы с семьями, имеющими детей дошкольного возраста.
На первом этапе необходимо было выявить отличия ценностно-смысловой сферы женщины-матери и женщины, не имеющей детей. Для исследования особенностей ценностно-смысловой сферы женщины-матери была использована методика «Четыре вопроса», которая позволяет выявить специфику ценностей респондентов, находящихся в различных социокультурных ситуациях [3]. Материнство характеризуется особой социокультурной ситуацией как с точки зрения отношения окружающих к женщине-матери, так и с точки зрения изменения позиции женщины по отношению к себе, к миру и дру-
гим людям. Методика содержит открытые вопросы, что позволяет исключить навязанные и спонтанные ответы, она актуализирует размышление по поводу вопросов. Выборку исследования составили 50 человек - женщины в возрасте от 20 до 30 лет, состоящие в браке (официальном или неофициальном) и проживающие с мужем на одной территории, имею-ющие высшее или неполное высшее образование. Испытуемые были разбиты на две группы: женщины, имеющие детей дошкольного возраста (группа 1), и женщины, не имеющие детей (группа 2). В каждой группе по 25 человек.
Статистическая обработка результатов (вычисление углового преобразования Фишера, сравнение двух процентных долей с использованием ф-крите-рия) производилась с помощью пакета Statistica 8.0. Результаты методики представлены в таблице.
Сравнительные данные ответов на анкеты респондентов группы матерей и группы бездетных
женщин, состоящих в браке
Вопрос Матери (группа I) Количество респондентов Бездетные (группа 2) Количество респондентов
Что Вы больше всего цените в жизни? 1. Семью (ценность семьи стоит на первом месте для респондентов матери) 14 (56 %) 1. Семью 5 (20%)
2. Любовь 4 (16 %) 2. Любовь 4 (16 %)
3. Здоровье 1 (4 %) 3. Здоровье 2 (8 %)
4. Позитивные нравственные качества, касающиеся взаимоотношений: уважение, взаимопонимание, искренность, честность 6 (24 %) 4. Позитивные нравственные качества, касающиеся взаимоотношений: искренности, верности 1 (4 %)
5. Добро 4 (16 %)
6. Будущее 5 (20 %)
7. Индивидуальные ценности: творчество, счастье, душевное спокойствие, неограниченные возможности 4 (16 %)
Что Вы больше всего ненавидите в жизни? 1. Ложь, лесть 16 (64 %) 1. Ложь, лицемерие, клевета (сплетни) 9 (36 %)
2. Негативные нравственные качества: зависть, измена, жестокость, хамство, предательство 6 (24 %) 2. Несправедливость 4 (16 %)
3. Конкретные явления: плохая погода, насекомые 3 (12 %) 3. Ничего 2 (8 %)
4. Лень 2 (8 %)
5. Явления, связанные с психологическим дискомфортом: нехватка времени, нестабильность, неопределенность 3 (12 %)
6. Негативные нравственные качества: безответственность, предвзятость, слабость, высокомерие 5 (20 %)
Что Вы больше всего в жизни боитесь? 1. Смерти, потери, болезни близких, одиночества 21(84 %) 1. Потеря, болезнь близких, одиночество 10 (40 %)
2. Высших сил, стихии 3 (12 %) 2. Стихии 2 (8 %)
3. Предательства 1 (4 %) 3. Лжи, предательства 3 (12 %)
4. Утраты успеха, самоактуальзации 4 (16 %)
5. Смерти (собственной) 2 (8 %)
6. «Потерять себя» 2 (8 %)
7. «Не думаю об этом» 1 (4 %)
8. Незащищенности 1 (4%)
Если бы Вы были волшебником,что бы Вы сделали в первую очередь? 1. Подарить здоровье, счастье, бессмертие близким и всем людям 17 (68 %) 1. Подарить здоровье всем людям и близким 7 (28 %)
2. Пожелание общечеловеческого благополучия 5 (20 %) 2. Пожелание общечеловеческого благополучия 12 (48 %)
3. Для собственных целей (возврат в прошлое и пр.) 1 (4 %) 3. Для собственных целей (возврат в прошлое, деньги, счастье) 6 (24 %)
4. Религиозные цели 1 (4 %)
5. «Ничего не буду делать» 1 (4 %)
Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 3 (156)
Из приведенных в таблице данных видно, что по всем вопросам анкеты имеются как сходные ответы респондентов в сравниваемых группах, так и характерные главным образом для одной из групп. Среди наиболее значимых ценностей по первому вопросу обозначены: семья, любовь, здоровье, нравственные качества. Однако в группе женщин-матерей чаще отмечается ценность семьи (56 % респондентов) и позитивных нравственных качеств личности (уважение, взаимопонимание, искренность, честность) - 24 % респондентов от всей группы.
