Научная статья на тему 'Психологическая готовность студентов направления «Специальное дефектологическое образование» к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе'

Психологическая готовность студентов направления «Специальное дефектологическое образование» к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONSTITUENT ELEMENTS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS FOR THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / UNIVERSITY STUDY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Воронова Елена Валерьевна

Обозначена актуальность изучения формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Представлены компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности. Описаны содержательные характеристики компонентов психологической готовности студентов. Излагаются результаты лонгитюдного исследования динамики содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. В лонгитюдном исследовании (20122015), проведенном авторами на базе Кемеровского государственного университета, принимали участие 25 студентов направления «Специальное дефектологическое образование». В ходе эмпирического исследования авторами описана динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в зависимости от курса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Ирина Станиславовна, Воронова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Readiness of Defectologic Education Students for Their Professional Activities at Different Stages of their Study at a University

Timeliness of the study of students’ psychological readiness development for their professional activities is shown. Its constituting elements are presented. Profound characteristics of these elements are given. The results of the longitudinal study of dynamics of these characteristics are laid out. 25 defectologic education students took part in the longitudinal study (2012-2015) conducted on the basis of Kemerovo State University. In the course of empirical study the authors described dynamics of profound characteristics of the constituting elements of students’ psychological readiness for their professional activities depending on the year of study.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность студентов направления «Специальное дефектологическое образование» к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе»



Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Серия «Психология»

2015. Т. 13. С. 36-44

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.9

Психологическая готовность студентов направления «Специальное дефектологическое образование» к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе

И. С. Морозова

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово E-mail: [email protected]

Е. В. Воронова

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово E-mail: [email protected]

Аннотация. Обозначена актуальность изучения формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Представлены компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности. Описаны содержательные характеристики компонентов психологической готовности студентов. Излагаются результаты лонгитюдного исследования динамики содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. В лонгитюдном исследовании (20122015), проведенном авторами на базе Кемеровского государственного университета, принимали участие 25 студентов направления «Специальное дефектологическое образование». В ходе эмпирического исследования авторами описана динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в зависимости от курса обучения.

Ключевые слова: компоненты психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, обучение в вузе.

На современном этапе развития общества на рынке труда востребован специалист, обладающий такими качествами, как конкурентоспособность, компетентность, готовность к постоянному профессиональному росту, социальная и профессиональная мобильность. Осуществление подготовки такого специалиста происходит в условиях учреждения высшего образования. Мы считаем, что в условиях вуза необходимо сформировать психологическую готовность у студентов к будущей профессиональной деятельности.

Изучению проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности посвящено достаточное количество работ ученых (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, О. Б. Дмитриева, И. А. Калинина, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкий, Л. В. Лежнина, А. Ф. Линенко, Л. С. Нерсесян, В. Ф. Сафин,

А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, Р. Д. Санжаева, Е. В. Шипилова и др.), но некоторые аспекты данной проблемы еще не исследованы в достаточной мере. Недостаточно изученными остаются вопросы содержания психологической готовности к профессиональной деятельности в период обучения в вузе, структуры психологической готовности к профессиональной деятельности, а также особенности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе [3].

По словам И. А. Филатовой, «содержание высшего профессионального образования педагогов-дефектологов определяется федеральным государственным стандартом по направлению «Специальное дефектологическое образование». В нем отмечается, что современный выпускник наряду с общепрофессиональными должен обладать и общекультурными компетенциями, должен быть готов к социальному взаимодействию, сотрудничеству, обладать профессиональным ценностным мировоззрением и транслировать его в социокультурную среду» [6, с. 153]. Таким образом, студент по окончании профессионального обучения должен иметь профессиональную, личностную и психологическую готовность к трудовой деятельности.

Полагаем, что психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой комплекс индивидуально-психологических качеств личности, содержательно представленных в каждом компоненте: ценностно-мотивационном (целенаправленность, мотивация достижения), синергетиче-ском (ответственное отношение к профессиональным обязанностям, умение принимать решения), личностном (индивидуально-психологические характеристики личности), предметно-функциональном (сформированные профессиональные компетенции), учебно-компетентностном (сформированные общекультурные компетенции) [3].

Эмпирическое исследование проводилось с целью изучения динамики содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе.

Организация исследования. Лонгитюдное исследование осуществлялось с 2012 по 2015 г. на базе социально-психологического факультета ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Выборку исследования составили 25 студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование». В исследовании динамики содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на определенных этапах обучения в вузе нами использовался комплекс методов и методик.

