Научная статья на тему 'Психолингвистические методы в медиаобразовании студентов направления «Журналистика»'

Психолингвистические методы в медиаобразовании студентов направления «Журналистика» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
292
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СМЕЖНЫЕ НАУКИ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черепанова Лариса Львовна

В статье представлен опыт применения психолингвистических методов в учебной деятельности студентов направления «Журналистика» с целью формирования у них профессиональных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с целевой аудиторией посредством текста. Обучение экспертизе эффективности восприятия текстов массовой аудиторией и анализ влияющих на него факторов проводилось в условиях эксперимента, моделирующего взаимодействие субъектов массовой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические методы в медиаобразовании студентов направления «Журналистика»»

УДК 37.01

Л. Л. Черепанова

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ

НАПРАВЛЕНИЯ «ЖУРНАЛИСТИКА»

В статье представлен опыт применения психолингвистических методов в учебной деятельности студентов направления «Журналистика» с целью формирования у них профессиональных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с целевой аудиторией посредством текста. Обучение экспертизе эффективности восприятия текстов массовой аудиторией и анализ влияющих на него факторов проводилось в условиях эксперимента, моделирующего взаимодействие субъектов массовой коммуникации.

Ключевые слова: журналистика, целевая аудитория, студенты, профессиональные компетенции, смежные науки, психолингвистические методы, эксперимент, эффективность восприятия текстов, мотивация.

Проблема повышения эффективности массовой коммуникации, осуществляемой через медийные каналы, в связи с постоянно обновляющимися технологическими возможностями медиасферы и новыми социальными запросами не утрачивает своей актуальности. Знаком успешного освоения профессии журналиста является прежде всего качественный текст. Студенты направления «Журналистика», таким образом, должны овладеть не только научными знаниями об особенностях массовой коммуникации, но и умением правильно оценить коммуникативные условия, развить навыки использования приемов, способствующих созданию качественного текста и повышению тем самым эффективности коммуникации СМИ с целевой аудиторией.

Одним из условий речевого воздействия является восприятие реципиентами смысла текста. Как отмечал А. А. Леонтьев, эффективность массовой коммуникации зависит от адекватного представления коммуникатора о «возможной и ожидаемой реакции реципиента» [2. С. 68]. Только в таком случае результат совпадает с намерением источника информации. Таким образом, эффективность восприятия в акте речевого воздействия, в том числе в условиях массовой коммуникации, напрямую связана и с экстралингвистическими факторами, и с качеством публицистического текста, а журналист при этом является субъектом социально ориентированного общения, направленного на установление социального взаимодействия [2]. Принято считать, что эффективность - это результат, совпадающий с намерением субъекта (автора) и свидетельствующий о достижении целей. В связи с этим эффективным считается тот текст, который включает в себя основные параметры содержания, существенные с точки зрения отправителя сообщения. Таким образом, журналист как субъект коммуникации отвечает за результат восприятия текста аудиторией.

Основной резерв повышения эффективности воздействия через СМИ, по мнению многих специалистов западной и российской школ лингвистики (Т. А. ван Дейк, В. В. Дементьев, А. А. Леонтьев, Г. Ласуэлл, Т. М. Николаева, И. Г. Овчинникова и др.), находится в области изучения психолингвистики речевого воздействия как частной проблемы общения [8]. Психолингвистический подход к изучению эффективности массовой коммуникации в СМИ предполагает использование экспериментальных методов и моделей речевой коммуникации. Изучение эффективности речевого сообщения в условиях массовой коммуникации опирается на результаты исследования восприятия речи и смыслового анализа сообщения реципиентом. Эффективная коммуникация предполагает надежность восприятия речи, адекватность смыслового анализа текста в условиях возможных помех. Помехи могут быть как объективными (например, шумы в канале связи, неудачное расположение материала на газетной полосе и т. п.), так и субъективными (несфокусированное внимание читателя / слушателя; отсутствие установки и мотивации к общению и т. п.). Результаты таких исследований способны существенно прояснить

причины явлений и процессов, которые обнаруживаются в ходе анализа деятельности СМИ с иных позиций (журналистика, социожурналистика, социология, лингвистика и др.).

