Научная статья на тему 'Психологическая диагностика и прогнозирование конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте'

Психологическая диагностика и прогнозирование конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / CONSTITUTIONAL-TYPOLOGICAL FAILURE / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / SPEECH DISTURBANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черепкова Наталья Викторовна

Представлены результаты исследования «неполноценной биологической почвы» у дошкольников, которая на ранних этапах развития, взаимодействуя с деструктивными социальными факторами, детерминирует проявление конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации. Основными внешними проявлениями индивидуально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции дошкольника являются нарушения речевой функции и девиантный стереотип поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черепкова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological diagnostics and forecasting of the constitutional-typological failure in children in the preschool age

The article presents the research results of the «defective biological soil» in relation to preschool children. At early stages of development, the «defective biological soil» which interacts with destructive social factors, determines manifestation of constitutional psychological mechanisms of decompensation and amaladjustment. The basic external manifestations of individual-and-typological insufficiency of the higher nervous activity and psychotypological insufficiency in relation to preschool children are speech disturbance and a deviant stereotype of behavior.

Текст научной работы на тему «Психологическая диагностика и прогнозирование конституционально-типологической недостаточности у детей в дошкольном возрасте»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

61

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2011. Вып. 2

УДК 159.9 Н.В. Черепкова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Представлены результаты исследования «неполноценной биологической почвы» у дошкольников, которая на ранних этапах развития, взаимодействуя с деструктивными социальными факторами, детерминирует проявление конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации. Основными внешними проявлениями индивидуально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции дошкольника являются нарушения речевой функции и девиантный стереотип поведения.

Ключевые слова: конституционально-типологическая недостаточность, дети дошкольного возраста, речевые нарушения.

На современном этапе среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста, которые в ближайшие несколько десятилетий будут определять стратегические приоритеты нашей страны.

По мнению многих теоретиков и исследователей в психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, Д.И. Фельдштейн, А.А. Деркач, А.И. Донцов, Б.А. Сосновский), социальные факторы, активно взаимодействуя с психолого-биологическими основами субъекта, часто оказывают деструктивное воздействие на конституционально-типологическую предиспозицию субъекта, результатом чего является срыв конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации. Психологическая устойчивость детей к неблагоприятным условиям микро- и макросоциума снижается, в связи с чем фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, приводя к нарушению функциональной активности индивидуального барьера психологической и психической адаптации.

Роль внутренних факторов длительное время недооценивалась в науке, и большее внимание уделялось изучению неблагоприятного воздействия на человека внешних социальных факторов. Известно, что личность как интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные воздействия (B.C. Мерлин, 1986; А.А. Деркач и Н.В. Кузьмин, 1993; В.В. Белоус, 1999). Большая или меньшая адекватная ответная реакция зависит от конституционально-типологической и психотипологической личностной предиспозиции при взаимодействии с внешними факторами. Социальнострессовые, экологические и иные экзогенные факторы направлены на личность в целом, являясь наиболее негативными для самых уязвимых членов общества - детей дошкольного возраста (С.В. Алешин, 1990; Б.С. Братусь, 1995; В.Н. Дружинин, 1995; Ю.А. Александровский, 1996;

В.П. Зинченко, 1996; Е.М. Черепанова, 1995; В.С. Пуховский, 1998). Часто у этой категории детей формируется конституционально-типологическая и психотипологическая изменчивость в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до аномальной личностной изменчивости (О.А. Ахвердова, 1998; И.В. Боев, 2003; Н.Н. Волоскова, 2001).

Проявлениями конституционально-психотипологической предиспозиции у дошкольников может быть астеническая, тревожная, апатическая или иная декомпенсация (Э.Г. Абакарова, 2002); конституционально-типологической предиспозиции - дизонтогении (Г.Е. Сухарева, 1955; Г.Д. Смирнов, 1972;), расстройства поведения (В.В. Ковалев, 1955 и др.), стереотипность игр и нарушенное речевое развитие, приводящие к дезадаптации (А.И. Захаров, 1986; Н.Н. Волоскова, 2001).

