Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
332
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ / КУРСАНТЫ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чапоргин Андрей Геннадьевич

В статье представлены результаты исследования особенностей психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих и курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации. На теоретическом уровне обоснована сущность психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач и представлена её компонентная структура, включающая эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный репрезентанты. В эмпирической части исследования представлены результаты сравнения групп военнослужащих и курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации по параметрам психологической готовности. Показано, что существуют принципиальные различия по показателям новизны и неразрешимости проблемной ситуации, надёжности как волевого качества и индивидуально-исполнительского и нормо-ролевого типа профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чапоргин Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS TO COMBAT TASKS AMONG MILITARY PERSONNEL AND CADETS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the study results of the psychological readiness to combat tasks in military personnel and cadets of the National Guard troops of the Russian Federation. At the theoretical level, the essence of psychological readiness to combat tasks is substantiated and its component structure is presented, including emotional, motivational-behavioral and cognitive elements. The empirical part of the study presents the results of comparing groups of military personnel and cadets of the National Guard troops of the Russian Federation according to the parameters of psychological readiness. It is shown that there are fundamental differences in terms of novelty and unsolvability of the problem situation, reliability as a strong-willed quality and individual performance and norm-role type of professional self-realization.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

неудач, разъединяя связку «я должен отвечать за то, что хочу», оставляя детскую позицию «я хочу». Данный феномен также взаимосвязан с кризисом в обучении, в котором обучающие остро реагируют на происходящие вокруг и исходя из исследований Н.П. Фетискина бросают обучение.

Обучающийся в позиция «Я-Ребенок» может характеризоваться не только эмоциональностью и импульсивностью, но также желанием радоваться и генерировать идеи, поэтому для снятия напряжения можно предложить студентам работу в группах для выражения их взгляда на ту или иную ситуацию в рамках дисциплины.

Также возможность познание себя обучающимися может не только улучшить их настроение, но и способствовать переходу на новый уровень осознанности, что позволит трансформировать их эго-состояния «Я-Ребенок» в эго-состояние «Я-Взрослый».

Исследование взаимосвязи локуса контроля и эго-состояний личности дает возможность разработать новые более эффективные методы обучения и воспитания, а также способы определенных педагогических взаимодействий между педагогом и обучающимся.

Выводы. Совершенствование системы обучения и воспитания по изменению позиций субъекта обучения и обучающего могут быть эффективны лишь при глубоком знании закономерностей и проблемы развития личности, неуспешных разрешений возрастных кризисов, проблем соответствия внутренних и внешних условий существования.

Формирование личности происходит не только в процессе ее активного участия при создании современного общества, но и в процессе воспитательной работы и обучения в различных образовательных организациях. На данный момент необходима специальная воспитательная работа по формированию личности, которая будет вестись на строгой научной основе, в частности на базе закономерностей, раскрываемых психологией.

Развитие личности на протяжении её жизненного пути происходит под влиянием различных обстоятельств [71. В связи с этим современная наука психология должна исследовать условия гармонического развития человека, гармоничные сочетания его интеллектуальной и практической деятельности, а также психические явления. Исходя из этого перспективы психологических исследований необходимо связать с дальнейшим изучением возможностей умственного, эмоционального и физического развития подрастающего поколения для того, чтобы гармонично сформировать личность, а также выявить потенциал психического развития.

Всестороннее изучение закономерностей развития и формирования психики, воли, характера, высоких моральных качеств личности, убеждений во взаимосвязи с исследованием высшей нервной деятельности, а также с учетом психофизиологии индивида необходима для создания условий обучения субъектов.

Литература:

1. Бажин, Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психологический журнал, 1984. - Т. 5. - №3. - С. 152-162

2. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 с.

3. Богословский, В.В. О структуре ответственного отношения к заданию школьников на материале исследования подростов / В.В. Богословский // Теоретические проблемы психологии личности. - Издательство «Наука». - Москва, 1974. С. 75-78

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.Н. Дружинин. - М.: Юрайт. - 2019. - 386 с.

5. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. / А.А. Реан. - СПб; Издво СПб ун-та, 2001. - 224 с.