Среди актуальных задач современной методики обучения студентов по программам направления «Журналистика» и других направлений, связанных с профессиональной деятельностью в сфере массовой коммуникации, отметим необходимость овладения студентами междисциплинарными знаниями и навыками ([1], [5], [9]). А. В. Сафонов, опираясь на мнение ряда специалистов (И. В. Жилавская, И. Л. Гольдман, А. В. Онкович, В. А. Рыбин и др.), справедливо утверждает, что объективно существующие сложности в «обретении цельного фундаментального знания», которые возникают в связи с изменениями образовательной системы и социальных условий, не должны быть препятствием к качественному образованию будущих журналистов [6. С. 42]. «Задача университета - дать будущему специалисту средств массовой информации и коммуникации классическое гуманитарное образование, сформировать способность ориентироваться в окружающей действительности, самостоятельно постигать новое. <...> Фундаментальные гуманитарные знания, полученные студентом на лекции, он применяет при выборе темы новой журналистской публикации и при ее творческой разработке» [6. С. 44-45].

Для эффективной работы СМИ необходимо, чтобы взаимодействие автор-аудитория всегда было в фокусе внимания редакции. Поэтому важно, чтобы будущие журналисты опирались не только на интуицию или получаемый ими во время практики не всегда безупречный опыт редакций, но обладали достаточными знаниями для научно обоснованного подхода к решению вопросов эффективности текста и определению факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих эффективному речевому взаимодействию участников массовой коммуникации

([4], [7]).

С этим связана основная цель предпринятого более десяти лет назад опыта применения психолингвистических методов студентами направления «Журналистика» в Пермском государственном национальном исследовательском университете. Мы полагали, что овладение знаниями смежной науки способствует достижению целого ряда учебно-методических целей, в том числе повышению уровня медиаграмотности студентов и подготовки их к осознанному и профессиональному решению актуальных учебных задач, а также задач журналистской науки и практики.

Комплексная методика экспертизы эффективности текстов, включающая экспериментально-статистический метод индексирования (выделения ключевых слов), разработанный А. С. Штерн [3], и социолингвистическое анкетирование, неоднократно и вполне успешно была применена студентами в научных исследованиях (учебных, курсовых и выпускных квалификационных работах) текстов, опубликованных в СМИ разных видов и типов.

Предполагалось, что в связи с использованием комплексной методики экспертизы эффективности текстов в образовательном процессе будет решено несколько задач:

- студенты познакомятся с методикой исследования и получат навыки организации эксперимента для ее реализации;

- у студентов сформируется представление о возможностях использования психолингвистической методики применительно к исследованию журналистики, а именно: для получения объективных и достоверных данных об уровне эффективности восприятия аудиторией журналистского текста; для оценки зависимости эффективности восприятия текста аудиторией от его качества и от качества работы журналиста; для выявления факторов, влияющих на оценку, которую дает аудитория работе журналиста;

- студенты, применяющие методику в учебных, исследовательских, практических целях, получат методическую помощь;

- повысится уровень профессиональной ответственности студентов за качество текста и результат его воздействия на аудиторию;

- повысится мотивация к освоению научных знаний и овладению компетенциями профессиональной группы на основе опыта применения психолингвистической методики и осмысления результатов исследования.

Суть психолингвистического метода индексирования заключается в том, что испытуемые выделяют ключевые слова текста и записывают их. Выделение набора ключевых слов (НКС) -необходимая операция в процессе восприятия текста реципиентом (в основном она проходит

неосознанно). Ключевое слово (КС) определяется как «слово или словосочетание из текста, которое несет в данном тексте существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска» [3. С. 74]. Поскольку процесс компрессии - это один из способов наиболее полной передачи цельности текста, НКС будет отражать основное содержание текста на языковом уровне, его можно рассматривать как текст, имеющий тему (сами КС) и рему (соположение КС).

