ОБРАЗОВАНИЕ
Психолог в системе дошкольного образование в Англии
Инклюзивные классы в развитии инклюзивного образования
Ценностные ориентации воспитателя детского сада
373 159.922. 7/8
Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант
О.Б. Чеснокова, Е.В. Субботский
о многих странах не прекращаются дискуссии о содержании и задачах дошкольного и начального школьного образования, их преемственности и о том, что понимается под готовностью к школе (МасВеаШ. 2006; Shonkoff, 2011). Обсуждаются две модели дошкольного образования -искусственно акселеративная модель.
где логика дошкольного развития подменяется формализованым обучением, имитирующим школьное, и модель развивающего обучения, учитывающего богатейший потенциал дошкольного возраста. В рамках первой модели акцент делается на начальные знания основных школьных дисциплин и базовые школьные навыки, на когнитивное
ЩШ Ли/ :И^' 11 ■ О Л ' \ ВвдЗйЭТ' ; Ольга Борисовна Чеснокова кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
П Евгений Васильевич Субботский доктор психологических наук, профессор университета Ланкастер, Великобритания
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
2!
№ 2 [8] 2012
Существуют две принципиально противоположные характеристики дошкольного и начального школьного образования в современной Англии, которые определяют содержание и логику перехода от одной ступени к другой. Именно эти характеристики и вызывают дискуссии между политиками и специалистами в области развития и образования детей.
развитие и развитие произвольности. Основная установка воспитателей -унификация темпов и содержания развития детей этой возрастной группы. В этом случае первый класс школы превращается в чуть более усложненную подготовительную группу детского сада, в которой обучение проходит формализовано и фронтально. Вторая модель подразумевает развитие умения учиться и желания учиться (мотивационного компонента), формирование эмоционального благополучия и социо-эмоциональной компетентности в отношении взрослых и сверстников в рамках разнообразной совместной деятельности (коммуникативного компонента), становление творческого и исследовательского отношения к содержанию любой задачи. Решение этих проблем предполагает использование разных форм игры в обучении (Эльконин, 1989). В этом случае основной идеей является концепция о вариациях в темпах и уровнях развития, делается акцент на учет индивидуальных различий, обеспечиваются условия для включения детей с разными вариантами развития в систему массового обучения (Рубцов, Юдина 2010; Kravtsov. Kravstova, 2011; Veraksa, 2011; Murray, Harrison, 2011).
Какая модель принимается в качестве ведущей, в каждой стране, в каждом историческом периоде определяется многими факторами, в первую очередь, экономическими и политическими (Ahtola et al., 2011). Задачами нашей статьи являются:
1) иллюстрация реализации смешанной первой и второй модели дошкольного образования на примере дошкольных учреждений Англии;
2) анализ роли детских психологов в ре-
шении тех проблем, которые возникают при реализации смешанной модели дошкольного образования. Существуют две принципиально
противоположные характеристики дошкольного и начального школьного образования в современной Англии, которые определяют содержание и логику перехода от одной ступени к другой. Именно эти характеристики и вызывают дискуссии между политиками и специалистами в области развития и образования детей (Simms, 2011; Trevarthen, 2011; Sylva et al., 2010) .
Первая - начальное школьное образование в Англии не является академически селективным на момент поступления детей в школу (4 года). Поэтому детский сад не рассматривается как вертикальный лифт для поступления в престижную академически селективную школу. Академически селективным образование становится в средней школе с 11-летнего возраста. Данный факт определяет то. что дошкольное образование не ограничивается подготовкой к школьным учебным дисциплинам. а направлено на развитие разных сторон личности ребенка.
Вторая - дети начинают начальное образование в 4 года, то есть еще в дошкольном возрасте (в соответствии с отечественной возрастной периодизацией) от ребенка можно ожидать ак-селеративного развития когнитивных операций, формирования внутреннего плана действия и определенного уровня развития произвольности. Как организация дошкольного образования и воспитания в Англии дает возможность реализовать потенциал дошкольного возраста при таком раннем начале школьной жизни? В английских
детских садах ставка детского психолога не предусмотрена. Как и кем эти задачи решаются? Для ответа на этот вопрос необходимо кратко рассмотреть систему английского дошкольного и начального школьного воспитания и образования.
