УДК 159.99-057.875
https ://doi. org/10.24158/spp.2019.8.5
Панюкова Юлия Геннадьевна
Panyukova Yulia Gennadievna
доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева, ведущий научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики Психологического института Российской академии образования
Ефремова Дина Владимировна
D.Phil. in Psychology, Professor, Education Science and Psychology Department, Russian State Agrarian University, Leading Research Fellow, Center of Developmental Ecopsychology and Psychodidactics, Institute of Psychology, Russian Academy of Education
Efremova Dina Vladimirovna
старший преподаватель кафедры философии Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СТУДЕНТОВ: НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Senior Lecturer, Philosophy Department, Russian State Agrarian University
INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF STUDENTS: SEVERAL RESEARCH TRENDS
Аннотация:
Статья посвящена анализу и систематизации актуальных исследований в области взаимосвязи индивидуально-психологических ресурсов студентов и их академической успешности. Внимание акцентировано на работах, посвященных изучению психофизиологических, характерологических и личностных детерминант академических достижений и успешности студентов. Определено, что современные отечественные исследования в области индивидуально-психологических ресурсов студентов можно разделить на несколько направлений: изучение психофизиологических, когнитивных и некогнитивных факторов академической успешности студентов. Выделена группа исследований, посвященных особенностям академической мотивации в связи с академическими достижениями и успешностью. Приведены примеры исследований различных проявлений психологического неблагополучия студентов: прокрастинация, перфекцио-низм и др. Подчеркивается, что особенности психологических ресурсов студентов могут рассматриваться как факторы психологического благополучия/неблагополучия студентов в образовательной среде вуза. Авторы делают вывод о перспективности исследований в области связи индивидуально-психологических особенностей студентов и академической успешности.
Summary:
The authors analyze and systematize relevant research on the correlation between individual psychological resources of students and their academic success. The emphasis is placed on studies on psychophysio-logical, character-related, and personal determinants of students' academic success. Modern Russian research on students' individual psychological resources can be divided into several areas: psychophysiological, cognitive, and non-cognitive factors in academic success of students. The paper reveals that academic success is studied by scientists in line with academic motivation. The manifestations of students' psychological ill-being (procrastination, perfectionism) are exemplified. The paper highlights that psychological resources can be considered as factors in students' psychological well-being/ill-being in the university environment. The authors conclude that it is reasonable to examine students' psychological resources in the context of their academic success.
Ключевые слова:
психология высшей школы, психологические ресурсы студентов, психофизиологические детерминанты академической успешности, личностные детерминанты академической успешности, академическая мотивация, перфекционизм, про-крастинация, совладающее поведение, психологическое благополучие/неблагополучие студентов в образовательной среде вуза.
Keywords:
university psychology, students' psychological resources, psychophysiological determinants of students' academic success, personal determinants of students' academic success, academic motivation, perfectionism, procrastination, coping behavior, students' psychological well-being/ill-being in the university environment.
Поиск направлений и способов оптимизации образовательного процесса в высшей школе требует обращения к психологическим закономерностям, лежащим в основе деятельности преподавателя высшей школы. Для нас представляется важным проанализировать современные направления научных исследований в области психологии высшей школы и выделить темы, которые могут быть интересны преподавателям. Актуальность настоящего обзора обусловлена следующими факторами. Во-первых, реалии современного психологического теоретизирования
и эмпирических изысканий, в том числе в психологии высшей школы, связаны с феноменом транзитивности [1], который выступает в качестве парадигмального контекста для анализа проблем психологии личности, психологии профессиональной деятельности и любых областей психологических исследований, сопряженных с изучением возможностей адаптации субъекта к средо-вому контенту. Этот фактор требует обращения к современным исследованиям в области психологии личности, и в частности личности студентов, чья социализация и профессиональное становление реализуется в условиях транзитивности. Во-вторых, и в связи с первым фактором преподавателю высшей школы важно представлять спектр ресурсов, которые могут «помогать» либо «препятствовать» студенту адаптироваться в «транзитивном» образовательном пространстве. Поэтому мы обращаемся к положению о ресурсах (потенциалах), которые операционали-зируются как личностные («личностный потенциал» по Д.А. Леонтьеву) [2]. В-третьих, актуальность нашего исследования обусловлена широко развернувшейся дискуссионной практикой осмысления «вызовов в преподавании» [3], понимание которых возможно в том числе с помощью обращения к современным исследованиям в области психологии образования и студенчества. На основе анализа современных отечественных работ в области психологических проблем высшей школы и с учетом обозначенных положений мы выделили несколько направлений, которые могут рассматриваться как актуальные для интересующего нас тематического пространства.
