Научная статья на тему 'Психологическая безопасность в контексте антинаркотической политики государства'

Психологическая безопасность в контексте антинаркотической политики государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SECURITY / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / STATE DRUG POLICY / ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / HEALTHY PERSON / УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SECURITY LEVELS / ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ELEMENTS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремеев Сергей Геннадьевич

В статье рассматривается возможность интеграции проблемы психологической безопасности в антинаркотическую политику государства. Предложено понятие психологической безопасности применительно к конкретной сфере. Раскрыты уровни реализации психологической безопасности в контексте антинаркотической политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Еремеев Сергей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SECURITY IN THE CONTEXT OF STATE DRUG POLICY

The possibility of the integration of the issue of psychological security into state drug policy is considered in the article. The author suggests the concept of psychological security in relation to a particular area and reveals the levels of the implementation of psychological security in the context of the state drug policy.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность в контексте антинаркотической политики государства»

Сергей Геннадьевич ЕРЕМЕЕВ,

старший научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат психологических наук

lawer_proff@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

PSYCHOLOGICAL SECURITY IN THE CONTEXT OF STATE DRUG POLICY

В статье рассматривается возможность интеграции проблемы психологической безопасности в антинаркотическую политику государства. Предложено понятие психологической безопасности применительно к конкретной сфере. Раскрыты уровни реализации психологической безопасности в контексте антинаркотической политики государства.

The possibility of the integration of the issue of psychological security into state drug policy is considered in the article. The author suggests the concept of psychological security in relation to a particular area and reveals the levels of the implementation of psychological security in the context of the state drug policy.

Ключевые слова: психологическая безопасность, антинаркотическая политика государства, здоровая личность, уровни психологической безопасности, элементы психологической безопасности.

Keywords: psychological security, state drug policy, a healthy person, psychological security levels, elements of psychological security.

УДК 159.99

Наркоситуация в России - это динамично изменяющееся социальное явление. Наметившееся сокращение числа лиц, потребляющих наркотики, -тенденция, безусловно, позитивная, что неоднократно отмечал директор ФСКН России В.П. Иванов [3]. Однако количество лиц, вовлеченных в наркопотребление, их возраст, рецидив употребления наркотических средств и психотропных веществ

после лечения, высокий процент латентных наркопотребителей (от 5% до 12 %), преимущественно групповой характер преступной деятельности свидетельствуют о необходимости поиска современных путей реализации антинаркотической политики государства.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная указом Пре-

зидента РФ № 1255 от 28 сентября 2011 г., предлагает широкую палитру инструментов для улучшения наркоситуации в России. Предложенные меры в большей степени начинают работать с момента возникновения у человека желания потребления наркотиков либо фактического приема наркотических средств и психотропных веществ. Перспективным направлением, которое может расширить возможности инструментария для улучшения наркоситуации, могут стать превентивные меры. Полагаем, что интеграция приемов и методов обеспечения психологической безопасности в деятельность по реализации антинаркотической политики может способствовать достижению положительных результатов.

Следует отметить, что психологическая безопасность является достаточно молодым научным направлением, однако его актуальность возрастает достаточно быстро применительно к различным сферам жизни (политической, экономической, социальной и др.)

Перед тем как рассмотреть понятие психологической безопасности, проанализируем те элементы, которые могут его наполнить.

1.Умение защищаться от угроз и строить психологически безопасные отношения. Выстраивая стратегию борьбы с наркопотреблением, делая акцент на лицах, употребляющих наркотики, или на группах риска, мы забываем о потенциальной угрозе той части населения, которая в перспективе может начать употреблять наркотики под воздействием средовых или иных факторов. Осуществление мер антинаркотической политики через средства массовой информации, а также организация различных общественных мероприятий привлекают внимание молодежи к наркотикам, проблема потребления наркотиков становится актуальной для участвующих лиц. В дальнейшем полученная аргументация против наркотиков не находит своего подкрепления: подростки в погоне за новыми ощущениями, поддержанием собственного авторитета и по иным причинам, свойственным их возрасту, прислушиваются к мнению

Рис. Психологический механизм

формирования мотива употребления наркотиков

сверстников, которое усиливается имеющимся запретом на наркотики (как говорится, запретный плод сладок), что придает еще больший интерес их потреблению. В конечном итоге мы получаем тот факт, что более 60% подростков в возрасте от 14 лет имеют опыт потребления наркотиков.

Психологический механизм формирования мотива употребления наркотиков представлен на рисунке.

