Научная статья на тему 'Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа'

Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
390
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИИ / ПСИХОГИГИЕНА / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR A PROFESSION / HYGIENE / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / LEVEL OF ANXIETY / SUBJECTIVE CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кораблина Е. П., Стоянова Е. Ю., Минвалеев Ринад Султанович

Введение. Психологическая готовность выпускников средних медицинских учебных заведений к выполнению их профессиональных обязанностей в России практически не изучена, тогда как в зарубежной литературе этому вопросу посвящено множество исследований. Цель исследовать психологическую готовность будущих выпускников Санкт-Петербургского Фельдшерского колледжа с начальной целью выявления наблюдаемых статистических закономерностей, в том числе на основе феноменологического подхода. Материал и методы. Опрошено 54 студента обоего пола, обучающихся в Фельдшерском медицинском колледже по программе среднего специального образования «Медсестринское дело». Все участники заполнили опросники, составленные по тестам, модифицированным на основе феноменологического подхода: тест тревожности по Спилбергеру, тест уровня субъективного контроля по шкале интернальности, феноменологическое интервью по Кораблиной Е.П. Статистическую обработку проводили с применением таблиц сопряжённости с проверкой зависимости/независимости от возрастных диапазонов по критерию согласия χ2 Пирсона. Зависимость между проверяемыми категориями принимали при вероятности ошибки первого рода p, меньшей 0,05. Все вычислительные операции выполнены с помощью статистических приложений к электронным таблицам Exсel-2003. Результаты. По всем проверяемым опросникам, модифицированным на основе феноменологического подхода, студенты вечернего отделения обнаружили значимое (p < 0,05) отличие в отношении психологической готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей по сравнению со студентами дневного отделения. Заключение. Уровень психологической готовности, выявляемый по трём независимым тестам, у обучающихся на вечернем отделении оказался выше, чем у обучающихся на дневном отделении, что означает большую готовность обучающихся на вечернем отделении к профессиональной деятельности после окончания обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кораблина Е. П., Стоянова Е. Ю., Минвалеев Ринад Султанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MEDICAL ACTIVITIES IN STUDENTS OF THE MEDICAL COLLEGE AS A PSYCHOHYGIENIC FACTOR OF NURSING

Introduction. Psychological readiness of graduates of Medical College to performance of their professional duties in Russia practically is not studied, whereas in foreign literature, this issue is devoted to many studies. Aim. To explore the psychological readiness of future graduates of Medical College with the initial goal of identifying the observed statistical regularities, including the phenomenological approach. Materials and methods. We surveyed 54 students of both genders enrolled in Medical College (St. Petersburg) on the program of secondary education “Nursing”. All participants completed questionnaires, compiled by the tests, modified on the basis of the phenomenological approach: State-Trait Anxiety Inventory of Ch.D. Spielberger, a test of the level of subjective control (scale of internality), and, in fact, a phenomenological interview of E.P. Korablina. Statistical processing was performed using contingency tables with the verification of the dependence/independence of the age ranges on the χ2 Pearson criterion of consent. Check the relationship between the categories is taken for the probability of error of the first kind p less than 0.05. All computing operations are performed using statistical application spreadsheets Excel-2003. Results. All the tested questionnaires were modified on the based the phenomenological approach, higher education was found significant (p<0.05) difference in respect of psychological readiness for professional duties performance as compared with students. Conclusion. The level of psychological readiness identified by three independent tests, studying at evening classes was higher than that of students on day branch, which means a greater willingness of students to evening classes to professional activities after graduation.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа»

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-5-515-519

Original article

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019

Кораблина Е.П.', Стоянова Е.Ю.', Минвалеев Р.С.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

'ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А . И. Герцена», 191186, Санкт-Петербург; 2ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», 199034, Санкт-Петербург

