4. Акишева А.В., Симаева И.К. Анализ взаимодействия реального и банковского секторов Республики Мордовия в современных условиях [Электронный ресурс] // Мат-лы Второй республик. науч.-практ. конф. студентов, посвященной 40-летию экономич. фак-та «Экономическое развитие современной России: проблемы и перспективы» - Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2009-2/pdf/10.6_Simaeva.pdf [дата обращения 10.12.2012 г.]
5. Заявление о стратегии развития банковского сектора Российской Федерации до 2015 года Правительства РФ и
Центрального Банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.nwab.ru/content/data/store/.../f_136_20957_2.doc [дата обращения 08.12.2012 г.]
6. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru [дата обращения 20.12.2012 г.]
7. Официальный сайт Федеральной службы статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru [дата обращения 21.12.2012 г.]
УДК 316.62 (075)
ПСИХОГРАММА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ © А.А. Минина1
Псковский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, 180005, Россия, г. Псков, Ленинградское ш., 24.
Автором делается попытка представить психограмму предпринимателя, необходимую в профориентации и формировании образовательной траектории лиц, ориентированных на предпринимательскую деятельность. Имеющиеся в литературе данные уточняются на основе результатов эмпирического исследования. Представлены результаты исследования нейродинамических, когнитивных, регуляторных, эмоциональных, мотивационных свойств личности и свойств самосознания предпринимателей. Выделено пять типов личности предпринимателей.
Табл. 2. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: психограмма; типы личности предпринимателей; предпринимательская деятельность.
ENTREPRENEUR'S PSYCHOGRAM A.A. Minina
Saint-Petersburg State University of Service and Economics, Pskov Branch, 24 Leningradskoe Shosse, Pskov, Russia,180005.
An attempt is made to present a businessman psychogram necessary for career guidance and educational path formation for the people, who plan to be entrepreneurs. The paper specifies the data available in literature on the basis of empirical research. It also presents analysis results of neurodynamic, cognitive, volitional, emotional, motivational personality traits as well as features of entrepreneurial self-consciousness. The author distinguishes 5 types of entrepreneur's personality. 2 tables. 9 sources.
Key words: psychogram; personality types of businessmen (entrepreneurs).
Научный интерес к предпринимательской деятельности и личности предпринимателя в России проявился в 90-х годах ХХ века с возрождением предпринимательства как вида трудовой деятельности. Теоретические и эмпирические исследования личности предпринимателя представлены в экономике (В.С. Агеев, 1991), социологии (Т.Н. Заславская, 1995), философии (В.В. Комаров, 1998) и, конечно, психологии (А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, 1995; Д.Я. Райгород-ский, 2007; А.Е. Чирикова, 1998).
В современной экономической литературе используется термин «предпринимательский потенциал», под которым понимается фактор производства, позволяющий максимально эффективно использовать остальные факторы (природные и человеческие ресурсы, капитал) и представляющий собой социально-детерминированную совокупность возможностей и способностей для организации и осуществления
предпринимательской деятельности его носителями [7]. Термин «предпринимательский потенциал общества» понимается как совокупность всех физических лиц, рассматривающих возможность и/или начавших заниматься предпринимательской деятельностью [8].
В психологической литературе представлены исследования особенностей личности предпринимателей и их социально-психологических характеристик. Исследования особенностей личности соотносятся с традиционной для отечественной психологии тематикой исследования профессионально важных качеств личности и зависят от выбранной авторами модели структуры личности. Определение профессионально важных качеств основано на знании особенностей предпринимательской деятельности, среди которых традиционно выделяют рискованность и неопределенность, инициативность, репрезентацию будущего, высокую психологическую нагрузку в связи с частой
1Минина Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики, тел.: 89211178028, email: [email protected]
Minina Anna, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Management and Economics, tel.: 89211178028, e-mail: [email protected]
необходимостью принимать важные решения и брать на себя ответственность [1].