Каждый из испытуемых выделяет как результат компрессии свой НКС. Индивидуальные НКС объединяют в общий список лексем, который подвергается статистической обработке. В результате подсчета абсолютной (m) и относительной (р = m/n, где n - число испытуемых) частот каждого КС составляется рейтинг слов по частоте упоминания - статистический НКС (НКС ). НКС для хорошего текста должен иметь: а) «плотное» смысловое ядро в 5-7 КС, выделенных большинством испытуемых (в исследовательской практике не менее 50%), то есть истинный НКС (НКСмая), отражающий то общее в восприятии (понимании) текста - «инвариантный смысл» [3. С. 73], что и дает нам возможность адекватно участвовать в акте коммуникации; б) низкочастотные КС, свидетельствующие о разнообразии толкований текста, об актуализации тех или иных подтем или ситуаций, героев и т. п.; в) длинный «хвост» индивидуальных (единичных) КС, отражающих индивидуальные особенности восприятия текста при оценке значимости смысловых фрагментов [3. С. 77-78]. Показатель р позволяет учесть степень понимания смысла текста среднестатистическим испытуемым, что представляется особенно важным при работе с массовой аудиторией.

Для последующего развертывания текста, подвергнувшегося компрессии, оптимальным является НКСист объемом 5-15 слов. Малый НКСист (1-4 слова) дает самое грубое представление о цельности, отражая лишь тему-понятие. Тема конкретного текста задается НКСист большего объема. КС, описывающие субтемы (субцельности), попадают в средний НКСист; большие НКСист осуществляют еще большую детализацию темы. Объем НКСист зависит как от качества текста, так и от индивидуальных особенностей и задач восприятия. В зависимости от объема НКС можно судить об уровне эффективности восприятия текста массовой аудиторией (группой участников эксперимента - испытуемых). Таким образом, метод экспериментально-статистического индексирования позволяет выявить полноту восприятия смысла текста аудиторией.

Социологический метод анкетирования применяется в комплексной методике с целью выявления причин, повлиявших на качество восприятия текста аудиторией. Анкета состоит из вопросов открытого типа или с выбором варианта ответа, включающих заданные параметры. Чаще всего это четыре ключевых параметра: 1) общее впечатление от текста - выявляется общая оценка материала (доступно для аудитории, не имеющей специальных знаний); 2) новизна (смысловая доминанта) - выявляется актуальность темы для аудитории; определяются причины количества и состава высокочастотных КС (истинный НКС) и единичных КС; 3) полнота раскрытия темы - выявляется глубина раскрытия темы (субтемы); определяются причины количества и состава низкочастотных КС; 4) профессионализм журналиста - выявляются причины, связанные с профессиональной компетентностью журналиста, которые могли повлиять на качество восприятия текста. Ответы подсчитывают стандартными математическими методами по каждому параметру в отдельности и записывают полученные результаты в рабочие таблицы (в процентах).

При интерпретации результатов сравнивают ответы анкеты и показатели индексирования, затем делают выводы относительно профессиональных действий журналиста, устанавливают степень зависимости уровня восприятия текста от уровня профессионализма журналиста, особенностей аудитории, ее ожиданий относительно качества текста и работы журналиста и т. п.

В методологическом отношении в качестве базовых используются следующие положения, ранее получившие подтверждение в научных исследованиях ([7], [8]):

1. Журналистские тексты обладают набором жанрообразущих и жанроформирующих признаков, известных студентам.

2. Аудитория - полноправный субъект диалога, оценивающий коммуникативное поведение журналиста. Асимметрия ментальностей (ошибочность «гипотезы адресата», проявляющаяся в несовпадении смыслов, транслируемых журналистом и воспринимаемых аудиторией) затрудняет эффективное взаимодействие СМИ и аудитории.

3. Полнота восприятия аудиторией смыслов текста связана с профессионализмом журналиста, качеством его произведения. Плохо воспринимаются и низко оцениваются

материалы с нарушенной логикой изложения, неоправданными деталями, отступлениями от основной темы, с речевыми ошибками и отклонением от коммуникативных и этических норм.

4. Массовая аудитория диффузна и непостоянна в своем поведении. На оценку текста влияют индивидуальные характеристики адресата. Сходство в оценках обнаруживают реципиенты, обладающие некоторыми общими характеристиками (например, одинаковый возраст, одинаковый уровень профессиональной подготовки).