Введение. Психологическая готовность выпускников средних медицинских учебных заведений к выполнению их профессиональных обязанностей в России практически не изучена, тогда как в зарубежной литературе этому вопросу посвящено множество исследований. Цель — исследовать психологическую готовность будущих выпускников Санкт-Петербургского Фельдшерского колледжа с начальной целью выявления наблюдаемых статистических закономерностей, в том числе на основе феноменологического подхода. Материал и методы. Опрошено 54 студента обоего пола, обучающихся в Фельдшерском медицинском колледже по программе среднего специального образования «Медсестринское дело». Все участники заполнили опросники, составленные по тестам, модифицированным на основе феноменологического подхода: тест тревожности по Спилбергеру, тест уровня субъективного контроля по шкале интернальности, феноменологическое интервью по Кораблиной Е.П. Статистическую обработку проводили с применением таблиц сопряжённости с проверкой зависимости/независимости от возрастных диапазонов по критерию согласия X2 Пирсона. Зависимость между проверяемыми категориями принимали при вероятности ошибки первого рода p, меньшей 0,05. Все вычислительные операции выполнены с помощью статистических приложений к электронным таблицам Ехсе1-2003.

Результаты. По всем проверяемым опросникам, модифицированным на основе феноменологического подхода, студенты вечернего отделения обнаружили значимое (p < 0,05) отличие в отношении психологической готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей по сравнению со студентами дневного отделения.

Заключение. Уровень психологической готовности, выявляемый по трём независимым тестам, у обучающихся на вечернем отделении оказался выше, чем у обучающихся на дневном отделении, что означает большую готовность обучающихся на вечернем отделении к профессиональной деятельности после окончания обучения.

Ключевые слова: психологическая готовность к профессии; психогигиена; феноменологический подход; уровень тревожности; субъективный контроль.

Для цитирования: Кораблина Е. П. , Стоянова Е. Ю . , Минвалеев Р. С. Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа. Гигиена и санитария. 2019; 98 (5): 515-519 . DOI: http://dx. doi. org/10.18821/0016-9900-2019-98-5-515-519

Для корреспонденции: Минвалеев Ринад Султанович, кандидат биол . наук, доцент общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «СПбГУ», 199034, Санкт-Петербург. Е-mail: r. minvaleev@spbu . ru

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки .

Благодарность. Авторы выражают искреннюю благодарность студентам СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», принявшим участие в исследованиях, и лично директору Галине Николаевне Котовой

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Кораблина Е . П . ; сбор и обработка материала - Стоянова Е . Ю . ; статистическая обработка - Стоянова Е . Ю . и Минвалеев Р. С . ; написание текста - Минвалеев Р. С . ;

интерпретация и анализ полученных результатов - Кораблина Е . П . , Стоянова Е . Ю . и Минвалеев Р С . Поступила 30 . 01. 2018 Принята к печати 24. 04. 2018 Опубликована 06. 2019

Korablina E.P.1, Stoyanova E.Yu.1, Minvaleev R.S.2

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MEDICAL ACTIVITIES IN STUDENTS OF THE MEDICAL COLLEGE AS A PSYCHOHYGIENIC FACTOR OF NURSING

'A. Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, 191186, Russian Federation; 2St. Petersburg State University, St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Introduction. Psychological readiness of graduates of Medical College to performance of their professional duties in Russia practically is not studied, whereas in foreign literature, this issue is devoted to many studies. Aim. To explore the psychological readiness offuture graduates of Medical College with the initial goal of identifying the observed statistical regularities, including the phenomenological approach.

Materials and methods. We surveyed 54 students of both genders enrolled in Medical College (St. Petersburg) on the program of secondary education "Nursing". All participants completed questionnaires, compiled by the tests, modified on the basis of the phenomenological approach: State-Trait Anxiety Inventory of Ch.D. Spielberger, a test of the level of subjective control (scale of internality), and, in fact, a phenomenological interview of E.P. Korablina. Statistical processing was performed using contingency tables with the verification of the dependence/independence of the age ranges on the %2 Pearson criterion of consent. Check the relationship between the categories is taken for

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-5-515-519 Оригинальная статья

the probability of error of the first kind p less than 0.05. All computing operations are performed using statistical application spreadsheets Excel-2003.

