Научная статья на тему 'Психолингвистические детерминанты отношения юношей и девушек к временной перспективе'

Психолингвистические детерминанты отношения юношей и девушек к временной перспективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолингвистический анализ / образ будущего / ценностно-смысловая сфера личности / осмысленность жизни / студент / psycholinguistic analysis / image of the future / value-meaning sphere of personality / meaningfulness of life / student

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Азарко Елена Матвеевна, Комерова Наталья Евгеньевна

Введение. Новая реальность, отличающаяся геополитической напряженностью, «кризисом достоверности» информации, которая лишает современного человека возможности антиципации предстоящих событий, вводит в ситуацию неопределенности, что делает особенно актуальным исследование отношения молодежи ко времени жизни. Проанализированы исследования зарубежных и отечественных ученых в области психолингвистики, представлений об образе будущего и отношения к временной перспективе. Обнаруженное отсутствие исследований психолингвистических детерминант отношения к временной перспективе у юношей и девушек обосновало новизну исследования. Цель. Выявление и описание представления студентов о временной перспективе. Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо), незаконченные предложения «Представления о времени жизни» (И. В. Абакумова; Е. М. Азарко, Н. Е. Комерова) и морфологический разбор на платформе RusTXT.RU. Результаты исследования. Выявлено, что представления о временной перспективе складываются из приоритетных ценностей; системы личностных смыслов; механизмов самооценивания и самоконтроля; рефлексивного осознания прошлого; побуждающих желаний и установок. Психолингвистический анализ выявил лингвистические и смысловые конструкты, наиболее часто употребляемые молодыми людьми для описания отношения к прошлому, настоящему и будущему. Представлена авторская модель психолингвистических детерминант отношения к времени. Обсуждение и заключения. Подчеркнута изменчивость отношения человека к прошлому, уникальность лексикона человека, обусловленная индивидуальным лингвистическим опытом. Отмечена высокая выраженность ориентации студентов на будущее. Показано, что частота употребления определенных частей речи меняется в зависимости от отношения к временной перспективе. Выявлено, что респонденты с высокой ориентацией на будущее и позитивным отношением к прошлому употребляют больше частей речи для описания прошлого и будущего. Их речь характеризуется большей конкретикой и словарным запасом, что говорит о сформированности представлений о жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Азарко Елена Матвеевна, Комерова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycholinguistic Determinants of the Attitude of Young People to the Time Perspective

Introduction. A new reality, characterized by geopolitical tension, a ‘reliability crisis’ of information, which deprives a modern person of the possibility of anticipating future events, introduces a situation of uncertainty, which makes it especially relevant to study the attitude of young people to the time of life. The research of foreign and domestic scientists in the field of psycholinguistics, ideas about the image of the future and attitudes to the time perspective are analyzed. The found absence of studies of psycholinguistic determinants of attitudes to the time perspective in boys and girls justified the novelty of the study. Purpose. Identification and description of students’ ideas about the time perspective. Materials and Methods. As a methodological tool, we have chosen the methodology Time Perspective Questionnaire by Zimbardo, Ideas About Lifetime unfinished sentences technique by I. V. Abakumova, E. M. Azarko and N. E. Komerova, and morphological analysis on the platform RusTXT.RU. Results. It was determined that the ideas about the time perspective consist of priority values; systems of personal meanings; mechanisms of self-assessment and self-control; reflexive awareness of the past; motivating desires and attitudes. Psycholinguistic analysis revealed linguistic and meaning constructs most often used by young people to describe attitudes to the past, present, and future. The author’s model of psycholinguistic determinants of attitude to time is presented. Discussion and Conclusion. The variability of a person’s attitude towards the past and the uniqueness of a person’s lexicon due to individual linguistic experience are emphasized. The high degree of orientation of students for the future is described. It is shown that the frequency of using certain parts of speech varies depending on the attitude to the time perspective. It was revealed that respondents with a high orientation to the future and a positive attitude to the past use more parts of speech to describe the past and the future. Their speech is characterized by greater specificity and vocabulary, which indicates the formation of ideas about life.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические детерминанты отношения юношей и девушек к временной перспективе»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ личности

УДК 159.9 Научная статья

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-13-23

Психолингвистические детерминанты отношения юношей и девушек к временной перспективе

И. В. Абакумова , Е. М. Азарко , Н. Е. Комерова Н

Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1

Н komerova.nata@gmail.com

Аннотация

Введение. Новая реальность, отличающаяся геополитической напряженностью, «кризисом достоверности» информации, которая лишает современного человека возможности антиципации предстоящих событий, вводит в ситуацию неопределенности, что делает особенно актуальным исследование отношения молодежи ко времени жизни. Проанализированы исследования зарубежных и отечественных ученых в области психолингвистики, представлений об образе будущего и отношения к временной перспективе. Обнаруженное отсутствие исследований психолингвистических детерминант отношения к временной перспективе у юношей и девушек обосновало новизну исследования.

Цель. Выявление и описание представления студентов о временной перспективе.

Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо), незаконченные предложения «Представления о времени жизни» (И. В. Абакумова; Е. М. Азарко, Н. Е. Комерова) и морфологический разбор на платформе RusTXT.RU.

Результаты исследования. Выявлено, что представления о временной перспективе складываются из приоритетных ценностей; системы личностных смыслов; механизмов самооценивания и самоконтроля; рефлексивного осознания прошлого; побуждающих желаний и установок. Психолингвистический анализ выявил лингвистические и смысловые конструкты, наиболее часто употребляемые молодыми людьми для описания отношения к прошлому, настоящему и будущему. Представлена авторская модель психолингвистических детерминант отношения к времени.

Обсуждение и заключения. Подчеркнута изменчивость отношения человека к прошлому, уникальность лексикона человека, обусловленная индивидуальным лингвистическим опытом. Отмечена высокая выраженность ориентации студентов на будущее. Показано, что частота употребления определенных частей речи меняется в зависимости от отношения к временной перспективе. Выявлено, что респонденты с высокой ориентацией на будущее и позитивным отношением к прошлому употребляют больше частей речи для описания прошлого и будущего. Их речь характеризуется большей конкретикой и словарным запасом, что говорит о сформированное™ представлений о жизни.

Ключевые слова: психолингвистический анализ, образ будущего, ценностно-смысловая сфера личности, осмысленность жизни, студент.

Для цитирования. Абакумова, И. В., Азарко, Е. М., Комерова, Н. Е. (2023). Психолингвистические детерминанты отношения юношей и девушек к временной перспективе. Инновационная наука: психология, педагогика, де-https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-13-23

© Абакумова И. В., Азарко Е. М., Комерова Н. Е., 2023

Original article

Psycholinguistic Determinants of the Attitude of Young People to the Time Perspective

I. V. Abakumova®, E. M. Azarko Ф, N. E. Komerova О

Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation

H komerova.nata@gmail.com

Abstract

Introduction. A new reality, characterized by geopolitical tension, a 'reliability crisis' of information, which deprives a modern person of the possibility of anticipating future events, introduces a situation of uncertainty, which makes it especially relevant to study the attitude of young people to the time of life. The research of foreign and domestic scientists in the field of psycholinguistics, ideas about the image of the future and attitudes to the time perspective are analyzed. The found absence of studies of psycholinguistic determinants of attitudes to the time perspective in boys and girls justified the novelty of the study.

Purpose. Identification and description of students' ideas about the time perspective.

Materials and Methods. As a methodological tool, we have chosen the methodology Time Perspective Questionnaire by Zimbardo, Ideas About Lifetime unfinished sentences technique by I. V. Abakumova, E. M. Azarko and N. E. Komerova,

and morphological analysis on the platform RusTXT.RU.

Results. It was determined that the ideas about the time perspective consist of priority values; systems of personal meanings; mechanisms of self-assessment and self-control; reflexive awareness of the past; motivating desires and

attitudes. Psycholinguistic analysis revealed linguistic and meaning constructs most often used by young people to describe attitudes to the past, present, and future. The author's model of psycholinguistic determinants of attitude to time is presented.

Discussion and Conclusion. The variability of a person's attitude towards the past and the uniqueness of a person's lexicon due to individual linguistic experience are emphasized. The high degree of orientation of students for the future is described. It is shown that the frequency of using certain parts of speech varies depending on the attitude to the time perspective. It was revealed that respondents with a high orientation to the future and a positive attitude to the past use more parts of speech to describe the past and the future. Their speech is characterized by greater specificity and vocabulary, which indicates the formation of ideas about life.

Keywords: psycholinguistic analysis, image of the future, value-meaning sphere of personality, meaningfulness of life, student.

For citation. Abakumova, I. V., Azarko, E. M., Komerova, N. E. (2023). Psycholinguistic Determinants of the

Attitude of Young People to the Time Perspective. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 6(1), 13—23. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-l-13-23

Введение. Новая реальность, сопровождающаяся, с одной стороны, повышенными информационными рисками, и разнонаправленными источниками информации на фоне геополитической напряженности, с другой, а также опасностью инфодемии вследствие распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и изменяющимися условиями цифровой трансформации, определяет актуальность исследования отношения ко времени. Для молодых людей, находящихся на этапе личностного определения и формирования социальной центрации, текущая ситуация неопределенности создает сложности в конструировании временной перспективы и образа будущего. Таким образом, для нас, как для исследователей, особый исследовательский интерес вызывают особенности отношения молодых людей к временной перспективе, а также психолингвистические аспекты описания прошлого, настоящего, будущего юношами и девушками в сложившейся социокультурной обстановке.

В научном поле проблемы психологингвистического анализа речи и представлений и временной перспективы являются достаточно разработанными, и работа над ними представляется актуальной как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Так, О. М. Гринева (2020) проводит психолингвистический анализ

концепта «смысл сообщений» в процессе коммуникации; W. Wu et al. (2022) анализируют модуляции мозговой активности психолингвистической информацией при естественном восприятии и воспроизведении речи; А. А. Койнова и М. М. Кужгельгенова (2021) представляют ассоциативные методы психолингвистического анализа речи; Л. В. Куликов и др. (2022) описывают психолингвистические особенности сетевой коммуникации молодых людей с разными половозрастными характеристиками.

