Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
469
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL SAFETY / PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE INDIVIDUAL / PRESCHOOLERS / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MENTAL STATES / ANXIETY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барышникова Е. В.

Введение. Статья посвящена исследованию психологической безопасности дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. В статье рассматриваются различные подходы ученых к определению понятия «психологическая безопасность личности». \Цель исследования. Автором ставится цель - исследовать психологическую безопасность дошкольников в условиях образовательной организации. Выдвигается гипотеза о взаимосвязи психологической безопасности личности дошкольников и психологической безопасности предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в двух группах дошкольной образовательной организации. Общая выборка испытуемых составила 43 дошкольника в возрасте от 5 до 6 лет. Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, констатирующий эксперимент. Исследование предполагало три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и заключительный. Результаты и их обсуждение. Проведенное исследование конкретизирует представления о психологической безопасности личности дошкольников и вносит существенный вклад в развитие теоретических и практических аспектов исследуемой проблемы. Выводы. Результаты исследования доказывают необходимость продолжения исследования с целью создания комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации для сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста. Результаты проведенного исследования полезны педагогам и психологам, интересующимся вопросами повышения безопасности личности дошкольника в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барышникова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction. The article is devoted to the study of the psychological safety of preschoolers in the conditions of a preschool educational organization. The article examines various approaches of scientists to the definition of the concept of “psychological security of the individual”. The purpose of the study. The author's goal is to investigate the psychological safety of preschoolers in the context of an educational organization. A hypothesis is put forward about the relationship between the psychological safety of the personality of preschool children and the psychological safety of the subject-developing environment of a preschool educational organization. The methodology and organization of the study. The research was carried out in two groups of a preschool educational organization. The total sample of subjects consisted of 43 preschoolers aged 5 to 6 years. Research methods: analysis, generalization, synthesis, ascertaining experiment. The study involved three stages: search and preparatory, experimental and final. Research results and discussion. The study concretizes the ideas about the psychological safety of the personality of preschoolers and makes a significant contribution to the development of theoretical and practical aspects of the problem under study. Conclusions. The results of the study prove the need to continue the study in order to create a comfortable and safe educational environment in a preschool educational organization to preserve the mental health of preschool children. The results of the study are useful for teachers and psychologists interested in improving the safety of a preschooler's personality in a preschool educational organization.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Психологические науки

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Елена Викторовна Барышникова, кандидат педагогических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию психологической безопасности дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. В статье рассматриваются различные подходы ученых к определению понятия «психологическая безопасность личности». \Цель исследования. Автором ставится цель - исследовать психологическую безопасность дошкольников в условиях образовательной организации. Выдвигается гипотеза о взаимосвязи психологической безопасности личности дошкольников и психологической безопасности предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в двух группах дошкольной образовательной организации. Общая выборка испытуемых составила 43 дошкольника в возрасте от 5 до 6 лет. Методы исследования: анализ, обобщение, синтез, констатирующий эксперимент. Исследование предполагало три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный и заключительный. Результаты и их обсуждение. Проведенное исследование конкретизирует представления о психологической безопасности личности дошкольников и вносит существенный вклад в развитие теоретических и практических аспектов исследуемой проблемы. Выводы. Результаты исследования доказывают необходимость продолжения исследования с целью создания комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации для сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста. Результаты проведенного исследования полезны педагогам и психологам, интересующимся вопросами повышения безопасности личности дошкольника в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическая безопасность личности, дошкольники, дошкольная образовательная организация, образовательная среда, психические состояния, тревожность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p442-445

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Elena Viktorovna Baryshnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