Содержание личности определяется содержанием социальных, производственных, бытовых, семейных и других отношений личности, а также характеристикой мировоззрения. На основе концепции личности В.Н. Мясищева в отечественной психологии под руководством проф. А.Л. Журавлева и проф. В.П. Познякова наиболее полно исследованы социально-психологические характеристики предпринимателей. Серия «срезов» на протяжении почти двух десятилетий позволила получить эмпирические данные, достаточные как для оценки социально-психологических детерминант деловой активности предпринимателей, так и для оценки динамики этих характеристик. Программа исследований направлена на изучение типологии и динамики социально-психологических особенностей экономического сознания российских предпринимателей, в качестве основных составляющих которого рассматриваются психологические отношения, связанные с предпринимательской деятельностью [6]. Исследование социально-психологических характеристик деловой активности позволило выявить 3 основных фактора предпринимательства:
1) «Результаты (прошлое)» - оценка достигнутых результатов своей деятельности включает удовлетворенность экономическими результатами деятельности, успешность деятельности в настоящее время, оценку жизненного уровня семьи в настоящем и уровня собственного благосостояния.
2) «Успешность (настоящее)» - оценка экономических условий интегрально характеризует личное отношение предпринимателя к той среде, в которой протекает его деятельность, показывает насколько комфортно и уверенно чувствует себя человек в роли предпринимателя. Фактор включает отношение к конкуренции, риску, оценку экономических условий и т.п.
3) «Возможности (будущее)» - оценка собственного потенциала и перспектив развития бизнеса включает оценку ожидаемых изменений своей деловой активности, благосостояния семьи, возможности в повышении бизнеса.
А.Л. Журавлев и В.П. Позняков [6] подчеркивают также необходимость исследования собственно личностных свойств предпринимателей в связи с тем, что социально-психологические феномены (в том числе предпринимательство) обусловлены не только социальными условиями жизнедеятельности личности и группы - социально-психологическими характеристиками, но и индивидуально-психологическими, личностными.
Целью данного исследования явилось определение характеристик личности предпринимателей для построения психограммы предпринимателя.
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 предпринимателей - представителей малого и среднего бизнеса г. Пскова, среди которых 18 мужчин (60%) и 12 женщин (40%), в том числе в возрасте от 19 до 30 лет - 11 человек (37%), от 31 до 45 лет - 19 человек (63%). Многолетние исследования [6] показали сближение социально-психологических характеристик
мужчин и женщин - предпринимателей, а также предпринимателей столицы и регионов, что, по мнению авторов, говорит о завершении процесса формирования российских предпринимателей как относительно однородной по своим социально-психологическим характеристикам социальной группы. Следовательно, нет необходимости формировать отдельно мужскую и женскую выборки исследования.
Для психодиагностики были использованы следующие методики: КЛО - Комбинированный личностный опросник Г.Е. Леевика, методика определения психологического типа личности по Майерс-Бриггс - опросник Д. Кейрси, методика выявления структурных карьерных ориентаций личности и доминирующей ориентации в выборе карьеры «Якоря карьеры» Э.Шейна, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Природные свойства личности в совокупности образуют темперамент. В литературе этому структурному компоненту личности предпринимателя уделено небольшое внимание. Эпизодически подчеркивается экстравертированность предпринимателей и сила нервной системы [2]. Эмпирические результаты показывают небольшое преобладание экстравертирован-ности предпринимателей. Так, по шкале «Экстраверсия (Е) - Интроверсия (I)» опросника Д. Кейрси 70% респондентов получили средние результаты выраженности экстраверсии против 56,7 % - по интровер-сии.
Широко представлены в современной литературе исследования направленности личности предпринимателя, что объясняется ведущей ролью ценностно-мотивационной сферы в формировании его личности. Наиболее общий взгляд на особенности мотивацион-ной структуры предпринимателя выглядит следующим образом. Предпринимателю присущи: острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие; стремление к независимости; желание принести благо обществу; потребности в лидерстве, в самовыражении, самоактуализации [5].
