Научная статья на тему 'Психологическая готовность родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья'

Психологическая готовность родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ОБЩАЯ ГОТОВНОСТЬ / GENERAL READINESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS / СИТУАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / SITUATIONAL READINESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тубеева Фиалета Казбековна, Заоева Нелля Касполатовна, Цгоев Сослан Таймуразович

В последнее время в России ведется деятельная политика по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, оказывается существенная материальная и психологическая помощь семьям, имеющим детей инвалидов. В статье анализируются психологические особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается влияние внутрисемейных отношений на социализацию данной категории детей, выявляются методы и средства установления контактов и психологического сопровождения детей и родителей, устанавливаются мотивационные, волевые, психологические, познавательные и эмоциональные компоненты психологической готовности родителей к воспитанию детей-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тубеева Фиалета Казбековна, Заоева Нелля Касполатовна, Цгоев Сослан Таймуразович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologycal readiness of parents for education of children with disabled health opportunities

Recently active policy in relation to children with disabilities has been conducted in Russia. Substantial material and psychological assistance is provided to families with children with disabilities. In the article psychological features of the upbringing of children with disabilities are analyzed, the influence of family relationships on the socialization of this category of children is examined, methods and means of establishing contacts and psychological accompaniment of children and parents are revealed, motivational, volitional, psychological, cognitive and emotional components of the parents' education of disabled children.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья»

28. Шерайзина Р.М. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника / Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Донина И.А., Зиновьева С.Д., Тращенкова С.А. // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: Коллективная монография. - Ульяновск, 2017. С. 82-90.

29. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Тращенкова С.А., Донина И.А. Развитие детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // В книге: Психолого-педагогические особенности семьи XXI века отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2016. С. 245-254.

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования Тубеева Фиалета Казбековна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ);

старший преподаватель кафедры дефектологического образования Заоева Нелля Касполатовна

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ);

магистрант кафедры дефектологического образования по направлению подготовки

Психолого-педагогическое образование / профиль: Психолого-педагогическое

сопровождение обучающихся с ОВЗ Цгоев Сослан Таймуразович

Северо-Осетинский государственный педагогический институт (г. Владикавказ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В последнее время в России ведется деятельная политика по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, оказывается существенная материальная и психологическая помощь семьям, имеющим детей инвалидов. В статье анализируются психологические особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается влияние внутрисемейных отношений на социализацию данной категории детей, выявляются методы и средства установления контактов и психологического сопровождения детей и родителей, устанавливаются мотивационные, волевые, психологические, познавательные и эмоциональные компоненты психологической готовности родителей к воспитанию детей-инвалидов.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитание, общая готовность, психологическая готовность, ситуационная готовность, психологическое сопровождение.

Annotation. Recently active policy in relation to children with disabilities has been conducted in Russia. Substantial material and psychological assistance is provided to families with children with disabilities. In the article psychological features of the upbringing of children with disabilities are analyzed, the influence of family relationships on the socialization of this category of children is examined, methods and means of establishing contacts and psychological accompaniment of children and parents are revealed, motivational, volitional, psychological, cognitive and emotional components of the parents' education of disabled children.

Keywords: children with disabilities, upbringing, general readiness, psychological readiness, situational readiness, psychological support.

Введение. На сегодняшний день стало бесспорным, что уровень благополучия семьи и детства обуславливают глубокий кризис состояния общества, значительные перебои в развитии социальной политики страны. Кардинальные изменения в стране, связанные с трансформацией всех сфер жизнедеятельности людей, существенно усложнили социальные проблемы населения. Это отразилось, в первую очередь, на состояние самого незащищенного слоя населения, среди которых - дети с ограниченными возможностями здоровья, а также на семьях, воспитывающих детей-инвалидов. В России, как и во всех других государствах, на фоне сокращения общей численности населения, значительно выросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще рождаются дети с врожденными психическими или физическими аномалиями, соматическими недостатками в здоровье, дефектами интеллекта и другими серьезными заболеваниями. При этом воспитание детей-инвалидов имеет свои специфические особенности. Сегодня численность таких детей составляет около 10% среди всех новорожденных. Предположительный рост количества детей-инвалидов вызывает тревожные психологические, социальные, культурные, экономические и социологические проблемы как для самих детей-инвалидов и их семей, так и для государства в целом. На плечи родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, ложится трудное бремя забот не только материального или финансового, но и психологического, физического и морального характера.