6. Джойнс, В. Современный транзактный анализ / В. Джойнс, Я. Стюарт. - СПб, 1996. -https://www.myunivercity.ru.html/ (дата обращения: 17.11.2022)

7. Токарева, В.Б. Исследование взаимосвязи локуса контроля и рефлексивности у субъектов образовательного процесса / В.Б. Токарева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №4. - URL: https://cyberieninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-lokusa-kontrolya-i-refleksivnosti-u-subektov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 17.11.2022).

Психология

УДК 159.9.072

преподаватель Чапоргин Андрей Геннадьевич

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение

высшего образования «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала

армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И КУРСАНТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих и курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации. На теоретическом уровне обоснована сущность психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач и представлена её компонентная структура, включающая эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный репрезентанты. В эмпирической части исследования представлены результаты сравнения групп военнослужащих и курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации по параметрам психологической готовности. Показано, что существуют принципиальные различия по показателям новизны и неразрешимости проблемной ситуации, надёжности как волевого качества и индивидуально-исполнительского и нормо-ролевого типа профессиональной самореализации.

Ключевые слова: психологическая готовность, структура психологической готовности, курсанты, военнослужащие, войска национальной гвардии, служебно-боевые задачи.

Annotation. The article presents the study results of the psychological readiness to combat tasks in military personnel and cadets of the National Guard troops of the Russian Federation. At the theoretical level, the essence of psychological readiness to combat tasks is substantiated and its component structure is presented, including emotional, motivational-behavioral and cognitive elements. The empirical part of the study presents the results of comparing groups of military personnel and cadets of the National Guard troops of the Russian Federation according to the parameters of psychological readiness. It is shown that there are fundamental differences in terms of novelty and unsolvability of the problem situation, reliability as a strong-willed quality and individual performance and norm-role type of professional self-realization.

Key words: psychological readiness, structure of psychological readiness, cadets, military personnel, National Guard troops, combat tasks.

Введение. На современном этапе формирования войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВНГ) становятся очевидными трансформации в содержании ставящихся перед военнослужащими служебно-боевых задач, увеличении их количества, что связано с перманентными трансформациями и неопределённостью ценностно-смыслового параметра состояния социума, нарастанием террористических угроз со стороны незаконных вооружённых формирований, изменениями в тактике действий противника, появлением новых видов вооружения и пр. Это неизбежно обусловливает изменения в требованиях к личностным характеристикам и профессиональному уровню военнослужащих, которые должны уметь эффективно действовать в условиях риска для жизни, принимать решения в условиях повышенной ответственности и изменяющихся обстоятельств. Это очевидным образом обеспечивает особую роль для психологической готовности военнослужащих при выполнении ими служебно-боевых задач и, соответственно, повышает интерес к исследованию сформированности этой психологической готовности.

Практика служебной деятельности в целом и военнослужащих ВНГ, в частности, свидетельствует о том, что высокий уровень психологической готовности к этой деятельности обеспечивается только при условии того, что она формируется заранее по отношению к реализуемой деятельности с учётом всех элементов специальной профессиональной подготовки, что реализуется в том числе на уровне вузовского обучения и проводится в неразрывном единстве с её содержанием и поставленными целями.

В этом смысле важным для понимания содержания психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач представляется сравнительный анализ сформированности этой готовности у курсантов и военнослужащих ВНГ. Описанию результатов данного анализа посвящена статья.

Изложение основного материала статьи. При рассмотрении феномена психологической готовности субъекта к деятельности в общем случае неизбежно учитывается, с одной стороны, совокупность его индивидуально-психологических (личностных) качеств, а с другой - специфика самой деятельности. Готовность военнослужащего ВНГ к выполнению служебно-боевых задач в этом смысле не исключение.

Анализ литературы позволил нам выделить следующие подходы к определению психологической сути и структуры готовности военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач:

- Психологическая готовность военнослужащих выступает как конкретно-предметное, константное явление, с полным набором интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств; она повышает духовный мобилизущий потенциал, когда содержательно наполняется такими ценностными человеческими качествами, как человеческое достоинство, душа, семья, любовь, Родина, совесть, стыд, долг, честь (В.Т. Доценко [5]).

