Научная статья на тему 'Психоиммунологические параллели в составлении оздоровительных иммунокорригирующих программ'

Психоиммунологические параллели в составлении оздоровительных иммунокорригирующих программ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жуков С. В., Королюк Е. Г., Сергеева С. Ф., Шайковская Л. П., Федотова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психоиммунологические параллели в составлении оздоровительных иммунокорригирующих программ»

Статья

прогнозирования эффективности освоения им технических систем. На рис. 2-3 представлено максимальное единичное влияние факторов, характеризующих психофизиологические особенности человека, на освояемость технических систем.

% 60 50 40 30 20 10

0........................................

Х1 Х3 Х5 Х15 Х22 Х23 Х31 Р3 Р6 Р20

Рис 2. Величина влияния факторов

Анализ рис. 2-3 позволяет выделить группу психофизиологических факторов, в максимальной степени влияющих на эффективность освоения человеком технической системы. К таким факторам (единичное влияние >5%) можно отнести: уравновешенность нервных процессов; нервозность; время прохождения лабиринта с «наказанием» током при касании; число правильно считанных символов по чёрно-красной таблице Шульте - Платонова; точность и производительность по корректурной пробе с шумовым воздействием; длина предплечья; длина указательного пальца. К факторам, единичное влияние которых <5%, определяющим величину комплексного воздействия факторов, можно отнести силу возбуждения нервной системы, число касаний с «наказанием» током при касании; длину кисти. При данной программе обучения существенными являются результаты поэтапного освоения задач управления объектом (Р3, Рб, Р20,Рю). Полученные ПВК оператора определяют успешность освоения человеком технической системы в целом при заданной программе обучения, определенной условиями проведения эксперимента.

% 5 30 25 20 15 10 5 0

Рис 3. Величина влияния факторов (продолжение рис. 2)

Исследование полученных матмоделей позволяет определить оптимальные интервалы ПВК и выработать требования по профессиональному отбору. Решается задача прогнозирования сроков освоения технической системы человеком в зависимости от его психофизиологических особенностей. Для исследуемых случаев оптимальные интервалы ПВК представлены в табл.

Таблица

Оптимальные интервалы ПВК для различных органов управления системой

Фактор Вариант А Вариант Б

Хьбалл 8-9

Хэ,балл (-3)-(-2), 2-4

Х5,балл 3-10 7-10

Х13, с 5,1-9,3; 17,6-23,8

Х15 20-29

Х16/2 4-14

Х22 0,697-0,76; 0,888-0,984

Х23 443-669

Х31, мм 437-500

Х32, мм 166-171

Х33, мм 91-98

Р3 0,8-1

Р6 0,77-1

Р10 0,6-0,69; 0,86-1

Р20 0,8-0,84

Важным является взаимное влияние факторов при комплексном их воздействии. Необходимость исследования ряда психофизиологических факторов определена тем, что при этом могут возникать синергизм (или суммирование воздействия ряда факторов) и реципрокность (когда добавочный фактор не усугубляет воздействие предшествующих, а как бы его нивелирует).

Выводы. Проведенные теоретико-экспериментальные исследования, показывают, что значимость одного и того же фактора, характеризующего психофизиологические особенности чело-века-оператора, различна и зависит от специфики эксплуатируемой технической системы. Кроме того, оптимальные интервалы для различных технических систем в ряде случаев не совпадают или пересекаются. Учет психофизиологических особенностей человека при проектировании эргатических систем и при их освоении позволяет повысить эффективность их эксплуатации путем поведения мероприятий по профессиональному отбору претендентов, прогнозировать изменение ее эффективности в зависимости от индивидуальных особенностей человека.

УДК340.115.5; 616.89

ПСИХОИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В СОСТАВЛЕНИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИММУНОКОРРИГИРУЮЩИХ ПРОГРАММ

С.В. ЖУКОВ, Е. Г. КОРОЛЮК, С.Ф. СЕРГЕЕВА, Т.А. ФЕДОТОВА, Л.П. ШАЙКОВСКАЯ*

Мероприятия по профилактике заболеваний у детей и подростков могут привести к ощутимым результатам лишь в том случае, если они будут проводиться комплексно в государственном масштабе [1-3]. Системы адаптации (нервная, эндокринная и иммунная) выполняют свои специфические функции, однако это выполнение осуществляется с помощью идентичных механизмов (общие рецепторы, общие медиаторы, общие регуляторные пептиды). Определенный ИЬЛ-фенотип характеризует тип функционирования и нервной, и эндокринной, и иммунной систем, включая и тип высшей нервной деятельности, и параметры памяти, и мышления, и вегетативный статус, и показатели работы иммунной и эндокринной систем [4]. Если же между параметрами психоэмоционального и иммунного статусов существуют взаимосвязи, то их выявление может помочь и в плане выработки скрининговых алгоритмов определения уровня здоровья, и в плане составления индивидуальных оздоровительных программ.