Формулировка цели статьи. От своевременности понимания причин трудностей, от верности принятых решений, от способности реализовать позитивные намерения, т. е. от решения конкретных проблем, возникающих в жизни, зависит будущее ребенка и его близких. В последние годы отношение к детям-инвалидам со стороны российских властей и обывателей изменилось к лучшему. Сейчас Россия позиционирует себя как страна, все граждане которой имеют равные возможности. Однако на практике многое оказывается иным. Семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо оказывать социально-педагогическую, психологическую и материальную поддержку. Для того чтобы эта поддержка была наиболее результативной и своевременной, нужно начать работу с диагностики существующих проблем в семьях, воспитывающих детей инвалидов. В выявлении этих проблем и механизмов их решения заключается основная цель нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Проблема психологической готовности родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время приобрел весьма актуальный характер. В России, как и во всем мире. Возросло численность детей, имеющих различные нарушения в психическом, физическом, физиологическом и соматическом здоровье. В связи с этим, родители, воспитывающие детей-инвалидов, должны быть психологически подготовленными к разнообразным проблемам, возникающим при их воспитании. Вопросами психологического сопровождения

семей, воспитывающих детей с ограниченными физическими и психическими возможностями основательно занимаются такие ученые, как: Н.Ф. Дементьева, З.Ж. Жаназарова, О.Б. Завивалкина, Ж.А. Нурбекова Д.В. Стороженко, Б.А. Сырникова, А.И. Шевченко, активно участвующие в исследовании проблем непонимания родителями своей значимости в воспитании детей-инвалидов, в их социализации.

Одним из основных факторов в вырабатывании индивидуально-личностных особенностей ребенка и стиля его поведения выступает характер сформировывающихся отношений между родителями и детьми. Нескладывающиеся взаимоотношения родителей с ребенком на разных периодах его развития имеют отрицательные последствия для укрепления психического и соматического здоровья ребенка, формирования его характера и индивидуальности. Одним из возможных механизмов преодоления таких негативных последствий выступает развитие психологической готовности родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическая готовность человека является одной из составляющих общей готовности к деятельности, определяемая разнообразными факторами. В структуре психологической готовности, как отмечают некоторые ученые (М.И. Бекоева [1], Н.М. Иовчук [6], Ж.М. Созаева [9], В.В. Ткачева [12]), выделяют общую (продолжительную) и ситуативную (преходящую) готовность. Продолжительная готовность представляет собой комплекс ранее приобретенных установок, знаний, навыков, умений, мотивов деятельности. На основе этих параметров зарождается психологическая готовность к выполнению тех или иных предстоящих задач деятельности, плавно переходя в ситуационную готовность. Она представляет собой мобилизацию и активизацию всего потенциала, развитие психологических возможностей для эффективных действий в настоящее время. Ситуативная готовность проявляется в виде целостного динамического состояния личности, внутренняя установка на определенное поведение, направленность всех сил на активные и целенаправленные действия. Как целостные образования, общая и ситуационная готовности включают следующие психологические компоненты:

а) мотивационный компонент - потребность в успешном выполнении поставленных задач, интерес к плодотворной деятельности, стремление добиться успехов и т. д.;

б) познавательный компонент - осознание обязанностей, постановка задачи, оценка значимости выполняемых действий, определение методов, средств и приемов достижения поставленной цели;

в) эмоциональный компонент - чувство ответственности, достоверность в успехе, надежность, воодушевление, увлеченность;

г) волевой компонент - управление своей волей и мобилизация сил для решения поставленных задач, сосредоточивание на условиях и цели задачи, абстрагирование от мешающих воздействий, преодоление сомнительных моментов.

Психологическая готовность личности, особенно к успешным действиям в экстремальных ситуациях, складывается из его индивидуальных особенностей, степени подготовленности человека, объема имеющейся информации, наличия времени и средств для снижения тяжести экстремальной ситуации, полноты информации о результативности принимаемых действий. Анализ поведения людей в чрезвычайных ситуациях показывает (О.Б. Завивалкина, А.И. Шевченко), что наиболее мощным раздражителем, приводящим к неправильным действиям, является именно недостаточный объем информации. Чрезвычайно важным приемом для преодоления этого явления может быть перемена хода протекания данного процесса [5, с. 69-71].

