Научная статья на тему 'Психологическая безопасность школьника как психическое состояние'

Психологическая безопасность школьника как психическое состояние Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1925
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / PSYCHOLOGICAL SAFETY / PSYCHIC CONDITION / YOUNG SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляева П. И.

Статья посвящена проблеме психологической безопасности младшего школьника в образовательной среде. Посредством анализа различных подходов к психическим состояниям и взглядов на психологическую безопасность доказывается, что она является психическим состоянием. Описываются функции и характеристики психологической безопасности как состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность школьника как психическое состояние»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9:370

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

П.И.Беляева

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

Статья посвящена проблеме психологической безопасности младшего школьника в образовательной среде. Посредством анализа различных подходов к психическим состояниям и взглядов на психологическую безопасность доказывается, что она является психическим состоянием. Описываются функции и характеристики психологической безопасности как состояния.

Ключевые слова: психологическая безопасность, психическое состояние, младший школьник

The article is devoted to the problem of psychological safety of young schoolchildren in the educational environment. It analyzes different approaches to psychic conditions and concepts of psychological safety. It demonstrates that the psychological safety is a psychic condition. The condition of psychological safety, its functions and characteristics are described.

Keywords: psychological safety, psychic condition, young schoolchild

Понятие «психологическая безопасность школьника» является мало разработанным в психологии. До сих пор исследователи не пришли к однозначному пониманию феноменологической сущности этого явления.

Существуют различные подходы к пониманию психологической безопасности: одни психологи относят ее к свойствам личности (Н.А.Лызь,

О.Н.Истратова), другие понимают как отношение человека к разным сторонам действительности и другим людям (Б.А.Еремеев), еще одна группа ученых рассматривает психологическую безопасность как состояние сознания или психики (С.К.Рощин, Г.В.Грачев, Т.И.Колесникова и др.). Существует точка зрения, согласно которой, психологическая безопасность описывается как сложное внутриличност-ное образование, многоуровневая динамическая система (Н.Л.Шлыкова, О.И.Ерёмина, Н.Г.Рассоха и др.).

Однако, как нам представляется, наиболее перспективным является подход И.А.Баевой, считающей психологическую безопасность психическим состоянием. В этом подходе, по нашему мнению, наиболее четко прослеживается момент взаимосвязи личности и среды в контексте формирования психологической безопасности, подчеркивается, что ее сущностью является «согласование личностных стремлений и возможностей (психики и организма) с особенностями средовых факторов и силой их воздействия» [1].

Впервые в отечественной психологии проблема психических состояний была обозначена

В.Н.Мясищевым в 1932 г. Впоследствии Н.Д.Левито-вым в его монографии «О психических состояниях человека» (1964) была предпринята попытка всестороннего изучения и описания этой проблемы. Психическое состояние ученый определял как «целостную характеристику психической деятельности за опреде-

ленный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» [2]. В объяснении феномена психического состояния, Левитов следует принципу единства психики и деятельности, заявляя, что любое из них является «как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение» [3].

С.Л.Рубинштейн и впоследствии В.Н.Мясищев считали, что психическое состояние есть общий функциональный уровень, на фоне которого развиваются психические процессы, причем оно детерминирует характер воздействий внешних факторов и влияет на протекание психических процессов [4]. Е.П.Ильин в свою очередь утверждает, что следует говорить не столько о психических, сколько о «психофизиологических» состояниях, представляющих собой «целостную системную реакцию на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания» [5]. По его мнению, в психическом состоянии сочетаются и характеристики различных функциональных уровней человека, и модальностные характеристики его переживания, реакции на ту или иную ситуацию.

Таким образом, можно выделить два подхода к пониманию психических состояний. В первом подходе (С.Л.Рубинштейн, Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев, Ю.Е.Сосновикова) психическое состояние понимается как совокупность психических процессов, свойств и т.п. в данный момент времени. Представители второго подхода рассматривают психическое состояние как совокупность изменения функционирования систем организма и психики при воздействии каких-либо факторов среды (Е.П.Ильин, В.И.Медведев, А.Б.Леонова, В.К.Сафонов).

Анализ существующих взглядов на проблему психических состояний позволил нам выделить их важнейшие характеристики, которые мы соотнесли с характеристиками психологической безопасности.

1. Целостность, интегративность, системность. Психологическая безопасность также выступает как целостное образование, характеризует психическую деятельность и поведение ученика в определенный период времени, положительно влияет на познавательные психические процессы и может переходить в свойства личности, что отражается в существовании выделяемого многими исследователями безопасного типа личности (в противоположность личности невротической, порождаемой состоянием небезопасности).