Для изучения содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента применялся тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолик, адаптированный Д. А. Леонтьевым [2] (компонент составили шкалы: «цель», «процесс», «результат», «общий показатель СЖО»); методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса [5] и тест-опросник «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса [5] (в ценностно-мотивационный компонент вошли шкалы «мотивация достижения успеха», «мотивация избегания неудач».

При изучении содержательных характеристик синергетического компонента были использованы следующие методики: тест уровня субъективного контроля (УСК), адаптированный Е. Ф. Бажиным, С. А. Голыкиной, А. А. Эт-киндом [5]; шкалы «принятие решения», «планирование» из методики А. П. Чернявской «Профессиональная готовность» [7]; шкалы «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь» теста (СЖО) [2].

Изучение содержательных характеристик личностного компонента осуществлялось с помощью методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири [1]; методики «Диагностики уровня эмпатии» И. М. Юсупова[1]; шкал «автономность», «информированность», «эмоциональное отношение» из методики А. П. Чернявской «Профессиональная готовность» [7].

Исследование содержательных характеристик предметно-функционального компонента осуществлялось с помощью авторской анкеты «Самооценка общекультурных и профессиональных компетенций». В компонент вошли профессиональные компетенции.

При изучении содержательных характеристик учебно-компетентностного компонента была разработана авторская анкета «Самооценка общекультурных и профессиональных компетенций». В компонент включены общекультурные компетенции.

С целью обеспечения достоверности полученных результатов нами были использованы методы математической статистики, параметрический I-критерий Стьюдента для зависимых выборок [4]. Расчет данного критерия проводился с помощь компьютерной программы обработки статистических данных 81ай8йса 6.0.

Перейдем к обсуждению результатов исследования на примере студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование» (табл. 1, 2, 3, 4, 5).

Таблица 1

Динамика содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности у студентов по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование»

Показатели Средние значения в группах* Значимые различия

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Мотивация избегания неудач 17,40000 18,08000 14,52000 13,350000 2-3

Результат 24,60000 25,20000 26,88000 25,650000 2-3

* Примечание: в таблице указаны результаты с уровнем значимостир < 0,05.

Согласно данным, представленным в табл. 1, динамики в уровне сформи-рованности содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента психологической готовности на 1-м и 2-м курсах обучения выявлено не было, что может свидетельствовать об отсутствии осознания целей профессионального обучения и осмысленности выбранной профессии, о низкой мотивации получения профессиональных знаний, умений. На наш взгляд, это может быть характерно для студентов первого года обучения, которые еще не вполне

осознают целей учебного процесса, не ориентированы на результат, а именно на получение профессиональных знаний для успешного осуществления профессиональных обязанностей.

На 3-м курсе обучения в сравнении со 2-м наблюдается незначительное снижение показателя «мотивация избегания неудач» и незначительное повышение показателя «результат» (табл. 1). Снижение показателя «мотивация избегания неудач» свидетельствует о неуверенности студентов в себе, занижении ими самооценки, уровня притязаний. У студентов к 3-му курсу обучения появляется неуверенность в собственных силах, профессиональных знаниях, что является возрастной нормой развития в данном возрастном периоде. Незначительное повышение показателя «результат» говорит об удовлетворенности достижением поставленных в период обучения целей.

Существенных изменений содержательных характеристик ценностно-мотивационного компонента на 3-м и 4-м курсах обучения выявлено не было (см. табл. 1), что может свидетельствовать о низкой мотивации к выполнению профессиональных обязанностей, о неудовлетворенности достижения поставленных в период обучения целей. На наш взгляд, это объясняется незавершенным личностным и профессиональным самоопределением.

Таблица 2

Динамика содержательных характеристик синергетического компонента психологической готовности у студентов по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование»

Показатели Средние значения в группах* Значимые различия

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Принятие решения 11,350000 12,56000 14,60000 13,400000 2-3

Им 3,650000 3,000000 2,320000 2,600000 3-4

* Примечание: в таблице указаны результаты с уровнем значимостиp < 0,05.

Динамики в уровне сформированности содержательных характеристик синергетического компонента психологической готовности на 1-м и 2-м курсах обучения не выявлено (табл. 2), что характеризует студентов как психологически не готовых к принятию решений, касающихся построения профессионального пути, профессиональной самореализации, вопросов планирования своей жизни.