- Психологическая готовность военнослужащих отражает способность к результативным их действиям на поле боя и высокую устойчивость к специальным воздействиям со стороны противника. Она существует не только в формате «здесь и сейчас», но эффективна в сочетании актуальной и будущей деятельности, нося упреждающий (В.А. Глебов [4]; А.Г. Караяни [6]).

- Психологическая готовность военнослужащих связана с готовностью к трансформациям актуальной ситуации, толерантностью к неопределённости, готовностью к переменам, социально-психологическими установками личности (установка на процесс, результат, альтруизм, свободу) (Р.А. Терёхин [9]).

- Психологическая готовность связана с особой мотивационной направленностью, профессиональными знаниями и потенциальными возможностями субъекта. В неё входят морально-психологическая подготовка военнослужащих как комплекс мероприятий формирования моральных, психологических и военно-профессиональных качеств (воинской доблести, самоотверженности, самообладания, стойкости) и морально-психологическое состояние как показатель качественной определённости личности и коллектива (Е.Ю. Брыкова [3]).

- Составляющие психологической готовности включают физическую подготовленность, дифференциально-психологические особенности, профессиональную компетентность, мотивационную, ценностно-смысловую и социальную сферы личности, саморегуляцию (произвольную, непроизвольную, волевую), стрессоустойчивость и способность управлять состоянием страха, способность принимать решение в экстремальных ситуациях (Н.Я Большунова и соавт. [1-2]; О.Н. Касьянов [7]; А.Г. Чапоргин [10]).

Для выделения особенностей выполнения задач ВНГ следует определить, что они являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Их задачи связаны с участием в борьбе с терроризмом и экстремизмом, участием в обеспечении режима чрезвычайного положения и правового режима контртеррористической операции, участием в обеспечении безопасности должностных лиц и отдельных граждан и др. (Напр., А.Г. Асеев [8]). Таким образом, можно говорить о том, что сегодня ВНГ реализуют свою деятельность в условиях риска для жизни, что неизбежно обусловливает особое влияние на психику военнослужащих выполнение ими служебно-боевых задач. Достаточно очевидно, что это обеспечивает предъявление особых требований к психике военнослужащих, прежде всего связанных с наличием высокого уровня психологической готовности к выполнению таких задач. Р.А. Терёхин замечает [9], что проблемы деятельности, в частности, возникают из-за несоответствия психологических качеств военнослужащих объективным требованиям военной службы и военной специальности. Эффективность и успешность выполнения военнослужащими ВНГ своих должностных обязанностей больше всего зависят от уровня их профессиональной подготовки и готовности к действиям в различных условиях, в том числе от психологической готовности к риску. В последнем случае учитывается феномен прошлого опыта личности, характеризующийся в умении полагаться на себя, результативности в раннее проведенных действиях, а также в осознанности способности к адекватной оценки ситуации и оценки своего самоконтроля.

Рефлексивный анализ представленных подходов к описанию сути и структуры психологической готовности военнослужащего ВНГ к выполнению служебно-боевых задач позволяет обобщённо эту готовность определить как специфическое отношение военнослужащего к реализации задач профессиональной деятельности, которое можно представить как сочетание компонентов: эмоционального (связанного с психологической устойчивостью, стрессоустойчивостью как выражениями устойчивости к неопределённости), мотивационно-поведенческого (связанного со способностью осуществлять деятельность в условиях риска при наличии компенсаторных возможностей качеств волевой саморегуляции) и когнитивного (связанного с осознанием цели и задач служебных операций, алгоритма их проведения, военно-профессиональной компетентностью профессиональной самоидентификацией в целом).

Заметим, что компоненты структуры готовности - общие для разных уровней профессионализации (уровень вузовского обучения или актуальная профессиональная деятельность), и в этом смысле задачей эмпирической части исследования выступает описание особенностей сформированности этих компонентов для курсантов и действующих сотрудников.

