4. Асриян Э. В., Аванесян Г. М. Особенности восприятия времени и их связь с проблемой тревожности. // Межд. конф. «Современные проблемы теор. и прикл. психологии», Ереван, 2013. - с. 354-356.
5. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988. - с.13-21.
6. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М. Прогресс-Традиция, 2006. - с. 5-55.
7. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. - 371с.
8. Коновалова Т. О., Заводчиков Д. П. Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью профессиональной подготовки // Концепт, 2012, № 4 (Апрель). - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1243.htm
9. Оганесян С. В. Основы профессиональной ориентации. Учебно-методическое пособие. Ереван, изд-во ЕГУ, 2014. - 332 с.
10. Психология состояний. Хрестоматия. Составители Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева. Под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. - 608 с.
11. Семенова М. Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2007. - 213 с.
12. Степанян Л. С., Григорян В. Г. Децентри-ческая позиция личности как предиктор эффективности деятельности государственных служащих. // 9-ая год. научн. конф. Сборник научн. статей. Изд-во: РАУ, Ереван, 2015.
13. Цуканов Б. И. Время в психике человека, Одесса, изд-во: Астро-Принт, 2000. - 221 с.
14. Черемискина Н. И. Пространственно-временной аспект образа мира у представителей разнотипных профессий. Автореф на соиск уч. ст. канд. псих. наук, 2008. - 27 с.
15. Allan L.G. The perception of time, Ontario Canada, 340-354.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ К
СОРЕВНОВАНИЯМ
Башлакова-Николаева Татьяна Игоревна
Магистрант Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», Москва
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается психологическая готовность к соревнованиям, охватывающая различные понятия и подходы, а также взаимосвязи психологической подготовки спортсмена с формированием и развитием личностных качеств с учетом особенностей подросткового возраста. ABSTRACT
This article describes psychological preparedness for competitions and covers a variety of concepts and approaches, as well as the interrelationships ofpsychological preparation of athletes with formation and development their personal psychological qualities, considering the features of adolescence.
Ключевые слова: психологическая готовность к соревнованиям, психологическая подготовка к соревнованиям, психологические качества личности, спортивная форма, юные спортсмены.
Key words: psychological preparedness for competition, psychological preparation for , mental skills, mental preparation, adolescent athletes, psychological characteristics.
В последнее время существенно увеличилась нагрузка в спорте высших достижений в связи с возросшим уровнем спортивных состязаний, усилившейся конкуренцией на соревнованиях всех уровней. Благодаря факторам привлекательности этих соревнований для спортсмена по причине их престижности, популярности и внушительной призовой составляющей, а также ранней профессионализации в спортивной деятельности при недостаточной разработанности в отечественной научной литературе темы психологической подготовки спортсменов-подростков к подобным факторам соревновательной деятельности возрастает и напряженность психической активности таких спортсменов.
Решение проблемы психологической готовности к соревнованиям по отношению к спортсменам подросткового возраста важно хотя бы потому, что снижение возраста спортсменов в профессиональной спортивной деятельности приводит к тому, что такая деятельность, являясь ведущей для значительной части
таких спортсменов, определяет формирование их личностей. Поскольку именно в подростковом возрасте происходит активное развитие личности, которое будет определять ее дальнейшее становление, то исследование влияния психологической подготовки на личность спортсмена-подростка может стать решающим в понимании процесса формирования психологических качеств личности спортсмена.
Успешное участие спортсменов в соревновательной деятельности зависит как от уровня их физической, технической и тактической подготовленности, так и от уровня развития психологических качеств, от психологической готовности к состязаниям.
Психологическая подготовка спортсмена — вид деятельности, включающий в себя все многообразие методов, методик, подходов и теорий, целью которых является формирование личности спортсмена, реализация его задатков и способностей для достижения максимального спортивного результата в избранном виде спорта.
Целью данного исследования является теоретическое изучение психологической подготовки, охватывающее различные понятия и подходы к предмету, взаимосвязи психологической подготовки спортсмена с формированием и развитием личностных качеств с учетом особенностей подросткового возраста.
Специфика спорта подразумевает важность конкуренции и победы в соревнованиях и психологическая подготовка спортсмена, наряду с физической, технической и тактической является решающей на пути достижения этой цели. Увеличение конкуренции в спортивных состязаниях способствует усилению психического напряжения спортсмена, что обнаруживает необходимость подготовки психики спортсмена к соревнованиям.