Results. All the tested questionnaires were modified on the based the phenomenological approach, higher education was found significant (p<0.05) difference in respect ofpsychological readiness for professional duties performance as compared with students.

Conclusion. The level of psychological readiness identified by three independent tests, studying at evening classes was higher than that of students on day branch, which means a greater willingness of students to evening classes to professional activities after graduation.

Keywords: psychological readiness for a profession; hygiene; phenomenological approach; level of anxiety; subjective control.

For citation: Korablina E. P. , Stoyanova E. Yu., Minvaleev R. S. Psychological readiness for medical activities in students of the medical college as a psychohygienic factor of nursing . Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2019; 98(5): 515-519 . (In Russ . ) . DOI: http://dx . doi . org/10 .18821/0016-9900-2019-98-5-515-519

For correspondence: Rinad S. Minvaleev, MD, Ph. D . , Associate Professor in the University's Department of physical culture and sports of St. Petersburg State University, St. Petersburg, 199034, Russian Federation . E-mail: r. minvaleev@spbu . ru

Information about the author: Korablina E . P. , http://orcid . org/0000-0002-1171-5904;

Stoyanova E . Yu . , http://orcid . org/0000-0003-2856-3684; Minvaleev R. S . , http://orcid. org/0000-0002-9122-3394

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgments. The study had no sponsorship . Received: 30 January 2018 Accepted: 24 April 2018 Published 06 . 2019

Введение

На III Всероссийском съезде средних медицинских работников, прошедшем 15-16 октября 2009 г. в г. Екатеринбурге, принята Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. (Программа) . Одной из важнейших задач, определённых Программой, является совершенствование системы профессиональной подготовки. Отмечается, что «Несмотря на ежегодную подготовку до 70 000 молодых специалистов со средним профессиональным медицинским образованием, в отрасли много лет отсутствует положительная динамика увеличения численности сестринского персонала. В связи с этим отмечается ежегодное снижение показателя укомплектованности лечебно-профилактических учреждений специалистами сестринского дела, и обеспечить приток молодых специалистов в лечебные учреждения сегодня практически нереально»* .

По нашему мнению, подготовка среднего медицинского персонала к будущей профессиональной деятельности помимо прочих профессиональных компетенций должна включать в себя в том числе и соответствующую психологическую готовность к их успешному выполнению . В научный оборот понятие «готовность к профессии» было введено Б . Г. Ананьевым в 50-х годах XX века [1] и развито в работах Е . А . Климова [2]. Однако исследований, посвящённых изучению именно психологической готовности будущих средних медицинских работников, явно недостаточно . Из опубликованных русскоязычных работ нам встретились только работы Князевой О . В. [3, 4], в которых исследована одна конкретная проблема - проблема взаимодействия будущих медицинских сестёр с пожилыми людьми, причём без строгих количественных оценок Практически отсутствуют работы о психологической готовности будущих медиков как психогигиеническом факторе, в значительной степени определяющим успешность сестринского дела . А между тем психологические проблемы медицинских сестёр после окончания учебного

* «Программа развития сестринского дела в российской федерации на 2010-2020 годы» . URL: http://www. arhmedcolledg. ru/sites/arhmedcolledg. ru/files/cr-collections/2/programma_razvitiya_sd_2010-2020. pdf (Дата обращения: 22.12.2017).

заведения становятся предметом множества исследований за рубежом [5-7], в том числе с использованием феноменологического подхода [8]. Изучаются факторы стрессового реагирования у студентов, обучающихся в государственных медицинских учебных заведениях [9, 10], а также стрессовые ожидания от будущей работы в медицинских учреждениях [11]. Например, согласно данным исследования первых лет работы после окончания средних медицинских образовательных учреждений в штате Невада (США), 30% медсестёр увольняются после первого года работы, и этот процент возрастает до 57% после второго года работы в качестве дипломированной медицинской сестры (registered nurse) [12].

В связи с этим мы решили исследовать психологическую готовность будущих отечественных выпускников Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Фельдшерский колледж» (СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж») с начальной целью выявления наблюдаемых статистических закономерностей, в том числе на основе феноменологического подхода [13] .

