Научная статья на тему 'Психологическая безопасность и качество жизни личности'

Психологическая безопасность и качество жизни личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
902
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность и качество жизни личности»

Львов В.М. , Римская Т.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Кардинальные социально-экономические преобразования в стране, сопровождающиеся крахом, кризисом и реструктуризацией предприятий и не сопровождающиеся внедрением в массовое сознание понятных и доступных большинству населения программ реформ, сказываются на психологии каждого отдельного человека. Значительной части граждан приходиться осознавать, что стабильность и предсказуемость собственного положения осталось в части уже прожитой жизни, что приобретенные знания, навыки и умения вдруг стали невостребованными, что последующая жизнь полна опасностей и неожиданностей, что спланировать свою жизнь, а тем более жизнь своих детей, уже невозможно. И в ходе этого процесса осознания приходит страх, неуверенность, стресс, которые крайне негативно сказываются на психологической безопасности личности. Большинство людей остались наедине с собой в этой быстро меняющейся социально-экономической внешней среде. Качество жизни населения резко упало.

Средства массовой информации (СМИ), к сожалению, резко отрицательно влияют на уровень психологической безопасности личности. Так в [1] проведён анализ дисфункциональной и безнравственной роли СМИ по отношению к аудитории и обществу и делаются следующие выводы.

1. На смену просветительско-познавательной, нравственно-воспитательной и художественной функциям, бывшим ранее ведущими в отечественных СМИ, в настоящее время пришли экапистско-развлекательная, нарко-тическо-компенсаторная и манипулятивно-рекламная дисфункции. Общая дисфункциональность становится характерной для СМИ и массового искусства в России, что явно и неявно действует как средство антикатарсиса и отчуждения людей, невротизирует и стимулирует агрессивные импульсы, постепенно психопатологизируя общественное сознание.

2. Тенденции в деятельности СМИ и в массовой культуре в основном совпадают с ценностными ориентациями и интересами индивидуалистско-капиталистического (в его самом вульгарном варианте), мозаичнопрагматического конформистского псевдоменталитета и криминально-мафиозного менталитетов, но противоречат ментальности наиболее духовной и нравственно здоровой части российского общества. Практически современные СМИ в России по большей части имеют антихристианский характер. Они по сути явно и неявно стимулируют нарушение всех 10 заповедей Божиих - от «не убий» до «не прелюбодействуй» и поощряют все 7 смертных грехов - от «гордыни» до «сребролюбия». Вместе с тем - три христианские добродетели - Вера, Надежда, Любовь слишком редко выступают в качестве истинных ценностей в современных СМИ и искусстве.

Особенно это положение ухудшилось после широкого внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий, в частности Интернета. В результате сформировались особые информационно-психологические воздействия, сказывающиеся на психике и здоровье личности [2].

Во-первых, речь идет о воздействии на индивидуальное сознание человека как гражданина, обладающего правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками. Гражданин - это сознательный субъект отношений с властью, строящий свое жизненное поведение в зависимости от того, насколько он этой власти доверяет. Его поведение может принимать как острые формы политического экстремизма, так и вялые формы политического равнодушия, в не меньшей степени сказывающиеся на общественной и личной жизни людей.

Политическая реальность нашей жизни такова, что любые информационно-психологические воздействия, осуществляемые через каналы СМИ или межличностного общения (например, слухи), являются манипулятивными по сути дела, а нередко инструментами провокации. И если к манипулятивной природе воздействий бумажных и электронных СМИ большинство населения привыкло, признает их цивилизованными средствами политикопсихологической борьбы и уже выработан политический иммунитет и приемы личностной психологической защиты, то относительно анонимных сообщений, запущенных по Интернету, дело обстоит сложнее. Хотя использование глобальной сети электронных коммуникаций только набирает силу, в Интернете уже вольготно расположились политические авантюристы, пропагандисты, распространители слухов, лишенные доступа к официальным СМИ.

Во-вторых, речь идет об информационных воздействиях, прямо угрожающих физическому или психическому здоровью человека. Такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Сектантское проповедничество, распространение мистических и изотерических учений и практик, магии, целительства, шаманства и т.п. по Интернету приобрели угрожающий размах. Как результат - социальная и личностная дезадаптация, а в ряде случаев разрушение психики человека.

