Научная статья на тему 'Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе'

Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9415
1414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ УСПЕХ / ЦЕННОСТЬ УСПЕХА / КАТЕГОРИИ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пакулина Светлана Алексеевна

Предлагаемая методика разработана для диагностики ценности мотивов успеха и их иерархии, входящих в факторную структуру мотивации достижения, тесно связанной с мотивацией учения и адаптацией личности. Дедуктивная стратегия в конструировании методики базируется на теоретических представлениях об успехе и мотивации достижения Л. И. Божович, С. И. Ефремовой, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, Х. Хекхаузена. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пакулина Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика мотивации достижения успеха студентов в вузе»

С. А. Пакулина

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Предлагаемая методика разработана для диагностики ценности мотивов успеха и их иерархии, входящих в факторную структуру мотивации достижения, тесно связанной с мотивацией учения и адаптацией личности. Дедуктивная стратегия в конструировании методики базируется на теоретических представлениях об успехе и мотивации достижения Л. И. Божович, С. И. Ефремовой, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, Х. Хекхаузена. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных

установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности.

Ключевые слова: мотивация достижения, субъективный и объективный успех, ценность успеха, категории успеха.

S. Pakulina

THE PSYCHODIAGNOSTICS OF ACHIEVEMENT MOTIVATION

OF STUDENTS

The author of the paper proposes a new technique for psychodiagnostics of value of achievement motives and their hierarchy closely related to learning motivation and personality adaptation. The deductive strategy of the technique designing is based on the theoretical ideas of L. I. Bozhovich, S. I. Efremova, H. Heckhausen, Yu. M. Orlov, G. A. Tulchinsky. The technique can be used for studying of the correlation among achievement motivation, learning motivation and adaptation of students, value attitudes in the learning process, for motivational training and for the prediction of a personality’s social development.

Key words: achievement motivation, subjective and objective success, value of success, classes of success.

Одним из современных требований к профессионально-личностному становлению студентов в процессе обучения в вузе является формирование самостоятельной, инициативной, творческой, конкурентноспособной личности. В таком сочетании свойств личность может успешно реализоваться в профессиональной деятельности, на рынке труда, имея достаточно высокий уровень мотивации достижения успеха. Н. А. Журавлева указывает на то, что в условиях социально-экономических изменений наблюдается динамика ценностных ориентацией молодежи: «За последнее десятилетие произошло смещение акцентов в ценностном сознании студентов с направленности на творческую самореализацию и этические ценности к ориентации на деловую активность и прагматические ценности» [5, с. 37]. Исследовательским ориентиром прагматизма выступает принцип жизненного успеха, поэтому изучение ценностной структуры мотивации достижения успеха важно для построения прогноза социального развития личности.

Разработка и апробация предлагаемой методики «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» осуществлялась в ходе изучения процесса адаптации студентов в педагогическом вузе. При разработке методики «Адаптация студентов в педагогическом вузе» эмпирическим методом выделился целый блок утверждений,

в котором студенты связывали процесс адаптации в вузе с мотивацией учения и мотивацией достижения успеха. Мотивационный блок в изучении адаптации занимал практически половину утверждений, поэтому возникла необходимость не увеличивать по объему методику, а создать отдельные методики, в которых будут определяться ценностные позиции успеха студентов, связанные с процессом адаптации и мотивацией учения.

По методикам А. А. Реана и М. И. Пейсахо-ва была изучена мотивация достижения успеха и базовая потребность достижения студентов в вузе. Полученные результаты позволили выявить общие тенденции: 87% студентов различных курсов обучения имеют средний уровень выраженности потребности достижения, низкий и высокий уровни отсутствуют; у 89% мотивационный полюс достижения успеха средний, не ярко выражен, низкий и высокий отсутствуют. Это еще раз заставило нас вернуться к мысли о необходимости разработки методики, изучающей ценностную нагрузку мотива достижения успеха.

