Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность / образовательная среда / вуз / профессионал / процесс формирования / psychological safety / educational environment / university / professional / formation process.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климова Елена Михайловна, Гайдамашко Игорь Вячеславович

Актуальность. Психологическая безопасность в образовательных организациях обеспечивает качество подготовки профессионалов новой формации, устойчивых к социальным и организационным изменениям, способных работать в ситуациях различной степени неопределенности. Цель исследования: изучение динамики восприятия психологической безопасности образовательной среды в процессе обучения в вузе, выявление взаимосвязи между уровнем профессиональной компетентности студентов и восприятием психологической безопасности образовательной среды, разработка рекомендаций руководителям образовательных организаций на основе полученных результатов. Выборка. В исследовании приняли участие 200 студентов 1–4 курсов в возрасте от 17 до 22 лет направления подготовки «Педагогическое образование», обучающихся по профилю «Начальное образование». Методы. В исследовании применялся метод кейсов, позволяющий определить уровень сформированности педагогических компетенций (несформированность, пороговый и продвинутый) и модифицированный опросник «Отношение к безопасности», позволяющий оценить психологическую безопасность образовательной среды вуза по показателям «атмосфера командной работы», «атмосфера безопасности», «удовлетворенность учебой», «распознавание (понимание) стресса», «восприятие менеджмента/руководства (на уровне факультета, университета)», «условия обучения». Для выявления взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды вуза и уровнем сформированности профессиональных педагогических компетенций использовался метод корреляционного анализа. Для определения достоверности различий наблюдаемых показателей между студентами различных курсов использовался однофакторный дисперсионный анализ. Результаты. Анализ полученных данных показал, что восприятие студентами психологической безопасности образовательной организации меняется от 1 к 4 курсу, при этом значимые различия наблюдаются по показателям «Атмосфера командной работы», «Атмосфера безопасности», «Распознавание (понимание) стресса», «Восприятие менеджмента/руководства на уровне факультета». У студентов 4 курса выявлена взаимосвязь между уровнем профессиональной компетентности и восприятием таких параметров психологической безопасности образовательной среды, как атмосфера командной работы, атмосфера безопасности, менеджмент/руководство на уровне факультета. Выводы. Результаты проведенного исследования дают основания рассматривать психологическую безопасность образовательной среды вуза как важный фактор успешного формирования профессионала. Повышение уровня психологической безопасности образовательной организации основывается на трех действиях: измерении, вмешательстве и предотвращении. Разработанные практические рекомендации позволяют образовательной организации осуществлять психологическую диагностику по предложенному алгоритму, определять таргетные точки восприятия психологической безопасности среды вуза (по шкалам опросника), оказывать помощь студенту в учебной и внеучебной деятельности, а также осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Климова Елена Михайловна, Гайдамашко Игорь Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PS YCHOLOGICAL SAFETY OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF A PROFESSIONAL

Background. Psychological safety of educational organizations ensures the quality of training of professionals of a new formation, resistant to social and organizational changes, able to work in situations of varying degrees of uncertainty. Objective. Th e research had its purpose to study the dynamics of students’ perception of psychological safety of educational environment in the process of training in higher educational institutions, to reveal the relationship between the students’ level of professional competence and their perception of psychological safety of educational environment, and to develop practical recommendations for the heads of educational organizations based on the obtained results. Sample. Th e study involved 200 students aged 17 to 22 years of 1–4 courses of the training direction “Pedagogical education”, educating in the profi le “Primary education”. Methods. Th e study implemented the case method, which allows to determine the level of formation of pedagogical competencies (unformed, threshold, and advanced) and the modifi ed questionnaire “Safety Attitudes”, which allows for assessing the psychological safety of educational environment of a university in terms of “atmosphere of teamwork”, “atmosphere of safety”, “satisfaction with studies”, “recognition (understanding) of stress”, “perception of management/leadership (at the faculty, university level)”, “learning conditions”. Correlation analysis was used to identify the relationship between the indicators of psychological safety of educational environment of a university and the level of formation of professional pedagogical competencies. Single-factor analysis of variance was used to determine the reliability of diff erences in the observed indicators between the students of diff erent courses. Results. Th e analysis of the data obtained demonstrated that students’ perception of the psychological safety of educational organization changes from year 1 to year 4: signifi cant diff erences are observed in the indicators “Atmosphere of teamwork”, “Atmosphere of safety”, “Recognition (understanding) of stress”, “Perception of management / leadership at the faculty level”. Th e study revealed the interrelation between the 4th year students’ level of professional competence and their perception of psychological safety of educational environment on the indicators of “atmosphere of teamwork”, “atmosphere of safety”, “management/leadership at the faculty level”. Conclusion. Th e results of the study give grounds to consider the psychological safety of educational environment of a university as an important factor in the successful formation of a professional. Increasing the level of psychological safety of an educational organization is based on three actions: measurement, intervention, and prevention. Th e developed practical recommendations allow an educational organization to carry out psychological diagnostics according to proposed algorithm, to determine the target points in perception of psychological safety of a university environment (according to the scales of the questionnaire), to assist the students in their educational and extracurricular activities, and to implement a set of preventive measures.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2023 • ТОМ 16 • № 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.9.072.432