Более глубокий психологический анализ ценност-но-мотивационной сферы личности предпринимателя представлен Чириковой А.Е. [9]. Однако автор не выделяет конкретных мотивационных свойств личности предпринимателя, а описывает особенности динамики его мотивации. С точки зрения автора, основной особенностью предпринимателя является построение его ценностной структуры по процессуальному принципу -«достижение необходимой цели моментально «творит» новую цель, движение к которой является более предпочтительным, что субъективно воспринимается как "недостижение собственных целей" [9, с. 62]. Такой инверсионный образ собственных достижений выражается в высоком уровне мотивационной включенности и эффекте «самомотивации», характерном для творческих людей, что в совокупности позволяет поддерживать внутреннюю мотивацию деятельности на необходимом уровне.
В исследовательской литературе факторы мотивации предпринимательской деятельности, побуждающие к предпринимательскому старту, принято раз-
делять на «толкающие» и «тянущие» [8]. К числу «толкающих» факторов относится неудовлетворенность людей их нынешним положением (отсутствие работы, неудовлетворенность работой: заработной платой, возможностями карьерного роста, отсутствием гибкого графика и т. д.), что вынуждает их открыть свое дело. «Тянущие» факторы мотивации - напротив, свободный выбор авторов в пользу предпринимательской деятельности, с которой они связывают независимость, возможности самореализации и достижения, социальный статус, власть и т.д. На практике мотивация индивида к открытию своего бизнеса чаще всего бывает связана со сложным переплетением «толкающих» и «тянущих» (нужды и выбора) факторов. Так, результаты социологических опросов [2] показывают, что люди хотят получить от предпринимательства: прежде всего, работу; стабильный доход; возможность реализоваться как личность; возможность самостоятельно принимать решения; возможность эффективно использовать свою квалификацию; получать моральное удовлетворение от своей деятельности. Близкие результаты получены В.П. Позняковым, Н.Ю. Ефимовой, О.И.Титовой [6]. Среди мотивов предпринимательской деятельности (по степени убывания значимости) они называют: независимость, обеспеченность, возможность реализовать себя, авторитет у окружающих, возможность общаться с интересными людьми, полезность работы для других.
Большинством авторов мотив независимости выделяется как определяющий, обуславливающий высокую личную ответственность за успехи и неудачи, приобретения и потери; именно с ним связывают возможность действовать в неопределенных рискованных условиях предпринимательской деятельности. Среди признанных всеми авторами мотивов предпринимателей необходимо также указать мотив достижения успеха (в противоположность мотиву избегания неудач) и стремление к соревнованию, конкуренции, риску. Нами получены сходные данные: 43,5% респондентов обладают высокой степенью готовности к риску, 29,9% - средней и только 26,6 - низкой. Американский психолог и философ У. Джеймс еще в конце XIX века описывал феномен предпринимательства как ряд инстинктов, в том числе инстинкт стремления к соперничеству и инстинкт честолюбия.
Содержание и иерархия мотивационной сферы во многом определяется ценностями предпринимателей. По результатам исследования личностных детерминант деловой активности В.П. Познякова, Н.Ю. Ефимовой, О.И. Титовой [6] среди ценностей-целей предприниматели столицы и регионов, мужчины и женщины единодушно ставят на первые места здоровье, семью, материальную обеспеченность, свободу, уверенность в себе и работу. Отличительной особенностью предпринимателей - мужчин явился только больший разброс в оценках здоровья и семьи в сравнении с предпринимателями - женщинами. Единодушие проявляется и в выборе ценностей - средств -это: независимость, честность, ответственность и предприимчивость. Наиболее существенным гендер-ным различием является различие в отношении к та-
ким ценностям-средствам, как терпимость и собственность. Дамы склонны более высоко оценивать терпимость, тогда как мужчины заметно выше оценивают собственность. Значимые различия в инструментальных ценностях выявлены для групп «высокоактивных» и «низкоактивных» предпринимателей. «Высокоактивные» на первое место ставят независимость, а на второе - честность, а «низкоактивные» - наоборот. Кроме того, «высокоактивные» заметно более ценят предприимчивость (4 место против 7-го у «низкоактивных»), богатство (5 место против 8-го), собственность (10 место против 17-го).