Наблюдается незначительное повышение показателя «принятие решения» на 3-м курсе обучения в сравнении с 2-м (см. табл. 2), что может свидетельствовать об автономности и самостоятельности в принятии решений, в том числе и профессиональных, готовности нести ответственность за последствия принятых решений.

На 3-м и 4-м курсах обучения получены значимые различия средних значений в изучаемых показателях. Отмечается незначительное повышение показателя «интернальность в области межличностных отношений» (Им) на 4-м курсе обучения в сравнении с 3-м, что может говорить о готовности студентов нести ответственность за свои отношения с окружающими людьми.

В таблице 3 представлена динамика содержательных характеристик личностного компонента психологической готовности. Обнаруживается незначи-

тельное повышение следующих показателей: «подчиняемый», «зависимый», «дружелюбный», «альтруистичный» на 2-м курсе в сравнении с 1-м курсом обучения. Показатель «подчиняемый» и «зависимый» характеризует студентов 2-го курса как более уступчивых, конформных, эмоционально сдержанных людей, склонных честно выполнять свои обязанности, в отличие от студентов 1-го курса. Незначительное повышение показателя «дружелюбный» и «альтруистичный» свидетельствует о готовности студентов 2-го курса к сотрудничеству, компромиссу при решении проблемных ситуаций; студенты способны к оказанию окружающим людям помощи в понимании, сострадании и поддержке, при этом студенты не приносят в жертву свои интересы и стремления.

Таблица 3

Динамика содержательных характеристик личностного компонента психологической готовности у студентов по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование»

Показатели Средние значения в группах* Значимые различия

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

Подчиняемый 5,160000 6,520000 5,600000 4,900000 1-2

Зависимый 4,600000 6,080000 6,450000 6,350000 1-2

Дружелюбный 5,600000 7,560000 6,400000 6,850000 1-2,2-3

Альтруистичный 4,720000 7,920000 7,900000 8,650000 1-2

Эмоц. отношение 12, 20000 13,04000 17,12000 13,68000 2-3, 3-4

Автономность 14,650000 15,550000 16,04000 13,64000 3-4

Информированность 8,100000 9,65000 10,68000 9,16000 3-4

* Примечание: в таблице указаны результаты с уровнем значимостир < 0,05.

Выявлено незначительное повышение показателя «эмоциональное отношение» на 3-м курсе в сравнении со 2-м курсом обучения и незначительное снижение показателя «дружелюбный» на 3-м курсе обучения в сравнении со 2-м курсом (см. табл. 3). Незначительное повышение показателя «эмоциональное отношение» может свидетельствовать об эмоциональной независимости в принятии ответственных учебных и профессиональных решений, о положительной эмоциональной настроенности. Незначительное снижение показателя «дружелюбный» характеризует студентов-логопедов как людей, склонных к сотрудничеству, кооперации, но при этом способных конструктивно отстаивать собственные интересы.

На 4-м курсе в сравнении с 3-м курсом обучения отмечено незначительное снижение следующих показателей: «автономность», «информированность», «эмоциональное отношение» (см. табл. 3). Незначительное снижение показателя «автономность» может свидетельствовать о независимости, самостоятельности студентов 3-го курса по отношению к процессу обучения, в принятии решений в отношении личностного и профессионального развития, профессионального самоопределения. Показатель «информированность», характеризующий уровень осведомленности о будущей профессии, профессиональном пути, с 3-го курса к 4-му курсу обучения незначительно снижается, что может указывать на недостаток информированности о возможных путях профессионально-

го развития. Показатель «эмоциональное отношение» также имеет тенденцию к незначительному снижению на 4-м курсе, что может свидетельствовать о негативном эмоциональном настрое по отношению к процессу обучения, к планированию своего будущего профессионального пути.

Данные, представленные в табл. 4, позволили выявить динамику содержательных характеристик предметно-функционального компонента. На 2-м курсе обучения в сравнении с 1-м наблюдается незначительное уменьшение представленных показателей. Выявленные различия позволяют полагать, что студенты 1-го курса накапливают знания о будущей профессии, у них начинают формироваться профессиональные компетенции, что обеспечит осознанность обучения на старших курсах. Мы отмечаем, что на 1-м курсе обучения в вузе знания в основном теоретические, у студентов нет навыков профессиональной деятельности, первокурсники не могут объективно оценить свои знания, способности.