2. Многомерность, сложность, полиструктурность. Психические состояния выступают «и как система организации психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и как механизм оценки отражаемой действительности»

[6]. Е.П.Ильин выделил три уровня психического состояния: психический (переживания и психические процессы), физиологический (особенности вегетати-ки, соматики и психомоторики) и поведенческий (особенности поведения, общения и деятельности)

[7]. В психологической безопасности также можно выделить эти уровня реагирования:

— психический проявляется в переживании эмоционального благополучия, позитивном настроении, ощущении защищенности и адекватном протекании психических процессов;

— физиологический проявляется в отсутствии вегетативных реакций стресса и тревожности, нормальном цвете кожных покровов; нормальном, бодром самочувствии, отсутствии соматических заболеваний; двигательной свободе, отсутствии мышечных зажимов, адекватной двигательной координации;

— поведенческий проявляется в позитивном отношении к среде, учителю, сверстникам, учебе, в высокой учебной мотивации, в уверенном, активном, доброжелательном поведении на уроке и переменах.

3. Своеобразие. Это свойство выделял Н.Д.Левитов, указывая на лёгкость дифференциации состояний различных типов (например, состояния утомления от состояния бодрости) [8]. Своеобразие психологической безопасности также не может подвергаться сомнению по причине ее легкой дифференцируемости, а также противоположного состояния тревожности.

4. Единство динамичности, процессуальности и инвариантности. Психологической безопасности также присуще единство динамичности и инвариантности, поскольку, возникая под влиянием внешних факторов (например, комфортной среды класса, доброжелательности, поддержки учителя), которые влияют на степень ее выраженности, она может сохраняться на протяжении определенного времени, пока формирующие ее факторы существуют.

5. Промежуточность (связь с процессами и свойствами). Психологическая безопасность, с одной стороны, обусловливается индивидуальными психологическими качествами личности (высокой само-

оценкой, уверенностью в себе и др.), с другой стороны, само переживание психологической безопасности влияет и на самооценку и на уверенность в себе.

6. Психическое состояние выступает как единство переживания и деятельности. Психологическая безопасность имеет не только субъективное проявление во внутренних переживаниях школьника, например, переживание спокойствия, отсутствие тревоги по поводу возможности получения плохой оценки, отсутствие обиды на замечание учителя, но и в его объективно наблюдаемых поведенческих реакциях в учебной деятельности (активности на уроке, уверенном поведении при ответе на вопрос учителя и т.п.).

7. Ситуативность (детерминированность внешними и внутренними факторами). Психологическая безопасность, как и любое психическое состояние, ситуативна в смысле своей детерминированности социальными воздействиями (например, особенностями стиля педагогического общения учителя), которые преломляются через индивидуальные особенности каждого отдельного ученика.

8. Осознаваемость также относится к числу важнейших характеристик психического состояния, так как влияет на его регуляцию, блокируя либо пролонгируя его. Психологическая безопасность, безусловно, может быть осознана субъектом, причем степень осознанности будет зависеть от возраста и уровня развития рефлексивных способностей школьника.

9. Модальность, под которой понимают целостное эмоциональное самочувствие определенного качества. Модальность психологической безопасности будет проявляться в положительном отношении к среде, позитивном самочувствии, активном поведении и переживании защищенности в противовес состоянию тревоги, которое характеризуется противоположными явлениями.

10. Е.П.Ильин подчеркивает активную природу психических состояний, тесно связанную с функцией адаптации: «развитие состояний — это не столько капитуляция организма и личности перед воздействующим на них стимулом, сколько активная оборона, противодействие нарушению существующей стабильности» [9]. Активная природа состояния психологической безопасности заключается в ее способности обеспечивать адаптацию учащегося к социальной среде класса и школы в целом. Ученик, переживающий психологическую безопасность, будет проявлять оптимальный уровень активности в учебной деятельности и в общении. Противоположное состояние тревожности может приводить как к повышенному, так и пониженному уровню активности.

11. Е.П.Ильин выделяет также глубину состояния, характеризующуюся степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций [10]. Глубина или интенсивность состояния психологической безопасности, проявляется в ее возможных уровнях. Например, И.А.Баева выделила следующие уровни: состояние полной психологической безопасности, отсутствие психологической безопасности и состояние неустойчивой психологической безопасности, для которых характерны определенная степень выраженности субъективных переживаний и объек-

тивных физиологических и поведенческих проявлений [11].