В связи с этим возникает реальная необходимость выявления признаков конституциональнотипологической недостаточности высшей нервной деятельности (ВНД) и психотипологической пре-диспозиции в дошкольном возрасте. Объективная регистрация закономерностей формирования конституционально-психотипологической изменчивости невозможна без многоуровневой диагностики (психологической, феноменологической, математической), без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (В.Д. Шадриков, 1982; Б.Ф. Ломов, 1994),

лишь после чего возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи детям и подросткам.

В экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 350 детей в возрасте 6-7 лет, составивших две группы обследования: 1-я группа (контрольная - 200 человек) - практически здоровые дети, успешно усваивающие программу дошкольного образовательного учреждения и характеризующиеся социально-приемлемым стереотипом поведения; 2-я группа - основная экспериментальная, включающая 150 обследованных, среди которых находились дети с нарушениями речи различной (органической и функциональной) этиологии. Обследование проводилось на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений - детских садов №1, 12, 34, 38, 39, 68, 71 г. Ставрополя.

Для реализации поставленной цели были использованы психологические, патопсихологические и математические методы исследования: опросник для определения черт темперамента А. Томаса и

С. Чесс, тест выявления тревожности В.С. Мерлина, теппинг-тест О. Черниковой, методика диагностики темперамента Айзенка, экспериментальная методика «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина. Экспериментально-психологические исследования сопоставлялись с эмпирическим психологическим наблюдением, патогенетическим анализом, которые проводились по программе изучения индивидуально-типологических особенностей дошкольника по Л.И. Уманскому, подтверждаясь анамнестическими данными.

В целях статистического обоснования влияния вялотекущего психоневрологического заболевания на проявления диагностируемых качеств в группе больных детей мы использовали непараметрический аналог дисперсионного анализа - критерий Краскелла-Уоллиса (Krnskal-WalHs test). Для более глубокого патогенетического анализа структуры взаимосвязи изучаемых признаков нами использовался иерархический анализ - метод дендрограмм. В качестве меры различия между исходными признаками мы использовали критерий корреляции l-r, где г - коэффициент линейной корреляции, что позволяет однозначно толковать выявленное сходство между признаками как положительную связь между ними. Оценка статистической достоверности разницы между средними значениями при попарном сравнении групп детей с различными психоневрологическими диагнозами, основу которых составляла речевая патология, проводилась при помощи t-критерия Стьюдента и U-критерия Манна-Уитни.

Результаты сравнительного психологического исследования всех детей подверглись сплошной математической обработке, исходя из предположения нулевой гипотезы с использованием критерия Х - квадрат (К. Браунли, 1982), что никаких различий между испытуемыми дошкольного возраста основной и контрольной групп не существует.

Результатом наших исследований явилось выявление значимых биологических и социальных воздействий на формирование психологического и психического здоровья детей дошкольного возраста.

Анамнестические данные собирались по схеме, предложенной Т.Б. Филичевой, Н.А. Чиркиной (1987). Данные о пре-, пере-, постнатальном развитии ребенка сопровождались сведениями из медицинских карточек детей.

Данные анамнеза нами сгруппированы на категории: 1) течение беременности; 2) роды; 3) раннее физическое развитие; 4) инфекционные, соматические заболевания до трех лет; 5) механические и психологические травмы; 6) диспансерный учет и лечение у невропатолога; 7) развитие мелкой и общей моторики.