Исследования временной перспективы и антиципации будущего сегодня также находятся в ряде актуальных тем. Данные вопросы в той или иной мере затронуты в работах следующих авторов: S. J. Barber et al. (2020); J. Demblon, A. D'Argembeau (2014); D. J. Hallford et al. (2020); M. Märtsin (2019); Н. В. Петрикова (2021); Л. С. Самсоненко (2019). Так, О. Н. Попова (2020) предпринимает попытку прогнозирования эффективности самоопределения личности по характеристикам сбалансированности временной перспективы. М. Guo, Y. Lou и N. Zhang (2022) исследуют взаимосвязь отношения к временной перспективе и здорового образа жизни; L. J. Finan et al. (2022) изучают отношение к временной перспективе и употребление психоактивных веществ в группах подростков; Д. П. Заводчиков и Н. Н. Ледерманн (2017) рассматривают теоретико-методологические компоненты образа профессионального будущего. В работах Н. П. Шиловой и П. П. Бруданова (2020) будущее рассматривается как динамическое психологическое образование, формирующее направленность жизни и самоорганизацию человека. По мнению ученых A. Przepiorka и М. Sobol-Kwapinska (2021), люди с позитивным отношением к временной перспективе, чувствуют себя счастливыми и благополучными.

Таким образом, при большой разработанности обозначенных проблем отсутствуют исследования психолингвистических детерминант отношения к временной перспективе у юношей и девушек.

Целью исследования выступили выявление и описание представления студентов о временной перспективе.

Гипотезы исследования:

1) Представления о времени у юношей и девушек в возрасте от 18 до 21 года могут иметь многокомпонентую структуру; студенты, в своем большинстве, чаще ориентированы на будущее;

2) Ответы респондентов, как психолингвистические детерминанты, могут быть связаны со смысловой сферой личности и конкретизировать специфический набор личностных смыслов, мотивов, целей, ценностей, установок о жизни и самоопределении студентов.

Материалы и методы. Для изучения особенностей отношения к временной перспективе были избраны методика «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо и незаконченные предложения «Представления о времени жизни» И. В. Абакумовой, Е. М. Азарко и Н. Е. Комеровой. Для контент-анализа отобраны следующие незаконченные предложения: 1) Будущее кажется мне; 2) Я смогу быть счастливой/ым, если; 3) Надеюсь на; 4) Наступит тот день, когда; 5) Больше всего в жизни я хотел(ла) бы; 6) Когда я буду старым (ой); 7) Моя будущая жизнь кажется мне; 8) Мое прошлое было; 9) Прошлое — это; 10) Я вспоминаю о прошлом (таблица 1).

Выборку составили 74 студента 1—3 курсов, юноши и девушки в возрасте 18-21 лет. Эмпирической базой исследования выступил государственное бюджетное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет».

Процедура включала на начальном этапе сбора эмпирического материала применение бланков и Google Forms; на этапе систематизации, обработки и анализа — программное обеспечение MS Excel, контент-анализ, морфологический разбор на платформе RusTXT.RU.

Результаты исследования. В таблице 1 представлены результаты контент-анализа ответов респондентов на вопросы авторской анкеты «Представления о времени жизни». Для контент-анализа ответов по каждому предложению были выделены единицы анализа. Так, на предложение «Будущее кажется мне...» были выделены нейтральная, позитивная и негативная оценка: более 72,4 % респондентов оценивают свое будущее как позитивное (например, «светлым», «прекрасным», «радостным»), и только для 4 % будущее кажется негативным. В предложении «Я всегда хотел(а)...» выделены следующие единицы для анализа результатов: «успех, самореализация», «помощь другим», «личное счастье», «отдых, путешествия» и «заглянуть в будущее». Результат помогает распределить ожидания от будущей жизни по сферам их реализации.

Таблица 1 Характеристики представлений о временной перспективе. Контент-анализ незаконченных предложений

Варианты незаконченных предложений и категорий ответов %

Позитивная оценка 72,4

В т. ч. оценка будущего связи с личными ценностями, успеха, достижением результатов 31,5

Нейтральная оценка 23,6

Негативная оценка 4

Я всегда хотел/хотела...

Успех, реализация 47,3

Личное счастье, гармония 25,7

Помощь другим, счастье семьи 14,8

Отдых, путешествия 8,2

«Заглянуть в будущее» 4

Я смогу быть счастливой/ым если ...

Личное развитие 35,1

Семья 33,7

Работа, бизнес 12,5

Деньги 9,4

Хобби 4

Варианты незаконченных предложений и категорий ответов %

Здоровье 2,7

Отдых 1,3

Друзья 1,3

Надеюсь на ...