В первом варианте методика «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» была представлена в диссертационном исследовании С. А. Пакулиной в 2004 г., во втором варианте - в монографии 2008 г. [10, с. 193-196]. Процесс разработки методики проходил в три

этапа. На первом этапе ключевые категории мотивации достижения успеха выделены на основе контент-анализа суждений студентов в сочинении на тему «Что для меня значит успех и мой образ успешного человека». В ходе обработки результатов контент-анализа определены 42 значения успеха. На основе полученных результатов разработана анкета и проведено пилотное исследование на выборке студентов различных факультетов и курсов обучения Челябинского государственного педагогического университета (п = 124). На втором этапе, опираясь на теоретический анализ психологической литературы, осуществлялась доработка и корректировка утверждений с учетом полученных сравнительных данных психодиагностического обследования студентов различных вузов, факультетов, курсов обучения, возраста, формы обучения (п = 1335 студентов). В окончательный вариант методики вошло 36 утверждений, характеризующих девять ключевых категорий мотивов достижения успеха. На третьем этапе осуществлялся корреляционный и факторный анализ с целью выработки норм статистической информации и статистического обоснования характеристик методики.

В психодиагностике связь адаптации и мотивации проводится не впервые. Так, например, в методике О. П. Елисеева «Конструктивность мотивации» эта связь установлена между стратегией мотивации и стилем поведения в ситуации адаптации. В основу адаптивной активности личности О. П. Елисеева положена надежда на успех и потребность в достижении, поэтому мотивацию достижения успеха автор относит к позитивной мотивации, но адаптация рассматривается исходя из стратегии взаимодействия. При позитивной мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. Методики, изучающей аксиологический аспект мотивации достижения успеха, который, можно было бы, использовать в корреляционном анализе с процессом адаптации и мотивацией учения, в психодиагностике не существует.

Взаимосвязь мотивации учения и мотивации достижения успеха экспериментально доказана в работах Р. К. Малинаускас (выде-

лены различия в мотивации учения студентов 1-го и 4-го курсов обучения и сделан вывод о наибольшем весе мотивов достижения), М. В. Овчинникова (мотивация учения и мотивация достижения составляют динамическую структуру), Н. В. Афанасьевой (потребность в достижениях проявляется в большей степени, если познавательная потребность находится на низком уровне) и др.[1; 8].

Теоретическую основу в разработке методики «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» составляют исследования:

• Х. Хекхаузена: причисляет мотивацию достижения к интринсивной (внутренней) мотивации [13];

• Ю. М. Орлова: разделяет внутреннюю мотивацию учебной деятельности на познавательную и достиженческую, при этом познавательные мотивы автор соотносит с процессуальными характеристиками деятельности, а потребность достижения - с результативными [9];

• Г. А. Тульчинского: выделяет и дает характеристики четырем видам успеха (результативный успех, успех как социальное признание, успех преодоления трудностей, успех реализации призвания) [11].

Опираясь на работы Х. Хекхаузена, Ю. М. Орлова, Г. А. Тульчинского, можно констатировать связь мотивации учения и мотивации достижения; их отнесенность, первой - к познанию, второй - к результативности; той и другой - к виду внутренней мотивации, и обозначить существующую классификацию ценностей успеха: результативный успех, успех как социальное признание, успех преодоления трудностей, успех реализации призвания. В данной методике мы предлагаем рассматривать мотивацию достижения успеха как внутреннюю мотивацию, связанную с мотивацией учения и процессом адаптации студентов в вузе, в которой выделяется субъективная и объективная ценностная стороны мотива успеха, и количественно расширяем ключевые категории успеха. Субъективный успех - это совокупность суждений человека о достижениях и результатах, которые измеряются параметрами удовлетворенности. Объективный успех представляет собой

положительный результат, который признан и оценен в социальном окружении: «Субъективный успех содействует достижению объективного успеха, который, в свою очередь, через личностную удовлетворенность и через признание со стороны социума ведет к субъективному успеху» [12, с. 148].

Основной функцией успеха является регуляция дальнейшей активности человека в зависимости от предыдущего результата, поддержание приобретенного опыта взаимодействия с миром. Активность в данном случае выступает как внешнее явление внутренних сил личности, а успех как результат, зависимый от времени.

Исходя из этой позиции, С. И. Ефремова под успехом понимает «положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для нее целей, отражающий социальные ориентиры общества, выступающий формой самореализации субъекта, обеспечивающий ее саморазвитие, предполагающий оценку со стороны общества в форме одобрения» [4, с. 11]. В определении акцент ставится на результативную сторону успеха, ее эмоциональную окрашенность и социальную зависимость.

Мы считаем, что успех не только феноменальный объект, качественный в отношении результата, и не только сам результат, а прежде всего его оценка и смысл существования для субъекта, который составляет содержательную основу мотивационной сферы личности.

