Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
465
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Кисова Вероника Вячеславовна

В статье рассматривается актуальная проблема психологической готовности к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра. Подготовка к школе - это многокомпонентное образование, требующее комплексного психолого-педагогического исследования применительно ко всем детям, поступающим в школу, а к детям с ограниченными возможностями здоровья, в особенности. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья особой категорией являются дети с расстройствами аутистического спектра, которые характеризуются отсутствием или снижением потребности и способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипиями в поведении, которые приводят к социальной дезадаптации. В настоящее время исследования, посвященные проблеме психологической подготовки к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра, практически отсутствуют. Описаны цель, задачи, гипотеза исследования, диагностический инструментарий. Приводятся выводы, сделанные на основе анализа результатов исследования компонентов психологической готовности к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра, что позволило определить направления коррекционно-развивающей работы по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра. Особо подчеркивается, что необходим исключительно индивидуальный подход к коррекции составляющих психологической готовности к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Кисова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS TO TEACH CHILDREN AT SCHOOL WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS: FEATURES AND DIRECTIONS OF CORRECTION

The article deals with the actual problem of psychological readiness for school education of children with autism spectrum disorders. Preparation for school is a multicomponent education that requires a comprehensive psychological and pedagogical study in relation to all children entering school, and especially to children with disabilities. Among children with disabilities, a special category is children with autism spectrum disorders, which are characterized by the absence or decrease in the need and ability for social interaction, communication, stereotypes in behavior that lead to social maladaptation. Currently, there are practically no studies devoted to the problem of psychological preparation for school for children with autism spectrum disorders. The purpose, objectives, hypothesis of the study, diagnostic tools are described. The conclusions made on the basis of the analysis of the results of the study of the components of psychological readiness to study at school for children with autism spectrum disorders are presented, which made it possible to determine the directions of correctional and developmental work to prepare children with autism spectrum disorders for school. It is emphasized that an exclusively individual approach is needed to correct the components of psychological readiness for school for children with autism spectrum disorders.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ»

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9772

КОНЕВА Ирина Алексеевна и другие ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ...

VTTK" 1,1 f\ 4.9 I -—V rTliQN 1©2022 Контент доступен по шшешии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. |() 57 145/27 1 29772 2022 11 02 02 lfcae2e!^ehttps://cTeativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ

© Автор(ы) 2022

КОНЕВА Ирина Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология»

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603950, Россия, Нижний Новгород, konvia@mail.ru

SPIN: 4902-7240 AuthorlD: 349468 ResearcherlD: J-7619-2017 ORCID: 0000-0003-3395-9851 ScopusID: 57220121610

КИСОВА Вероника Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Специальная педагогика и психология» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603950, Россия, Нижний Новгород, kisovaverv@mail.ru

SPIN: 6393-8022 AuthorlD: 343157 ResearcherlD: J-6474-2017 ORCID: 0000-0002-5633-3213 ScopusID: 57196943283

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема психологической готовности к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра. Подготовка к школе - это многокомпонентное образование, требующее комплексного психолого-педагогического исследования применительно ко всем детям, поступающим в школу, а к детям с ограниченными возможностями здоровья, в особенности. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья особой категорией являются дети с расстройствами аутистического спектра, которые характеризуются отсутствием или снижением потребности и способности к социальному взаимодействию, общению, стерео-типиями в поведении, которые приводят к социальной дезадаптации. В настоящее время исследования, посвященные проблеме психологической подготовки к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра, практически отсутствуют. Нами были описаны цель, задачи, гипотеза исследования, диагностический инструментарий. Приводятся выводы, сделанные на основе анализа результатов исследования компонентов психологической готовности к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра, что позволило определить направления коррекционно-развивающей работы по подготовке к школе детей с расстройствами аутистического спектра. Особо подчеркивается, что необходим исключительно индивидуальный подход к коррекции составляющих психологической готовности к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: психологическая готовность к обучению в школе, дети с ограниченными возможностями здоровья, расстройства аутистического спектра, познавательная готовность к школе, личностная готовность к школе, эмоционально-волевая готовность к школе, психологические методики, коррекционно-развивающая работа.