Ъйрэ: //doi.org/10.24412/TEP-23-6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА

Е.М. Климова*1, И.В. Гайдамашко2

1 Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны РФ,

Москва, Россия, klimova_em@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4848-1598

2 Сочинский государственный университет, Сочи, Россия, Igor660@mail.ru,

https://orcid.org/0000-0001-5146-0064

* Автор, ответственный за переписку: klimova_em@mail.ru

Актуальность. Психологическая безопасность в образовательных организациях обеспечивает качество подготовки профессионалов новой формации, устойчивых к социальным и организационным изменениям, способных работать в ситуациях различной степени неопределенности.

Цель исследования: изучение динамики восприятия психологической безопасности образовательной среды в процессе обучения в вузе, выявление взаимосвязи между уровнем профессиональной компетентности студентов и восприятием психологической безопасности образовательной среды, разработка рекомендаций руководителям образовательных организаций на основе полученных результатов.

Выборка. В исследовании приняли участие 200 студентов 1-4 курсов в возрасте от 17 до 22 лет направления подготовки «Педагогическое образование», обучающихся по профилю «Начальное образование».

Методы. В исследовании применялся метод кейсов, позволяющий определить уровень сформированности педагогических компетенций (несформиро-ванность, пороговый и продвинутый) и модифицированный опросник «Отношение к безопасности», позволяющий оценить психологическую безопасность образовательной среды вуза по показателям «атмосфера командной работы», «атмосфера безопасности», «удовлетворенность учебой», «распознавание (понимание) стресса», «восприятие менеджмента/руководства (на уровне факультета, университета)», «условия обучения».

Для выявления взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды вуза и уровнем сформированности профессиональных педагогических компетенций использовался метод корреляционного анализа.

Для определения достоверности различий наблюдаемых показателей между студентами различных курсов использовался однофакторный дисперсионный анализ.

Результаты. Анализ полученных данных показал, что восприятие студентами психологической безопасности образовательной организации меняется от 1 к 4 курсу, при этом значимые различия наблюдаются по показателям «Атмосфера командной работы», «Атмосфера безопасности», «Распознавание (понимание)

© Климова Е.М., Гайдамашко И.В., 2023

стресса», «Восприятие менеджмента/руководства на уровне факультета». У студентов 4 курса выявлена взаимосвязь между уровнем профессиональной компетентности и восприятием таких параметров психологической безопасности образовательной среды, как атмосфера командной работы, атмосфера безопасности, менеджмент/руководство на уровне факультета.

Выводы. Результаты проведенного исследования дают основания рассматривать психологическую безопасность образовательной среды вуза как важный фактор успешного формирования профессионала. Повышение уровня психологической безопасности образовательной организации основывается на трех действиях: измерении, вмешательстве и предотвращении. Разработанные практические рекомендации позволяют образовательной организации осуществлять психологическую диагностику по предложенному алгоритму, определять таргет-ные точки восприятия психологической безопасности среды вуза (по шкалам опросника), оказывать помощь студенту в учебной и внеучебной деятельности, а также осуществлять комплекс профилактических мероприятий.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, вуз, профессионал, процесс формирования.

Для цитирования: Климова Е.М., Гайдамашко И.В. Психологическая безопасность образовательной среды вуза как основа формирования профессионала // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 1 (16). С. 90-102. ЬАр«: // doi.org/10.24412/TEP-23-6

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Scientific Article https: //doi.org/10.24412/TEP-23-6

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL

ENVIRONMENT AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF A

PROFESSIONAL

Elena M. Klimova*1, Igor V. Gaydamashko2

1 Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of the Russian

Federation, Moscow, Russia, klimova_em@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4848-1598

2 Sochi State University, Sochi, Russia, Igor660@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5146-0064

* Corresponding author: klimova_em@mail.ru

Background. Psychological safety of educational organizations ensures the quality of training of professionals of a new formation, resistant to social and organizational changes, able to work in situations of varying degrees of uncertainty.

Objective. The research had its purpose to study the dynamics of students' perception of psychological safety of educational environment in the process of training in higher educational institutions, to reveal the relationship between the students' level of professional competence and their perception of psychological safety of educational environment, and to develop practical recommendations for the heads of educational organizations based on the obtained results.

© Klimova E.M., Gaydamashko I.V., 2023

Sample. The study involved 200 students aged 17 to 22 years of 1-4 courses of the training direction "Pedagogical education", educating in the profile "Primary education".

