Научная статья на тему 'Психологическая готовность спортсменов-подростков к соревнованиям'

Психологическая готовность спортсменов-подростков к соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1748
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS FOR COMPETITION / PSYCHOLOGICAL PREPARATION FOR / MENTAL SKILLS / MENTAL PREPARATION / ADOLESCENT ATHLETES / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башлакова-Николаева Татьяна Игоревна

В данной статье рассматривается психологическая готовность к соревнованиям, охватывающая различные понятия и подходы, а также взаимосвязи психологической подготовки спортсмена с формированием иразвитием личностных качеств с учетом особенностей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes psychological preparedness for competitions and covers a variety of concepts and approaches, as well as the interrelationships of psychological preparation of athletes with formation and development their personal psychological qualities, considering the features of adolescence.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность спортсменов-подростков к соревнованиям»

4. Асриян Э. В., Аванесян Г. М. Особенности восприятия времени и их связь с проблемой тревожности. // Межд. конф. «Современные проблемы теор. и прикл. психологии», Ереван, 2013. - с. 354-356.

5. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988. - с.13-21.

6. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М. Прогресс-Традиция, 2006. - с. 5-55.

7. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. - 371с.

8. Коновалова Т. О., Заводчиков Д. П. Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью профессиональной подготовки // Концепт, 2012, № 4 (Апрель). - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1243.htm

9. Оганесян С. В. Основы профессиональной ориентации. Учебно-методическое пособие. Ереван, изд-во ЕГУ, 2014. - 332 с.

10. Психология состояний. Хрестоматия. Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева. Под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. - 608 с.

11. Семенова М. Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2007. - 213 с.

12. Степанян Л. С., Григорян В. Г. Децентри-ческая позиция личности как предиктор эффективности деятельности государственных служащих. // 9-ая год. научн. конф. Сборник научн. статей. Изд-во: РАУ, Ереван, 2015.

13. Цуканов Б. И. Время в психике человека, Одесса, изд-во: Астро-Принт, 2000. - 221 с.

14. Черемискина Н. И. Пространственно-временной аспект образа мира у представителей разнотипных профессий. Автореф на соиск уч. ст. канд. псих. наук, 2008. - 27 с.

15. Allan L.G. The perception of time, Ontario Canada, 340-354.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ К

СОРЕВНОВАНИЯМ

Башлакова-Николаева Татьяна Игоревна

Магистрант Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается психологическая готовность к соревнованиям, охватывающая различные понятия и подходы, а также взаимосвязи психологической подготовки спортсмена с формированием и развитием личностных качеств с учетом особенностей подросткового возраста. ABSTRACT

This article describes psychological preparedness for competitions and covers a variety of concepts and approaches, as well as the interrelationships ofpsychological preparation of athletes with formation and development their personal psychological qualities, considering the features of adolescence.

Ключевые слова: психологическая готовность к соревнованиям, психологическая подготовка к соревнованиям, психологические качества личности, спортивная форма, юные спортсмены.

Key words: psychological preparedness for competition, psychological preparation for , mental skills, mental preparation, adolescent athletes, psychological characteristics.

В последнее время существенно увеличилась нагрузка в спорте высших достижений в связи с возросшим уровнем спортивных состязаний, усилившейся конкуренцией на соревнованиях всех уровней. Благодаря факторам привлекательности этих соревнований для спортсмена по причине их престижности, популярности и внушительной призовой составляющей, а также ранней профессионализации в спортивной деятельности при недостаточной разработанности в отечественной научной литературе темы психологической подготовки спортсменов-подростков к подобным факторам соревновательной деятельности возрастает и напряженность психической активности таких спортсменов.

Решение проблемы психологической готовности к соревнованиям по отношению к спортсменам подросткового возраста важно хотя бы потому, что снижение возраста спортсменов в профессиональной спортивной деятельности приводит к тому, что такая деятельность, являясь ведущей для значительной части

таких спортсменов, определяет формирование их личностей. Поскольку именно в подростковом возрасте происходит активное развитие личности, которое будет определять ее дальнейшее становление, то исследование влияния психологической подготовки на личность спортсмена-подростка может стать решающим в понимании процесса формирования психологических качеств личности спортсмена.

Успешное участие спортсменов в соревновательной деятельности зависит как от уровня их физической, технической и тактической подготовленности, так и от уровня развития психологических качеств, от психологической готовности к состязаниям.

Психологическая подготовка спортсмена — вид деятельности, включающий в себя все многообразие методов, методик, подходов и теорий, целью которых является формирование личности спортсмена, реализация его задатков и способностей для достижения максимального спортивного результата в избранном виде спорта.