12. Качество состояний, определяющееся спецификой воздействующего на человека фактора, а также индивидуальными особенностями человека [12]. Качество состояния психологической безопасности будет определяться силой и другими особенностями стимулов, воздействующих на учащихся в образовательной среде школы (например, уровнем проявления психологического или физического насилия в школе), а также индивидуально-типологическими особенностями самих детей (уровнем сензитивности, силой нервной системы, типом темперамента, самооценкой, наличием заболеваний).

Подводя итог, можно сказать, что состоянию психологической безопасности свойственны все из перечисленных выше характеристик психических состояний.

В исследовании психических состояний значительное внимание уделяется рассмотрению их роли в психической жизни человека. Обобщив взгляды разных авторов, можно выделить следующие функции психических состояний: являются тембром (фоном) психической деятельности; уравновешивают человека с внешней средой; сохраняют динамику и взаимодействие подсистем сомы и психики; интегрируют отдельные психические состояния и образуют функциональные единицы; регулируют психические процессы и свойства; организуют деятельность и поведение; осуществляют оценку отражаемой действительности.

Психологическая безопасность имеет такие же функции. Психическая деятельность школьника протекает либо на фоне душевной гармонии, хорошего настроения (состояние психологической безопасности), либо, наоборот, тревоги, пониженного настроения. Психологическая безопасность также выполняет функцию уравновешивания человека с внешней средой. Если среда не содержит угроз, личность ведет себя свободно, раскрепощенно. В противном случае поведение личности меняется, становится закрепощенным, настороженным, учащийся пребывает в состоянии «боевой» готовности, чтобы вовремя среагировать на недружественные проявления среды и защитить себя. Таким образом, психологическая безопасность способствует подстройке личности к особенностям среды, влияя на степень выраженности данного состояния. Не менее важна и функция сохранения внутреннего равновесия соматической и психической подсистем индивидуума. При нарушенной психологической безопасности наступает дезинтеграция социальных взаимодействий человека и его психологического и соматического статуса, а состояние психологической безопасности, наоборот, ассоциировано с психологическим и телесным здоровьем, отсутствием психосоматических проблем. Школьник, ощущающий себя безопасно в школьной среде, не будет страдать логоневрозом, внезапными приступами головной боли и повышением температуры перед контрольными работами, а, наоборот, будет активен и контактен. Состояние психологической безопасности, выполняя интегративную функцию, влияет на все

остальные процессы, свойства личности, а также другие состояния.

Переживание психологической безопасности способствует возникновению таких положительных состояний у школьника как синтония, симпатия, дружба по отношению к членам классного коллектива и учителям и формированию таких качеств и черт личности, как уверенность, настойчивость, способность доверять людям, а состояние неустойчивой психологической безопасности — к формированию личностных черт тревожного или агрессивного типа. Психологическая безопасность способна регулировать психические процессы, например активизировать мышление неблагополучного ученика на уроке, позволяя преодолеть присущую ему неуверенность. Создание благоприятной и безопасной среды для дезадаптированного ребенка способствует улучшению самочувствия, восстановлению психологического баланса, что благоприятно влияет на учебную деятельность. И наоборот, нарушенная психологическая безопасность скорее всего приведет к повышению неуверенности в себе даже у сильного ученика. Конечно, ситуация угрозы помогает ученику мобилизоваться, но ее отсутствие может способствовать актуализации потребностей, «расширяющих» его возможности (в творчестве, самореализации). Переживание личностью психологической безопасности выполняет функцию оценки отражаемой действительности, показывая отсутствие опасностей для личности.

Таким образом, мы видим, что функции психологической безопасности аналогичны функциям, характерным для психических состояний.

Виды психических состояний описываются исследователями на основе разных критериев: по содержанию, генезу, знаку переживания, глубине, временным параметрам, степени осознанности, напряжения, энергетическому критерию, степени распространенности, адекватности ситуации и нормам морали, а также по эмоциональной окраске. Состояние психологической безопасности младшего школьника можно отнести по содержанию — к эмоциональным; по генезу — к ситуативным, реактивным; по знаку — к положительным, благоприятным состояниям; по глубине — к глубоким; по длительности — к относительно продолжительным, устойчивым; по степени осознанности — как к осознанным, так и к неосознанным (в зависимости от возраста ребенка и уровня развития у него рефлексии и интеллекта); по ситуа-тивности — как к случайным, так и к закономерным (в зависимости от особенностей данного учебного учреждения,), по степени напряжения — к тензион-ным и состояниям оптимальной активности; по степени распространенности — к распространенным; по степени адекватности ситуации, морали — к адекватным. В терминологии В.А.Ганзена психологическая безопасность является аффективно-волевым состоянием, так как содержит в себе преимущественно черты положительных эмоциональных, мотивационных и праксических состояний и проявляется в переживании эмоционального благополучия, мотивационной готовности к деятельности, состоянии воодушевления, подъема, мобилизации и активизации [13]. Так-

же психологическую безопасность можно отнести к оптимальным (равновесным) состояниям психической активности (по терминологиии А.О.Прохорова).