PSYCHOLOGICAL READINESS TO TEACH CHILDREN AT SCHOOL WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS: FEATURES AND DIRECTIONS OF CORRECTION

© The Author(s) 2022

KONEVA Irina Alekseevna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department "Special Pedagogy and Psychology" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603950, Russia, Nizhny Novgorod, konvia@mail.ru KISOVA Veronika Vyacheslavovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department "Special Pedagogy and Psychology" Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 603950, Russia, Nizhny Novgorod, kisovaverv@mail.ru Abstract. The article deals with the actual problem of psychological readiness for school education of children with autism spectrum disorders. Preparation for school is a multicomponent education that requires a comprehensive psychological and pedagogical study in relation to all children entering school, and especially to children with disabilities. Among children with disabilities, a special category is children with autism spectrum disorders, which are characterized by the absence or decrease in the need and ability for social interaction, communication, stereotypes in behavior that lead to social maladaptation. Currently, there are practically no studies devoted to the problem of psychological preparation for school for children with autism spectrum disorders. The purpose, objectives, hypothesis of the study, diagnostic tools are described. The conclusions made on the basis of the analysis of the results of the study of the components of psychological readiness to study at school for children with autism spectrum disorders are presented, which made it possible to determine the directions of correctional and developmental work to prepare children with autism spectrum disorders for school. It is emphasized that an exclusively individual approach is needed to correct the components of psychological readiness for school for children with autism spectrum disorders.

Keywords: psychological readiness to study at school, children with disabilities, autism spectrum disorders, cognitive readiness for school, personal readiness for school, emotional-volitional readiness for school, psychological techniques, correctional and developmental work.

ВВЕДЕНИЕ ребенка: в этот период происходит смена ведущего вида

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- деятельности с игры на учебную деятельность, появля-

ными научными и практическими задачами. ется достаточно широкий диапазон требований, которые

Переход с дошкольной на младшую школьную сту- предъявляются к психологическим особенностям детей,

пень образования является важным этап в жизни каждого повышается темп усвоения новых знаний, умений и на-

KONEVA Irina Alekseevna and others Karelian Scientific Journal. 2022. T. 11. № 2(39)

PSYCHOLOGICAL READINESS TO TEACH CHILDREN ... e-ISSN: 2712-9772

выков и т.д. [1; 2] Однако множество детей испытывают трудности в этот переходный период, несмотря на возраст, пригодный для начала обучения в школе, и имеющиеся у них навыки, умения и знания. Основной причиной их трудностей является неготовность к школьному обучению. Проблема психологической готовности давно стала интересовать ученых и к настоящему времени достаточно хорошо разработана концептуально в работах таких ученых, как Е.Е. Кравцова [3], Д.В. Лубовский [4] и др., а также отдельные ее аспекты, такие как личностная и коммуникативная готовность - в исследованиях Т.П. Авдуловой, Г.Р. Хузеева [5], Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетовой, Т.А. Руновой [6], А.О. Кабановой [7], В.В. Кисовой [8], М.Г. Крилловой [9], I.A. Parkhomenko, A.O. Vorobyeva [10], T. Bezusova и др. [11], эмоционально-волевая и поведенческая готовность - в исследованиях Е.В. Гараевой [12], T. Serebryakova, I. Koneva, T. Egorova [13], развитие способностей как компонента готовности к школе - в работе A.K. Nisskaya [14].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Старший дошкольник с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет низкие стартовые возможности по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Сегодня общепризнано, что подготовка к школе - это многокомпонентное образование, требующее комплексного психолого-педагогического исследования применительно ко всем детям, поступающим в школу, а к детям с ОВЗ, в особенности. Среди детей с ОВЗ особой категорией являются дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые характеризуются отсутствием или снижением потребности и способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипиями в поведении, которые приводят к социальной дезадаптации. Причем отечественный и западный подходы к пониманию проблем РАС имеют существенные отличия. Отечественные специалисты рассматривают аутизм как первично эмоциональную проблему (О.С. Никольская [15]), порождающую проблемы социализации детей с РАС (А.А. Нестерова [16], N.N. Vasyagina, E.N. Grigoryan, E.A. Kazayeva [17]), коммуникации (И.А. Конева, И.А. Быстрова [18]). В западном подходе к проблемам РАС наблюдается доминирование понимания данного нарушения развития как первично когнитивного (U. Frith [19]), порождающего эмоциональные и поведенческие проблемы (G. Giovagnoli, V. Postorino, L.M. Fatta, V. Sanges, L. De Peppo, L. Vassena [20], J. Virues-Ortega [21], A.V. Buescher, Z. Cidav, M. Knapp, D.S. Mandell [22]).