Мы постарались обозначить исследования в области индивидуально-психологических особенностей (ресурсов), влияющих на академические достижения студентов, выделив несколько, на наш взгляд, самостоятельных смысловых блоков.
Во-первых, это работы, посвященные изучению связи психофизиологических особенностей обучающихся в вузе с академической успеваемостью. Одним из первых и долгое время практически единственным текстом в данной области была статья С.Д. Смирнова, посвященная системной характеристике индивидуально-психологических особенностей и академической успеваемости студентов [4]. В качестве факторов, влияющих на академические достижения студентов, автор отмечал конституцию, особенности нейродинамики, способности, в структуре которых выделялись такие составляющие, как общий интеллект, социальный интеллект, специальные способности, креативность и исследовательское поведение. Кроме того, анализировалось влияние самооценки, мотивации, волевых качеств и характерологических особенностей на успешность обучения студентов в вузе. Современная ситуация свидетельствует о весьма дифференцированном подходе к анализу психофизиологических детерминант академической успешности студентов. В частности, Е.И. Колесникова, анализируя соотношение психофизиологических и личностных детерминант и академическую успешность студентов, подчеркивает сложный характер взаимодействия этих факторов и разную степень их влияния по отношению к различным академическим достижениям [5].
С.А. Изюмова и Е.В. Чмыхова, в контексте выяснения эффективности различных стратегий обучения с учетом индивидуальности студентов, получили статистически достоверные данные о влиянии индивидуально-психологических предикторов на темп усвоения знаний. Наиболее сильными предикторами, согласно полученным данным, являются когнитивные факторы: особенности памяти, в частности слуховой, вербальный и социальный интеллект, а также когнитивный стиль (рефлексивность - импульсивность). Психофизиологические предикторы темпа усвоения знаний, согласно исследователям, - скоростные возможности нервной системы и социальная эргичность. В качестве личностной характеристики, влияющей на индивидуальный темп обучения, была определена мотивация достижения [6].
Во-вторых, в качестве самостоятельного направления можно рассматривать анализ влияния «некогнитивных» предикторов на академическую успеваемость студентов. Можно привести пример изучения связи показателей «Большой пятерки» с академической успеваемостью [7]. Дж.В.К. Най, Е.А. Орел и Е.В. Кочергина на отечественной выборке получили данные о связи интроверсии, нейротизма, согласия и открытости новому опыту с разными показателями академической успеваемости. В качестве «некогнитивных» предикторов академической успеваемости исследователи также рассматривают имплицитные теории и анализируют вклад различных компонентов этих теорий в академическую успешность студентов [8]. Авторами разработан опросник, позволяющий диагностировать переменные имплицитных теорий интеллекта и интерпретировать эти переменные, с одной стороны, в связи с факторами осознанной целевой регуляции учебной деятельности, а с другой стороны, как личностные предикторы академических достижений студентов.
В-третьих, в современной психологии актуализировалась тема личностного потенциала, личностных ресурсов, одним из форматов которой стали исследования, посвященные анализу личностного потенциала/ресурсов студентов в связи с их академической успешностью [9; 10; 11]. Методологические основания и методические инструменты анализа феномена личностного потенциала основательно разработаны Д.А. Леонтьевым, а проблематика личностного потенциала
студентов и связь личностного потенциала с разными проявлениями академической успешности представлена разными эмпирическими исследованиями, преимущественно актуализирующими тематику психологического благополучия студентов. Одна из перспективных проблем в контексте психологического благополучия - исследование переживаний в учебной деятельности [12].