5. Для экспертизы журналистского текста эффективно применение методики индексирования (выделения ключевых слов), чувствительной к качеству текста, и анкетирование, по результатам которого устанавливаются причины оценки качества текста и выявленного уровня его восприятия.

Приведем несколько примеров из опыта использования методики индексирования. В дипломном исследовании на тему «Оценка эффективности региональных СМИ с позиции аудитории» студентка М. Н. Иванова, применив психолингвистическую методику оценки эффективности восприятия текста, пришла к выводу, что группа испытуемых значительно хуже воспринимает смысл текстов регионального телеканала. С помощью анкетирования было установлено, что на восприятие текста аудиторией в большей степени влияет низкий уровень профессионализма журналиста: неумение вести диалог, некорректное поведение, плохая речь, неподготовленность и т. д. Профессионализм ведущего федерального канала, наоборот, оценивается высоко. Аудитория, выступая полноправным участником взаимодействия с медиа, отмечает высокие коммуникативные способности ведущего федерального канала, хорошую речь и знание материала, образованность и пр.

На втором этапе исследования студентка провела эксперимент с целью установления зависимости качества восприятия текста от характеристики аудитории (в данном случае - профессии). Две группы испытуемых - специализированная (экономисты) и неспециализированная (студенты направления «Теоретическая и прикладная лингвистика») - индексировали текст на экономическую тему. Исследователь установила, что разные сегменты аудитории могут воспринимать деловой текст с разными результатами, что зависит от профессии испытуемых и уровня их знаний по предложенной теме, но профессионализм журналиста при этом оценивается аудиториями одинаково (в исследовании выявлены неравные, но положительные оценки, даже при отсутствии интереса к темам публикации у группы лингвистов). Студентка пришла к важному выводу: наиболее сильным фактором, влияющим на эффективность восприятия текста, является профессионализм журналиста. Конкретные ожидания аудитории по этому параметру выявляются по перечню ошибок или достоинств работы журналиста, который можно составить на основе ответов аудитории.

В курсовом исследовании на тему «Медиаинформирование о работе некоммерческих организаций с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: поиск эффективных подходов» студентка Е. Г. Русских использовала метод индексирования с целью сбора материала. В ходе эксперимента двум отличающимся по возрасту и профессиональной направленности группам студентов (испытуемым) было предложено заиндексировать несколько опубликованных в разных СМИ текстов, посвященных людям с ограниченными возможностями. Исследователь ставила задачу - выявить характеристики текстов через актуальные для аудитории смыслы, связанные с избранной темой, чтобы затем использовать полученные результаты для создания собственного цикла публикаций.

В результате эксперимента установлено, что обе аудитории лучше восприняли текст в жанре интервью и полнее усвоили смыслы, связанные с характеристиками героев публикаций. На основании обобщения лексических единиц, вошедших в НКСист шести текстов, составлен предварительный список смысловых категорий, которые, по мнению исследователя, могут быть в дальнейшем использованы журналистом в работе: мотивация героя к деятельности, род и вид деятельности, цель работы, безвозмездные условия деятельности, забота и внимание, результат работы (для волонтеров), достижения, превосходство в чем-либо, эмоциональное состояние, особенности здоровья (для людей с инвалидностью). Вывод студентки связан с определением наиболее эффективного способа создания текстов на выбранную тему: для гарантированного внимания СМИ и аудитории к теме тексты целесообразно создавать в жанре портретного интервью, уделяя особое внимание ряду выявленных в ходе эксперимента характеристик героев.

Как можно заметить, результаты представленных исследований позволяют студентам сделать аргументированные объективные выводы о качестве текста и факторах, влияющих на эффективность его восприятия аудиторией, применить полученные результаты на практике.

Еще один пример использования методики индексирования связан с оценкой эффективности восприятия студентами своих текстов. С этой целью был проведен эксперимент, моделирующий взаимодействие СМИ и аудитории через текст. В эксперименте было использовано 24 текста в жанре информационной заметки, которые студенты писали во время учебно-ознакомительной практики. Каждый студент самостоятельно выбрал свой лучший, по его мнению, текст и предложил его «аудитории», чтобы выявить субъективные впечатления «читателей» при его восприятии.

