Научная статья на тему 'ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ'

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолингвистика / языковые концепции / когнитивная психология / семантика / коммуникация / обучение иностранным языкам. / psycholinguistics / language concepts / cognitive psychology / semantics / communication / foreign language teaching.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Буграев Н., Бяшимов А., Бяшимов Я., Агаева М.

В данной статье рассматриваются психолингвистические особенности языковых концептов. Исследуются механизмы формирования и развития концептов в сознании индивида, а также их влияние на коммуникативные процессы. В работе анализируются различные теории и подходы к изучению языковых концепций, такие как теория прототипов, семантический дифференциал, концептуальный анализ и другие. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных методов обучения иностранным языкам, а также для анализа и коррекции нарушений языковой компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC ASPECTS OF LANGUAGE CONCEPTS

This article discusses the psycholinguistic features of linguistic concepts. The mechanisms of formation and development of concepts in the mind of an individual, as well as their influence on communication processes, are investigated. The paper analyzes various theories and approaches to the study of language concepts, such as prototype theory, semantic differential, conceptual analysis and others. The results of the study can be used to develop effective methods of teaching foreign languages, as well as to analyze and correct violations of language competence.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ»

УДК 81.23

Буграев Н.

Старший преподаватель, Международный университет нефти и газа им. Ягшигельды Какаева

Туркменистан, г. Ашхабад

Бяшимов А.

Преподаватель,

Международный университет нефти и газа им. Ягшигельды Какаева

Туркменистан, г. Ашхабад

Бяшимов Я.

Преподаватель,

Международный университет нефти и газа им. Ягшигельды Какаева

Туркменистан, г. Ашхабад

Агаева М.

Преподаватель,

Международный университет нефти и газа им. Ягшигельды Какаева

Туркменистан, г. Ашхабад

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВЫХ

КОНЦЕПЦИЙ

Аннотация: В данной статье рассматриваются психолингвистические особенности языковых концептов. Исследуются механизмы формирования и развития концептов в сознании индивида, а также их влияние на коммуникативные процессы. В работе анализируются различные теории и подходы к изучению языковых концепций, такие как

теория прототипов, семантический дифференциал, концептуальный анализ и другие. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных методов обучения иностранным языкам, а также для анализа и коррекции нарушений языковой компетенции.

Ключевые слова: психолингвистика, языковые концепции, когнитивная психология, семантика, коммуникация, обучение иностранным языкам.

Языковые понятия являются краеугольными камнями человеческого общения, служа ментальными репрезентациями объектов, действий, качеств и взаимоотношений в окружающем нас мире. Психолингвистика, наука о ментальных процессах, лежащих в основе языка, проливает свет на то, как мы приобретаем, храним и используем эти понятия. В этой статье мы погружаемся в увлекательный мир психолингвистики, чтобы исследовать сложные взаимоотношения между языком и мышлением в контексте языковых концепций.

Знакомство с языковыми понятиями начинается в младенчестве. Благодаря знакомству с языком и окружающей средой младенцы начинают классифицировать объекты и переживания на основе их общих черт. Этот процесс категоризации имеет решающее значение для формирования понятий. Психолингвистические исследования показывают, что младенцы на удивление хорошо разбираются в этом, демонстрируя раннюю чувствительность к таким основным категориям, как одушевленность (живое и неживое) и природные явления (например, животные, фрукты).

По мере развития детей их способности к изучению языка растут. Они начинают обозначать сформированные ими понятия, связывая слова с соответствующими ментальными репрезентациями. Этот процесс заключается не просто в механическом запоминании - дети активно участвуют в проверке гипотез, совершенствуя свое понимание концепций на основе обратной связи с окружающей средой.

Психолингвисты утверждают, что языковые понятия не хранятся в сознании в виде изолированных объектов. Вместо этого они, вероятно, представлены во взаимосвязанных сетях, имеющих связи с другими родственными понятиями, сенсорной информацией и двигательными действиями. Эта сетевидная структура, иногда называемая семантической сетью, позволяет гибко извлекать понятия и манипулировать ими в процессе создания и понимания языка.

Дальнейшие исследования показывают, что то, как мы взаимодействуем с миром, формирует то, как мы представляем понятия. Например, понятие "чашка" может ассоциироваться с визуальными признаками (цилиндрическая форма, ручка), двигательными действиями (захват, наливание) и даже с ощущением прохладной жидкости, касающейся наших губ. Такое богатое, мультимодальное представление позволяет лучше понять концепцию. Теория воплощения идет еще дальше, предполагая, что сам наш опыт взаимодействия с миром - то, как мы двигаем своим телом и взаимодействуем с объектами, - способствует формированию и репрезентации языковых концепций.

Взаимосвязь между языком и мышлением сложна, ее часто называют улицей с двусторонним движением. Хотя языковые концепции, несомненно, формируют наше представление о мире, наши существующие знания и опыт также влияют на то, как мы воспринимаем и интерпретируем язык. Это двустороннее взаимодействие проявляется в феномене семантической двусмысленности, когда одно и то же слово может иметь несколько значений. Наше понимание контекста и имеющаяся у нас база знаний помогают нам выбрать наиболее подходящее значение для слова в данной ситуации.

Более того, языковое производство в значительной степени зависит от активации понятий и манипулирования ими. Когда мы хотим выразить какую-либо идею, мы извлекаем соответствующие понятия из нашей

ментальной сети и формируем из них грамматически правильное предложение. Этот процесс подчеркивает важнейшую роль языковых понятий в облегчении коммуникации.