Базовая потребность в достижении успеха задает целевую направленность личности на успех. А. Маслоу утверждал, что человек удовлетворяет потребность в достижении в среднем на 40%. Л. И. Божович выделяет три вида направленно сти личности на успех как результата наличия доминирующих мотивов:

• моральная (успех связан с общественной ценностью человека);

• общественная (успех связан с интересами и потребностями общества);

• деловая (мотивы порождаются самой деятельностью познания, творчества, труда) [3, с. 145]. Исходя из этих видов направленности, выделяем доминирующие мотивы успеха, представляющие и ценность, и цель в поведении и деятельности человека: успех-

призвание, успех-признание, успех-результат деятельности.

А. Маслоу утверждал, что человек удовлетворяет потребность в достижении в среднем на 40%. Потребность в достижении успеха представляет собой сознательное стремление человека утвердить себя в деле, результате дела, деловых отношениях. Оценка же деловых качеств, результата деятельности всегда осуществляется через рефлексию субъективной ценности успеха по отношению к другим, социальному окружению.

Как единство социальной признанности и выделенности объективный успех включает в себя процесс адаптации и является результатом рефлексии личностью своей деятельности и поведения [10]. Возникающее противоречие между «быть как все» и «стать замеченным другими», обозначить свою индивидуальность задает главные социальные параметры успеха. Таким образом, достижение успеха включает в себя не только социальные ориентиры и результативность, но и показатели уровня самостоятельности, творческого потенциала субъекта деятельности в процессе достижения, следовательно, является интегративной характеристикой деятельности отдельного субъекта и общества в целом.

Достижению успеху как интегративной характеристике деятельности отдельного субъекта и общества в целом мы придаем значение фактора в преодолевающей адаптации, обеспечивающего становление, саморазвитие и того и другого. Кроме того, для отдельного субъекта, с одной стороны, успех - это реальный результат собственных действий, или качественная его оценка, с другой - субъективное переживание, связанное с оценкой достижений со стороны общества, т. е. объективной оценкой результата деятельности другим человеком. Следовательно, индивидуальные особенности структуры мотивации достижения успеха необходимо рассматривать в субъективном и объективном контексте.

Успех может представлять собой и созерцательный уровень достижения, но сам процесс достижения успеха характеризуется усилиями личности, в которых реализуется или не реализуется потребность в успехе. Направленность на успех придает деятельности осознанность, ори-

ентированную на реализацию общественных требований и оцениваемую исходя из них.

В теории целенаправленного поведения Дж. Аткинсон определяет мотив достижения как способность переживать гордость за собственное трудолюбие [13]. Присутствие переживания предполагает аффективную природу достижения, трудолюбие - собственные усилия, а значит, и ответственность за результат действий. Таким образом, снова определяется категория успех-результат и новая категория достижения: успех-переживание.

Исходя из вышесказанного теоретически выделяются следующие ключевые категории мотивов достижения успеха: успех-признание, успех-результат собственной деятельности, личный успех, успех-психическое состояние, успех-преодоление препятствий, успех-призвание. Эмпирическим путем выделены три ключевые категории ценности успеха: успех-удача; успех-материальный уровень, успех-власть.

Корреляционный анализ мотивации достижения успеха по данной методике показал, что высокую согласованность между собой обнаруживает следующая группа мотивов достижения успеха: успех-результат, личный успех, успех-переживание, успех-преодоление, успех-призвание. Менее согласованы между собой две плеяды: первая - успех - материальный уровень, успех-удача, успех-признание, успех-власть; вторая - успех-ре-

зультат, личный успех, успех-переживание, успех-преодоление, успех-призвание. Это указывает на наличие двух отличающихся друг от друга групп мотивов достижения успеха и существование качественных различий между ними.

В ходе факторного анализа полученных корреляций с применением компьютерной программы United SPSS 11.0 for Windows определился один фактор, в котором по направлению связи условно положительные корреляции были обозначены как интериоризиро-ванный успех и отрицательные корреляции как экстериоризированный успех, таким образом, определена внутренняя и внешняя стороны ценности мотивов достижения успеха.

При использовании корреляционного анализа на различных выборках (п = 654) было установлено, что в целом сохраняется независимость этих условно выделенных двух мотивационных тенденций.

Полученная в ходе корреляционного анализа последовательность взаимосвязей в данных тенденциях имеет место и сохраняет в шкалах методики иерархическую соподчиненность, но имеет и свои особенности (рис. 1).

