ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СУПРУЖЕСТВУ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
© Айдаева М.Н.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В данной статье выявлено наличие и установлен характер зависимости уровня психологической готовности к супружеству и возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Были определены уровни готовности к браку. Установлено, что на уровень психологической готовности к браку влияет возраст.
Ключевые слова готовность, психологическая готовность, готовность к семейной жизни, семья и брак.
Проблема психологической готовности исследуется учеными со второй половины XX века. Рассматривая психологическую готовность, можно отметить, что речь идет не о готовности вообще, а о готовности к чему-то определенному. В многочисленных исследованиях это понятие употребляется как в широком диапазоне значений, так и в контексте достаточно разнообразного спектра конкретных психологических явлений [3, с. 101].
В психологической науке можно выделить два основных направления к рассмотрению психологической готовности. Исходным при определении первого, является понятие готовности человека к деятельности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Второй подход связан с изучением психологической готовности в возрастном и личностном аспектах развития человека. В рамках этого подхода готовность рассматривается как личностное новообразование (образование), появляющееся в стабильные периоды, обусловленные заданной ситуацией развития. В рамках этого подхода исследовались: готовность к школе, готовность к самоопределению [2, с.155].
Несомненно, актуальным является исследование психологической готовности к браку. Изменения, происходящие в современном мире, привели к тому, что наблюдается изменение отношения к роли семьи и брака в жизни человека. Все больше молодые люди задаются вопросом: «вступать в брак, создавать семью или нет?». И в основном они предпочитают решать вначале свои профессиональные проблемы, откладывая семейную жизнь на потом. Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.).
* Магистрант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Нагоев Б.Б., доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член [4, с. 72].
Современные исследования (О.А. Карабанова, Т.В. Андреева, Э.Г. Эй-демиллер и др.) показывают, что в настоящее время хозяйственно -бытовая, экономическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений.
В отечественной психологии нам не удалось обнаружить исследований, посвященных изучению психологической готовности к браку. Большинство работ выполнено исследователями-педагогами, изучающими не саму готовность, а процесс подготовки и условия формирования готовности к браку и семейной жизни. Психологическая же готовность рассматривается как один из видов общей готовности (физиологической, социальной, нравственной, педагогической, этической и др.) к браку и семейной жизни, готовности к отцовству.
До недавнего времени считалось, что человек, достигший определенного возраста, автоматически готов к вступлению в брак и созданию семьи, поэтому все исследования выполнены на людях юношеского возраста, а в современном обществе средний брачный возраст продолжает увеличиваться, возрастает и число поздних и повторных браков. Поэтому актуальным является исследование психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости [1, с. 51].
В психологической литературе не определено понятие психологической готовности к браку как отдельного феномена и не изучены особенности данного вида готовности на разных этапах периода взрослости. Соответственно существующие определения психологической готовности к браку и выделенные компоненты не раскрывают сущность понятия в эмпирическом плане.
В работе использовалась Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда.
Целью теста являются:
- Подготовленность к семейной жизни одно из решающих условий счастливого супружества, гармоничного брака. Тест профессора И.Ф. Юнды, позволяет оценить готовность к семейной жизни, а также прогнозировать семейное благополучие в отношениях между супругами.
- Оценка готовности к семейной жизни и прогноз благополучия супружеских взаимоотношений нацелены на создание прочного брака и на совершенствование взаимоотношений в период становления брачной жизни. Приводимый тест будет полезен такому совершенствованию на любой стадии брака.
Психологические науки
125
В исследовании приняли участие студенты 1 и 5 курсов, в количестве 20 человек, в возрасте 17-18 и 21-22 лет. База исследования - КБГУ
Вначале мы определили уровень психологической готовности к супружеству у испытуемых, разных возрастных групп.
Психологическая готовность к браку имеет разные уровни выраженности, которые детерминированы различной иерархией ценностей, различиями в брачной мотивации, различным содержанием супружеских установок и ожиданий, а также различиями в представлениях о супружеских отношениях.