Традиционная для психологии высшей школы тема академической мотивации студентов в современных исследованиях приобрела новую интерпретацию в связи с обращением к теориям самодетерминации и их трактовке в контексте отечественных реалий высшего образования. Базовыми исследованиями в этой области являются работы Е.Н. Осина, концептуализируещего феномен отчуждения, в том числе и в области отчуждения студентов от образовательного процесса [13]. Показательной является работа, посвященная анализу доминирующих мотивацион-ных оснований у студентов с разными академическими достижениями: победителей олимпиад и имеющих высокие баллы по ЕГЭ [14]. Подчеркивается, что студенты-олимпиадники значительно отличаются от студентов, имеющих высокие показатели по ЕГЭ, по силе внутренних мотиваторов, по собственной убежденности в нужности и значимости их учебной деятельности для собственного развития в понимании предмета.
В контексте анализа учебной мотивации актуализируются новые ракурсы проблемы, которые ранее не были предметом исследовательского интереса. К числу таких ракурсов можно отнести исследование взаимосвязи академической честности и студенческой вовлеченности. В работе Н.Г. Малошонок предпринят анализ самих теоретических конструкций «академическая честность» и «студенческая вовлеченность» и проведено эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о взаимосвязи характеристик честности образовательной среды с параметрами студенческой вовлеченности. Каждый преподаватель высшей школы сталкивается с проявлениями «академического мошенничества»: списыванием, плагиатом, покупкой курсовых и дипломных работ и т. д. Распространенность этих проявлений коррелирует с разными показателями студенческой вовлеченности, условия для развития которой создает преподаватель [15].
Для преподавателя высшей школы информация об особенностях личностного потенциала студентов актуализируется при необходимости «отнестись» к трудностям, неадаптивностям студентов в процессе обучения в вузе. В этой связи полезным может быть обращение к еще одной самостоятельной области исследований - проблеме психологического неблагополучия студентов, которое репрезентировано в современной психологии высшей школы такими форматами, как адап-тивность/дезадаптивность, перфекционизм, прокрастинация в образовательной среде и др. Проблема психологического осмысления студенческих трудностей в учебе традиционно связана с поиском личностных детерминант этих трудностей. Речь идет о том, что в структуре психологических ресурсов или личностных особенностей недостаточно представлены те ресурсы, которые не позволяют воспринимать трудную ситуацию как «катастрофическую» и «непреодолимую», а дают возможность найти способы совладания с ней. Преподавателю высшей школы целесообразно иметь представление о специфике личностных ресурсов студентов, часто ограничивающих возможности этих студентов конструктивно работать с трудными учебными ситуациями [16].
Одна из современных тенденций в анализе различных вариаций психологического неблагополучия в академической среде - исследование перфекционизма. Данная проблематика достаточно хорошо исследована как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Специалисты в области перфекционизма констатируют, что высокий уровень перфекционизма как личностной расположенности к достижению очень высоких результатов в любых аспектах своей деятельности сопряжен с различного рода эмоциональными нарушениями, депрессивными состояниями, склонностью к суицидальному поведению, затруднениями в межличностных контактах. Такие варианты дезадапивного поведения актуализируются в периоды сессий, когда возрастают учебные нагрузки и проявляются различные формы оценивания студентов преподавателями [17].
Активно исследуется феномен прокрастинации в формате учебной деятельности в высшей школе. Среди разных аспектов, которые представлены в изучении академической прокрастинации, интерес представляют возможности диагностики этого феномена (черты, диспозиции, состояния и др.) и выделение типологических особенностей прокрастинаторов. Преподавателю высшей школы подобная информация может помочь в объяснении различных тактических и стратегических особенностей подготовки студентов к занятиям, к экзаменам, стилевых особенностей написания курсовых и дипломных работ. В исследовании, на которое мы делаем ссылку, приводятся результаты валидизации одного из известных опросников, посвященных диагностике прокрастинации [18].
Проблема защитного поведения студентов в образовательной среде вуза актуальна как в теоретическом, так и в прикладном форматах. Преподаватели вузов, сталкиваясь с различными вариантами агрессивного поведения студентов, не всегда могут позволить интерпретировать это
поведение как защитную реакцию субъекта в ответ на средовые ситуации, не позволяющие удовлетворять базовые потребности. В этой связи важно обращение внимание на особенности поведения студентов с точки зрения реализации защитного и совладающего поведения. Интересное исследование было реализовано А.Д. Бойко, которая провела анализ напряженных для студентов ситуаций, вызывающих тревогу и требующих определенных действий для работы с этими ситуациями. Студентам было предложено в свободной форме описать такого рода ситуации, а затем эти описания были подвергнуты процедуре контент-анализа. В результате выделены 37 напряженных ситуаций, среди которых к наиболее часто встречающимся были отнесены: аварийное состояние помещений, недостаточная техническая оснащенность вуза, большие очереди в местах общественного питания, авторитарность педагогов, отсутствие тактичности у участников образовательного процесса и др. Одной из задач исследования стала разработка диагностического инструмента, позволяющего определить как сами ситуации, вызывающие напряжение у студентов, так и степень их напряженности с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей студентов. Исследование представляет интерес и в связи с анализом вариантов защитного и совладающего поведения, которые как раз и являются ответными реакциями на стрессогенные для студентов ситуации в образовательной среде [19].