Не менее важным является и вопрос о детерминантах психического состояния. Мы полагаем, что состояние психологической безопасности школьника детерминируется: а) его потребностью в безопасности; б) уровнем сензитивности, уравновешенностью его нервных процессов, стрессоустойчивостью и адаптивным потенциалом; в) условиями образовательной среды и особенностями ее восприятия конкретным ребенком.

Проанализировав существующие мнения и учитывая все важнейшие характеристики феномена, мы в состоянии дать следующее определение психологической безопасности младшего школьника: это психическое состояние, обусловленное характером образовательной среды и спецификой ее отражения школьником, проявляющееся в переживании им своей защищенности, уверенности в себе и удовлетворенности собой как личностью и субъектом деятельности, а также своими социальными отношениями, результатом чего является манифестация уверенного (ассертивного) поведения.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что психологическая безопасность — это психическое состояние, сущностью которого является «согласование личностных стремлений и возможностей (психики и организма) с особенностями средо-вых факторов и силой их воздействия» [14], выражающееся в единстве поведения и переживания в определенный промежуток времени.

Рассмотрение психологической безопасности младшего школьника как психического состояния открывает перспективы для практического исследования данного феномена с целью разработки рекомендаций для педагогов и родителей.

1. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: Науч.-метод. мат. / Под ред. проф. И.А.Баевой. СПб.: Книжный Дом, 2008. С.174.

2. Левитов Н.Д. Классификация психических состояний // Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. проф. А.О.Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. С.31.

3. Там же. С.32.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1. С.98, 240; Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во МПО «МОД ЭК», 2003. С.16-17.

5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. С.18,19.

6. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний — http://www.psy.pu.ru/kulikov/index.php?n=3&m=4

7. Ильин Е.П. Указ. соч. С.20-21.

8. Левитов Н.Д. Указ. соч. С.51-54.

9. Ильин Е.П. Указ. соч. С.23-24.

10. Там же. С.29.

11. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Союз, 2002. С.85.

12. Ильин Е.П. Указ. соч. С.29.

13. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. Л.В.Куликов. СПб.: Питер, 2001. С.192.

14. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии. С.174.

Bibliography (Translitirated)

1. Psikhologija bezopasnosti kak osnova gumanitarnykh tekh-nologijj v social'nom vzaimodejjstvii: Nauch.-metod. mat. / Pod red. prof. I.A.Baevojj. SPb.: Knizhnyjj Dom, 2008. S.174.

2. Levitov N.D. Klassifikacija psikhicheskikh sostojanijj // Psikhologija sostojanijj: Khrestomatija / Pod red. prof. A.O.Prokhorova. M.: PER SEh; SPb.: Rech', 2004. S.31.

3. Tam zhe. S.32.

4. Rubinshtejjn S.L. Osnovy obshhejj psikhologii: V 2 t. M.: Pedagogika, 1989. T.1. S.98, 240; Mjasishhev V.N. Psikhologija otnoshenijj / Pod red. A.A.Bodaleva. M.: Izd-vo Mosk. psikhologosoc. in-ta; Voronezh: Izd-vo MPO «MOD EhK», 2003. S.16-17.

5. Il'in E.P. Psikhofiziologija sostojanijj cheloveka. SPb.: Piter, 2005. S.18,19.

6. Kulikov L.V. Problema opisanija psikhicheskikh sostojanijj — http://www.psy.pu.m/kulikov/index.php?n=3&m=4

7. Il'in E.P. Ukaz. soch. S.20-21.

8. Levitov N.D. Ukaz. soch. S.51-54.

9. Il'in E.P. Ukaz. soch. S.23-24.

10. Tam zhe. S.29.

11. Baeva I.A. Psikhologicheskaja bezopasnost' v obrazovanii: Monografija. SPb.: Sojuz, 2002. S.85.

12. Il'in E.P. Ukaz. soch. S.29.

13. Psikhicheskie sostojanija: Khrestomatija / Sost. L.V.Kuli-kov. SPb.: Piter, 2001. S.192.

14. Psikhologija bezopasnosti kak osnova gumanitarnykh tekh-nologijj v social'nom vzaimodejjstvii. S.174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.