Итак, в возрастной группе 17-18 с высоким уровнем психологической готовности к браку оказалось 20 % (2 человека), со средним уровнем - 40 % (4 человека), с низким уровнем - 40 % (4 человека).
В возрастной группе 21-22 года с высоким уровнем психологической готовности к браку оказалось 50 % (5 человек), со средним уровнем - 30 % (3 человека), с низким уровнем - 20 % (2 человека).
Испытуемых с высоким уровнем психологической готовности к браку отличает высокая степень сформированности всех компонентов, включенных в модель психологической готовности к браку. Определяющими для респондентов этого уровня являются такие структурные компоненты как представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях.
У испытуемых со средним уровнем психологической готовности к браку наблюдается высокая степень сформированное™ таких структурных компонентов как брачная мотивация, супружеские установки и ожидания, средняя степень сформированности компонента ценностные ориентации и низкая сформированность компонентов представления о супружеской иерархии и супружеских отношениях.
Низкий уровень психологической готовности к браку у испытуемых характеризуется средней степенью сформированности такого структурного компонента как ценностные ориентации и низкой степенью сформированности компонентов брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские становки и ожидания, представления о супружеских отношениях.
После определения уровней психологической готовности, мы применили сравнительный анализ для доказательства предположения о том, что разные возрастные группы будут различаться между собой по уровню психологической готовности к браку.
Таким образом, выявлены различия в уровне сформированности психологической готовности к браку между исследуемыми возрастными группами.
Данные проведенного исследования показали, что высокий уровень психологической готовности к браку наиболее характерен для выборки 21 -22 года (молодость), средний уровень - для выборки возраст 17-18 лет (юность), также как и низкий уровень.
Итак, проведенное сравнительное исследование различий по параметрам модели психологической готовности к браку и анализ сформированно-
сти уровня психологической готовности к браку в двух возрастных группах, подтвердило выдвинутое положение, что возраст влияет, как на структурную организацию параметров внутри каждого компонента психологической готовности к браку, так и на уровень психологической готовности к браку.
В поздней юности (17-18 лет) только начинают дифференцироваться понятие брака, образ брачного партнера и себя как будущего мужа (жены). Этот возраст характеризуется смешанными установками, что касается вопросов брака, построения отношений с партнером (распределение ролей, главенства и т.д.) и воспитания детей. Нет четкой доминирующей мотивации к заключению брака. Партнер рассматривается, прежде всего, как партнер для общения. Очень важными являются сфера общения и внешняя привлекательность партнера.
Молодость (21-22 года) характеризуется высоким уровнем психологической готовности к браку. Мы это объясняем тем, что возраст 21-22 лет относится к брачному возрасту, когда наиболее активно выбирается партнер и планируется создать семью. В этот период формируются представления о супружеских отношениях, о партнере не только для общения, но и для построения семьи. Большое внимание уделяется отношениям между супругами и их эмоционально психотерапевтическим функциям. Доминирующей мотивацией является мотивация на определенного человека. Этот период можно охарактеризовать как лояльный по отношению к партнеру, т.к. партнер для общения превращается в партнера для брака и с ним строятся брачные отношения.
Проведенное исследование позволяет сделать несколько выводов:
1. Содержание психологической готовности к браку меняется с возрастом, чем и определяется структурная организация параметров внутри каждого компонента.
2. Каждый возрастной период характеризуется собственным набором установок, и специфичными представлениями о семье, брачном партнере, распределением властных полномочий в семье и т.п., связанными с содержанием психологической готовности к вступлению в брак.
Таким образом, мы видим, что уровень психологической готовности к супружеству на разных возрастных этапах различен. Анализируя полученные результаты мы видим, что у студентов 21-22 лет высокий уровень готовности к супружеству.
Список литературы:
1. АндрееваТ.А. Психология семьи: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2007.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, 2008.
3. Немов Р. С. Психология. - М.: Юрайт-Издат, 2009.
4. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека. - М.: МПСИ, 2005.