Таблица 4

Динамика содержательных характеристик предметно-функционального компонента психологической готовности у студентов по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование»

Показатели Средние значения в группах* Значимые различия

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

ПК-1 8,520000 7,480000 8,360000 7,450000 1-2, 2-3

ПК-2 6,550000 7,520000 8,400000 8,000000 2-3

ПК-4 8,600000 7,640000 7,800000 6,150000 1-2

ПК-5 8,240000 6,920000 8,000000 8,600000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-6 8,200000 6,760000 8,120000 8,760000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-7 8,480000 7,320000 6,050000 7,400000 1-2

ПК-8 8,440000 7,040000 8,200000 7,100000 1-2, 2-3

ПК-9 8,080000 6,920000 8,240000 7,700000 1-2, 2-3

ПК-10 8,880000 7,440000 8,040000 8,720000 1-2, 2-3, 3-4

ПК-11 8,120000 7,200000 8,040000 7,650000 1-2, 2-3

ПК-12 7,750000 7,280000 8,240000 7,500000 2-3

ПК-13 6,950000 7,650000 8,360000 8,720000 3-4

ПК-14 8,560000 7,000000 8,120000 9,000000 1-2, 2-3, 3-4

СК-1 2,360000 6,480000 6,520000 9,120000 1-2, 2-3, 3-4

СК-2 3,400000 6,040000 6,120000 8,880000 1-2, 2-3, 3-4

СК-3 2,800000 5,920000 5,880000 8,720000 1-2, 2-3, 3-4

* Примечание: в таблице указаны результаты с уровнем значимостиp < 0,05.

На 2-м году обучения студенты получают больше информации, знаний о будущей профессиональной деятельности в рамках практических занятий, прохождения ознакомительных, учебных практик. Студенты способны реально оценить свои знания, способности. Незначительное снижение показателя «профессиональные компетенции» (ПК) на 2-м курсе, на наш взгляд, свидетельствует именно об адекватной оценке своих знаний, способностей.

Наблюдается незначительное увеличение представленных показателей на 3-м курсе обучения в сравнении с 2-м (см. табл. 4). Выявленные различия мо-

гут свидетельствовать о том, что у студентов 3-го курса продолжают накапливаться знания о будущей профессии, начинают формироваться профессиональные компетенции в рамках практических занятий, прохождения производственных практик, что обеспечит компетентность на следующем курсе обучения.

Следует отметить, что студенты 3-го курса, в отличие от студентов-первокурсников, способны более объективно оценить свои знания, способности, компетенции. Снижение показателей на 2-м курсе и увеличение показателей на 3-м курсе обучения, на наш взгляд, говорит об адекватной оценке студентами своих знаний, умений и способностей.

На 4-м курсе обучения в сравнении с 3-м обнаруживается незначительное увеличение представленных показателей. Отмеченные различия могут свидетельствовать о том, что у студентов 4-го курса продолжают накапливаться знания о будущей профессии, активно формироваться профессиональные компетенции в рамках практических занятий, производственных практик, что обеспечит психологическую готовность к предстоящей профессиональной деятельности. Студенты 4-го курса способны объективно оценить свои знания, способности, мы полагаем, что студенты при оценке компетенций руководствуются не только собственным мнением, но и опираются на мнение и оценку учебной деятельности компетентных специалистов в процессе обучения в вузе.

В таблице 5 представлена динамика содержательных характеристик учеб-но-компетентностного компонента. На 2-м курсе обучения в сравнении с 1-м наблюдается незначительное снижение представленных показателей, что может свидетельствовать о том, что студенты 1-го курса накапливают знания о будущей профессии, что обеспечит в дальнейшем осознанность обучения на старших курсах. На 1-м курсе обучения в вузе знания в основном теоретические, у студентов нет навыков профессиональной деятельности, практического опыта, первокурсники не могут реально оценить свои знания. Высокие показатели на 1-м курсе, на наш взгляд, свидетельствуют о необъективной оценке своих знаний и способностей.

Таблица 5

Динамика содержательных характеристик учебно-компетентностного компонента психологической готовности у студентов по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование»

Показатели Средние значения в группах* Значимые различия

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

ОК-1 6,900000 7,680000 8,920000 7,100000 2-3

ОК-2 5,250000 6,520000 7,560000 8,000000 2-3, 3-4

ОК-3 5,550000 6,000000 7,120000 8,200000 2-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОК-4 5,250000 6,880000 7,640000 8,000000 2-3, 3-4

ОК-5 7,120000 5,400000 7,000000 7,900000 1-2, 2-3

ОК-6 5,250000 6,200000 7,720000 6,600000 2-3

ОК-7 7,840000 6,520000 8,120000 6,450000 1-2, 2-3

ОК-8 6,100000 7,240000 8,160000 7,050000 2-3

* Примечание: в таблице указаны результаты с уровнем значимостир < 0,05.