Так, на первом курсе успех-преодоление в группе интериоризированного успеха имеет меньше всего связей, так как в опыте студентов он менее всего присутствует. Успех-удача в экстериориозированном успехе имеет также

Рис. 1. Результаты корреляционного анализа студентов первого курса Челябинского государственного педагогического университета.

У - успех-удача; МУ - материальный успех; ПРЗН - успех-признание; ВЛ - успех-власть; ЛУ - личный успех; РЗ - успех-результат; С - успех-состояние; ПРД - успех-преодоление; ПРЗВ - успех-призвание

меньшее количество связей, что указывает на сформированность в сознании студентов внеситу-ационной характеристики достижения успеха.

Субъективная обусловленность ценности успеха определяется на первом курсе в корреляциях успех-власть, успех - материальный уровень, успех-признание, которые студенты относят к противоположной тенденции - ин-териоризируемому успеху. Это действительно подтверждает прагматическую направленность в ценности успеха и деловой активности современных студентов вузов. Успех-результат, успех-преодоление, наоборот, отнесены к ин-териоризированному успеху, так как вовне они в опыте студентов еще не проявлялись. У студентов Южноуральского государственного университета (ЮУрГУ) отсутствует корреляция между: успех-удача - материальный уровень и успех-удача - успех-признание.

Диагностические значения шкал

Опираясь на теоретический анализ исследований в области мотивации достижения успеха, результаты корреляционного и факторного анализа, в мотивации достижения успеха выделены две группы мотивов: интериори-зированный успех и экстериоризированный успех. Они составляют внутреннюю и внешнюю сторону направленности личности на достижение успеха, но, в свою очередь, могут носить субъективный и объективный характер, следовательно, корреляционные связи будут зависеть от ценности тех или иных ключевых категорий успеха для себя и подтверждающей оценки окружающих, отсюда и структура мотивации достижения успеха будет иметь субъективную обусловленность.

Внешнюю мотивацию достижения успеха (экстериоризированный успех) составляют выделенные нами следующие виды успеха: успех-удача, материальный уровень жизни, признание и власть. Успех-удача, или везение по основанию «созревание во времени», определяет неустойчивый, ситуативный результат деятельности.

Успех как материальный уровень жизни представляет собой ценность материального продукта деятельности, внешнее, результативное достижение, определяющее удовлетворение второго уровня потребностей А. Маслоу [7].

Мотивацию достижения Е. В. Козиевская [6] в психологии управления представляет двумя взаимосвязанными формами достижение карьеры, в нашей методике - это «успех-признание». Социальное подкрепление составляет успех-признание, который определяет популярность личности в социальном окружении, одобрение авторитетными «значимыми другими». Успех-власть выступает как потребность доминирования над другими, желание субъекта контролировать социальное окружение.

К внутренней мотивации достижения успеха (интериоризированный успех) отнесены пять видов успеха: успех как психическое состояние, личный успех, успех как результат собственной деятельности, успех как преодоление препятствий, успех-призвание. В теории мотивации А. Маслоу потребность в достижении занимает четвертый уровень [7]. Она составляет потребность первого типа-самоуважения, и как признание, принятие, входит во второй тип-уважение другими. В нашем исследовании потребности этого уровня соответствуют двум формам выделяемого нами успеха: личный успех, успех, ориентированный на «другого» - успех-признание. Субъективная оценка успеха, преломляющаяся через представления о своем «Я», выражается в высоком уровне притязаний, уважении себя, составляет личный успех «для себя». Личного успеха человек достигает в ходе жизненного пути, познавая и актуализируя свои возможности.

Макдауголл положил начало исследованию эмоций успеха. Он считает, что функциональное назначение эмоций успеха заключается в усилении и поддержке исходного побуждения к цели [13]. Свое переживание успеха студенты относят к вдохновению в следующих эпитетах: «окрыленное, радостное, счастливое, удовлетворенное, довольное», поэтому успех как психическое состояние характеризуется положительным эмоциональным подъемом, переживанием чувства удовлетворенности и обладает закрепляющим действием, на базе которого формируются новые, более сильные мотивы деятельности. Положительное переживание и составляет следующий вид успеха -успех как психическое состояние.