Материалы и методы. Нами обследовано 182 подростка от 13 до 18 лет. Проводили анализ клинико-анамнестических данных, исследовали риск дизадаптации по Гольдбергу, определяли тип родительского отношения в семьях подростков, степень пси-хо-эмоционального выгорания у преподавателей и другие тесты. Из лабораторных методов использовали анализ лейкоцитарной формулы крови, определение фагоцитарной активности нейтро-филов, НСТ-тест спонтанный и стимулированный, количественное определение по Манчини 1§Л, 1§0, 1§М.

Результаты исследования заносились в специально разработанные формализованные карты-анкеты. В картах-анкетах содержались также вопросы об уровне дохода семей, характере питания подростка, условиях проживания семей. Статистическую обработку и математический анализ проводили параметрическими и непараметрическими методами (критерии Хи-квадрат, Стьюдента, корреляционный анализ). При анализе результатов исследования было выявлено, что более трети семей имеют уровень доходов ниже 2000 рублей на человека в месяц. 93% семей проживают в отдельных квартирах, более 34% детей имеют собственную комнату, 40% проживают вместе с братьями или сестрами, 20% имеют индивидуальный уголок в общей комнате (стол, кровать). 80% семей проживают совместно со своими престарелыми родственниками. Малоподвижный образ жизни характерен для 38,6% детей: освобождение от физической культуры, избыточная увлеченность компьютерными играми.

Спортивные секции посещают лишь 30% детей. Число членов семей в более половины случаев в 3-4 раза превосходит число комнат, то есть налицо перенаселенность квартир. 43% подро-

ґп

ш

I? г^-71

пі —Г

Х5 Х13 Х16/2 Х32 Х33 Р10

* Тверская государственная медицинская академия

С.В. Жуков, Е. Г. Королюк, С.Ф. Сергеева и др.

стков обходятся бутербродами с чаем по утрам и 65% «перекусывают» в школьном буфете на большой перемене. 32% подростков полноценно питаются только в 16-17 часов, по возвращению из школы. 63% опрошенных подростков ложатся спать после 24 часов и встают в 7 часов. 21% школьников подрабатывает, чтобы иметь карманные деньги. У 114 (62,6%) подростков выявлена средняя и низкая резистентность (ОРВИ 4 и более раз в год). Некоторые клинико-анамнестические данные обследования подростков представлены в табл. 1.

Таблица 1

Частота встречаемости некоторых клинико-анамнестических данных у подростков

Данные анамнеза ОРВИ 1-3 раза в год Ы= 68 ОРВИ >4 в год N=114 р

Хронич. заболевания 11(16,2%) 42 ( 36,8%) <0,001

Онкозаболевания у родственников 3 (4,4%) 18 (15,8%) <0,001

Перинатальная энцефалопатия 10 (14,7%) 52 (45,6%) <0,001

Кишечные инфекции на первом году жизни 24 (35,3%) 80 (70,2%) <0,001

Дисбактериоз кишечника 32 (47,1%) 96 (84,2%) <0,001

Герпес 2 (2,9%) 15 (13,2%) <0,001

Стоматиты 3 (4,4%) 18 (15,8%) <0,001

Кишечный лямблиоз 1 (1,5%) 38 (33,3%) <0,001

Гельминтозы 2 (2,9%) 18 (15,8%) <0,001

Неврозы 1 (1,5%) 17 (14,9%) <0,001

Черепно-мозговая травма 1 (1,5%) 36 (31,6%) <0,001

Смена места жительства и/или образа жизни 11 (16,2%) 34 (29,8%) <0,001

У подростков со сниженным уровнем резистентности достоверно чаще имеются хроническая патология, отягощенная наследственность, герпес, дисбактериоз кишечника, кишечный лямблиоз, гельминтозы, сенсибилизация к различным аллергенам, наличие психогений в анамнезе, вегето-сосудистые расстройства, вредные привычки (курение) у матерей, неблагоприятное течение у них беременности и родов, искусственное вскармливание детей. То есть в формировании низкой резистентности играет роль сочетание патологии ЖКТ, регуляторных расстройств и нарушений клеточного метаболизма. Обращает на себя внимание факт, что у 85% школьников со средней и низкой резистентностью имеется дисбактериоз кишечника. Патология ЖКТ является важнейшим фактором риска формирования стойких вторичных иммунодефицитов в дальнейшем.