Структура дошкольного образования и воспитания в Англии
Рекомендуемое дошкольное образование начинается с 3-х лет и длится до момента поступления ребенка в школу (к 1 сентября ребенку должно исполниться 4 года). От рождения до 2,53-х лет ребенок может посещать тот детский сад (Nursery school/Kindergarten), в котором есть группы для детей этого возраста, но основная масса детей начинает посещать дошкольные учреждения в 2,5 года. В 4-4,5 года ребенок
поступает в школу и один год учится в подготовительном классе (так называемый reception class/infant school/first school). Территориально этот класс является частью начальной школы. После этого начинается обязательное основное школьное образование (с 4,55 лет). В государственном секторе оно называется начальная школа (primary school) и длится с 5 до 7 лет. Первые два года начальной школы называются Key Stage 1 Year 1 и Key Stage 1 Year 2. Фактически, это соответствует окончанию детского сада и поступлению в на-
чальную школу в России. Образование в начальной школе в Англии продолжается до 11 лет, после чего дети сдают общенациональные экзамены и поступают в среднюю школу (secondary school). В частном секторе эквивалентом начальной школы является -
Дошкольное обучение и образование имеют много разных форм и не является обязательными, но содержание программ и уровень квалификации персонала контролируется государственными инспекциями. В зависимости от района проживания преобладают либо государственные, либо частные детские сады и школы.
Для необеспеченных семей предусмотрено частичное или полностью бесплатное посещение детских центров для полноценного прохождения программы дошкольного обучения. На базе таких центров работает группа специалистов (от медсестер и специалистов по детскому массажу и йоге до психолога, юриста и представителя полиции), которые могут обеспечить помощь ребенку, членам его семьи и создать нормальные условия развития детей.
prep-preparatory school до 6-6.5 лет и preparatory school lower first - с 6 до 7 лет.
Для семей с достаточным уровнем дохода дошкольное образование в Англии - платное и в частном, и в государственном секторе, но в государственном секторе плата намного ниже. Государственное школьное обучение в Англии -бесплатное; обучение в частной школе -платное и очень дорогое. Стоимость частного школьного обучения намного выше, чем частного дошкольного обучения. Дошкольное обучение и образование имеют много разных форм и не является обязательными, но содержание программ и уровень квалификации персонала контролируется государственными инспекциями. В зависимости от района проживания преобладают либо государственные, либо частные детские сады и школы. В социально и экономически неблагополучных районах организуются специальные детские центры - Sure Start Children’s Centers. Их цель - обеспечить нормальное развитие детей в ран-
ние годы, их подготовку к школе вне зависимости от социального и экономического положения родителей. Для необеспеченных семей предусмотрено частичное или полностью бесплатное посещение детских центров для полноценного прохождения программы дошкольного обучения. На базе таких центров работает группа специалистов (от медсестер и специалистов по детскому массажу и йоге до психолога, юриста и представителя полиции), которые могут обеспечить помощь ре-
нативных форм дошкольного воспитания и образования относятся игровые группы (playgroups), группы для детей раннего возраста (toddler groups), группы дневного временного краткосрочного пребывания (creches), домашние детские сады для одного ребенка на дому у воспитателя (childminders).
Программа дошкольного образования в Англии
Современная программа, по которой обучаются дети в дошкольном возрасте и в подготовительном классе школы (до 5 лет), носит название «Базовая стадия» (Foundation Stage). Она создавалась в течение 10 лет. Окончательный вариант общенациональной программы появился на основе проведения педагогических экспериментов на базе отдельных детских садов в разных графствах страны, результаты которых широко публиковались и обсуждались. В дискуссиях принимали участие специалисты из многих областей, в том числе педаго-
гические и возрастные психологи. Программа является обязательной и для государственных, и для частных детских садов и подготовительных классов. Основные три принципа этой программы следующие:
1)учет возрастных особенностей детей на основе современных мульдисци-плинарных исследований;
2) учет основных сторон развития ребенка в дошкольном возрасте;
3) плавный переход к формализованному школьному обучению.
большинство детей посещает и заканчивает детский сад) и от 4 до 5 лет (когда большинство детей обучается в подготовительном классе).
Основные задачи развития ребенка первого возрастного периода были отработаны в рамках подпрограммы «От рождения до трех» (Birth to three matter), которая является составной частью программы «Базовая стадия»:
1) физическое и психическое здоровье (наличие надежной привязанности и открытости новым контактам);
2) коммуникативное развитие (адекватные способы выражения себя и понимание других);
3) развитие способности обучаться новым навыкам;
4) стимулирование исследовательской деятельности и возрастно-адекватных форм игры.