Для получения объективного результата студентам было предложено провести не только взаимо-, но и самоэкспертизу текстов и затем сравнить результаты, чтобы проверить текст на наличие ошибочности «гипотезы адресата». Каждый автор выписал КС, которые считал важными в смысловом отношении. Сравнение результатов НКС «аудитории» и НКС автора позволило провести проверку соответствия представлений отправителей информации (СМИ, автор) об аудитории и ожиданий получателей информации (целевая аудитория). Для выявления причин установленного уровня восприятия текстов было проведено анкетирование.

Научить студентов применению психолингвистической методики индексирования - обучающая цель эксперимента. Поскольку применение методики индексирования связано с обработкой большого количества лексических единиц, необходимо было решить важную методическую задачу: убедить студентов в целесообразности обращения к методике из смежной научной сферы. Удачным аргументом для мотивирования студентов к освоению новых знаний стало прогнозирование полезного для их профессиональной деятельности результата. Информация о проведенных ранее экспериментах с применением методики индексирования была представлена студентам в виде презентации, в таблицах и графиках, и интерпретирована в связи с оценками работы журналиста, данными аудиторией. Оценка качества текста в сознании студентов оказалась связанной с поиском причин (шумов), по которым текст воспринят аудиторией с тем или иным результатом эффективности.

Обработку собранного эмпирического материала каждый студент проводил самостоятельно. Для чистоты эксперимента личный индивидуальный НКС к своему тексту каждый автор выписывал до начала обработки полученных индивидуальных НКС от «аудитории». Результаты обработки собранных студентами КС показали, что ни один текст не был воспринят «аудиторией» на глубоком смысловом уровне. Большинство текстов имеет НКСист объемом в 1-2 слова, т. е. только эти слова выделило более 50% испытуемых (исключение составили три текста с объемом НКСист в 5 ключевых слов). Это означает, что «аудитория» восприняла тексты на самом грубом, поверхностном смысловом уровне, отражающем лишь основную тему. Уровень эффективности восприятия нескольких текстов представлен на графиках (Рис. 1). Заметно, что все графики имеют острую вершину в начале, поскольку количество высокочастотных слов в НКС минимально, и длинный «хвост» единичных слов, каждое из которых заиндексировал только один испытуемый. Такое завершение графика возникает, когда аудитория воспринимает смыслы текста с высокой степенью вариативности, т. е. общность (инвариантность) смысла низкая и не отвечает условиям массовой коммуникации.

Как правило, в число малых НКСист входят слова из заголовка. Например, из текста «Первый летний лагерь финно-угорской молодежи» большинство испытуемых (более 50%) выписали только два слова: «лагерь» (86%) и «этно» (58%). Первое слово есть в заголовке, второе можно рассматривать как контекстуальный синоним к определению «финно-угорской» из заголовка. Интересно, что автор текста выписывает в качестве ключевых не слова, а многочленные словосочетания, которые, вероятно, несмотря на условия эксперимента, не может разделить на отдельные слова, для него это - неделимые смыслы («первый летний творческий лагерь»; <^игорт»; «финно-угорская молодежь»; «сохранение культурного наследия»; «формирование единого культурного пространства»; «Кудымкарский район»; «село Белоево»; «мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству»; «семинар по проектной деятельности»; «Кудымкар -город мастеров»). Скорее всего, автору сложно разделить смысловые блоки и расположить их в соответствии с тематической иерархией текста, поскольку для самого этого автора в событии слишком много новой информации. Из набора КС, выписанных автором, с содержанием и соположением НКСист совпадает только слово «лагерь». Еще четыре слова, обозначающие имена собственные, расположились в НКС в группе низкочастотных слов (их выделило

менее 50% испытуемых), далее находится длинный «хвост» единичных слов, т. е. таких слов, каждое из которых выбрало только один «участник» эксперимента в соответствии со своими индивидуальными мотивами восприятия.

5. Выходные в Перми. Каток: островок прохлады в летний зной

-Ряд1

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 41 45 49 53 57 61 кол-во слов

9. Первый летний лагерь финно-угорской молодежи

Ряд1

1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 кол-во слов

8. Платить или погодить?