Исследования личностных ресурсов студентов, реализуемые в отечественной психологии, солидарны с работами зарубежных психологов, которые посвящены проблемам удовлетворенности студентов образовательным процессом и обращены к анализу различных параметров индивидуальности, связанных с психологическим благополучием студентов в образовательной среде вуза [20; 21; 22].
Таким образом, в настоящей статье мы предприняли попытку выделить и систематизировать исследования, посвященные психологическим ресурсам студентов как факторам их академических достижений и успешности. Можно сделать вывод о том, что в проблемном поле исследований существует несколько самостоятельных направлений, акцентирующих внимание на разных аспектах взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей студентов с академической успешностью. Во-первых, это область психофизиологических коррелятов (межполушар-ные отношения, скоростные возможности нервной системы, социальная эргичность и др.). Отмечается, что эти характеристики связаны с темпом усвоения знания и с академической успешностью. Во-вторых, большой блок исследований посвящен анализу влияния когнитивных факторов (особенности памяти, специальные способности, когнитивный стиль и др.) на различные аспекты академической успешности студентов. Третья область - изучение «некогнитивных» факторов академического благополучия, которая представляется достаточно дифференцированной. В частности, можно выделить исследования, посвященные имплицитным теориям интеллекта, оказывающим влияние на представления студентов о возможностях интеллектуального и личностного развития в процессе обучения в вузе.
Кроме того, традиционным для психологии высшей школы является направление, диагностирующее наличие связи между характерологическими (экстраверсия, доброжелательность, открытость новому опыту и др.), личностными особенностями (самооценка, локус контроля, социальный интеллект и др.) и академическими достижениями. Новые варианты теоретической опе-рационализации и эмпирической валидизации это направление приобрело в связи с современными тенденциями в феноменологии психологии личности, и в частности в связи с актуализацией интерпретации феномена «личностный потенциал». В контексте проблематики личностного потенциала изучаются взаимосвязи структурных компонентов личностного потенциала (жизнестойкость, оптимизм, толерантность к неопределенности и др.) как факторы академической успеваемости и достижений.
Вместе с тем новую интерпретацию получил феномен учебной мотивации, который определяется исследователями в контексте теорий самодетерминации как базовый фактор, детерминирующий психологическое благополучие/неблагополучие студентов в образовательной среде. Исследовательский интерес также вызывают явления перфекционизма, прокрастинации, различные формы защитного и совладающего поведения, которые рассматриваются как «дефициты» личностных ресурсов в различных ситуациях взаимодействия студента с образовательной средой.
Указанные направления исследований в области связи индивидуально-психологических особенностей студентов и академической успешности имеют достаточно широкие перспективы как с точки зрения анализа собственно индивидуально-психологических особенностей, так и из ракурса обращения к «возможностям» образовательной среды, которые могут быть как «ресурсными», так и «дефицитарными», определяя психологическое благополучие/неблагополучие студентов.
Ссылки:
1. Марцинковская Т.Д. Транзитивное общество как психологический феномен // Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен. Междисциплинарный проект Александра Асмолова. М., 2018. С. 150-165.
2. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37. https://doi.Org/10.17223/17267080/62/3.
3. Пять моих главных вызовов в преподавании. Круглый стол. Москва, НИУ ВШЭ, 8 сентября 2017 / В.В. Радаев, С.А. Медведев, Е.В. Талалакина, А.В. Дементьев // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 200-233. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1 -200-233.
4. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. 2004. № 1. Январь - июнь. С. 10-35. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=76090 (дата обращения: 27.08.2019).
