Научная статья на тему 'Психолингвистические критерии предупреждения речевых ошибок студентов (нефилологических вузов)'

Психолингвистические критерии предупреждения речевых ошибок студентов (нефилологических вузов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
957
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тропина В. Г.

В статье рассматривается методика предупреждения речевых ошибок с точки зрения психолингвистики на основе классификаций общепринятых в русском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycholinguistic criteria of preventing errors in non-language students speech

The methods of preventing speech errors are considered from the point of view of psycholinguistics on the basis of the classifications adopted in Russian.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические критерии предупреждения речевых ошибок студентов (нефилологических вузов)»

УДК 811.161.1 В.Г. Тропина СГГА, Новосибирск

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК СТУДЕНТОВ (НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ)

В статье рассматривается методика предупреждения речевых ошибок с точки зрения психолингвистики на основе классификаций общепринятых в русском языке.

V.G. Tropina SSGA, Novosibirsk

PSYCHOLINGUISTIC CRITERIA OF PREVENTING ERRORS IN NONLANGUAGE STUDENTS SPEECH

The methods of preventing speech errors are considered from the point of view of psycholinguistics on the basis of the classifications adopted in Russian.

Умение правильно говорить - ещё не заслуга, а неумение - это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойства каждого гражданина.

Цицерон

Речь - один из важнейших показателей уровня обшей культуры человека, его общей грамотности. Обучение языку ставит перед собой задачу подготовить студентов грамотных, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью.

Речь - важнейшая психическая функция, благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельностью человека. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка, благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хеменгуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира, используем теоретическое наследие Д. Менделеева и А. Эйнштейна.

На основе речи формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для развития мышления и формирование личности неоднократно указывал Л.С. Выготский,

который писал: «Развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить подход к этим явлениям, типичный для учения об условных рефлексах, с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребёнка, лежащая в основе накопления его культурного опыта». [3]

Речь включена в систему коммуникации людей, она создаётся людьми и предназначена для понимания людьми. Следовательно, существует человеческое измерение речи. Именно это изучает психолингвистика: производство речи, восприятие речи, то, как осваивают речь дети.

Как и лингвистика, психолингвистика обращается к слову и к тексту Лингвистика изучает функционирование речи по законам языка. Психолингвистика стремится дать «полную модель речевого процесса, в равной мере пригодную для интерпретации отдельных сторон его и частных случаев». (А.А. Леонтьев). Целью её является не просто целостное описание речевых сообщений на основе изучения как механизмов порождения и восприятия речи, так и её продуктов (сообщений), а рассмотрение особенностей работы этих механизмов в связи с функциями речевой деятельности в обществе и с развитием личности.

Речь непрерывно развивается под влиянием различных условий: языковая среда, активность или пассивность жизненной позиции, чтение книг и т.д. В связи с этим работа по развитию речи состоит в том, чтобы сделать этот процесс организованным и целенаправленным.

Для того, чтобы эффективнее организовать работу по предупреждению речевых ошибок, необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу, а также классифицировать причины этих ошибок.

Речевая ошибка - это отклонение от литературной нормы.

Причины речевых ошибок могут быть следующие:

1. Влияние среды:

- Воздействие на речь конкретного человека местного говора или другого, неродного языка;

- Влияние вульгаризмов (жаргон, сленг);

- Влияние неряшливой книжной и газетной речи;

- Влияние речи педагогов, плохо владеющих нормами литературного языка.

2. Отсутствие речевых навыков в результате невнимания к вопросам развития речи.

3. Индивидуальные дефекты речи, связанные с патологическими отклонениями от нормы в органах речи или с дурной привычкой.

В психолингвистике накоплен огромный материал, связанный с ошибками в производстве и восприятии речи. Так, ещё в 1895 г. Мерингер, которого считают отцом проблемы речевых ошибок, опубликовал список из более чем 8000 ошибок в устной и письменной речи, а также ошибок, допускаемых при чтении [2].

К речевым ошибкам относятся паузы (они составляют до 40-50% речи), колебания, исправления, повторы и замещения, а также оговорки.