Однако, еще более грозная опасность вызвана распространением по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п. Не вызывает сомнения, что размещение на ИеЬ-сайтах порнографических картинок, несомненно, нарушает сложившиеся в обществе стандарты морали. Надо признать, что серверы с такой информацией посещаются часто, в том числе детьми и подростками. Ведь посредством Интернета гарантируется куда большая конфиденциальность и анонимность, чем посещение кинотеатров или магазинов с открытой или подпольной порнолитературой и порновидеофильмами. Практически отсутствует риск быть замеченным или узнанным. Сетования моральных или религиозных авторитетов по поводу интернетовских непристойностей остаются гласом вопиющего в пустыне, а обойти ограничения, налагаемые программными фильтрами, способным подросткам не составляет большого труда.

В-третьих, Интернет служит весьма удобной площадкой для подготовки и осуществления информационнотеррористических и информационно-криминальных действий. В нем могут распространяться пропагандистские материалы преступных организаций, рецепты изготовления взрывчатых и ядовитых веществ, оружия, наркотических и психотропных средств, наконец, изощренных алгоритмов вскрытия шифров. Вся эта информация легко маскируется под научно-техническую информацию. Отсутствие географических границ, трудно определимая национальная принадлежность объектов сети, возможность анонимного доступа к ее ресурсам все это делает уязвимым системы общественной и личной безопасности.

Таким образом, средства массовой информации, как единственный доступный всем источник решает задачи не адаптации человека к меняющемуся миру, изменения его самосознания, а подавление личности, формирование и закрепление целого ряда психологических барьеров.

В [3] предлагается типология психологических барьеров, отражающих существенные изменения в современных социально-экономических условиях характеристик человеческого поведения.

1. Барьер "личной инициативы". Охватывает проблемы, связанные с трудностями проявления индивидуализма и реализации "духа неограниченной инициативы", сопротивлением изменениям, оспариванием приоритета "личного блага".

2. Барьеры "ложной установки". Содержат все аспекты социального и личного "миротворчества" по поводу предпринимательства, капиталистических отношений, ценности труда, материального блага и т. д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям.

3. Барьеры автономности. Отражают незащищенность личности (правовую и социальную), а также синдром "зависимости" (в т.ч. и при принятии решений).

4. Барьеры достижения. Охватывают аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху,

трудностями в реализации принятых решений, в том числе: проблемы неадекватного прогнозирования, недо-

статочной скорости принятия решений и реагирования на ситуацию, неумение своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и в поведении.

5. Барьеры риска. Отражают неумение прогнозировать последствия принятых рискованных решений, разделить объективный и субъективный риск, глубинный и поверхностный риск, правовой и неправовой риск.

6. Барьеры коммуникации. Отражают неумение защищаться от негативных сторон делового общения, появившихся в этот переходный период.

7. Барьеры невосприимчивости инноваций. Отражают профессиональный догматизм, "узость" образования, непринятие новых идей и способов поведения.

Формирование и закрепление указанных барьеров, конечно, сказывается на снижении уровня психологической безопасности личности.

Психологическая безопасность личности в соответствии с [4] это определенная защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути.

В таком определении присутствует некая неопределенность и неоднозначность. Кроме этого неясно, как определить психологическую безопасность личности и как можно ее обеспечить.

Рассмотрим принципы, которым должно удовлетворять определение такой категории, как психологическая безопасность личности.

Во-первых, желательно, чтобы психологическая безопасность личности была измеримой величиной и определение должно этому способствовать.

Во-вторых, психологическая безопасность личности должна зависеть от индивидуальных характеристик личности, ее потребностей.

В-третьих, она должна (может) зависеть от условий внешней среды: условий жизнеобеспечения, условий

деятельности, экономических и социально-политических условий в стране. И она должна меняться при целенаправленном изменении условий.

В-четвертых, психологическая безопасность личности - это психологическая система ощущений личности чего-то, что ей нужно и необходимо, чтобы чувствовать свою защищенность, безопасность.

При таком подходе психологическая безопасность личности может быть разной (высокой, низкой) в зависимости от личностных характеристик, образования, условий внешней среды, потребностей и мотивов, т.е. неоднозначно определяться индивидуальностью субъекта, а формироваться как интегральный эффект взаимодействия личности и внешней среды.

Низкий уровень психологической безопасности - это ощущение постоянной потенциальной угрозы из-за неопределенности разрешения массы оперативных и долговременных проблемных ситуаций, из-за невозможности предвидеть результаты своих возможных действий, из-за незащищенности от целого ряда возможных опасностей, которые могут возникать в любое время и в любом месте (даже в собственном доме и тем более на работе).

В общем случае можно сказать, что значительная часть населения неудовлетворенна условиями работы. Так в [5] отмечается, что основными мотивами неудовлетворенности работой являются: низкая оплата, не-

возможность проявить себя, отдаленность от дома, неквалифицированность руководства, отсутствие перспективы профессионального роста, психологическая несовместимость с сотрудниками, отсутствие льгот, плохие условия труда, однообразный труд.