Данные анамнеза детей контрольной группы распределились следующим образом:

1) течение беременности: отмечались легкие токсикозы 1-й половины беременности в 30% случаев, токсикозы второй половины беременности - 10% случаев, токсикозы второй и первой половины беременности - 1%;

2) роды: затяжные или стремительные роды отмечались в 12% случаев, роды с применением щипцов и наложением вакуума не отмечались, обвитие ребенка пуповиной (асфиксия) встречалось в 3% случаев, кесарево сечение не отмечалось;

3) раннее физическое развитие детей контрольной группы протекало без особенностей, развитие соответствует норме;

4) инфекционные, соматические заболевания до трех лет: среди инфекционных заболеваний чаще всего отмечались грипп и ОРВИ, в неосложненной форме этими заболеваниями переболели 81% детей основной группы; другие инфекционные заболевания и длительные соматические заболевания родителями не отмечались;

5) механические и психологические травмы: механические травмы головы (падение с дерева,

удар баскетбольным мячом и т.д.) встречались в 6% случаев; психологические травмы (смерть матери, отца, испуг) отмечались в 2 %;

6) на диспансерном учете и лечении у невропатолога находятся два ребенка, что составляет 1 % от общего числа детей основной группы;

7) развитие мелкой и общей моторики соответствует возрасту, без особенностей.

Характеристика данных анамнеза детей экспериментальной группы:

1) течение беременности: отмечались токсикозы 1-й половины беременности в 40% случаев, токсикозы второй половины беременности - 30% случаев, токсикозы второй и первой половины беременности - 30%;

2) роды: затяжные или стремительные роды отмечались в 32% случаев, роды с применением щипцов и наложением вакуума в 21%, обвитие ребенка пуповиной (асфиксия) встречалось в 23% случаев, кесарево сечение отмечалось в 4% случаев;

3) раннее физическое развитие детей сравнительной группы протекало с некоторыми особенностями: в 35% случаев наблюдалась незначительная задержка в раннем физическом развитии, дети позже стали держать головку, сидеть, ползать, ходить;

4) инфекционные, соматические заболевания до трех лет: инфекционными заболеваниями (грипп и ОРВИ) в неосложненной форме переболели 91% детей основной группы; гриппом в тяжелой форме, давшей осложнения, переболели 21% детей; хронические соматические заболевания отмечались у 14% детей;

5) механические и психологические травмы: механические травмы головы, ушибы, падения ребенка отмечались родителями в 14% случаев; психологические травмы отмечались в 2%;

6) на диспансерном учете и лечении у невропатолога находится 131 ребенок, что составляет 86% от общего числа детей экспериментальной группы;

7) у всех детей нарушено развитие мелкой моторики; наблюдаются нарушения общей моторики в виде затруднений скоординированности движений в игре, на музыкальных и физкультурных занятиях.

Анамнестические данные на достоверном уровне подтвердили, что все дети основной экспериментальной группы (с нарушениями речи различной этиологии) перенесли осложненную патологию во время родов с умеренной и выраженной степенью асфиксии (р < 0,01). В то же время у детей из контрольной группы были обнаружены признаки патологии во время родов лишь с легкой степенью асфиксии (р < 0,05).

У 50% детей из основной группы возраст матери при родах превышал 30 лет, что сопровождалось патологией беременности: гриппозные, аденовирусные, инфекционные и др. заболевания, угрозы срыва беременности; алкоголизация или алкоголизм у родителей отмечался в 37% случаев; 70% детей перенесли легкие закрытые черепно-мозговые травмы, у 85% - отмечались транзиторный энурез и проявления психомоторной расторможенности в первые 3-5 лет жизни. Таким образом, биологические факторы, характеризующие формирование конституционально-типологической и психотипологической основы ребенка, указывают на признаки органической недостаточности мозга, достоверно встречаясь (р < 0,01) среди обследованных экспериментальной группы.

Дошкольники из контрольной группы отличались достоверно меньшей отягощенностью патологии беременности матери, и практически не встречалась наследственная отягощенность алкоголизмом родителей (р < 0,05). Анализ неблагоприятных микросоциальных факторов (неправильное воспитание; наличие деструктивной, неполной семьи) в сравниваемых группах подтвердил отсутствие достоверных различий (р<0,05). Таким образом, анализ неблагоприятных биологических и микросоциальных факторов внешней среды обитания указывал на высокий риск становления сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции у детей дошкольного возраста с нарушениями речи различной этиологии.