Methods. The study implemented the case method, which allows to determine the level of formation of pedagogical competencies (unformed, threshold, and advanced) and the modified questionnaire "Safety Attitudes", which allows for assessing the psychological safety of educational environment of a university in terms of "atmosphere of teamwork", "atmosphere of safety", "satisfaction with studies", "recognition (understanding) of stress", "perception of management/leadership (at the faculty, university level)", "learning conditions".

Correlation analysis was used to identify the relationship between the indicators of psychological safety of educational environment of a university and the level of formation of professional pedagogical competencies. Single-factor analysis of variance was used to determine the reliability of differences in the observed indicators between the students of different courses.

Results. The analysis of the data obtained demonstrated that students' perception of the psychological safety of educational organization changes from year 1 to year 4: significant differences are observed in the indicators "Atmosphere of teamwork", "Atmosphere of safety", "Recognition (understanding) of stress", "Perception of management / leadership at the faculty level". The study revealed the interrelation between the 4th year students' level of professional competence and their perception of psychological safety of educational environment on the indicators of "atmosphere of teamwork", "atmosphere of safety", "management/leadership at the faculty level".

Conclusion. The results of the study give grounds to consider the psychological safety of educational environment of a university as an important factor in the successful formation of a professional. Increasing the level of psychological safety of an educational organization is based on three actions: measurement, intervention, and prevention. The developed practical recommendations allow an educational organization to carry out psychological diagnostics according to proposed algorithm, to determine the target points in perception of psychological safety of a university environment (according to the scales of the questionnaire), to assist the students in their educational and extracurricular activities, and to implement a set of preventive measures.

Keywords: psychological safety, educational environment, university, professional, formation process.

For citation: Klimova, E.M., Gaydamashko, I.V. (2023). Psychological safety of the university educational environment as the basis for the formation of a professional. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 1 (16), 90-102. https: //doi.org/10.24412/TEP-23-6

Введение

Проблема психологической безопасности регулярно поднимается в средствах массовой информации, обсуждается на государственном уровне, в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Исследование фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенное в сентябре 2022 года выявило, что 69% россиян испытывают тревогу (Опрос «ФОМнибус» 23-25 сентября 2022 года). В сложившихся обстоятельствах становится очевидной необходимость формирования психологической безопасности образовательной среды вуза, что позволит не только снизить «ощущаемые тревожные настроения», но и повысить качество подготовки профессионала новой формации, устойчивого к социальным и организационным изменениям, способного работать в ситуациях различной степени неопределенности.

Вопрос подготовки профессионала в ходе обучения в вузе рассматривался учеными в контексте развития профессиональной идентичности (Шнейдер, 2001), профессиональной мотивации (Гринкруг, 2010; Лаврентьева, Игнатенко, 2015; Ильин, 2008; Сейтешев, 1990), осознания студентами образовательных смыслов (Митина, 2015), образа профессионального будущего (Кононов, 2016), социально-психологической готовности к профессиональной деятельности (Пунько, Ион-цева, 2021), самоорганизации учебной деятельности (Кишиков, Кононов, 2022), карьерных ориентаций (Камышанов, Климова, 2016), интегрированного обучения (Гузанов, Кривоногова, 2016). Однако вопрос влияния психологической безопасности образовательной среды вуза на формирование профессионала не получил должного внимания со стороны исследователей.

В работах отечественных ученых психологическая безопасность изучалась в контексте профессиональной деятельности (Котик, 1989), изучения уровня адаптивности, функционирования и развития социальных субъектов (Кабаченко, 2000), психического здоровья участников образовательного процесса (Баева, 2012) как условия сохранения физического и психологического здоровья (Андронникова, 2019).

В зарубежной психологии в исследованиях безопасности образовательной среды основное внимание уделяется оценке устойчивого позитивного психологического состояния студентов как фактора академической успеваемости в университете (Bordbar et al., 2011), степени влияния образовательной среды на мотивацию учащихся (Urdan, Schoenfelder, 2006), источников стресса для старшеклассников, а также различий в уровне адаптации учащихся в группах (Suldo et al., 2009).

Изучение психологической безопасности образовательной среды вуза может осуществляться через оценку

1) отношений к образовательной организации;

2) отношений между субъектами образовательной деятельности;

3) удовлетворенности учебой.

Под психологической безопасностью образовательной среды вуза мы понимаем состояние образовательной среды, способствующее психологической защищенности, удовлетворению потребностей в общении, развитию адаптивности, инициирующее процессы профессионального развития личности и ее потенциалов и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Описание хода исследования

Объект исследования — психологическая безопасность образовательной среды вуза.

Предмет исследования — особенности восприятия студентами психологической безопасности образовательной среды вуза в зависимости от курса обучения и степени сформированности уровня профессиональной компетентности.

Гипотезой выступило предположение о взаимосвязи между восприятием психологической безопасности образовательной среды вуза и уровнем сформи-рованности профессиональной компетентности студентов 4-го курса.