Таблица 2

Данные лабораторного обследования

ОРВИ 1-3 раза в год № 31 ОРВИ >4 раз в год № 44 р

Лейкоциты 4,9+ 0,4 4,5+0,7 -

Лимфоциты 28+2,2 36+3,8 <0,1

Моноциты 6,5+0,27 9,0+1,5 -

Нейтрофилы 52,8+0,45 49,4+0,8 -

Зозинофилы 4,2+1,5 6,8+2,3 -

їй Л г\л 0,7+1,4 1,4+0,7 -

ІйО г\л 11,2+0,33 8,4+0,76 <0,004

їйМ г\л 0,6+0,2 0,7+0,12 -

Фагоцитоз нейтрофилов% 47+11,2 62+8,7 -

НСТ спонт% 23,4+1,4 28+4,2 -

НСТ стим% 34,4+2,6 29+1,5 <0,06

Был проведен сравнительный характер частоты встречаемости различных психогений у подростков с низкой и высокой резистентностью. В целом частота актуальных психогений в анамнезе у подростков с низкой резистентностью выше. К актуальным психогениям относили развод родителей, смерть близких, гиперопеку родителей, конфликты в школе с учителями, со сверстниками, отсутствие понимания, душевной близости с роди-

телями, чувство неуверенности в себе, чувство ненеужности, отвержения. На 1 подростка с высокой резистентностью приходится 1,3 актуальных психогении, а на 1 подростка со средней и низкой резистентностью - 1,9 актуальных психогений. У 75 (41%) подростков удалось провести лабораторное иммунологическое исследование. У подростков с высокой резистентностью оказался ниже лимфоцитоз, выше НСТ стимулированный и иммуноглобулин класса О (табл. 2). Нами были закодированы следующие резюмирующие заключения по иммунограмам: иммунодефицит того или иного звена иммунной системы (количественные показатели элементов иммунной системы ниже среднестатистических), функциональное напряжение того или иного звена (количественные показатели выше среднестатистических), дисбаланс в работе того или иного звена (увеличение одних в сочетании с уменьшением других показателей, характеризующих одно звено иммунной системы), снижение функциональной активности (уменьшение качественных показателей, определяющих функциональное состояние того или иного звена иммунной системы). Исходя из тех лабораторных методов, которые мы использовали для скрининга, мы могли резюмировать: а) иммунодефицит в фагоцитарном звене, если выявляли низкий фагоцитарный индекс, иммунодефицит в гуморальном звене, если выявляли недостаток иммуноглобулинов того или иного класса, в клеточном звене - если выявляли в гемограмме лейкопению, лимфопению, относительную или абсолютную. Функциональное напряжение ставили, если наоборот наблюдали лейкоцитоз, лимфоцитоз, моноцитоз, эо-зинофилию. Если выявляли нейтрофильный лейкоцитоз, то говорили о функциональном напряжении эффекторного фагоцитарного звена, если - лимфоцитоз, говорили о функциональном напряжении регуляторного клеточного звена иммунной системы. Мо-ноцитоз косвенно свидетельствовал о преобладании Т-хелперов 1 типа, а эозинофилия - о преобладании Т-хелперов 2 типа. Дисбаланс в гуморальном звене ставили при увеличении одного и уменьшении другого класса иммуноглобулинов, дисбаланс в фагоцитарном звене ставили, если НСТ спонтанный был выше, а НСТ стимулированный ниже среднестатистических нормативов региональной лаборатории. Функциональная недостаточность могла быть выявлена только в фагоцитарном звене (снижение НСТ стимулированного ниже нормативных показателей). О функциональной недостаточности клеточного звена можно было косвенно судить по отрицательной реакции Манту у привитых (по данным анамнеза). Кодирование иммунограмм особенно полезным может оказаться при наблюдении за подростками в динамике (индивидуальный анализ тенденций изменения под влиянием того или иного воздействия). У 53 (30%) подростков было проведено психологическое тестирование по Гольдбергу. При проведении тестирования по анкете Гольдберга, адаптированной к русскоязычному населению 53 подростков школы 16 г. Твери, у 21 (39,6%) из них было выявлено состояние риска дизадаптации. У подростков с риском дизадаптации достоверно чаще выявляются изменения в иммунограммах по типу функционального напряжения регуляторного клеточного звена иммунной системы, позволяя говорить о связи между нервной и иммунной системами и о продолжении исследования в данном направлении. При обследовании 18 учителей этой же школы у 8 (44,4%) из них было выявлено состояние риска дизадаптации и у 6 (33,3%) из них выявлены признаки психо-эмоционального выгорания. Причем, доминируют симптомы фазы напряжения (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, тревога и депрессия.) При обследовании особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности у 60% учителей выявили рас-суждающе-методичный стиль.