Нас окружают огромное количество предметов, объектов, возможностей, однако мы выбираем определенный вариант поведения. Изначальным этапом формирования мотива является возникновение потребности [4], например в эмоциональной разрядке, однако на первоначальном этапе мы не осознаем, как эту потребность реализовать. Каждый знаком с ситуацией, когда чего-то хочется, но чего именно -понять не может. И лишь тогда, когда человек встречается с предметом, который позволяет удовлетворить его потребность, возникает мотив, который, в свою очередь, определяет деятельность [4]. Рассматривая рисунок, мы видим, что одну и ту же потребность (в нашем примере - эмоциональной разрядки) можно реализовать через различные предметные единицы, например развлечение, спорт, наркотик и др. Необходимо отметить, что для возникновения мотива не имеет значения положительную или негативную окраску приобретает сообщение о наркотике, при возникшей потребности внимание на нем концентрируется в любом случае. Участвуя в антинаркотических мероприятиях, подросток получает

дополнительный предмет удовлетворения потребности - наркотик. А в тех случаях, когда у подростка низкий волевой порог, ограниченный круг интересов, отсутствуют иные предметные единицы, способные составить конкуренцию в удовлетворении потребности, или не находится достаточных аргументов для их выбора, - человек выбирает наркотик, тем самым формируя соответствующий мотив потребления и, соответственно, деятельность (употребление наркотика). При следующей схожей ситуации выбора человек уже под действием негативных физиологических факторов употребления наркотиков с большей степенью вероятности выберет в качестве предметной единицы удовлетворения потребности наркотик и тем самым прочно встанет на губительный путь наркомании [1]. Такое положение вещей обязывает дифференцированно и крайне осторожно подходить к организации и проведению антинаркотических мероприятий (в том числе культурно-массовых), тщательно подбирая целевую аудиторию и учитывая ее специфику.

Для решения данной проблемы необходимо сконцентрировать усилия на формировании здоровой, полноценной личности, имеющей четкую структуру ценностей, в которой нет места употреблению наркотиков, алкоголя, табакокурению, а в идеале - присутствует нетерпимое отношение к этим негативным явлениям. Необходимо научить подростка эффективно организовывать временное пространство, анализировать последствия своих поступков и осознанно сопротивляться различным негативным факторам, оказывающим воздействие на его личность, находить и использовать правильную аргументацию своих деяний. Достижение таких результатов возможно только при системном воспитании человека с самого раннего возраста, во всех социальных институтах при непосредственном участии и поддержке государства.

2. Формирование устойчивости человека к негативным воздействиям агрессивной окружающей среды и способности их преодолеть собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Нахо-

дясь в социальной среде, личность не может оказаться полностью свободной от ее воздействия. Сложно представить ситуацию, в которой человек за всю жизнь не встретил бы ни одного упоминания о наркотиках или иных негативных явлениях. Сформированная личность должна иметь набор эффективных инструментов, которые позволят ей сопротивляться этому воздействию, кроме того, человек должен понимать, какими средовыми ресурсами он может воспользоваться, если личностного потенциала недостаточно.

3. Развитие адаптивных возможностей личности. Сложно предусмотреть все ситуации, в которые попадает человек в течение жизни, поэтому при формировании личности необходимо развивать адаптивные возможности, в основе которых должны быть общепринятые нравственные ценности, личностные ресурсы, а также возможности обращения к внешним ресурсам, обеспеченным государством. Данное направление может быть реализовано через социальные институты, в которые включен подросток (например школа, спортивные секции или культурно-досуговые кружки, созданные на уровне муниципальных образований). Возможна организация функционирования на постоянной основе групп личностного роста, развития коммуникативной компетентности и др. Указанные организации выполняют двойную функцию: развивают личность, формируя социально-полезную систему ценностей, и предоставляют безопасную среду для самосовершенствования личности.

4. Состояние среды, создающее состояние защищенности. Другими словами должны быть минимизированы наркоугрозы: снижен наркотрафик на территорию России, минимизировано влияние наркопреступности. Для этого необходима реализация планомерной политики по развитию реабилитационных центров, противодействие появлению и производству новых наркотиков, формирование негативного отношения к наркотикам у населения и нахождение новых эффективных способов взаимодействия с населением в сфере про-

тиводействия наркопреступности. Важно, чтобы данное направление реализовыва-лось, начиная с международного уровня и заканчивая соответствующими структурными подразделениями органов местного самоуправления. Эффективным представляется систематический анализ и обобщение положительного опыта в различных регионах и его внедрение с учетом региональной специфики повсеместно.

Обобщив представленные элементы, можно предложить следующее определение психологической безопасности в рамках антинаркотической политики. Психологическая безопасность - это устойчивое развитие и нормальное функционирование личности во взаимодействии со средой, обеспечивающее состояние сохранности психики и сохранение целостности личности посредством целенаправленной системной политики государства и непрерывного развития здоровой личности на всех этапах ее жизнедеятельности.

Реализация государственной антинаркотической политики в контексте психологической безопасности должна реализовы-ваться на нескольких уровнях.

1.Государственный уровень: принятие, реализация и контроль эффективности соответствующих стратегий (государственной антинаркотической стратегии, стратегии национальной безопасности и др. ), обеспечение функционирования государственных учреждений и организаций, а также общественных организаций.