Частной гипотезой стало предположение об изменении восприятия студентами психологической безопасности образовательной среды вуза от первого к четвертому году обучения.

Цель исследования — определение особенностей восприятия студентами психологической безопасности образовательной среды в процессе обучения

в вузе, выявление взаимосвязи между уровнем профессиональной компетентности студентов и восприятием психологической безопасности образовательной среды, а также разработка рекомендаций для руководителей образовательных организаций на основе полученных результатов.

Для реализации целей исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить уровень психологической безопасности образовательной среды в восприятии студентов 1-4 курсов;

2) оценить уровень сформированности профессиональных педагогических компетенций студентов 4 курса;

3) исследовать взаимосвязь между показателями субъективного восприятия психологической безопасности образовательной среды вуза и уровнем сформи-рованности профессиональных педагогических компетенций.

Методы

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании использовался модифицированный нами опросник «Отношение к безопасности» (Царанов и др., 2022). Проведенная диагностика позволила оценить восприятие психологической безопасности образовательной среды вуза по следующим шкалам:

1. Атмосфера командной работы.

2. Атмосфера безопасности.

3. Удовлетворенность учебой.

4. Распознавание (понимание) стресса.

5. Менеджмент/руководство (на уровне факультета, университета).

6. Условия обучения.

Сырые баллы в соответствии с ключом опросника переводятся в 100-балльную шкалу. Показатель по каждой из шкал, превышающий 75, свидетельствует о положительной оценке, так называемом показателе согласия (Sexton et al., 2006).

Для оценки уровня развития профессиональных компетенций студентов 4 курса использовался метод кейсов, позволяющий определять уровни сформиро-ванности педагогических компетенций (Климова и др., 2021). Под педагогическими компетенциями мы понимаем общепрофессиональные компетенции, соответствующие ФГОС ВО 44.03.01 «Педагогическое образование».

Каждый из представленных кейсов раскрывает уровень сформированности одной из компетенций. Студенту предоставляется возможность выбрать максимум два варианта решения кейса. За решение одного кейса студент может получить максимум 4 балла (два верных решения по 2 балла). Всего есть возможность решить 25 кейсов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать в результате решения всех кейсов: 100. Итоговое число баллов, набранное респондентом, соответствует трем уровням сформированности педагогических компетенций: продвинутый уровень (70-100 баллов), пороговый уровень (40-69 баллов), недостаточный уровень (педагогические компетенции не сформированы) (0-39 баллов).

Оценивание правильности решения кейсов осуществлялось группой экспертов, в число которых входили преподаватели факультета (3 человека) и представители потенциальных работодателей (3 человека).

Для выявления взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды вуза и уровнем сформированности профессиональных

педагогических компетенций использовался метод корреляционного анализа (с применением коэффициента корреляции Пирсона).

Для определения достоверности различий в показателях оценки психологической безопасности образовательной среды вуза студентами 1-4 курсов использовался однофакторный дисперсионный анализ.

Выборка

В исследовании приняли участие 200 студентов в возрасте от 17 до 22 лет 1-4 курсов очной формы обучения факультета психологии Московского государственного областного педагогического университета, направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю «Начальное образование» (по 50 человек с каждого курса).

Результаты исследования

Баллы, полученные в результате диагностики по модифицированному опроснику «Отношение к безопасности», были переведены в 100-балльную шкалу и усреднены по каждому курсу (табл. 1.)

Таблица 1. Результаты оценки психологической безопасности образовательной среды студентами разных курсов (средние значения)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Атмосфера командной работы 70,8 83,3 87,5 75

Атмосфера безопасности 67,9 89.3 85,7 71,4

Удовлетворенность учебой 85 80 70 85

Распознавание (понимание) стресса 18,8 37,5 75 62,5

Восприятие менеджмента/руководства на уровне факультета 75 90 75 70

Восприятие менеджмента/руководства на уровне университета 75 90 75 75

Условия обучения 75 93,8 75 81,3

Table 1. Results of psychological safety assessment relative to the course of study (average values)

1 course of study 2 course of study 3 course of study 4 course of study

Teamwork climate 70.8 83.3 87.5 75

Safety climate 67.9 89.3 85.7 71.4

Academic satisfaction 85 80 70 85

Recognition (understanding) of stress 18.8 37.5 75 62.5

Perception of management/leadership at the faculty level 75 90 75 70

Perception of management/leadership at the university level 75 90 75 75

Learning conditions 75 93.8 75 81.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По шкале «Атмосфера командной работы» наивысший средний показатель наблюдается у студентов 3-го курса (87,5 баллов), далее — 2-го курса (83,3 балла) и 4-го курса (75 баллов). Очевидно, что средний показатель 70,8 баллов у студентов 1-го курса обусловлен тем, что исследование проводилось в октябре, когда студенты находятся в активной стадии формирования командных взаимоотношений.