Локус контроля - Я («себя») 42,9

Абстрактная оценка («лучшее», «счастье», «Всевышнего», «хорошее», «мир во всем мире», 34,8

«прекрасное», «счастье»)

Внешние события (Локус - контроля Жизнь) 17,21

«других» 5,09

Наступит тот день, когда ...

Достижение личных целей: Нематериальных 73

Фактическое событие («я умру», «мне не будет больно») 14,9

Внешние события 4

Нейтральные события: «все будет хорошо», «мир во все мире» 5,4

Достижением материальных целей 2,7

Больше всего в жизни я хотел(ла) бы ...

Личное развитие 37,1

Семья 17,2

Работа, бизнес 14,8

Отдых 13,1

Хобби 10,5

Здоровье 6

Друзья 1,3

Когдая буду старъш(ой) ...

Удовольствия, отдых, саморазвитие 45,6

Время с семьей 30,7

Затрудняюсь ответить

Отрицание «старости» («буду вечно молодым») Воспоминания

11,8

6.4

5.5

Моя будущая жизнь кажется мне ...

Позитивная оценка («счастливой», «радостной», «продуктивной», «светлой», «насыщенной») Нейтральная оценка («размеренной», «спокойной», «предсказуемой») Негативная оценка («бесперспективной»)

89,1

9,6 1,3

Мое прошлое было ...

Позитивная оценка («ярким», «жизнерадостным», «лучшим») Нейтральная оценка («обычным», «... и прошло», «спокойным») Негативная оценка («грустным», «тяжелым», «мрачным»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

63,8 22,2 14

Прошлое — это ...

Череда событий, которые прошли («то, что не вернуть», «пройденный этап») Опыт

Другие варианты («время», «прошлое» и проч.)

44,4 39 16,6

Я вспоминаю о прошлом ...

Ответы, связанные с переживанием положительных эмоций («с улыбкой», «с теплотой», «с нежностью» и проч.)

Ответы, связанные с временем («редко», «часто», «никогда» и проч.)

Ответы, связанные с переживанием негативных эмоций («грусть», «печаль», «тоска»)

27,7 19,5

52,8

Предложение «Я смогу быть счастливым/ой если ...» помогает увидеть «условия» достижения счастья и наиболее важные сферы реализации потребностей. Большинство ответов респондентов отражают заинтересованность в личной самореализации (35,1 %) и в счастье значимых близких (33,7 %). Далее, предложение «Я надеюсь на ...» хорошо отражает установку на себя, как на субъекта достижения желаемого будущего, или на внешние обстоятельства. 42,9 % респондентов определяют себя как активного «творца» своей жизни, и их ответы дают основания полагать, что их установка «локус контроля—Я». Таким образом, выделены единицы анализа: «себя», «других», «внешние обстоятельства», «абстрактная оценка».

В оценке ответов респондентов на предложение «Наступит тот день, когда...» представлены возможные ожидаемые результаты достижения целей, такие как материальные и нематериальные цели. Так, 73 % респондентов выделяет желаемыми достижение целей, связанных с личным развитием и самореализацией.

Предложение «Больше всего в жизни я хотела/хотел бы ...» позволяет конкретизировать цели по сферам жизни: «семья», «работа, бизнес», «личное развитие», «отдых», «деньги», «хобби», «здоровье», «друзья». Эти результаты также свидетельствуют в пользу гипотезы о наибольшей значимости личного развития и семейных отношений.

Предложение «Когда я буду старым ...» дает возможность прогнозирования желаемого «финала» жизненного пути, и здесь на главенствующую позицию выходит «удовольствие, отдых» (45,6 %) и «время с семьей» (30,7 %). По всей вероятности, к этому времени все задачи самореализации уже должны быть выполнены.

Прошлое оценивается как череда событий, которые прошли («то, что не вернуть», «пройденный этап» — 44,4 %), опыт (39 %). В ответах на предложение «Мое прошлое было ...» получены эмоционально-оценочные суждения позитивного (63,8 %), нейтрального (22,2 %) или негативного характера (14 %).

На предложение «Я вспоминаю о прошлом...» заявлены ответы, связанные с переживанием положительных эмоций («с улыбкой», «с теплотой», «с нежностью» и других — 52,8 %) или отрицательных эмоций («грусть», «печаль», «тоска» — 19,5 %); часть ответов респондентов (27,7 %) связана с констатацией частоты воспоминаний («редко», «часто», «никогда»).

Обобщая данные контент-анализа, можно заключить, что молодые люди строят свои представления о будущем на основе «идеальных» образов и сценариев жизни, наполненных описаниями эмоциональных состояний, ценностей и личностных смыслов. Об этом также свидетельствует результат по предложению «Мое будущее представляется мне ...»: 89,1% респондентов определили будущее такими эпитетами как «радостное», «счастливое», «продуктивное», «светлое», «насыщенное».

В таблице 2 показаны средние значения по шкалам опросника временной перспективы. Более выражены шкала будущего (3,88) и шкала позитивного прошлого (3,64). Менее выражены шкалы «гедонистическое настоящее» (2,81), «негативное прошлое» (2,41) и «фаталистическое настоящее» (2,21).