Исследование основных ценностей предпринимателей показывает, что они отдают предпочтение ценностям, отражающим ориентацию на личное благополучие и профессиональное саморазвитие. Ценность здоровья, очевидно, связана с высокой напряженностью их работы и необходимостью преодоления чрезмерных умственных или физических нагрузок. Высокая ценность семьи объясняется и ее рекреационной функцией, и тем, что она является символом благополучия и успеха предпринимателя, показателем вложенных в нее средств. В то же время близость с любимым человеком выступает в роли предпочитаемой жизненной ценности у потенциальных предпринимателей и отвергается реальными [6]. Это может быть связано с тем, что активно работающие предприниматели отвергают эмоциональный фон жизни как одну из возможных помех в реализации своего делового потенциала. Отвержение счастья других, чуткости к другим людям объясняется трудностями совмещения общечеловеческих ценностей и детерминант делового успеха, восприятием ориентации на счастье других как проявление слабости, не совместимой с ведением бизнеса [3]. Эмпирическое исследование косвенно подтверждает вывод об отвержении ценности ориентации на благо других людей: респонденты обычно ведут себя с окружающими более прямолинейно, порой без необходимой вежливости и такта. На это указывают результаты, полученные по показателю «Простота - изощренность в поведении» - распределение отклонено в стороны низких значений по этому показателю: 30% респондентов имеют низкие значения, 70% имеют средние значения, нет высоких значений по этому показателю. Более показательными являются результаты по шкале «эмоции / этика» Майерс-Бриггс - более 60% респондентов не руководствуются этическими критериями при принятии решений.
Ряд особенностей присущ процессу целеполога-ния предпринимателей. Прежде всего, это проявляется в умении представлять цель как уже свершившуюся реальность во всех подробностях, конкретизируя все детали [9]. Проведенное исследование позволило выявить высокий уровень целей жизни: полученные результаты отклонены в стороны высоких значений по данному показателю - 56,6 % предпринимателей имеют высокие значения, т.е. испытуемые обычно занимаются планированием своих дел, имеют главную цель на многие годы жизни и проявляют большую настойчивость в достижении своих целей. При этом необходимо отметить, что высокий уровень целей
сочетается со средним уровнем притязаний. Карьерные предпочтения предпринимателей отражены в табл. 1.
Очевиден и предсказуем приоритет предпринимательской карьерной ориентации. Кроме того, лидерами являются ориентации на менеджмент, что связано с набором функций предпринимателя; интеграция стилей жизни, обусловленная многовариантностью организации личности предпринимателя; автономия, ассоциированная с независимостью как терминальной ценностью.
Особенности самосознания предпринимателей выражаются в высокой адекватной самооценке, чувстве собственной значимости и самоэффективности. Однако исследователи предполагают, что последнее является скорее следствием успешных занятий предпринимательской деятельностью, а не условием ее успешности [5; 8]. А.Е. Чирикова [9] особо подчеркивает, что предприниматели имеют адекватную самооценку и высокий уровень чувства самоценности, спокойно относятся к своим недостаткам; некоторые даже настаивают на том, что все их качества полезны, даже если традиционно оцениваются обществом как негативные. Эмпирические данные дополняют эти выводы: по показателю «Неуверенность - уверенность в себе» распределение отклонено в стороны низких значений: 33,3 % имеют низкие значения, 66,7 % имеют средние значения. То есть респонденты обычно очень уверены в себе и своих силах, спокойны и выглядят бесстрашными. Следует также отметить, что по данному показателю вообще нет высоких значений, т.е. можно сказать, что для предпринимателей не свойственны такие качества, как тревожность и ранимость по поводу одобрения и порицания окружающих в свой адрес.