К моменту поступления большинства детей в детский сад - к 2-м или даже 3-м годам - от них не ожидают наличия сформированных навыков пользования туалетом или самостоятельного одевания. Общая установка состоит в том, что общение детей в коллективе с помощью взрослого, с которым у ребенка возникнет эмоциональный контакт, но будет иной, нежели в семье, стиль взаимодействия, помогут сформироваться этим навыкам.
До 3-х лет основные навыки, которым обучают ребенка в детском саду -это навыки пользования туалетом, безопасного активного обследования окружающего пространства и передвижения, понимание базовых правил и ограничений, основные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ситуации временного пребывания без родителей. Огромное значение придается развитию чувства доверия и привязанности к воспитателю. Обычно за группу из 3-6 детей отвечает один воспитатель (key person), одной из главных задач которого является установление близкого эмоционального контакта с ребенком. Поскольку в группе всегда работает один основной воспитатель и два-три ассистента, а соотношение взрослых и детей в ней не должно превышать 1 к 6, то существует возможность уделить внимание индивидуально каждому ребенку.
На этапе от 2,5 до 4 лет используется программа под названием «Базовая ста-
Программа обучения и ассистентов учителей, и самих учителей предполагает специальное изучение социо-эмоционального развития детей. Самое главное на этом этапе - развитие разнообразных форм игры и обучение через игру (learning through play).
бенку, членам его семьи и создать нормальные условия развития детей. Специалисты, оборудование, практикуемые виды активности в таких центрах иногда сопоставимы с имеющимися в очень хороших детских садах. К числу альтер-
Первый и второй принципы реализуются через фактическое выделение трех разных возрастных периодов: от рождения до 2,5-3-х лет (когда большинство детей начинает обучение в детском саду); от 2,5 до 4-х лет (когда
Огромное значение придается развитию чувства доверия и привязанности к воспитателю. Обычно за группу из 3-6 детей отвечает один воспитатель (key person), одной из главных задач которого является установление близкого эмоционального контакта с ребенком.
дия: Ранние годы» (Early Years Foundation Stage - EYFS). В этой программе серьезное внимание уделяется базовым навыкам взаимодействия детей со свер-
стниками и воспитателями. В общении со сверстниками детей специально обучают умению кооперироваться и делиться друг с другом. Учителя владеют специальными играми для детей раннего возраста для обучения их социальным навыкам. Программа обучения и ассистентов учителей, и самих учителей предполагает специальное изучение со-цио-эмоционального развития детей. Самое главное на этом этапе - развитие разнообразных форм игры и обучение через игру (learning through play). Имена, известные всем воспитателям и учителям - это Выготский, Пиаже, Мон-тессори, Эмилия (Reggio Emilia). Кроме теоретического представления о роле игры в детском развитии, учителя имеют навыки базовой оценки разных сторон детского развития через игру, владеют играми, способствующими изучению основных свойств окружающего мира (физические свойства предметов), математики (измерение, количество, форма), фонетики, решению проблемных ситуаций, приобщению к искусству. Большое значение придается сбалансированному сочетанию самостоятельных игр детей (free play), игр детей, руководимых взрослыми (adult-directed play) и игр детей с участием взрослых, когда дети выступают в роли руководителя игры (child-initiated and child-directed play). Постоянно создаются ситуации выбора (на выбор ребенку предлагается не менее 2-х возможных игр или ситуаций).
Очень продуманно создается стимулирующая и развивающая игровая среда, причем учителя стараются каждый день создавать новую игровую ситуацию, которая одновременно является новой сквозной темой изучения. В любом дошкольном учреждении Англии существует жестко регламентированное и специально организуемое игровое пространство. Обязательно есть уголок:
а) для игр с песком, водой, рисования, лепки (творческое развитие);
б) где можно организовать ролевую игру (игрушечная кухня больших разме-
ров, стоянка машин и поездов и т.п.);
в) где стоят компьютеры с образовательными программами по математике и языку для малышей;
г) с музыкальными инструментами (народные инструменты разных стран, стимулирующие ориентировочно-исследовательскую деятельность со звуками);
д) с оборудованием для развития крупной моторики (горки, стенки и пр.);
е) с книгами и альбомами.
