9. Трудовое право России: учебник для бакалавров /под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова.- М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 21.
10. Трудовое право России / И.Г. Выговская, С.В. Колобова, О.С. Королькова и др.; под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова, Саратов, 2014. С. 21.
УДК 159.9
Гаранина Е.В. студент 3 курса
медико - психолого - фармацевтический факультет научный руководитель: Чупина В.Б., к.психол.н.
доцент
Красноярский государственный медицинский университет
им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В статье представлено исследование проблемы образа тела у лиц имеющих нарушения пищевого поведения. В ходе экспериментального исследования установлено, что лицам с нарушениями пищевого поведения необходима коррекция телесного образа Я и формирование психологической устойчивости. Представлена психокоррекционная программа для лиц с нарушениями пищевого поведения.
Ключевые слова: пищевое поведение, образ тела, нарушение пищевого поведения.
Garanina E. V., student 3 courses medical - psycho - pharmaceutical faculty Krasnoyarsk State Medical University them. prof. V.F. Voino-Yasenetsky Russia, Krasnoyarsk Research supervisor: Chupina V.B. candidate of psychological sciences, associate professor Krasnoyarsk State Medical University V.F. Voino-Yasenetsky Russia, Krasnoyarsk PSYCHOLOGICAL INTERVENTION PROGRAM FOR PERSONS
WITH EATING DISORDERS The article presents a study of the problem of body image in persons with eating disorders. In the course of the experimental study found that persons with eating disorders need correction of the physical image of the Self and the formation of psychological stability. The psychocorrection program for persons with eating disorders is presented.
Key words: eating behavior, body image, eating disorders.
Изучение образа тела у лиц с нарушениями пищевого поведения является актуальным направлением современных исследований как в связи с принятием клиентом объективной картины его взаимоотношения с собственным телом и миром в целом, чтобы в дальнейшем осознавать и регулировать нежелательные формы собственного поведения. Так и в связи с уточнением патогенетических механизмов психотерапии нарушений пищевого поведения [2].
Наше исследование проводилось на базе Психологического центра Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ).
Экспериментальную группу составили 12 женщин. Психологическая диагностика проводилось с помощью методики - шкала оценки пищевого поведения (ШОПП, русскоязычная адаптация Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А.).
В контрольную группу вошли 15 женщин. Исследование проводилось с помощью той же методики.
При сравнении результатов первичной диагностики в контрольной и экспериментальной группах мы сделали вывод, что женщины экспериментальной группы имеют нарушения пищевого поведения и корреляционные с ними личностные черты: неэффективность, перфекционизм, неудовлетворенность телом, недоверие в межличностных отношениях, интероцептивная некомпетентность. Эти данные можно интерпретировать как показатель высокого психического напряжения, вызываемый сниженной самооценкой, внешним локусом контроля, замкнутостью и закрепощенностью в межличностных отношениях.
Обследование женщин контрольной группы по методике ШОПП не выявило нарушений пищевого поведения. Однако у некоторых респондентов оказались повышенные показатели по всем субшкалам. Это может свидетельствовать о повышенном эмоциональном дискомфорте, который возможно вызван снижением эмоциональной саморегуляцией в стрессогенных условиях среды, что в будущем может повлиять на деструктивные копинг-стратегии и появление дезадаптивного пищевого поведения.
Согласно итогам диагностики, целью последующей психокоррекционной работы с лицами экспериментальной группы является коррекция телесного образа Я и формирование психологической устойчивости. В основу психокоррекционных занятий взяты упражнения из телесно-ориентированной психотерапии: Дэвида Боаделла, Александра и Лесли Лоуэн, а также Владимира Юрьевича Баскакова.
Задачи психокоррекционной работы:
- развитие рефлексии, направленной на дифференциацию физиологических ощущений от эмоциональных переживаний;
- развитие символического мышления посредством использования эмоциональных слов и фантазий, анализа различных эмоциональных
ситуаций, перевода умозаключений на язык эмоций и телесных ощущений;
- нахождение ресурсных состояний в стрессогенных ситуациях среды;
- развитие коммуникативных навыков, способности устанавливать гармоничные взаимоотношения с окружающими.
Общее количество психокоррекционной работы составило - 30 астрономических часов, всего - 5 встреч по 6 часов один раз в неделю. Каждая встреча была структурирована.
Первый день был посвящен знакомству и повышению доверительного отношения в группе;
Работа второго дня направлена на осознание участницами группы собственной психологической устойчивости, которая является основой в работе со страхами;
Третий день психокоррекционной работы был посвящен дыхательным техникам. Здоровое дыхание задействует весь организм, привлекая к работе практически всю мышечную систему и помогает снять физическое и эмоциональное напряжение, почувствовать собственные ресурсы тела;
Четвертый день посвящен работе, направленной на безоценочное восприятию участницами своего тела и себя как личности в целом;
Пятый заключительный день психокоррекционной работы был посвящен работе с нарушениями принятия окружающего мира.