Психологическую готовность родителей к воспитанию детей-инвалидов в нашей статье мы определяем как систему психологических характеристик субъектов воспитания, обеспечивающую успешное развитие и социализацию детей-инвалидов. Воспитание, при этом, предполагает целенаправленное формирование личности ребенка в целях подготовки его к активному полноценному участию в жизни гражданского общества в соответствии с социокультурными нормами поведения и деятельности.

Исследования за последние десять лет (О.Ю. Буторина, З.Ж. Жаназарова, Ж.А. Нурбекова, К.А. Руссу, В.В. Ткачева Т.Г. Феоктистова и др.) значительно расширили знания о воздействии семьи на социальное и эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья [3; 4; 12; 13]. Основные направления формирования готовности родителей к результативному взаимодействию с детьми, нуждающиеся в психологической и моральной поддержке, нашли отражение в современных исследованиях Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Сырниковой, Д.В. Стороженко, Н.Д. Шматко и др.

Психологическая защита предполагает так называемая «невидимая скорлупа», психологическое новообразование, всегда закрытое от внедрения в сознание человека травмирующих впечатлений и эмоций. В него содержаться чрезвычайно нежелательное, весьма разрушительное состояние, ощущение: чувство вины, гнева, страха, обиды и т.д. Эти ощущения заряжены очень сильной энергетикой и имеют враждебную направленность. Поэтому, существует необходимость оберегать свою «психологическую защиту», чтобы она не расслабляла со временем. Это очень утомительная работа и требует больших внутренних затрат. Такое состояние личности также изменяет представление родителей, мешает регулировать свое поведение, отрывает от реальных фактов, сдвигает акценты социальных ролей в семье, заводит семью в тупиковое состояние. Такая защитно-оборонительная модель поведения выражается в двух видах: пассивно-негативном и агрессивно-неодобряемом. Родители детей с ограничениями здоровья применяют механизмы замещения и отвержения, чтобы убедить себя и свою семью в собственной успешности, которое для любого человека выступает генератором его развития. Более 70% родителей склонны переоценивать способности своих маленьких детей, а около 25% недооценивают реальные способности детей. И лишь 5% родителей справедливо оценивают способности своих детей. Стало быть, большинство из них нуждаются в содействии специалиста.

В настоящее время интерес к проблемам поддержки детей с определенными нарушениями интеллекта существенно вырос. Разрабатываются новые приемы и технологии работы с такой категорией детей, раскрываются их реальные возможности к интеграции в гражданское общество. Об этом четко сказано в «Типовом положении о специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и в «Инструктивном письме Министерства образования РФ (№3 от 26.12.2000)».

«Согласно этим документам, в коррекционных учреждениях VIII вида должны создаваться и функционировать классы для этой категории детей. Кроме того, в последние годы в большинстве регионов РФ открыты реабилитационные центры для детей с умеренно и тяжело выраженной интеллектуальной

недостаточностью. Но таких центров катастрофически не хватает, и это еще один барьер, который предстоит преодолеть родителям и их детям по окончании школы» [11].

Рассмотренные психологические характеристики семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, ориентируют специалистов на исследование специфики внутрисемейных отношений, а также на формирование способности к установлению контактов и умения психологического сопровождения на ранних этапах развития, как детей, так и их родителей. Многие родители, имеющие детей с психическими и физическими отклонениями в развитии, не уделяют должного внимания тому, что коррекционно-развивающая система обучения имеет для таких детей определенные преимущества перед традиционной системой общего образования.

Глубокий непрерывный психологический контакт с детьми, особенно с ограниченными возможностями здоровья, - это, то необходимое требование к воспитанию, которое в равной мере рекомендовано всем родителям. Чувства и переживания контактов с родителями, как психологических, так и телесных, дают возможность детям почувствовать и понять родительскую приверженность, любовь, привязанность и попечение. «Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, пишут многие ученые (Н.Ф. Дементьева, Б.А. Сырникова, Д.В. Стороженко), так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными трудностями поведения и развития. Психологи утверждают, что трудные, непослушные, непоседливые, агрессивные, несчастные дети - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье» [10].

Изучение особенностей психического состояния родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, может помочь выявить основные качественные характеристики личности, которыми должны обладать родители для целенаправленного воспитания своего ребенка.