Материал и методы

Всего опрошено 54 студента, обучающихся в СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж» по программе среднего специального образования «Медсестринское дело» . Из них 28 человек обучались по очной (дневной) форме обучения (средний возраст по медиане составил 17 лет), и 26 человек - по очно-заочной (вечерней) форме обучения (средний возраст по медиане - 36 лет) (табл. 1) .

Таблица 1

Дескриптивные характеристики исследованной выборки студентов СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж»

Количество человек Средний

Форма обучения всего мужчины женщины возраст по медиане, годы Интерквантильный размах

Дневная 28 2 26 17 18-22

Вечерняя 26 5 21 36 30-50

Всего... 54 7 47 - -

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-5-515-519

Original article

Все участники заполнили опросники, составленные по тестам [14], модифицированным на основе феноменологического подхода [15, 16]:

• тест тревожности по Спилбергеру,

• тест уровня субъективного контроля (УСК) по шкале интернальности,

• феноменологическое интервью по Кораблиной Е .П [17] . Феноменологические модификации использованных в

нашей работе тестов представлены в табл . 2 .

В тесте по Спилбергеру для оценки уровня тревожности применяли стандартный опросник [14]. Использовали вопросы второй части теста (вопросы 21-40), посвящён-ные оценке личностной тревожности . Оценка результатов, составившая до 30 баллов, отмечается нами как низкая тревожность; 31-45 баллов - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность

В тесте уровня субъективного контроля мы использовали оценку только по шкале интернальности в области производственных отношений, которая и применяется в профессиональной диагностике [14]. Далее полученные суммы мы распределили по трём диапазонам:

• низкий контроль - сумма меньше -5

• умеренный контроль - сумма от +5 до -5

• высокий контроль - сумма больше +5 . Феноменологический подход [13, 15, 16] позволяет

учесть индивидуально-психологические особенности респондентов, для чего мы распределили ответы по всем тестам на три стратификационных категории (см . табл . 2):

• 0 - психологическая неготовность;

• 1 - средний уровень готовности;

• 2 - полная психологическая готовность

В табл 3 представлена использованная нами феноменологическая стратификация теста Е П Караблиной

Затем результаты тестирования помещали в стандартные таблицы сопряжённости и проверяли на независимость по критерию согласия х2 Пирсона. Зависимость между проверяемыми категориями принимали при вероятности ошибки первого рода р, меньшей 0,05 . Все вычислительные операции были выполнены с помощью статистических приложений к электронным таблицам Ехсе1-2003 .

Результаты

В табл 4 представлены результаты проверки на зависимость между возрастом респондентов (студенты дневного и вечернего отделений) и психологической готовностью к выполнению профессиональных обязанностей медицинской сестры . Распределение частот ответов по установленным категориям подсчитывали

Таблица 2

Феноменологическая стратификация тестов по Спилбергеру (личностная тревожность) и уровня субъективного контроля (УСК, шкала интернальности)

Категория психологической готовности Тревожность по тесту Спил-бергера Балл Уровень субъективного контроля Сумма

0 Высокая > 46 Низкий <-5

1 Умеренная 31-45 Средний от -5 до +5

2 Низкая < 30 Высокий > +5

вручную, опираясь на феноменологические стратификации, представленные в табл 2 и 3 Ожидаемые частоты вычислены, исходя из предположения, что никакой связи между возрастом респондентов и психологической готовностью, оцениваемой по результатам тестирования, не существует (нулевая гипотеза) . Применение критерии согласия х2 Пирсона позволяет найти вероятность ошибки в предположении о зависимости, и если она маленькая (меньше 0,05), то гипотезу о зависимости принимаем .