В хорошо оснащенных детских садах есть так называемые интерактивные доски (smart interactive boards), позволяющие детям сенсорно взаимодействовать с экраном - рисовать пальчиками, фиксировать все это в компьютере и распечатывать результаты деятельности. Каждая часть пространства организована таким образом, что в ней одновременно могут играть 4-5 человек. Оппоненты такого подхода выступают за более формализованное обучение перед поступлением в подготовительный класс. Однако сторонники такого подхода (таких большинство) отстаивают свое убеждение в том, что именно в игре в этом возрасте можно достичь более значительных краткосрочных и долгосрочных развивающих эффектов.
Важным моментом на этапе дошкольной жизни является воспитание чувства взрослости и ответственности будущего школьника (несмотря на то, что речь идет о 4-х летних детях). С другими, более младшими детьми детского сада, так же постоянно идет работа по освоению новой социальной позиции (школьник).
При проведении занятий по всем дошкольным циклам подчеркивается, что это знания и навыки, необходимые в их новой школьной жизни. Однако такая форма воспитания чувства взрослости происходит всегда на фоне отношений ребенка с учителем/воспитателем, с которым у него существуют особые отношения привязанности. Эти отношения не являются спонтанными или ситуативными. Все дети в группе имеют так называемого особого главного взрослого («key person»), основной функцией которого является установление отношений привязанности за пределами семьи, что способствует особым доверительным и ответственным отношениям ребенка с этим взрослым. Таким образом, создание условий для осознания новой социальной и возрастной ступени является сквозной темой социализации ребенка перед школой - хорошо отработанной и продуманной.
На этапе 4-5 лет в подготовительном классе игра по-прежнему остается основной формой обучения и развития, хотя для детей формально это уже новый - школьный этап жизни. В подготовительном классе (reception class) обучение происходит в соответствии с заключительной частью программы «Базовая стадия». Она не предполагает преподавание на основе школьных предметов. Однако уже начинается обучение основам математики (понятия числа, навыки счета, элементарные математические операции сложения и вычитания) и основам английского языка (фонетика, основы чтения и письма). В каждом классе преподавание ведется с использованием интерактивных досок. Это позволяет использовать много игро-
вых образовательных программ. Подготовительный класс расположен на территории начальной школы, хотя всегда несколько отделен от помещений для детей более старшего возраста. Интересно, что организация пространства сохраняется такой же, как и в детском саду (те же игровые зоны).
Важным моментом на этапе дошкольной жизни является воспитание чувства взрослости и ответственности будущего школьника (несмотря на то, что речь идет о 4-х летних детях). С другими, более младшими детьми детского сада, так же постоянно идет работа по освоению новой социальной позиции (школьник).
В Англии подобное тестирование проводится не психологом, а учителем, получившим специальную лицензию на проведение тестирования или представителем психометрической лаборатории, разработавшей оценочный тест. Кто и какой тест проводит - решается директором детского сада, поскольку сама процедура тестирования и материалы некоторых тестов (если она проводится внешними специалистами) является платной.
Третий принцип программы «Базовая стадия» реализуется через определение шести аспектов развития детей, на основании которых строится все дошкольное обучение и оценка уровня развития каждого ребенка:
1) социо-эмоциональное развитие (personal, social and emotional development);
2) речевое развитие (language, literacy and communication);
3) развитие базовых математических знаний - навыков и базовых понятий (mathematical development);
4) общее представление об окружающем мире (knowledge and understanding of the world);
5) физическое развитие (physical development);
6) развитие воображения (creative development).
В отличие от программы начального образования, в детском саду и в подготовительном классе (reception class) образование ориентируется именно на эти аспекты развития ребенка, а не на сферы знания и научные дисциплины. На каждом возрастном этапе должны быть сбалансировано представлены разнообразные виды активности, которые развивают каждый из этих аспектов. Выделение этих аспектов позволяет следить за динамикой и содержанием развития и делать оценочные заключения в момент поступления ребенка в детский сад, в момент его окончания, в начале и в конце обучения в подготовительном классе.