Introduction. The article is devoted to the study of the psychological safety of preschoolers in the conditions of a preschool educational organization. The article examines various approaches of scientists to the definition of the concept of "psychological security of the individual". The purpose of the study. The author's goal is to investigate the psychological safety of preschoolers in the context of an educational organization. A hypothesis is put forward about the relationship between the psychological safety of the personality of preschool children and the psychological safety of the subject-developing environment of a preschool educational organization. The methodology and organization of the study. The research was carried out in two groups of a preschool educational organization. The total sample of subjects consisted of 43 preschoolers aged 5 to 6 years. Research methods: analysis, generalization, synthesis, ascertaining experiment. The study involved three stages: search and preparatory, experimental and final. Research results and discussion. The study concretizes the ideas about the psychological safety of the personality of preschoolers and makes a significant contribution to the development of theoretical and practical aspects of the problem under study. Conclusions. The results of the study prove the need to continue the study in order to create a comfortable and safe educational environment in a preschool educational organization to preserve the mental health of preschool children. The results of the study are useful for teachers and psy-

chologists interested in improving the safety of a preschooler's personality in a preschool educational organization.

Keywords: psychological safety, psychological safety of the individual, preschoolers, preschool educational organization, educational environment, mental states, anxiety.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога в сфере образования) ориентирует на подготовку будущих специалистов к реализации такой трудовой функции, как психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды. Решение данной задачи предполагает изучение психологической безопасности детей дошкольного возраста в образовательной среде. В связи с этим педагогу-психологу необходимо иметь представление не только об уровне психического развития дошкольников, но и об их психическом состоянии.

Проведенный анализ научных исследований по проблеме изучения психологической безопасности личности показал достаточную разработанность отдельных ее аспектов [1; 4; 5]. Так, концепция психологической безопасности образовательной среды представлена в исследованиях И. А. Баевой. Психологическая характеристика образовательной среды дошкольной образовательной организации и условия ее проектирования находят отражение в научных исследованиях Т.М. Бабуновой, Н.А. Виноградовой, Л.М. Клари-ной, Н.В. Микляевой, С.Л. Новоселовой, М.В. Погодаевой. Вопросам диагностики безопасности образовательной среды посвящены исследования И. А. Баевой, Е.В. Величко, А.И. Красилова. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации рассматривается автором в статье [2]. Вместе с тем следует отметить, что аспект изучения психологической безопасности дошкольников в дошкольном образовании остается наименее исследованным.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить неоднозначность подходов к определению понятия «психологическая безопасность личности». Категорию безопасности личности В.И. Долгова и О. А. Кондратьева раскрывают в трех аспектах: как состояние образовательной среды, как систему межличностных отношений, как систему мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности [3, с. 44]. В единстве двух понятий «психологическая безопасность среды» и «психологическая безопасность личности» рассматривает психологическую безопасность личности И.А. Баева [1]. А.Ю. Качимская важным элементом психологической безопасности личности обучающегося считает «собственно личностные характеристики ребенка» [4]. Вслед за А.Ю. Качимской считаем, что обеспечение психологической безопасности дошкольников предполагает изучение психического состояния дошкольников.

Была поставлена цель - исследовать психологическую безопасность дошкольников в условиях образовательной организации. Выдвигается гипотеза о взаимосвязи психологической безопасности личности дошкольников и психологической безопасностью предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование психологической безопасности детей дошкольного возраста проводилось в двух группах на базе дошкольной образовательной организации г. Югорска. Выборка испытуемых - 43 дошкольника в возрасте от 5 до 6 лет (19 мальчиков и 24 девочки).

Исследование предполагало три этапа:

1) поисково-подготовительный этап (осуществлялось изучение состояния проблемы исследования в теории и практике психолого-педагогических исследований, обосновывалась актуальность, формулировались цель и задачи исследования, определялись методы научного исследования, подбирались методики диагностики психологической

безопасности дошкольников с учетом их возрастных особенностей);

2) опытно-экспериментальный этап (на данном этапе был организован и проведен констатирующий эксперимент, обработаны результаты исследования и осуществлен их анализ);

3) заключительный этап (данный этап предполагал обсуждение полученных результатов исследования, формулировку выводов и составление практических рекомендаций педагогам дошкольной образовательной организации по вопросам сопровождения психологической безопасности дошкольников в образовательной среде).