По шкале «Атмосфера безопасности» наивысший показатель наблюдается у студентов 2-го курса обучения (89,3 балла), далее — 3-го курса (85,7 баллов), при

этом результаты ниже «показателя согласия» продемонстрировали студенты 1-го и 4-го курсов (67,9 баллов, 71,4 балла соответственно).

По шкале «Удовлетворенность учебой» результаты выше «показателя согласия» выявлены у студентов 1-го, 2-го и 4-го курсов.

Баллы по шкале «Распознавание (понимание) стресса» являются самыми низкими у студентов 1-го курса обучения, при этом студенты 3-го курса продемонстрировали пороговый «показатель согласия» (75 баллов).

«Менеджмент/руководство на уровне факультета» студенты с 1-го по 3-й курс оценивают положительно (выше «порога согласия»), на 4-м курсе происходит снижение данного показателя до 70 баллов.

По шкалам «Менеджмент/руководство на уровне университета» и «Условия обучения» получены высокие баллы у студентов всех обследованных курсов.

Для определения достоверности различий между показателями студентов 1-4 курсов использовался однофакторный дисперсионный анализ. Его результаты показали, что восприятие студентами психологической безопасности среды вуза меняется от 1-го к 4-му году обучения. Значимые различия наблюдаются по показателям «Атмосфера командной работы» ^(3, 196) = 3,226; р < 0,05; п2 = 0,047), «Атмосфера безопасности» ^(3, 196) = 2,717; р < 0,05; п2 = 0,040), «Распознавание (понимание) стресса» ^(3, 196) = 4,565; р < 0,01; п2 = 0,065), «Менеджмент/руководство на уровне факультета» ^(3, 196) = 2,760; р < 0,05; п2 = 0,041).

Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов 4-го года обучения выявила, что 44% студентов имеют пороговый уровень сформированности профессиональных компетенций, 56% — продвинутый. Студентов с несформированными профессиональными компетенциями в выборке не оказалось.

Для решения третьей задачи исследования — проверки предположения о наличии взаимосвязи между восприятием студентами психологической безопасности образовательной организации и уровнем сформированности их профессиональных педагогических компетенций, был проведен корреляционный анализ данных с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

В табл. 2 представлены результаты корреляционного анализа полученных эмпирических данных.

Таблица 2. Взаимосвязь показателей психологической безопасности образовательной среды и уровня профессиональной компетентности студентов 4-го курса (коэффициент корреляции Пирсона)

Показатели психологической безопасности Профессиональная

образовательной организации компетентность

Атмосфера командной работы 0,49**

Атмосфера безопасности 0,53**

Удовлетворенность учебой -0,19

Распознавание (понимание) стресса 0,12

Менеджмент/руководство на уровне факультета 0,33**

Менеджмент/руководство на уровне университета 0,09

Условия обучения -0,11

** — уровень значимости р < 0,01.

Table 2. Relationship between indicators of psychological safety of educational environment and students' level of professional competence

Indicators of psychological safety of educational environment Professional competence

Teamwork climate 0.49**

Safety climate 0.53**

Academic satisfaction -0.19

Recognition (understanding) of stress 0.12

Management/leadership at the faculty level 0.33**

Management/leadership at the university level 0.09

Learning conditions -0.11

** — significance level p < 0.01.

Полученные результаты свидетельствуют о достоверной взаимосвязи между профессиональной компетентностью студентов 4-го курса и воспринимаемой ими психологической безопасностью образовательной среды по показателям «атмосфера командной работы» (г = 0,49, р < 0,01), «атмосфера безопасности» (г = 0,53, р < 0,01), «менеджмент/руководство на уровне факультета» (г = 0,33, р < 0,01).

Обсуждение результатов

Проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия студентами психологической безопасности образовательной среды вуза на разных курсах обучения.

Представляется важным обратить особое внимание на показатели шкалы «Распознавание (понимание) стресса». Полученные результаты свидетельствуют о значительных затруднениях студентов 1-го и 2-го курсов в соответствующей области (средние показатели соответственно 18,8 и 37,5, что значительно ниже «показателя согласия», который соответствует 75 баллам). Несмотря на то, что в соответствии с результатами корреляционного анализа, указанный критерий значимо не влияет на уровень сформированности профессиональных компетенций, «Распознавание (понимание) стресса» считаем ключевым показателем, важным для оценки психического здоровья студентов. Таким образом, на 1-м и 2-м курсах обучения считаем необходимым проведение дополнительных майноров (блок из взаимосвязанных дисциплин непрофильного направления подготовки студентов, изучаемых по желанию), направленных на развитие навыков работы со стрессовыми состояниями личности.