Экспериментально-психологическое исследование дошкольников с помощью опросника А. Томаса и С. Чесс позволило получить следующие результаты.

Дошкольники с аномальным речевым развитием, составляющие экспериментальную группу, были разделены нами на группы в зависимости от этиологии речевого расстройства: дети с дислали-ей, дизартрией, моторной алалией, заиканием. Статистические отличия между детьми с различными речевыми диагнозами и детьми контрольной группы приведены в табл. 1-5.

Таблица 1

Количественное распределение показателей характеристик темперамента у детей из контрольной и основной экспериментальной групп на примере речевого нарушения дислалия

Характеристики темперамента Контрольная группа Дислалия Разность показателей

Активность 35,31 35,81 -0,5

Ритмичность 36,04 34,05 1,99

Адаптивность 35,55 36,33 -0,78

Приближение 34,98 33,87 1,11

Интенсивность 29,72 29 0,72

Порог чувствительности 25,47 29,36 -3,89

Настроение 34,05 33,84 0,21

Внимание, настойчивость 34,7 32 2,7

Отвлекаемость 35,67 36,06 -0,39

Дети контрольной группы и дети основной группы с речевым нарушением дислалия (табл. 1) имеют значимые статистические отличия по следующим характеристикам темперамента: ритмичность, порог чувствительности, внимание-настойчивость в пользу испытуемых первой группы. Данные свидетельствуют о том, что у детей с дислалией ослаблена саморегуляция и самоконтроль поведения; физиологические процессы имеют меньшую ритмичность, порог чувствительности к раздражителям умеренной силы снижается на 4 единицы, испытуемые демонстрируют высокую готовность к реагированию и высокую реактивность. У них же характеристика темперамента по фактору внимание-настойчивость снижается на 2,7 единицы, свидетельствуя о неспособности к длительной фиксации внимания в рамках одной деятельности, что автоматически снижает способность к концентрации внимания и лишает их целенаправленной настойчивости при достижении цели. Следовательно, проявления дислалии, основывающиеся на конституционально-типологической недостаточности ВНД, детерминируют недостаточность конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации, что провоцирует негативный психотипологический дрейф в конституциональноконтинуальном пространстве из диапазона психологической нормы - акцентуации в сторону диапазона ПАЛ.

Таблица 2

Количественное распределение показателей характеристик темперамента у детей из контрольной и основной экспериментальной групп на примере речевого нарушения дизартрия

Характеристики темперамента Контрольная группа Дизартрия Разность показателей

Активность 35,31 34,76 0,55

Ритмичность 36,04 31,08 4,96

Адаптивность 35,55 33,28 2,27

Приближение 34,98 30,04 4,94

Интенсивность 29,72 29,64 0,08

Порог чувствительности 25,47 28,16 -2,69

Настроение 34,05 35,92 -1,87

Внимание, настойчивость 34,7 29 5,7

Отвлекаемость 35,67 35,92 -0,25

Дети контрольной группы и дети с речевым нарушением дизартрия (табл. 2) обнаружили значимые статистические отличия по следующим характеристикам темперамента: ритмичность (4,96), адаптивность (2,27), приближение (4,94), порог чувствительности (-2,69), внимание-настойчивость (5,7). Тем самым подтвержден факт, что дети с речевым нарушением дизартрия имеют меньшую степень саморегуляции поведения и худшие проявления ритмичности основных физиологических сис-

тем (сон - бодрствование, принятие пищи - дефекация и т.д.). У детей с признаками дизартрии снижаются адаптационные способности, когда им требуется большее количество времени, чтобы приспособиться к новым условиям деятельности; в ответ на новый раздражитель повышается количество отрицательных реакций (уход, страх и т.д.), что указывает на повышение тревожности как психотипологической особенности. Порог чувствительности к раздражителям умеренной силы снижается, и испытуемые демонстрируют высокую готовность к аномальному реагированию. Наряду с высокой готовностью к аномальным психологическим реакциям на незначительные раздражители, у испытуемых с дизартрией снижается способность к концентрации и устойчивости внимания, отражая превалирование психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации.