Однако влияние языка на мышление выходит за рамки простого обозначения существующих концепций. Исследования показывают, что язык действительно может формировать наше концептуальное понимание. Например, исследования показали, что носители языков с различными системами нумерации (например, классификаторами для определенных категорий объектов) могут демонстрировать незначительные различия в том, как они воспринимают и классифицируют окружающий мир. Это подчеркивает интригующую возможность того, что язык является не просто отражением мысли, но и может играть определенную роль в ее формировании.

Изучение психолингвистических аспектов языковых концепций дает ценную информацию о захватывающем танце между языком и мышлением. Понимая, как мы приобретаем, представляем и используем эти концепции, мы получаем более глубокое представление о сложностях человеческого общения и запутанной работе человеческого разума. Поскольку исследования в этой области продолжают развиваться, мы можем ожидать, что узнаем еще больше об удивительной взаимосвязи между языком и мышлением и о том, как они влияют друг на друга, формируя наше понимание мира.

1. Роль внимания в усвоении понятий:

Внимание играет решающую роль в том, как младенцы и другие дети формируют новые языковые понятия. Исследования показывают, что младенцев привлекают определенные особенности объектов и событий, особенно те, которые выделяются в речи родителей или направлении их взгляда. Это избирательное внимание помогает им классифицировать

объекты и выделять существенные характеристики, которые определяют концепцию.

Например, исследования показывают, что младенцы, которые слышат такие слова, как "бликет", в то время как их воспитатели указывают на новый объект с таким названием, с большей вероятностью впоследствии будут классифицировать похожие объекты как "бликеты". Это показывает, как внимание, направляемое языковыми данными, может влиять на формирование понятий.

2. Влияние двуязычия на концептуальную репрезентацию:

Мозг двуязычного человека открывает уникальную возможность для понимания взаимосвязи между языком и мышлением. Исследования показывают, что люди, владеющие двумя языками, могут обладать более гибкими и детализированными представлениями о понятиях. Постоянно переключаясь с одного языка на другой, их мозг может быть искусен в активизации понятий из обеих лингвистических систем и манипулировании ими. Эта гибкость может проявляться в таких задачах, как решение проблем и категоризация, что потенциально дает двуязычным людям когнитивное преимущество.

3. Нейронные корреляты языковых понятий:

Нейролингвистические исследования раскрывают нейронную основу языковых концепций. Изучая мозговую активность с помощью таких методов, как МРТ и ЭЭГ, ученые выявляют конкретные области мозга, участвующие в обработке концепций. Например, исследования показывают, что области в височной доле имеют решающее значение для получения доступа к слуховым понятиям (например, "собака") и манипулирования ими, в то время как области в теменной доле играют важную роль в обработке визуальных понятий (например, "стул").

Понимание нейронных коррелятов языковых концепций может дать ценную информацию о том, как мозг представляет эти строительные блоки мышления и манипулирует ими.

4. Влияние культуры:

Культура формирует то, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним, и это может повлиять на наши языковые концепции. Например, понятие "время" понимается не всеми. В некоторых культурах существует несколько слов для обозначения различных аспектов времени, что отражает более тонкое понимание по сравнению с культурами, в которых для обозначения времени используется одно слово.

Изучая языковые концепции, используемые в разных культурах, мы получаем более глубокое представление о различных способах, которыми люди классифицируют и осмысливают окружающий мир.

5. Применение в изучении языков и образовании:

Психолингвистические исследования языковых концепций имеют практическое применение в изучении языка и образовании. Понимание того, как приобретаются и репрезентируются концепты, может помочь в разработке более эффективных методов обучения. Сосредоточившись на мероприятиях, способствующих категоризации, вниманию к ключевым особенностям и связям между понятиями, преподаватели могут создать более насыщенную учебную среду, способствующую приобретению нового словарного запаса и более глубокому концептуальному пониманию.

В заключение хотелось бы сказать, что изучение психолингвистических аспектов языковых концепций - это непрерывное путешествие, полное захватывающих открытий. Углубляясь в сложные взаимоотношения между языком и мышлением, мы получаем более глубокое понимание человеческого общения и познания. Эти знания могут быть использованы для улучшения опыта изучения языка, преодоления культурных различий и раскрытия всего потенциала человеческого разума.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. Москва: Издательство МГУ, 1989.

2. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999.

4. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж: издательство Воронежского университета, 1990.

5. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М.: Наука, 1976.

6. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

7. Леонтьев А.А. Психолингвистика и проблемы прикладной лингвистики // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.-Воронеж, 2001.

Bugrayev N.

Senior Lecturer,

International Oil and Gas University Turkmenistan, Ashgabat

Bashimov A.

Lecturer,

International Oil and Gas University Turkmenistan, Ashgabat

Bashimov Ya.

Lecturer,

International Oil and Gas University Turkmenistan, Ashgabat

Agayeva M.

Lecturer,

International Oil and Gas University Turkmenistan, Ashgabat

PSYCHOLINGUISTIC ASPECTS OF LANGUAGE CONCEPTS

Abstract: This article discusses the psycholinguists features of linguistic concepts. The mechanisms of formation and development of concepts in the mind of an individual, as well as their influence on communication processes, are investigated. The paper analyzes various theories and approaches to the study of language concepts, such as prototype theory, semantic differential, conceptual analysis and others. The results of the study can be used to develop effective methods of teaching foreign languages, as well as to analyze and correct violations of language competence.

Keywords: psycholinguistics, language concepts, cognitive psychology, semantics, communication, foreign language teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.