Результаты по методике «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо Таблица 2

Группы Шкалы опросника временной перспективы

респондентов

негативное позитивное фаталистическое гедонистическое будущее

прошлое прошлое настоящее настоящее

Студенты 2,41 3,64 2,21 2,81 3,88

1-3 курсов

Как видно на рисунке 1, большинство студентов выборки в высокой (63,5 %) или средней (29,7 %) степени ориентированы на перспективу, что свидетельствует в пользу первой гипотезы о том, что возрастная страта студентов ориентирована на будущее.

В таблице 3 демонстрируется частота использования различных частей речи респондентами при обозначении своего отношения к прошлому, настоящему и будущему. Проведен морфологический анализ ответов респондентов незаконченных предложений; для систематизации применялись шкалы временной перспективы — «негативное прошлое», «позитивное прошлое», «фаталистическое настоящее», «гедонистическое настоящее», «будущее».

6,8 %

■ высокая степень ориентации на будущее

■ средняя степень ориентации на будущее низкая степень ориентации на будущее

Рис. 1. Степень ориентации на будущее среди респондентов

Для морфологического анализа были отобраны по 5 ответов респондентов с высокими баллами по шкалам «негативное прошлое», «позитивное прошлое», «фаталистическое настоящее», «гедонистическое настоящее», «будущее» методики «Опросник временной перспективы» и подсчитана частота встречаемости частей речи в описаниях представлений о времени жизни. В таблице 3 представлены средние значения встречаемости каждой части речи в связи с акцентуацией временной перспективы.

Морфологический анализ показал, что психолингвистическими детерминантами отношения к временной перспективе выступают: существительные как констатация конкретных желаний, устремлений, представлений о себе и своей личности во времени; глаголы как отражение активной жизненной позиции, лабильности и мотивации к достижениям; прилагательные как эмоционально-оценочные характеристики; союзы, предлоги и наречия — многообразие восприятия.

Таблица 3 Результаты морфологического анализа ответов респондентов с различным отношением к временной перспективе (RusTXT.RU)

Части речи Результаты морфологического анализа

негативное позитивное фаталистическое гедонистическое будущее

прошлое прошлое настоящее настоящее

существительное 7,4 13 5,4 6,2 9,4

глагол в личной 3,0 4,4 3,4 3,4 4,6

форме

инфинитив 3,4 5,6 3,8 2,8 4,4

прилагательное 6,0 10,4 4,4 6,0 8,0

краткое прилага- 0,8 0,4 2,2 0,8 1,2

тельное

предикатив 0,2 0,0 0,6 0,2 0,0

наречие 1,6 1,6 2,6 2,6 1,4

союз 4,2 3,8 3,6 4,0 4,4

предлог 2,2 4,2 1,8 1,2 1,4

частица 1,0 0,8 0,6 1,0 0,6

Конкретизируя результаты, отметим, что наиболее насыщенными словами представляются характеристики позитивного прошлого. Представления о позитивном прошлом основано на использовании существительных (13,0), прилагательных (10,4), инфинитивов и глаголов в личной форме (5,6 и 4,4), предлогов (4,2), союзов (3,8), наречий (1,6). Данный факт можно объяснить тем, что отношение к прошлому опыту, как к теплому, поучительному, является результатом осмысления и анализа ошибок, что говорит о наличии у респондентов склонности к рефлексии, и, как следствие, многословности в формулировании ответов. Представление о негативном прошлом связывается с использованием существительных (7,4), прилагательных (6), инфинитивов и глаголов в личной форме (3,4 и 3,0), союзов (4,2), предлогов (2,2). Интересно, что общее количество употребляемых слов здесь наблюдается значительно меньше, чем у тех, кто позитивно оценивает прошлый опыт. Преобладающими выступают существительные и прилагательные, как предикторы оценки прошлого опыта, определяющие его как «негативный». В характеристике будущего наблюдаются существительные (9,4), прилагательные (8,0), инфинитивы и глаголы в личной форме (4,4 и 4,6), союзы (4,4). В представлениях о фаталистическом настоящем используются существительные (5,4), прилагательные (4,4) и краткие прилагательные (2,2), инфинитивы и глаголы в личной форме (3,8 и 3,4), союзы (3,6), наречия (2,6).