В группе бездетных женщин респонденты в целом выделяют большее количество ценностей: ценность добра - 16 % респондентов, ценность будущего - 20 %, индивидуализированные ценности (творчества, счастья, душевного спокойствия, неограниченности возможностей) - 16 %, ценность семьи - 20 %, ценность любви - 16 %, ценность здоровья - 8 % респондентов.
Большинство респондентов из группы женщин-матерей определяют наивысшей ценностью для себя семью (56 %), в то время как только 20 % бездетных женщин выбрали семью как главную ценность жизни. Такое различие может свидетельствовать о том, что материнство дает женщине ощущение семьи как наивысшей ценности жизни. Бездетные женщины, которые выбрали семью как ценность, в неформальной беседе в течение тестирования признались в том, что планируют завести ребенка и готовят себя и своего мужа к этому морально. Согласно полученным данным, для группы 2 практически в равных долях важны ценности семьи, будущего, любви, добра, творчества, искренности, душевного спокойствия, неограниченности возможностей, что позволяет предполагать, что для бездетной женщины может быть значимой в жизни любая ценность, наиболее соответствующая ее настоящему мировоззрению и потребностям, в то время как для женщины-матери в большинстве случаев именно семья выступает как доминирующая ценность.
Таким образом, по данному параметру наблюдаются достоверно значимые различия между двумя группами, причем в группе женщин-матерей ожидаемо более высокой является ценность семьи (ф*эмп = 2,701 при р < 0,01) и позитивных взаимоотношений между людьми (ф*эмп = 2,196 при р < 0,05), тогда как у бездетных женщин чаще встречаются индивидуализированные ценности, и в целом они менее структурированы, более высок их разброс.
По второму вопросу в качестве наиболее эмоционально неприемлемого выделяют качества, связанные с неправдой (ложь, лесть, лицемерие, клевета), однако и этот показатель более ярко выражен
в первой группе - 64 % респондентов, чем во второй - 36 % респондентов. Другие ответы обнаружили различия в исследуемых группах: в группе 1 помимо лжи отмечается неприятие негативных нравственных качеств (зависть, измена, жестокость, хамство, предательство) - 24 % респондентов, 12 % респондентов обозначили конкретные явления: непогода и насекомые; в группе 2 ответов на второй вопрос оказалось вдвое больше, чем в группе 1, в различных пропорциях респонденты демонстрируют неприятие несправедливости (16 %), лени (8 %), негативных нравственных качеств (высокомерие, слабость, предвзятость, безответственность) - 20 %, явления, связанные с психологическим дискомфортом (нехватка времени, нестабильность, неопределенность), - 12 %. В данной группе выявлено также 2 респондента (8 %), которые полагают, что ничего в этом мире их не тревожит в негативном смысле.
В целом по данному параметру наблюдаются достоверно значимые различия между двумя группами главным образом по параметру «ложь, лесть», причем в группе матерей существенно больше респондентов, негативно относящихся к нему, чем в группе бездетных (ф*эмп = 2,008 при р < 0,05). Возможно, такое большое различие в ответах может свидетельствовать о том, что неприятие лжи для матери более чувствительно, чем для бездетной женщины, и обусловлено это тем, что мать чувствует себя нравственным образцом для своего ребенка, и, соответственно, она более ответственно относится к ценности правды. В то же время необходимо отметить, что достаточно высокий процент испытуемых, выделивших неприятие всего, связанного с ложью, связан со спецификой менталитета.