Данные об интеллектуальных свойствах личности предпринимателей противоречивы, что, видимо, объясняется разными подходами к определению понятия. Наиболее часто интеллект определяют как: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности. Большинство исследователей сходятся во мнении о наличии у предпринимателей развитой интуиции и предрасположенности рационально действовать в новой ситуации (диспозиционная теория интеллекта) [1; 9]. Подчеркивается также творческий характер мышления, его критичность, то, что А.Е. Чирикова [9] назвала стремлением к «парадоксальности подхода»: неосознанное стремление к "избеганию стереотипов" в сочетании с
особой чувствительностью к новизне информации и способу ее подачи. Также подчеркивается инновационный характер мышления предпринимателя - заме-
чать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Далее мнения авторов расходятся: одни считают, что лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным («узким») интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации. Другие полагают, что развитый («обширный») интеллект позволяет проявлять себя в разных видах деятельности [4].
Полученные эмпирические данные хорошо согласуются с первой точкой зрения. Именно избирательностью интеллекта можно объяснить то, что предприниматели недостаточно хорошо решают абстрактные задачи: 43,3% получили низкие показатели по шкале «логический интеллект», 36,6% - средние, 20,1% -высокие. А уровень практического стиля мышления в исследованной группе довольно высок: только у 13,3 % респондентов был выявлен мечтательный стиль мышления. Таким образом, предприниматели отлично разбираются в текущих оперативных практических вопросах. Этот факт подтверждается также опорой на логику, а не эмоции при принятии решений: по шкале «логика» Майерс-Бриггс низкие значения получили только 20% респондентов, средние - 66,6%, высокие - 13,3%; по шкале «эмоции / этика» - 63,3%, 16,6%, 20% соответственно.
Опора на интуицию и анализ конкретной информации (здравый смысл) выражены приблизительно в равной степени, так же в равной степени выражены склонность к планированию и действию по обстоятельствам. Эти, противоречивые на первый взгляд, данные А.Е. Чирикова [9] объясняет многовариантностью личностной организации предпринимателя, позволяющей принимать неожиданные непредсказуемые решения и «начинать все заново». Такой «...целостный тип организации личностных процессов ... обусловливает специфический характер работы личности с ситуациями реальности - он включает механизм не последовательной, а целостной оценки ситуации, за счет чего достигается особый внутренний динамизм. Складывается впечатление, что особая работоспособность бизнес-элиты обусловливается именно способностью включать одновременно различные личностные уровни, отвечающие, к примеру, за стратегические и оперативные программы поведения. Целостная организация личностных процессов способствует равномерному развитию взаимоисключающих личностных способностей, например, способ-
Таблица 1
Распределение карьерных ориентаций предпринимателей_
Карьерные ориентации Среднее значение, баллы V, %
Профессиональная компетентность 27,8 30,7
Менеджмент 35,1 21,6
Автономия 33,6 18,4
Служение 31,8 37,2
Вызов 29,03 25,4
П ред принимател ьство 41,3 17,8
Интеграция стилей жизни 34,5 16,5
ности к анализу и действию одновременно. Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые бизнесмены осознают этот целостный тип организации психических процессов, указывая на полезность всех свойств, им присущих» [9, с. 63-64].
Особенности мышления предпринимателя отмечаются исследователями наиболее часто, на втором месте по значимости - волевые качества личности предпринимателя, выполняющие 2 основные функции. Во-первых, они помогают преодолевать инерцию собственного мышления, а также активное и пассивное сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм. Во-вторых, придавая упорства, позволяют отказаться от выполнения нерешаемой задачи без снижения самооценки, что обеспечивает гибкость и оперативность без «застревания» на безнадежных проектах. Необходимость исследования выраженности волевых качеств личности предпринимателя обусловлена скорее «литературным» описанием воли предпринимателей: сильная воля, умение доводить начатое до конца, преодоление трудностей, удерживание тревожности. Такое описание не является корректным с точки зрения научной психологии.