На предприятиях ущемляются права в части: дискриминации по условиям найма; принятия на работу без оформления; краткосрочности контрактов; неограниченности рабочего дня и отсутствия доплат за переработку; отсутствия отпусков по беременности и родам.

Среди безработных оказались лица наиболее работоспособного возраста (82% в возрасте 20-4 9 лет). При сокращениях на крупных и средних предприятиях увольнялись наиболее молодые, квалифицированные, энергичные, социально-активные кадры. Свыше 80% еще не потерявших работу живет с неуверенностью в завтрашнем дне, ощущая страх потерять работу. У работающих возникают стойкое ощущение "временности", чемоданное настроение. Парадоксальным следствием такой ситуации является большое число ищущих другую работу из числа занятых при наличии безработицы. В субъективном плане депривация в сфере занятости воспринимается как нечто неизбежное, не зависящее от работодателя на своем предприятии. Безработными чаще совершаются самоубийства и преступления. Доля лиц без постоянного дохода, совершивших нарушения растет:1987 -

11,8 %; 1991 - 22,2%; 1994 - 42,1%; 1998 - 55,6%; 1999 - 55,6%. Все эти факты, конечно, говорят о низком уровне психологической безопасности значительной части населения.

Высокий уровень психологической безопасности - это ощущение постоянной удовлетворенности условиями своего существования в материальной, профессиональной и духовной сфере. Люди, которые испытывают такое ощущение, наверное, существуют, но их крайне мало.

В общем случае можно сказать, что психологическая безопасность личности - это система ощущения личностью своей удовлетворённости условиями жизнеобеспечения своей семьи, условиями трудовой деятельности, социально-политическим и экономическим укладом в стране. Также можно сказать, что психологическая безопасность личности определяется уровнем разрешения противоречий между профессиональными, материальными, духовными потребностями и условиями жизнедеятельности, перечисленными выше. Психологическая безопасность личности - это многомерная и многоуровневая система.

Первый уровень - это результаты оценки возможности реализации своих ценностных ориентаций и жизненных установок, которые определяются духовными потребностями.

Второй уровень - это реакция на информационно-психологические воздействия внешней среды, которые направлены на снижение устойчивости системы или смещение центра устойчивости (ядра).

Третий уровень - это результаты оценки возможности реализации своих материальных и профессиональных концептуальных установок и требований в рамках реальной профессиональной и социальной среды.

Чем выше качество жизни, тем более высок уровень психологической безопасности личности. И наоборот, чем ниже (выше) уровень психологической безопасности личности, тем ниже (выше) качество её жизни. Хотя в целом психологическая безопасность личности является производной компонентой от качества жизни, т.к. она формируется в рамках определённого качества жизни, на которое накладываются различные информационные, экономические, психологические и другие воздействия внешней среды. Т.е. понятие качества жизни населения - это понятие более высокого уровня (макроуровня) и оно раскрывается с помощью целого ряда уже косвенных показателей (например, демографических, родовых и т.д.).

Действительно, качество жизни населения измеряется 4-мя группами индикаторов (параметров) [6]:

Здоровье человека, его трудоспособность и долголетие, определяемое по продолжительности творческой жизни населения. Оценивается исходя из статистических данных.

Способность иметь детей и продолжать род, оцениваемая по уровню естественного воспроизводства населения. Также оценивается по статистическим данным.

Удовлетворённость индивидуальными условиями бытия, труда и положением дел в стране. Определяется посредством проведения социологических опросов.

Уровень нравственных аномалий (убийств, грабежей, разводов, брошенных детей), также определяемый исходя из статистических данных.

Отсюда видно, что психологическая безопасность - это третий индикатор (параметр) качества жизни населения.

При этом делается вывод о том, что качество жизни населения зависит от экономической составляющей примерно на 40%, а от нравственно-эмоциональной сферы - на 60%. Последняя составляющая и определяется совокупностью уровней психологической безопасности конкретных личностей.

В [6] также доказывается и утверждается, исходя из литературных данных, что жизнеспособность человека в значительной мере зависит от его психологического состояния. Так наличие выраженной депрессии ухудшает физическое и психическое здоровье, увеличивает смертность в 2 раза. Безысходность, подавленность, бессмысленность жизни, тревожность приводят к угнетению иммунной системы, что способствует развитию раковых заболеваний. Наличие озлобленности, враждебности, цинизма, гневливости ведут к значительному сокращению жизни. Наоборот, ощущение социальной значимости и полезности, наличие планов на будущее и цели в жизни, желание жить, удовлетворённость бытием увеличивают продолжительность жизни.