С целью исследования психологической безопасности дошкольников в образовательной среде дошкольной образовательной организации были использованы диагностики для изучения психического состояния:

1) тест изучения тревожности детей дошкольного возраста «Выбери нужное лицо» (автор В. Амен и др.);

2) методика «Паровозик» для определения степени позитивного и негативного психического состояния детей дошкольного возраста (автор С.В. Велиева).

Представим сводные результаты двух методик диагностик психологической безопасности детей дошкольного возраста на рисунке 1.

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рисунок 1 - Распределение результатов исследования уровня психического состояния детей дошкольного возраста

Как видно из рисунка 1, высокий уровень негативного психического состояния наблюдается у 11,5% обследуемых (5 человек), средний уровень составил 51,25% обследуемых (22 человека) и низкий уровень наблюдается у 37,25% обследуемых (16 человек).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о преобладании у большинства дошкольников благоприятного эмоционального состояния, что свидетельствует об их психической защищенности, эмоциональной устойчивости и удовлетворенности условиями образовательной среды дошкольной образовательной организации. Наряду с этим констатируем наличие эмоционально неблагополучных детей (48,75%). Это дошкольники с негативным психическим состоянием (со средним и низким уровнем тревожности и негативного психического состояния), у которых возможны нарушения в поведенческой или эмоциональной сфере. Именно эти дошкольники нуждаются в целенаправленной коррекции негативного психического состояния. Считаем, что психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности дошкольников, а также создание психологически безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации позволит скорректировать повышенный и низкий уровни негативного психического состояния дошкольников.

ВЫВОДЫ

Таким образом, поставленная цель исследования достигнута. Проведенное исследование конкретизирует представления о психологической безопасности личности до-

школьников и вносит существенный вклад в развитие исследований психологической безопасности личности дошкольника. Результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам дошкольного образования и психологам в сфере образования, интересующимся вопросами повышения безопасности личности дошкольника в дошкольной образовательной организации.

Результаты исследования доказывают необходимость продолжения исследования с целью создания комфортной и безопасной образовательной среды в дошкольной образовательной организации, что будет способствовать успешной социальной адаптации дошкольников и сохранению их психического здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды в структуре комплексной безопасности образовательной организации / И.А. Баева // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. - С. 12-17.

2. Барышникова, Е.В. Психологическая безопасность предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2018. - Т. 7, № 3 (24). - С. 259-263.

3. Долгова, В.И. Безопасность личности как вектор развития субъекта психолого-педагогического образования / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева // Общество : социология, психология, педагогика. - 2016. - № 3. - С. 43-45.

4. Качимская, А.Ю. Безопасность личности в образовании и ее психологическое сопровождение / А.Ю. Качимская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - Т. 6, № 4. - URL : https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN418.pdf (дата обращения: 13.09.2020).

5. Погодаева, М.В. Безопасность образовательной среды как условие развития личности дошкольника / М.В. Погодаева // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 6 (210). - С. 54-60.

REFERENCES

1. Baeva, I.A. (2017), "Psychological safety of the educational environment in the structure of the integrated safety of an educational organization, Kazan Pedagogical Journal, No. 6, pp. 12-17.

2. Baryshnikova, E.V. (2018), "Psychological safety of a subject-developing environment in a preschool educational organization", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 7, No. 3 (24), pp. 259-263.

3. Dolgov, V.I. and Kondratieva, O.A. (2016), "Personal safety as a vector of development of the subject of psychological and pedagogical education", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 3, pp. 43-45.

4. Kachimskaya, A.Yu. (2018), "Personal safety in education and its psychological support, World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 6, No. 4, available at: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN418.pdf (accessed 13 September 2020).

5. Pogodaeva, M.V. (2018), "Safety of the educational environment as a condition for the development of a preschooler's personality", Safety of life, No. 6 (210), pp. 54-60.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.09.2020

УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Ирина Вадимовна Борисова, кандидат психологических наук, доцент, Анна Алексеевна Зюзя, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Александровна Мезенцева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Алексеевна Климовцова, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.