Рассматривая оговорки, Виктория Фромкин делит их на 4 типа: подстановка, перестановка, опущение, добавление. Эти типы по её мнению подтверждают наличие и психолингвистическую реальность фонем, слогов, слов, синтагм, что позволяет классифицировать их по уровням языка (фонетический, морфологический, семантический, синтаксический) [2].

В лингвистике (есть разные классификации) по своему характеру речевые ошибки бывают следующих основных типов:

- Лексические и фразеологические;

- Грамматико-стилистические (в том числе морфологические и синтаксические);

- Ошибки, связанные с построением развернутой связной речи, с ее логико-конструктивными особенностями;

- Орфоэпические (причиной, которых, может быть, как влияние среды, так и индивидуальные дефекты речи).

Каждый их этих типов ошибок требует особого внимания и организованного методического подхода по их устранению и предупреждению.

Методика развития речи включает в себя несколько направлений: словарная работа, работа над связной речью, работа над письменными формами

- написание реферата, статьи, аннотации. Каждое направление имеет свои принципиальные положения, цели и задачи.

Работа по развитию речи может осуществляться в трех направлениях:

1. Обогащение словарного запаса студентов, которое обеспечивается словарной работой (на основании различных упражнений).

2. Овладение нормами русского литературного языка: произношение, образование форм слов, построение словосочетаний и предложений; ознакомление со стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и синонимией суффиксов и приставок.

3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме различных стилей.

Среди наиболее часто встречающихся лексических ошибок можно выделить ряд основных групп и типов:

1) Употребление в качестве равнозначных слов, разных по значению (фрукты и плоды, жаба и лягушка, кто-то и кто-нибудь). Подобное неразличение слов по значению часто объясняется отсутствием конкретных представлений, которые обозначаются такими словами. Для предупреждения подобных ошибок необходимо подробно рассказать о смысловой нагрузке прямого значения каждого из слов и определить правильный контекст употребления;

2) Смешение пар слов, внешне сходных между собой, но различных по значению. Эта категория ошибок довольно обширна по количеству и разнообразна по своему характеру: близкий и ближний, лесник и лесничий,

дворник и дворянин, дворецкий и дворовый, удивленно и удивительно, наказ и наказание, одеть и надеть, смешной и смешливый;

3) Неразличение понятий, сопоставляемых как противоположные: посредственно (посредством) и непосредственно;

4) Незнание подлинного значения слова и в связи с этим произвольное его истолкование, а иногда и сближение его со знакомыми словами по принципу народной этимологии;

5) Искусственное, не принятое в литературном языке образование слов (по аналогии с существующими моделями):

а) Отглагольных существительных: надутие парусов, отправлятие

корабля, топотня ног, суетня;

6) Глаголов: не мог предузнать, сочтил это за грех;

б) Диалектно-просторечные слова, как формы слов, и выражения: обратно (в значении «опять»), чаевничать (чай пить), сиганул (прыгнул), утопнуть, утоп, утопился (в значении «утонул»);

7) незнание того, какие слова по своему значению могут сочетаться между собой, а какие нет: начали устраивать дуэль, вызывает недоразумение, избежал вопроса о докладе;

8) лишние в речи слова (слова-паразиты): значит, ну, взять к этому в строку, так сказать, вот, скажем;

9) штампы речи: в общем и целом, вопрос поставлен ребром, проводить свою линию;

10) тавтологические сочетания слов: «... следовательно, перед нами стоят следующие вопросы...», «изображать образы», «десять человек учеников».

Многие ошибки обнаруживаются студентами и без труда исправляются, стоит только обратить их внимание на неудачную в стилистическом отношении фразу и нужное слово для замены может быть найдено ими. В других случаях приходится прибегать к дополнительным разъяснениям значения слов, указаниям на их принадлежность к тому или иному стилю и сферу их употребления.