В процессе воспитания важная роль принадлежит родительской позиции (Н.М. Иовчук, К.А. Руссу, Л.С. Ковалюк, Р.Ф. Салахов), включающей такие ведущие компоненты, как характер эмоционального отношения родителя к ребенку; мотивация, ценности и приоритеты родительства; стили взаимоотношений между родителями и детьми; механизмы разрешения конфликтных ситуаций; тип семейного воспитания; контроль со стороны социальных институтов [4; 7; 8].

Психологическая поддержка родителей - довольно сложная работа. Часто родители настолько уверены в своей компетентности, что в случае возникновения проблемных ситуаций в их отношениях с детьми обвиняют школу и общественные институты, мыслей они не допускают признания ошибочности своих действий, чувств, взаимоотношений в семье. Благодаря этому внутри семьи не распределяется равномерно воспитательная деятельность между матерью и отцом. Чаще всего воспитанием, эмоциональным общением с ребенком занимаются матери, а отцы делают это по настроению или вообще не делают. В результате в семье наблюдается беспорядочное воздействие, а родительское участие в воспитании редко выступает для ребенка единым целостным процессом.

Выводы. Таким образом, мы пришли к выводу, что родители обязаны быть внимательными к своим детям и не скупиться на эмоции, добрые и заботливые отношения; стараться проявлять взаимную открытость; вырабатывать способности сотрудничать с детьми на основе «субъект - субъектных» отношений; развивать конструктивные способы взаимодействия; максимально понимать собственного ребенка, его потребности и интересы; развивать уверенность в своих возможностях; оптимизировать навыки работать с детьми в одной команде; усиливать чувства доверия и взаимопонимания с детьми. Из этого следует, что готовность родителей к психологической поддержке детей является важной составляющей успешного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так как основная функция семьи заключается в целенаправленном воспитании подрастающего поколения в соответствии с общепринятыми нормами социального поведения. Основными задачами семьи выступают формирование первоочередной потребности ребенка - потребности в социальном благополучии; воспитание беспрецедентного доверия к окружающей действительности; осмысления и принятия своей социальной роли в обществе. Поэтому родители обязаны более конфиденциально относится к своим детям с ограниченными возможностями здоровья, психологам и социальным педагогам, которые готовы оказать необходимую профессиональную помощь и поддержку.

Литература:

1. Бекоева М.И. Механизмы развития творческих способностей младших школьников // Современный ученый. 2017. Т. 1. №1. С. 190-193.

2. Бекоева М.И. Формирование лидерских качеств у старшеклассников как педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-4. С. 77-83.

3. Буторина О.Ю. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. №5. С. 45-47.

4. Жаназарова З.Ж. Нурбекова Ж.А. Социальная работа с семьей и детьми: учебное пособие. Алматы: КНУ им. аль-Фараби. 2014. 140 с.

5. Завивалкина О.Б., Шевченко А.И. Воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста // Клинико-лабораторный консилиум. 2014. №2-Приложение 2 (49). С. 69-71.

6. Иовчук Н.М. Интегративное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: условия и перспективы // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. №2. С. 16-22.

7. Руссу К.А., Ковалюк Л.С. Воспитание детей с ограниченными возможностями // Вестник науки и образования. 2017. №4 (28). С. 110-112.

8. Салахов Р.Ф. Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в системе "ЦБС - ДШИ" // Современные проблемы науки и образования. 2013. №4. С. 190.

9. Созаева Ж.М. Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями как социально-педагогическая проблема //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. №6 (60). С. 74-77.

10. Сырникова Б.А., Дементьева Н.Ф., Стороженко Д.В. Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью в многофункциональном центре реабилитации // Психическое здоровье. 2015. Т. 13. №8 (111). С. 55-58.

11. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Режим доступа: https://zakonbase.ru/content/part/80935 (дата обращения 25.04.2018).

12. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учебное пособие. М.: АСТ; Астрель, 2017. 318 с.

13. Феоктистова Т.Г. Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья // Детский сад от А до Я. 2013. №6 (66). С. 136-144.

14. Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. №5. С. 12-19.

Педагогика

УДК 371

аспирант Тускаева Лариса Юрьевна

ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт (СОГПИ) (г. Владикавказ) ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЭКСПРЕССИВНЫМ СРЕДСТВАМ КОНТРАСТА

Аннотация. В статье представлен опыт лингвостилистического анализа художественного текста на интегрированных уроках русского языка и литературы в процессе обучения старшеклассников изобразительно-выразительным средствам контраста. На примере рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» рассматривается такой приём анализа художественного текста, как стилистический эксперимент.