Целью эмпирического исследования стало выявление сформированности параметров психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих и курсантов ВНГ и их сравнительный анализ.

В качестве выборки исследования определены две группы респондентов: 1) курсанты 3-го курса Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Новосибирск), общее количество - 45 человек, средний возраст 20,2 л., SD=1,67; 2) сотрудники Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Новосибирской области - 38 человек, средний возраст -36,3 л., SD=2,31.

Методики исследования определены соответственно параметрам для компонентов психологической готовности:

- Для эмоционального компонента, связанного с психологической устойчивостью и стрессоустойчивостью как выражениями устойчивости к неопределённости, использована методика С. Баднера «Толерантность к неопределённости», адаптированная Г.У. Солдатовой. Здесь диагностируются отношение к новизне, сложности и неразрешимости проблемы.

- Для мотивационно-поведенческого компоненты, связанного со способностью осуществлять деятельность в условиях риска при наличии компенсаторных возможностей качеств волевой саморегуляции, использована методика В.И. Моросановой и соавт. «Стиль саморегуляции деятельности». Диагностируются регуляторно-личностные шкалы - шкала самостоятельности, надёжности и ответственности.

- Для когнитивного компонента, связанного с осознанием цели и задач служебных операций, алгоритма их проведения, военно-профессиональной компетентностью в целом, использована методика Е.А. Гавриловой «Тип и уровень профессиональной самореализации». Диагностируются примитивно-исполнительский, индивидуально-исполнительский, нормо-ролевой и смысловой типы самореализации.

Для решения задачи обработки данных мы использовали параметры описательной статистики и методы сравнения групп (U-Манна-Уитни, программа IBM SPSS Statistics 22.0).

Реализация психодиагностических методик позволила получить следующее. По диагностики параметров толерантности к неопределённости результаты - на рисунке 1.

Рисунок 1. Толерантность к неопределённости на выборке испытуемых

Как видно на рис. 1, толерантность к неопределённости, представленная как сочетание параметров отношения к новизне проблемы, её сложности и неразрешимости, на выборке испытуемых для группы курсантов на низком уровне - у 24.4% респондентов, среднем - у 48.9% и высоком - у 26.7%; в группе сотрудников - у 36.8%, 44.8% и 18,4% соответственно. По отдельным параметрам (на рис.1 справа) общегрупповые значения по отношению к новизне - 12.3 ед. и 8.2 ед. для групп курсантов и сотрудников соответственно (максимально возможное - 16 ед.), по сложности - 19.2 ед. и 18.8 ед. (максимально возможное - 30 ед.), по неразрешимости - 6.3 ед. и 9.2 ед. (максимально возможное - 12 ед.). Заметим, что группы визуально различаются по новизне и неразрешимости, причём для курсантов новизна воспринимается с большей толерантностью, а для сотрудников - неразрешимость. Это содержательно отражает большую готовность будущих военнослужащих к возможным уникальным (оригинальным) задачам служебно-боевой деятельности в рамках возможного, потенциального набора этих задач, которые (задачи), однако, при этом представляются пока менее разрешимыми, нежели для действующих сотрудников, поскольку для последних неразрешимость проблемной ситуации воспринимается с учётом имеющегося опыта их разрешения, но при этом новые задачи воспринимаются как потенциально более психологически фрустрирующие.

Результаты диагностики второго - мотивационно-поведенческого компонента психологической готовности - на рисунке 2.

Рисунок 2. Волевые качества личности на выборке испытуемых

Как видно на рис. 2, значения показателей для волевых качеств находятся в пределах разброса от 2.1 ед. до 3.3 ед. Для параметра «самостоятельность» - это 2.3 ед. и 2.1 ед. в группах курсантов и сотрудников соответственно; для параметра «надёжность» - 2.2 ед. и 3.3 ед.; для параметра «ответственность» - 2.6 ед. и 2.9 ед.; общий уровень составляет 2.4 ед. и 2.8 ед. Визуально заметно, что по параметру надёжности есть принципиальные различия между двумя группами, по остальным параметрам таких отличий не обнаруживается. Содержательно выявленный факт может означать, что с ростом профессионализма при переходе с одной стадии профессионализации к другой значимым при прочих равных условиях для военной профессии становится вклад надёжности в результативность и эффективность профессиональной деятельности.