Из содержания табл . 4 следует, что уровень психологической готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей зависит от возраста обучающихся по программе «Медсестринское дело» с вероятностью ошибки первого рода, значительно меньше допустимого уровня 0,05 . А именно, по всем проверяемым опросникам, модифицированным на основе феноменологического подхода, студенты вечернего отделения обнаружили значимое отличие в отношении психологической готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей по сравнению со студентами дневного отделения . Так, у студентов вечернего отделения по сравнению со студентами дневного отделения был ниже уровень тревожности, выше уровень субъективного контроля (см . табл. 4), и в ответах феноменологического интервью по Е П Кораблиной они выбрали ключевые формулировки, свидетельствующие о большей психологической готовности к специфике медицинской деятельности (см табл 4)

Обсуждение

Установленный нами факт лучшей психологической готовности студентов более старшей возрастной группы совпадает с общемировой тенденцией в сфере сестринского дела, согласно которой большинство средних медицинских работников относятся именно к старшей возраст-

Таблица 3

Феноменологическая стратификация ответов на вопросы феноменологического теста Е.П. Кораблиной [15]

Вопрос теста Категория психологической готовности

высокая - 2 умеренная - 1 низкая - 0

1. Какой цвет Вы выберете для Вашей профессии? Белый Красный Другой цвет или 2 цвета

2 . Что Вы любите и цените в своей работе? Люди, помощь, медицина Личное, не знаю Иное

3 . В чём заключается для Вас смысл профессии? Помощь людям Не знаю Иное

4 . Чему Вы хотите научиться для достижения успеха? Конкретные навыки, Не знаю; всё, что нужно Иное

медицинские дисциплины в профессии

5 . Ваши планы на будущее? Профессия, учёба Личная жизнь Иное

6 . Чем Вас привлекает Ваша профессия? Помощь людям, знания Всем, не знаю Иное

7 . Насколько Вы готовы к выполнению < 100% 100%, не знаю > 100%

предназначенной роли?

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-5-515-519 Оригинальная статья

Таблица 4

Проверка на зависимость/независимость от возраста респондентов в ответ на вопросы феноменологического интервью

№ вопроса

Группа обучающихся 1 2 3 4

психологическая готовность в ответах на вопросы феноменологического интервью

низкая, 0 баллов умеренная, 1 балл высокая, 2 балла сумма низкая, 0 баллов умеренная, 1 балл высокая, 2 балла сумма низкая, 0 баллов умеренная, 1 балл высокая, 2 балла сумма низкая, 0 баллов умеренная, 1 балл высокая, 2 балла сумма

18-22 года (дневное обучение) 13 11 4 28 4 5 19 28 17 3 8 28 9 15 4 28

25-50 лет (вечернее обучение) 9 4 13 26 10 10 6 26 2 6 18 26 4 10 12 26

Итого 22 15 17 54 14 15 25 54 19 9 26 54 13 25 16 54

Ожидаемые частоты:

18-22 года (дневное обучение) 11,41 7,77 8,82 - 7,26 7,77 12,96 - 9,85 4,67 13,48 - 6,74 12,96 8,3 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25-50 лет (вечернее обучение) 10,59 7,22 8,19 6,74 7,22 12,03 9,15 4,33 12,52 6,26 12,04 7,7

Вероятность ошибки первого рода

p = 0,0129 < 0,05

p = 0,004213 < 0,05

p = 0,00024 < 0,05

p = 0,0324 < 0,05

Группа

№ вопроса

6

психологическая готовность в ответах на вопросы феноменологического интервью

низкая, 0 баллов умеренная, 1 балл высокая, 2 балла сумма низкая, 0 баллов умеренная, 1 балл высокая, 2 балла сумма низкая, 0 баллов умеренная, 1 балл высокая, 2 балла сумма

18-22 года (дневное обучение) 12 8 8 28 14 9 5 28 9 11 8 28

25-50 лет (вечернее обучение) 4 4 18 26 4 9 13 26 1 14 11 26

Итого 16 12 26 54 18 18 18 54 10 25 19 54

Ожидаемые частоты:

18-22 года (дневное обучение) 8,3 6,722 13,48 9,33 9,33 9,33 5,19 12,96 9,85

25-50 лет 7,7 5,78 12,52 - 8,67 8,67 8,67 - 4,82 12,04 9,15 -

(вечернее обучение)