Тестирование уровня развития ребенка
В некоторых российских детских садах психологическому тестированию исходного уровня развития при поступлении в детский сад придается большое значение, особенно в садах со специально разработанными развивающими программами. В основе этих тестов лежат психологические критерии оценки разных сторон развития ребенка. В Англии подобное тестирование проводится не психологом, а учителем, получившим специальную лицензию на проведение тестирования или представителем психометрической лаборатории, разработавшей оценочный тест. Кто и какой
тест проводит - решается директором детского сада, поскольку сама процедура тестирования и материалы некоторых тестов (если она проводится внешними
специалистами) является платной. Критерии оценки детей на основании этих тестов либо педагогические, либо пси-холого-педагогические. Цель их проведения при поступлении детей в детский сад - выявить степень сформированно-сти базовых навыков и наметить индивидуальный образовательный план для каждого ребенка, а во время пребывания в детском саду - выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и передать эту информацию учителю подготовительного класса, который относится к ней очень внимательно. Главная идея использования таких оценочных процедур - не отбор детей в соответствии с запросами школы, а обеспечение оптимального вхождения ребенка на последующую ступень обучения.
Наиболее известными и самыми разработанными являются два метода оценки уровня развития детей 3-4/4,5 лет: «Профиль базовой стадии» (Foundation Stage Profile - FSP) - качественный метод оценки и «Оценочный вступительный профиль» для дошкольников и преддошкольников - количественный компьютеризированный метод тестовой оценки. FSP является методом качественной оценки уровня развития ребенка в соответствии с шестью направлениями развития программы «Базовой стадии в Раннем Возрасте» (Early Years Foundation Stage): социо-эмоци-ональное, речевое и коммуникативное развитие, общие осведомленность и знания, основы математических знаний и развитие логики, физическое и моторное развитие, развитие творческих способностей. Тест был разработан экспертами, среди которых были педагогические и возрастные психоло-
ги. От учителя требуется оценить развитие ребенка по 13 шкалам, каждая из которых описывает шесть линий развития ребенка. Отличительной особенно-
стью FSP является то, что он составляется на основе группового обсуждения учительских наблюдений за ребенком и оценке знаний ребенка, проявляемых им в игровой ситуации в первые 2-4 недели пребывания в детском саду и в период его окончания.
Этот тест доступен преподавателям, имеющим специальную лицензию на использование и проведение оценочных процедур. Используются также компьютеризированные психометрические методы оценки уровня развития ребенка. Основанием для оценки являются не столько результаты качественного наблюдения за ребенком в игровом контексте, сколько выводы, полученные от использования формализованных тестовых задач, дополняе-
мые наблюдениями учителя. Последний заполняет две шкалы опросника, выявляющие уровень социо-эмоциональ-ного, личностного и моторного развития детей. Ребенок отвечает на вопросы взрослого, нацеленные на оценку его базовых математических и языковых знаний, посредством предъявления тестовых картинок. Аргументом в пользу использования этого метода является то, что содержание заданий этого теста связано с широко используемой на национальном уровне оценочной процедурой в подготовительном классе и в начальной школе (как правило, в школах с большим количеством учеников: по 3-4 класса на каждом уровне). Аргумент против - этот метод оценки (формальное тестирование) противоречит философии игрового контекста развития ребенка в дошкольном возрасте. Учителя приводят многочисленные свидетельства несовпадающих отве-
Основанием для оценки являются не столько результаты качественного наблюдения за ребенком в игровом контексте, сколько выводы, полученные от использования формализованных тестовых задач, дополняемые наблюдениями учителя.
Воспитатели детских садов, учителя начальной, средней и старшей школы во время своей подготовки проходят тренинг, посвященный нарушениям психического развития и психическим заболеваниям детей и подростков (mental health awareness training).
тов детей в ситуации формализованного тестирования и в игровой ситуации, например, при оценке базовых математических знаний ребенка. Несмотря на формализованный характер заданий и заполнение оценочных шкал, этот метод является наименее информативным относительно социо-эмоционального и личностного развития ребенка.
Диагностика и коррекция детей с поведенческими, эмоциональными и интеллектуальными проблемами в обучении
В Англии организация помощи таким детям находится под патронажем и контролем Министерства здравоохранения и специальным подразделением Министерства образования. Но первичная диагностика и составление плана помощи этим детям чаще всего про-
основе наблюдения по поведенческим проявлениям явно выраженные нарушения психического развития ребенка и информировать об этом родителей. Третья - научить воспитателей и учителей навыкам взаимодействия с такими детьми.