-Ряд1

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 кол-во слов

17. Аисты прилетели!

-Ряд1

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 кол-во слов

20

15

6

10

4

5

2

0

0

20

15

10

5

0

Рис. 1. Уровень эффективности восприятия текстов: статистические характеристики смысловой

частотности

В анкете аудитория дает диффузную оценку по параметру «профессионализм журналиста», незначительно преобладает оценка «средний» (29%). В связи с этим максимальные оценки по параметрам «новизна» и «полнота» (их дает более 40%) в совокупности с длинным «хвостом» единичных слов кажутся нелогичными. Вероятно, это свидетельствует о недостаточности индивидуальных знаний испытуемых для того, чтобы быть целевой массовой аудиторией предложенного текста. Обладая значительными знаниями по теме текста, автор не смог изложить их так, чтобы аудитория в большинстве своем восприняла более глубокие смыслы. Этот пример продемонстрировал студентам ошибочность «гипотезы адресата».

В таблице представлены данные еще двух из 24 текстов, использованных в эксперименте. При сравнении замысла журналиста (смыслового посыла автора), отраженного в НКС автора, и смыслового образа текста, воспринятого «аудиторией» (НКСист), возможна проверка гипотезы «ошибочности адресата». Практически для всех текстов совпадения КС оказались минимальными.

Отдельные слова из НКС авторов встречаются в группах низкочастотных слов аудитории, это означает, что субтемы, смысл которых предполагали транслировать авторы через тексты, «аудитория» усваивает плохо: эффективность восприятия текстов низкая. Каждый автор-студент мог сравнить свой НКС и НКСист аудитории и сделать вывод о том, что замысел журналиста был ошибочным.

Оценки работы журналиста, составленные на основании анкет, показывают, что наиболее сильное влияние на эффективность восприятия «аудиторией» текста оказал уровень профессионализма журналиста. Именно у этого параметра самый низкий показатель положительных оценок - примерно половина. Остальные оценки отрицательные: «средний», «нейтрально», «низкий», «есть ошибки», «много лишнего», «не хватает фактов», «слишком эмоционален». Характеристика поведения журналиста раскрывает причины отрицательной оценки его профессионализма и показывает, что журналист не оправдывает ожиданий слушателей, не соответствует их представлению о нормах публичного общения через каналы медиа.

Таблица 1

Проверка гипотезы «ошибочности адресата»

1. Чего ждать от «Пилорамы»? 2. Состоялся очередной пробег цикла «Самопожертвование»

НКС автора НКС ист аудитории Максимальная оценка НКС автора НКС ист аудитории Максимальная оценка

международный форум Пермь-36 (79%) общее впечатление: «хороший», «интересный» (54,2%) пробег пробег (71%) общее впечатление: «хорошо», «очень интересно», «легко читается» (75%)

музей «Пермь-36» пилорама (74%) «самопожертвование» «самопожертвование» (62%)

тема форум (50%) состоялся призы (58%)

насыщенная программа фестиваль (33%) новизна: «есть», «актуально» (87,5%) награждаются Балатово (37%) новизна «актуальность: есть», «тема раскрыта» (100%)

пять площадок узники (29%) настроение семья (37%)

мероприятие выставка (25%) ветеран подарки (33%)

фестиваль рок- фестиваль (25%) полнота: «тема раскрыта» (87,5%) построение Рассошных Валентина (33%) полнота: «тема раскрыта полностью» (100%)

выставка лагерь (20%) юные участники (29%)

дискуссия программа (20%) здоровье Мария Сабурова (29%)

бывшие узники лагерей концерт (20%) профессионализм журналиста: «хорошо», «высокий» (50%) подарки ветеран (25%) профессионализм журналиста: «хорошо», «высокий» (54,1%)

участники премьера (20%) друзья пропаганда (25%)

гости новые соревнование (21%)

коллектив 3 года (21%)

Как и в приведенном ранее примере, и применительно к остальным текстам, использованным в эксперименте, высокими оказались оценки по параметрам «новизна» и «полнота». Для каждого участника условной «аудитории» текст сообщает большой объем новой информации, но она не имеет достаточного общего смысла - обязательного условия для эффективного взаимодействия СМИ и массовой аудитории.