Данные повторного исследования по методике «Шкала оценки пищевого поведения» свидетельствуют о снижении стейнайнов по всем субшкалам у 100% женщин экспериментальной группы, что говорит о сглаживании характеристик дезадаптивного пищевого поведения. Рассмотрим подробный анализ по каждой субшкале данной методики. Высокое стремление к худобе выявлено у 92% респондентов, что ниже по сравнению с первичной диагностикой на 8%, у остальных испытуемых результаты в пределах нормативных показателей. Это свидетельствует о том, что у 92% испытуемых осталось чрезмерное беспокойство о весе тела, однако наблюдается общее снижение стейнанов по шкале «Стремление к худобе» в сравнении с первичной диагностикой, данный факт может указывать на снижение общего уровня тревоги из-за веса тела. Согласно второй субшкале, у 75% испытуемых остались черты булимии, что ниже на 25% в сравнении с первичной диагностикой. У остальных обследованных женщин экспериментальной группы согласно результатам данной шкалы черты булимии не выявлены. Показатели по шкале «Неудовлетворенность телом» зафиксированы только у 41% женщин всей экспериментальной группы, что по сравнению с первичной диагностикой меньше на 59 %. Данные по третьей субшкале указывают на то, что у 59% женщин экспериментальной группы нормализовалась самооценка и собственное тело не воспринимается как чрезмерно толстое. Следующий фактор - это восприятие своей неэффективности (субъективное чувство личной несостоятельности, беспомощности и неспособности контролировать собственную жизнь). Высокие значения по данному фактору
продемонстрировали только 33% испытуемых по сравнению со 100% обследованных в первичной диагностике. У остальных 66% женщин результаты субшкалы «Неэффективность» находятся в рамках нормативных значений. Следующий показатель для оценки пищевого поведения -перфекционизм, который в контексте нашего исследования понимается как стремление обладать идеальной фигурой и неспособность прощать себе недостатки. 75% испытуемых показали средние значения по данному фактору и только у 25% результаты по данной шкале выше нормативных значений, что в сравнении с первичным исследованием ниже на 8%. Еще один фактор - недоверие в межличностных отношениях, который понимается как чувство отстраненности от контактов с окружающими. Только 17% обследуемых свойственна высокая степень проявления этой характеристики, что ниже на 83% по сравнению с первичной диагностикой, у остальных женщин данная черта не выявлена. Следующий фактор -интероцептивная некомпетентность - определяется как дефицит уверенности в распознавании чувства голода и насыщения. Она в высокой степени присуща 17% респондентов, что ниже на 83% по сравнению с первичными данными, это может говорить о развитии способности к адекватному определению и регулированию своих физических и эмоциональных состояниях у 83% обследованных женщин. Таким образом, сравнивая результаты первичного и вторичного исследования по методике ШОПП у лиц экспериментальной группы, мы можем зафиксировать снижение стейнаной по всем субшкалам у 100% испытуемых, что указывает на общее снижение эмоционального напряжения. Однако черты пищевого дезадаптивного поведения по-прежнему наблюдаются у всех женщин экспериментальной группы.
В контрольной группе при повторной диагностике были замечены незначительные изменения показателей по субшкалам, как в сторону повышения, так и снижения уровня. Это объясняется тем, что во время промежутка между первичной и повторной диагностикой, испытуемые могли подвергаться различным воздействиям внешних факторов, которые могли повлиять на незначительные изменения показателей.
Использованные источники:
1. Вознесенская Т.Г. Типология нарушений пищевого поведения // Ожирение: этиология. - М.: МИА, 2004. - 456 с.
2. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. - С. 99-103.
3. Малкина-Пых И.Г. «Терапия пищевого поведения» // Справочник практического психолога // Litres - 2017. - С. 9-13.
4. Николаева Н.О. Нарушения пищевого поведения: социальные, семейные и биологические предпосылки // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2011. - № 1. - С. 56-68.
5. Савчикова Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемой
веса: дис. ... канд. психол. наук. - СПб.: Наука, 2005. - 208 с.
УДК 1751
Гафиятуллина А.А. студент 4 курса Высшая школа иностранных языков и перевода Институт международных отношений, истории и
востоковедения Казанский Федеральный Университет научный руководитель: Амирханова К.М.
старший преподаватель Россия, г. Казань
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ АНГЛИЙСКИХ МОДАЛЬНЫХ
ГЛАГОЛОВ В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СТАТЕЙ ИЗ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТ ПО ТЕМЕ «ПОЛИТИКА»)
Аннотация: Данная статья посвящена анализу английских модальных глаголов в текстах англоязычных газетных изданий по теме политика. Были рассмотрены американские и британские периодические издания.
Ключевые слова: модальные глаголы, модальность, значения модальности, классификация, периодические издания.
Gafiyatullina A.A.
student
4 year, Higher School of Foreign Languages and Translation Institute of International Relations, History and Oriental Studies
Kazan Federal University Russia, Kazan Scientific adviser: Amirkhanova K.M.
Senior Lecturer
PECULIARITIES OF USING THE ENGLISH MODAL VERBS IN PERIODICALS (ON THE EXAMPLE OF ARTICLES FROM ENGLISH-LANGUAGE NEWSPAPERS ON POLITICS SUBJECT)
Abstract: This article is devoted to the analysis of English modal verbs in the texts of English newspapers on the topic of politics. American and British periodicals were reviewed.
Key words: modal verbs, modality, modal meanings, classification, periodicals.
Довольно долгое время лингвистика изучала понятие модальности, опираясь на такие предметы, как логика, психология, семиотика. Тем не менее до настоящего времени понятие модальность имеет множество толкований. Особую роль в английском языке занимают модальные глаголы, относящиеся к группе вспомогательных глаголов. Данные глаголы не обозначают само действие, а отражают отношение говорящего к действию.