Вероятность ошибки первого рода

p = 0,01047 < 0,05

p = 0,0108< 0,05

p = 0,0277< 0,05

5

7

ной группе [17, 18], и эта тенденция со временем только усиливается [19-21]. Феноменологическое исследование, аналогичное нашему, выполненное в Австралии [8], также позволило сделать вывод, что более возрастные студенты австралийских медицинских учебных заведений обоего пола с большей вероятностью становятся успешными дипломированными медицинскими работниками, чем их более молодые сокурсники. В зарубежной практике психологического и профессионального сопровождения средних медицинских работников широко применяются различные психогигиенические методы, прежде всего на основе супервизии [22-26], а также различные варианты стресс-менеджмента [27-29], что нельзя сказать об отечественной образовательной практике, где медицинские работники среднего звена после окончания учебного заведения на новом рабочем месте чаще всего просто предоставлены сами себе

Заключение

1. Уровень психологической готовности, выявляемый по трём независимым тестам, у обучающихся на вечернем отделении выше, чем у обучающихся на дневном отделении, что повышает готовность обучающихся на вечернем отделении к профессиональной деятельности после окончания обучения, что также подтверждается аналогичными исследованиями зарубежных авторов

2 . Результаты нашего исследования позволяют рекомендовать увеличение контрольных цифр приёма на вечернее (очно-заочное) отделение с целью повышения последующей профессиональной пригодности выпускников медицинских образовательных учреждений среднего специального образования во исполнение «Программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. » .

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-5-515-519

Original article

Литер ату р а

(пп. 5-12, 16-29 см . References)

1. Ананьев Б . Г Человек как предмет познания. Л . : ЛГУ; 1968. 340 с .

2 . Климов Е . А. Психология профессионального самоопределения. М . : Академия; 2004 304 с

3. Князева O . B . К проблеме формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми . МНКО. 2011; 6(1): 86-90.

4 Князева О В Модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми. МНКО. 2012; 6 (37): 300-4.

13 Кораблина Е П Феноменологические методы в психолого-педагогической практике . ИзвестияРГПУ им. А.И. Герцена. 2010; 128: 15-25.

14. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб. : Речь; 2005. 208 c .

15. Кораблина Е.П. Феноменологический анализ как качественный метод исследования. Методические рекомендации. СПб: Изд-во РГПУ; 2007 23 с

References

1. Anan'ev B . G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. L. : LGU; 1968. 340 p. (in Russian)

2 . Klimov E . A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. M . : Akademiya; 2004. 304 p (in Russian)

3. Knyazeva O . B . K probleme formirovaniya psikhologicheskoy gotovnos-ti studentov meditsinskogo kolledzha k vzaimodeystviyu s pozhilymi lyud'mi . MNKO. 2011; 6(1): 86-90. (in Russian)

4 . Knyazeva O . V. Model' formirovaniya psikhologicheskoy gotovnosti stu-dentov meditsinskogo kolledzha k vzaimodeystviyu s pozhilymi lyud'mi MNKO. 2012; 6 (37): 300-4. (in Russian)

5. Salmond S . , Ropis P. E . Job stress and general well-being: a comparative study of medical-surgical and home care nurses . MedSurg Nurs. 2005; 5: 301-9 .

6 . Pulido-Martos M, Augusto-Landa JM, Lopez-Zafra E . Sources of stress

in nursing students: A systematic review of quantitative studies . Int Nurs Rev. 2012, 59: 15-25.

7 . Cowin L . S. , Johnson M . From student to graduate: longitudinal changes

in the qualities of nurses . J AdvNurs. 2015; 71(12):2911-22. doi: 10 . 1111/ jan.12763.

8 Brammer J A phenomenographic study of registered nurses' understanding of their role in student learning-an Australian perspective . Int J Nurs Stud. 2006; 43(8): 963-73. doi: 10 ,1016/j. ijnurstu.2005.11. 004

9 Labrague L J Stress, stressors, and stress responses of student nurses in a government nursing school. Health Sci J. 2014; 7: 424-35.

10 . Reeve K . L . , Shumaker C . J. , Yearwood E . L, et al . Perceived stress and so-

cial support in undergraduate nursing students' educational experiences NurseEduc Today. 2013, 33: 419-24.