В связи с недостаточностью изученности проблемы и ввиду ее значимости для решения вопросов специального образования представляется актуальным вопрос об исследовании готовности к обучению дошкольников с РАС, которые рассматриваются в тех или иных аспектах в отдельных работах, например, Н.П. Асоян [23], Н.Б. Лаврентьевой [24]. Исследования, посвященные проблеме психологической готовности к обучению в школе детей с РАС, практически отсутствуют.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Целью проведенного исследования явилось изучение особенностей психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с РАС, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы по их подготовке к обучению в школе.

Мы предполагаем, что у старших дошкольников с РАС:

• не развита познавательная мотивация учебной деятельности, низкая степень сформированности внутренней позиции школьника;

• наблюдается асинхронное развитие основных показателей интеллектуальной готовности к обучению в 10

школе с преимущественным нарушением развития воображения и наглядно-образного мышления как психологических новообразований возраста;

• преобладает низкий уровень саморегуляции эмоциональных реакций, неспособность действовать в заданной системе требований.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

В соответствии с целью исследования использовались следующие методики изучения психологической готовности к обучению в школе детей с РАС:

для изучения познавательной готовности:

• методика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) - предполагает определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы;

• методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия) -предназначена для измерения объема и скорости слухо-речевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения;

• методика «4-й лишний» (Исключение предметов) (Т.В. Егорова) - позволяет изучить уровень сформиро-ванности мыслительных операций исключения и обобщения;

• методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) - направлена на исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению;

• методика «Домик» (Н.И. Гуткина) - предназначена для изучения развития произвольного внимания, восприятия пространства, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки;

• методика Пьерона-Рузера - предназначена для исследования особенностей внимания (устойчивости, переключения), темпа деятельности, усвоения нового способа действий, развития графических навыков;

для изучения эмоционально-волевой готовности:

• методика наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой направлена на изучение инициативности, стремления ребенка к взаимодействию со сверстниками, преобладающего эмоционального фона;

• методика «Учебная деятельность» (Л.И. Цеханская) позволяет изучить произвольность психических процессов;

• методика «Вежливость» (Н.И. Гуткина) позволяет выявить способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости;

• методика изучения волевой активности в общении друг с другом (Н.А. Цыркун), дополнительно позволяет изучать мотивацию достижения цели;

• методика «Домик» (Н.И. Гуткина) показывает ориентированность на заданную систему требований.

для изучения личностной готовности:

• методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова) направлена на изучение внутренней позиции школьника и характера ориентации ребенка на школьную деятельность;

• методика «Сказка» (Н.И. Гуткина) позволяет определять доминирующую мотивацию учебной деятельности;

• проективная методика «Рисунок "Я в школе"» (Е.И. Захарова) предназначена для изучения отношения ребенка к предстоящему обучению, степени сформиро-ванности внутренней позиции школьника.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Применение подобранной батареи методик позволяет оценить особенности сформированности разных компонентов психологической готовности детей к школьному обучению, на основании которых уже формируется комплекс мероприятий, направленных на работу с детьми._

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 2(39)

e-ISSN: 2712-9772

КОНЕВА Ирина Алексеевна и другие ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ...

Выборку составили старшие дошкольники с РАС -16 человек.

Полученные по методикам результаты были обработаны и проанализированы.

В познавательном компоненте психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с РАС выявлены следующие показатели:

• Дошкольники с РАС отличаются медленным темпом работы. Пространственное восприятие слабо развито, так же, как и сенсомоторная координация.

