Научная статья на тему 'Психологическая готовность детей к школьному обучению'

Психологическая готовность детей к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4841
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ / ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ / SCHOOLING / PSYCHOLOGICAL READINESS / MENTAL PROCESSES / THE FORMATION OF MOTIVES / DIAGNOSTICS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокина А.А.

В статье представлены вопросы психологической готовности к школьному обучению. Рассмотрены аспекты коммуникативной, когнитивной, эмоционально-волевой и личностной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper presents the questions of psychological readiness for school. The aspects of communicative, cognitive, emotional and volitional, and personal readiness.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

3. Овешникова Л.В. Классификация элементов инфраструктуры региональной экономики // Современные проблем науки и образования. 2014. №6. С. 641

4. Сибирская Е.В. Интеграционные структуры как основа стратегии развития региона // Регионология. 2003. № 1-2. С.94- 97

5. Строева О.А. Региональная политика как часть экономической политики государства // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2013. №1. С. 92-109

6. Sibirskaya E., Egorov A., Safronova A., Mikheykina L., Ivashkova T. Organization of favorable investment climate in the market of development and implementation of investment projects // Mediterian Journal of Social Science. Vol. 6 No. 3 S. 6 June 2015.

Сорокина А.А.

Научный руководитель: ст. преп., Плаксина Н.И.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ

ОБУЧЕНИЮ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: школьное обучение, психологическая готовность, психические процессы, формирование мотивов, диагностика развития.

Аннотация: В статье представлены вопросы психологической готовности к школьному обучению. Рассмотрены аспекты коммуникативной, когнитивной, эмоционально-волевой и личностной готовности.

Keywords: schooling, psychological readiness, mental processes, the formation of motives, diagnostics development.

Abstract: This paper presents the questions of psychological readiness for school. The aspects of communicative, cognitive, emotional and volitional, and personal readiness.

XXI век предъявляет высокие требования жизни к организации воспитания и обучения, заставляя искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе является одной из важных задач дошкольного воспитания.

С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Основной задачей психологического сопровождения деятельности в дошкольном учреждении, является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности ребенка.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

- исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе;

- исследование новообразований и изменений в психике ребенка;

- исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования;

- изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Успешное обучение ребенка обусловлено стремлением к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Это характеризуется как центральное личностное новообразование, определяющее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям [1].

Готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Новообразованием в дошкольном возрасте являются комплексы готовности к школьному обучению: коммуникативная готовность, когнитивная готовность, эмоционально-волевая готовность, личностная готовность.

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же

формирование у детей качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности [2].

Волевая готовность - это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий; овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

В дошкольном возрасте, не превышая возможностей ребенка, путем организации игр, труда, занятий можно сформировать качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью, речью, а также поведением в пределах требований, предъявляемых начальной школой. Уровень волевого развития у разных детей различен, но типичной чертой является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для учебной деятельности. Иерархия мотивов придает поведению ребенка определенную направленность и позволяет подчинить ситуативные, частные побуждения более значимым, устойчивым целям и намерениям [3].

Формирование мотивов, побуждающих к учению, одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: положительных представлений о школе; желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового; сформированной позиции школьника.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно- познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

На этапе дошкольного образования важны: диагностика раннего развития; содействие развитию познавательной сферы,

конструктивному становлению личности ребенка, его нравственному развитию; коррекция нарушений в развитии; психологическая подготовка к обучению в школе. Работа психолога должна осуществляться по следующим направлениям: работа с детьми, воспитателями и другими специалистами дошкольного учреждения, родителями.

Список литературы

1. Алиева С.А., Абдуллаева Н.А., Цахаева А.А. Методический арсенал духовно-нравственного воспитания младшего школьника в современных условиях // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 6. С. 78 - 81.

2. Абдуллаева Н.А., Цахаева А.А., Аминова Д.К. Готовность к духовно-нравственному поведению младшего школьника как компонент структуры воспитания в дагестанской семье // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 6. С. 23-27.

3. Вильхова О.Г. Педагогический потенциал народного хореографического искусства как средство целостного развития детей младшего школьного возраста // Синергия. 2016. № 4. С. 7-13.

4. Захлебаева В.В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка в условиях летнего оздоровительного центра // Синергия. 2016. № 3. С. 7-12.

5. Зайцев И.С. Алгоритм социального развития ребенка с нарушениями речи // Синергия. 2016. № 1. С. 14-19.

6. Плаксина Н.И., Сорокина А.А. Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Территория науки. 2014. Т 1. № 1. С. 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.