Полученные эмпирические данные представлены в табл. 2. Респонденты в целом показывают высокий уровень уверенности в себе и напряженности. Дисциплинированность, доминантность и уровень самоконтроля оценивают в целом как средние, в сравнении с другими людьми. Такие качества воли существенно влияют на проявления эмоциональной сферы личности, что демонстрирует смещение результатов в сторону низкой эмоциональной чувствительности. Распределение результатов по показателю экспрессии эмоциональных реакций отклонено в сторону бедности проявления, то есть испытуемые выглядят более спокойными, молчаливыми, серьезными.
Предпочтение планирования (ориентация на решение) и предпочтение действовать по обстоятельствам (ориентация на восприятие) выражены в равной мере, отражают многовариантность личностной организации предпринимателя, умение быстро и решительно отказаться от неэффективного плана в пользу эффективного «действия по обстоятельствам».
Согласно типологии Майерс-Бриггс, исследован-
ные предприниматели относятся в основном к двум типам личности. Большинство являются логико-интуитивными рациональными экстравертами (другое название «Предприниматель»). Этот тип личности отличается предприимчивостью, не боится идти на риск, полагаться на свою интуицию, склонен к инновациям, отличается познавательными интересами в самых разных областях. Для данного типа подходит динамичная работа, связанная с коммерческими рисками.
Второй по распространенности тип - логико-сенсорный рациональный экстраверт (другое название «Администратор»). Данный тип личности отличается напористостью и работоспособностью. Координирует деятельность разных людей и подразделений. Обладает развитым чувством долга. Для данного типа подходит управленческая сфера, где необходимо руководить другими людьми.
Поскольку по результатам корреляционного анализа всего массива полученных эмпирических данных было получено большое количество взаимосвязей, было решено прибегнуть к кластерному анализу.
Для проведения процедуры кластерного анализа данные были стандартизированы с помощью z-оценок; выделено 5 групп.
Группа 1 - 43,3% респондентов - «Истинные предприниматели». Характеризуются уверенностью в себе и своих силах, довольно низкой эмоциональной чувствительностью, «толстокожестью», развитым практическим стилем мышления, не склонны принимать решения на эмоциональной основе, но отличаются большой силой воли, хорошим самоконтролем, высоким уровнем самоорганизации, лидерскими качествами, рациональностью в принятии решений.
Группа 2 - 30% респондентов - «Вдохновители». Спокойны, не стремятся к высоким результатам, в
общении с людьми отличаются легкостью, социальной активностью, предприимчивостью, склонностью к риску, тактичностью, некоторой неуверенностью в себе.
Группа 3 - 6,67% респондентов - «Эмоциональные». Эмоциональны, доверчивы, без определенной цели, не склонны ориентироваться на обобщенную информацию и предпочитают действовать по обстоятельствам. Общительны, открыты, эмоционально экс-
Таблица 2
Выраженность эмоционально-волевых качеств предпринимателей_
Показатели Низкое Среднее Высокое значе-
значение, % значение, % ние, %
Экспрессия эмоциональных реакций (бедность - богатство) 30 56,6 13,3
Уверенность - неуверенность в себе 33,3 66,7 0
Низкая - высокая эмоциональная чувствительность 66,7 13,3 20
Расслабленность - напряженность 0 83,3 16,7
Низкая - высокая 16,6 76,6 6,6
дисциплинированность
Низкий - высокий самоконтроль 3,3 96,7 0
Подчиненность - доминантность при поведении в 10 86,7 3,3
группе
Ориентация на решение 33,4 60 6,6
Ориентация на восприятие 33,3 50 16,7
прессивны, с развитыми интуицией, чувством долга, независимостью, самостоятельностью. Способны проявлять лидерские качества и рисковать.