1. Существительное (9,4)

2. Глагол в личной форме (4,6)

3. Инфинитив (4,4)

4. Прилагательное (8,0)

5. Краткое прилагательное (1,2)

1. Существительное (5,4)

2. Глагол в личной форме (3,4)

3. Инфинитив (3,8)

4. Прилагательное (4,4)

5. Краткое прилагательное (2,2)

1. Существительное (7,4)

2. Глагол в личной форме (3,0)

3. Инфинитив (3,4)

4. Прилагательное (6,0)

5. Краткое прилагательное (0,8)

1. Существительное (6,2)

2. Глагол в личной форме (3,4)

3. Инфинитив (2,8)

4. Прилагательное (6,0)

5. Краткое прилагательное (0,8)

1. Существительное (13,0)

2. Глагол в личной форме (4,4)

3. Инфинитив (5,6)

4. Прилагательное (10,4)

5. Краткое прилагательное (0,4)

Рис. 2. Модель представлений о времени и психолингвистические детерминанты (составлено автором)

В представлениях о гедонистическом настоящем применяются существительные (6,2), инфинитивы и глаголы в личной форме (3,4 и 2,8), прилагательные (6), союзы (4), наречия (2,6). Отметим, что люди с большей фиксацией на настоящем используют меньше прилагательных и существительных для характеристики отношения к будущему и прошлому, что закономерно отражает их желание жить в настоящем моменте и полагаться на внешние обстоятельства.

На основе полученных результатов можно сформировать модель представлений о времени и соответствующие им психолингвистические детерминанты, представленную на рисунке 2. Можно наблюдать, что центральная линия-стрелка, связанная с проживанием жизни и ее движением вперед, сочетает в себе представления о прошлом, настоящем и будущем. Личность, направляя свое внимание на факты прошедшей или настоящей жизни, а также ожидаемые события, транслирует свои представления в разнохарактерных, иногда дуальных, эмоционально-оценочных суждениях, переживании себя как субъекта действия в своей жизни.

Обсуждение и заключения. Сравнивая полученные результаты со сходными работами и отношением ко временной перспективе, отметим данные, изложенные в статье N. Komerova et al.: «... в течение жизни личность неоднократно пересматривает свое отношение к прошлому опыту, и в зависимости от этого анализа, делает заключение о своей успешности, состоятельности, удовлетворенности жизнью. Мотивационная и ценностно-смыс-ловая сфера личности отражают направление развития личности, ее отношение ко времени жизни в целом ...» (Komerova et al., 2021, с. 07065).

0. М. Гринева пишет, что «...именно смыслы сообщений передают индивидуальность адресанта в процессе коммуникации.... познать личность их автора даже в тех случаях, когда непосредственное общение с ним невозможно ...» (Гринева, 2020, с. 22).

J. М. Rodd констатирует, что лексикон каждого человека уникально структурирован специфическим, своеобразным лингвистическим опытом и «...механизмы обучения играют жизненно важную роль в обеспечении быстрого доступа к значениям слов путем формирования и поддержания высококачественных лексико-семанти-ческих знаний на протяжении всей жизни ...» (Rodd, 2020).

A. S. Miner et al. (2022) провели анализ влияния использования языка терапевтом (время, реакция и последовательность) в пяти клинически значимых языковых областях: местоимения, ориентация во времени, эмоциональная полярность, тактика терапевта и паралингвистический стиль. Результаты демонстрируют, что психолингвистический анализ языка терапевта является полезным инструментом для повышения эффективности работы терапевтов (Miner et al., 2022).

В результате проведенного исследования можно констатировать следующие выводы:

1. Представления студентов о прошлом, настоящем и будущем складываются из:

— упоминаний приоритетных ценностей: личное развитие (характерно для 35,1 %), семья (33,7 %), работа, бизнес (35,1 %), деньги (33,7 %), хобби (12,5 %), здоровье (9,4 %), отдых (2,7 %), друзья (1,3 %);

— системы личностных смыслов: в оценке будущего для 89,1 % характерна позитивная оценка, для 9,6 % — нейтральная оценка и негативная оценка для 1,3 % респондентов; в оценке прошлого для 63,8 % характерна позитивная оценка, нейтральная для 22,2 % и негативная оценка для 14 % респондентов;

— актуализации механизмов самооценивания и самоконтроля: в предложении «Надеюсь на...» для 42,9 % респондентов характерны ответы «на себя» (и связанный с ними «Локус контроля-Я»); для 34,8 % — уверенность и вера в «лучшее», «счастье», «Всевышнего», «хорошее», «мир во всем мире», «прекрасное», «счастье»; у 17,21 % — ответ «внешние события» и у 5,09 % респондентов ответ «других»;

— рефлексивного осознания и принятия прошлого как позитивного (52,8 %) или негативного опыта (19,5 %);

— осознания побуждающих желаний и установок: в будущем ожидаются «успех, реализация» (встречаются у 47,3 %); «личное счастье, гармония» (у 25,7 %), «помощь другим, счастье семьи» (у 14,8 %), «отдых, путешествия» (у 8,2 %); у 4 % респондентов ответ «заглянуть в будущее».

2. Представления студентов о времени многокомпонентны. Детерминанты представлений отношения студентов к временной перспективе, в первую очередь, представлены шкалой будущего (3,88) и шкалой позитивного прошлого (3,64); далее гедонистическим настоящим (2,81), негативным прошлым (2,41) и фаталистическим настоящим (2,21).