Целью данного исследования является теоретическое изучение психологической подготовки, охватывающее различные понятия и подходы к предмету, взаимосвязи психологической подготовки спортсмена с формированием и развитием личностных качеств с учетом особенностей подросткового возраста.

Специфика спорта подразумевает важность конкуренции и победы в соревнованиях и психологическая подготовка спортсмена, наряду с физической, технической и тактической является решающей на пути достижения этой цели. Увеличение конкуренции в спортивных состязаниях способствует усилению психического напряжения спортсмена, что обнаруживает необходимость подготовки психики спортсмена к соревнованиям.

Один из первых отечественных специалистов в теории спорта А.Д. Бутовский подчеркивал ключевую роль конкуренции в спорте: «Всякая работа, поставленная в условия состязания, развивает очень ценные для жизни душевные качества: настойчивость, упорство в достижении цели, мужество, находчивость, уверенность в своих силах и умение им пользоваться» [3, с. 63].

Психологические качества представляют собой более подвижные элементы психики спортсмена, чем черты характера или свойства темперамента спортсмена[9]. К психологическим качествам личности спортсмена относятся эмоциональные, интеллектуальные, волевые, а также мнемические и сенсорные качества.

Исходя из вышеуказанного, встает вопрос, какие именно психологические качества подлежат развитию для успешного участия в соревнованиях и эффективного достижения состояния психологической готовности.

Состояние спортивной формы является результатом сложной многоуровневой физической, тактической и технической подготовки спортсмена. Кроме того, настроенность спортсмена на демонстрацию высоких результатов связана с психологической составляющей спортивной формы, а именно с психологической готовностью к соревнованиям.

В отечественной научной психологической литературе существуют различные подходы к понятию готовности к соревнованиям: А.Ц. Пуни говорит о готовности к соревнованию, А.В. Алексеев об оптимальном боевом состоянии спортсмена[1].

Несмотря на расхождения в терминологическом аппарате, разные авторы имеют схожие или идентичные мнения по поводу содержания понятия психологической готовности к соревнованиям. Наиболее емкое определение названного состояния дано Е.П. Ильиным: «устойчивое, длящееся несколько дней состояние, отражающее возникновение цели, направляющей сознание спортсмена на достижение высокого результата, и готовность бороться с любыми трудностями на предстоящих соревнованиях»[6].

Согласно определению, предложенному А.Ц. Пуни, психологическая готовность — это «психическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели»[9, с. 28].

Некоторые ученые относят к содержанию психологической готовности к соревнованию субъективные психологические характеристики личностных качеств, целеполагание (этапное и перспективное), уверенность в собственном успехе, умение самостоятельной регуляции психического состояния в экстремальных условиях спортивной деятельности, адекватную самооценку[2], а также наличие волевых качеств — выдержки, целеустремленности, решительности, самообладания, упорства и терпеливости.

Согласно исследованию А.Б. Ильина положительное влияние на готовность к соревновательной деятельности оказывают: «эмоциональная устойчивость, психологическая гибкость, смелость, общительность, коллективизм, совестливость, юмор, демонстративность, доминантность, приобретательство, сексуальность, игровой потенциал, оптимизм», а отрицательное влияние на готовность к соревнованиям оказывают «невротичность, напряженность, депрессия, чувство вины. А также с меньшим влиянием агрессивность, страх, подозрительность, мечтательность, изменчивость настроения, сверхчувствительность, возбудимость, пессимизм»[4, с. 25].

Таким образом, состояние психологической готовности спортсмена к состязаниям характеризуется наличием у спортсмена в предсоревновательный момент следующих качеств:

1. уверенность в себе;

2. эмоциональная устойчивость;

3. адекватная самооценка;

4. способность осуществлять саморегуляцию собственных психических состояний в условиях кризисной ситуации;

5. способность мобилизовать силы и реализовать резервные возможности своего организма с целью достижения наибольшего результата;

6. концентрация внимания;

7. волевые качества личности.

Коррекция, развитие указанных качеств личности позволяет повышать психологическую готовность к соревновательной деятельности.

Для подготовки спортсмена к напряженным условиям соревнований требуется применять систему разнообразных психологических воздействий, которая должна сопровождать все виды тренировок: физическую, техническую, тактическую и теоретическую. Система психологических воздействий в тренировочном процессе, распространяющаяся на все виды тренировок (физической, тактической, психологической и прочих) можно назвать психологической подготовкой спортсмена в широком смысле.