5. Колесникова Е.И. Индивидуально-психологические и личностные факторы академической успеваемости студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2014. № 1 (15). С. 3-15.
6. Изюмова С.А., Чмыхова Е.В. Влияние индивидуально-психологических особенностей на обучаемость студентов // Инновации в образовании. 2001. № 2. С. 54-63.
7. Най Дж.В.К., Орел Е.А., Кочергина Е.В. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n27/776-kochergina27.html (дата обращения: 28.08.2019).
8. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнов, М.В. Чумакова, С.А. Корнилов, Е.В. Новотоцкая-Власова // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 86-100.
9. Богомаз С.А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Здоровье нации - основа процветания России : материалы науч.-практ. конгрессов Третьего Все-рос. форума. Т. 3, ч. 1. М., 2007. С. 23-25.
10. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. 2010. № 12. С. 77-88.
11. Климов В.М., Галай И.А., Айзман Р.И. Личностный потенциал студентов как фактор профессионального успеха (обзор литературы) // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 53-59.
12. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, С.Ш. Досумова, Ф.Р. Рзаева, В.В. Бобров // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 6. С. 55-66. https://doi .org/10.17759/pse.2018230605.
13. Осин Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 4. С. 79-88. https://doi.org/10.17759/chp.2015110407.
14. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 24. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/708-gordeeva24.html (дата обращения: 28.08.2019).
15. Малошонок Н.Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35-60. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1 -35-60.
16. Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Особенности фрустрации и стратегий преодоления у студентов с трудностями в учебе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. URL: http://psyedu.ru/jour-nal/2010/1/Dubovitskaya.phtml (дата обращения: 28.08.2019).
17. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72-81.
18. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C.H. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 1 (30). С. 116-126.
19. Бойко А.Д. Возможности диагностики диспозиций защитного и совладающего поведения в образовательной среде // Образование и наука. 2015. № 8 (127). С. 65-81.
20. Farahmandian S., Minavand H., Afshardost M. Perceived Service Quality and Student Satisfaction in Higher Education // IOSR Journal of Business and Management. 2013. Vol. 12. P. 65-74. https://doi.org/10.9790/487X-1246574.
21. Gibson A. Measuring Business Student Satisfaction: A Review and Summary of the Major Predictors // Journal of Higher Education Policy and Management. 2010. Vol. 32, iss. 3. P. 251-259. https://doi.org/10.1080/13600801003743349.
22. Eduljee N., Michaud R. Student Perceptions and Levels of Satisfaction About Academic Advising // International Journal of Psychosocial Research. 2014. Vol. 3, iss. 1. P. 1-12.
References:
Bogomaz, SA 2007, 'Human Resilience as a Personal Resource for Coping with Stress and Achieving a High Level of Health', Zdorovie natsii- osnova protsvetania Rossii: materialy nauch.-prakt. kongressov Tretyego Vseros. foruma, vol. 3, iss. 1, Moscow, pp. 23-25, (in Russian).
Bogomaz, SA & Matsuta, VV 2010, 'Assessment of Personal Potential and Identification of the Main Types of Orientation to Professional Activity in Modern University Youth', Psikhologia obuchenia, no. 12, pp. 77-88, (in Russian).
Boyko, AD 2015, 'Disposition Diagnostic Means of Defensive and Coping Behavior in the Educational Environment', Obrazovanie i nauka, vol. 8 (127), pp. 65-81, (in Russian).
Dubovitskaya, TD & Ergebeeva, AR 2010, 'Frustration and Coping Strategies in Students with Learning Difficulties', Psikholo-gicheskaya nauka i obrazovanie, vol. 1, viewed 28 August 2019, <http://psyedu.ru/journal/2010/1/Dubovitskaya.phtml>, (in Russian).
Eduljee, N & Michaud, R 2014, 'Student Perceptions and Levels of Satisfaction About Academic Advising', International Journal of Psychosocial Research, vol. 3, iss. 1, pp. 1-12.
Farahmandian, S, Minavand, H & Afshardost, M 2013, 'Perceived Service Quality and Student Satisfaction in Higher Education', IOSR Journal of Business and Management, vol. 12, pp. 65-74, https://doi.org/10.9790/487X-1246574.
Garanyan, NG, Andrusenko, DA & Khlomov, ID 2009, 'Perfection as a Factor of Student Desadaptation', Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, vol. 1, pp. 72-81, (in Russian).