• Внимание детей с РАС не соответствует норме: оно менее устойчиво по сравнению с нормой, дети с РАС более отвлекаемы, внимание также отличается избирательностью, низким объемом, концентрацией, преобладанием непроизвольного внимания над произвольным.

• У старших дошкольников с РАС отмечаем плохое развитие логического мышления и речи. Им достаточно сложно дается распределение картинок в нужной последовательности, а также возникают затруднения при вербальном описании выполненного задания.

• Для детей с РАС характерны затруднения в операциях классификации, основанные на присвоении объекту обобщенного свойства без учета многих других его специфических свойств и признаков.

• У детей с РАС преобладает средний уровень развития операций памяти, можно отметить механическое, бездумное запоминание информации.

2. Экспериментальное исследование по изучению актуального уровня развития эмоционально-волевого компонента психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с РАС позволило выяснить следующие особенности:

• У детей с РАС преобладает негативный эмоциональный фон, низкий уровень саморегуляции эмоциональной сферы: по результатам наблюдения у 80 % детей отмечается негативный эмоциональный фон (дети либо постоянно раздражались, либо кричали).

• У дошкольников с РАС низкая степень развития произвольности психических процессов: по методике «Учебная деятельность» (автор Л.И. Цеханская) у подавляющего большинства (70 %) детей с РАС преобладает низкий уровень произвольности психический процессов.

• У дошкольников с РАС отмечена неспособность действовать в заданной системе требований: по методике Н.И. Гуткиной «Домик» в группе не справилось с заданием все дети с РАС.

• У старших дошкольников с РАС преобладает низкий уровень развития саморегуляции волевой активности: по методике Н.А. Цыркун у 50 % респондентов наблюдается низкий уровень сформированности волевой активности.

• Дошкольники с РАС отличаются медленным темпом работы. Пространственное восприятие слабо развито, так же, как и сенсомоторная координация.

В личностном компоненте психологической готовности к школе выявлено, что у большинства детей

• не развита познавательная мотивация учебной деятельности,

• отмечается низкая степень сформированности внутренней позиции школьника, преимущественно отсутствуют представления об учебном процессе.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Таким образом, сформулированная нами гипотеза нашла свое подтверждение и конкретизацию в результатах проведенного исследования.

Сделанные выводы позволяют выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с РАС по формированию их психологической готовности к обучению в школе:

- развитие произвольной регуляции деятельности;

- формирование позитивной мотивации к обуче-

нию;

- сформированность внутренней позиции школьника;

- развитие произвольного внимания и памяти;

- развитие образного мышления, воображения, логического мышления.

Однако РАС являются примером искаженного развития, при котором в каждом конкретном случае мы имеем дело с индивидуальным вариантом асинхронии развития психических процессов, в связи с чем необходим исключительно индивидуальный подход к коррекции составляющих психологической готовности к обучению в школе ребенка с РАС.

В данный период времени родителям (законным представителям) и специалистам следует определить стратегию организации подготовки ребенка к школе, которая в полном объеме будет нацелена на индивидуальные особенности конкретного ребенка, что позволит достигнуть лучшего результата в рамках формирования готовности к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста / О. О. Гонина.

— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 425 с.

2. Kisova, V.V., Lyapina, Yu.N. Features of the age crisis in the transition from preschool to primary school age in children with mental development delay / V.V. Kisova //European Journal of Natural History. — 2018.

— № 3. — С. 103-106.

3. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе /Е. Е. Кравцова. — М: Педагогика, 1991. — 152 с.

4. Лубовский, Д. В. Школьная готовность детей: виды и соотношение с длительностью подготовки к школе / Д. В. Лубовский // Психологическая наука и образование. — 2019. — № 3 (24). — C. 43—51.

5. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентность современного дошкольника / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. — М.: Прометей, 2020. — 140 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гуцу, Е.Г. Технологизация процесса формирования психологической (коммуникативной) готовности детей к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС /Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетова, Т.А. Рунова //Нижегородское образование. — 2018. — № 2. — С. 87-93.