Итак, студенты не только получили объективные оценки качества своих текстов, но и смогли понять некоторые причины низкой оценки. Среди выводов, которые были сделаны студентами, наиболее важным оказалось понимание того, что до создания текста им необходимо пополнять фоновые знания из общедоступных источников, чтобы сообщать аудитории действительно новую, правильно структурированную информацию.

Подведем итог. В результате применения в исследованиях студентов психолингвистических методов будущие журналисты убедились, что, во-первых, методика индексирования оказывается «чувствительной» к качеству текста и, во-вторых, в сочетании с другими экспериментальными методами может быть использована для экспертизы работы СМИ. Студенты получили новые теоретические и практические знания, смогли понять их ценность, увидеть целесообразность в обращении к смежным наукам и к академическим знаниям в целом, оценить перспективы применения новых знаний и навыков в профессиональной деятельности.

Результаты исследования убедительно продемонстрировали, что целевая аудитория и журналист - полноправные участники массовой коммуникации. Эффективность их взаимодействия зависит от качества журналистского текста. Массовая аудитория видит и строго оценивает ошибки журналиста. Осознание того, что уровень профессионализма журналиста непосредственно влияет на эффективность восприятия аудиторией текста, должно стать существенным мотивом для роста интереса студентов к научным знаниям и практическому их применению, формированию профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Владимирова, Т. Н. Процесс становления журналиста в современном высшем учебном заведении: основные аспекты [Текст] / Т. Н. Владимирова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - Новосибирск, 2012. - С.136-142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Леонтьев, А. А. Психолингвистические особенности языка СМИ [Текст] / А. А. Леонтьев // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М., 2003. - С. 66-88.

3. Мурзин, Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие [Текст] / Л. Н. Мурзин, А. С. Штерн -Свердловск, 1991. - 172 с.

4. Овчинникова, И. Г., Поломских, Е. Г. Психолингвистический подход к определению эффективности региональных СМИ [Текст] / И. Г. Овчинникова, Е. Г. Поломских // Проблемы социо- и психолингвистики. - Пермь, 2003. - Вып. 2. - С. 60-63.

5. Роботизированная журналистика: от научного дискурса к журналистскому образованию [Электронный ресурс] / А. В. Замков, М. А. Крашенинникова, М. М. Лукина, Н. А. Цынарёва // Медиаскоп. - 2017. - Вып. 2. - URL:http://www.mediascope.ru/2295 (дата обращения: 20.09.2018).

6. Сафонов, А. В. Специфика мотивационной составляющей процесса обучения студентов-журналистов [Текст] / А. В. Сафонов // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 1 (27). - С. 41-47.

7. ...Слово отзовется: памяти Аллы Соломоновны Штерн и Леонида Вольковича Сахарного [Текст] / редкол.: Т. И. Доценко и др. - Пермь, 2006. - 310 с.

8. Черепанова, Л. Л. Дискурс региональных СМИ: психолингвистический аспект: дис. .. .канд. филол. наук [Текст] / Л. Л. Черепанова. - Пермь, 2007. - 218 с.

9. Шестеркина, Л. П., Бевз, А. А. Новые границы профессиональной журналистики, или Чему учить студентов-журналистов [Электронный ресурс] / Л. П. Шестеркина, А. А. Бевз // Медиаскоп. - 2018. - Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2422 (дата обращения: 20.09.2018).

ON THE APPLICATION OF PSYCHOLINGUISTIC METHODS IN MEDIA EDUCATION OF STUDENTS-JOURNALISTS

Cherepanova L. L., erm State National Research University, Perm, Cherkaf@gmail.com

The article describes the experience of using psycholinguistic methods in the educational activity of students of the direction of training in journalism: the pursued aim is forming of the professional competences necessary for effective interaction of the students with the target audience through text. Complex application of the methodology of indexing and questioning allowed students to identify qualitative subjective reasons for the effectiveness of the perception of texts by the target audience.

