Пискунова В. В. Психологическая готовность будущих медицинских сестер к оказанию медицинских услуг в условиях пандемии // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 2 (86). С. 57-59.
Piskunova V. V. Psychological preparedness of future nurses to provide medical services in a pandemic. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2020. No. 2 (86). Pp. 57-59. (in Russ.)
УДК 159.9
В. В. Пискунова
Пермский базовый медицинский колледж, Пермь, Россия
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР К ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Пискунова Виктория Валентиновна — кандидат медицинских наук, преподаватель
E-mail: hr.piskunova@mail.ru
Статья посвящена изучению проблемы формирования психологической готовности среднего медицинского персонала к выполнению профессиональной деятельности в условиях повышенного инфекционного риска.
Представлены результаты диагностики психологической готовности обучающихся медицинского колледжа к профессиональной деятельности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции.
Ключевые слова: пандемия, медицинская сестра, профессиональная медицинская деятельность, профессиональная безопасность, психологическая готовность.
V. V. Piskunova
Perm Basic Medical College, Perm, Russia
PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS OF FUTURE NURSES TO PROVIDE MEDICAL SERVICES IN A PANDEMIC
Piskunova Victoriya V. — Candidate of Medical Sciences, teacher.
E-mail: hr.piskunova@mail.ru
The article is devoted to the study of the problem of the formation of psychological readiness of nurses to carry out professional activities in conditions of increased infectious risk.
The results of diagnostics of the psychological readiness of students of a medical college for professional activities in the context of a pandemic of a new coronavirus infection are presented.
Keywords: pandemic, nurse, professional medical activity, occupational safety, psychological preparedness.
Актуальность темы обусловлена высокой заболеваемостью новой коронавирусной инфекцией и смертностью от нее медицинских работников в России. Осознание неясности патогенеза заболевания, разнообразия клинических проявлений, отсутствия этиологического лечения и специфической профилактики COVID-19 — причины особого внимания к вопросу профессиональной деятельности медицинских работников в условиях значительной вирусной нагрузки современной пандемии.
На первый план профессиональной медицинской деятельности выходят проблемы инфекционной безопасности медицинского персонала и пациентов. Инфекционная безопас-
58
Психология и педагогика
ность включает комплекс санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения инфекции в лечебно-профилактических учреждениях.
Сегодня как никогда актуально провозглашение Всемирной организацией здравоохранения (далее — ВОЗ) значения обеспечения безопасности медицинского персонала в части создания безопасных условий труда, надлежащей подготовки, достойной оплаты труда и уважения медицинских работников как основы обеспечения безопасности пациентов [1].
По данным ВОЗ, возрастает число случаев заражения и заболевания среди медицинских работников, ведущих борьбу с COVID-19, а также насилия в отношении медицинских работников (от вербальной агрессии, дискриминации до физического насилия).
В условиях пандемии COVГО-19 медицинские работники и члены их семей оказались подвержены беспрецедентно высокому риску. Данные по многим странам в разных регионах ВОЗ, пусть не всегда репрезентативные, указывают на то, что показатели инфицирования COVID-19 среди медицинских работников намного превышают средние по населению.
Несмотря на то что в подавляющем большинстве стран медицинские работники составляют менее 3 % населения (почти во всех странах с низким и средним уровнем дохода — менее 2 %), на долю этой профессиональной группы приходится около 14 % зарегистрированных случаев COVID-19. В ряде стран данная цифра доходит до 35 %. Хотя объем и качество данных являются недостаточными для выяснения того, произошло ли заражение на рабочем месте или вне лечебного учреждения, но, так или иначе, во всем мире от COVID-19 погибли тысячи медицинских работников.
В период пандемии медицинские работники не только подвергаются повышенному риску для физического здоровья, но и оказываются в условиях сильнейшего психологического стресса, связанного с ненормированным графиком работы, колоссальной рабочей нагрузкой, ежеминутной опасностью заражения, разлукой с семьей и социальной стигматизацией. Еще до начала пандемии во всех регионах мира среди работников здравоохранения уже отмечался повышенный риск суицида. В опросном исследовании условий труда медицинского персонала каждый четвертый медработник сообщил о наличии депрессии и тревоги и каждый третий жаловался на бессонницу во время пандемии COVID-19 [1; 3].