Системно такой тренинг оформлен как многомодульная программа. В рамках каждого модуля педиатры и психологи рассказывают о проявлениях и причинах нарушений физического и психического здоровья, о социальных факторах, влияющих на адаптациюдетейснарушениямиразвития; о системе отношений с такими детьми, о компенсаторном обучении и развитии. Такая программа называется Программа адаптации и развития (Inclusion Developmental Program). Наиболее понятны для воспитателей и учителей следующие варианты развития: аутистический спектр поведенческих проявлений (autistic spectrum disorder),
Преподаватели детского сада или начальной школы с согласия родителей направляют ребенка за медицинской и психологической помощью. Иногда легкие нарушения не осознаются родителями, но становятся очевидными при регулярном посещении ребенком детского сада. Тогда учителя информируют родителей об этом и имеют право направить ребенка для профессиональной диагностики и коррекции.
водятся медицинскими специалистами по инициативе родителей. Потом они направляются с запросом к педагогическому и клиническому психологам, работающим в кооперации с другими специалистами. Направление на обращение к педагогическому психологу может быть также инициировано учителем в детском саду. Однако и сами учителя в Англии имеют возможность гибко и терпимо взаимодействовать с детьми с разными вариантами развития. Почему?
Прежде всего необходимо отметить, что воспитатели детских садов, учителя начальной, средней и старшей школы во время своей подготовки проходят тренинг, посвященный нарушениям психического развития и психическим заболеваниям детей и подростков (mental health awareness training), имеющий тройную цель. Первая - это воспитание принимающего и терпимого отношения к детям с особыми вариантами развития и отклонениями в развитии. Вторая - научить выявлять на
гиперактивность с/без нарушения внимания (ADHD/HD), задержка умственного развития и связанные с этим трудности в обучении (learning disabilities), сенсорные и моторные нарушения (sensory-motor disorders), Даун синдром (Down syndrome). Все эти необычные варианты развития детей, наряду с позитивными нестандартными вариантами (такими как одаренность), требуют более индивидуализированного подхода к взаимодействию и обучению такого ребенка. Эти дети обозначаются единым понятием «Дети со специальными требованиями к обучению» (SEN-special educational needs). Во многих детских садах и обязательно в каждой школе есть специальный учитель, функции которого - обеспечение социальной адаптации этих детей, помощь в освоении программы и построение индивидуального плана обучения. Кроме того, в Англии существует некоммерческая организация, помогающая родителям и учителям получить всю необходимую информацию о помощи ребенку
с тем или иным нарушением развития. Она проводит кампанию «Важен ребенок с любыми возможностями » (Every Disable Child Matters - EDCM), которая нацелена на расширение прав таких детей, улучшение связей со специалистами, получение дополнительной информации. Общая политика всех дошкольных заведений (и государственных, и частных) - это политика «открытых дверей», интеграция SEN-детей в группу детей с нормальными вариантами развития. Этот процесс называется «включение, адаптация» (inclusion). Такими детьми занимается специально подготовленная группа учителей.
Родители в детском саду и школе обязаны информировать учителей об особенностях развития ребенка, имеющих отношение к социальной адаптации и процессу обучения. В большинстве случаев родители знают об этих нарушениях из медицинских наблюдений, и они вместе с учителем составляют грамотный план поддержки таких детей. В этом случае преподаватели детского сада или начальной школы с согласия родителей направляют ребенка за медицинской и психологической помощью. Иногда легкие нарушения не осознаются родителями, но становятся очевидными при регулярном посещении ребенком детского сада. Тогда учителя информируют родителей об этом и имеют право направить ребенка для профессиональной диагностики и коррекции.