Training of students in the examination of the effectiveness of the perception of texts by a mass audience and identification of factors affecting the level of perception of texts were carried out under the experimental conditions.

An experiment that simulates interaction between the subjects of mass communication - the media and the target audience - was conducted using the students' own texts written in the genre of the information note and published by students during their first practice in the newspaper editorial offices. Each participant of the experiment acted as an author and as a member of a mass audience. Based on the comparison both of the results of mutual expertise and self-examination of texts, students got the idea of the problem of asymmetry of mentalities (discrepancy of text meanings which are broadcast by

the journalist and are perceived by the audience), as the one hampers effective interaction between the media and the audience.

The results of the analysis of the reasons that influenced the quality of the perception of the text, expanded and strengthened the knowledge of students about the target audience as the competent subject of dialogue of dialogue with the media. The scientific knowledge obtained by students and the scientific-and-practical skills promote to increase the level of their professionalism in general, the formation of competencies necessary for the successful journalistic practice.

Keywords: journalism, target audience, students, professional competences, related sciences, psycholinguistic methods, experiment, efficiency of perception of texts, motivation.

References

1. Vladimirova, T. N. (2012), "Protsess stanovleniya zhurnalista v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii: osnovnyye aspekty" [=The process of becoming a journalist in a modern higher educational institution: the main aspects], in: Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii [=Personality, family and society: the issues of pedagogy and psychology], Novosibirsk, pp. 136-142 (in Russ.).

2. Leont'yev, A. A. (2003), "Psikholingvisticheskiye osobennosti yazyka SMI" [=Psycholinguistic features ofthe media language], in: YAzykSMIkakob"yektmezhdistsiplinarnogo issledovaniya [=Media language as an object of interdisciplinary research], Moskva, pp. 66-88 (in Russ.).

3. Murzin, L. N. and Shtern A. S. (1991), Tekst i yego vospriyatiye [=Text and its perception], Sverdlovsk, 172 p. (in Russ.).

4. Ovchinnikova, I.G. and Polomskikh, E.G. (2003), "Psikholingvisticheskiy podkhod k opredeleniyu effektivnosti regional'nykh SMI" [=Psycholinguistic approach to determining the effectiveness of regional media], in: Problemy sotsio- i psikholingvistiki [=Problems of Socio- and Psycholinguistics], Perm', no. 2., pp. 60-63. (in Russ.).

5. Zamkov, A. V., Krasheninnikova, M. A., Lukina, M. M. and Tsynarova, N. A. (2017), "Robotizirovannaya zhurnalistika: ot nauchnogo diskursa k zhurnalistskomu obrazovaniyu" [=Robotic journalism: from scientific discourse to journalistic education], in: Mediaskop [=Media coverage], no. 2., available at: URL:http://www.mediascope.ru/2295, accessed 20.09.2018.

6. Safonov, A. V. (2018), "Spetsifika motivatsionnoy sostavlyayushchey protsessa obucheniya studentov-zhurnalistov" [Specificity of the motivational component of the process of training of students-journalists], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign: the problem field of media education], no. 1 (27), pp. 41-47 (in Russ.).

7. ...Slovo otzovetsya: pamyati Ally Solomonovny Shtern i Leonida Vol'kovicha Sakharnogo [... The word will respond: the memory of Alla Solomonovna Stern and Leonid Volkovich Saharny] (2006), Perm', 310 p. (in Russ.).

8. Cherepanova, L. L. (2007), Diskurs regional'nykh SMI: psikholingvisticheskiy aspect. Dis. ... kand. filol. nauk [=Discourse of Regional Mass Media: Psycholinguistic Aspect. Dis. Candidate of Philology], Perm', 218 p. (in Russ.).

9. Shesterkina, L. P. and Bevz, A. A. (2018), "Novyye granitsy professional'noy zhurnalistiki, ili Chemu uchit' studentov-zhurnalistov" [=New boundaries of professional journalism, or What to teach students of journalists], in: Mediaskop [=Media coverage], no.1, URL: http://www.mediascope.ru/2422, 20.09.2018), accessed 20.09.2018 (in Russ.).

Черепанова Лариса Львовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Cherkaf@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.