Gibson, A 2010, 'Measuring Business Student Satisfaction: A Review and Summary of the Major Predictors', Journal of
Higher Education Policy and Management, vol. 32, iss. 3, pp. 251-259, https://doi.org/10.1080/13600801003743349.
Gordeeva, TO & Osin, EN 2012, 'Differences in Achievement Motivation and Learning Motivation in Students Exhibiting Different Types of Academic Attainment (Unified State Examination (USE) Scores, Academic Competition Results, Academic Records)', Psikhologicheskie issledovania, vol. 5, no. 24, viewed 28 August 2019, <http://www.psystudy.ru/in-dex.php/num/2012v5n24/708-gordeeva24.html>, (in Russian).
Izyumova, SA & Chmykhova, EV 2001, 'Influence of Individual Psychological Features on Students' Learning Ability', Innovatsii v obrazovanii, no. 2, pp. 54-63, (in Russian).
Klimov, VM, Galai, IA & Aizman, RI 2015, 'Personal Potential of Students as the Factor of Professional Success (Review Literature)', Sibirskypsikhologichesky zhurnal, no. 4, pp. 53-59, (in Russian).
Kolesnikova, El 2014, 'Individual Psychological and Personal Factors Student Academic Achievement of High School', Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii, Sen: Psikhologia, no. 1 (15), pp. 3-15, (in Russian).
Kornilova, TV, Smirnov, SD, Chumakova, MV, Kornilov, SA & Novototskaya-Vlasova, EV 2008, 'Modification of C. Dwek's Questionnaires in the Context of Students' Academic Achievements Duty', Psikhologichesky zhurnal, vol. 29, no. 3, pp. 86-100, (in Russian).
Leontiev, DA 2016, 'Autoregulation, Resources, and Personality Potential', Sibirsky psikhologichesky zhurnal, no. 62, pp. 18-37, https://doi.org/10.17223/17267080/623, (in Russian).
Leontiev, DA, Osin, EN, Dosumova, SSh, Rzaeva, FR & Bobrov, VV 2018, 'Study-Related Experiences and Their Association with Psychological Well-Being', Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie, vol. 23, no. 6, pp. 55-66, https://doi.org/10.17759/pse.2018230605, (in Russian).
Maloshonok, NG 2016, 'How Perception of Academic Honesty at the University Linked with Student Engagement: Conceptualization and Empirical Research Opportunities', Voprosy obrazovania, vol. 1, pp. 35-60, https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-35-60, (in Russian).
Martsinkovskaya, TD 2018, 'Transitive Society as a Psychological Phenomenon', in A Asmolov (ed.), Mobilis in Mobile: Personality in an Era of Change. Interdisciplinary Project Alexander Asmolov, Moscow, pp. 150-165, (in Russian).
Nye, JVC, Orel, EA & Kochergina, EV 2013, 'The Big Five Traits as Predictors of Academic Achievements in University Students', Psikhologicheskie issledovania, vol. 6, no. 27, viewed 28 August 2019, <http://psystudy.ru/in-dex.php/num/2013v6n27/776-kochergina27.html>, (in Russian).
Osin, EN 2015, 'The Concept of Alienation in Educational Psychology: History and Perspectives', Kulturno-istoricheskaya pshikhologia, vol. 11, no. 4, pp. 79-88, https://doi.org/10.17759/chp.2015110407, (in Russian).
Radaev, VV, Medvedev, SA, Talalakina, EV & Dementiev, AV 2018, 'My Five Major Challenges as a Teacher: Discussion. Moscow, National Research University Higher School of Economics, September 8, 2017, Voprosy obrazovania, no. 1, pp. 200-233, https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-1 -200-233, (in Russian).
Smirnov, SD 2004, 'Psychological Factors of Successful Study of University Students', Vestnik Moskovskogo universiteta, no. 1, January - June, pp. 10-35, viewed 27 August 2019, <http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=76090>, (in Russian).
Vindeker, OS & Ostanina, MV 2014, 'The Formal and Substantive Analysis of the C.H. Lay's Overall Procrastination Scale (on the Student Sample Example)', Aktualnye problemy psikhologicheskogo znania, no. 1 (30), pp. 116-126, (in Russian).