Диагностика когнитивного компонента психологической готовности по методике «Тип и уровень профессиональной самореализации» показала следующее (рис. 3).

Рисунок 3. Самореализация на выборке испытуемых

Как видно на рис. 3, самореализации представлена в группе курсантов на примитивно-исполнительском уровне у 22.2% респондентов, индивидуально-исполнительском - у 37.8%, нормо-ролевом - у 22.2% и смысловом - у 17.8%; в группе сотрудников - у 18.4%, 28.9%, 39.5% и 13.2% соответственно. Содержательно отметим, что в целом по обеим группам видно некоторое смещение к примитивно-исполнительному типу самореализации от смыслового, в группе курсантов с преобладанием индивидуально-исполнительского, а в группе сотрудников - нормативно-ролевого. Такое общее смещение по выборке свидетельствуют в целом о несколько недостаточном представлении военнослужащих о средствах, способах и необходимости в целом самореализации в профессии, при том, что очевидны трансформации с ростом профессионализации в сторону принятия ролевой и нормативной структуры профессиональной деятельности по отношению к обобщённой исполнительской реакцией на её содержание. Наличие высокого уровня в обеих группах говорит о возможности целенаправленного создания условий для развития самореализации в связи с имеющимся к этому потенциалом.

Полученные результаты для доказательства обоснованности выводов и обобщений мы подвергли математико-статистической обработке с целью установления достоверности различий между группами курсантов и сотрудников из числа военнослужащих ВНГ. Результаты - в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнения параметров психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у

военнослужащих и курсантов ВНГ

Параметр Новизна Сложность Неразрешимо сть Общий показатель (толерантность)

и-критерий 79.0 219.5 68.5 194.0

р (уровень значимости) .035 .181 .030 .124

Параметр Самостоятельность Надёжность Ответственнос ть Общий показатель (качества)

и-критерий 211.5 35.5 178.0 198.0

р (уровень значимости) .148 .009 .101 .136

Параметр Примитивно-исполнительский Индивидуально-исполнительский Нормо-ролевой Смысловой

и-критерий 276.5 28.0 19.5 321.0

р (уровень значимости) .208 .001 .000 .287

Как видно в табл. 1, существуют значимые различия между курсантами и сотрудниками по параметрам новизны (р=0.035), неразрешимости (р=0.030) (относятся к эмоциональному компоненту психологической готовности), надёжности (р=0.009) (относится к мотивационно-поведенческому компоненту психологической готовности), индивидуально-исполнительскому (р=0.001) и нормо-ролевому (р=0.000) типам самореализации (относится к когнитивному компоненту психологической готовности). Полученные результаты позволяют содержательно заметить, что психологическая готовность к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих и курсантов ВНГ содержательно трансформируется с изменением этапа профессионализации.

Выводы. Психологическая готовность военнослужащего ВНГ к выполнению служебно-боевых задач выступает как специфическое его отношение к реализации задач профессиональной деятельности, которое сочетает в себе эмоциональный (связан с устойчивостью к неопределённости), мотивационно-поведенческий (связан с волевыми качествами) и когнитивный (связан с профессиональной самоидентификацией) компоненты.

Выраженность компонентов психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих и курсантов ВНГ различается для новизны и неразрешимости проблемной ситуации (эмоциональный компонент), надёжности

(мотивационно-поведенческий компонент) и индивидуально-исполнительского и нормо-ролевого типа самореализации (когнитивный компонент).

Литература:

1. Большунова, Н.Я. Дисциплинированность, её структура и типология у военнослужащих (курсантов) войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] / Н.Я. Большунова, М.В. Алещенко // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 5. - С. 69-81. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36403773_62479989.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

2. Большунова, Н.Я. Структура психологической готовности к выполнению служебно-боевых задач у военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] / Н.Я. Большунова,

A.Г. Чапоргин, М.И. Федоришин // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42709652_81674477.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

3. Брыкова, Е.Ю. Психологическая и личностная готовность к овладению воинскими специальностями / Е.Ю. Брыкова: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2015. - 171 с.

