Научная статья на тему 'Психологическая готовность студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности'

Психологическая готовность студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горловский С.А.

Данная статья посвящена проблеме психологической готовности студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности. По результатам проведенного исследования даются рекомендации по формированию психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горловский С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Горловский С.А.*

Сызранский политехнический техникум, г. Сызрань

Данная статья посвящена проблеме психологической готовности студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности. По результатам проведенного исследования даются рекомендации по формированию психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная деятельность.

Проблема психологической готовности студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности во многом обусловливается современной производственно-экономической ситуацией развития. Одна из важнейших задач, поставленная перед средним профессиональным образованием, заключается в формировании будущих специалистов, обладающих рядом личностных и профессиональных качеств, способствующих формированию готовности к деятельности. Именно с психологической готовностью связывают возможность для специалиста достичь определенного результата в современных условиях, т.е. возможность эффективно решать профессиональные задачи.

Актуальность исследования подтверждают следующие противоречия:

- между современными требованиями к профессиональной деятельности специалиста среднего звена и недостаточно эффективной реализацией им задач этой деятельности;

- между пониманием высокой степени ответственности и усложнения условий труда персонала предприятий и использованием традиционных путей подготовки такого специалиста без учета своеобразия данной профессии.

Тем самым существует потребность в разработке новых подходов по формированию психологической готовности к деятельности в процессе обучения студентов в профессиональных образовательных организациях.

Понятия таких категорий, как психологическая готовность, психологическая устойчивость, подготовленность к профессиональной деятельности, психологическая подготовка, профессионально-психологическая подготовка, рассматриваются в отечественной психологической науке начиная с кон-

* Научный руководитель: Вернер Е.В., преподаватель.

ца 1950-х - начала 1960-х гг., однако они еще и сейчас точно не определены, хотя общее содержание их раскрывается довольно широко.

Так, О.М. Краснорядцева, рассуждая о психологической готовность к профессиональной деятельности, говорит о том, что она может проявляться в следующем:

- в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира;

- в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации [5, с. 98].

Деркач А.А., исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет её как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты. Им выделяются условия формирования готовности к творческому труду: 1) самостоятельность и критическое усвоение культуры; 2) активное участие в решении общественно-значимых задач; 3) специальное развитие творческого потенциала личности - её психических процессов [2, с. 47].

Готовность к профессиональной деятельности понимается нами как направленность на нее, соответствующая предрасположенность, позволяющая субъекту результативно выполнять свои профессиональные функции. Исходя из такого понимания психологической готовности мы выделяем следующие ее критерии:

- положительное отношение к избранной специальности;

- удовлетворенность студента избранной специальностью;

- готовность отвечать за свои действия и поступки, умение брать ответственность на себя;

- сформированность мотивов учебной деятельности.

В исследовании психологической готовности к профессиональной деятельности принимали участие студенты четвертого курса ГБОУ СПО «Сыз-ранский политехнический техникум». Всего в эксперименте приняло участие 29 человек в возрасте от 19 до 22 лет.

Нами были использованы следующие методики: анкетирование, тест Дж. Голланда по определению типа личности, методика изучения уровня субъективного контроля (УСК) (Е.Ф. Бажина, Е.А. Голыкиной, А.М. Эткин-да), опросник терминальных ценностей (тест «ОТеЦ» И.Г.Сенина), методика «Линия жизни» (Е.А. Головахи, А.А. Кроника).

Обобщив результаты диагностических процедур, мы пришли к выводу, что не у всех студентов техникума сформирована психологическая готовность к профессиональной деятельности по специальности. Можно выделить три группы студентов по уровню психологической готовности к про-

88 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

фессиональной деятельности: студенты с высоким, средним и низким уровнями готовности.

Студенты с высоким уровнем психологической готовности (45 %) имеют соответствующий уровень готовности по профессиональному типу, у них высок уровень значимости сферы профессиональной жизни, ведущим мотивом поступления в техникум для них являлось получение профессии, для них характерен интернальный тип УСК, также они в дальнейшем планируют работать по полученной специальности.

Для студентов со средним уровнем готовности (31 %) характерен, в основном, средний уровень готовности по профессиональному типу, практически все из них отмечают значимость сферы профессиональной жизни, мотивом поступления в техникум для большинства из них явилось также получение профессии, и соответственно они планируют работать по специальности, больше половины из них имеют интернальный тип УСК.

Таким образом, можно считать, что у студентов с высоким и средним уровнем готовности сформирована психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Студенты с низким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности (24 %) имеют, в основном, средний уровень готовности по профессиональному типу, уровень значимости профессиональной сферы жизни для них средний, мотивы поступления в техникум у половины их них иные, менее значимые, чем получение профессии, но большинство из них планируют работать по полученной специальности, подавляющее большинство из них имеют интернальный тип УСК.

Для определения взаимосвязи уровня психологической готовности к профессиональной деятельности и уровня эмоциональной насыщенности и значимости последующей жизни мы сравнили уровень профессиональной готовности с предполагаемой степенью удовлетворенности жизнью в сорокалетнем возрасте (возрасте середины жизни) при условии работы по полученной специальности и при условии работы по иной.

Мы пришли к выводу, что действительно, подавляющее большинство студентов со сформированной готовностью к профессиональной деятельности воспринимают свою последующую жизнь при работе по специальности как более эмоционально насыщенную и значимую, счастливую, они вполне удовлетворены ею. Однако 6 человек (27 %) со сформированной психологической готовностью отмечают, что их будущая жизнь, связанная со специальностью не будет их удовлетворять.

Соответственно, подавляющее большинство студентов с несформиро-ванной готовностью к профессиональной деятельности воспринимают свою последующую жизнь при работе по специальности как эмоционально менее насыщенную и менее значимую. Лишь 2 человека (28 %) считают свою предполагаемую жизнь, связанную со специальностью, как эмоционально насыщенную и значимую, счастливую.

По результатам исследования мы можем рекомендовать обратить внимание на необходимость усиления профориентационной работы и профессионального отбора на этапе выбора профессии с учетом типа профессиональной деятельности, склонностей и способностей выпускников школы.

В заключение отметим, что психологическая готовность студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности характеризуется долговременностью формирования и развивается в результате специально организованного внешнего воздействия в процессе обучения. Необходима реализация специальных курсов, тренингов по развитию психологической готовности студентов.

В целом, проблема психологической готовности к профессиональной деятельности является весьма многогранной и многоплановой и требует дальнейшего исследования.

Список литературы:

1. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних ПТУ. - М.: Высшая школа, 1986. - 48 с.

2. Деркач А.А., Кузнецов Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: РАУ, 1993. - 168 с.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологическая готовность. - М.: Наука, 1986. - 176 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 400 с.

5. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. - Барнаул: Б1МУ 1998. - 114 с.

6. Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2011. - № 12, Т. 2. - С. 60-62.

7. Психологические аспекты готовности к профессиональной деятельности: монография коллектива авторов. - Самара: Изд-во «Самарская академия государственного и муниципального управления», 2010. - 165 с.

8. Субботина Л.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4, Т. 2. - С. 295-298.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Иванова Т.В.

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Сургут

Интернет-зависимость стала одной из самых актуальных проблем современного общества, вызывающей обеспокоенность общественно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.