Дети контрольной группы и испытуемые с моторной алалией (табл. 3) подтверждают в процессе эксперимента значимые статистические отличия по всем девяти характеристикам темперамента. Активность испытуемых увеличена на 2,81 единицы, то есть в поведении ребенка преобладает моторный компонент, обеспечивая высокую и слабо контролируемую подвижность во время свободной деятельности (прием пищи, игры, занятия). Ритмичность функциональной активности основных физиологических систем снижается на 4,82 единицы, поведение ребенка в большинстве случаев приобретает непредсказуемый характер, отличаясь выраженной аритмичностью основных физиологических процессов.

Таблица 3

Количественное распределение показателей характеристик темперамента у детей из контрольной и основной экспериментальной групп на примере речевого нарушения моторная алалия

Характеристики темперамента Основная группа Моторная алалия Разность показателей

Активность 35,31 38,12 -2,81

Ритмичность 36,04 31,22 4,82

Адаптивность 35,55 30,9 4,65

Приближение 34,98 29,1 5,88

Интенсивность 29,72 26 3,72

Порог чувствительности 25,47 28 -2,53

Настроение 34,05 31,9 2,15

Внимание, настойчивость 34,7 27,78 6,92

Отвлекаемость 35,67 29,5 6,17

Снижение показателя адаптивности на 4,65 единицы подтверждает заметное ухудшение приспособления к новой ситуации и подчеркивает слабость конституциональных адаптационных механизмов, что препятствует полноценной адаптации в окружающей среде. У испытуемых преобладают отрицательные реакции ухода, избегания, страха на новые стимулы, что подтверждается снижением показателей по черте приближение на 5,88 единиц. Интенсивность реакций независимо от их положительного или отрицательного знака, от их вида и направленности снижается на 3,72 единицы. В то же время наблюдается снижение порога чувствительности на раздражители умеренной силы на 2,53 единицы, отражая усиление дезадаптационных механизмов. Анализируя качество настроения, отмечаем его снижение на 2,15 единиц, что указывает на преобладание субдепрессивного и дисфорического настроения: плач, крик, выражение недовольства и злости. Детям данной группы трудно сконцентрировать внимание в рамках одного вида деятельности, они быстро отвлекаются, не могут усидеть на месте, постоянно находятся в движении, незначительный внешний раздражитель вызывает бурную ответную реакцию, что подтверждается снижением показателей внимания на 6,92 единицы. При необходимости перехода к другому виду деятельности, сигналом которому служит воздействие дополнительного раздражителя (например, свет), дети с моторной алалией демонстрируют ригидность поведения, что подчеркивает слабость конституциональных психологических механизмов компенсации.

Таблица 4

Количественное распределение показателей характеристик темперамента у детей из контрольной и основной экспериментальной групп на примере речевого нарушения заикание