Превалирующее влияние нравственно-эмоциональной составляющей над экономической показывает пример Москвы [6]. Прямые вложения в основной капитал росли здесь в 3,2 раза быстрее, чем по остальным регионам и в пересчёте на одного жителя пришлось в 22 раза больше финансовых поступлений, чем на каждого россиянина. Соответственно соотношение денежных доходов и прожиточного минимума у москвичей в 3 - 4

раза больше, чем по России. Однако за 10 лет депопуляция в Москве в 2 раза больше, чем по России. И это несмотря на интенсивную миграцию извне. Смертность в Москве выше, чем по России, а рождаемость ниже. Преступность в 2 0 0 0 году по России снизилась на 0,5%, а по Москве возросла на 40%. И.А. Гумилёв [6 ] объясняет это следующими обстоятельствами.

Во-первых, москвичи чаще, чем другие россияне были вынуждены отказываться от любимой профессии и заниматься менее престижным для себя делом из-за более сильного спада промышленного производства в Москве (по динамике среди субъектов Федерации в 2000 г. на 73 месте). В результате насильственная переквалификация, сопровождающаяся унижением профессиональной гордости, ломкой психологического «Я» и стрессовыми реакциями.

Во-вторых, произошло резкое падение уровня интеллигентности и образованности города. Из высоконаучного и культурного технополиса столица стала превращаться в мещанско-купеческий перекрёсток оптоворозничной торговли, посреднических операций, спекулятивно-ростовщического капитала, индустрии низкопробных развлечений, проституции и наркомании. Численность студентов по Москве уменьшилась на 20%, а по России осталась на прежнем уровне. Цены на жильё не позволяют его приобрести инженеру, врачу, учёному. Уничтожены по прихоти богатых горожан многочисленные памятники старины, имеющие непреходящую ценность.

В-третьих, в Москве наблюдается более выраженный рост социального расслоения и чувства несправедливости, чем в остальной России.

В-четвёртых, москвичи испытывают более выраженную тоску по нереализованной надежде на достойную жизнь. Именно столичная интеллигенция привела в своё время весь народ к преобразованиям ради высоких идеалов демократии. Именно в Москве вырабатывалась вся основная идеология. Тем глубже оказалось разочарование результатами.

Таким образом, внешние социально-экономические достижения не являются гарантом духовного благополучия и психологической безопасности личности, и, как следствие, - качества жизни населения.

Взаимосвязь введенных понятий показана на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь введенных понятий

Степень удовлетворенности условиями жизнеобеспечения своей семьи определяется двумя составляющими: удовлетворенностью непосредственно жилищными условиями;

удовлетворенностью работой жизнеобеспечивающих служб (коммунальных, транспортных, торговых, связи, безопасности, ритуальных).

Степень удовлетворенности социально-политическим и экономическим укладом в стране определяется удовлетворенностью:

механизмом обеспечения основных конституционных прав (свободы слова, вероисповедания и т.д.); работой государственного аппарата и выборных органов на всех уровнях;

организацией и уровнем медицинского обеспечения, образовательно-воспитательного процесса, пенсионного обеспечения, социального обеспечения, культурно-массовой и спортивной работы (в том числе и ее доступностью);

механизмом обеспечения национальной безопасности.

Последнее понятие может быть разложено на следующие составляющие: организация военной службы и военного строительства;

механизм защиты от влияния на государственное устройство и принимаемые государственные решения монопольных, олигархических и мафиозных структур;

механизм защиты от внешнего мира (проникновения чуждой идеологии, воздействия международных террористических организаций и т.д.);

механизм обеспечения экологической безопасности; механизм защиты интеллектуальной собственности.

Конечно, уровень проявления этой последней третьей составляющей психологической безопасности личности зависит от целого ряда личностных характеристик: уровня образования, уровня интеллекта, типа личности, мотивации и т.д. Поэтому часть людей не осознает опасности для себя нерешения в достаточном объеме ряда проблем, например, обеспечения национальной безопасности, обеспечения необходимого образовательновоспитательного процесса и т.д. Ведь у каждой личности есть свои потребности и, соответственно, свои нормы по каждой из перечисленных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семёнов В.Е. Особенности российской полиментальности. Журнал «Мост», №50, СПб.

2.Львов В.М., Смолян Г.В., Шлаен П.Я. Сетевые информационные технологии. Журнал «Мост» № 49, СПб.

3. Ермолаева Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.,

изд-во «Академия» 1996г.

4. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. М. Изд-во Владос-Пресс, 2001 г.

5. Максимов Б.И. Рабочие и директора. Наводить мосты. Журнал «Мост», № 42, 2001г.

6. Гумилёв И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России. М., Центр творчества «Беловодье», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.