11 Saber D A , Anglade D , Schirle L M A study examining senior nursing

students' expectations of work and the workforce . J Nurs Manag. 2016; 24(2): E183-91. doi:10. 1111/jonm. 12322 12 . Bowles C . , Candela L. First job experiences of recent RN graduates: improving the work environment J Nurs Adm . 2005; 35(3):130-7.

13. Korablina E . P. Fenomenologicheskie metody v psikhologo-peda-gogicheskoy praktike . Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2010; 128: 1525 (in Russian)

14. Batarshev A. V. Bazovye psikhologicheskie svoystva i samoopredelenie lichnosti: Prakticheskoe rukovodstvo po psikhologicheskoy diagnostike [Basic psychological properties and self-determination of personality: A practical guide to psychological diagnosis]. SPb. : Rech'; 2005. 208 p . (in Russian)

15. Korablina E . P. Fenomenologicheskiy analiz kak kachestvennyy metod issledovaniya. Metodicheskie rekomendatsii [Phenomenological analysis as a qualitative method of research. Guidelines]. SPb: Izd-vo RGPU; 2007 23 p (in Russian)

16 . Sandberg J. Are phenomenographic results reliable? Higher Education

Research and Development. 1997; 16: 203-12. 17. Norman L. D. , Donelan K. , Buerhaus P. I. , Willis G. , Williams M . , Ulrich B . , Dittus R . The older nurse in the workplace: does age matter? Nurs Econ 2005; 23(6): 282-9

18 . Utriainen K. , Kyngäs H Ageing hospital nurses' well-being at work:

psychometric testing of the Dignityand Respect in Ageing Nurses' Work Scale . Scand J Caring Sci. 2011; 25(3): 617-24. doi: 10. 1111/j. 14716712.2011. 00873. x.

19 Apostolidis B M , Polifroni E C Nurse work satisfaction and generational differences . Journal of Nursing Administration. 2006; 11: 506-9.

20 Fitzgerald D C Aging, experienced nurses: their value and needs Contemp Nurse. 2007; 24(2): 237-42.

21 Utriainen K , Kyngäs H , Nikkilä J A theoretical model of ageing hospital nurses' well-being at work. J Nurs Manag. 2011; 19(8):1037-46. doi: 10 . 1111/j. 1365-2834.2011.01263. x.

22 . Cowin L. S. , Johnson M . Many paths lead to nursing: factors influencing

students' perceptions of nursing . Int Nurs Rev. 2011; 58(4):413-9 . doi: 10 . 1111/j. 1466-7657.2011.00905. x.

23. Bönniger C . Supervision für Pflegekräfte: Psychohygiene oder mehr? (1. Teil). Pflege, 1995; 8(1): 37-42

24. Bönniger C . Supervision für Pflegekräfte: Psychohygiene oder mehr? (2 . Teil). Pflege, 1995; 8(2): 108-12 .

25 Berggren I , Severinsson E Nurse supervisors' actions in relation to their decision-making style and ethical approach to clinical supervision J Adv Nurs. 2003; 41(6):615-22 .

26 . Manninen K. , Henriksson E . W. , Scheja M. , Silen C. Supervisors' peda-

gogical role at a clinical education ward - an ethnographic study BMC Nurs. 2015; 14:55. doi: 10 ,1186/s12912-015-0106-6.

27 Clark C S , Pelicci G An integral nursing education: A stress management and life Balance course International Journal for Human Caring, 2011; 15: 13-22

28 . Reeve K . L . , Shumaker C . J. , Yearwood E . L . , Crowell N . A. , Riley, J.

B Perceived stress and social support in undergraduate nursing students' educational experiences . Nurse Education Today, 2013; 33: 419-24.

29 . Delaney C . , Barrere C . , Robertson S. , Zahourek R . , Diaz D . , Lachapelle

L. Pilot Testing of the NURSE Stress Management Intervention . J Holist Nurs. 2016;34(4): 369-89. doi: 10.1177/0898010115622295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.