3. Морфологический анализ показал, что частота употребляемости определенных частей речи различается в зависимости от отношения к временной перспективе. Выявлено, что респонденты с высокой ориентацией на будущее и позитивным отношением к прошлому употребляют больше существительных, глаголов, прилагательных для описания прошлого и будущего, используют больше предлогов, наречий и союзов. Их речь более конкретна и многословна, что свидетельствует о наполненности жизни, высоком уровне осмысленности жизни и более активной жизненной позиции. Тогда как респонденты с ориентацией на гедонистическое и фаталистическое настоящее используют больше односложных ответов, меньше существительных и прилагательных для описания представлений о будущем и прошлом. Следовательно, выдвинутые гипотезы полностью подтвердились.

4. Представленная модель отношения ко времени и морфологического разбора позволяет констатировать, что отношение ко времени жизни также отражается на самовыражении респондентов посредством языка, а именно частоте употребления определенных частей речи и их количестве.

Полученные результаты можно рекомендовать для использования в написании курсов по изучению жизненного пути личности, ее отношения ко времени. В направлении практической психологии и консультирования представляет интерес использование индивидуальных психолингвистических характеристик речи для формирования клиентского запроса. Темой дальнейших научных исследований может стать изучение временной перспективы интернет-пользователей различного возраста в условиях цифровой трансформации.

Список литературы

Гринева, О. М. (2020). Психолингвистический анализ концепта «смысл коммуникации». Вопросы психолингвистики, 4(46), 21-34.

Заводчиков, Д. П. Ледерман, H. Н. (2017). Основные теоретико-методологические подходы к изучению образа профессионального будущего. Современная высшая школа: инновационный аспект, 9 (4(38)), 160-170.

Койнова, А. А., Кужгельгенова, M. М. (2021). Ассоциативные методы психолингвистического анализа речи. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 4, 42—48.

Куликов, Л. В., Маленова, А. Ю., Потапова, Ю. В. И др. (2022). Психолингвистические особенности сетевой коммуникации молодых людей с разными половозрастными характеристиками. Вестник Омского университета. Серия «Психология», 1, 33—44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петрикова, Н. В. (2021). Уровень притязаний и качество содержания представлений о будущем старшеклассников. Психологические проблемы смысла жизни и акме, /(1), 236-239. https://www.doi.org/10.24412/cl-35781-2021-l-236-239

Попова, О. Н. (2020). Прогнозирование эффективности самоопределения личности по характеристикам сбалансированности временной перспективы. Сибирский психологический журнал, 75, 195-208.

Самсоненко, Л. С. (2019). Изучение представлений о будущем у студентов на разных этапах обучения. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 4(29), 355—358. https://www.doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0Q84

Шилова, Н. П., Бруданов, П. П. (2020). Изменение представлений об образе будущего в юношеском возрасте. Психолог, 4,45-59.

Barber, S. J., Lopez, N., Cadambi, K. et al. (2020). The limited roles of cognitive capabilities and future time perspective in contributing to positivity effects. Cognition, 200,104267. https://doi.org/l 0.1016/j .cognition.2020.104267

Demblon, J., D'Argembeau A. (2014). The organization of prospective thinking: Evidence of event clusters in freely generated future thoughts. Consciousness and Cognition, 24, 75-83. https://doi.Org/10.1016/j.concog.2014.01.002

Finan, L. J., Linden-Carmichael, A. N., Adams, A. R. et al. (2022). Time perspective and substance use: an examination across three adolescent samples. Addiction Research & Theory, 30(2), 112-118. https://www.doi.org/10.1080/16066359.2021.1948537

Guo, M., Lou, Y., Zhang, N. (2022). Consideration of future consequences and self-control mediate the impact of time perspectives on self-rated health and engagement in healthy lifestyles among young adults. Current Psychology. https://doi.org/10.1007/sl2144-022-Q3135-6

Hallford, D. J., Yeow, J. J. E., Fountas, G. et al. (2020). Changing the future: An initial test of Future Specificity

Training (FeST). Behaviour Research and Therapy, 131, 103638. https://doi.org/10.1016/i .brat.2020.103638

Komerova, N., Zvezdina, G., Elagina, M. et al. (2021). Characteristic Features of the Value-Semantic Sphere of Students with Various Attitudes to Past Experience. E3S Web of Conferences, 258, 07065. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807065

Martsin, M. (2019). Beyond Past and Present: Meaning Making, Narrative Self and Future-Orientation. Integrative Psychological and Behavioral Science, 53, 669-678. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09488-1

Miner, A. S., Fleming, S. L., Haque, A. et al. (2022). Uncovering the linguistic characteristics of psychotherapy: a computational approach to measure therapist language timing, responsiveness, and consistency. medRxiv. https://doi.org/10.1101/2022.04.24.22274227

Przepiorka, A., Sobol-Kwapinska, M. (2021). People with Positive Time Perspective are More Grateful and Happier: Gratitude Mediates the Relationship Between Time Perspective and Life Satisfaction. Journal of Happiness Studies, 22, 113-126. https://doi.org/10.1007/s 10902-020-00221 -z