Согласно определению А.Л. Попова под психологической подготовкой понимается обширный круг действий тренеров и спортсменов, направленных на формирование и развитие психических качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях [8].

Психологическая подготовка спортсменов к состязаниям традиционно разделяется на общую и специальную подготовку.

Общая психологическая подготовка к соревновательной деятельности происходит в течение всего

тренировочного года. В ходе вышеуказанной подготовки вырабатываются соревновательная и предсорев-новательная эмоциональная устойчивость, высокий уровень мотивации, а также самоконтроль, саморегуляция в обстановке высокой конкуренции.

Специальная психологическая подготовка направлена на развитие таких психических качеств и свойств спортсменов, которые способствуют достижению результата в предопределённых условиях спортивной деятельности и включает в себя подготовку к определенным соревнованию, противнику, ситуации, состоянию.

Специальная психическая боевая готовность к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, направленностью на успех, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, а также способностью умело выполнять во время выступления действия, необходимые для победы формируется как раз в рамках психологической подготовки к определенным турнирам, противникам, ситуациям и состояниям.

Значительную роль в специальной психологической подготовке спортсмена к соревнованию играет так называемая психологическая разведка, которая направлена на сбор достаточной и достоверной информации о предстоящем соревновании, соперниках, их тренированности, слабых и сильных сторонах. Кроме этого, к психологической разведке в подготовке к соревнованию относится предусмотрение приемов саморегуляции потенциально возможных неблагоприятных внутренних состояний[10].

Сбор необходимой информации об условиях будущего соревнования — это начальный этап психологической подготовки, позволяющий моделировать тот уровень тренированности в целом и психологической готовности в частности, которых должен достигнуть спортсмен к началу соревнования. Отсутствие необходимой информации негативно влияет на достижение состояния психической готовности к соревнованию.

Также необходим сбор информации и последующее ее уточнение и дополнение о самом тренируемом, в том числе о его психологических качествах путем применения многообразия методов диагностики, в том числе наблюдения, бесед, анкет, комплексных личностных опросников.

Регулярная психодиагностика спортсмена позволит получить наиболее полное представление о его психологических качествах и поможет спрогнозировать его поведение в экстремальных условиях соревнований.

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям должна отвечать потребностям этого спортсмена в развитии необходимых ему качеств, а также должна учитывать особенности, присущие возрастному периоду развития человека и соответственно корректироваться в зависимости от происходящих изменений.

Учитывая особенности подросткового возраста можно выделить следующие задачи психологической подготовки спортсмена-подростка к соревнованиям:

1. создание уверенности в своих силах и повышение самооценки;

2. овладение умением управлять своими эмоциями;

3. овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований;

4. совершенствование свойств внимания;

5. формирование морально-волевых качеств;

6. овладение умением мобилизовывать силы для решения задач во время кризисных ситуаций;

8. снятие избыточного психического напряжения перед соревнованием и во время выступления;

9. психогигиена усталости.

В заключении можно сделать следующие выводы:

1. Состояние психологической готовности к состязаниям характеризуется наличием у спортсмена в предсоревновательный момент определенных психологических качеств. Коррекция указанных качеств позволяет повышать психологическую готовность к соревновательной деятельности.

2. При подготовке спортсменов-подростков к соревнованиям следует использовать методы и средства психологической подготовки с учетом потребностей и особенностей, присущим спортсменам подросткового возраста.

Список использованной литературы

1. Алексеев А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.

2. Бабаян А.А. Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата (На примере тяжелой атлетики). Дис. канд. психол. наук. Москва. РГБ, 2002. 187 с.

3. Бутовский А. Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах, Собр. соч.: в 4 т. — К.: Олимп. лит., 2009. — Т. 1. 277—334 с.

4. Гордон С.М., Ильин А.Б. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств//Теория и практика физической культуры. 2003. N2. - 24-26

5. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПБ.: Питер, 2008. - 352 с.

6. Ильин Е.П. Состояние наивысшей готовности и работоспособности спортсмена//Спортивная психология в трудах отечественных специалистов под ред. И. П. Волкова. СПб.::Питер, 2002. 253-260 с.

7. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов инновационные технологии. Издательство: Центр инновационных спортивных технологий Москомспорта, 2008. 114 с.

8. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2013. 219 с.

9. Практикум по спортивной психологии под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288 с.

10. Пуни А.Ц. О психологической разведке в подготовке к соревнованию, Спортивная психология в трудах отечественных специалистов под ред. И. П. Волкова. СПб.:Питер, 2002. 246-250 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.