Научная статья на тему 'Психологическая адаптация пациентов на стоматологическом приеме'

Психологическая адаптация пациентов на стоматологическом приеме Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1389
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕНИЯ / СТОМАТОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / КОМФОРТ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / THE ALGORITHM FOR CONSTRUCTING COMMUNICATION / DENTAL / PSYCHOLOGICAL CLIMATE / RELATIONSHIP / COMFORT / A DENTAL APPOINTMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Митин Н.Е., Родина Т.С., Гришин М.И., Васильева Т.А.

Комфортные условия на стоматологическом приеме является важным показателем при осуществлении профилактических мероприятий. В настоящее время большое внимание уделяется взаимоотношениям врача-стоматолога и пациента важно установить положительные, доверительные отношения. Особенно важно установить доверительные отношения с пациентом в детском возрасте, так как у детей с трех лет наблюдается хорошая память на болевые ощущения, психологическое состояние очень слабое, поэтому чувство страха и тревоги оказывают значительные воздействия на психику. Последующие посещения врача-стоматолога зависит от эмоционального окраса первого визита в стоматологическую клинику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Митин Н.Е., Родина Т.С., Гришин М.И., Васильева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE PATIENT TO THE DENTAL RECEPTION

Psychological comfort on the dental admission is important for the implementation of preventive measures. Considerable attention is now being given to the relationship doctor-dentist with patients, establish positive communication, without which it is impossible to implement preventive measures. Particularly urgent is the problem of creating a trusting relationship between doctor and patient in childhood. With three years there has been persistent memory on the pain, the child’s organs and systems are in a state of unstable equilibrium, so the feeling of fear and pain have a particularly pronounced effect on the psyche of a young patient. The dominant value in the motivation for subsequent visits to the doctor is the emotional coloring of the first visits to the dental clinic.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация пациентов на стоматологическом приеме»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ

Митин Н.Е., Родина Т.С., Гришин М.И., Васильева Т.А.

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань, Российская Федерация

Комфортные условия на стоматологическом приеме является важным показателем при осуществлении профилактических мероприятий. В настоящее время большое внимание уделяется взаимоотношениям врача-стоматолога и пациента важно установить положительные, доверительные отношения. Особенно важно установить доверительные отношения с пациентом в детском возрасте, так как у детей с трех лет наблюдается хорошая память на болевые ощущения, психологическое состояние очень слабое, поэтому чувство страха и тревоги оказывают значительные воздействия на психику. Последующие посещения врача-стоматолога зависит от эмоционального окраса первого визита в стоматологическую клинику.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние; алгоритм построения общения; стоматология; психологический климат; взаимоотношение; комфорт; стоматологический прием.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE PATIENT TO THE DENTAL RECEPTION

Mitin N.E., Rodina T.S., Grishin M.I., Vasilieva T.A.

Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlova, Ryazan, Russian Federation

Psychological comfort on the dental admission is important for the implementation of preventive measures. Considerable attention is now being given to

the relationship doctor-dentist with patients, establish positive communication, without which it is impossible to implement preventive measures. Particularly urgent is the problem of creating a trusting relationship between doctor and patient in childhood. With three years there has been persistent memory on the pain, the child's organs and systems are in a state of unstable equilibrium, so the feeling of fear and pain have a particularly pronounced effect on the psyche of a young patient. The dominant value in the motivation for subsequent visits to the doctor is the emotional coloring of the first visits to the dental clinic.

Keywords: psycho-emotional state; the algorithm for constructing communication; dental; psychological climate; relationship; comfort; a dental appointment.

Эмоциональное состояние человека на стоматологическом приеме является важным фактором установления позитивных взаимоотношений между врачом и пациентом, снижения риска развития осложнений, повышения качества оказания стоматологической помощи населению. Также немаловажной особенностью является психология в стоматологии - ключевой фактор взаимоотношений. Не всегда стоматологи уделяют достаточно внимания личностным особенностям своих пациентов, а следовательно, не используют в полной мере тот потенциал, который закладывается позитивной коммуникацией с пациентом. Исследования среди взрослого населения показывают, что тревогу и эмоциональное напряжение на стоматологическом приеме испытывают до 90% респондентов [3, 1].

Хорошие взаимоотношения между стоматологом и пациентом влияют на эффективность лечения. Каждому врачу дорога своя клиентура, поэтому заинтересованность врача и доброжелательные отношения с пациентом способствуют положительным отношениям. Располагающий настрой, благоприятный психологический климат во время работы улучшают качество жизни самого врача [4].

Метод убеждения является самым лучшим способом воздействия в общении пациента с врачом-стоматологом. Убеждение должны быть четко сформулированы, необходимо опираться на факты, известные убеждаемо-

му, информация должна быть аргументированной, доступной к восприятию и должна вызывать положительные эмоции. Чтобы сформировать правильное убеждение, врач должен использовать аргументы и факты, которые ему предоставил пациенты (жалобы, данные осмотра и прогноза). Несмотря на наличие закономерностей возрастных особенностей, каждый человек обладает своей индивидуальностью, поэтому только внимательное и творческое отношение к пациенту сможет принести максимальную пользу.