Один из первых отечественных специалистов в теории спорта А.Д. Бутовский подчеркивал ключевую роль конкуренции в спорте: «Всякая работа, поставленная в условия состязания, развивает очень ценные для жизни душевные качества: настойчивость, упорство в достижении цели, мужество, находчивость, уверенность в своих силах и умение им пользоваться» [3, с. 63].
Психологические качества представляют собой более подвижные элементы психики спортсмена, чем черты характера или свойства темперамента спортсмена[9]. К психологическим качествам личности спортсмена относятся эмоциональные, интеллектуальные, волевые, а также мнемические и сенсорные качества.
Исходя из вышеуказанного, встает вопрос, какие именно психологические качества подлежат развитию для успешного участия в соревнованиях и эффективного достижения состояния психологической готовности.
Состояние спортивной формы является результатом сложной многоуровневой физической, тактической и технической подготовки спортсмена. Кроме того, настроенность спортсмена на демонстрацию высоких результатов связана с психологической составляющей спортивной формы, а именно с психологической готовностью к соревнованиям.
В отечественной научной психологической литературе существуют различные подходы к понятию готовности к соревнованиям: А.Ц. Пуни говорит о готовности к соревнованию, А.В. Алексеев об оптимальном боевом состоянии спортсмена[1].
Несмотря на расхождения в терминологическом аппарате, разные авторы имеют схожие или идентичные мнения по поводу содержания понятия психологической готовности к соревнованиям. Наиболее емкое определение названного состояния дано Е.П. Ильиным: «устойчивое, длящееся несколько дней состояние, отражающее возникновение цели, направляющей сознание спортсмена на достижение высокого результата, и готовность бороться с любыми трудностями на предстоящих соревнованиях»[6].
Согласно определению, предложенному А.Ц. Пуни, психологическая готовность — это «психическое состояние спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели»[9, с. 28].
Некоторые ученые относят к содержанию психологической готовности к соревнованию субъективные психологические характеристики личностных качеств, целеполагание (этапное и перспективное), уверенность в собственном успехе, умение самостоятельной регуляции психического состояния в экстремальных условиях спортивной деятельности, адекватную самооценку[2], а также наличие волевых качеств — выдержки, целеустремленности, решительности, самообладания, упорства и терпеливости.
Согласно исследованию А.Б. Ильина положительное влияние на готовность к соревновательной деятельности оказывают: «эмоциональная устойчивость, психологическая гибкость, смелость, общительность, коллективизм, совестливость, юмор, демонстративность, доминантность, приобретательство, сексуальность, игровой потенциал, оптимизм», а отрицательное влияние на готовность к соревнованиям оказывают «невротичность, напряженность, депрессия, чувство вины. А также с меньшим влиянием агрессивность, страх, подозрительность, мечтательность, изменчивость настроения, сверхчувствительность, возбудимость, пессимизм»[4, с. 25].
Таким образом, состояние психологической готовности спортсмена к состязаниям характеризуется наличием у спортсмена в предсоревновательный момент следующих качеств:
1. уверенность в себе;
2. эмоциональная устойчивость;
3. адекватная самооценка;
4. способность осуществлять саморегуляцию собственных психических состояний в условиях кризисной ситуации;
5. способность мобилизовать силы и реализовать резервные возможности своего организма с целью достижения наибольшего результата;
6. концентрация внимания;
7. волевые качества личности.
Коррекция, развитие указанных качеств личности позволяет повышать психологическую готовность к соревновательной деятельности.
Для подготовки спортсмена к напряженным условиям соревнований требуется применять систему разнообразных психологических воздействий, которая должна сопровождать все виды тренировок: физическую, техническую, тактическую и теоретическую. Система психологических воздействий в тренировочном процессе, распространяющаяся на все виды тренировок (физической, тактической, психологической и прочих) можно назвать психологической подготовкой спортсмена в широком смысле.
Согласно определению А.Л. Попова под психологической подготовкой понимается обширный круг действий тренеров и спортсменов, направленных на формирование и развитие психических качеств личности спортсменов, необходимых для успешной тренировочной деятельности и выступления в соревнованиях [8].
Психологическая подготовка спортсменов к состязаниям традиционно разделяется на общую и специальную подготовку.