По третьему вопросу респонденты обеих групп в качестве главных страхов выделяют смерть, потерю и болезнь близких, одиночество, однако в группе женщин-матерей таких ответов значительно больше, чем в группе бездетных женщин. Респонденты в группе 1 указали также боязнь высших сил (12 % респондентов) и предательство (4 %). В группе 2 диапазон ответов является более широким, они демонстрируют боязнь стихии (8 %), лжи и предательства (12 %), утраты успеха и самоактуализации (16 %), собственной смерти (8 %), «потерять себя» (8 %), незащищенности (4 %), 4 % респондентов группы бездетных не отмечают каких-либо страхов. По третьему вопросу выявлены достоверно значимые различия между группами главным образом по параметру «страх смерти, потери и болезни близких и одиночество» (ф*эмп = 2,493 при р < 0,01). Скорее всего, причина повышенной боязни матерей за жизнь и здоровье близких и родных обусловлена тем, что с появле-
нием ребенка женщина открывает смысл семьи и ее понимание как целостности и неделимости, ее значимости для благополучия ребенка и стремится оберегать свою семью.
Ответы на четвертый вопрос респондентов обеих групп распределились следующим образом: возможность подарить здоровье, счастье, бессмертие близким и всем людям дали большинство респондентов группы женщин-матерей (68 %), в то время как в группе бездетных их в два раза меньше - 28 % (ф*эмп = 2,913 прир < 0,01). Во второй группе главным пожеланием являются различные варианты общечеловеческого благополучия (48 % респондентов), тогда как в первой группе такой ответ дают всего 20 % респондентов (ф*эмп = 2,135 при р < 0,05). В обеих группах имеются респонденты, пожелавшие сделать что-либо «для себя»: «вернуться в прошлое», деньги, счастье и пр. (ф*эмп = = 2,196 при р < 0,01). В группе женщин-матерей имеются также ответы, обнаруженные только в этой группе: религиозного характера (4 %) и отказ от «волшебных» средств исполнения желаний.
Таким образом, сравнивая ответы на четвертый проективный вопрос, можно констатировать, что для женщин-матерей важнее всего здоровье и жизнь близких и родных людей. Бездетные женщины более ориентированы на общечеловеческое благо и на собственный прагматический интерес.
Для женщин-матерей в качестве наиболее значимых ценностей выступает семья, здоровье близких, больше всего они боятся потерять семью и близких. Для бездетных женщин предпочтителен следующий набор ценностей: любовь, здоровье, проявления добра, будущность, творчество, счастье, душевное спокойствие, самоактуализация, достижение собственных целей и т. д. Другими словами, у бездетных женщин диапазон ценностей более широк, они в большей мере связаны с собст-
венным благополучием, и в качестве таковых может выступать любая ценность, принятая в обществе и наиболее актуальная для них на момент анкетирования.
Анализируя ответы обеих групп на второй и третий вопросы, можно констатировать, что группа матерей более определенно обозначает отрицательную позицию к совершению социально неприемлемых поступков, поскольку мать выступает в качестве нравственного образца для своего ребенка. Мать, выступая в качестве родителя, призвана воспитывать у ребенка этические правила, образцы поведения, культурные навыки и объяснять, «что такое хорошо, а что такое плохо». В свою очередь, группа бездетных женщин также проявляет неприятие негативных качеств личности: лжи, лицемерия, клеветы и т. д., размышляет о «мире во всем мире», об общем благе для всех людей, однако и в этом случае наблюдается более широкий диапазон ответов, их индивидуальная вариативность. Возможно, бездетная женщина и не требует от себя некоей жесткой системы культурно-нравственных качеств, во всяком случае до момента материнства. (За исключением, может быть, случаев, когда формирование такой системы необходимо для профессиональной самореализации, например в профессии педагога или воспитателя.) Обретение статуса матери делает ценности более оформленными, на первый план выходит ценность семьи.
Таким образом, на основании полученных статистически достоверных данных можно утверждать, что ценности женщины-матери существенно отличаются от ценностей бездетной женщины. Исследования в данном направлении продолжаются, и можно ожидать, что в дальнейшем будут выявлены и другие особенности ценностно-смысловой сферы женщины-матери, ее мировоззрения и системы отношений к миру.