Оценки студентами «Менеджмента/руководства на уровне факультета» значимо связаны с уровнем сформированности профессиональных компетенций, при этом указанный показатель находится на «уровне согласия» с 1-го по 3-й курс и незначительно снижается на 4-м курсе. Считаем указанное снижение закономерным, так как на 4-м году обучения усиливается контроль со стороны руководства факультета, связанный с необходимостью подготовки студентов к Государственной итоговой аттестации. Для улучшения взаимопонимания между студентами и администрацией факультета считаем важным проговаривание причин усиления контроля и принятие совместных со студентами решений относительно способов взаимодействия в ходе подготовки к итоговой проверке знаний.

Показатель по шкале «Атмосфера командной работы» является вторым по величине коэффициента корреляции критерием, имеющим значимую взаимосвязь с уровнем профессиональной компетентности студентов. Данный показатель имеет самые низкие значения среди студентов 1-го курса обучения, а со 2-го по 4-й курс находится на «уровне согласия». С целью повышения качества командной работы считаем важным в начале обучения проводить мероприятия, направленные на повышение уровня групповой сплоченности, использовать на занятиях групповые формы работы.

В ходе осуществления третей задачи исследования у всех студентов 4-го курса был выявлен достаточный уровень сформированности профессиональных педагогических компетенций. Исследование взаимосвязи между показателями субъективного восприятия психологической безопасности образовательной среды вуза и уровнем сформированности профессиональных педагогических компетенций показало, что самый высокий показатель коэффициента корреляции наблюдается между профессиональной компетентностью студентов и их восприятием «атмосферы безопасности» в университете. Указанная шкала отражает готовность и способность студентов открыто обсуждать совершаемые ими ошибки. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что низкие баллы по данной шкале выявлены у студентов 1-го и 4-го курсов обучения. В качестве превентивных мер считаем важным такие направления работы кураторов групп, как проговаривание возможных ситуаций, приводящих к ошибкам, безоценочное обсуждение проблемных кейсов, создание чек-листов, раскрывающих алгоритм работы с проблемными ситуациями.

Практическое применение

Для снижения вероятности возникновения ситуаций риска психологической безопасности среды вуза необходимо создать такую атмосферу безопасности, которая позволит открыто обсуждать так называемые «ошибки» субъектов образовательной деятельности с целью предупреждения их повторения.

Одним из эффективных методов психологической работы с руководителем образовательной организации является проработка «проницательных вопросов». Термин «проницательные вопросы» активно используется в психотерапевтической практике. Данные вопросы «используют для сбора полезной информации о типичных стратегиях поведения... Проницательные вопросы могут способствовать развитию большей близости, открытости, самораскрытия и доверия в отношениях» (Котлер, Браун, 2001, с. 52).

В табл. 3 представлены примеры «проницательных вопросов», содержательно соответствующих шкалам опросника.

Данный метод позволяет повысить объективность оценки психологической безопасности, так как дает возможность уточнить скрытые мотивы и так называемые «слепые пятна» в оценке поведения субъектов образовательной деятельности и, как следствие, принять меры, направленные на повышение уровня психологической безопасности образовательной среды организации.

Таблица 3. Перечень «проницательных вопросов» в соответствии со шкалами опросника «Отношение к безопасности»

№ Шкалы опросника Проницательные вопросы руководителям

1 Атмосфера командной работы Какие стратегии могут быть применены деканом, если заведующие кафедрами в их области ответственности находятся в межличностном конфликте и не взаимодействуют? Какие стратегии могут быть применены преподавателем, если студенты находятся в межличностном конфликте и не взаимодействуют?

2 Атмосфера безопасности В каких документах указаны условия, соблюдение которых в производственной деятельности обеспечивает выполнение требования о приоритете безопасности студентов и преподавателей над другими факторами, и каким является их содержание?

Table 3. List of "insightful questions" in accordance with scales of the questionnaire "Attitude to safety"

№ Scales questionnaire Insightful questions to managers

1 Teamwork climate Which strategies can be applied by the dean if the heads of departments in their area of responsibility are in an interpersonal conflict and do not interact? Which strategies can be applied by a teacher if students are in interpersonal conflict and do not interact?

2 Safety climate Which available documents indicate the conditions, ensuring the fulfillment of requirement for priority of safety for students and teachers over other factors, and what is their content?

Выводы

Восприятие студентами психологической безопасности среды вуза меняется от 1-го к 4-му курсу, значимые различия наблюдаются в их оценках атмосферы командной работы, атмосферы безопасности, в распознавании (понимании) стресса, восприятии менеджмента/руководства на уровне факультета вуза. Существует объективная взаимосвязь между указанными параметрами безопасности образовательной среды и профессиональной компетентностью студентов, что позволяет рассматривать психологическую безопасность образовательной среды вуза как важный фактор формирования профессионала.