7. Кабанова, А.О. Особенности формирования психоэмоциональной саморегуляции дошкольников с РАС как условие подготовки к успешному обучению в школе/А.О. Кабанова//Студенческий форум.

— №30. — 2021. — С. 20-22.

8. Кисова, В. В. Особенности саморегуляции шестилетних детей / В. В. Кисова. — Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2014. — 171 с. — ISBN 978-585219-341-4. — EDN TIZWDR.

9. Криллова, М.Г. Коммуникативная готовность детей к школьному обучению как педагогическая проблема /М.Г. Криллова // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды: сб. материалов междунар. конф. «Чтения Ушинского» пед. ф-та ЯГПУ. — Ярославль, 2017. — Ч. 2. — С. 95-98.

10. Parkhomenko I.A., Vorobyeva A.O. To the issue of communicative readiness of preschoolers to learning at school// Akademicka Psychologie. 2018. № 2. С. 15-16.

11. Bezusova T.A., GilevaA.V., Gilev Ya.Yu., VatinaE.V., Petrova O.A. Subject position in learning activities as a component of school readiness in senior preschool children //Espacios. 2019. Т. 40. № 9. С. 13.

12. Гараева, Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегра-тивный компонент готовности детей к школьному обучению / Е.В. Гараева // Педагогическое образование в России. — 2019. — №6. — С. 125 —130

13. Compatible behavior as an actual problem of modernity / T. A. Serebryakova, I. A. Koneva, T. E. Egorova [et al.] //International Journal of Criminology and Sociology. — 2020. — Vol. 9. — P. 2192-2197. — DOI 10.6000/1929-4409.2020.09.260. — EDN MPHITT.

14. Nisskaya A.K. School readiness outcomes of different preschool educational approaches //Psychology in Russia: State ofthe Art. 2018. Т. 11. № 1. С. 43-60.

15. Никольская О.С. Структура нарушения психического развития при детском аутизме / О.С. Никольская [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2014. — № 18. URL:https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/struktura-narushenija-psihicheskogo-razvitija-pri (дата обращения: 11.11.2022)

16. Нестерова, А.А. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов/А.А. Нестерова — М.: РИТМ, 2016. — 192 с.

17. Vasyagina N.N., Grigoryan E.N., Kazayeva E.A. Psychological and educational aspects of rehabilitation of children with autism spectrum disorder in preschool education. National Psychological Journal, 2018. 11(2), 92—101

18. Конева, И. А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра / И. А. Конева, И. А. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-1. — С. 161-163. — EDNHWQFQC.

KONEVA Irina Alekseevna and others

PSYCHOLOGICAL READINESS TO TEACH CHILDREN ..

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 2(39)

е-ISSN: 2712-9772

19. Frith U. Why we need cognitive explanations of autism. Quarterly journal of experimental psychology, 2012, 65(11), 2073-1092, doi:101080 /17470218.2012.697178

20. Giovagnoli G., Postorino V., Fatta L.M., Sanges V., De Peppo, L., Vassena L. et al. Behavioral and Emotional Profile and Parental Stress in Preschool Children With Autism Spectrum Disorder. Research in Developmental Disabilities, 2015, 45-46, 411-421. doi:10.1016/j. ridd.2015.08.006

21. Virues-Ortega, J. The TEACCH program for children and adults with autism: A meta-analysis of intervention studies / Virues-Ortega J., Julio F., Pastor R. // Clinical Psychology Review. 2013.

22. Buescher A.V., Cidav Z., Knapp M., Mandell D.S. Costs of autism spectrum disorders in the United Kingdom and the United States. JAMA Pediatrics, 2014, 168 (8), 721-728. doi:10.1001/jamapediatrics.2014.210

23. Асоян, Н.П. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования / Н.П. Асоян, С.Н. Ковтун //Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. — 2016. — С. 86-93.

24. Лаврентьева, Н.Б. Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: автореф. дис. канд. педагогических наук. наук: 13.00.03 / Н.Б.Лаврентьева - Москва: ИКПРАО, 2008. - 27 с.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 15.11.2022 Revised date: 24.11.2022 Accepted date: 30.11.2022

12

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.