Авторитарный тип родительского отношения в семьях выявлен у 73,9% родителей. При обследовании подростков классов 6-го «А» и 6-го «Б» было выявлено, что в 6-м «А» классе с более высоким уровнем успеваемости (средний бал «4») выявлено больше детей с риском дизадаптации (32% против 12%), с хроническими заболеваниями и детей с низким уровнем резистентности (47% против 15%). Психологическая атмосфера оказалась объективно лучше в шестом «Б» классе. Это класс с более низким уровнем успеваемости. Индивидуальный стиль педагогической

Статья

деятельности классного руководителя шестого «Б» класса эмоционально-методичный (классный руководитель психолог по образованию). Психологическую атмосферу в классе определяли по данным визуально-аналоговой шкалы: вражда-дружба, жадность-щедрость, лживость-правдивость, агрессивность-спокойствие, злость-доброта, зависть-искренность, грубость-вежливость. Детей просили оценить атмосферу в классе по каждому качеству по 10-балльной системе. Психологическая атмосфера в шестом «Б» классе была (р <0,05) добрее и спокойнее.

Заключение. Из анализа результатов проведенной работы можно заключить, что в формировании низкой резистентности и хронической патологии у подростков важна роль и иммунных, и психо эмоциональных нарушений, поэтому при составлении оздоровительных программ у подростков обязательно необходимо включать мероприятия, нормализующие и иммунный, и психологический статус, то есть подход к оздоровлению должен быть комплексным и это должно стать делом общегосударственным, а не только делом медицинских работников. Оздоровление детей и подростков нужно начать с полноценных бесплатных завтраков в школах для всех детей без исключения из качественных и полезных продуктов, с соблюдением всех санитарных норм их приготовления, доставки и потребления (одноразовые пищевые контейнеры, своевременная и правильная обработка рук и т.д.), с борьбы с гиподинамией, с приближения санаторно-курортного восстановительного лечения к детям, создавать «группы переболевших» в школах, создать условия для проведения восстановительного лечения в школах.

Литература

1. Баранов А.А. // Врач.- 1997.- № 8.- С. 28-30.

2. Михайленко А.А. и др. Вторичные иммунодефициты и иммунная недостаточность у детей, методы коррекции, роль и место квантовой терапии.- Тверь - М. 2001.- 120 с.

3. Федотова Т.А., Когут И.Ф. // Тез. Докл. 4-й мед. ассамблеи союза городов Заполярья и Крайнего Севера // Губернская медицина.- Тверь, 2002.- С. 13.

4. Абрамов В.В. Взаимодействие иммунной и нервной систем.- Новосибирск: Наука,1988.- 163 с.

УДК 536.7: 539.86 61: 534.1:577.3: 517.501: 615

КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ В ТРФ-ТОПОГРАФИИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ЛОКАЛИЗАЦИИ ОЧАГОВ ПАТОЛОГИИ В МАММОЛОГИИ И ПУЛЬМОНОЛОГИИ

А.В. БЛАГОДАРОВ, С.В. ВЛАСКИН, М.С. ГРОМОВ*, С.А. ДУБОВИЦ-КИЙ, А.Н. МЕЛЬНИКОВ **, Е.Б.НИКИТИНА *, В.К.ПАРФЕНЮК**,

В.И. ПЕТРОСЯН**, В.Н.ПЛОХОВ***, И.В. ТЕРЕХОВ *

Радиофизические основы транс-резонансной функциональной топографии (ТРФ). Для своевременного выявления заболеваний и построения рациональной тактики лечения требуется активное привлечение в клинику новых, высоко информативных методов исследований, базирующихся на последних достижениях науки и позволяющих вывести диагностику заболеваний на качественно новый уровень. Одним из таких методов, базирующихся на современных открытиях в области радиоволновых технологий, является разработанный метод (ТРФ-топографии) [1]. В основе этого принципиально нового диагностикотерапевтического метода лежит явление резонансно-волнового состояния молекулярной системы живого организма [2-7]. Резонансно-волновое состояние заключается в синхронном колебательном движении молекулярных фрагментов водной компоненты, составляющей 70...80% массы организма, и генерации ими сверхслабых радиоволн на строго определенных, резонансных частотах миллиметрового и дециметрового диапазонов длин волн. Для биотканей в норме это - радиоизлучения в полосах частотой вблизи 50-52 ГГц, 65 ГГц. 100 ГГц, 130 ГГц, 150 ГГц, 1 ГГц и др., которым соответствуют длины волн ~6 мм, 4,6 мм, 3 мм, 2,3 мм, 2 мм и 3 дм (имеются и др. резонансные длины волн). Мощность резонансного радиоизлучения чрезвычайно мала и на-