На общегосударственном уровне необходимо реализовывать мероприятия по формированию здоровой информационной среды. В рамках данной программы необходимо существенно ограничить, а лучше исключить демонстрацию наркотиков, алкоголя, табака, тем более связанные с этим положительные эмоциональные переживания. Исключить материалы, в которых употребление наркотиков и алкоголя является сопутствующим атрибутом определенных профессий либо успешности (например, фильм Мартина Скорсезе "Волк с Уолл-стрит"). Такие демонстрации формируют искаженное восприятие рассматри-

ваемых явлений, а также закладывают основы некоторых стереотипов поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Следует отметить, что в настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту от информации, негативно влияющей на здоровье и развитие детей, однако проблемы реализации таких нормативно-правовых актов заслуживают отдельного научного исследования.

Еще одним важным направлением должна стать миграционная политика, в рамках которой необходимо принципиально ограничить въезд на территорию России лиц, употребляющих наркотические средства или страдающих алкоголизмом. Федеральный закон № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не может обеспечить это в полном объеме, поскольку направлен на реализацию иных институтов. Следует реализовывать политику взаимодействия с различными странами (например, обмен базами данных о лицах, состоящих на соответствующих учетах), а также развивать собственные диагностические центры по экспресс-выявлению лиц, употребляющих наркотики, в том числе совершенствуя диагностические методы и процедуры, которые бы исключали возможность подлога материалов, предоставляемых для анализа.

Многое уже сделано в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков"[5]. Серьезное внимание уделяется улучшению имеющихся и открытию новых реабилитационных центров. Однако следует отметить, что роль психологов невелика, есть еще резервы для использования не только клинических, но и социальных психологов, которые могут осуществлять психологическое консультирование и коррекцию, выявляя психологические причины многих проблем, которые могут, в свою очередь, провоцировать употребление наркотиков.

2. Общественный уровень - в первую очередь создание при государственной поддержке авторитетных общественных

организаций, участие в которых должно стать не принудительным, а почетным; привлечение представителей разных поколений для более эффективной работы с целевыми группами; проведение политики по доминированию данных организаций относительно социальных групп, демонстрирующих деструктивное поведение; патронаж указанных организаций над спортивными секциями и различными кружками, в которых каждый сможет найти возможность самореализации и организации своего времени, получит возможность в безопасных условиях выстроить отношения со сверстниками, а также сформировать мотивацию к здоровому образу жизни. С помощью таких организаций возможно укрепить общефизическое здоровье подростков (например, повсеместное введение в подростковой среде нормативов ГТО как мотивация к саморазвитию). На уровне организаций среднего образования необходимо разработать систему ранней диагностики лиц, употребляющих наркотики, что возможно реализовывать в рамках обязательной диспансеризации при условии, что подростки будут предоставлять собственные анализы, а не подменять их (что, к сожалению, имеет место в настоящее время). Данные диспансерных обследований позволят проводить мониторинг общего состояния здоровья подростков страны, по возможности проводить соответствующее развитие, а при необходимости - лечение.

3. Индивидуальный уровень [2] - рассчитан на минимальную аудиторию, но, полагаем, наиболее эффективный, поскольку именно при индивидуальном подходе можно достичь положительного результата даже в сложных ситуациях развития личности. При индивидуальной работе обязательно изучается конкретная личность, причины формирования тех или

иных отклонений или патологий развития, а также возможна эффективная коррекция личности. На индивидуальном уровне достаточно эффективно зарекомендовали себя такие приемы психологического воздействия, как внушение, заражение и подражание. Однако, несмотря на кажущуюся легкость и доступность индивидуального уровня, существует серьезная проблема - необходимость обучения участников правильному бесконфликтному взаимодействию и основам коррекционной работы. Для эффективной реализации указанных психологических приемов необходимо воспитать целое поколение, которое будет служить положительным примером, формировать и поддерживать психологическую безопасность общества. Реализация индивидуального уровня возможна через классных руководителей, руководителей кружков и секций, представителей общественных организаций и объединений и, конечно же, родителей и близких родственников.

Подводя итог, следует отметить, что обеспечить психологическую безопасность в сфере антинаркотической политики государства только путем финансовых инвестиций или жесткого администрирования невозможно. Следует разработать генеральные цели и определить пути их достижения на различных уровнях. Необходимо понимание, что проблема наркотиков проникает во все сферы общественной жизни, поэтому работа по обеспечению психологической безопасности должна выходить далеко за рамки правоохранительной деятельности и медицины. Воспитание здоровой личности в современном обществе - важная и сложная задача, не решить которую - значит сдаться перед наркоугрозой, что недопустимо в современных реалиях.

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Взгляд. Размышления. Точка зрения

Библиографический список

1. Еремеев, С.Г. Правосознание и особенности формирования делинквентного поведения подростка / С.Г. Еремеев // Психопедагогика в правоохранительных органах № 2 (57). - Омск, 2014. - С. 46-48.

2. Еремеев, С.Г. Информационно-психологическая безопасность личности / С.Г. Еремеев // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов : сборник трудов международной научной конференции. - М., 2007. - С. 514-519.

3. Интервью председателя Государственного антинаркотического комитета директора ФСКН России Виктора Иванова "Российской газете". - URL: http://fskn.gov.ru/includes/ periodics/speeches_fskn/2014/0626/112231326/detail.shtml (дата обращения 14.09.2014).

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М., 1975. -304 с.

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков" : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 № 299 // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.