На 3-м курсе по сравнению со 2-м курсом обучения наблюдается незначительное увеличение данных показателей (см. табл. 5), которое позволяет полагать, что студенты 3-го курса накапливают знания о будущей профессии, что обеспечит в дальнейшем осознанность обучения на старших курсах. По нашему мнению данная тенденция к увеличению показателей можно объяснить тем, что студенты 3-го курса активно занимаются самообразованием, при этом вуз способствует развитию и формированию не только профессиональных знаний, но и общей культуры учащихся.

Наблюдается незначительное увеличение данных показателей на 4-м курсе по сравнению с 3 курсом обучения. Незначительное увеличение данных показателей может свидетельствовать о том, что у студентов к 4-му курсу накоплен практический опыт, знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Эта тенденция обуславливается тем, что студенты 3-го курса активно занимаются саморазвитием, при этом вуз активно способствует их профессиональному развитию, формированию общей культуры учащихся.

Таким образом, компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности имеют динамику содержательных характеристик в зависимости от курса обучения.

В ходе эмпирического исследования нами были описаны особенности формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе. Так, на 1-м курсе обучения начинается формирование психологической готовности к профессиональной деятельности путем приобретения теоретических основ будущей профессии, прохождения ознакомительных практик. На 2-м курсе обучения основу психологической готовности к профессиональной деятельности на данном этапе составляет личностное развитие студентов, умение контролировать себя. У студентов на 3-м курсе в основе психологической готовности к профессиональной деятельности лежит готовность к самообразованию, наличие информированности о возможных путях профессионального развития, автономность, самостоятельность в принятии решений, ответственность за свое существование. На 4-м курсе обучения основу психологической готовности к профессиональной деятельности составляют сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, которые способствуют успешному выполнению профессиональных функций.

В заключение важно отметить, что процесс формирования психологической готовности к профессиональной деятельности не заканчивается по окончании учебного заведения, а продолжается в реальных условиях трудовой деятельности.

Список литературы

1. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.

2. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. -М. : Смысл, 2000. - 18 с.

3. Морозова И. С. Динамика содержательных характеристик компонентов психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности на различных этапах обучения в вузе / И. С. Морозова, Е. В. Воронова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 18. - С. 340-344.

4. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.

5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара : БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.

6. Филатова И. А. Обоснование концепции деонтологической подготовки педаго-гов-дефектологов / И. А. Филатова. - Педагогическое образование в России. - 2011. -№ 4 - С. 153-159.

7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.

Psychological Readiness of Defectologic Education Students for Their Professional Activities at Different Stages of their Study at a University

I. S. Morozova, E. V. Voronova

Kemerovo State University, Kemerovo

Abstract. Timeliness of the study of students' psychological readiness development for their professional activities is shown. Its constituting elements are presented. Profound characteristics of these elements are given. The results of the longitudinal study of dynamics of these characteristics are laid out. 25 defectologic education students took part in the longitudinal study (2012-2015) conducted on the basis of Kemerovo State University. In the course of empirical study the authors described dynamics of profound characteristics of the constituting elements of students' psychological readiness for their professional activities depending on the year of study.

Keywords: constituent elements of psychological readiness of students for their professional activity, university study.

Морозова Ирина Станиславовна доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент. САН ВШ, заведующая, кафедра общей психологии и психологии развития

Кемеровский государственный университет 650043, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6 e-mail: [email protected]

Воронова Елена Валерьевна аспирант, кафедра общей психологии и психологии развития

Кемеровский государственный университет 650043, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6 e-mail: elenavoronova2 [email protected]

Morozova Irina Stanislavovna Doctor of Sciences (Psychology), Professor Corresponding Member Interviewer SAN VS head of the Department of General Psychology and Psychology of Development Kemerovo State University 6, Krasnaya st., Kemerovo, 650043 e-mail: [email protected]

Voronova Elena Valer'evna Postgraduate, Department of General Psychology and Psychology of Development Kemerovo State University 6, Krasnaya st., Kemerovo, 650043 e-mail: elenavoronova2 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.