***Саратовский Военно-медицинский институт

***Компания «Проект «Новые технологии» (Р.МТ.)

*** Клиническая больница Приволжской железной дороги

ходится на уровне ~10-17-10-15 Вт/см2. Это собственные, естественные волны здорового организма. Резонансные радиоволны являются обусловлены активностью метаболических процессов [810]. Наполняя все органы и системы, они выполняют внутреннюю информационно-корректирующую функцию в физиологическом состоянии организма. С прекращением жизни резонансные волны затухают, и остаются лишь тепловые (хаотические) фоновые колебания [11]. В резонансно-волновых процессах реализуется биофизический механизм гомеостаза.

Метод ТРФ-топографии. Разработаны два способа диагностики: амплитудно-резонансный и спектрально-резонансный. Вв обоих вариантах обследование ведется по классическим ана-томо-топографическим областям, чем и объясняется название метода - топография, а аппарата - топограф. В данном сообщении используется амплитудно-резонансный способ.

Амплитудно-резонансный способ заключается в снятии приемной антенной с заданной топографической области уровня радиосигнала на резонансной частоте 1 ГГц (длина волны 1=30 см), стимулированного зондирующим резонансным радиоизлучением на естественной для организма частоте 65 ГГц (длина волны 1=4,6 мм). Возможно использование и других резонансных частот. В качестве физиологически значимого параметра используется отклонение интенсивности принимаемого радиосигнала от коридора нормы, определяемого метрологически и по контрольной группе. Метод реализован в программно-аппаратном комплексе - ТРФ-топографе. Впервые в диагностике патологических состояний человека в качестве диагностической информации используются параметры резонансно-волнового состояния биоткани, а именно, амплитуда принимаемых резонансных волн (радиоотклика) в диапазоне 1 ГГц при зондировании исследуемой области радиоволнами на частоте 65 ГГц (ТР-показатель). Данный показатель отражает интенсивность происходящих процессов клеточного метаболизма в обследуемой топографической области. Это - отличие от применяемых в настоящее время методов инструментальной диагностики, где используется информация о состоянии «вещественной» компоненты биосреды - морфологический подход. Для этого метода диагностики характерна безвредность в связи с низко-интенсивным воздействием естественными для организма радиоволнами КВЧ- и СВЧ-диапазона. Метод является представителем нового направления в медицине - информационно-волновой медицины. При первичной апробации метода в клиниках Саратовского государственного медицинского университета и Саратовского Военно-медицинского института были получены результаты, свидетельствующие о чувствительности метода к воспалительным, дистрофическим и неопластическим процессам в организме человека.

Цель исследования — изучение диагностических возможностей метода было направлено на разработку компьютерных методов обработки данных для дифференциации новообразований молочной железы, локализации и распространенности воспалительных изменений у пациентов с острой пневмонией. Обследование пациентов проводилось в положении сидя. В соответствии со схемой регистрации сигнала датчик устанавливался на выбранную область и в течение 5 с регистрировался уровень радиосигнала в каждой области. Для обработки принимаемого радиосигнала использовались статистические методы, реализованные в пакете 81а11811ка [12]. Оценивалось арифметическое среднее, ошибка среднего, среднеквадратичное отклонение, 95% доверительный интервал средних значений в изучаемых группах. Различие средних в группах оценивалось с помощью однофакторного дисперсионного анализа. С целью получения формализованных критериев диагностики (решающих правил) применялись методы математического моделирования (логистическая регрессия и дискриминантный анализ).

Цель первого направления исследований - показ возможностей первичной и дифференциальной диагностики новообразований молочных желез. При этом в задачу входило получение надежных решающих диагностических правил. Исследование проводилось пациенткам, добровольно согласившимся на него, параллельно с выполнением плановых диагностических процедур. Результаты регистрации ТР показателя разделены на четыре группы: доброкачественные новообразования, злокачественные новообразования, злокачественные новообразования после хи-мио- и лучевой терапии (врачебное вмешательство), контроль. Всего исследование проведено 110 пациенткам. Результаты обследования заносились в электронную таблицу в виде строк и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.