Общая психологическая подготовка к соревновательной деятельности происходит в течение всего
тренировочного года. В ходе вышеуказанной подготовки вырабатываются соревновательная и предсорев-новательная эмоциональная устойчивость, высокий уровень мотивации, а также самоконтроль, саморегуляция в обстановке высокой конкуренции.
Специальная психологическая подготовка направлена на развитие таких психических качеств и свойств спортсменов, которые способствуют достижению результата в предопределённых условиях спортивной деятельности и включает в себя подготовку к определенным соревнованию, противнику, ситуации, состоянию.
Специальная психическая боевая готовность к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, направленностью на успех, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, а также способностью умело выполнять во время выступления действия, необходимые для победы формируется как раз в рамках психологической подготовки к определенным турнирам, противникам, ситуациям и состояниям.
Значительную роль в специальной психологической подготовке спортсмена к соревнованию играет так называемая психологическая разведка, которая направлена на сбор достаточной и достоверной информации о предстоящем соревновании, соперниках, их тренированности, слабых и сильных сторонах. Кроме этого, к психологической разведке в подготовке к соревнованию относится предусмотрение приемов саморегуляции потенциально возможных неблагоприятных внутренних состояний[10].
Сбор необходимой информации об условиях будущего соревнования — это начальный этап психологической подготовки, позволяющий моделировать тот уровень тренированности в целом и психологической готовности в частности, которых должен достигнуть спортсмен к началу соревнования. Отсутствие необходимой информации негативно влияет на достижение состояния психической готовности к соревнованию.
Также необходим сбор информации и последующее ее уточнение и дополнение о самом тренируемом, в том числе о его психологических качествах путем применения многообразия методов диагностики, в том числе наблюдения, бесед, анкет, комплексных личностных опросников.
Регулярная психодиагностика спортсмена позволит получить наиболее полное представление о его психологических качествах и поможет спрогнозировать его поведение в экстремальных условиях соревнований.
Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям должна отвечать потребностям этого спортсмена в развитии необходимых ему качеств, а также должна учитывать особенности, присущие возрастному периоду развития человека и соответственно корректироваться в зависимости от происходящих изменений.
Учитывая особенности подросткового возраста можно выделить следующие задачи психологической подготовки спортсмена-подростка к соревнованиям:
1. создание уверенности в своих силах и повышение самооценки;
2. овладение умением управлять своими эмоциями;
3. овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований;
4. совершенствование свойств внимания;
5. формирование морально-волевых качеств;
6. овладение умением мобилизовывать силы для решения задач во время кризисных ситуаций;
8. снятие избыточного психического напряжения перед соревнованием и во время выступления;
9. психогигиена усталости.
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Состояние психологической готовности к состязаниям характеризуется наличием у спортсмена в предсоревновательный момент определенных психологических качеств. Коррекция указанных качеств позволяет повышать психологическую готовность к соревновательной деятельности.
2. При подготовке спортсменов-подростков к соревнованиям следует использовать методы и средства психологической подготовки с учетом потребностей и особенностей, присущим спортсменам подросткового возраста.
Список использованной литературы
1. Алексеев А. В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.
2. Бабаян А.А. Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата (На примере тяжелой атлетики). Дис. канд. психол. наук. Москва. РГБ, 2002. 187 с.
3. Бутовский А. Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах, Собр. соч.: в 4 т. — К.: Олимп. лит., 2009. — Т. 1. 277—334 с.
4. Гордон С.М., Ильин А.Б. Оценка личности спортсменов разных специализаций и квалификаций (на примере циклических, игровых видов и спортивных единоборств//Теория и практика физической культуры. 2003. N2. - 24-26
5. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПБ.: Питер, 2008. - 352 с.
6. Ильин Е.П. Состояние наивысшей готовности и работоспособности спортсмена//Спортивная психология в трудах отечественных специалистов под ред. И. П. Волкова. СПб.::Питер, 2002. 253-260 с.
7. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов инновационные технологии. Издательство: Центр инновационных спортивных технологий Москомспорта, 2008. 114 с.
8. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 2013. 219 с.
9. Практикум по спортивной психологии под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
10. Пуни А.Ц. О психологической разведке в подготовке к соревнованию, Спортивная психология в трудах отечественных специалистов под ред. И. П. Волкова. СПб.:Питер, 2002. 246-250 с.