Рассмотрим это на примере детей с синдромом «Дефицит внимания и гиперактивность» (Attention Déficit Hyperactivity Disorder - ADHD). В Англии детей с ADHD относят к категории детей с поведенческими нарушениями (behavioural disorder). Часто учителя по собственной инициативе и c согласия родителей направляют запрос с описанием поведенческих трудностей терапевту (GP - general practitioner). Другой вариант - это обращение к GP самих родителей с жалобами на поведение ребенка. Кроме запроса с описанием проблемы, учитель детей с SEN заполняет специальную форму, содержащую систематизированную подробную информацию о ребенке, его семейном окружении, социальной ситуации развития, факторах риска, используемой стратегии и тактике помощи ребенку. Она за-
полняется и в случае направления на консультацию через GP, поскольку педагогическому психологу чрезвычайно важно знать семейный и социальный контекст развития ребенка. Один вариант такой формы называется «Бланк для обращения за консультацией» (Consultation Request Form). Он более краткий и заполняется в случаях нарушений психического развития в благополучной социальной ситуации развития ребенка. Если же имеются факторы неблагоприятной социальной ситуации развития, чаще заполняется более детальная форма «Общая оценка ситуации» (Common Assessment Framework -CAF). Эта информация позволяет проанализировать роль таких факторов, как физическое и психическое здоровье ребенка, ситуация в семье, в близком и дальнем социальном окружении. Далее ребенок направляется к медицинскому специалисту, который проводит специальную профессиональную диагностику и оценку степени выраженности нарушения (assessment and diagnosis). После этого ребенка обычно направляют к педагогическому психологу, функция которого - координировать усилия разных специалистов, работающих с ребенком: SEN-координатора в школе, учителей, терапевта и любых других специалистов, в зависимости от конкретного случая. В обязательном порядке требуется кооперация с социальным работником. Этот педагогический психолог может работать индивидуально по договоренности с местной образовательной администрацией (LEA-Local Educational Authorities), или в рамках центров психического здоровья детей и подростков (National Mental Health Support Service), или в Центрах Педагогической Психологии (Educational Psychology Service - EPS).
В психологическую службу образования (Educational Psychology Service -ESP) обращаются учителя дошкольных и школьных учреждений, семьи с детьми, представители детских центров из социально неблагополучных районов и местные образовательные советы. Число психологов, работающих в EPS, сильно колеблется в разных графствах, и они всегда имеют очень большую нагрузку. Поэтому основной принцип их работы - консолидация разных специ-
алистов, которые могут помочь ребенку и подготовить людей, непосредственно взаимодействующих с ним, к реализации коррекционного плана. Если к пе-
дагогическому психологу обращаются преподаватели детских садов, детских центров или семьи детей в возрасте от рождения до 4-х лет, то педагогический психолог проводит наблюдение, игровую диагностику или стандартизи-
рованную оценку уровня развития ребенка и уточняет характер нарушений развития. После этого даются консультация учителям детского сада, родителям и всем, кто работают с ребенком. При необходимости ребенок направляется на дополнительную диагностику и специальную коррекцию. После этого в течение длительного времени ведется периодическое наблюдение за ним и отслеживается прогресс в его развитии. В задачи педагогического психолога, работающего с детьми такого возраста, входит посещение и коррекция детей, находящихся на домашнем обучении, обучение учителей специальным приемам взаимодействия и обучения ребенка, проведение родительских и учительских тренингов, участие в образовательных проектах.
Если к психологу обращаются школьные учителя, то по результатам диагностики и после составления плана коррекции они могут работать в сотрудничестве с судебными органами, с местным центром психического здоровья
(MHS), с образовательными центрами (School Effectiveness Service), с педиатрами (Community Paediatricians). На уровне школы психолог может:
1) работать непосредственно с учителем, ребенком и родителями (formal consultation);
2) только с учителем по поводу анонимного ребенка или анонимной группы детей (informal consultation);
3) оказывать телефонные консультации (telephone consultation) родителям и учителям во время офисных часов;
4) организовывать групповые тренинги для учителей (In-service Training for Teachers INSET), или групповые тренинги для учеников (развитие социальной компетентности и навыков общения), или тренинг по управлению своими эмоциями (anger management training).
Для проведения коррекционной работы от педагогического психолога требуется владение методами пси-холого-педагогической коррекции и несколькими видами психотерапевтического вмешательства (например, терапии, ориентированной на позитивное решение проблем - Solution Oriented Brief therapy). К образовательному психологу также могут обращаться при составлении группы для оказания помощи ребенку, попавшему в чрезвычайную ситуацию (Critical Incident Support Group).
В Англии существует две сферы профессиональной деятельности, которые
Для проведения коррекционной работы от педагогического психолога требуется владение методами психолого-педагогической коррекции и несколькими видами психотерапевтического вмешательства (например, терапии, ориентированной на позитивное решение проблем - Solution Oriented Brief therapy).