Ключевые слова: антитеза, контраст, концепт, контекстные антонимы, лексема, лингвопоэтика, оксюморон, стилистический эксперимент.

Annotation. The article presents the experience of linguistic and stylistic analysis of a literary text at the integrated lessons of Russian language and literature in the process of teaching high school students visual and expressive means of contrast. On the example of A. p. Chekhov's story "Thick and thin" such method of the analysis of the literary text as a stylistic experiment is considered.

Keywords: antithesis, contrast, concept, context antonyms, lexeme, linguopoetics, oxymoron, stylistic experiment.

Введение. Школьный учебный предмет называется «Русский язык». Тот самый, «великий, могучий, правдивый и свободный». Но часто за всеми (несомненно, важными и нужными) грамматическими разборами, диктантами, тестами живая стихия языка превращается в гербарий, поэтика отходит на дальний план, дети не видят красоты и образности русской речи, а предмет «Русский язык» вызывает у них скуку. Смысл любого слова, любого словесного образа может быть прояснён только тогда, когда они подключены к энергетической сети всего художественного произведения, в которой каждый элемент уместен и вместе с другими создаёт неповторимую картину. В результате язык перестаёт быть «гербарием» и становится действительно живым, великим и свободным.

Изложение основного материала статьи. Одним из эффективных способов реализации функциональной направленности в обучении, усиления внимания к эстетической функции языка является систематическое и целенаправленное проведение специальных интегрированных уроков русского языка и литературы, которые посвящаются наблюдению за использованием изучаемых грамматических явлений в художественной речи и предполагают организацию исследовательской лингвистической деятельности учащихся. Целью таких уроков является анализ языковых единиц в функциональном аспекте. При этом, конечно, в центре внимания оказывается текст художественного произведения, в котором особенно ярко прослеживаются изобразительно-выразительные свойства рассматриваемых грамматических категорий. Такие уроки и курсы, не отменяя традиционных предметов, позволяют обращаться к изучению тех явлений, которые остаются за «рамками» дифференцированных учебных предметов, выстраивая тем самым целостную систему филологического знания. В их основе - комплексный (лингвистический и литературоведческий) анализ художественного текста. Неразрывную связь лингвистического и литературоведческого анализа подчёркивали в своё время Г.О.Винокур, Л.В.Щерба, Р.Якобсон и др. Так, например, Г.О.Винокур определял лингвистику как «науку о всяком языке, в том числе и о языке художественном», а язык - как «результат творчества, структурный элемент литературного произведения» [1]. Интегрированные уроки русского языка и литературы как нельзя лучше подходят для обучения старшеклассников изобразительно-выразительным средствам (тропам и фигурам речи), в том числе и языковым средствам контраста [8].

Контраст в художественном тексте не может не представлять интереса, ведь по сути контрастное осознание действительности (исторического опыта, разных видов искусства и т.д.) - основа человеческого бытия. Однако нужно отметить, что изучение контраста в современной науке (риторике, стилистике, культуре речи и др.) связано с рядом проблем. Так, до сих пор строго не установлен лингвистический статус контраста: в работах учёных-лингвистов он определяется по-разному. Одни исследователи (Ю.Н.Караулов, А.Л.Кошелева) называют контраст приёмом, другие (Т.Г.Хазагеров, А.В.Кузнецова, Л.В.Баскакова) -отношением, третьи (Е.А.Астахова, И.В.Пекарская, С.А.Станиславская, М.А.Цаликова) определяют контраст как организующий принцип, что, на наш взгляд, является наиболее точным, целесообразным и даже концептуальным.

Средства контраста изучаются уже с 5 класса. Сначала на лексическом уровне (антонимы), затем на грамматическом (контрастные грамматические формы слов, антонимичные синтаксические конструкции, антитеза), семантическом (языковые и контекстные антонимы, оксюморон).. Наконец, в старших классах средства контраста рассматриваются на всех языковых уровнях (в том числе и композиционном). Важны для обучения средствам выражения контраста и синтаксис, в частности, синтаксический параллелизм, подчеркивающий контраст [2; 3; 7]. Отдельно контраст как самостоятельное экспрессивное средство (фигура, троп) и принцип организации художественного текста в школьном курсе не изучается, тем более что до сих пор в лингвистике нет его чёткой дефиниции. Относительно подробно рассматривается антитеза. Обычно все учащиеся способны увидеть антитезу (резкое противопоставление образов, понятий, положений и т.д.), так

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.