References

Barber, S. J., Lopez, N., Cadambi, K. et al. (2020). The limited roles of cognitive capabilities and future time perspective in contributing to positivity effects. Cognition, 200, 104267. https://doi.org/10.10167i.cognition.2020.104267 Demblon, J., D'Argembeau A. (2014). The organization of prospective thinking: Evidence of event clusters in freely generated future thoughts. Consciousness and Cognition, 24, 75-83. https://doi.org/10.1016/j.concog.2014.01.002

Finan, L. J., Linden-Carmichael, A. N., Adams, A. R. et al. (2022). Time perspective and substance use: an examination across three adolescent samples. Addiction Research & Theory, 30(2), 112-118. https://www.doi.org/10.1080/16066359.2021.1948537

Grineva, O. M. (2020). Psycholinguistic analysis of the concept of 'the meaning of communication'. Questions of psycholinguistics, 4(46), 21-34. (In Russ.).

Guo, M., Lou, Y., Zhang, N. (2022). Consideration of future consequences and self-control mediate the impact of time perspectives on self-rated health and engagement in healthy lifestyles among young adults. Current Psychology. https://doi.org/10.1007/s12144-022-03135-6

Hallford, D. J., Yeow, J. J. E., Fountas, G. et al. (2020). Changing the future: An initial test of Future Specificity Training (FeST). Behaviour Research and Therapy, 131, 103638. https://doi.org/10.1016/j .brat.2020.103638

Komerova, N., Zvezdina, G., Elagina, M. et al. (2021). Characteristic Features of the Value-Semantic Sphere of Students with Various Attitudes to Past Experience. E3S Web of Conferences, 258, 07065. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125807065

Koynova, A. A., Kuzhgelgenova, M. M. (2021). Associative methods of psycholinguistic analysis of speech. Pedagogy and Psychology Bulletin of Southern Siberia, 4, 42-48. (In Russ.).

Kulikov, L. V., Malenova, A. Yu., Potapova, Yu. V. et al. (2022). Psycholinguistic features of network communication of young people with different age and gender characteristics. Bulletin of Omsk University. Series Psychology, 1, 33-44. (In Russ.).

Martsin, M. (2019). Beyond Past and Present: Meaning Making, Narrative Self and Future-Orientation. Integrative Psychological and Behavioral Science, 53, 669-678. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09488-1

Miner, A. S., Fleming, S. L., Haque, A. et al. (2022). Uncovering the linguistic characteristics of psychotherapy: a computational approach to measure therapist language timing, responsiveness, and consistency. medRxiv. https://doi.org/10.1101/2022.04.24.22274227

Petrikova, N. V. (2021). The level of claims and the quality of the content of ideas about the future of high school students. Psychological problems of the Meaning of Life and Acme, 1(1), 236-239. https://www.doi.org/10.24412/cl-35781-2021-1-236-239 (In Russ.).

Popova, O. N. (2020). Forecasting the effectiveness of self-determination of the individual according to the characteristics of the balance of the time perspective. Siberian Psychological Journal, 75, 195-208. (In Russ.).

Przepiorka, A., Sobol-Kwapinska, M. (2021). People with Positive Time Perspective are More Grateful and Happier: Gratitude Mediates the Relationship Between Time Perspective and Life Satisfaction. Journal of Happiness Studies, 22, 113-126. https://doi.org/10.1007/s 10902-020-00221 -z

Rodd, J. M. (2020). Settling Into Semantic Space: An Ambiguity-Focused Account of Word-Meaning Access. Perspectives on Psychological Science, 15(2), 411-427. https://www.doi.org/10.1177/1745691619885860

Samsonenko, L. S. (2019). The study on the future of students at different stages of learning. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 4(29), 355-358. https://www.doi.org/10.26140/anip-2019-0804-0084 (In Russ.).

Shilova, N. P., Brudanov, P. P. (2020). Change of perceptions of the image of the future among youth. Psychologist, 4, 45-59. (In Russ.).

Wu, W., Morales, M., Patel, T. et al. (2022). Modulation of brain activity by psycholinguistic information during naturalistic speech comprehension and production. Cortex, 155, 287-306. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2022.08.002

Zavodchikov, D. P., Lederman, N. N. (2017). The main theoretical and methodological approaches to study the formation the image of professional future. Modern Higher School: innovative aspect, 9 (4(38)), 160-170. (In Russ.).

Об авторах:

Абакумова Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, декан факультета «Психология, педагогика и дефектология», Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, abakira@mail.ru

Азарко Елена Матвеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1),

ORCID, azarkoem@yandex.ru

Комерова Наталья Евгеньевна, ассистент кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный технический университет (РФ, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, komerova.nata@gmail.com

About the Authors:

Abakumova Irina. V., Dr. Sci. (Psychology), Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Psychology, Pedagogy and Defectology, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF) ORCID, abakira@mail.ru

Azarko Elena M., Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of the Department of General and Counseling Psychology, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, azarkoem@y andex. ru

Komerova Natalia E., assistant of the Department of General and Counseling Psychology, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID, komerova.nata@gmail.com

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.