Группа 4 - 10% респондентов - «Интеллектуалы». Характеризуются редким проявлением инициативы, низкой общительностью и изобретательностью в работе; не склонны ориентироваться на обобщенную информацию, имеют низкий уровень готовности к риску, но отличаются высоким уровнем независимости и самостоятельности, предпочитают собственное мнение, не любят компромиссы. Имеют высокий уровень умственных способностей и развитое логическое мышление.
Группа 5 - 10% респондентов - «Упорные». Малообщительны, часто соглашаются с большинством, внешних проявлений эмоциональных реакций немного, неустойчивы в интересах, недостаточно ответственны и дисциплинированны, с низким уровнем развития логического мышления и стремления к управле-
нию другими людьми. Недоверчивы к окружающим, стремятся к высоким результатам, проявляют настойчивость и упорство в достижении личных целей, имеют главную цель на многие годы жизни и систему ближайших тактических целей.
Выделенные типы личности предпринимателей имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения предпринимательской деятельности, требуют дальнейшего изучения с целью установления их успешности и сферы приложения сил каждого типа.
Построение психограммы предпринимателя позволяет прогнозировать возможность выбора предпринимательской деятельности, то есть осуществлять соответствующую профориентационную работу. Кроме того, знание психограммы предпринимателя позволяет строить образовательный профиль и профиль развития для потенциальных предпринимателей с учетом их «отличия от предпринимательского профиля».
1. Агеев А.И. Предпринимательство: Проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991. 112 с.
2. Акперов И.Г., Масликов Ж.В. Психология предпринимателя: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 425 с.
3. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимателя и бизнеса: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбГУ, 2004. 544 с.
4. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. Л.: Лениздат, 1986. 160 с.
5. Павлова А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда // Мир психологии. 2005. № 1. С. 170 - 178.
6. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социально-психологические характеристики деловой активности российских
Библиографический список
предпринимателей: структура, динамика, региональные особенности [Электронный ресурс] / Российские предприниматели в изменяющемся мире: Возобновляемая электронная база данных социально-психологического мониторинга: [сайт]. [2011]. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/ rossijskie/socialnops.html (дата обращения: 25.11.2011)
7. Чепляева И.В. Предпринимательский потенциал: Проблемы формирования и использования в российской экономике: дис.... канд. эконом. наук. 08.00.07 / И.В. Чепляева. Саратов, 1999. 168 с.
8. Чепуренко А.Ю., Тихомирова Н.Е. Предпринимательский потенциал // Мир России. 2004. №1. С. 34-51.
9. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 1998. Т. 19, №1. С. 62-74.
УДК 651.2.001.76
АЛГОРИТМ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_ Л о
© А.С. Нечаев1, А.В. Прокопьева2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Восточно-Сибирский институт экономики и права, 664050, Россия, г. Иркутск, ул. Байкальская, 258 «А».
С каждым этапом изучения рисков в инновационной деятельности появлялось все больше интересных фактов и предложений по усовершенствованию системы управления рисками. Детально проанализирован процесс и разработан алгоритм управления рисками в инновационной деятельности. Использование алгоритма процесса управления рисками в инновационной деятельности позволяет создать инструментарий, обеспечивающий максимально качественный и оперативный анализ рисков инновационной деятельности, что позволяет нейтрализовать в будущем возможные риски. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: процесс управления рисками в инновационной деятельности; инновационная деятельность; критерии эффективности управления рисками; методы управления рисками; методика совокупной оценки рисков в инновационной деятельности предприятия.
1 Нечаев Андрей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952) 941258, e-mail: [email protected]
Nechaev Andrei, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: (3952) 941258, email: [email protected]
2Прокопьева Анна Владимировна, аспирант кафедры финансов и бухгалтерского учета, тел.: 89149144931, e-mail: [email protected]
Prokopyeva Anna, Postgraduate of the Department of Finance and Accounting, tel.: 89149144931, e-mail: [email protected]