В психологическую службу образования (Educational Psychology Service -ESP) обращаются учителя дошкольных и школьных учреждений, семьи с детьми, представители детских центров из социально неблагополучных районов и местные образовательные советы. Число психологов, работающих в EPS, сильно колеблется в разных графствах, и они всегда имеют очень большую нагрузку.
В психологическую службу образования (Educational Psychology Service -ESP) обращаются учителя дошкольных и школьных учреждений, семьи с детьми, представители детских центров из социально неблагополучных районов и местные образовательные советы. Число психологов, работающих в EPS, сильно колеблется в разных графствах, и они всегда имеют очень большую нагрузку.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
№ 2 [8] 2012
частично пересекаются: психотерапия (psychotherapy) и консультирование (counselling). Их специалисты объединены единой профессиональной организацией - Британской ассоциацией консультирования и психотерапии (the British Association for Counselling and Psychotherapy). Однако между ними существуют различия в профессиональной подготовке, системах оплаты, задачах и профессиональных правах. Главное различие: консультанты имеют право работать с людьми только по поводу их жизненных проблем «life problems», в то время как психотерапевты, помимо этого права, имеют также право работать с людьми с отклонениями в психическом здоровье (mental disorders - eating disorders, clinical depression,...).
В последнее время все большее распространение получают многопрофильные группы поддержки детей с трудностями в поведении и обучении (BEST- behavior and educational support team). Они состоят из:
1) профессионала ^ase coordinator), который обобщает работу многих специалистов, входящих в такую группу (им может быть опытный педагогический или клинический психолог);
2) консультанта (consultant);
3) педагогического психолога (educational therapist):
4) клинического психолога (clinical therapist),
5) специалиста, владеющего методами поведенческой терапии применительно к данному виду нарушений (иногда его называют behavioral consultant )1
6) логопеда (speech therapist):
7) психиатра (psychiatrist):
8) внешнего учителя, который работает только с детьми из социально неблагополучных районов с поведенческими проблемами и проблемами в обучении (learning mentor)2:
9) социального работника:
10)представителя полиции (police officer):
11) юридического консультанта (legal advisor).
Эти группы очень эффективно работают с детьми, временно или постоянно исключенными из обычной школы (при наличии юридических и социальных проблем) и направленными в Школу временного пребывания (Short Stay Schools or Pupil Referral Units). В Школах временного пребывания дети находятся под контролем BEST, которая сотрудничает со Службой реинтеграции учащихся в обычную школу (Pupil Reintegration Service - PRS). Преиму-
щество этих групп перед отдельными специалистами состоит в том, что их суждение более компетентно (за счет мультипрофессионального обсуждения каждого случая), и более независимо от мнения людей, которые могут оказать сопротивление комплексному коррекционному вмешательству. Такие группы быстрее и эффективнее составляют план помощи ребенку, родителям и учителям, и оказывают большее влияние на всех, имеющих дело с ребенком. Результатом чего является более активная вовлеченность родителей, более ответственное и индивидуальное отношение учителей, более эффективный контакт с администрацией. Кроме того, работа таких групп позволяет перенести фокус внимания с вмешательства на поздних стадиях развития нарушения на превентивные меры и раннюю коррекцию.
Группы поддержки существуют также и в каждом детском центре, поскольку именно в социально и экономически неблагополучных районах очень много детей с различными нарушениями психического развития. Однако без инициативы со стороны работников таких центров родители редко по собственной инициативе обращаются за помощью.
Окончание в следующем номере
1 Behavioral analyst/consultant (консультант по проблемам поведения) - это относительно новый термин. Он обозначает специалиста по анализу и контролю за поведением (behavior analysis and behavior management). Введение такой специальности основано на идее о том, что поведение, даже если оно вызвано непонятными причинами, может быть рационально понято на основе тщательных наблюдений и анализа. Поняв причины поведения, его можно изменить, манипулируя потребностями и желаниями клиента. К такому специалисту обращаются за консультацией, чтобы установить, например, почему пациент с аутизмом ведет себя определенным образом, и получить рекомендации о том, какие меры принимать с целью изменения нежелательных форм поведения.
2 Learning Mentor (консультант по проблемам обучения) - это относительно новая профессия в сфере образования, и обозначает она специалиста, работающего с педагогически запущенными детьми из социально-экономически неблагополучных семей, имеющих трудности в обучении и поведении.