Многие врачи-стоматологи уверены в том, что знание психологии человека им необходима для их сферы деятельности. Правильный подход к пациенту помогает оказать на пациента положительный результат, с помощью убеждения и влияния, которые должны быть четко аргументированы. В условиях жесткой конкуренции психологическая подготовка лечебного и обслуживающего персонала важна для дальнейшего оказания медицинских услуг [9].

Пациенты стоматологических учреждений с каждым днем все тщательнее относятся к качеству оказания услуг, становятся более требовательными. Спрос на стоматологические услуги значительно вырос. За потраченные деньги пациенты хотят получить хорошее и качественное лечение, а также обслуживание на высшем уровне. Самыми главными критериями, на которые обращает внимание современный пациент, является не только безболезненность и безопасность лечения, но и врач-профессионал, - внимательный, отзывчивый человек. Чтобы произвести хорошее первое впечатление на каждого пациента врачу-стоматологу нужно отвечать не только за свое ремесло, но уметь найти правильный подход к пациенту [8, 10].

Применение методов малой психотерапии улучшает психоэмоциональное состояние больных. Однако, не изучено влияние успешного ортопедического лечения на уровень тревожности и депрессивности стоматологического больного при его последующих визитах в стоматологическую клинику, т.е. формирование психоэмоционального состояния с низкой тревожностью и депрессивностью [6].

Человек чаще всего обращается к стоматологу, почувствовав значительный дискомфорт в полости рта, вызванный разными причинами.

Редкое посещение стоматолога влечет за собой дискомфорт, страх и тревогу перед посещением. Явившись на прием к врачу под влиянием выраженного дискомфорта, пациент просит снять остроту проблемы. При этом он нечасто изъявляет желание осуществить полный план лечения, намеченный врачом. Вопрос денег и времени, а также недооценка ситуации ведет к тому, что пациент затягивает лечение и нерегулярно посещает профилактические осмотры. Врач-стоматолог всегда должен знать как в индивидуальном порядке убедить каждого своего пациента своевременно обращаться за стоматологической помощью, объясняя, что хорошее состояние полости рта - залог успеха здорового человека. Хорошие взаимоотношения между стоматологом и пациентом влияют на эффективность лечения. Зубы играют важную роль в красоте лица, поскольку они являются опорой для губ; даже в покое от положения зубов и их взаимоотношений зависят тонус, взаимоположение и профиль губ [2, 7]. Нередко врачу приходится убеждать пациента потратиться на лечение сегодня, ибо со временем будет дороже. В процессе приема врач-стоматолог должен стараться в доступной и убедительной форме объяснить пациенту преимущества выбора в пользу того или иного варианта лечения или протезирования и напомнить о необходимости соблюдения гигиенических требования по уходу за зубами и целесообразности гигиенических профосмотров [5].

Заключение

Пациент подходит к состоянию своего здоровья очень ответственно, поэтому введение специальной стоматологической анкеты является актуальным аспектом. Специальная стоматологическая анкета позволяет проанализировать дальнейшую стратегию лечения, стимулирует клиническое мышление врача, а также психологический настрой пациента. Компетентно составленная и грамотно преподнесенная пациенту анкета позволяет показать ему на углубленный интерес и внимание к его персоне в рамках индивидуального подхода к его осмотру и лечению, а также ответственность при выборе различных вариантов лечения. Хорошие взаимоотношения между стоматологом и пациентом - залог успешного лечения.

Список литературы

1. Айер У Психология в стоматологической практике. СПб.: Питер, 2008. 234 с.

2. Дармограй В.Н., Курякина Н.В., Митин Н.Е., Дармограй С.В., Замчалки-на С.В. Средство для лечения заболеваний парадонта и травматических повреждений слизистой оболочки полости рта «Виспосил»// Патент России № 2141816 от 13.01.1998 г

3. Киселева Е.Г. Кузьмина Д.А., Васянина А.А. Профилактика страха лечения зубов у детей // Стоматология детского возраста и профилактика. 2006. № 1-2. С. 54-61.

4. Кобиясова И.В. Психология в стоматологии: важнейшие аспекты грамотного общения с пациентом // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. №1-7. С. 297-300.

5. Митин Н.Е., Курякина Н.В. Анализ психологической адаптации больных к съемным зубным протезам // Стоматология. 1998. Т. 77. №6. С. 62-64.

6. Митин Н.Е., Курякина Н.В. Тревожность и депрессивность на ортопедическом стоматологическом приеме// Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2008. №2. С. 121-125.

7. Митин Н.Е., Тихонов В.Э., Васильева Т.А., Гришин М.И. Современные критерии оценки эстетического результата стоматологического лечения (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание 2015. №2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/ E2015-2/5154.pdf (дата обращения: 30.08.2016).

8. Севбитов А.В., Скатова Е.А., Дорофеев А.Е., Золотова Е.В. Оценка восприятия боли пациентами пожилого возраста с различными психоэмоциональным статусом в послеоперационном периоде, проходившими амбулаторный химический стоматологический прием // Фарматека. 2013. № S4. С. 26-27.

9. Севбитов А.В. Стоматологические характеристики клинических манифестаций отсроченных эффектов радиационного воздействия: дис. ...д-р. мед.наук. М. 2005.

10. Стрелков Н.Н., Гуськов А.В., Мишин Д.Н., Митин Н.Е., Коротких Н.Г. Аппарат для миогимнастики языка после гемиглоссэктомии // Патент России № 134044 от 08.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.