Необходимо отметить, что выявленный Всемирной организацией здравоохранения психологический стресс медицинских работников, работающих в «ковидных» отделениях российских медицинских учреждений, имеет тенденцию к усилению, обусловленную внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относятся сложная социально-экономическая ситуация, повышение заболеваемости и смертности от COVID-19 (в том числе медицинского персонала), организация труда медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях («переработка», опасные условия труда и т. д.). Среди внутренних факторов необходимо отметить тревожность, физическое утомление, синдром хронической усталости, что, безусловно, сказывается на качестве жизни медицинских работников и эффективности труда.
В связи с нехваткой в условиях пандемии медицинских кадров в лечебно-профилактических учреждениях (далее — ЛПУ) особое значение приобретает подготовка медицинских работников системой образования, в том числе среднего медицинского персонала. Несмотря на высокий конкурс абитуриентов в медицинские колледжи, не все обучающиеся мотивированы на «лечебную» деятельность в ЛПУ. Данный факт обусловливает повышенное внимание к проведению профориентационной работы с обучающимися медицинских колледжей, формированию психологической готовности будущего среднего
медицинского персонала к выполнению профессиональной деятельности в условиях повышенного инфекционного риска.
С целью изучения психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях пандемии будущей медицинской сестры / медицинского брата было проведено собственное исследование. Использована авторская методика: анкета из десяти закрытых и открытых вопросов. Простую случайную выборку составили обучающиеся специальности «Сестринское дело», 2-го (на базе 11 классов среднего (полного) общего образования) и 3-го (на базе 9 классов среднего общего образования) курсов, в количестве 52 человек, в возрасте от 18 до 20 лет, обоих полов.
Анализ проведенной психодиагностики показал следующее:
1) 90 % опрошенных обучающихся испытывают тревожность при моделировании профессиональной деятельности в условиях пандемии в той или иной степени;
2) 20 % опрошенных обучающихся высказывают сомнение в дальнейшей профессиональной медицинской деятельности (интересно, что среди причин «ухода» из профессии, работы в смежной профессии, продолжения обучения по другой специальности ни один обучающийся не назвал пандемию).
Необходимо отметить, что меньшую степень обеспокоенности современной эпидемиологической обстановкой показали обучающиеся, работавшие (в летние каникулы) / работающие в настоящее время в «ковидных» отделениях, что объясняли полученными навыками работы при соблюдении противоэпидемических мер.
Результаты психодиагностики показывают, что проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях повышенного инфекционного риска для среднего медицинского персонала актуальна. Данная проблема требует решения на различных уровнях, в том числе образовательном. Примером может являться внедрение в образовательный процесс Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета клинического сценария «Новая коронавирусная инфекция COVID-19», в ходе которого симулировано поступление в стационар пациента с признаками, трактуемыми как «подозрение на коронавирусную инфекцию» [2].
Библиографический список
1. Всемирная организация здравоохранения. Глобальный веб-сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news/item/17-09-2020-keep-health-workers-safe-to-keep-patients-safe-who (дата обращения: 01.10.2020).
2. Формирование навыков работы в очагах карантинных инфекций в симулированных условиях [Электронный ресурс] / О. В. Лисовский [и др.]. URL: https://www.rosmedobr.ru/ rosmedobr2020/thesis/16968/ (дата обращения: 20.10.2020).
3. Prevalence of depression, anxiety, and insomnia among healthcare workers during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis / S. Pappa, V. Ntella, T. Giannakas, V. G. Giannakoulis, E. Papoutsi, P. Katsaounou // Brain, Behavior, and Immunity. August 2020. Vol. 88. P. 901-907. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S088915912030845X (дата обращения: 20.10.2020).