Ориентация на достижение результата в деятельности является категорией успеха-

результата деятельности. Поисковые действия в зоне нереально возможного успеха составляют успех-преодоление. Потребность достижения обеспечивает настойчивость студента в преодолении возникающих трудностей в учении и адаптации. Мотивация достижения успеха по своему результату будет центрирована, в свою очередь, на преодолении и является побочным продуктом социального мотива. Успех-призвание предполагает рефлексивную оценку значимости не только результата, а прежде всего самой деятельности, поведения и растворения себя в профессиональном деле, составляет потенциал личности. Человек, воспринимающий карьеру как призвание, сосредоточен на целях, задачах и усилиях, необходимых для их достижения: «Такая концентрация усилий приводит к достижению желаемых результатов (объективному успеху), за которой следует удовлетворенность собственной деятельностью (субъективный успех)» [12, с. 147].

Стандартизация методики

Стандартизация методики включала оценку типа распределения сырых баллов, степени приближенности ее к нормальному распределению. Полученные результаты имеют одномодальное, симметричное распределение.

Удовлетворительная надежность методики соблюдается в количестве заданий (36 заданий), выполнение которых на бланке занимает 10 минут.

Для оценки надежности теста использовался метод ретестирования. Ретестовая надежность теста (степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном применении) составляет в ходе корреляционного анализа в интервале 3 месяца (аттестация студентов) при р > 0,05 от 0,78* до 0,95*. Ре-тестовая надежность отслеживалась в течение последующих четырех лет (2004-2008 гг.) после создания методики. При ретестировании коэффициенты корреляции сохранялись в этих же пределах.

С целью выработки норм для оценки результатов, определяющих высокий, низкий и средний уровень мотивации достижения успеха, апробация утверждений проводилась в двух вариантах оценки на одной и той же выборке студентов математического факультета и студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (п = 69): значимое утверждение оценивалось в один балл и значимое утверждение оценивалось в системе от 1 до 5 баллов. Изменения в ценностном предпочтении того или иного вида успеха ярче выражаются во втором варианте. Было выявлено, что диапазон основного варьирования баллов в методике колеблется от 10 до 20 баллов. В первом варианте для студентов трудно было просто не отмечать какой-либо мотив успеха. Таким образом, были выделены следующие уровни успеха: высокий уровень - 18-20 баллов, средний уровень -14-17 баллов, низкий уровень - менее

13 баллов. Все средние показатели (рис. 2.),

Л

Ч

Ч

сЗ

Ю

0)

К

К

Ч

и

Л

и

18

16

14

12

10

г

3 4 5 6 7 8

Ключевые ценности мотивов успеха

Ш ЮУрГУ И ЧГПУ (ДО) ■ ЧГПУ (ОЗО) □ ЧВВАУШ

Рис. 2. Средние показатели мотивов достижения успеха студентов в вузах г. Челябинска.

1 - успех-удача; 2 - материальный успех; 3 - успех-признание;. 4 - успех-власть; 5 - успех-результат; 6 - личный успех; 7 - успех-состояние; 8 - успех-преодоление; 9 - успех-призвание

8

6

4

1

2

9

кроме студентов ЧГПУ, входят в диапазон от

14 до 17 баллов, очевидно, это особенность студентов педагогического вуза.

Репрезентативность и валидность методики также обеспечена их апробацией в различных вузах г. Челябинска, экстраполяцией результатов теоретического анализа мотивации в технику создания методики, а конкурентная валидность - сравнительным анализом полученных результатов по уже известным методикам Н. М. Пейсахова, А. А. Реана.

Методика С. А. Пакулиной «Мотивация

достижения успеха студентов в вузе»

Цель методики: определение ценностного предпочтения мотивов успеха студентов в

вузе, образующего структуру мотивации достижения успеха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструкция испытуемому: Вам предлагается оценить 36 выделенных значений понятия «успех для меня - это...» в ключевых областях Вашей жизни, что составляет смысл достижений и успешных результатов в поведении и деятельности человека.

Прочитайте внимательно все утверждения об успехе, рассмотрите их с точки зрения субъективной полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое суждение в пределах от 1 до 5 баллов, обозначив свой выбор в соответствующей графе: 5 баллов - очень значимо; 3-4 балла - значимо; 1-2 балла - незначимо.