Характеристики темперамента Основная группа Заикание Разность показателей

Активность 35,31 41,54 -6,23

Ритмичность 36,04 30,9 5,14

Адаптивность 35,55 31,33 4,22

Приближение 34,98 31 3,98

Интенсивность 29,72 29 0,72

Порог чувствительности 25,47 28,9 -3,43

Настроение 34,05 35,5 -1,45

Внимание, настойчивость 34,7 28,7 6

Отвлекаемость 35,67 39 -3,33

Сравнительный экспериментально-психологический анализ подтвердил (табл. 4) значимые отличия по следующим характеристикам темперамента: активность, ритмичность, адаптивность, приближение, порог чувствительности, внимание, отвлекаемость. Активность детей с заиканием возрастает на 6,23 единицы, этот показатель самый высокий среди испытуемых. У детей с заиканием ярче, чем в контрольной группе и сравниваемых подгруппах основной группы, проявляется аномальный моторный компонент в поведении. Ритмичность основных физиологических процессов снижается на 5,14 единицы; адаптивность - на 4,22 единицы, что указывает на необходимость более длительного отрезка времени для приспособления к новым условиям. В ответ на новый раздражитель преобладают реакции ухода и страха, о чем свидетельствует снижение показателя приближения на 3,98 единицы. Показатели внимания, настойчивости снижаются на 6 единиц, что подтверждает слабую способность к концентрации внимания на одном предмете или деятельности. В то же время увеличение показателя отвлекаемости на 3,33 единицы подтверждает высокую отвлекаемость при воздействии обычных раздражителей. Следовательно, дети данной подгруппы отличаются неустойчивостью индивидуального барьера психической и психологической адаптации и невысокой толерантностью даже к банальным внешним раздражителям, что подтверждает ослабленность конституциональных механизмов защиты.

Далее мы представляем результаты сравнительного анализа изменения показателей дезадаптивности по значимым характеристикам темперамента в зависимости от степени выраженности органической недостаточности мозга, определяющей конституционально-типологическую недостаточность ВНД и психотипологическую предиспозицию испытуемых (табл. 5).

Таблица 5

Значимые статистические отличия экспериментальной группы, разделенной на подгруппы по этиологии речевого расстройства, от контрольной группы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристики темперамента Дислалия Дизартрия Моторная алалия Заикание

Активность - - 2,81 6,23

Ритмичность 1,9 4,96 4,82 5,14

Адаптивность - 2,27 4,65 4,22

Приближение - 4,94 5,88 3,98

Интенсивность - - 3,72 -

Порог чувствительности 3,89 2,69 2,53 3,43

Настроение - - 2,15 -

Внимание, настойчивость 2,7 5,7 6,92 6

Отвлекаемость - - 6,17 3,33

В результате исследования нам удалось выявить следующую зависимость проявления характеристик темперамента в поведении детей контрольной и экспериментальной групп.

Дети с функциональным нарушением речи дислалия, которые имеют незначительные отягощения в анамнезе: легкие токсикозы первой или второй половины беременности, соматические заболевания в первые три года жизни, отличаются по статистическим данным проявления трех характеристик темперамента: ритмичности, порога чувствительности, внимания.

Дети с органическими нарушениями речи (дизартрией, алалией, заиканием) показывают наиболее высокие статистические отличия проявления характеристик темперамента в поведении. Дети с органическим нарушением речи дизартрия, имеющие в анамнезе асфиксии, родовые травмы, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, нарушения артикуляционной, мелкой и общей моторики, неврологическую микросимптоматику (сглаженность носогубных складок и т.д.), показывают отличия проявления пяти характеристик темперамента в поведении: снижение ритмичности, понижение порога чувствительности к раздражителям умеренной силы, снижение концентрации внимания, снижение адаптивности, повышение числа отрицательных реакций при появлении нового раздражителя.

Дети с органическим речевым нарушением моторная алалия, в анамнезе которых наблюдаются тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, асфиксии, травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг, нарушения общей, мелкой, артикуляторной моторики, показывают по результатам нашего исследования значимые статистические отличия в проявлении всех характеристик темперамента.

Дети с органическим нарушением речи заикание в анамнезе имеют внутриутробные и родовые травмы, асфиксии, постнатальные инфекционные и травматические нарушения, в поведении отличаются от детей контрольной группы по семи характеристикам темперамента: отвлекаемость, ритмичность, уязвимость, внимание, адаптивность, приближение, активность.

