Научная статья на тему 'Психологическая готовность педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности'

Психологическая готовность педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ И НЕГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железнякова О. В.

В статье актуализируется тема психологической готовности педагогических работников к инновационной деятельности. Рассматриваются подходы российских исследователей к феномену «готовности» и выделяются компоненты, характеризующие психологическую готовность педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности»

Алматы, 2015. - 544 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.,2012. -1376 с.

6. Classroom Activities: How to Hold a Classroom Debate Режим доступа: http://www.teachhub.com/classroom-activities (дата обращения 15.05.2018)

© Бодулева А.Р., Давлетшина Д.И., 2018

УДК 371.1

О.В. Железнякова

студент магистратуры «Психолого-педагогическое образования», магистерская программа «Методическая и организационно-управленческая

деятельность в образовательных организациях» Дальневосточный Федеральный Университет г. Владивосток, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье актуализируется тема психологической готовности педагогических работников к инновационной деятельности. Рассматриваются подходы российских исследователей к феномену «готовности» и выделяются компоненты, характеризующие психологическую готовность педагогов.

Ключевые слова

Инновационная деятельность, педагогические кадры, психологическая готовность и неготовность,

профессиональная компетентность педагога.

Статья 20 Федерального закона Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации» указывает на то, что «инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования» [3, с. 29]. Инновационная деятельность рассматривается как сложная системная психолого-педагогическая и организационная проблема [7]. Актуальность данной темы определяется необходимостью в сфере образования иметь подготовленные педагогические кадры с точки зрения готовности к изменениям для реализации инновационной деятельности. Существует потребность в разносторонне развитом персонале образовательных организаций, который сможет ориентироваться в быстро изменяющихся ситуациях, разбираться в человеческих отношениях; сформировать свою способность к саморазвитию, инновациям; противодействовать штампам и негативным педагогическим стереотипами в образовательном процессе [6]. Реализация инноваций требует новых способов решения образовательных проблем, а также предполагает серьезную ломку стереотипов, которые связаны с изменением подхода к образованию, его целям, используемым методам [1]. Очевидно, что для реализации инновационной деятельности общеобразовательным школам необходимо иметь подготовленные к ней педагогические кадры. Одной из составляющих профессиональной компетентности педагогических работников сегодня является психологическая готовность к деятельности. Успешность профессиональной деятельности педагога предопределяется его готовностью к ее исполнению.

И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Л.А. Кандыбович, М.И. Дъяченко в своих исследованиях рассматривают феномен готовности педагогических работников к инновационной деятельности. И.А. Зимняя определяет психологическую готовность как целостное качество личности с точки зрения системно

- деятельностного подхода. По мнению автора, «любая деятельность начинается с психологической готовности ее начать, обеспечивая эффективность завершения» [4]. Различают как психологическую готовность к инновационной деятельности, так и неготовность к инновационной деятельности. Неготовность к инновациям проявляется в возникновении состояния сопротивления, неудовлетворенности. Психологическая готовность имеет способность к накоплению во время личных попыток использовать новые педагогические технологии с высокой вероятностью эффективного осуществления любых педагогических действий безотносительно к содержанию учебного предмета или конкретных задач воспитания и обучения [7].

Е.Ю. Ибатуллина свою трактовку феномена основывает на готовности педагога на изменении собственной педагогической деятельности, на осмыслении барьеров, препятствующих осуществлению профессиональной деятельности на высоком уровне, самоанализе. Когнитивной и мотивационно-ценностной установке на изменение собственной педагогической деятельности [5]. Для О.М. Краснорядцевой главным является многомерность жизненного мира человека; его инициативность (готовность действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности и отвечать за результаты), готовность к переменам, открытость к изменениям, легкость перестройки [6]. Е.А. Андреева рассматривает пять ключевых компонентов, характеризующих психологическую готовность к инновационной деятельности: мотивационной, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой и коммуникативный. Мотивационный компонент оценивает настрой на профессиональную деятельность, интерес к ней, мотивацию на ее овладение, устойчивое стремление к успеху и к самообразованию в профессии определяется мотивационно-ценностным критерием. Когнитивный компонент говорит об уровне знаний, умений, навыков в сфере исследовательской деятельности и оценивается профессионально-гностическим критерием. Эмоционально-волевой компонент является признаком готовности к риску, гибкости, мобильности, эмоциональной устойчивости и определяется эмоционально-оценочным критерием [1].

Таким образом, внедрение инновационной деятельности в образовательной организации невозможно без качественного изменения педагогических работников, без приобретения ими одной из составляющих компетентности педагога психологической готовности, которая имеет способность к накоплению при личных попытках использования новых педагогических технологий. Список использованной литературы:

1. Андреева Е.А. Формирование психологической готовности будущих специалистов социальной сферы к инновационной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2013. - 269 с.

2. Волков А.А., Назаров И.Н., Чурсинова О.В. Формирование психологической готовности педагога к инновационной деятельности // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-23. - С. 5223-5227

3. «Закон об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. Закон № 273-Ф3 ст. 20 от 29 декабря 2012 г. /Российская Федерация/ - Режим доступа : компьютерная сеть Юрид. ин-та ДВФУ. -БД КонсутантПлюс.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма в сфере образования [Электронный ресурс]: -Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/nMyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya.

5. Ибатуллина Е.Ю. Готовность педагога к инновационной

деятельности как фактор коррекции профессионального консерватизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2013. - 24 с.

6. Краснорядцева О.М. Методология и история психологии (2009. № 4. С. 73-81) [Электронный ресурс]: -Режим доступа: http://psyjournals.ru/authors/43607.shtml.

7. Чудакова В.П. Формирование психологической готовности персонала образовательных организаций к инновационной деятельности, диссертация - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2052075/

© Железнякова О.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.