Бланк методики «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» Ф. И. О.__________________________________________Дата________

Возраст_________Факультет__________________Группа___________Курс_

№ п/п Содержание утверждения УСПЕХ для меня - это... Баллы

1 Переживание удовлетворения, радости

2 Устойчивая позиция личности в конкретной ситуации

3 Удачное достижение желаемой цели

4 Материальное благополучие

5 Реализация возможности делать что хочешь

6 Власть, влияние на других

7 Самоутверждение

8 Умение выделиться в обществе

9 Душевное равновесие, эмоциональная стабильность

10 Возможность полнее проявить себя, свои способности

11 Самоуважение, удовлетворенность собой

12 Положительный результат в учебе, работе

13 Благоприятное стечение обстоятельств

14 Возможность командовать людьми

15 Общественное признание, одобрение

16 Хорошее самочувствие, настроение

17 Возможность поездить по миру

18 Уверенность в безопасности

19 Проявление себя в творчестве

20 Личное благосостояние

21 Источник внутренних сил человека

22 Профессионализм, мастерство

23 Везение в большинстве случаев

24 Признание Вашего авторитета окружающими

25 Высокий социальный статус

26 Самореализация

27 Удовлетворенность в любви и здоровье

28 Служение высшей идее

29 Свое дело в предпринимательстве

30 Осуществление ожидаемого результата

31 Возможность попасть в нужное окружение

32 Ощущение положительного эмоционального подъема

33 Популярность, значимость для других

34 Самостоятельность, независимость, свобода действий

35 Возможность принимать решения за других

36 Дело по душе, интересная работа

Ключ

Локус контроля № п/п Ключевые категории мотивации достижения успеха Номера высказываний Сумма

Экстериоризация I Успех-удача 3; 13; 23; 31

успеха II Успех как материальный уровень жизни 4; 17; 20; 29

III Успех-признание 8; 15; 25; 33

IV Успех-власть 6; 14; 24; 35

Интериоризация V Успех как результат собственной деятельности 5; 12; 22; 30

успеха VI Личный успех 11; 18; 26; 27

VII Успех как психическое состояние 1; 9; 16; 32

VIII Успех как преодоление препятствий 2; 7; 21; 34

IX Успех-призвание 10; 19; 28; 36

Мотивация достижения успеха определяется по полученным результатам тестирования в баллах. В ней различают девять шкал, отнесенных к двум тенденциям: интерио-ризированному и экстериоризированному успеху.

Категория экстериоризированного успеха представляет собой успех, направленный на внешнюю, предметную сферу, и имеет максимальный балл 80, интериоризированный успех - успех затратной внутренней деятельности человека, его максимальное значение равно 100 баллам. С целью удобной обработки данных и последующего сравнения в преобладающей мотивационной тенденции (экстерио-ризированный-интериоризированный успех) сумму баллов экстериоризированного успеха необходимо умножить на 1,25.

По каждой шкале подсчитывается сумма баллов с помощью ключа-таблицы, максимальное количество которых составляет 20 баллов. Уровни мотивации достижения успеха по каждому параметру успеха измеряются в баллах: высокий уровень - 18-20 бал-

лов, средний уровень - 14-17 баллов, низкий уровень - менее 13 баллов.

Выводы

1. Мотивация достижения успеха тесно связана с мотивацией учения и процессом адаптации студентов в вузе.

2. Определено девять ключевых категорий успеха: успех-материальный уровень; успех-удача; успех-признание; успех-власть; успех как результат, личный успех; успех-психическое состояние; успех-преодоление; успех-призвание.

3. В ходе теоретического анализа и эмпирического исследования в мотивации достижения успеха выделились две тенденции: экстериори-зированный успех, который составляют четыре ключевые категории успеха (успех - материальный уровень; успех-удача; успех-признание; успех-власть), и интериоризированный успех, в который входят пять ключевых категорий успеха (успех как результат, личный успех; успех - психическое состояние; успех-преодоление; успех-призвание).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева Н. В. Диагностика мотивации достижения у школьников 9-11 лет // Психологическое обозрение. 1998. № 31. С. 62-70.

2. БурлачукЛ. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 351 с.

3. Вопросы детской и педагогической психологии на XIII международном конгрессе психологов / Под. ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1969. 256. С. 145.

4. Ефремова О. И. Успех как социокультурный феномен: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1993. 17 с.

5. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. Т. 27. 2006. № 1. С. 35-43.

6. Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1998. 25 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.

8. Овчинников М. В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: Дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2007. 159 с.

9. ОрловЮ. М. Потребности в достижениях в учебной деятельности / В кн.: Потребности и мотивы учебной деятельности. М., 1976. С. 26-46.

10. Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педагогического вуза: структура, факторы и средства развития. М.: Изд-во СГУ, 2008. 201с.

11. Тульчинский Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л., 1990. 79 с.

12. Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-153.

13. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.