Таким образом, степень функциональной утраты находится в прямо пропорциональной зависимости от степени выраженности экзогенно-органического поражения мозга, проявляющегося сочетанной конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предис-позицией испытуемых:

- у детей, имеющих в анамнезе незначительные вредности (легкие токсикозы во время беременности матери, частые соматические заболевания в первые три года жизни), обнаруживаются существенные отличия от детей диапазона психологической нормы - акцентуации по трем характеристикам темперамента: ритмичности, порогу чувствительности, незначительному снижению внимания;

- дошкольники, у которых в анамнезе присутствуют родовые травмы, асфиксия, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, неврологическая вялотекущая микросимптоматика, характеризуются формированием конституционально-типологической недостаточности ВНД органического происхождения с нарушением речевого развития. Эта подгруппа отличается от детей диапазона нормы по пяти и более показателям темперамента: ритмичности, снижению порога чувствительности к раздражителям умеренной силы, снижению внимания и адаптивности, повышению числа отрицательных реакций при появлении нового раздражителя, затрудненной контактности с окружающими, психологической уязвимости, что свидетельствует о выраженной психотипологической предиспози-ции испытуемых.

Проведенные экспериментально-психологические исследования показали различную степень выраженности аномальной личностной изменчивости у детей дошкольного возраста, обусловленной конституционально-типологической недостаточностью. Конституционально-типологическая недостаточность высшей нервной деятельности и/или личности способствует формированию совокупности психотипологических признаков, свойственных диапазону пограничной аномальной личности органического происхождения в структуре конституционально-типологического континуума.

Возможно, что у человека генетически заложен ограниченный набор врожденных поведенческих реакций. И только благодаря развитию высшей нервной деятельности и постепенному включению в различные виды деятельности (игра, учеба, трудовая деятельность и т.д.) «.первоначально генетически заданная система индивидуально биологических свойств человека трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных, но уже не биологических, а психобиологических или формальных

свойств индивидуального поведения. Ведь темперамент - это психобиологическая категория, охватывающая все богатство содержательных характеристик поведения человека» (В.М. Русалов, 1994).

Применяемые в нашем исследовании опросники А. Томаса, С.Чесс и Айзенка, экспериментальные методики изучения темперамента, тревожности, наблюдение и анамнез позволили выделить представителей пограничной аномальной личности (ПАЛ) в дошкольном возрасте, имеющих совокупность признаков конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности. В этом случае представители ПАЛ олицетворяют собой «патологически измененную почву», являющуюся основой формирующейся личностной предиспозиции и экзогенноорганической недостаточности мозга. Настоящее исследование убедительно подтверждает правомерность существования биопсихосоциальной модели человека, когда внешние неблагоприятные условия (экономические, политические, экологические) вступают в жесткое взаимодействие и взаимовлияние с внутренними психобиологическими факторами (конституциональными, генетическими).

Под воздействием неблагоприятных внешних (социальных, экологических) факторов среды обитания наблюдается актуализация патобиологических механизмов, лежащих в основе пограничной аномальной личности экзогенно-органического происхождения, что приводит к появлению пограничных нервно-психических расстройств, психосоматических, личностных и поведенческих расстройств, обусловливающих экзогенез непсихотических расстройств детского возраста.

Поступила в редакцию 10.06.11

N.V. Cherepkova

Psychological diagnostics and forecasting of the constitutional-typological failure in children in the preschool age

The article presents the research results of the «defective biological soil» in relation to preschool children. At early stages of development, the «defective biological soil» which interacts with destructive social factors, determines manifestation of constitutional psychological mechanisms of decompensation and amaladjustment. The basic external manifestations of individual-and-typological insufficiency of the higher nervous activity and psychotypological insufficiency in relation to preschool children are speech disturbance and a deviant stereotype of behavior.

Keywords: constitutional-typological failure, children of preschool age, speech disturbance.

Черепкова Наталья Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

355000, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1 А

E-mail: kostin072008@yandex.ru

Cherepkova N.V.,

candidate of psychology, associate professor Stavropol State University 355000, Russia, Stavropol, Pushkin st., 1 A E-mail: kostin072008@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.