Практические рекомендации

Повышение уровня психологической безопасности образовательной среды организации основывается на трех действиях: измерении, вмешательстве и предотвращении. Предлагаются соответствующие направления работы в образовательной организации:

1. Определение таргетных точек психологической безопасности по показателям опросника «Отношение к безопасности»;

2. Оказание помощи студентам на основе результатов психологической диагностики (беседа, психологическое консультирование, тренинги);

3. Осуществление комплекса превентивных мероприятий, включающего разработку локальных актов, внедрение в образовательный процесс майноров (блоков из взаимосвязанных дисциплин непрофильного направления подготовки студентов, изучаемых по желанию), повышение квалификации преподавателей в области педагогической медиации, конфликтологии.

Литература

Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды как условие сохранения физического и психологического здоровья участников образовательного процесса // Развитие человека в современном мире. 2019. № 2. С. 79-87.

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11-17.

Гринкруг Л.С. Концептуальный анализ мотивации участников образовательной деятельности вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 174-188.

Гузанов Б.Н., Кривоногова А.С. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008.

Кабаченко Т.С. Психология управления: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.

Камышанов А.А., Климова Е.М. Развитие карьерных ориентаций курсантов как показатель становления профессионала // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 4 (31). С. 101-106.

Кишиков Р.В., Кононов А.Н. Самоорганизация учебной деятельности студентов в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 105-113.

Климова Е.М. и др. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № RU 2021622176 Российская Федерация. Оценка уровня профессионализма специалистов педагогического профиля: № 2021621896: заявл. 14.09.2021: опубл. 19.10.2021 [Электронный ресурс] // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47117043 (дата обращения: 17.09.2022).

Кононов А.Н. Роль образа будущего в развитии профессионализма работника. Наука на благо человечества — 2016. Материалы ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов и студентов, посвящ. 85-летию МГОУ: Факультет психологии / Отв. ред. Е.М. Климова. М.: ИИУ МГОУ, 2016.

Котик М.А. Психология и безопасность. 3-е изд. Таллинн: Валгус, 1989.

Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. СПб.: Питер, 2001.

Лаврентьева И.В., Игнатенко К.М. Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов-дефектологов 1-3 курсов) // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 778-783.

Митина Л.М. Влияние личностных характеристик педагога на развитие его психотерапевтической функции. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2015.

Пунько Н.Ю., Ионцева М.В. Специфика формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов московских вузов. Интерактивный компонент // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 5. С. 191-194.

Опрос «ФОМнибус» 23-25 сентября 2022 года // Результаты еженедельных всероссийских опросов ФОМ. Доминанты. Поле мнений. Выпуск 38 [Электронный ресурс] // URL: https://media.fom.ru/fom-bd/d38no2022.pdf (дата обращения: 17.09.2022).

Сейтешев А.П. Профессиональная направленность личности: теория и практика воспитания. Алма-Ата: Наука, 1990.

Царанов К.Н., Тарбастаев А.Г., Рахматуллин Р.Э. и др. Адаптация и первичная апробация русскоязычной версии опросника «Отношение к безопасности» для медицинских организаций // Менеджер здравоохранения. 2022. № 2. С. 57-64.

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001.

Bordbar, F.T., Nikkar, M., Yazdani, F., Alipoor, A. (2011). Comparing the psychological well-being level of the students of Shiraz Payame Noor University in view of demographic and academic performance variables. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 29, 663-669.

Sexton, J.B., Helmreich, R.L., Neilands, T.B. et al. (2006). The Safety Attitudes Questionnaire: psychometric properties, benchmarking data, and emerging research. BMC Health Serv Res., 6, 44.

Suldo, Sh.M., Shaunessy, E., Thalji, A., Michalowski, J., Shaffer, E. (2009). Sources of Stress for Students in High School College Preparatory and General Education Programs Group Differences and Associations with Adjustment. Adolescence, 44 (176), 925-948.

Urdan, T., Schoenfelder, E. (2006). Classroom effects on student motivation Goal structures, social relationships, and competence beliefs. Journal of School Psychology, 44 (5), 331-349.

References

Andronnikova, O.O. (2019). Safety of the educational environment as a condition for the preservation of the physical and psychological health of participants in the educational process. Razvitie cheloveka v sovremennom mire (Human development in the modern world), 2, 79-87. (In Russ.).

Baeva, I.A. (2012). Psychological safety of the educational environment as a resource of mental health of subjects of education. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological Science and Education), 4, 11-17. (In Russ.).

Bordbar, F.T., Nikkar, M., Yazdani, F., Alipoor, A. (2011). Comparing the psychological well-being level of the students of Shiraz Payame Noor University in view of demographic and academic performance variables. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 29, 663-669.

FOMnibus poll September 23-25, 2022. Results of weekly all-Russian FOM polls. Dominanty. Field of opinion. Issue 38. (Retrieved from: https://media.fom.ru/fom-bd/d38no2022.pdf) (review date: 17.09.2022). (In Russ.).