Список литературы
1. Грицай Л. А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект // Журн. практ. психологии и анализа. 2010. № 3. С. 55-59.
2. Иванова В. С., Грицкевич Н. К. Модель психологического сопровождения профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП в системе образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 6. С. 115-119.
3. Большунова Н. Я. Условия и средства развития субъектности: дис. д-ра психол. наук. Новосибирск, 2007. 545 с.
4. Гычев А. В., Грицкевич Н. К., Кононова М. Е. Особенности психологических защитных механизмов и совладающего поведения у безработных (гендерный аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 98-102.
5. Овчинникова Ю. В., Гычев А. В., Грицкевич Н. К. Взаимосвязь карьерных ориентаций и структуры ценностей у студентов факультета экономики и управления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 152-156.
Грицкевич Н. К., кандидат педагогических наук, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)
Долгих А. А., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Большунова Н. Я., доктор психологических наук, профессор. Новосибирский государственный педагогический университет.
Ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.06.2014.
N. K. Gritskevich, A. A. Dolgikh, N. Ya. Bolshunova PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE VALUE SYSTEM OF A WOMAN-MOTHER
This article discusses the value-sense sphere of mother. Motherhood is one of the urgent problems of contemporary Russian society. Evolutionary purpose of women is the birth and upbringing of children. This article reflects the problem of inner peace mother, her value-semantic framework. It represents the theoretical literature review of research on the issues under study. Showes the results of the study of value and sense sphere of mothers. Determines the core values of mothers and childless women. Analyzes the differences of value-semantic sphere of mother and childless women. Mothers revealed significantly greater percentage of respondents experiencing fear and loneliness of losing loved ones, compared to childless women. Mother is a cultural and moral model for your child. For mothers sense-forming factor is the value of family life. Childless women have a wider range of values, that is more diverse and multidirectional than that of mothers'.
Key words: motherhood, maternal position, values, family, woman, mother, childless woman.
References
1. Gritsay L. А. Krizis traditsionnogo materinstva v sovremennoy Rossii: sotsial'no-psikhologicheskiy aspekt [The crisis of traditional motherhood in modern Russia: the socio-psychological aspect]. Zhurnal practicheskoy psikhologii I analiza - Practical Psychology and the Analysis Bulletin, 2010, no. 3, pp. 55-59 (in Russian).
2. Ivanova V. S., Gritskevich N. K. Model' psikhologicheskogo soprovozhdeniya profilakticheskoy raboty s sem'yey rebenka-invalida s DTSP v sisteme obrazovaniya [The model of psychological accompaniment of preventive work in the family of invalid-child with cerebral spastic infantile paralysis in the system of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, no. 6, pp. 115-119 (in Russian).
3. Bolshunova N. Ya. Usloviya i sredstva razvitiya sub"ektnosti: dis. d-ra psikhol. nauk [Terms and instruments for developing of subjectness. Dis. doct. of psyh. sci.]. Novosibirsk, 2007. 545 p. (in Russian).
4. Gychev A. V., Gritskevich N. K., Kononova M. E. Osobennosti psikhologicheskikh zashchitnykh mekhanizmov i sovladayushchego povedeniya u bezrabotnykh (gendernyy aspekt ) [The particularities of the psychological defense mechanisms and coping behaviors among unemployed (gender aspect)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 2 (92), pp. 98-102 (in Russian).
5. Ovchinnikova Yu. V., Gychev A. V., Gritskevich N. K. Vzaimosvyaz' kar'ernykh orientatsiy i struktury tsennostey u studentov fakul'teta ekonomiki i upravleniya [Interaction between career orientation and structure of values which students of economy and management faculty have]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2013, no. 6 (134), pp. 152-156 (in Russian).
Gritskevich N. K.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, 634061. E-mail: [email protected]
Dolgikh A. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
Bolshunova N. Ya.
Novosibirsk State Pedagogical University.
Ul. Vilyuyskaya, 28, Novosibirsk, Russia, 630126. E-mail: [email protected]