Предупреждение грамматических ошибок возможно при систематическом выполнении следующих упражнений:

- Конструирование предложений разных типов; распространение (в том числе и дописывание) предложений с соблюдением определенных условий грамматического и стилистического характера; вставка пропущенных слов и словосочетаний (в том числе и таких, которые в конкретном тексте используются как средства изобразительности - эпитетов, метафор);

- Подбор ряда предложений (придуманных или из текстов художественных произведений) на предложенную тему или по демонстрируемой картине;

- Грамматический разбор с анализом значений (смысла) предложений и состава слов (уяснение значения слова в целом и отдельных его морфем -приставок, суффиксов).

Развитию стилистических навыков способствуют:

- Сопоставление и различение случаев перехода одной части речи в другую;

- Сравнение двух или нескольких вариантов одного и того же предложения, но с измененным порядком слов;

- Сопоставление действительных и страдательных оборотов с указанием на грамматические и стилистические особенности каждого из них (я написал письмо - письмо написано мной);

- Сопоставление членов простого предложения, выраженных простыми

грамматическими средствами. Например: определений, выраженных

прилагательным или причастием и существительным в родительном падеже (плотничий инструмент и инструмент плотника); дополнений, выраженных неопределенной формой глагола и существительным в винительном падеже (коля любил играть во дворе и коля любил игры во дворе); подлежащих, выраженных неопределенной формой глагола и существительным и т.п.;

- Сопоставление пар предложений с одними и теми же прилагательными-определениями, когда они бывают то однородными, то неоднородными;

сравнение в грамматическом и стилистическом отношении предложений, например односоставных и двусоставных;

- Сравнение конструкций с обособлением и без обособления (имеются в виду также причастные и деепричастные обороты в сопоставлении их с соответствующими им придаточными предложениями, членами простого предложения и т.д.;

- Сравнение конструкций со словами и группами слов, стоящими вне грамматической связи (обобщениями, вводными словами) с конструкциями и без них. При этом указывается и на эмоциональность речи, что связано с различными способами обращения, и на различные способы выражения отношения к тому, что говорится;

- Сопоставление сложносочиненных предложений с составляющими их простыми предложениями (1. Тучи разошлись, и выглянуло солнце. 2. А) тучи разошлись; б) выглянуло солнце);

- Упражнения в замене придаточных синонимическими конструкциями, но с разными союзами и с обязательным указанием на различие в смысловых оттенках таких конструкций;

- Определение того, какие изменения в смысле и его оттенках происходят в предложении при:

а) Замене придаточных причастным оборотом, деепричастным оборотом, отдельными членами предложения (распространенными и нераспространенными);

б) Распространении простых предложений в сложные -сложносочиненное или сложноподчиненное;

в) В ведении в сложные предложения обособленных оборотов и отдельных слов (вводных, обращений, уточняющих обстоятельств и т.д.);

г) Замене личного предложения безличным;

д) Замене (или сопоставлении союзных или бессоюзных сложных предложений;

- Сопоставление разных значений падежей, например, родительного и винительного («я не ем мясо» и «я не ем мяса»);

- Придумывание ряда предложений с одним и тем же сочетанием, оборотом, словом;

- Упражнения в употреблении синонимических оборотов и выражений; упражнения в замене придаточных предложений одним словом или словосочетанием:

а) Замена целого выражения одним словом;

б) Замена предложений с причастными оборотами предложениями без них и наоборот.

Таким образом, работа по предупреждению ошибок должна быть организованной, целенаправленной, вестись систематически потому, как речевая культура человека является одной из составных частей общей культуры. Речевая культура современного молодого человека неразрывна связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, во многом определяет качества нравственного облика личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности.

Особенно актуально это в период вузовского обучения студентов, когда потребность в образовании и общении находится в неразрывной связи с самой личностью, ее культурой, речевыми умениями и навыками, используемыми в учебной, повседневной и будущей профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Баринова Е.А. Методика русского языка. - М.: Просвещение, 1974.

2 Белянин В.П. Психолингвистика. - М.,1988.

3 Выготский Л.С. Конкретная психология человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.

4 Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие.

- М.: Лабиринт, 1997.

5 Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград, 1996.

- С. 383.

6 Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М.: Просвещение, 1982. - С. 143.

7 Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. - М.,1977.

© В.Г. Тропина, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.