Grinkrug, L.S. (2010). Conceptual analysis of motivation of participants in educational activities of the university. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena (Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences), 136, 174-188. (In Russ.).

Guzanov, B.N., Krivonogova, A.S. (2016). Professional motivation of university students in the process of integrated industrial training: A monograph. Yekaterinburg: Izd-vo Ros. Gos. prof.-ped. un-ta. (In Russ.).

Ilyin, E.P. (2008). Motivation and motives. SPb.: Piter. (In Russ.).

Kabachenko, T.S. (2000). Management Psychology: A textbook. M.: Pedagogicheskoye ob-schestvo Rossii. (In Russ.).

Kamyshanov, A.A., Klimova, E.M. (2016). Development of cadets' career orientations as an indicator of becoming a professional. Nauchnye i obrazovatel'nyeproblemy grazhdanskoi zashchity (Scientific and educational problems of civil protection), 4 (31), 101-106. (In Russ.).

Kishikov, R.V., Kononov, A.N. (2022). Self-organization of students' learning activities in a digital educational environment. Vestnik Gosudarstvennogogumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta (Bulletin of the State Humanitarian and Technological University), 1, 105-113. (In Russ.).

Klimova, E.M. at al. (2021). Certificate of state registration of the database No. 2021622176 Russian Federation. Assessment of the level of professionalism of pedagogical specialists: № 2021621896: Appl. 09.14.2021: publ. 10/19/2021. (Retrieved from: https://elibrary.ru/item. asp?id=47117043) (review date: 17.09.2022) (In Russ.).

Kononov, A.N. (2016). The role of the image of the future in the development of employee professionalism. Science for the Benefit of Humanity — 2016. In E.M. Klimova (Eds.), Proceedings of the annual All-Russian scientific-practical conference of teachers, graduate students and students, dedicated 85th anniversary of MGOU: Faculty of Psychology (pp. 68-70). M.: IIU MGOU. (In Russ.).

Kotik, М.А. (1989). Psychology and security (3rd ed.). Tallinn: Valgus. (In Russ.).

Kottler, D., Braun, R. (2001). Psychotherapy counselling. SPb.: Piter. (In Russ.).

Lavrent'eva, I.V., Ignatenko, K.M. (2015). Identification of educational and professional motivation in the process of studying at a university (based on the material of testing of students-defectologists of 1-3 courses). Molodoi uchenyi (Youngscientist), 6 (86), 778-783. (In Russ.).

Mitina, L.M. (2015). The influence of a teacher's personality characteristics on the development of his or her psychotherapeutic function. In Psychological means of overcoming difficulties of personal and professional development and preservation of health of subjects of education. SPb.: Nestor-Istoriya. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Punko, N.Yu., Iontseva, M.V. (2021). Specifics of the formation of socio-psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students of Moscow universities. Interactive component. Obzorpedagogicheskikh issledovanii (Overview of pedagogical research), 3 (5), 191-194. (In Russ.).

Schneider, L.B. (2001). Professional identity: A monograph. M.: MOSU. (In Russ.).

Seiteshev, A.P. (1990) Professional orientation of personality: theory and practice of education. Alma-Ata: Nauka. (In Russ.).

Sexton, J.B., Helmreich, R.L., Neilands, T.B. et al. (2006). The Safety Attitudes Questionnaire: psychometric properties, benchmarking data, and emerging research. BMC Health Serv Res., 6, 44.

Suldo, Sh.M., Shaunessy, E., Thalji, A., Michalowski, J., Shaffer, E. (2009). Sources of Stress for Students in High School College Preparatory and General Education Programs Group Differences and Associations with Adjustment. Adolescence, 44 (176), 925-948.

Tsaranov, K.N., Tarbagaev, A.G., Rakhmatullin, R.E. et al. (2022). Adaptation and initial testing of the Russian-language version of the questionnaire "Attitude to safety" for medical organizations. Menedzher zdravoohraneniya (Health Care Manager), 2, 57-64. (In Russ.).

Urdan, T., Schoenfelder, E. (2006). Classroom effects on student motivation Goal structures, social relationships, and competence beliefs. Journal of School Psychology, 44 (5), 331-349.

Статья получена 28.10.2022;

принята 30.01.2023; отредактирована 20.02.2023.

Received 28.10.2022; accepted 30.01.2023; revised 20.02.2023.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT ATHOURS

Климова Елена Михайловна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии «Военного университета имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации, klimova_em@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4848-1598

Elena M. Klimova — PhD in Psychology, Associate Professor, the Psychology Department, Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, klimova_em@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4848-1598

Гайдамашко Игорь Вячеславович — доктор психологических наук, профессор, и.о. ректора Сочинского государственного университета, Igor660@mail.ru, https://orcid. org/0000-0001-5146-0064

Igor V. Gaydamashko — Doctor of Psychology, Professor, Acting Rector, Sochi State University, Igor660@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5146-0064

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.