4. Глебов, В.А. Сущность профессиональных компетенций курсантов военного вуза [Электронный ресурс] /

B.А. Глебов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10035 (дата обращения: 10.11.2022).

5. Доценко, В.Т. Психологическая готовность военнослужащих: проблемы и пути формирования [Электронный ресурс] / В.Т. Доценко // Военная мысль. - 2019. - № 1. - С. 87-99. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-voennosluzhaschih-problemy-i-puti-formirovaniya (дата обращения: 10.11.2022).

6. Караяни, А.Г. Военная психология / А.Г. Караяни. - М., 2010. - 132 с.

7. Касьянов, О.Н. Конструктивно-креативная подготовка морского специалиста к принятию решений в экстремальных ситуациях / О.Н. Касьянов // Человек и образование. - 2016. - № 4 (49). - С. 107-111

8. Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях особых правовых режимов / А.Г. Асеев. -Новосибирск, 2016. - 57 с.

9. Терёхин, Р.А. Социально-психологические установки курсантов войск национальной гвардии как фактор их готовности к выполнению служебно-боевых задач / Р.А. Терёхин // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2020. - № 2 (11). - С. 85-88. - URL: http://vestnikspvi.ru/2020/06/018.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

10. Чапоргин, А.Г. Особенности развития психологической готовности военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации к выполнению служебно-боевых задач / А.Г. Чапоргин // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири: научный журнал. - 2019. - №2 (2). - С. 115-119

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель Шамгуллин Альфред Зирякович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Рукавишников Денис Анатольевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена описанию синергетического подхода к исследованию особенностей психического развития детей младшего школьного возраста. Авторами рассматриваются основные показатели психического развития детей младшего школьного возраста, к которым относятся, развитие когнитивной сферы, включая психические процессы, связанные с восприятием, вниманием, памятью, мышлением, воображением. Данные процессы способствуют развитию интеллектуальных способностей в процессе учебной деятельности. Синергетического подхода раскрывается в цели преобразования своей собственной природы, отражающей психическое развитие человека как «аттрактора цели», отраженной в системе факторов, определяющих целевые детерминанты. С учетом содержания и структуры целеполагания происходит направленный процесс самоструктуризации целостной системы ограничивающих условий и факторов с учетом синергетических связей отдельных структурных компонентов, определяющих их корреляционную взаимосвязь. В концепции ортогенетической закономерности выделяются пять основных механизмов, позволяющих оценить сложный противоречивый характер устойчивого динамического неравновесия как первоначального источника развития системы. К данным механизмам относятся: синкретичность-дискретность, диффузность-расчлененность, неопределенность-определенность, ригидность-подвижность, лабильность-стабильность. Они указывают на внутреннюю устойчивость структурных компонентов системы, обеспечивающих дифференциацию в него элементов. Учебная деятельность младших школьников сопровождается интеграцией эмоциональной сферы общения ребенка со своими сверстниками и взрослыми и учебно-познавательной деятельностью, обусловливающей зону ближайшего развития с учетом развития психических функций и их качественными изменениями на протяжении онтогенеза. Происходит интеграция познавательной деятельности и развития наглядно-действенного мышления по переработке поступающей информации в процессе образовательной деятельности.

Ключевые слова: синергетический подход, психическое развитие, дети младшего школьного возраста, психические функции, ведущая деятельность.

Annotation. The article is devoted to the description of the synergetic approach to the study of the peculiarities of mental development of primary school age children. The authors consider the main indicators of mental development of children of primary school age, which include the development of the cognitive sphere, including mental processes associated with perception, attention, memory, thinking, imagination. These processes contribute to the development of intellectual abilities in the process of learning activities. Synergetic approach is disclosed in the goal of transforming its own nature, reflecting the mental development of the person as a "goal attractor", reflected in the system of factors determining the target determinants. Taking into account the content

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.